Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Пермского края от 3 сентября 2009 г. N 489-ПК в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
Приложение
к Закону
Пермского края
от 14 ноября 2008 г. N 332-ПК
Краевая целевая программа
"Развитие туризма в Пермском крае (2008 - 2012 годы)"
3 сентября 2009 г.
I. Паспорт программы
Наименование Программы |
Краевая целевая программа "Развитие туризма в Пермском крае (2008 - 2012 годы)" |
Основание разработки Программы |
Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 19.04.2007 N 166 "О концепции целевой программы "Развитие туризма в Пермском крае (2008 - 2012 годы)" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края |
Основные разработчики Программы |
Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края, ООО "Агентство "Медиаинформ" |
Руководитель Программы |
Министр развития предпринимательства и торговли |
Исполнители Программы |
Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края |
Участники Программы |
Исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления Пермского края, образовательные и научные учреждения, государственные и негосударственные организации, являющиеся субъектами туристской деятельности |
Цель и задачи Программы |
Цель: Создание благоприятных условий для полноценного развития туризма как познавательного и оздоровительного вида деятельности и как эффективной отрасли экономики в Пермском крае. Задачи: 1) создание благоприятных и стимулирующих условий для развития туристской индустрии и туристской инфраструктуры; 2) кадровое обеспечение туристской индустрии Пермского края; 3) научно-исследовательское обеспечение туризма и туристской индустрии; 4) содействие в привлечении инвестиций в туристскую отрасль Пермского края и развитии предпринимательства в сфере туризма; 5) формирование системы информационно-рекламного обеспечения туристской отрасли; 6) создание эффективной системы координации туристской сферы и управления туристской отраслью экономики |
Общая стоимость Программы |
Общая стоимость Программы: 285,83 млн. рублей, в том числе: средства краевого бюджета - 129,54 млн. рублей внебюджетные источники - 156,29 млн. рублей Из них по годам: 2008 г. из средств краевого бюджета - 0,0 млн. рублей; 2009 г. из средств краевого бюджета - 40,83 млн. рублей; 2010 г. из средств краевого бюджета - 34,07 млн. рублей; 2011 г. из средств краевого бюджета - 28,07 млн. рублей; 2012 г. из средств краевого бюджета - 26,57 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- Рост туристского потока к 2012 году до 600 тыс. человек в год; - привлечение инвестиций на развитие индустрии туризма в объеме 156,29 млн. рублей; - увеличение коэффициента загрузки коллективных средств размещения до 0,62; - создание 1,8 тыс. новых рабочих мест во вновь создаваемых и расширяющихся организациях туриндустрии; - увеличение доли отрасли туризма в валовом региональном продукте края до 4,3 % (с учетом мультипликативного эффекта) |
Организация контроля реализации Программы |
Отчет о ходе исполнения и реализации Программы представляется губернатору Пермского края, Законодательному Собранию Пермского края, Контрольно-счетной палате Пермского края. Текущая и окончательная оценка эффективности реализации Программы и ее отдельных мероприятий осуществляется на основе статистики и мониторингов |
II. Общие положения
Краевая целевая программа "Развитие туризма в Пермском крае (2008 - 2012 годы)" (далее - Программа) направлена на развитие въездного и внутреннего туризма в Пермском крае и определяет механизмы государственной поддержки развития туристской индустрии в Пермском крае.
1. Понятия и термины, используемые в Программе
Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Пермского края, Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);
турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
туризм внутренний - туризм в пределах территории Пермского края лиц, постоянно проживающих в Пермском крае;
туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Пермском крае, за пределы Пермского края;
туризм въездной - туризм в пределах Пермского края лиц, не проживающих постоянно в Пермском крае;
туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно;
турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;
туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;
туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
2. Правовая основа для принятия Программы
Разработка Программы осуществлена на основе нормативных правовых актов, регламентирующих основные положения реализации государственной политики в сфере туристской деятельности, требования к применению программно-целевых методов решения поставленных задач с учетом образования с 1 января 2005 г. нового субъекта Российской Федерации - Пермского края.
Программа разработана в соответствии с постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 19.04.2007 N 166 "О концепции целевой программы "Развитие туризма в Пермском крае (2008 - 2012 годы)".
Основополагающими документами при разработке Программы являлись:
Федеральный закон от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
Закон Пермского края от 09.03.2006 N 2903-656 "О туризме и туристской деятельности";
постановление Законодательного Собрания Пермской области от 17.02.2005 N 2086 "О концепции развития туризма в Пермской области на 2005 - 2010 годы";
постановление Законодательного Собрания Пермского края от 19.04.2007 N 166 "О концепции целевой программы "Развитие туризма в Пермском крае (2008 - 2012 годы)";
Закон Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 "Об областных целевых программах";
указ губернатора Пермской области от 27.06.2003 N 122 "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ".
III. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. Анализ текущего состояния туристской отрасли Пермского края
Современная туристская индустрия является одной из высокодоходных отраслей в мировой экономике. Темпы роста доходов от туризма значительно опережают рост дохода от большинства других отраслей экономики. Отрасль оказывает стимулирующее воздействие на торговлю, строительство, транспорт, промышленность и сельское хозяйство.
В настоящее время Пермский край имеет достаточно большой туристско-рекреационный потенциал для зимнего и летнего отдыха, что явилось основой для развития значительного числа видов туризма в Пермском крае.
Лечебный туризм традиционно является одной из главных форм туристско-рекреационной активности населения Пермского края. Имея давнюю историю становления, развитую специализированную инфраструктуру, он остается доступным широким массам населения лишь благодаря социальной поддержке.
Оздоровительный туризм и рекреация охватывают наиболее массовые потоки населения, которые слабо поддаются учету, так как зачастую не пользуются услугами специализированных рекреационных предприятий. Он принимает разнообразные конкретные формы: дачный отдых, пригородная рекреация и отдых в природной среде, сельский туризм.
Среди активных (спортивных) форм туризма наибольшую популярность на территории Пермского края получили водные маршруты на гребных и надувных судах - "сплавы", горнолыжный спорт и спелеотуризм.
Познавательный туризм реализуется в крае в виде экскурсий по историческим местам, а также посещений специализированных учреждений (музеев, галерей) и объектов культовой архитектуры.
Главный паломнический центр Пермского края, значимость которого выходит далеко за пределы края, - монастырский комплекс на Белой Горе.
Деловой туризм - сегодня один из самых важных мотивов посещения Пермского края. Более 40 % въездного туристского потока в Пермский край - это туристы, прибывшие с деловыми целями. Среди его видов выделяются бизнес-поездки (командировки) и конгрессно-выставочный туризм - проводимые в Пермском крае мероприятия делового характера (конгрессы, форумы, конференции, симпозиумы, ассамблеи, съезды, семинары, круглые столы, экономические встречи, выставки и ярмарки).
Стимулом событийного туризма выступают многочисленные культурные, спортивные и прочие зрелищные мероприятия, проводимые в крае.
Анализ показал, что среди всех видов туристических поездок наиболее востребованными в Пермском крае в 2006 году были деловые, профессиональные поездки - 41,9 % от общей численности туристов (или 168,7 тыс. человек), а также поездки, совершенные с целью лечения и профилактики - 31,3 % от общей численности (или 125,8 тыс. человек) (таблица 1).
Таблица 1 - Распределение численности туристов Пермского края по целям посещения в 2006 году
Цели посещения |
Иностранные граждане |
Граждане России |
||
|
тыс. человек |
% |
тыс. человек |
% |
Деловые цели |
7,7 |
1,9 |
161 |
40 |
Лечение и профилактика |
0 |
0 |
125,8 |
31,3 |
Отдых |
0,433 |
0,11 |
88 |
21,9 |
Прочее |
1 |
0,25 |
18 |
4,5 |
Паломничество |
0,006 |
0,0015 |
0,009 |
0,002 |
Однако несмотря на достаточный туристский потенциал, Пермский край занимает далеко не ведущее положение на туристском рынке России.
Доля туристской отрасли в валовом региональном продукте Пермского края в 2006 г. вместе с доходами от смежных отраслей составила 1,988 %. По данным Пермьстата в 2006 г. туристский поток на территории Пермского края составил 427 тыс. человек, что на 4 % больше по сравнению с 2005 г.
Практически не предлагаются такие турпродукты, как спортивная охота и рыбалка, спелеотуризм, экологический и горно-пешеходный туризм. Слабо развит паломнический туризм.
Поступления доходов в краевой бюджет от туристской деятельности крайне незначительны. В 2005 г. обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды составили 7615,2 тыс.рублей, или 0,24 % от консолидированного бюджета края.
Число туристских фирм, зарегистрированных в Пермском крае, составило в 2006 г. 91 фирму (более чем в 4 раза больше, чем в 2000 г.).
Таблица 2 - Динамика количества туристских фирм, зарегистрированных на территории Пермского края
Годы |
2000 год |
2002 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
Количество фирм |
22 |
27 |
57 |
88 |
91 |
Из всех функционирующих на территории Пермского края туристских организаций 19 входят в состав Российского союза туриндустрии. Почти все туристские фирмы (98,9 %) имеют частную форму собственности, в основном - индивидуальные предприниматели.
Общее число туристов (въездной, выездной и внутренний туризм), воспользовавшихся услугами туристских фирм, составило 589,2 тыс. человек, экскурсантов - 793 тыс. человек, в том числе въездной поток составил 58,1 тыс. человек (или 10 %).
Для Пермского края, как и для Российской Федерации в целом, характерно преобладание выездного туризма над въездным.
В 2006 г. среди всех туристов, которые были обслужены пермскими турфирмами, в путешествие по России были отправлены 38,2 тыс. человек (данный показатель на 10,4 тыс. человек превышает число выехавших на отдых за границу). По сравнению с 2005 г. численность туристов, отправленных в туры по России, увеличилось на 3,6 тыс. человек. Наибольшее число туристов (20 тыс. человек) отдыхали в Пермском крае, 5,2 тыс. человек - в Астраханской области, 4,6 тыс. человек - в Краснодарском крае, 2,2 тыс. человек - в Республике Татарстан.
По сравнению с 2005 г. (12,7 тыс. человек) количество жителей Пермского края, отдыхающих на территории Пермского края в 2006 г. (20 тыс. человек), возросло в 1,5 раза.
Туристы, прибывающие в Пермский край, делятся на категории прибывающих из России, из других государств бывшего СНГ и зарубежных стран. На основе информации о количестве ночевок в Пермском крае (таблица 3) можно определить среднюю продолжительность пребывания: 8,6 дня в 2006 г. по сравнению с 7,5 дня в 2005 г.
Таблица 3 - Динамика численности размещенных лиц на территории Пермского края
Показатели |
2005 г. |
2006 г. |
Число ночевок - всего, тыс. единиц |
3080 |
3696,6 |
в том числе граждан: |
|
|
России |
3052 |
3652 |
из них детей |
841 |
804 |
государств-участников СНГ |
7,5 |
5 |
стран вне СНГ |
20,5 |
38,9 |
Число ночевок иностранных граждан |
28,0 |
44,0 |
Численность размещенных лиц - всего, тыс. человек |
409,5 |
427,2 |
Средняя продолжительность пребывания, дни |
7,5 |
8,6 |
Одним из основных факторов, влияющих на уровень развития туризма в Пермском крае, является развитость туристской инфраструктуры, включающей в себя как объекты, предназначенные только для обслуживания туристов (средства размещения, питания), так и обеспечивающую и поддерживающую инфраструктуру края (дорожная сеть, информационные учреждения и т.д.).
Пермский край занимает только пятое место среди регионов Приволжского Федерального округа по количеству средств размещения туристов. По данным за 2006 г. в Пермском крае функционирует 165 коллективных средств размещения (далее - КСР) туристов.
Анализируя изменения состояния КСР в Пермском крае с 2004 по 2006 гг., нужно отметить увеличение числа КСР со 137 в 2004 г. до 165 в 2006 г. (на 20 %). Также увеличилось число гостиничных номеров - с 7 тыс. ед. до 8,3 тыс. ед. (на 18,5 %). Число мест в месяц максимального развертывания в 2004 г. составляло 16 тыс., в 2006 г. - 19,5 тыс. мест. Однако коэффициент использования наличных мест в КСР всех типов с 2004 г. практически не изменился (0,47 в 2004 г. и 0,52 в 2006 г.), что свидетельствует о росте туристского потока в Пермском крае.
Таблица 4 - Распределение коллективных средств размещения по типам в Пермском крае
Наименование средства размещения |
Количество, ед. |
Структура, % |
Гостиницы |
62 |
37,6 |
Санаторий-профилакторий |
43 |
26,1 |
Прочие КСР спецназначения |
25 |
15,2 |
Общежития для приезжающих |
10 |
6,1 |
Детский санаторий |
8 |
4,8 |
Санаторий для взрослых, пансионат с лечением |
7 |
4,2 |
Другие организации |
6 |
3,6 |
Меблированные комнаты |
4 |
2,4 |
По количеству предприятий, оказывающих ресторанные и гостиничные услуги, Пермский край уступает основным регионам Приволжского Федерального округа:
Пермский край - 699 единиц;
Республика Башкортостан - 969 единиц;
Нижегородская область - 1101 единиц;
Республика Татарстан - 1370 единиц.
В крае отсутствует инфраструктурное обеспечение туристской отрасли, нет сети учреждений общественного питания, придорожной инфраструктуры.
В части транспортного обеспечения Пермский край находится на пересечении речных, железнодорожных, автомобильных, авиационных дорог, а также располагает международным аэропортом, что создает возможности для посещения края туристами как из России, так и других стран мира.
Основой инфраструктуры автомобильного транспорта является протяженная автодорожная сеть. По территории края проходит федеральная автодорога Казань - Пермь - Екатеринбург. В настоящее время край имеет автодорожные выходы в Удмуртию, Башкортостан, Кировскую и Свердловскую области.
Территорию Пермского края пересекают две железнодорожные магистрали трансконтинентального значения: Москва - Ярославль - Киров - Пермь - Екатеринбург - Курган - Омск - Владивосток и Москва - Казань - Екатеринбург - Курган - Омск.
Аэропорт Пермского края - Большое Савино. Через Пермь проходит ряд российских и международных авиалиний. Авиаперевозки из Перми осуществляют несколько авиакомпаний: "Аэрофлот", "КД Авиа", "S-7", "Sky Express", "Lufthansa" (Германия). Последняя осуществляет регулярные рейсы по маршруту Пермь-Франкфурт (Германия). Имеется вертолетное сообщение внутри Пермского края.
Водные пути Пермского края (судоходные реки - Кама, Вишера, Сылва, Чусовая) имеют протяженность порядка 2200 км. Протекающая по территории края река Кама является важным звеном единой глубоководной системы европейской части России.
Пермский край знаменит своими культурными традициями, театрами и музеями. В крае работает 10 профессиональных театральных коллективов, 18 музеев, в городе Перми имеются цирк, филармония, единственный на Урале планетарий.
В краевом центре находятся Пермский академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, театр юного зрителя, театр "Балет Евгения Панфилова", театр "У Моста", академический театр "Театр", театр кукол и др. Драматические театры есть также в городах Лысьве, Березниках, Чайковском, Кудымкаре.
Пермский академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского - один из старейших театров России, входящий в число ведущих музыкальных театров страны. Всемирную славу имеет его балетная труппа. На сцене театра выступают многие выпускники Пермского хореографического училища - признанной в мире балетной школы. Театр является местом проведения конкурса артистов балета России "Арабеск", в котором принимают участие и зарубежные артисты. Пермский академический театр оперы и балета известен и как лаборатория современной оперы.
За сравнительно короткий срок неотъемлемой частью театральной жизни Перми стал театр "Балет Евгения Панфилова", зарекомендовавший себя как высокопрофессиональный театр современного балета. Театр с успехом гастролировал в столице, зарубежных странах, был участником престижных международных фестивалей, призером международных конкурсов.
Самым известным музеем края является Пермская художественная галерея, в которой хранится всемирно известная коллекция пермской деревянной скульптуры. Галерея - это и одно из самых богатых в России хранилищ шедевров русской иконописи (коллекция "строгановских" икон), произведений живописи (подлинный Репин, Левитан, Саврасов, Серов).
В Пермском районе расположен единственный на Урале архитектурно-этнографический музей-заповедник "Хохловка", занимающий площадь 42 гектара, знаменитый уникальными деревянными постройками 17 - 19 веков. Ежегодно на территории музея проходят фольклорные фестивали с участием коллективов из других регионов России.
На севере края, в городе Соликамске, создан уникальный музей соли, экспозиция которого воссоздает технологическую цепочку по производству соли, существовавшую с XV века.
Рядом с городом Чусовым расположен уникальный музейный комплекс, посвященный легендарному походу Ермака. Наиболее интересные экспонаты музея: действующая церковь, часовни, кузница, пожарная каланча, сельская лавка, дом писателя, крестьянский двор, дом промысловика, трактир, литературный музей.
В деревне Кучино Чусовского района расположен уникальный и единственный в стране мемориальный музей "Международный центр истории политических репрессий и тоталитаризма "Пермь-36", ставший первым в России музеем-памятником жертвам тоталитарного режима.
Визитной карточкой Пермского края стала Кунгурская ледяная пещера - одна из самых популярных туристских достопримечательностей Урала, являющаяся памятником природы всероссийского значения. Это единственная в России пещера, качественно оборудованная для экскурсий. Протяженность пещеры составляет 5,7 км, из них 1,5 км оборудовано для посещений туристами; пещера имеет более 60 озер, крупнейшее озеро (Большое озеро) 1300 куб. м, глубина до 3 м. Экскурсии по пещере проводятся с 1914 года.
2. Анализ преимуществ и приоритетов развития туризма в Пермском крае
Проведенная в ходе разработки Программы оценка основных составляющих туристско-рекреационного потенциала Пермского края (природного, историко-культурного, социально-экономического) позволила выявить следующие преимущества Пермского края с точки зрения развития туризма как одной из приоритетных отраслей:
а) природный потенциал:
речное богатство бассейна реки Камы (разветвленность речной сети 30 тысяч рек, чистая вода верховьев, скульптурные долины, водохранилища, навигационная связь с речной системой Волги и рек Европейской части страны);
возможность организации горнолыжного отдыха в Прикамье в зимний период;
возможность создания домов отдыха круглогодичного действия на берегах водохранилищ и в лесной зоне;
природное богатство края, биоразнообразие (леса и растительность, дары леса, охотничье-рыболовные ресурсы);
расположение на границе Европы и Азии. С исторической и географической точек зрения Прикамье - это ворота в Сибирь, в Азию. Имеет туристское значение и такая условная географическая линия, как шестидесятая параллель;
богатство ландшафтов горного Урала (ненарушенность и заповедность), наличие карстовых форм, прежде всего пещер;
геология, минералогия и пермский геологический период (ящеры, минералы, окаменелости, шахты);
б) историко-культурный потенциал:
большое количество исторических городов и поселений (древность и сохраненность культурно-исторической среды);
культурное и научное богатство края - театры, балетная школа, вузы, конструкторские и исследовательские центры;
наличие исторических путей (путь Ермака, декабристов, Бабиновская дорога, старые тракты);
в) социально-экономический потенциал:
многоотраслевой характер хозяйства края (множество промышленных предприятий различной специализации) как ресурс делового туризма;
относительно развитая сеть учреждений санаторно-курортного профиля, а также предприятий общественного питания;
удобное транспортно-географическое положение внутри России, внутри Евразии, на Транссибе, транзитных автодорогах, авиалиниях и на Каме;
близость к главному ареалу расселения России: к Москве, к столицам макрорегионов (г. Екатеринбургу, г. Нижнему Новгороду, г. Самаре, г. Новосибирску), миллионным городам (г. Челябинску, г. Уфе, г. Казани);
гостеприимство, политическая и экономическая стабильность в крае.
Разнообразие природно-ландшафтных объектов, концентрация памятников культурного наследия, уровень развития отдельных территорий края позволяют позиционировать Пермский край как регион, имеющий все предпосылки для становления и развития туристской отрасли.
Исследование и оценка ресурсного потенциала туристской отрасли (с использованием нескольких научно-методических подходов) явились основой определения приоритетных зон для развития туризма в Пермском крае, а также приоритетных видов туризма на данных территориях.
Региональный центр - город Пермь. Его ближайшее окружение: Пермский, Добрянский, Ильинский, Краснокамский, Нытвенский, Оханский районы.
Город Пермь - культурный, научный и деловой центр Пермского края, в котором находится множество культурно-досуговых учреждений и театров, музеи, архитектурные памятники и исторические места, балетная школа и вузы, конструкторские и исследовательские центры. В связи с этим в Перми активно развиваются следующие виды туризма: деловой, культурно-познавательный и событийный туризм.
Вокруг Перми - территория с хорошей транспортной освоенностью, плотной сетью автодорог и плотностью пригородных электропоездов. На этой территории расположены агломерированные города и поселки-спутники (г. Краснокамск, пос. Юг, пос. Сылва, пос. Полазна и др.) в сочетании с сельскими территориями (Ильинский, Добрянский, Пермский районы). Некоторые городские поселения имеют старинные корни: имение Строгановых в Ильинском, Чермоз.
Крупные водные объекты (водохранилища реки Камы, широкие низовья рек Чусовой и Сылвы, крупные пруды и многочисленные реки) придают еще большую привлекательность холмистому ландшафту и создают оптимальные условия для создания домов отдыха круглогодичного действия. Здесь располагаются популярные туристские и рекреационные территории: курорт "Усть-Качка", архитектурно-этнографический музей "Хохловка", горнолыжные базы, рыболовные акватории, многочисленные пансионаты, летние лагеря отдыха. Оханский, Нытвенский районы наиболее подходят для развития профессионального рыболовного туризма. Из геологических памятников могут быть интересны место падения Оханского метеорита и Ежовское местонахождение ископаемых ящеров. Кроме этого, в Оханском и Нытвенском районах проводятся конные туры в сочетании с сельским туризмом.
Зона вторых центров ("Серебряное кольцо") - города: Соликамск, Березники, Александровск, Кизел, Губаха, Гремячинск, Горнозаводск, Чусовой, Лысьва, Кунгур, Оса, Очер, Верещагино, Кудымкар, Чердынь, Красновишерск.
Север Пермского края богат древним историческим наследием (г. Соликамск, г. Усолье, г. Чердынь), привлекает соборами, старыми купеческими кварталами, музеями. По ценности архитектурно-градостроительного наследия Усолье отнесено к высокой группе "А" наравне с такими городами, как Суздаль, Углич, Великий Устюг. Город Соликамск изначально рассматривается как уникальный, неповторимый по своей значимости туристский район, родоначальник промышленности на Урале. Чердынь - столица древней Перми Великой - ныне представляет собой полностью сохранившийся старый город в окружении старинных поселений (Покча, Вильгорт, Ныроб). Он притягивает всех, кому интересна история и архитектура, красивая северная природа, где сохранился естественный и культурный ландшафт.
Значителен поток посетителей пещеры Дивья, несмотря на сложность подъезда и ее посещения. Немало и тех, кто проводит отпуск на сплавах и рыбалках по реке Березовая.
Красновишерский район отличается привлекательностью природных условий, горным географическим положением. Особое внимание уделяется использованию речного потенциала района как объекта интенсивного туристского использования. Приоритетными видами туризма здесь определены активный и приключенческий туризм. Рекреационные возможности связаны также с наличием в районе государственного природного заповедника "Вишерский".
К юго-востоку от Перми районы Кунгурской группы (Кунгурский, Березовский, Кишертский, Суксунский, Ординский, Уинский и Октябрьский) отличаются хорошо сохранившимся архитектурно-историческим потенциалом, развитыми народными промыслами (резьба по мягкому камню в Кунгуре и ординских селах, изготовление самоваров в Суксуне). Эти районы представляют собой характерную базу для развития событийного и культурного туризма (Белогорский монастырь). Набирает известность международный фестиваль воздухоплавания "Небесная ярмарка Урала", развивается бальнеология (курорт "Ключи" в Суксунском районе), не ослабевает интерес к Кунгурской ледяной пещере. Долина реки Сылвы и ее притоков - одна из лучших рекреационных местностей. Здесь среди сосновых лесов находятся дома отдыха, детские лагеря. Скалолазы проводят тренировки на скале Ермак.
Восток Пермского края, так называемый Горнозаводский Урал, - уникальный пещерный край с международной известностью, район активных водных путешествий (сплавов) российского и европейского значения. Особенно важное значение имеет река Чусовая с притоками Усьвой и Койвой. Здесь протекает наиболее сложная для спортивного прохождения река Вижай с порогами 3 категории сложности в половодье. Немало горнолыжных комплексов, в том числе с протяженными трассами (Чусовой, Губаха). В этом поясе городов хранится горнозаводская история Урала. Имеется старинная плотина, железоделательный в прошлом завод, большой пруд, исторический городской центр вокруг пруда - все это передает атмосферу "екатерининского" Урала и его железного века (Александровск, Лысьва, Кусье-Александровский). Лесистые горы Горнозаводского района и города Гремячинска, вершины которых украшают группы скальных останцев (Чердынский Камень, гора Колпаки, "Черепашки"), живописный хребет Басеги (Гремячинск), где организован первый заповедник в крае, создают условия для организации пешего туризма и создания горнолыжных комплексов международного уровня (гора Ослянка, Кизел).
Рекреационные ресурсы запада и юго-запада края плотно связаны с Воткинским водохранилищем, где возможно создание домов отдыха круглогодичного действия, кемпингов, лечебно-профилактических учреждений. Чайковский обладает развитой инфраструктурой для активных видов туризма и спорта. Осинский, Очерский и Частинский районы подходят для развития профессионального рыболовного туризма. Верещагинский, а также Карагайский и Большесосновский районы выгодно отличаются охотничьими угодьями.
Тулвинская возвышенность на территории Пермского, Кунгурского, Осинского, Бардымского районов имеет все ресурсы, создающие оптимальные условия для строительства горнолыжных баз регионального уровня: пересеченный рельеф, относительная близость к региональному центру, развитая дорожная сеть, густонаселенность районов, благоприятный климат. На сегодняшний день уже существуют оздоровительные комплексы "Иван-Гора" (Пермский район) и горнолыжная база "Ашатли" (Бардымский район).
Коми-Пермяцкий округ рассматривается в качестве целевого туристского района. В настоящее время Кудымкар объявлен памятником истории и культуры и внесен в список исторических и памятных мест России. Округ отличается разнообразием животного мира, наличием речных ресурсов. На территории округа находятся: особо охраняемый заказник - Ошибский, а также Болото Дикий Ты, Стариковское и Адово озера, известные массовыми поселениями птиц (лебедь, серый журавль, беркут). Перспективные для развития виды туризма - круизный, охотничий, рыболовный, приключенческий и экстремальный. В округе есть все предпосылки для развития этнического, сельского туризма.
Доля туристов данных туристско-рекреационных зон составляет 80 % от общего числа туристов Пермского края, кроме того, выделенные зоны обладают высоким туристским потенциалом, который суммарно составляет около 70 %. Это позволяет рассматривать данные территории как "точки роста" туристской отрасли на территории Пермского края.
Для выработки возможных сценариев развития туризма в Пермском крае необходимо оценить также и приоритетные группы туристских потоков, которые имеют наиболее высокий потенциал для развития. Здесь на первое место выходит определение численности предполагаемых туристов.
Во-первых, это непосредственно жители Перми и края, путешествующие по краю с разными туристскими целями (активный туризм, отдых, оздоровление, событийный туризм). Предполагаемое количество около 1,5 миллионов туристов и экскурсантов в год.
Во-вторых, приезжающие из соседних регионов (Свердловская, Кировская области, Республика Удмуртия, Республика Башкортостан, Ханты-Мансийский автономный округ). Туристов из этих регионов привлекут природные условия края (широкая речная сеть, наличие горнолыжных трасс, этнический и событийный туризм), а также поездки с деловыми целями. Примерный объем туристского потока - 20 - 30 тысяч туристов в год.
В-третьих, туристский поток из центральных городов России (Москва, Санкт-Петербург). Туристы из этих городов посещают Пермский край преимущественно с профессионально-деловыми целями. Возможно, что их привлечет развитие горнолыжного, круизного туризма. Несомненный интерес должны вызвать также спортивная охота и рыбалка, спелеотуризм, горно-пешеходный и паломнический туризм. Для отдельных категорий интересен культурно-познавательный туризм. Основным условием расширения этого потока является развитая туристская инфраструктура, уровень предоставляемого сервиса. Примерный объем потока - 10 - 15 тысяч туристов в год.
3. Основные проблемы в развитии туристской отрасли Пермского края
Проведенный анализ показал, что Пермский край имеет высокие предпосылки развития туризма и повышения его экономической эффективности. Однако реализация данных предпосылок возможна лишь при решении целого ряда проблем и факторов, существенно сдерживающих развитие отрасли. К проблемам, которые могут и должны быть решены на краевом уровне, следует отнести:
отсутствие системного подхода к продвижению Пермского края как туристского региона на российский и международный туристские рынки;
отсутствие системы государственного управления и регулирования туризма в Пермском крае, в том числе нормативной правовой базы;
отсутствие стимулирующих условий для привлечения инвестиций и развития предпринимательства в сфере туризма на территории Пермского края;
неразвитость туристской инфраструктуры (морально устаревшая база) и сопутствующей инфраструктуры (сети учреждений общественного питания, придорожной инфраструктуры, отсутствие достаточного количества точек продажи сувенирной продукции);
отсутствие системы информационно-рекламного обеспечения и сопровождения сферы туризма в Пермском крае;
низкое качество предлагаемых услуг в сфере туризма (несоответствие цены и качества);
низкий уровень квалификации кадров (в том числе, незнание языков).
Свидетельством наличия значительного числа нерешенных проблем являются данные социологических опросов, на основе которых составлены рейтинг популярности и рейтинг посещаемости наиболее известных туристских объектов Пермского края (таблица 5). Интерес ко многим туристским объектам Пермского края превышает фактическое посещение этих объектов. Основными причинами называются удаленность объекта от краевого центра, слабое информационное сопровождение, отсутствие туристского продукта как комплекса услуг.
Таблица 5 - Рейтинг популярности и рейтинг посещаемости туристских объектов Пермского края
Туристский объект |
Интерес |
Посещение |
Белогорский монастырь |
52,2 % |
39,7 % |
Горнолыжные комплексы |
23,8 % |
11,8 % |
Архитектурно-этнографический музей "Хохловка" |
23,0 % |
20,6 % |
Чердынь |
14,0 % |
12,3 % |
Музей "Пермь-36" |
9,2 % |
10,6 % |
Кунгурская ледяная пещера |
63,6 % |
68,6 % |
Санатории "Усть-Качка", "Ключи" |
28,5 % |
33,6 % |
Краеведческий музей, художественная галерея г. Перми |
18,6 % |
38,1 % |
Туристская индустрия - многоотраслевой комплекс, решение указанных выше проблем возможно при взаимодействии всех уровней власти, межведомственной координации, оптимизации и консолидации необходимых для развития отрасли ресурсов. Наиболее эффективным методом воздействия на складывающуюся ситуацию является программно-целевой метод, который базируется на диверсификации задач и поэтапном разрешении проблем путем реализации мероприятий для решения каждой из поставленных задач.
IV. Основные цели и задачи программы
Основной целью Программы является создание благоприятных социально-экономических и организационных условий для устойчивого развития туризма как познавательного и оздоровительного вида деятельности и на этой основе обеспечение значительного вклада в социально-экономическое развитие края, в увеличение валового регионального продукта как основного источника повышения жизненного уровня населения Пермского края.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих первоочередных задач:
создание благоприятных и стимулирующих условий для развития туристской индустрии и туристской инфраструктуры;
кадровое обеспечение туристской индустрии Пермского края;
научно-исследовательское обеспечение туризма и туристской индустрии;
содействие в привлечении инвестиций в туристскую отрасль Пермского края и развитии предпринимательства в сфере туризма;
формирование системы информационно-рекламного обеспечения туристской отрасли;
создание эффективной системы координации туристской сферы и управления туристской отраслью экономики.
Основными приоритетами Программы являются: увеличение количества занятых в сфере туризма, рост фонда оплаты труда в отрасли.
V. Система программных мероприятий
Достижение цели, задач и целевых показателей Программы будет осуществляться посредством реализации комплекса мероприятий, включающих два блока: общесистемные мероприятия государственной политики и меры государственной поддержки в сфере въездного и внутреннего туризма в Пермском крае.
1. Общесистемные мероприятия государственной политики в сфере туризма
1. Деятельность органов государственной власти по реализации общесистемных мероприятий направлена на формирование общих благоприятных условий для эффективного развития туристкой отрасли. Они призваны стать основой для повышения конкурентоспособности туристской отрасли и расширения рынка туристских услуг.
Основными инструментами при формировании благоприятных условий для эффективного развития туристской отрасли являются:
бюджетно-налоговое регулирование;
развитие эффективных механизмов частно-государственного партнерства;
кадровая политика в системе образования и научной сфере;
информационная поддержка туристской деятельности.
Необходимым в деятельности органов государственной власти по формированию благоприятных условий для эффективного развития туризма является взаимодействие с представителями бизнес-структур, общественных организаций, организаций некоммерческого партнерства, заинтересованными в реализации государственной политики в области туризма на территории Пермского края; привлечение их к разработке проектов нормативных правовых актов.
2. В качестве основных функций, выполняемых Министерством развития предпринимательства и торговли Пермского края при реализации Программы, выделяются три: функция регулирования, функция информирования и функция координирования.
3. Функция регулирования заключается в обеспечении рационального ресурсопользования и качественного предоставления услуг.
Мероприятия по эффективному регулированию туристской деятельности необходимо осуществить на первом этапе реализации Программы. Они направлены на создание правового поля для развития в Пермском крае современной и управляемой туристской отрасли.
Основными направлениями общесистемных мероприятий органов государственной власти при выполнении функции регулирования являются:
а) мониторинг состояния отрасли в соответствии с требованием Ростуризма
Для усовершенствования сбора данных по основным показателям развития въездного и внутреннего туризма в Пермском крае предполагается проведение ежегодного комплексного мониторинга состояния и тенденций развития туристской отрасли Пермского края. Мониторинг позволит определить дальнейшие перспективы по увеличению туристских потоков и спланировать мероприятия по стимулированию въезда. Включает:
разработку положения об организации ежегодного комплексного мониторинга состояния и тенденций развития туристской отрасли Пермского края;
проведение ежегодного комплексного мониторинга состояния и тенденций развития туристской отрасли Пермского края.
Цель мероприятия - организация мониторинга состояния сферы туризма Пермского края.
Исполнитель - Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
б) кадровое обеспечение развития въездного и внутреннего туризма
Предполагается проведение следующих мероприятий:
организация научно-практических конференций, обучающих семинаров, круглых столов, форумов с участием работников туристской индустрии и представителей администраций муниципальных образований по вопросам развития въездного и внутреннего туризма с привлечением региональных, российских и зарубежных ученых и специалистов;
проведение курсов повышения квалификации для специалистов по туризму администраций муниципальных образований;
проведение конкурса на статус лучших предприятий туристской индустрии "Лидеры Пермской туриндустрии";
проведение краевых олимпиад и конкурсов среди студентов туристских специальностей вузов Пермского края;
проведение краевых олимпиад и конкурсов среди школьников, организация экскурсий по туристским объектам Пермского края для участников и победителей олимпиад.
Цель мероприятий - получение информации о передовых технологиях развития въездного и внутреннего туризма; повышение профессионального мастерства, обмен опытом ведения профессиональной деятельности в сфере туризма, повышение качества предоставляемых туристских услуг, увеличение числа занятых в туриндустрии среди местного населения, повышение престижа профессии.
Исполнитель - Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
Участники - Министерство образования Пермского края, образовательные учреждения, туристские организации.
в) научное обеспечение
Предполагается проведение научно-исследовательских работ в сфере въездного и внутреннего туризма в Пермском крае (разработка маршрутов, проектов, исследований в муниципальных образованиях Пермского края и пр.)
Цель мероприятия - исследование особенностей края как основы формирования туристской стратегии, изучение ресурсного туристского потенциала Пермского края, методическое обеспечение инвентаризации туристских ресурсов, анализ форм и уровня туристско-рекреационного освоения Пермского края, изучение территориальной организации туризма, организация научно-исследовательских работ на территории муниципальных образований, анализ и прогноз тенденций развития туристского рынка.
Исполнитель - Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
Участники - научно-исследовательские и образовательные учреждения.
4. Функция информирования заключается в маркетинге территории.
Основными направлениями общесистемных мероприятий органов государственной власти при выполнении функции информирования являются:
а) предоставление информационных услуг в сфере туризма
Информационные услуги предоставляются организациям и потенциальным туристам для информирования их о туристских объектах и возможностях туристской инфраструктуры Пермского края:
достопримечательностях и историко-культурных центрах Пермского края;
туристских фирмах Пермского края, их продуктах и услугах, в том числе по видам туризма;
основных туристских маршрутах Пермского края;
организации времени досуга и отдыха в Пермском крае;
последних туристских новостях в Пермском крае.
Данная информация предоставляется на основании:
создания единого информационного банка данных о туристском потенциале в Пермском крае;
создания базы данных о программах, конкурсах и проектах по туризму в Пермском крае;
сбора информации от предприятий туристской индустрии.
Информационные услуги предоставляются путем использования современных интернет-технологий, проведением консультаций, предоставлением печатной продукции (карты, путеводители, буклеты) на безвозмездной основе.
Информационные услуги предоставляются Исполнителем в соответствии с требованиями федерального законодательства о размещении заказов.
Место оказания услуг - центральный планировочный район города Перми, помещение не выше первого этажа с отдельным выходом на центральную улицу.
Цель мероприятий - формирование единого информационного пространства об услугах в сфере туризма, продвижении турпродуктов на внутреннем и внешнем рынках.
Исполнитель - Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
б) содействие рекламе и продвижению туристских ресурсов Пермского края
Предполагается проведение следующих мероприятий, способствующих развитию въездного туризма и формированию положительного имиджа края на российском и мировом рынках туристских услуг:
подготовка и размещение материалов о туристском потенциале Пермского края в ведущих российских и зарубежных средствах массовой информации, в том числе организация пресс-туров по туристским объектам и маршрутам Пермского края (периодические издания, телевидение, Интернет, наружная реклама и другие СМИ);
разработка дизайна и медиа-плана рекламно-информационной кампании на каждый год по продвижению Пермского края как территории, благоприятной для туризма;
разработка концепции туристского имиджа Пермского края как территории благоприятной для туризма и узнаваемого туристского логотипа Пермского края;
проведение ознакомительных рекламных туров для российских и зарубежных туроператоров по туристским объектам и маршрутам Пермского края;
разработка положения и проведение конкурса на создание брендов территорий Пермского края;
разработка и изготовление рекламно-сувенирной и представительской продукции с символикой Пермского края, в том числе основанной на народных промыслах и ремеслах Пермского края;
разработка и тиражирование образовательной туристской игры "Путешествие по Пермскому краю";
разработка дизайна, согласование, изготовление, установка и обслуживание информационно-справочных стендов формата "City-light" в г. Перми в значимых для туристов местах;
разработка и изготовление рекламно-информационных материалов о туристском потенциале Пермского края на нескольких языках (каталоги, буклеты, карты, схемы, путеводители, плакаты, открытки и т.д. на электронных и печатных носителях);
разработка дизайна, согласование, изготовление, установка и обслуживание информационно-справочных указателей и стендов с информацией для туристов на основных туристских маршрутах и объектах Пермского края;
проведение ежегодного краевого конкурса "Пермский сувенир" среди производителей сувенирной продукции народных промыслов и ремесел.
Цель мероприятий - формирование положительного туристского имиджа Пермского края на российском и международном уровне. Увеличение въездного туристского потока в Пермский край.
Исполнитель - Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
Участники - органы местного самоуправления, туристские организации.
в) создание и включение в международную сеть Интернет-портала туристских ресурсов Пермского края
Информационное обеспечение включает:
разработку и обновление мультимедийной презентации о туристском потенциале Пермского края на нескольких языках;
поддержание работы и обновление информации на Интернет-портале туристских ресурсов Пермского края;
участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях в сфере туризма.
Исполнители - Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
5. Функция координирования заключается в согласовании интересов участников рынка.
Предполагается создание Координационного совета по развитию туризма в Пермском крае (далее - Координационный совет), который является коллегиальным совещательным органом и формируется из представителей органов государственной власти края, муниципальных образований, туристского бизнес-сообщества, общественных организаций.
Координационный совет возглавляет заместитель председателя Правительства Пермского края.
Координационный совет вправе привлекать к работе специалистов и экспертов.
Решения Координационного совета носят рекомендательный характер.
Координационный совет в пределах своей компетенции рассматривает предложения по развитию туристской отрасли, взаимодействует с Министерством развития предпринимательства и торговли Пермского края и другими министерствами, Законодательным Собранием Пермского края.
Цель мероприятия - совершенствование системы государственного контроля, управления развитием туристской отрасли в Пермском крае и координации основных направлений деятельности по развитию туристской отрасли.
Исполнители - Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
2. Меры государственной поддержки в сфере въездного и внутреннего туризма в Пермском крае
1. Содействие развитию туристской инфраструктуры на базе существующей и перспективной транспортной инфраструктуры
Предполагается проведение следующих мероприятий:
разработка плана развития туристской инфраструктуры основных туристских объектов и маршрутов Пермского края (стоянок для автотранспорта, смотровых площадок, организаций общественного питания, мини гостиниц, автосервисов, туалетов, ограждений) и плана развития транспортной инфраструктуры к основным туристским объектам на базе существующей и перспективной транспортной инфраструктуры (в части автомобильного и речного транспорта);
развитие туристской инфраструктуры основных туристских объектов и маршрутов Пермского края (строительство стоянок для автотранспорта, смотровых площадок, организаций общественного питания, мини гостиниц, автосервисов, туалетов, ограждений);
оказание содействия в строительстве в Пермском крае конгрессно-деловых центров с инфраструктурой.
Цель мероприятий - привлечение инвестиций на создание объектов туристской инфраструктуры, улучшение качества туристских услуг (транспорт, размещение, питание, впечатления).
Исполнители - Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
Участники - Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, органы местного самоуправления.
2. Содействие созданию турпродуктов на основе событийных, деловых и спортивных мероприятий, проводимых в Пермском крае
Формирование (создание) и продвижение современного туристского продукта, сопровождающего проведение значимых событийных, деловых и спортивных мероприятий и (или) связанного со значимыми, наиболее привлекательными туристскими объектами Пермского края, имеет особо важное значение для развития туристской отрасли, особенно на первом этапе реализации Программы. Перечень традиционных и вновь возникающих мероприятий на текущий год формируется Координационным советом.
Основными целями поддержки событийных, деловых и спортивных мероприятий и созданию новых туристских продуктов являются:
увеличение туристского потока в Пермский край;
формирование имиджа Пермского края как места, привлекательного для делового и событийного туризма.
Реализация мероприятий Программы предусматривает:
анализ целевой аудитории туристского продукта и каналов его сбыта;
разработку туристского продукта на основе события или объекта (в том числе разработку программы тура, формирование ценовой политики и т.п.);
разработку программы продвижения туристского продукта (в том числе участие в специализированных конгрессных мероприятиях, конференциях, выставках и т.п.);
разработку и изготовление презентационной и сувенирной продукции;
сбытовые мероприятия;
мониторинг экономических результатов реализации туристского продукта, мониторинг упоминаний в СМИ (как показателя, позволяющего оценить вклад конкретной туристской услуги в повышение общего имиджа Пермского края).
3. Содействие созданию новых туристских маршрутов в Пермском крае
Данный блок предусматривает создание новых туристских маршрутов в Пермском крае.
4. Охрана окружающей среды на основных туристских маршрутах Пермского края
Предполагается выполнение следующих мероприятий:
определение для ряда объектов экологического пропускного потенциала: уровня посещаемости, превышение которого связано с наступлением неприемлемых экологических последствий либо в результате действий самих туристов, либо как средство функционирования обслуживающей инфраструктуры;
реализация комплекса мер по учету и регулированию отрицательного воздействия самодеятельного туризма, которое в последнее время приводит к загрязнению территорий и разрушению естественной природной среды;
разработка сети эталонных экологических и эколого-приключенческих маршрутов по видам туризма с различными формами передвижения, призванных направить туристские потоки в регулируемых направлениях;
проведение научно-исследовательских экспедиций;
изготовление и установка контейнеров для твердых бытовых отходов в местах стоянок и разработка системы вывоза твердых бытовых отходов;
мероприятия по очистке берегов рек и стоянок от твердых бытовых отходов.
Цель мероприятий - обеспечить сохранность природы и экологической обстановки в связи с возрастающими туристскими потоками.
Исполнители - Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
Участники - Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, органы местного самоуправления, туристские организации.
5. Финансирование мероприятий Программы осуществляется на конкурсной основе в соответствии с федеральным законодательством.
Результатом реализации мероприятий станет появление новых туристских продуктов, основанных на крупнейших культурных событиях и наиболее привлекательных туристских объектах Пермского края; увеличение туристского потока въездного и внутреннего туризма в Пермском крае; повышение туристской привлекательности Пермского края в целом; рост доходов от туристской отрасли в бюджете края.
VI. Ресурсное обеспечение
Программа реализуется за счет средств краевого бюджета и внебюджетных источников. Суммарные финансовые затраты на реализацию программных мероприятий составят на весь период действия Программы 285,83 млн. рублей (см. таблицу 6).
Таблица 6 - Объемы и источники финансирования Программы
Источники финансирования |
Объем финансирования (млн. рублей) |
Доля в общем объеме (%) |
Средства краевого бюджета |
129,54 |
45,3 |
Внебюджетные источники |
156,29 |
54,7 |
Итого |
285,83 |
|
Доля средств краевого бюджета составляет 45,3 %, доля средств частных инвесторов - 54,7 % в общем объеме затрат на Программу.
VII. Механизм реализации программы
Достижение основной цели Программы предполагает взаимодействие исполнительных органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления, научно-исследовательских и образовательных учреждений и субъектов туристской деятельности.
Государственным заказчиком Программы является Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края. Государственный заказчик организует выполнение Программы, общую координацию работ, оценку эффективности ее реализации, определяет, в том числе на конкурсной основе, участников мероприятий, организовывает систематический мониторинг результатов и социальных эффектов на институциональном, муниципальном и региональном уровнях, разрабатывает механизмы привлечения дополнительных финансовых и материальных средств. Государственный заказчик создает Координационный совет как коллегиальный совещательный орган по вопросам реализации Программы.
В реализации Программы участвуют исполнительные органы государственной власти Пермского края, Законодательное Собрание Пермского края, органы местного самоуправления края, образовательные и научные учреждения, государственные и негосударственные организации, являющиеся субъектами туристской деятельности.
VIII. Организация управления программой
Общее руководство и координация работ по реализации Программы осуществляется Министерством развития предпринимательства и торговли Пермского края.
Координация исполнения Программы будет осуществляться за счет реализации следующих организационных мероприятий:
системный мониторинг осуществления хода реализации Программы и ее отдельных мероприятий;
формирование ежегодных планов совместных действий с различными заинтересованными структурами исполнительных органов государственной власти Пермского края и исполнителями Программы;
разработка и реализация научного, методического, информационно-технического и организационного обеспечения реализации Программы;
обобщение текущих отчетов исполнителей Программы, анализ полученных результатов с точки зрения выполнения поставленных задач, в случае необходимости подготовка предложений по корректировке мероприятий Программы.
Непосредственную координацию основных направлений развития туристской отрасли и деятельности участников реализации программных мероприятий осуществляет Координационный совет.
IX. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации Программы основывается на достижении результатов по нескольким направлениям:
наличие эффективного правового механизма регулирования развития туризма в крае;
наличие и доступ к единой информационной базе данных по всем субъектам туриндустрии;
внедрение системы мониторинга состояния отрасли, включая финансовые показатели;
наличие объектов туристской инфраструктуры;
большой спектр туристских маршрутов и комфортабельных средств размещения, современный сервис в сфере туриндустрии;
положительный туристский имидж края (наличие положительных отзывов российских и иностранных туристов);
профессиональный уровень кадров.
Реализация запланированных мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов:
формирование современной высокоэффективной туристской индустрии в Пермском крае;
рост туристских потоков с 427 тыс. человек в 2006 году до 600 тыс. человек в год к 2012 году (на 40,5 %);
привлечение внебюджетных инвестиций на развитие индустрии туризма;
увеличение коэффициента загрузки средств размещения с 0,52 до 0,624 (или на 20 %);
создание 1,8 тыс. новых рабочих мест во вновь создаваемых и расширяющихся организациях туриндустрии (на 21,7 % больше, чем в 2006 г.);
увеличение доли отрасли туризма в валовом региональном продукте края с 2,15 до 4,3 % (в 2 раза);
увеличение объемов реализации продуктов питания, производимых сельскими товаропроизводителями и личными подсобными хозяйствами;
создание торговых точек по продаже сувенирной продукции и изделий народных промыслов;
реконструкция объектов историко-культурного наследия и сохранение особо охраняемых природных территорий, используемых в туристских целях;
возрастание интереса местного населения и подрастающего поколения к культуре и истории края;
обеспечение конкурентоспособности Пермского края в сфере туризма.
Прогноз социально-экономических показателей, представленный в таблице 7, свидетельствует, что к 2012 г. валовой доход туристской отрасли возрастет в 2,4 раза.
Объем туристских услуг составит около 8,3 млрд. рублей, количество рабочих мест увеличится на 1,8 тыс.
Таблица 7 - Прогнозное значение показателей эффективности реализации Программы
Наименование показателей конечных результатов |
Наименование мероприятий (комплекса мероприятий, подпрограммы), обеспечивающих достижение конечного результата |
Фактическое значение показателя на момент разработки Программы |
Прогнозируемое значение показателя (по оценке) |
Изменение значений показателя по годам реализации Программы |
Целевое значение показателя на момент окончания действия Программы |
||||
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||
Валовой доход коллективных средств размещения в действующих ценах, млн. рублей |
Мероприятия прямой государственной поддержки |
2781,3 |
3452 |
3969,8 |
5478,32 |
6300,07 |
7245,08 |
8331,95 |
8331,95 |
Валовой доход отрасли с учетом мультипликативного эффекта в действующих ценах, млн. рублей |
7954,5 |
9872,72 |
11353,63 |
15668 |
18018,2 |
20720,93 |
23829,37 |
23829,37 |
|
Индекс количества туристов в % к предыдущему году |
102 |
102 |
102 |
120 |
105 |
105 |
105 |
105 |
|
Доля туризма в ВРП без учета мультипликатора, % |
0,695 |
0,752 |
0,83 |
1,1 |
1,22 |
1,35 |
1,5 |
1,49 |
|
Доля туризма в ВРП с учетом мультипликатора, % |
1,988 |
2,15 |
2,38 |
3,15 |
3,49 |
3,86 |
4,3 |
4,3 |
|
Количество работников всех коллективных средств размещения, чел. |
|
8163 |
8320 |
8490 |
9006 |
9367 |
9741 |
10131 |
10131 |
Фонд оплаты труда, млн. рублей |
|
599,0 |
748,8 |
856,6 |
1000,5 |
1136,1 |
1299,7 |
1487 |
1487 |
X. Контроль за ходом реализации программы
Контроль за ходом реализации Программы в пределах своих полномочий осуществляют Законодательное Собрание Пермского края, Контрольно-счетная палата Пермского края, Правительство Пермского края.
Контроль за реализацией мероприятий, финансируемых из средств краевого бюджета, осуществляет Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
Текущий контроль своевременности и качества выполнения программных мероприятий осуществляют исполнители Программы, представляющие отчет по итогам полугодия руководителю Программы. Сводный отчет о выполнении Программы за прошедший год для представления его в установленном порядке в Законодательное Собрание Пермского края готовит Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
Система контролируемых показателей включает:
показатели выполнения программных мероприятий - по срокам, объему и качеству;
показатели эффективности реализации инвестиционных проектов;
показатели экономической эффективности деятельности туристской индустрии как единой отрасли по совокупному доходу от туризма в валовом региональном продукте;
количество вновь созданных рабочих мест;
количество российских и иностранных туристов.
Граница эффективности мероприятия принимается на уровне 80 % от заявляемых показателей.
По неэффективным мероприятиям и мероприятиям, не имеющим инвесторов, Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края вносит в Координационный совет предложения о перераспределении средств между видами туризма и туристско-рекреационными зонами.
<< Статья 3 Статья 3 |
Приложение >> Приложение |
|
Содержание Закон Пермского края от 14 ноября 2008 г. N 332-ПК "О краевой целевой программе "Развитие туризма в Пермском крае... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.