Решение Пермского краевого суда
от 24 июня 2011 г. N 3-120-2011
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2011 г. N 44-Г11-32 настоящее решение оставлено без изменения
Настоящее решение вступило в законную силу 7 сентября 2011 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего Лядовой Л.И.
при секретаре Лагуновой М.Ю.
с участием прокурора Масленниковой И.А.
представителя Законодательного Собрания Пермского края Ф.
представителя губернатора Пермского края Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми 24 июня 2011 года дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края об оспаривании в части Закона Пермского края N 77-ПК от 05.08.2007 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Пермском крае" установил:
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующей статьи 28 Закона Пермского края от 05.08.2007 г. N 77-ПК "Об Уполномоченном по правам человека в Пермском крае", опубликованного 09 августа 2007 года в газете "Звезда" N 125-126.
В обосновании заявления заместитель прокурора края указал, что ст. 28 Закона Пермского края "Об Уполномоченном по правам человека в Пермском крае", предусматривающая гарантии Уполномоченного, создает преимущества Уполномоченному по правам человека в Пермском крае при освобождении его по указанным в ст. 28 закона края случаях, противоречит федеральному законодательству. Установление этих преимуществ выходит за пределы полномочий субъекта Российской Федерации в регулировании трудовых отношений. Частью 1 ст. 6 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений отнесено принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров. Трудовой кодекс РФ предусматривает предоставление гарантий работникам только в период исполнения трудовых обязанностей (ст. 164, 165).
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Масленникова И.А. поддержав доводы заявления, пояснила, что порядок предоставления гарантий государственным служащим урегулирован федеральным законодательством, поэтому субъект не вправе устанавливать гарантии работникам при их высвобождении. Законодатель ввел не содержащуюся в федеральном законодательстве норму, превысив свои полномочия. Гарантии, установленные ст. 164, 165 ТК РФ предоставляются в период осуществления трудовой деятельности.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края - Ф., действующая на основании доверенности от 13.01.2010 г. N 11/2362-10, не согласившись с заявлением заместителя прокурора, пояснила, что в соответствии со ст. 6 Закона Пермского края Уполномоченный по правам человека назначается и освобождается от государственной должности Пермского края постановлением Законодательного Собрания на пять лет, при этом с ним заключается трудовой договор. Досрочное прекращение его полномочий, его обязанности и права, денежное вознаграждение (содержание), социальные гарантии устанавливаются Законом Пермского края. Деятельность Уполномоченного (в том числе и предоставление социальных гарантий) финансируется за счет средств бюджета Пермского края. Уполномоченный находится на государственной службе. Статьей 53 ФЗ-79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предоставлено право на установление дополнительных гарантий. Уполномоченный назначается на пять лет, его деятельность распространяется на весь край, он несет большую ответственность, при прекращении своих обязанностей могут возникнуть трудности с трудоустройством, поэтому и сочли нужным установить дополнительные гарантии. Нельзя согласиться с тем, что предусмотренные федеральным законодательством гарантии предоставляются только на период службы. На Уполномоченного не распространяется трудовое законодательство.
Представитель губернатора Пермского края - Б., действующая на основании доверенности от 28.01.2011 г. N СЭД-01-12-9, поддержав доводы представителя Законодательного Собрания Пермского края, указала, что согласно п. 2 ст. 3 ФЗ от 05.08.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. Поскольку федеральным законодательством статус лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации не регламентирован, региональный законодатель вправе установить гарантии для лиц, замещающих государственные должности субъекта Федерации до принятия соответствующих федеральных законов. Особенности правового положения указанных лиц, не позволяет в полой мере распространять на них действие трудового законодательства, включая нормы Трудового кодекса РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного ФЗ следует читать как "06.10.1999 г."
Заслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителей Законодательного Собрания и губернатора Пермского края, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "к", "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Заместителем прокурора Пермского края оспаривается ст. 28 Закона Пермского края, которой установлены социальные гарантии Уполномоченному по правам человека в Пермском крае.
Уполномоченный получает компенсацию в размере назначенного ему на момент окончания срока полномочий денежного вознаграждения (содержания) до первого после окончания срока полномочий устройства на новое место работы или достижения пенсионного возраста, но не более одного календарного года со дня ухода с должности, в следующих случаях:
а) не назначения на должность после окончания срока полномочий;
б) упразднения должности;
в) удовлетворения заявления о досрочном прекращении полномочий, если он проработал в должности не менее одного года.
В случае, если на новом месте работы Уполномоченный получает заработную плату ниже прежней, то ему производится выплата компенсации до уровня назначенного ему на момент окончания срока полномочий денежного вознаграждения (содержания), но не более одного календарного года со дня ухода с должности. Выплата компенсации производится из средств краевого бюджета, с учетом увеличения индексации размеров окладов денежного содержания на должностях государственной гражданской службы Пермского края.
Согласно ст. 25 Уставом Пермского края государственная должность Уполномоченного по правам человека в Пермском крае установлена для непосредственного исполнения полномочий органов государственной власти Пермского края, иных государственных органов Пермского края.
В силу ч. 2 указанной статьи Устава Пермского края социальные гарантии для лиц, замещающих государственные должности, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются законом Пермского края в соответствии с федеральным законодательством.
Должность Уполномоченного по правам человека в Пермском крае отнесены указом губернатора Пермского края от 03 июля 2006 г. N 120 "О перечнях должностей государственной гражданской службы Пермского края в исполнительных органах государственной власти Пермского края, администрации губернатора Пермского края и аппарате Правительства Пермского края" к должностям государственной гражданской службы Пермского края.
Государственные гарантии на гражданской службе края установлены статьей 14 Закона Пермского края от 07 декабря 2006 г. N 34-КЗ "О государственной гражданской службе Пермского края".
В соответствии с ч. 1 данной статьи краевого закона гражданским служащим края предоставляются основные государственные гарантии, установленные статьей 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и другими федеральными законами.
Предоставление гражданским служащим края при определенных условиях, предусмотренных Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или нормативными правовыми актами губернатора края права на дополнительные государственные гарантии, установленные статьей 53 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено частью 5 ст. 14 Закона Пермского края от 07 декабря 2006 г. N 34-КЗ.
Вопросы установления основных и дополнительных государственных гарантий гражданских служащих урегулированы соответственно статьями 52, 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии со статьей 53 данного Федерального закона предусмотрено, что гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на дополнительные государственные гарантии:
профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания;
транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона;
единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно Постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
иные государственные гарантии.
Таким образом, из статьи 53 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", предоставляющей субъекту Российской Федерации право установления законами субъектов Российской Федерации иных государственных гарантий гражданских служащих, следует, что таковые государственные гарантии могут быть установлены только в период прохождения государственной гражданской службы.
Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не предусмотрена возможность установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации дополнительных гарантий для гражданских служащих при увольнении с гражданской службы.
Согласно части 1 ст. 6 Трудового кодекса РФ, устанавливающей разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений, к ведению федеральных органов государственной власти относится, в частности, принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих основы правового регулирования трудовых отношений, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий, в том числе и дополнительных.
Частью 2 ст. 6 Трудового кодекса РФ предусмотрена возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
Учитывая изложенное, следует признать, что установление Законом Пермского края дополнительной государственной гарантии Уполномоченному по правам человека в Пермском крае в виде права на выплату компенсации противоречит федеральному законодательству.
В статье 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", регулирующего правовое положение государственных служащих, закреплено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Поскольку оспариваемой нормой Закона Пермского края от 5 августа 2007 года N 77-ПК "Об Уполномоченном по правам человека в Пермском крае" установлены гарантии в виде выплаты денежной компенсации после увольнения с гражданской службы, вопросы установления указанных гарантий не могут относиться к полномочиям субъекта Российской Федерации, поскольку относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегулированы Трудовым кодексом РФ, который предусматривает предоставление гарантий работникам только в период исполнения трудовых обязанностей (статьи 164, 165). В связи с изложенным суд не может согласиться с представителями Законодательного Собрания и губернатора Пермского края о том, что установление социальных гарантий, предусмотренных оспариваемой нормой, в данном случае относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает данный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198, 199, 253 ч. 2 ГПК РФ, суд решил:
Признать статью 28 Закона Пермского края от 05 августа 2007 года N 77-ПК "Об уполномоченном по правам человека в Пермском края" недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в газете "Звезда".
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме - с 27 июня 2011 года.
Председательствующий: п.п. |
Л.И. Лядова |
судья |
Л.И. Лядова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 24 июня 2011 г. N 3-120-2011
Настоящее решение вступило в законную силу 7 сентября 2011 г.
Текст решения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" в Internet (http://oblsud.perm.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника