В целях реализации государственной политики в сфере образования, обеспечения прав педагогических работников на аттестацию, для регламентирования процессов аттестации и в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года N 209 приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1 Регламент организации процедуры аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Пермского края;
1.2 Положение об аттестационных комиссиях Министерства образования Пермского края;
1.3 Положение об экспертных группах по аттестации педагогических работников Пермского края.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра образования, начальника управления качества образования Кассину Р.А.
Министр |
Н.Я. Карпушин |
Регламент
организации процедуры аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Пермского края
(утв. приказом Министерства образования Пермского края от 25 марта 2011 г. N СЭД-26-01-04-80)
I. Общие положения
1.1. Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
1.2. Основными задачами аттестации являются:
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
- повышение эффективности и качества педагогического труда;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
- обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
1.3. Основными принципами аттестации являются: коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
II. Организация аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
2.1. Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).
2.2. Аттестации не подлежат:
- педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
- беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
2.3. Аттестация педагогических работников с целью установления соответствия занимаемой должности является обязательной, если педагогические работники не имеют квалификационной категории. Отказ работника от прохождения указанной аттестации относится к нарушению трудовой дисциплины.
2.4. Необходимость и сроки представления педагогических работников для прохождения ими аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности определяется работодателем. Основанием для проведения аттестации является представление работодателя (далее - представление).
2.5. Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его деятельности по занимаемой должности, информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации, сведения о результатах предыдущих аттестаций.
С представлением педагогический работник должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее, чем за месяц до дня проведения аттестации.
После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя.
2.6. В образовательном учреждении издается приказ в отношении педагогических работников, подлежащих аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемым должностям.
2.7. Информация о дате, месте и времени проведения аттестации письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее, чем за месяц до ее начала.
2.8. Педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в форме компьютерного теста по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности в присутствии членов аттестационной комиссии.
2.9. Если квалификационное испытание и заседание аттестационной комиссии проходят за пределами населенного пункта, в котором проживает педагогический работник, то работодатель, в соответствии с коллективным договором, должен обеспечивать за счет средств образовательного учреждения участие работников в аттестационных процедурах.
2.10. По результатам аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
- соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);
- не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).
2.11. В случае признания педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
2.12. Педагогические работники, получившие отрицательную оценку при тестировании, подлежат аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности через три месяца после проведения тестирования.
2.13. Приказ о соответствии педагогического работника занимаемой должности издается Министерством образования Пермского края в течение месяца после принятия решения аттестационной комиссией.
III. Организация аттестации педагогических работников на первую или высшую категории
3.1. Аттестация педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления педагогического работника. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, о чем письменно уведомляет аттестационную комиссию. Аттестуемого, изъявившего желание лично присутствовать на аттестационной комиссии, представляет специалист муниципального органа управления образованием или руководитель государственного образовательного учреждения. Аттестуемый, изъявивший желание лично присутствовать на аттестационной комиссии, обязан отвечать на вопросы членов комиссии.
3.2. Порядок аттестации педагогических работников на первую квалификационную категорию не предусматривает условия предварительного прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия его занимаемой должности.
3.3. Претендовать на высшую квалификационную категорию согласно заявлению может педагогический работник, имеющий первую квалификационную категорию, если срок ее действия не истек.
3.4. Порядком аттестации педагогических работников не предусматривается установление централизованных сроков подачи заявлений работниками и периода проведения аттестации в течение года.
Заявление педагогическим работником должно быть подано заблаговременно не менее чем за три месяца до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории. Это время будет использовано аттестационной комиссий для рассмотрения заявления (1 месяц), а также для проведения аттестации, продолжительность которой для каждого педагогического работника не должна превышать 2-х месяцев.
3.5. Заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи.
3.6. Процедура аттестации состоит из трех обязательных этапов, которые педагогический работник проходит последовательно:
1 этап - компьютерное тестирование;
2 этап - электронное портфолио;
3 этап - заседание аттестационной комиссии.
3.7. Педагогические работники, получившие отрицательную оценку на одном из этапов аттестационных процедур, к следующему этапу не допускаются.
3.8. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев.
3.9. Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагогическим работникам действительна в течение пяти лет.
3.10. Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
- владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
- вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
- имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
3.11. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
- имеют установленную первую квалификационную категорию;
- владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
- имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
- вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
3.12. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
а) уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;
б) уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.
3.13. Приказ о присвоении квалификационной категории (первой или высшей) издается Министерством образования Пермского края в течение месяца после принятия решения аттестационной комиссией.
3.14. При принятии решения аттестационной комиссии о несоответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия.
3.15. Педагогический работник, в отношении которого аттестационной комиссией принято решение о несоответствии его уровня квалификации требованиям к квалификационной категории (первой или высшей), признается не имеющим категории, если срок действия категории, установленный ранее, истек.
3.16. Педагогические работники, получившие отрицательное экспертное заключение, через год после принятия данного решения могут вновь подать заявление на первую или высшую квалификационную категорию, если срок действия первой категории не истек.
3.17. Педагогические работники, в отношении которых аттестационной комиссией принято решение о несоответствии уровня их квалификации требованиям к квалификационной категории (первой или высшей), могут через год после принятия данного решения вновь подать заявление на первую квалификационную категорию.
3.18. Педагогические работники могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.10. Педагогическим работникам, успешно выполнившим компьютерный тест, но в отношении которых аттестационной комиссией принято решение о несоответствии уровня их квалификации требованиям к квалификационной категории (первой или высшей), результаты тестирования могут быть засчитаны при аттестации на соответствие занимаемой должности.
4.12. Квалификационные категории сохраняются при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе, расположенное в другом субъекте Российской Федерации в течение срока ее действия.
Положение
об аттестационных комиссиях Министерства образования Пермского края
(утв. приказом Министерства образования Пермского края от 25 марта 2011 г. N СЭД-26-01-04-80)
I. Общие положения
1.1. Аттестация педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Пермского края проводится аттестационными комиссиями, формируемыми Министерством образования Пермского края.
1.2. Настоящее положение регламентирует порядок работы аттестационных комиссий Министерства образования Пермского края (далее - аттестационные комиссии).
1.3. Основная задача аттестационных комиссий:
проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и учреждений других форм собственности, реализующих основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, специального (коррекционного) образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы, на предмет:
- присвоения педагогическим работникам высшей квалификационной категории;
- присвоения педагогическим работникам первой квалификационной категории;
- подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).
1.4. Основные принципы деятельности аттестационной комиссии: объективность; компетентность; гласность; соблюдение норм профессиональной этики.
II. Формирование аттестационных комиссий, их состав и порядок работы
2.1. Аттестация педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится аттестационной комиссией при Министерстве образования Пермского края и территориальными аттестационными комиссиями.
2.2. Формирование аттестационных комиссий осуществляется Министерством образования Пермского края. Персональный состав территориальных аттестационных комиссий может быть сформирован с учетом предложений соответствующих муниципальных органов управления образованием.
2.3. Аттестационная комиссия формируется в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии из числа представителей органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений и работников образовательных учреждений.
2.4. Аттестационная комиссия при Министерстве образования Пермского края проводит:
- аттестацию на высшую квалификационную категорию педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- аттестацию на первую квалификационную категорию и аттестацию с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности для педагогических работников государственных (краевых) образовательных учреждений.
2.5. Территориальные аттестационные комиссии проводят:
- аттестацию на первую квалификационную категорию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений;
- аттестацию с целью установления соответствия занимаемой должности педагогических работников муниципальных образовательных учреждений;
- первый этап аттестации (тестирование) на высшую квалификационную категорию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений.
2.6. При проведении аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает данный педагогический работник. Первичная профсоюзная организация решением своего выборного коллегиального органа может передавать свои полномочия представителю вышестоящего профсоюзного органа - территориальной (муниципальной) организации.
2.7. Для проведения аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), аттестационными комиссиями создаются экспертные группы для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационных комиссий.
2.8. Состав аттестационных комиссий и экспертных групп формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационными комиссиями решения.
2.9. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов. Персональный состав всех аттестационных комиссий утверждается приказом Министерства образования Пермского края.
2.10. Графики работы аттестационных комиссий утверждаются ежегодно приказом Министерства образования Пермского края.
III. Права и обязанности членов аттестационной комиссии
3.1. Председатель комиссии:
- руководит деятельностью комиссии;
- проводит заседание комиссии;
- распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии.
3.2. Секретарь комиссии:
- принимает заявления на прохождение аттестации;
- оформляет аттестационные листы и протоколы;
- в течение месяца готовит протокол заседания аттестационной комиссии и направляет в Министерство образования Пермского края аттестационные листы для издания приказа;
- оформляет аттестационные листы в соответствии с решением аттестационной комиссии.
3.3. Члены комиссии имеют право:
- участвовать во всех мероприятиях, связанных с вопросами аттестации педагогических работников, в том числе присутствовать при проведении квалификационных испытаний в форме компьютерного тестирования;
- задавать вопросы аттестуемым;
- вносить предложения по организации работы аттестационной комиссии;
- осуществлять экспертную оценку деятельности аттестуемого.
Педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в форме компьютерного тестирования по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности в присутствии членов аттестационной комиссии.
- защищать права аттестуемых;
3.4. На период участия в работе комиссии за её членами сохраняется заработная плата по основному месту работы.
3.5. Члены комиссии обязаны:
- знакомиться с документами, предоставляемыми на аттестуемых;
- соблюдать требования законодательства РФ по защите персональных данных граждан;
- обеспечивать объективность принятия решения в пределах компетенции;
- соблюдать конфиденциальность и корректность;
- присутствовать на каждом заседании комиссии, в случае невозможности участвовать в работе аттестационной комиссии сообщать об этом секретарю не менее чем за 3 дня до начала заседания.
IV. Реализация решений аттестационной комиссии
4.1. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствии аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический работник прошел аттестацию.
4.2. По результатам проведённой аттестации комиссия принимает по каждому педагогическому работнику одно из решений:
- соответствует высшей квалификационной категории;
- не соответствует высшей квалификационной категории, соответствует первой квалификационной категории;
- не соответствует первой квалификационной категории, соответствует занимаемой должности;
- не соответствует занимаемой должности.
4.3. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.
4.4. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дня подписания председателем, секретарем комиссии и заносится в аттестационный лист педагогического работника.
4.5. В аттестационный лист педагогического работника, в случае необходимости, аттестационная комиссия заносит рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.
4.6. При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций работодатель не позднее чем через год со дня проведения аттестации педагогического работника представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника.
4.7. Решение аттестационной комиссии, о соответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, заносится в протокол аттестационной комиссии.
4.8. Решение аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников утверждается приказом Министерства образования Пермского края.
4.9. Аттестационный лист и выписка из приказа Министерства образования Пермского края направляются работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссии для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
4.10. Аттестационный лист и выписка из приказа Министерства образования Пермского края хранятся в личном деле педагогического работника.
4.11. Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положение
об экспертных группах по аттестации педагогических работников Пермского края
(утв. приказом Министерства образования Пермского края от 25 марта 2011 г. N СЭД-26-01-04-80)
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет требования к деятельности экспертных групп, осуществляющих экспертизу аттестационных материалов педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Пермского края с целью установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).
1.2. Основные принципы и подходы осуществления экспертной оценки: компетентность, открытость, соблюдение норм профессиональной этики.
1.3. Экспертиза деятельности педагогов, аттестующихся на первую или высшую квалификационную категорию, проводится в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 N 209).
1.4. Персональный состав экспертных групп утверждается приказом Министерства образования Пермского края.
II. Требования к уровню компетентности экспертов по аттестации педагогических работников в Пермском крае
2.1. Настоящие требования применяются к уровню компетентности экспертов, осуществляющих экспертизу аттестационных материалов, представленных педагогическими работниками государственных и муниципальных образовательных учреждений Пермского края для аттестации на первую или высшую квалификационную категорию.
2.2. Эксперт обязан:
- знать нормативно-правовые основы аттестации педагогических работников;
- иметь высшее образование и опыт работы в образовательных и (или) научных организациях, и (или) в органах государственной власти, и (или) в органах местного самоуправления, и (или) в организациях, обеспечивающих контроль качества профессиональной педагогической деятельности. Общая продолжительность работы эксперта в указанных органах и (или) организациях должна составлять не менее трех лет;
- иметь высшее образование и опыт работы в образовательных учреждениях начального и (или) среднего профессионального образования при экспертизе аттестационных материалов педагогических работников образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
- уметь устанавливать соответствие (несоответствие) содержания электронного портфолио требованиям, предъявляемым к квалификационной категории (первой или высшей);
- уметь документально оформлять результаты экспертизы, готовить экспертное заключение.
2.3. Руководитель экспертной группы:
- руководит деятельностью экспертной группы;
- проводит заседание экспертной группы;
- распределяет обязанности между членами экспертной группы.
2.4. Член экспертной группы:
- оценивает материалы электронного портфолио в соответствии с Положением об электронном портфолио;
- устанавливает соответствие результатов образовательной деятельности обучающихся требованиям к квалификационной категории (первой или высшей);
- указывает в экспертном заключении направления деятельности, по которым педагог и его обучающиеся (воспитанники) имеют наиболее высокие результаты, а также основные достоинства и недостатки;
- в зависимости от количества набранных баллов эксперт делает вывод о соответствии (несоответствии) материалов первой (высшей) квалификационной категории;
- составляет экспертное заключение в соответствии с требованиями.
III. Порядок проведения экспертизы аттестационных материалов
3.1. Аттестуемый размещает материалы в электронном портфолио до начала аттестации.
3.2. Эксперт анализирует материалы электронного портфолио только тех педагогических работников, которые успешно выполнили тестовые задания.
3.3. Руководитель экспертной группы распределяет портфолио аттестуемых среди экспертов своей группы.
3.4. Эксперт осуществляет экспертизу электронного портфолио, составляет экспертное заключение в соответствии с требованиями, подписывает экспертное заключение у руководителя экспертной группы.
3.5. Руководитель экспертной группы предоставляет экспертное заключение аттестуемому до первого числа месяца, в котором запланирована аттестация.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Пермского края от 25 марта 2011 г. N СЭД-26-01-04-80 "Об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Пермского края"
Текст приказа опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 15 августа 2011 г. N 32 (160)
Приказом Министерства образования и науки Пермского края от 9 декабря 2015 г. N СЭД-26-01-04-986 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования Пермского края от 13 декабря 2012 г. N СЭД-26-01-04-510
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с 25 марта 2011 г.
Приказ Министерства образования Пермского края от 8 ноября 2012 г. N СЭД-26-01-04-435
Приказ Министерства образования Пермского края от 31 октября 2012 г. N СЭД-26-01-04-427
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 25 марта 2011 г.
Приказ Министерства образования Пермского края от 16 апреля 2012 г. N СЭД-26-01-04-156
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа
Приказ Министерства образования Пермского края от 13 марта 2012 г. N СЭД-26-01-04-70
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа
Приказ Министерства образования Пермского края от 6 февраля 2012 г. N СЭД-26-01-04-25
Приказ Министерства образования Пермского края от 7 ноября 2011 г. N СЭД-26-01-04-412
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 25 марта 2011 г.
Приказ Министерства образования Пермского края от 9 сентября 2011 г. N СЭД-26-01-04-333
Приказ Министерства образования Пермского края от 18 августа 2011 г. N СЭД-26-01-04-315
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 25 марта 2011 г.