Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нумерация приложений приводится в соответствии с внесенными изменениями
Приказом Министерства социального развития Пермского края от 1 марта 2011 г. N СЭД-33-01-02-38 настоящий приказ дополнен приложением 16
Приложение 16
к приказу Министерства социального
развития Пермского края
от 7 сентября 2010 г. N СЭД-33-01-01-254
Государственный стандарт
социального обслуживания населения Пермского края "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям"
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые детям государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без статуса юридического лица.
Настоящий стандарт устанавливает состав, объемы и формы предоставления всего комплекса социальных услуг детям следующих групп, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:
детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей;
детям безнадзорным, беспризорным;
детям, оставшимся без попечения родителей или нуждающимся в жизненном устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления или опеки;
детям, подвергшимся физическому или психическому насилию по месту жительства или учебы;
детям с ограниченными возможностями;
детям, проживающим с родителями, временно неспособными заботиться о детях из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, или с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями;
детям семей беженцев и вынужденных переселенцев;
детям, оказавшимся в экстремальных условиях;
детям, проживающим в малоимущих семьях и в семьях, находящихся в социально опасном положении;
детям, заблудившимся или подкинутым;
детям, отказывающимся жить в семье или в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учреждения социального обслуживания детей в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности при определении в своих Положениях и в других документах, в соответствии с которыми функционируют учреждения, объемов и форм, предоставляемых ими социальных услуг детям, должны выполнять требования настоящего стандарта.
2. Социальные услуги детям
Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяются на следующие виды:
социально-бытовые;
социально-медицинские;
социально-психологические;
социально-педагогические;
социально-правовые.
Социальные услуги предоставляются детям:
в стационарных учреждениях (стационарных отделениях учреждений);
на дому;
в иных учреждениях, в том числе гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.
2.1. Социально-бытовые услуги
2.1.1. Социально-бытовые услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах:
а) обеспечение временного проживания детей в учреждениях социального обслуживания с предоставлением полного государственного обеспечения, в том числе: бесплатного питания, одежды, обуви и других предметов вещевого довольствия;
б) предоставление транспорта для перевозки детей в лечебные учреждения, на обучение и для участия в культурных мероприятиях;
в) содействие в предоставлении жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.2. Социально-медицинские услуги
2.2.1. Социально-медицинские услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах:
а) содействие в получении социально-медицинских услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки при поступлении в учреждения, организация первой доврачебной помощи, направление при наличии показаний на лечение в стационарное медицинское учреждение;
в) систематическое наблюдение за состоянием здоровья;
г) содействие в диспансеризации и госпитализации, сопровождение в медицинские организации, посещение медицинских организаций;
д) проведение медицинских процедур в соответствии с назначением лечащих врачей;
е) санитарно-просветительская работа;
ж) проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических и предупреждение инфекционных заболеваний;
з) организация лечебно-оздоровительных мероприятий: выполнение физических упражнений и т.д.;
и) проведение в детских учреждениях лечебно-профилактической, противоэпидемической работы;
к) индивидуальная работа, направленная на предупреждение появления вредных привычек и избавление от них;
л) выявление детей, страдающих ранней алкоголизацией и наркоманией, и оказание им помощи;
м) оказание санитарно-гигиенической помощи самостоятельно проживающим подросткам - выпускникам детских домов, школ-интернатов, специализированных учреждений для несовершеннолетних, а также детям, проживающим с родителями, временно неспособными заботиться о них или пренебрегающими родительскими обязанностями;
н) содействие в обеспечении детей (согласно медицинским показаниям) лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
о) содействие в предоставлении детям, нуждающимся в оздоровлении, соответствующих услуг и направлении их на санаторно-курортное лечение;
п) подготовка детей к сознательному и ответственному отцовству и материнству, их гигиеническое и половое просвещение, профилактика венерических заболеваний и СПИДа;
р) проведение мероприятий, направленных на снятие стрессового состояния детей, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, выведение детей из состояния посттравматического стресса с помощью медицинских учреждений и с привлечением психологов и психотерапевтов;
с) представление информации об изменении состояния здоровья ребенка в орган опеки и попечительства;
т) медицинский патронаж детей.
2.3. Социально-психологические услуги
2.3.1. социально-психологические услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах:
а) Социально-психологическая диагностика несовершеннолетнего и членов его семьи;
б) диагностическое обследование психофизического, интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, изучение их склонностей и способностей для определения степени готовности к школе;
в) психолого-медико-педагогическое обследование социально дезадаптированных детей, направленное на установление форм и степени дезадаптации, ее источников и причин, а также на изучение состояния нервно-психического здоровья, особенностей личностного развития и поведения детей;
г) психодиагностика и обследование личности детей для выявления и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей каждого несовершеннолетнего, определения степени отклонения в их поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для разработки рекомендаций по коррекции отклонений;
д) психологическое консультирование несовершеннолетнего и членов его семьи;
е) психологическое консультирование по налаживанию межличностных взаимоотношений детей с близкими и другими значимыми для них людьми, по возможным путям решения стоящих перед ними проблем;
ж) психологическая и психотерапевтическая помощь детям по снятию стрессового состояния, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, с целью выведения детей из состояния посттравматического стресса;
з) проведение коррекционных и развивающих занятий с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями);
и) проведение среди детей воспитательно-профилактической работы в целях устранения различных психологических факторов и причин, обусловливающих отклонение в состоянии их психического здоровья;
к) распространение среди детей общих начальных психологических знаний;
л) психологическая коррекция, направленная на преодоление или ослабление искажений в психическом развитии детей;
м) психотерапевтическая и психологическая помощь в установлении или восстановлении утраченных контактов с семьей, возвращении детей к родителям или лицам, их заменяющим, в восстановлении или установлении социального статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;
н) психологические тренинги, направленные на снятие у детей последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на выработку умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания, предоставление психологической помощи, отработку новых приемов и способов поведения;
о) психопрофилактическая и психологическая работа, направленная на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии детей;
п) формирование у детей навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений;
р) обучение детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизнедеятельности;
с) подготовка детей к самостоятельной семейной жизни;
т) проведение индивидуальной и групповой психокоррекционной работы;
у) социально-психологический патронаж детей, заключающийся в систематическом наблюдении за ними для выявления ситуации психического дискомфорта, конфликтных и других ситуаций, могущих усугубить их трудную жизненную ситуацию, и оказания им необходимой в данный момент социально-психологической помощи.
2.4. Социально-педагогические услуги
2.4.1. Социально-педагогические услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах:
а) психолого-педагогическое обследование детей, анализ их поведения, тестирование под различные типы задач педагогической помощи;
б) педагогическая помощь детям в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;
в) социально-педагогическая диагностика и обследование несовершеннолетнего и членов его семьи.
г) содействие в организации обучения, определение оптимальной формы обучения;
д) обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения, здорового образа жизни, и другим формам общественной жизнедеятельности;
е) содействие в восстановлении (при необходимости) нарушенных связей со школой, в установлении позитивного отношения к учебной деятельности;
ж) оказание педагогической помощи для восстановления статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;
з) коррекция педагогической запущенности детей;
и) организация досуга (посещение театров, выставок, концертов, праздников, соревнований), проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов несовершеннолетних;
к) содействие в организации профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства несовершеннолетних;
л) консультирование детей по вопросам жизненного устройства и выбора профессии;
м) создание условий для проведения педагогической работы по социальной реабилитации детей (предоставление помещений для занятий, игр и их соответствующее оснащение);
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
м) содействие в прохождении психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК): подготовка документов, сопровождение на комиссию;
н) проведение коррекционно-педагогических мероприятий: работа логопеда, дефектолога;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
н) социально-педагогический патронаж;
о) социальный патронаж - систематическое наблюдение за несовершеннолетним и его родителями (законными представителями) на дому.
2.5. Социально-правовые услуги
2.5.1. Социально-правовые услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах:
а) выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в экстренной социальной помощи;
б) разработка и реализация индивидуальных программ социальной реабилитации детей, обеспечивающих:
1) выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, их беспризорности и безнадзорности;
2) восстановление утраченных контактов и связей с семьей, внутри семьи;
3) восстановление социального статуса детей в коллективе сверстников, по месту учебы, работы;
4) содействие детям (при необходимости) в получении временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также в профессиональной ориентации и получении специальности;
5) решение (при содействии органов опеки и попечительства) вопросов жизненного устройства детей;
в) сопровождение реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей;
г) решение вопросов возвращения в семью или учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, самовольно ушедших из них, на основании целесообразности такого возвращения;
д) консультирование по вопросам, связанным с их правом на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;
е) оказание помощи в составлении и подаче жалоб на неправомерные действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права детей;
ж) оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью;
з) содействие в осуществлении установленных законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки детей;
и) обеспечение представительства в суде для защиты прав и интересов;
к) содействие органам опеки и попечительства в подготовке документов на усыновление, в устройстве детей в приемную семью, в детское учреждение социального обслуживания;
л) содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством;
м) оказание юридической помощи в оформлении документов на осуществление по отношению к детям положенных им по законодательству мер социальной поддержки;
н) оказание помощи ведомствам и учреждениям, занимающимся в пределах своей компетенции вопросами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в оформлении документов, удостоверяющих личность детей, документов для направления детей на временное пребывание в учреждения социального обслуживания, а также оказание помощи в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей;
о) оказание помощи ведомствам и учреждениям, занимающимся в пределах своей компетенции вопросами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в оформлении документов на лишение родительских прав родителей, подвергающих детей любым формам физического или психического насилия, помощи в жизненном устройстве этих детей и привлечении к ответственности лиц, виновных в насилии над детьми;
п) участие совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы детей, нуждающихся в жизненном устройстве;
р) оказание помощи в оформлении документов для направления детей, проживающих с родителями, которые временно неспособны заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, в учреждения социального обслуживания на временное пребывание;
с) консультирование по социально-правовым вопросам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.