Решение Пермского краевого суда
от 12 октября 2011 г. N 3-182-2011
Настоящее решение вступило в законную силу 28 октября 2011 г.
Пермский краевой суд
в лице председательствующего судьи Спиридонова Е.В.,
с участием прокурора Сысоевой С.М.,
при секретаре Лузяниной А.В.,
представителя заявителя Мурыгиной Л.Я. - Б.,
представителя Законодательного Собрания Пермского края С.,
представителя губернатора Пермского края К.,
рассмотрел 12 октября 2011 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению Мурыгиной Л.Я. о признании недействующей строки 644 Перечня объектов муниципальной собственности Усольского муниципального района, передаваемых в собственность Пыскорского сельского поселения, утвержденного Законом Пермского края от 30.04.2009 года N 418-ПК "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Усольского муниципального района", установил:
16 апреля 2009 года Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края N 418-ПК "О внесении дополнений в Закон Пермского края "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Усольского муниципального района", который был подписан губернатором Пермского края 30 апреля 2009 года и опубликован в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 17 от 4 мая 2009 года и в "Собрании законодательства Пермского края" N 6 от 9 июня 2009 года.
Данным Законом приложение 3 к Закону Пермского края "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Усольского муниципального района" от 11 декабря 2006 года N 3355-780 дополнено строками 457 - 696, в которых указаны объекты муниципальной собственности Усольского муниципального района, передаваемые в собственность Пыскорского сельского поселения.
В соответствии со строкой 644 в собственность Пыскорского сельского поселения передано здание гаража, расположенное по адресу: ....
Мурыгина Л.Я. обратилась в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующим Закона Пермского края от 30 апреля 2009 года N 418-ПК в части утверждения в Перечне объектов муниципальной собственности Усольского муниципального района, передаваемых в собственность Пыскорского сельского поселения, указанного выше здания гаража.
В обоснование заявленных требований Мурыгина Л.Я. указала, что здание гаража не было объектом муниципальной собственности Усольского муниципального района, принадлежало ТОО "...". На основании решения правления ТОО "..." от 14 декабря 2000 года и приказа директора ТОО "..." N 59 от 14 декабря 2000 года здание гаража, названного в решении правления ТОО "..." пристроем к зданию пожарного депо, было передано ей за плату в размере 3 000 рублей. Указанная сумма была внесена ей в кассу ТОО "..." 27 февраля 2001 года, с тех пор она пользуется гаражом.
По мнению Мурыгиной Л.Я., принятый Закон в оспариваемой части не соответствует ст. 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, нарушает ее права на использование здания гаража, а также на судебную защиту при рассмотрении вопроса о признании за ней права собственности на данное имущество.
В судебном заседании представитель Мурыгиной Л.Я. - Б. заявленные требования поддержала.
Мурыгина Л.Я. в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на заявленном требовании настаивала.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края С. с заявлением не согласилась, указав, что Закон Пермского края от 30.04.2009 года N 418-ПК в оспариваемой части был принят на основании согласованного перечня имущества, передаваемого Усольским муниципальным районом в собственность Пыскорского сельского поселения, в соответствии с решениями Совета депутатов Пыскорского сельского поселения и Земского собрания Усольского муниципального района. Перечень объектов был составлен в полном соответствии с положениями Закона Пермского края "О порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципальных образований Пермского края" от 26.02.2009 года N 395-ПК. Поскольку рассматриваемый объект недвижимости согласован органами местного самоуправления как объект собственности Усольского муниципального района, подлежащий передаче в собственность Пыскорского сельского поселения, отсутствуют основания для признания Закона Пермского края от 30.04.2009 года N 418-ПК в оспариваемой части недействующим.
Представитель губернатора Пермского края К. с заявлением не согласилась по доводам аналогичным доводам представителя Законодательного Собрания Пермского края.
Представитель МО "Усольский муниципальный район Пермского края" в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на заявление представитель МО "Усольский муниципальный район Пермского края" с заявлением не согласился, указав, что Мурыгиной Л.Я. не представлены доказательства, подтверждающие, что оспариваемый Закон Пермского края затрагивает ее права и имущественные интересы, поскольку заявителем не представлены доказательства, подтверждающие, что она владеет спорным имуществом на праве собственности. Объект недвижимости, указанный в строке 644 Перечня, утвержденного Законом Пермского края от 30.04.2009 года N 418-ПК, до 30.04.2009 года числился в имуществе казны Усольского муниципального района.
Представитель МО "Пыскорское сельское поселение" в суд не явился, просил о рассмотрении дела без его участия.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора об удовлетворении заявления, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требование Мурыгиной Л.Я. подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 года N 122-ФЗ установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в целях обеспечения выполнения требований статей 85 и 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Предусмотрено, что разграничение имущества осуществляется между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" видами имущества. До 1 января 2009 года в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 ст. 3 Закона Пермского края "О порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципальных образований Пермского края" от 26.02.2009 года N 395-ПК, действовавшего до 31 декабря 2009 года, Перечни муниципального имущества, подлежащего разграничению, формируются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, наделенными в установленном порядке полномочиями по передаче или принятию имущества (далее - уполномоченные органы местного самоуправления).
Согласно части 2 ст. 3 названного Закона предложения о передаче либо приеме имущества в муниципальную собственность (далее - предложения) направляются уполномоченными органами местного самоуправления с приложением перечня муниципального имущества в соответствующие уполномоченные органы местного самоуправления другого муниципального образования.
Уполномоченные органы местного самоуправления, в адрес которых поступило предложение, в течение 30 дней рассматривают его и представляют обоснованные возражения либо направляют уведомление о согласовании.
По согласованным предложениям представительными органами местного самоуправления как от принимающей, так и от передающей стороны принимаются решения об утверждении перечней имущества, подлежащего передаче или приему в муниципальную собственность.
В силу ст. 4 указанного выше Закона для принятия закона Пермского края о разграничении муниципального имущества уполномоченными органами местного самоуправления представляются следующие документы:
1) проект закона Пермского края;
2) пояснительная записка к проекту закона с обоснованием необходимости передачи или приема имущества в муниципальную собственность;
3) перечни имущества, подлежащего передаче или приему в муниципальную собственность, составленные по форме, утверждаемой губернатором Пермского края. Представляемые перечни должны быть подписаны, пронумерованы, прошиты и скреплены печатями уполномоченного органа местного самоуправления;
4) решения представительных органов местного самоуправления об утверждении перечней.
Статьей 1 Закона Пермского края "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Усольского муниципального района" от 11.12.2006 года N 3355-780 утверждены перечни объектов муниципальной собственности Усольского муниципального района, передаваемых в собственность сельских поселений, в том числе в собственность Пыскорского сельского поселения.
Законом Пермского края от 30.04.2009 года N 418-ПК в Закон Пермского края от 11.12.2006 года N 3355-780 внесены дополнения. Перечень объектов муниципальной собственности Усольского муниципального района, передаваемых в собственность Пыскорского сельского поселения (далее - Перечень), дополнен строками 457 - 696.
Согласно строке 644 Перечня, в собственность Пыскорского сельского поселения передано здание гаража, расположенное по адресу: ....
Как следует из имеющихся в деле доказательств, процедура принятия Закона Пермского края от 30.04.2009 года N 418-ПК была соблюдена, так как представленный Законодательному Собранию Пермского края Перечень объектов муниципальной собственности Усольского муниципального района, передаваемых в собственность Пыскорского сельского поселения, был составлен по установленной форме, к нему были приложены решение Совета депутатов Пыскорского сельского поселения от 17.11.2008 года N 7 и решение Земского собрания Усольского муниципального района от 30.10.2008 года N 79, которыми данный Перечень был согласован.
Вместе с тем, суд считает, что строка 644 названного Перечня противоречит части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, предусматривающей разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, и подлежит признанию недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Законодательным Собранием Пермского края суду не представлены доказательства, подтверждающие, что здание гаража, расположенное в ..., на момент принятия оспариваемого Закона являлось объектом муниципальной собственности Усольского муниципального района и потому могло быть передано в собственность Пыскорскому сельскому поселению в порядке разграничения муниципальной собственности.
Доводы представителя Усольского муниципального района о том, что объект недвижимости, поименованный в строке 644 Перечня, на день принятия Закона Пермского края от 30 апреля 2009 года N 418-ПК числился в имуществе казны Усольского муниципального района, являются необоснованными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно пункту 1 Приложения 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 к объектам, относящимся к муниципальной собственности, отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности.
В соответствии с Порядком составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), являющегося составной частью указанного выше Положения, для передачи объектов в муниципальную собственность соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов по прилагаемой форме, который утверждается Советом народных депутатов города, района.
Утвержденные и оформленные в указанном порядке перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, представляются в двух идентичных экземплярах в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа, который регистрирует перечни в день их поступления. Объекты подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня. Объекты считаются переданными в муниципальную собственность района, города с момента принятия решения о его передаче Верховным Советом республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято. Срок исчисляется в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно Порядку оформления прав собственности, являющегося составной частью Положения, утвержденного распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 года N 114-рп, в случае, если в установленные законодательством сроки соответствующим Верховным Советом, Советом народных депутатов не было принято решение по объектам, передаваемым в муниципальную собственность городов, районов, административно-территориальных образований, документом, подтверждающим право собственности на указанные объекты до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов с учетом внесенных в них изменений в соответствии с настоящим Положением.
Муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности. Права и обязанности ведения реестра (функции реестродержателя) по объектам, переданным в муниципальную собственность, принадлежит комитетам по управлению имуществом городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Комитет по управлению имуществом на основании решения соответствующего Совета народных депутатов о передаче объектов муниципальную собственность в месячный срок обязан внести переданные в муниципальную собственность объекты в соответствующий реестр объектов государственной, муниципальной собственности.
Судом установлено, что право собственности на объект недвижимости, поименованный в строке 644 Перечня, утвержденного Законом Пермского края от 30.04.2009 года N 418-ПК, на момент принятия оспариваемого Закона Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю не регистрировалось. Более того, согласно выписке от 16 августа 2011 года из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), 03 августа 2005 года здание, расположенное в ..., зарегистрировано в ЕГРП как бесхозяйный объект недвижимого имущества.
Решением Малого Совета Усольского районного Совета народных депутатов "О муниципальной собственности района" от 14.04.1992 г. N 14 в статусе муниципальной собственности района закреплены объекты, указанные в приложении N 1. В приложении N 1 к данному решению указан перечень предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность по Усольскому району. Согласно указанному перечню в муниципальную собственность передается жилищный и нежилой фонд, находящийся на балансе местной администрации, в том числе на балансе Пыскорской сельской администрации. Вместе с тем, в перечне отсутствует конкретное имущество, находящееся на балансе Пыскорской сельской администрации, указана только остаточная балансовая стоимость основных фондов по состоянию на 1.01.1992 года.
Кроме того, отсутствуют доказательства, подтверждающие, что указанный выше Перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность по Усольскому району, был в установленном порядке зарегистрирован комитетом по управлению имуществом Пермской области, а Пермским областным Советом народных депутатов принималось решение о передаче имущества, указанного в Перечне, в муниципальную собственность Усольского района, как это предусмотрено Положением, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 года N 114-рп.
Таким образом, документально не подтверждается тот факт, что имущество, поименованное в строке 644 Перечня, утвержденного Законом Пермского края от 30.04.2009 года N 418-ПК, находилось в муниципальной собственности Усольского муниципального района.
Судом также установлено, что здание гаража по адресу: ... (до изменения адреса - ул. ...) до регистрации его в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, согласно техническому паспорту, было зарегистрировано БТИ Усольского района в 1998 году за владельцем ТОО "...". Зданию присвоен инвентарный номер 4266. Первичная техническая инвентаризация была проведена, по информации Усольского филиала ГУП "Центр технической инвентаризации Пермского края", 21.01.1998 года по устному распоряжению руководителя БТИ с представителем ТОО "...". То обстоятельство, что в техническом паспорте не названы правоустанавливающие документы, на основании которых за ТОО "..." было зарегистрировано право на объект, не указывает на нахождение указанного имущества в собственности Усольского муниципального района.
Таким образов включение здания гаража, расположенного в ..., в Перечень муниципального имущества Усольского муниципального района могло быть произведено лишь в случае нахождения данного здания в составе муниципальной собственности Усольского муниципального района, однако возникновение права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости какими-либо доказательствами по делу не подтверждено.
Кроме того, как следует из пояснений представителя Мурыгиной Л.Я., технического паспорта на объект, расположенный по адресу: ..., из выписки из ЕГРП, информации Усольского филиала ГУП "Центр технической инвентаризации Пермского края", по указанному адресу расположен следующий объект: пожарное депо (лит. А) площадью 150,4 кв.м и гараж (лит. А1) площадью 32,5 кв.м, который является единым объектом недвижимого имущества. В то же время в соответствии со строкой 644 Перечня, утвержденного Законом Пермского края от 30.04.2009 года N 418-ПК, в собственность Пыскорского сельского поселения передано здание гаража, расположенное по адресу: ... без указания его площади. Данное обстоятельство указывает на неопределенность оспариваемой части нормативного правового акта, вызывает неоднозначное ее толкование в том, какой объект недвижимого имущества передан в собственность Пыскорского сельского поселения, учитывая, что его наименование в строке 644 Перечня и наименование объекта в техническом паспорте не совпадают.
Включением здания гаража в Перечень объектов, передаваемых в собственность Пыскорского сельского поселения, были нарушены права и законные интересы Мурыгиной Л.Я., что подтверждается нижеследующими доказательствами.
Согласно протоколу заседания правления ТОО "..." от 14 декабря 2000 года (л.д. 50), приказу директора ТОО "..." N 59 от 14 декабря 2000 года (л.д. 48), квитанции к приходному кассовому ордеру от 27 февраля 2001 года (л.д. 49), справок ТОО "..." о балансовой и остаточной стоимости (л.д. 51-52), ТОО "..." продан Мурыгиной Л.Я. пристрой к гаражу.
Представителями заинтересованных лиц не опровергается тот факт, что с 2001 года данное имущество фактически используется Мурыгиной Л.Я. в личных целях. Кроме того, Мурыгиной Л.Я. был заявлен спор о праве на гараж, расположенный по адресу: ..., что следует из копии определения Усольского районного суда Пермского края о приостановлении производства по делу до разрешения рассматриваемого в настоящем судебном заседании заявления (л.д. 9).
Включением здания гаража в перечень объектов, передаваемых в собственность Пыскорского сельского поселения, были нарушены права и законные интересы Мурыгиной Л.Я., пользующейся этим строением, и определение в соответствии с оспариваемым Законом собственника данного строения влияет на объем прав Мурыгиной Л.Я. по пользованию имуществом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
признать недействующей со дня вступления решения в законную силу строку 644 Перечня объектов муниципальной собственности Усольского муниципального района, передаваемых в собственность Пыскорского сельского поселения, утвержденного Законом Пермского края от 30.04.2009 года N 418-ПК "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Усольского муниципального района".
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" и "Собрании законодательства Пермского края".
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 17 октября 2011 года.
Судья - п.п. |
Е.В. Спиридонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 12 октября 2011 г. N 3-182-2011
Настоящее решение вступило в законную силу 28 октября 2011 г.
Текст решения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" в Internet (http://oblsud.perm.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника