В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п "Об утверждении долгосрочной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую региональную экономически значимую программу "Развитие мясного скотоводства в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа).
2. Финансирование Программы обеспечить за счет общего объема средств, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п.
3. Признать утратившими силу:
3.1. приказ Министерства сельского хозяйства Пермского края от 12 декабря 2011 г. N СЭД-25-01.1-02-114 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Региональная экономически значимая программа "Развитие мясного скотоводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года";
4. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра, начальника управления формирования аграрной политики Огородова И.П.
Министр |
О.Н. Шипиловских |
Региональная экономически значимая программа
"Развитие мясного скотоводства в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года"
(утв. приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 25 декабря 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-150)
Паспорт программы
Наименование Программы |
Региональная экономически значимая программа "Развитие мясного скотоводства в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года" |
||||
Основания разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы"; постановление Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы" |
||||
Разработчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
||||
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
||||
Цели Программы |
Создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли мясного скотоводства; увеличение объемов производства продукции мясного скотоводства и повышение ее конкурентоспособности; увеличение обеспеченности потребностей внутреннего рынка в продукции мясного скотоводства и рост объемов реализации продукции мясного скотоводства за пределами Пермского края; создание рабочих мест |
||||
Основные задачи |
Увеличить производство мяса за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов, связанных с приобретением племенного поголовья, техники и технологического оборудования; обеспечить стимулирование роста продуктивности отрасли за счет выплаты субсидий, дифференцированных с учетом продуктивности; ориентировать производителей на значительное обновление поголовья крупного рогатого скота за счет закупки высокопродуктивного племенного скота новых пород с высоким генетическим потенциалом; создать условия для развития кадрового потенциала; реализовать мероприятия, направленные на информационно-консультационную поддержку; осуществить реализацию мер по развитию рынка мяса, продвижению продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта |
||||
Участники Программы |
Сельскохозяйственные товаропроизводители; организации агропромышленного комплекса; иные хозяйствующие субъекты |
||||
Основные мероприятия Программы |
Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли мясного скотоводства осуществляется за счет мероприятия "Поддержка доходов сельскохозяйственных производителей в области животноводства" |
||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2013-2015 годы и на период до 2020 года. Программа не имеет разбивки на этапы. Мероприятия Программы реализуются на протяжении всего срока ее реализации |
||||
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансового обеспечения Программы на 2013-2015 годы составит 320,0 млн. рублей, в том числе 96,0 млн. рублей из бюджета Пермского края |
||||
Источник |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего за 2013-2015 годы |
|
Бюджет Пермского края |
33,0 |
35,0 |
28,0 |
96,0 |
|
Внебюджетные средства |
77,0 |
81,7 |
65,3 |
224,0 |
|
Всего |
110,0 |
116,7 |
93,3 |
320,0 |
|
Целевые индикаторы Программы |
Объем производства мяса говядины в живом (убойном) весе; объем производства мяса говядины от мясных пород и помесных животных в живом (убойном) весе; поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесных животных |
||||
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Увеличение объемов производства мяса говядины в живом (убойном) весе: с 37,4 (21,8) тыс. тонн в 2011 г. до 40,3 (27,0) тыс. тонн в 2015 г. и до 43,0 (28,8) тыс. тонн в 2020 г.; увеличение поголовья специализированного мясного скота и помесных животных с 3,8 тыс. голов в 2011 г. до 17,8 тыс. голов в 2015 г. и до 36,9 тыс. голов в 2020 г., в том числе поголовье коров специализированных мясных пород и помесных животных - с 2,1 тыс. голов в 2011 г. до 7,0 тыс. голов в 2015 г. и до 14,6 тыс. голов в 2020 г.; увеличение производства мяса говядины от мясного скота и помесных животных в живом весе с 0,5 тыс. тонн в 2011 г. до 3,2 тыс. тонн в 2015 г. и 6,6 тыс. тонн в 2020 г. |
||||
Контроль реализации Программы |
Общее руководство и контроль реализации Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с законодательством Пермского края |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Программа разработана во исполнение долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п, и должна стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли мясного скотоводства в Пермском крае и увеличения самообеспеченности населения Пермского края мясной продукцией, производимой пермскими сельскохозяйственными товаропроизводителями, что является частью достижения приоритетных целей развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса Пермского края (далее - АПК), на реализацию которых направлена деятельность Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
1.1. Анализ ситуации и потенциал развития специализированного мясного скотоводства.
Мясной подкомплекс Пермского края является одной из важнейших составляющих АПК, значение которого заключается в обеспечения занятости населении и снабжении его мясом. Вместе с тем, в нем накопилось наибольшее количество нерешенных проблем. На протяжении всего периода реформирования АПК численность поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, объемы производства мяса снижались. За последние 3-4 года наметилась некоторая стабилизация производства мяса птицы и свинины как скороспелых отраслей.
Производство мяса крупного рогатого скота (далее - КРС) в регионе с 2000 года сократилось на 40% (см. таблицу 1). На 1 января 2012 года во всех категориях хозяйств насчитывается 263,7 тыс. голов КРС, из них - 109,9 тыс. коров; в том числе в сельскохозяйственных организациях Пермского края - 175,6 тыс. голов, из которых 73,1 тыс. коров. В 2011 году в животноводческой отрасли края прослеживаются положительные тенденции развития: приостановлен темп сокращения численности крупного рогатого скота, впервые за последние годы в сельскохозяйственных организациях поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 1410 голов. На 1 января 2012 года специализированного мясного поголовья в Пермском крае насчитывалось 3,8 тыс. голов.
Таблица 1
Производство
в Пермском крае мяса КРС в убойном весе, тыс. тонн
Категории хозяйств |
2000 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Хозяйства всех категорий |
38,4 |
33,1 |
31,2 |
27,8 |
24,6 |
23,0 |
23 |
21,8 |
Сельскохозяйственные организации |
19,3 |
17,4 |
16,6 |
14,7 |
14,1 |
12,8 |
12,5 |
11,4 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,5 |
0,5 |
0,8 |
Хозяйства населения |
18,6 |
15,1 |
13,8 |
12,3 |
9,8 |
9,7 |
10,0 |
9,6 |
Источник: Пермьстат
В 2011 году производство говядины составило 21,8 тыс. тонн, а потребление - 44 тыс. тонн. Таким образом, спрос на говядину на 48% удовлетворяется за счет ввоза из других регионов и импорта. Мясное сырье зарубежного происхождения часто ввозится в Россию с недостаточными качественными и санитарно-гигиеническими характеристиками. Практически невозможен контроль за использованием при производстве говядины кормов из генетически модифицированных организмов и запрещенных в России добавок, а также ветеринарный контроль за распространенными за рубежом заболеваниями животных с длительными периодами латентности. Дальнейшее наращивание поставок мяса по импорту и их превращение в основной источник товарного наполнения регионального мясного рынка в условиях мирового продовольственного кризиса и резкого повышения цен чреваты непредсказуемыми последствиями. Для создания крупной отрасли специализированного мясного скотоводства как поставщика высококачественной говядины в перспективе до 2020 года Пермский край располагает всеми необходимыми предпосылками:
- наличие естественных кормовых угодий и неиспользуемой пашни;
- апробированная практически во всех регионах страны малозатратная интенсивно-пастбищная технология мясного скотоводства;
- ресурсы маточного поголовья в мясных и молочных стадах для формирования новых мясных ферм племенного и особенно товарного назначения.
Рациональность выбора приоритетного развития специализированного мясного скотоводства обусловлена следующим.
Основным источником производства говядины в Пермском крае являются выбракованный крупный рогатый скот из молочных стад, на долю которых приходится почти 98% этого вида мяса.
Согласно долгосрочной целевой программе развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы дальнейшее развитие молочного скотоводства будет происходить при стабилизации поголовья коров на уровне 105-110 тыс. голов и увеличения объемов производства молока на 15-20% к уровню 2011 года путем повышения надоев.
Это означает, что молочное стадо в перспективе не увеличится, а ресурсы интенсификации его использования не могут обеспечить значительного увеличения производства говядины в ближайшие 5-10 лет.
Анализ мирового опыта показывает, что удовлетворение платежеспособного спроса на говядину в полном объеме невозможно без ускоренного развития специализированного мясного скотоводства. В западных странах молочное скотоводство много раньше, чем в России, перешло на интенсивный путь развития, и поэтому одновременно с сокращением поголовья молочных коров увеличивали число мясных коров в пропорции за одну молочную 1,1-1,2 мясных коровы.
В результате в общем поголовье крупного рогатого скота на специализированный мясной скот приходится в странах ЕС - 40-50%, в Австралии - 85%, США и Канаде - 70-75%.
В Пермском крае, как и в большинстве регионов России, практически отсутствует поголовье КРС мясных пород, на котором выстроено мясное производство европейских стран, Америки, Австралии, при этом в ряде субъектов России специализированное мясное скотоводство традиционно. Лидеры в данной отрасли - Калмыкия, Челябинск, Тюмень. Пермский край обладает значительными земельными угодьями, возможностью получения дешевых травянистых кормов и емким рынком сбыта, что необходимо использовать для расширения специализированной мясной отрасли.
Существенное сокращение поголовья молочных коров в период с 2000 по 2010 годы не сопровождалось объективно необходимым для сохранения объемов производства говядины увеличением численности мясного скота. Повышенный интерес к мясному скотоводству за три последних года увеличил численность мясного скота на 30%. Эти темпы целесообразно не только сохранить, но придать им устойчивый характер для достижения стратегической цели.
Инвестиционные проекты по откорму мясного скота имеют довольно длительный период окупаемости и эффективны лишь при достижении определенного масштаба. В противном случае, развитие отрасли сталкивается с инфраструктурными ограничениями в племенной работе, забое и переработке.
Основные финансово-экономические показатели развития подотрасли мясного скотоводства представлены в таблице 2.
Таблица 2
Анализ
состояния мясного скотоводства в регионе
Показатели |
Ед.изм. |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2011 год к 2007 году, % |
1. Поголовье КРС в сельскохозяйственных предприятиях, всего |
тыс. голов |
211,3 |
201,2 |
188,5 |
174,2 |
175,6 |
83,1 |
в том числе поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего |
тыс. голов |
2,5 |
2,9 |
3,0 |
3,5 |
3,8 |
152,0 |
2. Валовое производство говядины в живом весе, всего |
тыс. тонн |
47,2 |
42,7 |
39,7 |
39,0 |
37,4 |
79,2 |
в том числе валовое производство говядины специализированных пород в живом весе |
тыс. тонн |
0,200 |
0,276 |
0,392 |
0,406 |
0,515 |
в 2,5 р. |
3. Валовое производство говядины в убойном весе |
тыс. тонн |
27,8 |
24,6 |
23,0 |
23 |
21,8 |
78,4 |
в том числе валовое производство говядины в убойном весе в сельскохозяйственных организациях |
тыс. тонн |
14,7 |
14,1 |
12,8 |
12,5 |
11,4 |
77,6 |
4. Производство мяса на душу населения |
кг |
10,2 |
9,1 |
8,7 |
8,7 |
8,3 |
81,4 |
5. Количество реализованной продукции |
тыс. тонн |
28,7 |
27,1 |
24,6 |
24,1 |
22,6 |
78,7 |
6. Выручка от реализации |
млн.руб. |
1245,0 |
1207,9 |
1299,7 |
1350,2 |
1527,0 |
122,7 |
7. Себестоимость реализованной продукции |
млн.руб. |
1569,7 |
1718,2 |
1727,5 |
1882,3 |
2017,4 |
128,5 |
8. Рентабельность производства мяса с государственной поддержкой |
% |
н/д |
н/д |
-19,13 |
-24,05 |
-20,3 |
|
без государственной поддержки |
% |
-20,7 |
-29,7 |
-24,8 |
-28,3 |
-24,3 |
|
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
1.2. Характеристика проблемы.
Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного крупномасштабного мясного скотоводства являются малочисленность мясного скота, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли в фазе репродукции поголовья и откорма молодняка, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, слабая кормовая база откорма, невысокий потенциал продуктивности скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины.
Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер.
1. Недопустимо низкая доля мясного скота от общего поголовья крупного рогатого скота и объемов производства говядины на уровне 2% означает необходимость фактически заново создания отрасли.
Для увеличения производства говядины в Пермском крае возможны два пути:
использование малопродуктивного и выранжированного молочного поголовья дойного стада для получения помесного приплода от скрещивания с быками мясных пород и выращивание его на мясо, усовершенствование технологии выращивания молодняка и интенсивного откорма (создание специализированных хозяйств и площадок по откорму). В ряде регионов уже есть примеры, когда из низкопродуктивного молочного скота формировались хорошие мясные стада;
развитие специализированной отрасли мясного скотоводства (разведения скота мясных пород).
Выращиванием и откормом молодняка КРС молочных пород в Пермском крае занимаются 2 специализированных хозяйства и более 70% сельхозпредприятий, специализирующихся на производстве молока, а также личные подсобные хозяйства. В специализированных хозяйствах, занимающихся интенсивным откормом, содержится 10,8 тысяч голов, среднесуточный привес в которых в 1,5 раза выше аналогичного среднекраевого показателя. Около 8% молодняка поступает на откорм в личные подсобные хозяйства.
Развитием мясного скотоводства с использованием специализированных пород, обладающих высокой энергией роста, качеством и выходом мяса, в Пермском крае занимается 21 хозяйство: 13 сельскохозяйственных предприятий, 4 крестьянских (фермерских) хозяйства и 4 индивидуальных предпринимателя. Общее поголовье чистопородного мясного скота - около 3,8 тыс. голов, в том числе коров - 2,1 тыс. голов. В хозяйствах Пермского края разводится специализированная мясная порода - герефордская.
На настоящий момент в Пермском крае действуют три племенных репродуктора, поголовье в которых насчитывает более 600 голов. Начинает формироваться еще один репродуктор по разведению герефордской породы, в планах которого доведение маточного поголовья коров до 300 голов и создание дочерних предприятий по откорму мясного скота, а также использование имеющегося молочного скота на технологию мясного производства.
Государственная поддержка племенного скотоводства из краевого и федерального бюджета на корову в год при наличии теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев распространяется только на племенные хозяйства - заводы и репродукторы. Этот механизм поддержки показал свою эффективность, но размер ее покрывает не более 15-20% производственных издержек на содержание племенных коров, ведение племенного учета и выращивание племенного молодняка.
2. Низкий уровень генетического потенциала продуктивности скота мясных пород в племенных и товарных (коммерческих) стадах.
В среднем по всем породам продуктивные качества мясного скота в племенных хозяйствах существенно ниже современных показателей в странах с развитым мясным скотоводством. Так, в 2007 году молочность коров в племенных заводах составила 183 кг, в племенных репродукторах - 178 кг по сравнению с 250-320 кг в США, Канаде, Англии, Франции и других странах; живая масса взрослых быков - 755 кг в племзаводах и 743 кг в племрепродукторах, по сравнению с 1100-1200 кг в западных странах. В товарных (коммерческих) хозяйствах эти показатели еще ниже.
Такое состояние обусловлено нарушением инфраструктуры отрасли, неэффективными методами испытания быков-производителей, недостатком экономических мотиваций обновления маточных стад за счет покупки ремонтного молодняка с высоким генетическим потенциалам продуктивности.
Государственная поддержка приобретения племенного молодняка высокого качества через систему лизинга и субсидий из бюджетов недостаточна по объему и не может решить проблему.
3. Неудовлетворительная организация откорма и реализация на мясо молодняка крупного рогатого скота с живой массой около 330 кг вместо 450-500 кг.
Реализация маловесного молодняка на мясоперерабатывающие предприятия обусловливает отнесение затрат на убой скота и обработку туши (около 10% от стоимости туши массой 250 кг в ценах 2007 года) на тушу массой 170 кг и менее, что объективно удорожает мясо, поступающее в розницу.
Государственная поддержка из бюджета откорма молодняка из мясных стад и полукровных помесей, полученных в молочных стадах, до живой массы свыше 400 кг обеспечат решение проблемы увеличения производства высококачественной говядины, предназначенной для розничной продажи в свежем виде и, косвенно, будет стимулировать промышленное скрещивание, необходимое для увеличения откормочного контингента.
4. Высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве и, особенно в откормочных предприятиях.
Современное специфическое технологическое оборудование по уходу за мясным скотом (расколы с фиксаторами животных, рабочие площадки, весовое хозяйство, огораживание пастбищ проволокой для эффективного их использования) имеется не на всех фермах и не по всем позициям. Практически во всех действующих откормочных предприятиях реализована неэффективная технология: содержание молодняка в капитальных помещениях и оснащение энергоемким оборудованием для раздачи кормов и уборки навоза. Мясной скот более вынослив и неприхотлив в условиях содержания, поэтому требует значительно меньших затрат на строительство помещений: даже в зимний период им достаточно легких, неотапливаемых помещений.
Нерешенность этой проблемы приводит к нежелательному удорожанию производства говядины.
5. Низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных кормов для откормочного контингента.
Развитие любой отрасли животноводства зависит от состояния кормовой базы, не исключение и мясное скотоводство. Важнейшей составной частью рентабельного ведения откорма является максимальное использование естественных и улучшенных пастбищ для нагула животных. Для успешного откорма необходим годовой запас качественных кормов, поэтому необходимо применение ресурсосберегающих технологий в производстве и заготовке кормов, включение в рацион полноценных комбикормов.
Естественные кормовые угодья в Пермском крае имеют низкую урожайность. Без систематического ухода и коренного улучшения они зарастают кустарником и непоедаемыми травами. В результате мясная корова с теленком вынуждена при выпасе проходить в сутки десятки километров. На таких выпасах коровы и молодняк на нагуле тратят много энергии кормов на передвижение, а привесы в сутки снижаются до 250-400 г. В результате в мясных стадах доля пастбищных кормов в годовом рационе составляет всего 14-15% вместо 35-36%, характерных для зарубежной практики.
При залужении деградированных земель и неиспользуемой пашни в целях производства объемистых кормов для мясного и откормочного скота недостаточными темпами увеличивается использование таких кормовых культур, как гибридные сорта кукурузы на силос и зерно, высокобелковые культуры, различные смеси.
Нерешенность проблемы необоснованно удорожает стоимость кормов в издержках производства говядины.
6. Отсутствие экономической мотивации является главным препятствием реализации имеющихся в Пермском крае возможностей ускоренного развития мясного скотоводства.
Низкая экономическая эффективность отрасли в определенной степени обусловлена низкими зоотехническими показателями: выход телят менее 80% вместо 85-90%, необходимых для рентабельного мясного скотоводства; привесы молодняка на откорме ниже 400 г вместо желательных не менее 750-800 г; средняя живая масса молодняка при реализации - 320-340 кг вместо желательных 450-500 кг. Сдерживающими факторами для решения проблемы рентабельности мясного скотоводства являются так же:
а) неурегулированность экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - мясоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля"; крупные мясокомбинаты Пермского края закрыли убойные цеха, работают в основном на завозном сырье;
б) малая государственная поддержка мясному скотоводству.
Важным условием успешного развития специализированного мясного скотоводства является формирование рынка высококачественной говядины в свежем, то есть в незамороженном и непереработаннном виде. В этом рынке заинтересованы сельскохозяйственные предприятия, которые разводят и откармливают мясной скот до оптимальных весовых кондиций (в среднем около 500 кг) и способны поставлять крупные партии откормленного мясного скота, а также представители бизнеса и супермаркеты.
Объективная необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства и производства говядины обусловлена:
- биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению, например, со скороспелыми отраслями (свиноводством и птицеводством), в силу которых производственный цикл получения теленка и его откорма до высоких весовых кондиций составляет почти три года;
- необходимостью кредитования создания новых ферм и увеличения поголовья в существующих хозяйствах в течение не менее трех лет до поступления первой товарной (или племенной) продукции;
- низкой конверсией корма в привес (6 - 7:1) по сравнению с откормом свиней (2,3:1) и бройлеров (1,8:1) и потребностью не менее 5-6 кг концентрированных зерновых кормов для получения 1 кг говядины, из-за чего рентабельность откорма скота сильно зависит от цен на зерно.
Острота описанных выше проблем усугубляется недостатком современных комплексных научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс развития специализированного мясного скотоводства в трех его фазах: репродукция (система "корова - теленок"), выращивание молодняка для ремонта и увеличения поголовья в мясных стадах и откорм молодняка до оптимальных весовых кондиций.
Стратегия в развитии мясного скотоводства - создание рабочих мест за счет увеличения производства высококачественного мяса КРС специализированных мясных пород.
Потенциал для развития мясного скотоводства обусловлен наличием ряда следующих факторов:
достаточное количество площадей естественных пастбищ и сенокосов;
наличие трудовых ресурсов;
наличие в сельской местности неиспользуемых производственных и социальных инфраструктурных объектов.
На решение указанных проблем и направлена Программа.
II. Основные цели, задачи и направления Программы
2.1. Цели Программы - создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли мясного скотоводства, увеличение объемов производства продукции мясного скотоводства и повышение ее конкурентоспособности, увеличение обеспеченности потребностей внутреннего рынка в продукции мясного скотоводства и рост объемов реализации продукции мясного скотоводства за пределами Пермского края, создание рабочих мест.
2.2. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
увеличить производство мяса за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов, связанных с приобретением племенного поголовья, техники и технологического оборудования;
обеспечить стимулирование роста продуктивности отрасли за счет выплаты субсидий, дифференцированных с учетом продуктивности;
ориентировать производителей на значительное обновление поголовья крупного рогатого скота за счет закупки высокопродуктивного племенного скота новых пород с высоким генетическим потенциалом;
создать условия для развития кадрового потенциала;
реализовать мероприятия, направленные на информационно консультационную поддержку;
осуществить реализацию мер по развитию рынка мяса, продвижению продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта.
2.3. Программа направлена на развитие следующих процессов в мясном скотоводстве:
формирование племенной базы мясного скотоводства;
увеличение производства конкурентоспособной говядины ("мраморного" мяса);
создание специализированных хозяйств (площадок);
создание и технологическая модернизация мясных и откормочных ферм и предприятий по первичной переработке скота;
укрепление кормовой базы, в том числе улучшение пастбищ.
III. Целевые индикаторы, ожидаемые результаты и социально-экономическая эффективность программы
3.1. Мероприятия Программы приведут к увеличению основных показателей отрасли мясного скотоводства. Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в таблице 3.
За счет реализации мероприятий планируется к 2020 году увеличить производство мяса в живом весе на 14,9% от уровня 2011 года. Достичь указанной цели к 2015 году предполагается за счет кратного увеличения производства высококачественного мяса КРС специализированных пород и помесных животных (в 2015 году более чем в 6 раз от уровня 2011 года и в 12 раз больше к 2020 году).
Таблица 3
Производство
мяса КРС в хозяйствах всех категорий в живом весе в Пермском крае (по видам), тыс. тонн
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2020 год |
2020 г. к 2011 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Говядина |
37,4 |
39,3 |
39,7 |
40,0 |
40,3 |
43,0 |
114,9% |
в том числе мясных пород |
0,52 |
1,0 |
1,6 |
2,4 |
3,2 |
6,6 |
в 12,6 раз |
3.2. Объемы производства и потребления мяса представлены в таблице 4. По данным таблицы 4 видно, что к 2020 году возрастет наряду с производством и потребление мяса говядины.
Таблица 4
Баланс
производства и потребления по видам мяса, тыс. тонн
|
Факт |
Оценка |
Прогноз |
|||||
2011 год |
2012 год |
2015 год |
2020 год |
|||||
производство |
потребление |
производство |
потребление |
производство |
потребление |
производство |
потребление |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Говядина |
21,8 |
44 |
22,9 |
44 |
27,0 |
47 |
28,8 |
50 |
3.3. Высокие темпы роста производства мяса говядины от мясных пород и помесных животных в Пермском крае будут обеспечены за счет увеличения поголовья с 3,8 тыс. голов в 2011 году до 36,9 тыс. голов в 2020 году, а также роста продуктивности и эффективности отрасли. Динамика поголовья по видам представлена в таблице 5.
Таблица 5
Динамика
поголовья, тыс.гол.
Поголовье |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2020 год |
2020 г. к 2011 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
КРС |
263,7 |
264,5 |
266,7 |
268,4 |
270,0 |
282,4 |
107 % |
в том числе мясных пород |
3,8 |
5,8 |
9,1 |
13,3 |
17,8 |
36,9 |
в 9,7 раз |
в том числе коровы мясных пород |
2,1 |
2,6 |
3,6 |
5,2 |
7,0 |
14,6 |
в 6,9 раз |
3.4. В результате реализации Программы увеличится коэффициент самообеспеченности Пермского края по производству мяса говядины: с уровня 49,5% мяса в 2011 году до 57,4% в 2015 году. Данная информация представлена в таблице 6.
Таблица 6
Баланс
производства и потребления мяса говядины и мясопродуктов в Пермском крае
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2015 год |
2020 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Численность населения, тыс.чел. |
2634,1 |
2631,1 |
2628 |
2653 |
2645 |
Потребление, тыс. тонн |
44,0 |
44,0 |
44,0 |
47,0 |
50,0 |
Потребление на душу населения, кг |
16,70 |
16,72 |
16,74 |
17,7 |
18,9 |
Производство, тыс. т |
23,0 |
21,8 |
22,9 |
27,0 |
28,8 |
Коэффициент самообеспеченности, % |
52,2 |
49,5 |
52,0 |
57,4 |
57,6 |
3.5. Помимо увеличения племенной базы, производства высококачественной говядины и наполнения внутреннего рынка мясом, реализация Программы обеспечит сохранение рабочих мест на низкопродуктивных предприятиях молочного направления после их перевода на мясное направление и создание новых рабочих мест в сельских территориях при реализации новых инвестпроектов.
Расчет социально-экономической эффективности реализации Программы и эффективности использования бюджетных средств приведен в таблице 7.
Таблица 7
Социально-экономическая эффективность
реализации Программы
Нумерация граф таблицы приводится в соответствии с источником
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2020 год |
2020 г. к 2011 г. |
1 |
4 |
5 |
|
|
|
6 |
7 |
1. Объем производства мяса говядины во всех категориях хозяйств, тыс. тонн в живой массе |
37,4 |
39,3 |
39,7 |
40,0 |
40,3 |
43,0 |
114,9% |
2. в том числе объем производства высококачественной говядины от мясного скота, тыс. тонн в живой массе |
0,52 |
1,0 |
1,6 |
2,4 |
3,2 |
6,6 |
в 12,6 раз |
3. Выручка (нетто) от продажи мяса КРС и мясопродуктов сельскохозяйственных организаций, млн.руб. |
1522 |
1667 |
1724 |
1891 |
2092 |
3275 |
215,2% |
4. Прирост выручки (нетто) от продажи мяса КРС и мясопродуктов сельскохозяйственных организаций к предыдущему году в действующих ценах, % |
х |
109,5 |
103,4 |
109,7 |
110,6 |
х |
х |
5. Прирост выручки (нетто) от продажи мяса КРС и мясопродуктов сельскохозяйственных организаций к уровню 2011 года, млн.руб. |
х |
145 |
202 |
369 |
570 |
1753 |
х |
6. Начисление налогов, млн.руб. |
167 |
183 |
190 |
208 |
230 |
360 |
215,6% |
7. Ежегодный прирост налогов отрасли мясного животноводства к уровню 2009 года, млн.руб. |
х |
16 |
23 |
41 |
63 |
193 |
х |
Достичь указанных результатов Подпрограммы планируется за стартовых технологических и экономических условий формирования и счет реализации программных мероприятий, направленных на создание устойчивого развития отрасли мясного скотоводства.
IV. Перечень и описание программных мероприятий
4.1. Реализация основного мероприятия по поддержке доходов сельскохозяйственных производителей в области мясного скотоводства направлена на стабилизацию и рост доходов сельскохозяйственного производства, повышение уровня его экологической безопасности, увеличение эффективности мясного скотоводства.
Механизм реализации - предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), специализирующихся на производстве и реализации продукции от специализированных мясных пород и помесных животных, на возмещение части затрат на покупку материала (скота), оборудование и технику.
Размер субсидии определяется по ставке за единицу используемых ресурсов (посевные площади сельскохозяйственных культур, поголовье сельскохозяйственных животных), рассчитанной с применением индекса, учитывающего эффективность деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя за определенный период и объем используемых производственных мощностей.
При реализации сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) новых проектов, направленных на увеличение используемых ресурсов, рост объемов произведенной и реализуемой сельскохозяйственной продукции, а также при осуществлении строительства жилья для своих работников могут быть предусмотрены дополнительные ставки субсидии.
Методика определения индексов и ставки субсидии утверждаются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
4.2. В рамках долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п, осуществляются так же мероприятия по развитию кадрового потенциала, оказанию информационно-консультационной поддержки; мероприятия, направленные на продвижение продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта; оказывается государственная поддержка развития племенного животноводства, содержания маточного поголовья мясных коров и коров, используемых для получения помесного скота; а также проводятся противоэпизоотические мероприятия, направленные на диагностику, профилактику и ликвидацию карантинных и особо опасных болезней в целях предотвращения потерь животноводческой продукции и повышения ее качества.
V. Ресурсное обеспечение Программы
5.1. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п, по мероприятию "Поддержка доходов сельскохозяйственных производителей в области животноводства".
5.2. Объем средств, необходимый для реализации мероприятий Программы, рассчитан с учетом:
средних по региону производственных издержек на производство мяса говядины и племенного материала;
экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование мясных ферм и центров по оказанию сервисных услуг;
средних цен на племенной скот по импорту и внутри страны;
среднерегиональных расходов на содержание поголовья в племенных заводах и племенных репродукторах.
5.3. Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2013-2015 годы составит 320,0 млн. рублей, в том числе 96,0 млн. рублей - из бюджета Пермского края. Данные по объемам и источникам финансирования всех мероприятий Программы приведены в таблице 8.
Таблица 8
Общая потребность
в финансировании мероприятий Программы и источники финансирования, млн.руб.
N п/п |
Мероприятие |
Источник |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего за 2013-2015 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Всего по Программе, мероприятие "Поддержка доходов сельскохозяйственных производителей в области животноводства" |
Бюджет Пермского края |
33,0 |
35,0 |
28,0 |
96,0 |
Внебюджетные средства |
77,0 |
81,7 |
65,3 |
224,0 |
||
Всего |
110,0 |
116,7 |
93,3 |
320,0 |
VI. Система управления реализацией программы
6.1. Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, являющееся координатором и исполнителем Программы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края:
обеспечивает согласованные действия участников Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального и краевого бюджетов;
составляет и в установленном порядке представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год;
подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации Программы.
6.2. Участниками Программы являются хозяйствующие субъекты различных форм собственности в соответствии с действующим законодательством (сельскохозяйственные товаропроизводители, организации агропромышленного комплекса, иные хозяйствующие субъекты).
6.3. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых исполнителями Программы с участниками отдельных мероприятий, или путем предоставления субсидий участникам Программы в порядке, установленном Правительством Пермского края в соответствии законодательством Российской Федерации.
6.4. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством.
6.5. Механизм реализации целей и задач Программы по соответствующим направлениям Программы детализируется в порядках предоставления субсидий, утверждаемых нормативными правовыми актами Правительства Пермского края на весь период действия Программы.
6.6. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с утвержденным Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края реестром получателей субсидий. Порядок формирования и условия включения в реестр получателей субсидий определяется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
6.7. Оценка рисков реализации Программы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура товаров и услуг для села, а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией;
природно-климатические риски;
внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с реализацией мероприятий;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита).
Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителя и участников Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 25 декабря 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-150 "Об утверждении экономически значимой программы "Развитие мясного скотоводства в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года"
Текст приказа опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 21 января 2013 г. N 2 (233)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 4 апреля 2016 г. N СЭД-25-01.1-02-53
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 14 марта 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-35
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 27 февраля 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-21
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 18 апреля 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-50
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 15 марта 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-36
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.