Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом Министерства социального развития Пермского края от 13 января 2011 г. N СЭД-33-01-02-1 настоящий приказ дополнен приложением 11
Приложение 11
к приказу Министерства социального
развития Пермского края
от 7 сентября 2010 г. N СЭД-33-01-01-254
Государственный стандарт
социального обслуживания населения Пермского края "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления"
1. Область применения
Настоящий государственный стандарт распространяется на услуги детям в организациях и учреждениях (далее - учреждениях) отдыха и оздоровления независимо от форм собственности.
Настоящий стандарт устанавливает виды этих услуг, их состав, формы, порядок и условия предоставления.
2. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 26265, ГОСТ Р 52495 и следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 отдых детей и их оздоровление: Совокупность мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности, развитие творческого потенциала в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
2.2 организации (учреждения) отдыха детей и их оздоровления: организации различных организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления: детские оздоровительные лагеря (загородные детские оздоровительные лагеря, лагеря дневного и круглосуточного пребывания детей и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, учреждения социального обслуживания или их структурные подразделения и др.
Учреждения отдыха детей и их оздоровления могут быть стационарными (специально созданными с целью обеспечения отдыха детей и их оздоровления и временно приспособленными (в том числе передвижными, палаточными с круглосуточным или дневным пребыванием на базе образовательных, досуговых, спортивных учреждений, учреждений социального обслуживания, клубов по месту жительства, санаторно-курортных учреждений).
3. Общие положения
3.1 Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями законов Российской Федерации, ГОСТ Р 26265, ГОСТ Р 50644, ГОСТ Р 50690, ГОСТ Р 51185, ГОСТ Р 52143.
3.2 При предоставлении услуг детям учреждения отдыха и оздоровления должны обеспечить их защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства.
3.3 В учреждениях отдыха и оздоровления детей следует строго соблюдать установленные федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции; недопустимо распространение продукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Эти меры призваны обеспечивать здоровье, физическую, интеллектуальную, нравственную и психическую безопасность детей.
3.4 При оказании услуг детям в учреждениях отдыха и оздоровления следует использовать настольные, компьютерные и иные игры, игрушки и игровые сооружения, содействующие благоприятному развитию ребенка и обеспечивающие его безопасность.
3.5 Объем и качество услуг детям в учреждениях отдыха и оздоровления подвергают внешнему контролю уполномоченных на то органов исполнительной власти и организаций, приобретающих путевки для отдыха и оздоровления детей, а также оценке соответствия требованиям настоящего стандарта в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в установленном порядке.
3.6 Для обеспечения необходимого качества услуг, предоставляемых детям учреждением отдыха и оздоровления, должны соблюдать следующие основные условия:
а) наличие и состояние документации, в соответствии с которой работает учреждение;
б) условия размещения учреждения;
в) укомплектованность учреждения необходимыми специалистами и уровень их квалификации;
г) техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, спортивное и туристское снаряжение, транспорт и т.д.);
д) наличие системы внутреннего контроля качества предоставляемых услуг.
3.6.1. Наличие и состояние документации
В состав документации должны входить:
а) устав учреждения и (или) положение об учреждении, зарегистрированные в установленном порядке;
б) штатное расписание;
в) руководства, приказы, правила, инструкции, методики, планы и программы работы с детьми;
г) заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной инспекции;
д) документация на имеющиеся здания, оборудование, приборы, аппаратуру, спортивное и туристское снаряжение;
е) национальные стандарты Российской Федерации, технические регламенты;
ж) финансово-хозяйственная и медицинская документация;
и) положение (приказ) о проведении внутреннего контроля.
3.6.1.1 Устав учреждения должен включать в себя:
а) полное, сокращенное и фирменное наименование и предназначение учреждения;
б) сведения об учреждении, организационно-правовая форма;
в) источники финансирования;
г) какими нормативно-правовыми актами руководствуется учреждение в своей деятельности;
д) юридический статус и адрес учреждения;
е) цели и основные задачи деятельности учреждения;
ж) предмет деятельности учреждения (структурные подразделения учреждения, предоставляемые услуги, обслуживаемые группы детей, порядок и условия предоставления услуг).
3.6.1.2 Положение об учреждении должно включать в себя:
а) предназначение учреждения;
б) основные задачи деятельности учреждения, группы обслуживаемых детей;
в) порядок создания, содержания, реорганизации учреждения;
г) юридический статус, ведомственная принадлежность, источники финансирования;
д) правила внутреннего распорядка;
е) порядок и условия принятия (зачисления) детей на обслуживание и снятия с него;
ж) правила и обязанности персонала учреждения, детей и их родителей;
з) структурные подразделения учреждения, объем, порядок и условия предоставления ими услуг.
3.6.1.3 Штатное расписание утверждает руководитель организации (учреждения) в пределах имеющегося фонда оплаты труда; оно должно подтверждать обеспеченность предоставляемых услуг специалистами необходимой квалификации в количестве, установленном в соответствии с требованиями действующего законодательства.
3.6.1.4 Руководства, правила, должностные и прочие инструкции, методики, планы и программы утверждает руководитель учреждения; они должны регламентировать процесс предоставления социальных услуг, определять состав, объем, формы и методы их предоставления и контроля, устанавливать направления и формы работы с детьми.
3.6.1.5 Заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора о соответствии состояния учреждения и территории, на которой оно располагается, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
3.6.1.6 Декларация о соблюдении на объекте правил пожарной безопасности.
3.6.1.7 Акт обследования объекта на соблюдение правил пожарной безопасности.
3.6.1.8 Документация на имеющиеся в учреждении оборудование, приборы, аппаратуру, спортивное и туристское снаряжение, необходимая для их правильной эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном и безопасном состоянии.
3.6.1.9 Национальные стандарты Российской Федерации, технические регламенты - нормативные документы, устанавливающие характеристики продукции (продовольственной продукции, технических средств оснащения и т.п.), правила предоставления и характеристики оказываемых услуг учреждениями отдыха и оздоровления детей и в смежных областях - туризм, экскурсионное обслуживание, общественное питание и т.п.
3.6.1.10 Финансово-хозяйственная документация, которая должна отражать состояние финансовой и хозяйственной деятельности учреждения.
3.6.1.11 Медицинская документация, отражающая состояние медицинского обслуживания детей.
3.6.1.12 В учреждении должен осуществляться регулярный контроль за состоянием документации, включение в нее необходимых изменений и изъятие из обращения устаревших документов.
3.6.2. Условия размещения учреждения
3.6.2.1 Эколого-климатическая характеристика местности, ландшафт и оформление участка, на котором располагают учреждение, архитектура зданий и сооружений учреждения должны обеспечивать создание благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей.
3.6.2.2 Учреждение должно быть размещено в специально предназначенном стационарном или временном здании или в помещениях, которые должны быть обеспечены всеми необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания, охраной, оснащены средствами стационарной и мобильной связи и пожарной безопасности.
3.6.2.3 По своим размерам, состоянию и оборудованию здания и помещения, в которых размещены учреждения, должны соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, а также требованиям пожарной безопасности. Территория, на которой размещается, организация (учреждение) должна соответствовать требованиям СанПиН.
3.6.2.4 При наличии открытого или закрытого водоема должно быть разрешение на его использование в целях купания, выданное органами управления Роспотребнадзора по Пермскому краю.
3.6.3. Укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация
3.6.3.1 Учреждение должно располагать необходимым количеством специалистов в соответствии со штатным расписанием и требованиям СанПиНов.
3.6.3.2 Каждый специалист должен иметь соответствующее (специальное) образование, соответствующий уровень квалификации и профессиональной подготовки, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения должностных обязанностей, перед поступлением на работу пройти медицинское освидетельствование, дающее допуск к работе с детьми.
3.6.3.3 Для каждой категории специалистов должны быть разработаны должностные инструкции, утвержденные руководителем организации (учреждения), регламентирующие их обязанности и права.
3.6.3.4 Наряду с необходимым уровнем квалификации и профессионализмом все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными и нравственно-этическими качествами, чувством ответственности за свою работу и руководствоваться в работе принципами справедливости, доброжелательности и другими гуманистическими принципами, необходимыми для работы с детьми.
3.6.3.5 При оказании услуг персонал учреждения должен проявлять к детям максимальную чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психическое состояние и личные особенности.
3.6.3.6. К работе в организациях (учреждениях) отдыха детей и их оздоровления не допускаются несовершеннолетние лица, а также лица, имевшие судимость за совершение преступлений против личности.
3.6.4. Техническое оснащение учреждения
3.6.4.1 Техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, музыкальные инструменты, спортивное и туристское снаряжение и т.д.) должно соответствовать требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивать надлежащее качество и безопасность предоставляемых с их применением услуг соответствующих видов.
3.6.4.2 Техническое оснащение должно использоваться строго по назначению в соответствии с документацией по его функционированию и эксплуатации, содержаться в технически исправном и безопасном состоянии.
3.6.5. Система внутреннего контроля качества предоставляемых услуг
3.6.5.1 Учреждение должно иметь документально оформленную собственную систему (службу) контроля за деятельностью подразделений и сотрудников по оказанию услуг на соответствие национальным стандартам, документации учреждения по вопросам объема, качества и безопасности предоставляемых услуг.
4. Основные виды услуг
Услуги, предоставляемые детям в учреждениях отдыха и оздоровления, разделяют на следующие виды:
а) услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей;
б) медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни у детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований;
в) образовательные услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала;
г) психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к условиям жизнедеятельности;
д) услуги по организации культурно-досуговой деятельности, туристские, краеведческие и экскурсионные, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобретение к ценностям культуры и искусства;
е) услуги в сфере физической культуры и спорта, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей;
ж) информационные услуги, направленные на предоставление своевременной и достоверной информации о различных сторонах деятельности учреждения;
з) транспортные услуги.
4.1. Услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей
Услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей, следует предоставлять в следующем составе и формах:
4.1.1 Организация и осуществление приема и размещения детей. Не допускается прием детей в организации (учреждения) сверх предельно допустимого норматива, установленного разрешением органов Роспотребнадзора на заезд детей на оздоровительную смену.
4.1.2 Содействие в осуществлении в первоочередном порядке по отношению к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, мер социальной поддержки, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
4.1.3 Обеспечение детей жильем, отвечающим государственным санитарно-эпидемическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности и профилактики травматизма.
4.1.4 Предоставление детям полноценного питания, контроль за его организацией и качеством; детям с ослабленным здоровьем должно предоставляться усиленное питание с добавкой в него витаминных и других препаратов для повышения их иммунитета.
4.1.5 Обеспечение детей необходимой мебелью, постельными и другими принадлежностями в соответствии с установленными нормами.
4.1.6. Обеспечение детей бесперебойным водоснабжением, в том числе горячей водой, предоставление детям возможности для соблюдения норм личной гигиены, включая пользование баней или душем.
4.1.7 Уборка жилых помещений и территории, на которой расположено учреждение.
4.1.8 Обеспечение стирки, необходимой санитарной обработки постельного белья, своевременной его замены.
4.1.9 Организация мелкого ремонта одежды и обуви детей.
4.2. Медицинские услуги
Медицинские услуги следует предоставлять в следующем составе и формах:
4.2.1 Первичный осмотр детей при приеме в организацию (учреждение) отдыха детей и их оздоровления, выявление детей, нуждающихся в неотложной медицинской помощи, имеющих противопоказания для пребывания в организациях (учреждениях) отдыха детей и их оздоровления.
4.2.2. Осуществление оценки эффективности оздоровления детей в лагере.
4.2.3 Оказание медицинской помощи.
4.2.4 Доставка детей в случае необходимости в стационарное медицинское учреждение.
4.2.5 Проведение динамического наблюдения за состоянием здоровья детей.
4.2.6 Организация и проведение консультаций и бесед по вопросам здорового образа жизни.
4.2.7 Санитарно-просветительская работа с детьми.
4.2.8 Организация консультативного приема врачами-специалистами.
4.2.9 Организация проведения медицинских процедур врачами (стоматологами и другими специалистами) и занятий - логопедами.
4.2.10 Проведение лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
4.2.11 Индивидуальная работа с детьми, направленная на предупреждение вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания).
4.2.12 Подготовка детей к ответственному родительству, обучение основам планирования семьи, профилактики венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции и СПИДа.
4.2.13 Разработка и реализация специальных программ оздоровления детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями.
4.2.14 Проведение мероприятий по профилактике травматизма.
4.2.15 Информирование родителей в случае выявления у ребенка заболевания или получения им травмы.
4.2.16 Осуществление контроля за качеством питания.
4.3. Образовательные услуги
Образовательные услуги предоставляют в следующем составе и формах:
4.3.1 Наличие утвержденной руководителем организации (учреждения) оздоровительно-образовательной программы, разработанной в соответствии с требованиями к образовательной программе дополнительного образования детей.
4.3.2 Организация работы объединений дополнительного образования детей, клубов по интересам, детских студий, компьютерных классов, творческих коллективов детей.
4.3.3 Проведение олимпиад, викторин, конкурсов знаний, выставок технического и художественного творчества, встреч с деятелями науки и искусства.
4.3.4 Организация краеведческой, юннатской и экологической работы.
4.3.5 Организация различных форм общественно полезного и педагогически целесообразного труда детей, соответствующего их возрасту и состоянию здоровья.
4.3.6 Организация работы по патриотическому, нравственному и эстетическому воспитанию детей, их интеллектуальному развитию и развитию их творческих способностей.
4.3.7 Организация обучения по программам общего образования во внеканикулярное время.
4.4. Психологические услуги
Психологические услуги предоставляют в следующем составе и формах:
4.4.1 Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье, проведение индивидуальной воспитательно-профилактической работы с детьми.
4.4.2 Психологическая коррекция поведения детей для преодоления или ослабления возникающих нарушений в их общении с окружающими, искажений в психике.
4.4.3 Психологические тренинги, направленные на снятие у детей последствий нервно-психической напряженности, выработку умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания.
4.4.4 Психологическое консультирование детей, проведение групповых занятий по налаживанию и поддержанию межличностных взаимоотношений в коллективе.
4.5. Услуги культурно-досуговой деятельности
Услуги культурно-досуговой деятельности предоставляют в следующем составе и формах:
4.5.1 Демонстрация художественных и научно-популярных кинофильмов, мультфильмов, слайдов, видеофильмов в специально оборудованных помещениях.
4.5.2 Организация просмотра спектаклей театров юного зрителя, театров для детей и других творческих коллективов.
4.5.3 Организация посещения музеев, выставок.
4.5.4 Организация работы библиотеки, обеспечение детей книгами, журналами, газетами.
4.5.5 Предоставление в пользование детям настольных игр и игрушек, соответствующих их возрасту и полу.
4.5.6 Организация выступлений музыкальных и музыкально-танцевальных коллективов.
4.5.7 Проведение бесед о культуре и искусстве, обсуждений прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.
4.5.8 Организация работы дискотеки, проведение танцевальных вечеров, концертов художественной самодеятельности.
4.5.9 Организация и проведение празднования дней рождения детей.
4.5.10 Предоставление игровых комнат для детей.
4.5.11 Предоставление детям возможности участия в работе общественных объединений, созданных по их инициативе.
4.5.12 Организация посещения детей родителями, друзьями и родственниками.
4.6. Услуги в сфере физической культуры и спорта
Услуги в сфере физической культуры и спорта должны соответствовать возрасту и состоянию здоровья детей; их предоставляют в следующем составе и формах:
4.6.1 Проведение утренней гигиенической и лечебной гимнастики.
4.6.2 Проведение занятий по общей физической подготовке детей.
4.6.3 Предоставление спортивных объектов, имеющих паспорт спортивного объекта, спортивного инвентаря для проведения спортивных игр и занятий.
4.6.4 Организация и проведение занятий по плаванию, оздоровительному бегу и ходьбе, футболу, волейболу, теннису, шахматам, настольному теннису, городкам, спортивному ориентированию и другим видам спорта.
4.6.5 Организация и проведение спортивных праздников, игр и других мероприятий.
4.6.6 Организация помощи по содержанию в надлежащем порядке спортивной одежды, обуви.
4.6.7 Организация и проведение встреч с известными спортсменами и ветеранами спорта.
4.6.8 Организация и проведение военно-спортивных игр и других мероприятий по военно-патриотическому воспитанию.
4.7. Туристские и экскурсионные услуги
Туристские и экскурсионные услуги предоставляют в следующем составе и формах:
4.7.1 Обучение детей основам туристских навыков и умений, навыков поведения в экстремальных ситуациях, изучение с ними правил безопасности, которые необходимо соблюдать во время туристских походов и экскурсий.
4.7.2 Организация и проведение туристских походов по разработанным и утвержденным маршрутам, спортивно-оздоровительных мероприятий.
4.7.3 Организация и проведение различных экскурсий (городских, загородных, по маршрутам выходного дня и других).
4.7.4 Предоставляемые детям туристские и экскурсионные услуги должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50644, ГОСТ Р 50690 и ГОСТ Р 51185.
4.8. Информационные услуги
Информационные услуги предоставляют в следующем составе и формах:
4.8.1 Предоставление своевременной и достоверной информации о наименовании учреждения, его местонахождении и предоставляемых услугах.
4.8.2 Предоставление своевременной и достоверной информации о категориях обслуживаемых детей, перечне основных услуг, предоставляемых учреждением, о характеристике услуг, порядке и условиях их предоставления, гарантийных обязательствах учреждения - исполнителя услуг.
4.8.3. Предоставление по запросу родителей любой информации, касающейся ребенка, в период нахождения его в организации (учреждении) отдыха детей и их оздоровления.
4.8.4. Предоставление, в установленном порядке, возможности телефонных переговоров с родителями, посещения родителями детей на территории лагеря.
4.8.5 Предоставление сведений о порядке проведения обязательного страхования детей на период их пребывания в учреждении.
4.9. Транспортные услуги
Транспортные услуги предоставляют в следующем составе и формах:
4.9.1 Обеспечение транспортных перевозок детей на экскурсии, в походы и другие проводимые учреждением мероприятия в сопровождении работников учреждения.
4.9.2 Доставка детей в медицинские учреждения (в случае необходимости).
5. Порядок и условия предоставления услуг
5.1 Работу учреждений отдыха и оздоровления детей организуют органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с предприятиями и учреждениями различных форм собственности, профсоюзами, молодежными, детскими и иными общественными организациями (объединениями).
5.2 Услуги предоставляются учреждениями на основании обращения родителей, детей, опекунов, попечителей или других законных представителей, а также заинтересованных учреждений и организаций в соответствующие организации или учреждения, ведающие вопросами отдыха и оздоровления, или непосредственно в учреждения и заключения договора и (или) приобретения путевки.
5.3 При предоставлении услуг в учреждениях отдыха и оздоровления должны обеспечиваться благоприятные и безопасные условия для жизни и здоровья детей, соблюдаться все установленные нормы и правила пожарной и санитарной безопасности, приниматься меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев.
5.4 Учреждения отдыха и оздоровления должны предоставлять родителям (законным представителям) и детям полную и своевременную информацию об их обязанностях, правах, условиях пребывания детей в учреждениях и о предоставляемых детям услугах; к детям должно проявляться уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений.
5.5 Информация личного характера, ставшая известной работнику учреждения при оказании услуг детям, должна быть конфиденциальной и составлять профессиональную тайну. Работники, виновные в разглашении этой тайны, должны нести ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.