Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 1 октября 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-85 в наименование настоящего приказа внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 14 сентября 2012 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства Пермского края
от 12 декабря 2011 г. N СЭД-25-01.1-02-114
"Об утверждении комплексной программы "Региональная экономически значимая программа "Развитие мясного скотоводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года"
1 октября 2012 г.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 25 декабря 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-150 настоящий приказ признан утратившим силу
Во исполнение положений подраздела "Поддержка экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" раздела V Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 приказываю:
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 1 октября 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-85 в пункт 1 настоящего приказа внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 14 сентября 2012 г.
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Региональная экономически значимая программа "Развитие мясного скотоводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года".
2. Финансирование указанной в пункте 1 программы обеспечить за счет общего объема средств, предусмотренных краевой целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК.
3. Настоящий приказ подлежит обязательному опубликованию.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра, начальника управления формирования аграрной политики И.П. Огородова.
Министр |
А.П. Логачев |
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 1 октября 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-85 в настоящую Комплексную программу внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 14 сентября 2012 г.
Комплексная программа
"Региональная экономически значимая программа "Развитие мясного скотоводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года"
(утв. Приказом Министерства сельского хозяйства Пермского края от 12 декабря 2011 г. N СЭД-25-01.1-02-114)
1 октября 2012 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Комплексная программа "Развитие мясного скотоводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа) |
|||
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы"; Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации"; Приказ Минсельхоза России от 15 августа 2011 г. N 270 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1042"; Краевая целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденная Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК |
|||
Заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
|||
Основные разработчики Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
|||
Цель Программы |
Создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли мясного скотоводства. Создание ежегодно не менее 100 рабочих мест в отрасли мясного скотоводства. Увеличение объемов производства мяса говядины в живом (убойном) весе: с 39,7 (23,0<1>) тыс. тонн в 2009 г. до 45,0 (26,1) тыс. тонн в 2012 г. и до 62 (36) тыс. тонн в 2020 году |
|||
Основные задачи |
Увеличение объемов производства мяса за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов. Стимулирование роста эффективности отрасли за счет выплаты дифференцированных субсидий. Реализация мер по развитию рынка мяса. Формирование племенной базы мясного скотоводства. Увеличение производства конкурентоспособной говядины ("мраморного" мяса). |
|||
Участники Программы |
Органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края; сельскохозяйственные товаропроизводители; перерабатывающие предприятия; иные хозяйствующие субъекты |
|||
Основные мероприятия Программы |
Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли мясного скотоводства, направленного на достижение поставленных целей: 1. государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в отраслях специализации агропромышленного комплекса; 2. государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции; 3. формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса; 4. кадры, консалтинг, аутсорсинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе; 5. государственная поддержка мероприятий по регулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
|||
Сроки и этапы реализации Программы |
2011-2012 годы и период до 2020 года |
|||
Исполнители Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
|||
Объемы и источники финансирования |
Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2011-2012 годы составит 1478,2 млн. рублей, в том числе 274,2 млн. рублей - из бюджета Пермского края |
|||
Программы<2> |
Источники финансирования |
2011 год |
2012 год |
Всего за 2011-2012 годы |
Бюджет Пермского края |
140,3 |
133,9 |
274,2 |
|
Федеральный бюджет |
81,6 |
90,2 |
171,8 |
|
Внебюджетные средства |
521,4 |
510,8 |
1032,2 |
|
Всего |
743,3 |
734,9 |
1478,2 |
|
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Количество вновь созданных рабочих мест. Объемы производства мяса мясных пород и их помесей в живом (убойном) весе. Поголовья скота специализированных мясных пород. Объемы производства высококачественного мяса крупного рогатого скота специализированных мясных пород |
|||
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1. Повышение занятости населения, создание ежегодно не менее 100 дополнительных рабочих мест; 2. Увеличение объемов производства мяса говядины в живом (убойном) весе: с 39,7 (23,0<1>) тыс. тонн в 2009 г. до 42,0 (26,1) тыс. тонн в 2012 г. и до 62 (36) тыс. тонн в 2020 г. 3. Увеличение племенной базы мясного скота с 2,98 тыс. голов в 2009 г. до 6,83 тыс. голов в 2012 г. и до 53,9 тыс. голов в 2020 г., в том числе коров мясных пород - с 1,24 тыс. голов в 2009 г. до 3,02 тыс. голов в 2012 г. и до 23,5 тыс. голов в 2020 г. 4. Увеличение производства высококачественной говядины от мясного скота в живом весе с 0,28 тыс. тонн в 2009 г. до 1,5 тыс. тонн в 2012 г. и 4,6 тыс. тонн в 2020 г. |
|||
Система управления и контроля |
Общее руководство и контроль реализации Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством |
------------------------------
<1> В скобках указаны объемы производства мяса в убойном весе.
<2> Финансирование мероприятий настоящей Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных краевой целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК.
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В Пермском крае, как и в большинстве регионов России, практически отсутствует поголовье КРС мясных пород, на котором выстроено мясное производство европейских стран, Америки, Австралии, при этом в ряде субъектов России специализированное мясное скотоводство традиционно. Лидеры в данной отрасли - Калмыкия, Челябинск, Тюмень. Пермский край обладает значительными земельными угодьями, возможностью получения дешевых травянистых кормов и емким рынком сбыта, что необходимо использовать для расширения специализированной мясной отрасли.
Инвестиционные проекты по откорму мясного скота имеют довольно длительный период окупаемости и эффективны лишь при достижении определенного масштаба. В противном случае развитие отрасли сталкивается с инфраструктурными ограничениями в племенной работе, забое и переработке.
Таблица 1
Производство в Пермском крае мяса КРС в убойном весе, тыс. тонн
Категории хозяйств |
2000 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Хозяйства всех категорий |
38,4 |
33,1 |
31,2 |
27,8 |
24,6 |
23,0 |
Сельскохозяйственные организации |
19,3 |
17,4 |
16,6 |
14,7 |
14,1 |
12,8 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,5 |
Хозяйства населения |
18,6 |
15,1 |
13,8 |
12,3 |
9,8 |
9,7 |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
Производство мяса КРС в регионе с 2000 года сократилось на 40%. На 1 января 2010 года во всех категориях хозяйств насчитывается 282 тыс. голов КРС, в том числе сельскохозяйственных организациях Пермского края - 190 тыс. голов, из которых 74,9 тыс. коров. Поголовье животных уменьшилось во всех категориях хозяйств. Основная доля сокращения приходится на хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства. На конец 2009 года специализированного мясного поголовья в Пермском крае насчитывалось не более 3 тыс. голов.
Основные финансово-экономические показатели развития подотрасли мясного скотоводства представлены в таблице 2.
Таблица 2
Анализ состояния мясного скотоводства в регионе
Показатели |
Ед.изм. |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2009 г. к 2007 г., % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Поголовье КРС в сельскохозяйственных предприятиях, всего |
тыс. голов |
303 |
296 |
282 |
93,1 |
в том числе поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего |
тыс. голов |
2,5 |
2,9 |
3,0 |
118,6 |
2. Валовое производство говядины в живом весе, всего |
тыс. тонн |
47,2 |
42,7 |
39,7 |
84,1 |
в том числе валовое производство говядины специализированных пород в живом весе |
тыс. тонн |
0,200 |
0,276 |
0,392 |
196,0 |
3. Валовое производство говядины в убойном весе |
тыс. тонн |
27,8 |
24,6 |
23,0 |
82,7 |
в том числе валовое производство говядины в убойном весе в сельскохозяйственных организациях |
тыс. тонн |
14,7 |
14,1 |
12,8 |
87,1 |
4. Производство на душу населения |
кг |
10,1 |
9,5 |
8,5 |
84,2 |
5. Количество реализованной продукции |
тыс. тонн |
28,7 |
27,1 |
24,6 |
85,5 |
6. Выручка от реализации |
млн.руб. |
1245,0 |
1207,9 |
1299,7 |
104,4 |
7. Себестоимость реализованной продукции |
млн.руб. |
1569,7 |
1718,2 |
1727,5 |
110,0 |
8. Рентабельность производства мяса с государственной поддержкой |
% |
н/д |
н/д |
-19,13 |
- |
без государственной поддержки |
% |
20,69 |
29,70 |
-24,76 |
- |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
Производство высокопродуктивного мясного поголовья КРС, его убой и первичная переработка в Пермском крае развиты крайне слабо. Сокращение поголовья молочного скота обострило ситуацию с производством в Пермском крае говядины. Возникла необходимость наращивания поголовья мясного скота специализированных пород, а также перевода части низкопродуктивного молочного скота на технологию мясного скотоводства.
Для увеличения производства говядины в Пермском крае возможны два пути:
использование малопродуктивного и выранжированного молочного поголовья дойного стада для получения помесного приплода от скрещивания с быками мясных пород и выращивание его на мясо, усовершенствование технологии выращивания молодняка и интенсивного откорма (создание специализированных хозяйств и площадок по откорму). В ряде регионов уже есть примеры, когда из низкопродуктивного молочного скота формировались хорошие мясные стада;
развитие специализированной отрасли мясного скотоводства (разведения скота мясных пород).
Развитие отрасли мясного скотоводства в Пермском крае идет по пути разведения чистопородного мясного скота и формирования племенной базы за счет привлечения лучших отечественных племенных ресурсов. Выращиванием и откормом молодняка КРС молочных пород в Пермском крае занимаются 2 специализированных хозяйства и более 70% сельхозпредприятий, специализирующихся на производстве молока, а также личные подсобные хозяйства. В специализированных хозяйствах, занимающихся интенсивным откормом, содержится 10,8 тысячи голов, среднесуточный привес в которых в 1,5 раза выше аналогичного среднекраевого показателя. Около 8% молодняка поступает на откорм в личные подсобные хозяйства.
Развитием мясного скотоводства с использованием специализированных пород, обладающих высокой энергией роста, качеством и выходом мяса, в Пермском крае занимается 21 хозяйство: 13 сельскохозяйственных предприятий, 4 крестьянских (фермерских) хозяйства и 4 индивидуальных предпринимателя. Общее поголовье чистопородного мясного скота - около 3000 голов, в том числе коров - 1236 голов. В хозяйствах Пермского края разводится специализированная мясная порода - герефордская.
В настоящее время динамичному развитию отрасли и увеличению объемов производства препятствуют основные проблемы:
малочисленность мясного скота, в том числе специализированного; недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли;
неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий;
низкая экономическая заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей в откорме скота и производстве мяса КРС, особенно специализированных пород.
На настоящий момент в Пермском крае остался один племенной репродуктор по разведению КРС герефордской породы, в котором содержится 90 коров. Начинает формироваться еще один репродуктор по разведению герефордской породы, в планах которого доведение маточного поголовья коров до 300 голов и создание дочерних предприятий по откорму мясного скота, а также использование имеющегося молочного скота на технологию мясного производства.
Стратегия в развитии мясного скотоводства - создание рабочих мест за счет увеличения производства высококачественного мяса КРС специализированных мясных пород.
В Пермском крае осуществляется реализация четырех инвестиционных проектов по производству высококачественной говядины. Очевидно, что этого недостаточно для формирования специализированной отрасли.
Сдерживающим фактором в развитии мясного скотоводства является и состояние мясоперерабатывающей базы. Неурегулированность экономических отношений сельскохозяйственных товаропроизводителей с мясоперерабатывающими предприятиями и предприятиями торговли отрицательно влияет на рентабельность мясного скотоводства. Фактором успешного развития отрасли специализированного мясного скотоводства является формирование рынка высококачественной говядины. Крупные мясокомбинаты Пермского края закрыли убойные цеха, работают в основном на завозном сырье.
Потенциал для развития мясного скотоводства обусловлен наличием ряда следующих факторов:
достаточное количество площадей естественных пастбищ и сенокосов;
наличие трудовых ресурсов;
наличие в сельской местности неиспользуемых производственных и социальных инфраструктурных объектов.
Мясной скот более вынослив и неприхотлив в условиях содержания, поэтому требует значительно меньших затрат на строительство помещений: даже в зимний период им достаточно легких, неотапливаемых помещений.
Развитие любой отрасли животноводства зависит от состояния кормовой базы, не исключение и мясное скотоводство. Важнейшей составной частью рентабельного ведения откорма является максимальное использование естественных и улучшенных пастбищ для нагула животных. Для успешного откорма необходим годовой запас качественных кормов, поэтому необходимо применение ресурсосберегающих технологий в производстве и заготовке кормов, включение в рацион полноценных комбикормов.
II. Основные цели, задачи и направления государственной поддержки мясного скотоводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года
2.1. Цель Программы - создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли мясного скотоводства, увеличение объемов производства продукции мясного скотоводства и повышение конкурентоспособности продукции, увеличение обеспеченности потребностей внутреннего рынка в продукции мясного скотоводства и рост объемов реализации за пределами Пермского края, создание рабочих мест.
2.2. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение производства мяса за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов, связанных с приобретением техники и технологического оборудования, племенного поголовья;
стимулирование роста продуктивности отрасли за счет выплаты субсидий, дифференцированных с учетом продуктивности;
ориентация производителей на значительное обновление поголовья крупного рогатого скота за счет закупки высокопродуктивного племенного скота новых пород с высоким генетическим потенциалом;
развитие кадрового потенциала, оказание информационно-консультационной поддержки;
реализация мер по развитию рынка мяса, продвижение продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта.
2.3. Государственная поддержка будет направлена на развитие следующих процессов в мясном скотоводстве:
формирование племенной базы мясного скотоводства;
увеличение производства конкурентоспособной говядины ("мраморного" мяса);
создание специализированных хозяйств (площадок);
создание и технологическая модернизация мясных и откормочных ферм и предприятий по первичной переработке скота;
укрепление кормовой базы, в том числе улучшение пастбищ;
2.4. На решение основных задач направлены следующие мероприятия (подробнее мероприятия описаны в разделе IV Программы):
государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в отраслях специализации агропромышленного комплекса;
государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции;
формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса;
кадры, консалтинг, аутсорсинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе;
государственная поддержка мероприятий по регулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
III. Целевые индикаторы, ожидаемые результаты и социально-экономическая эффективность Программы
3.1. Мероприятия Программы приведут к значительному увеличению основных показателей эффективности деятельности мясного скотоводства. Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в таблице 3. За счет реализации мероприятий планируется к 2012 году увеличить производство мяса в живом весе на 13% от уровня 2009 года, а к 2020 году - на 56%. Достичь указанной цели к 2012 году предполагается за счет кратного увеличения производства высококачественного мяса КРС специализированных пород (в 2012 году более чем в 5 раз от уровня 2009 года и в 36 раз больше к 2020 году).
Таблица 3
Производство мяса КРС в хозяйствах всех категорий в Пермском крае (по видам), тыс. тонн
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2012 г. к 2009 году |
2015 год |
2020 год |
2020 г. к 2009 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Говядина |
39,7 |
39,0 |
42,0 |
45,0 |
113% |
49,0 |
62,0 |
156% |
в том числе мясных пород |
0,28 |
0,31 |
0,33 |
1,5 |
535% |
4,6 |
10,0 |
3571% |
3.2. Объемы производства и потребления мяса представлены в таблице 4. По данным таблицы видно, что к 2020 году возрастет потребление мяса говядины.
Таблица 4
Баланс производства и потребления по видам мяса, тыс. тонн
|
Факт |
Прогноз |
||||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2015 год |
2020 год |
||||||
производство |
потребление |
производство |
потребление |
производство |
потребление |
производство |
потребление |
производство |
потребление |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Говядина |
23,0 |
44 |
24,4 |
44 |
26,1 |
44 |
28,5 |
47 |
36 |
50 |
3.3. Высокие темпы роста производства мяса говядины в Пермском крае будут обеспечены за счет увеличения поголовья, а также роста продуктивности и эффективности отрасли. Динамика поголовья по видам представлена в таблице 5.
Таблица 5
Динамика поголовья, тыс.гол.
Поголовье |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2012 г. к 2009 |
2015 год |
2020 год |
2020 г. к 2009 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
КРС |
282,0 |
263,5 |
283,9 |
298,3 |
106% |
297,3 |
324,5 |
115% |
в том числе мясных пород |
2,98 |
3,53 |
3,83 |
6,83 |
229% |
28,8 |
53,9 |
1809% |
в том числе коровы мясных пород |
1,24 |
1,42 |
1,51 |
3,02 |
242% |
12,5 |
23,5 |
1895% |
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.4. В результате реализации Программы увеличится коэффициент самообеспеченности Пермского края по производству мяса говядины: с уровня 52,2% мяса на душу населения в 2010 году до 59,3% в 2012 году и до уровня 72% к 2020 году. Данная информация представлена в таблице 6.
Таблица 6
Баланс производства и потребления мяса говядины и мясопродуктов в Пермском крае
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2015 год |
2020 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Численность населения, тыс.чел. |
2693 |
2685 |
2677 |
2653 |
2645 |
Потребление, тыс. тонн |
44,0 |
44,0 |
44,0 |
47,0 |
50,0 |
Потребление на душу населения, кг |
16,3 |
16,4 |
16,4 |
17,7 |
18,9 |
Производство, тыс.тн |
23,0 |
24,4 |
26,1 |
28,5 |
36,0 |
Коэффициент самообеспеченности, % |
52,2 |
55,4 |
59,3 |
60,6 |
72,0 |
3.5. Помимо увеличения племенной базы, производства высококачественной говядины и наполнения внутреннего рынка мясом, реализация Программы обеспечит сохранение рабочих мест на низкопродуктивных предприятиях молочного направления после их перевода на мясное направление и начиная с 2011 года обеспечит ежегодное создание более 100 новых рабочих мест в сельских территориях.
Расчет социально-экономической эффективности реализации Программы и эффективности использования бюджетных средств приведен в таблице 7.
Таблица 7
Социально-экономическая эффективность реализации Программы
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2020 год |
2020 г. к 2009 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Объем производства мяса говядины во всех категориях хозяйств, тыс. тонн в живой массе |
39,7 |
39,0 |
42,0 |
45,0 |
62,0 |
156% |
2. Выручка (нетто) от продажи мяса КРС и мясопродуктов сельскохозяйственных организаций, млн.руб. |
1300 |
1350 |
1500 |
1710 |
2754 |
212% |
3. Прирост выручки (нетто) от продажи мяса КРС и мясопродуктов сельскохозяйственных организаций от уровня 2009 года, млн.руб. |
0 |
50 |
150 |
210 |
1454 |
|
4. Начисление налогов, млн.руб. |
158 |
160 |
178 |
203 |
327 |
207% |
5. Ежегодный прирост налогов отрасли мясного животноводства к уровню 2009 года, млн.руб. |
0 |
2 |
18 |
25 |
124 |
|
6. Рабочие места, чел. |
4500 |
4500 |
4610 |
4720 |
5400 |
120% |
Достичь указанных результатов Подпрограммы планируется за счет реализации программных мероприятий, направленных на создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли мясного скотоводства.
IV. Перечень и описание программных мероприятий
4.1. Государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в отраслях специализации агропромышленного комплекса.
Основными проблемами, влияющими на инвестиционную привлекательность мясного скотоводства, являются диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, длительная окупаемость инвестиционных проектов, на срок которой влияют величина капитальных вложений и прибыльность инвестиционных проектов.
4.1.1. Цель мероприятия - рост доходов сельского населения за счет развития конкурентных преимуществ приоритетных отраслей путем реализации комплексных инвестиционных проектов в мясном скотоводстве и увеличения объемов реализованной продукции. Положительное влияние на рост объемов производства и реализации продукции сельского хозяйства окажет увеличение объема инвестиций в отрасль.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
повышение инвестиционной привлекательности мясного скотоводства путем реализации инвестиционных проектов на основе конкурсного отбора;
рост производительности труда;
увеличение объемов реализованной продукции за счет субсидирования части затрат, в том числе инвестиционных.
4.1.2. Механизм реализации - поддержка и реализация инвестиционных проектов предполагает возмещение части затрат при создании новых производств и техническом переоснащении организаций агропромышленного комплекса и субъектов малых форм хозяйствования.
Мероприятие будет осуществляться на основе отбора инвестиционных предложений организаций агропромышленного комплекса и субъектов малых форм хозяйствования по инвестиционному проекту: "Развитие отрасли специализированного мясного скотоводства". Отбор инвестиционных проектов и их реализацию планируется осуществлять по принципу развития "точек роста" с учетом территориальных, социальных и инфраструктурных особенностей. Стимулирование увеличения объемов реализованной продукции будет обеспечено поддержкой прироста натуральных показателей и эффективности производства.
4.1.3. В рамках данной Программы планируется стимулировать создание принципиально новой инженерно-технической базы мясного скотоводства и использование техники и технологий нового поколения.
Прирост производства крупного рогатого скота будет обеспечен реализацией инвестиционных проектов в отрасли специализированных мясных пород.
Инвестиционные проекты будут осуществлены на основе системной технологической модернизации отрасли с применением интенсивных и ресурсосберегающих технологий. В рамках указанных инвестиционных проектов планируется также строительство инфраструктурных объектов.
4.2. Государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции.
Для ускоренного развития отрасли мясного скотоводства необходима государственная поддержка наращивания объемов производства и реализации мяса исходя из приоритетов. Необходимость поддержки обусловлена длительным инвестиционным циклом производства, ценовой диспропорцией между сельскохозяйственной и промышленной продукцией, сезонным циклом сельскохозяйственного производства.
4.2.1. Цель мероприятия - увеличение объемов производства и реализации мяса за счет возмещения части затрат на его производство.
4.2.2. Механизм реализации:
4.2.2.1. предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на производство и реализацию мяса КРС мясных пород;
4.2.2.2. предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, специализирующимся на откорме КРС, на закуп молодняка КРС.
4.2.3. Расчет субсидий производится по ставке за единицу реализованной сельскохозяйственной продукции с учетом специализации сельскохозяйственных организаций. Сельскохозяйственным товаропроизводителям, специализирующимся на откорме КРС, субсидии предоставляются исходя из количества приобретенных голов у сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края.
Субсидии имеют регулирующий характер, учитывают финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей и позволяют стимулировать организации на увеличение объемов реализованной продукции, повышение рентабельности от производственной деятельности. Распределение бюджетных ассигнований между направлениями, определенными механизмом реализации, утверждается приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
4.3. Формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса.
Отрасль сельского хозяйства, в том числе отрасль мясного скотоводства, находится в условиях более низкой инвестиционной привлекательности по причине высокой степени рисков и существенной социальной нагрузки на сельскохозяйственное производство. Сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства населения зачастую ограничены в возможностях развития производства за счет собственных ресурсов. Основой конкуренции является техническая и технологическая модернизация организаций агропромышленного комплекса.
4.3.1. Цель мероприятия - стабилизация финансово-экономического состояния сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, малых форм хозяйствования, а также организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку продукции мясного скотоводства. Для достижения поставленной цели необходимо стимулировать увеличение объемов привлеченных кредитов и займов.
Реализация мероприятия планируется в целях расширения доступности кредитных ресурсов, прежде всего на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), а также на строительство инфраструктурных объектов.
4.3.2. Механизм реализации - предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных с выплатой процентных ставок по краткосрочным кредитам и займам, по инвестиционным кредитам, по кредитам на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства, по кредитам (займам) малых форм хозяйствования на селе.
4.4. Кадры, консалтинг, аутсорсинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе.
Важным фактором роста эффективности отрасли мясного скотоводства является укомплектованность сельскохозяйственных организаций высококвалифицированным персоналом. Недостаток квалифицированных работников и низкое качество их подготовки не позволяют эффективно использовать высокотехнологичные факторы производства, совершенствовать и развивать отраслевую специализацию. Не решена проблема повышения эффективности менеджмента в отрасли, что усугубляется отсутствием единой системы консалтинга и информационного обеспечения.
4.4.1. Цель мероприятия - привлечение высококвалифицированных специалистов в мясное скотоводство, повышение эффективности научно-исследовательских разработок и увеличение их прикладного значения, создание системы эффективного информационно-консультационного обслуживания, аутсорсинга, проведение научно-исследовательских работ, развитие рынка консультационных услуг.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
развитие кадрового потенциала в мясном скотоводстве;
оказание информационно-консультативной поддержки;
проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям отрасли;
реализация мероприятий по закреплению кадров в мясном скотоводстве, повышению квалификации менеджеров, технологов, гуртоправов, операторов и др.
4.4.2. В соответствии с поставленной целью необходимо проведение организационных мероприятий по развитию аграрного образования в рамках агропромышленного кластера на территории Пермского края. Данные мероприятия включают:
совершенствование профессионального аграрного образования и развитие системы целевой подготовки специалистов сельского хозяйства из числа сельской молодежи в средних и высших профессиональных учебных заведениях Пермского края;
создание краевого резерва высококвалифицированных специалистов, способных возглавить сельскохозяйственные организации, организация их переподготовки и стажировки;
закрепление сельскохозяйственных организаций в качестве базовых для средних и высших профессиональных учебных заведений Пермского края и создание на отдельных из них научно-производственных центров;
совершенствование законодательства Пермского края в части закрепления молодых специалистов на селе;
создание и развитие отраслевой системы мониторинга кадрового обеспечения агропромышленного комплекса.
4.4.3. Механизм реализации:
4.4.3.1. финансирование мероприятий, предусмотренных статьей 2 Закона Пермского края от 5 августа 2007 г. N 81-ПК "О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Пермского края";
4.4.3.2. предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на оплату по договорам оказания аутсорсинговых услуг.
4.5. Государственная поддержка мероприятий по регулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Развитие рынка мяса говядины и мясопродуктов осуществляется для обеспечения приоритетного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края на продовольственный рынок, снижения их затрат и увеличения доходности от реализации произведенной продукции.
4.5.1. Цель мероприятия - максимально возможное насыщение регионального рынка продовольствия продукцией сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края и ввоз недостающего количества продовольствия преимущественно в виде сырья с целью дальнейшей его переработки.
4.5.2. Механизм реализации:
4.5.2.1. проведение организационных мероприятий по выстраиванию партнерских взаимоотношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями перерабатывающей промышленности в Пермском крае, а также повышение загруженности перерабатывающих мощностей; по привлечению на товарный рынок продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств; по развитию сети фирменной, кооперативной и иной оптовой и розничной торговли;
4.5.2.2. организация мероприятий по созданию и продвижению краевых товарных знаков сельскохозяйственной продукции Пермского края, а также мероприятий в рамках проекта "Покупай пермское!";
4.5.2.3. финансирование проведения на территории Пермского края агропромышленных выставок, выставок-ярмарок, аграрных форумов, а также организация единого выставочного пространства Пермского края на ведущих региональных, всероссийских и некоторых специализированных международных агропродовольственных выставках за счет средств краевого бюджета;
4.5.2.4. предоставление субсидий на возмещение части затрат участникам агропродовольственных выставок.
4.6. Кроме того, с целью ускоренного развития мясного скотоводства в Пермском крае реализуются следующие меры поддержки.
Развитие производственной инфраструктуры, а именно строительство дорог, подключение к электросетям, к газовым сетям и т.д. Финансирование развития инфраструктуры осуществляется в рамках регионального фонда софинансирования расходов.
Формирование залоговой базы для кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе в рамках ОАО "Пермский центр развития предпринимательства", функционирующего как гарантийный фонд. На территории Пермского края функционирует ОАО "Агентство содействия инвестициям Пермского края", поддерживающее инвестиционные проекты инновационного характера.
В рамках краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК, осуществляются мероприятия по государственной поддержке племенного животноводства в целях сохранения и наращивания поголовья, а также противоэпизоотические мероприятия, направленные на диагностику, профилактику и ликвидацию карантинных и особо опасных болезней в целях предотвращения потерь животноводческой продукции и повышения ее качества.
На сегодняшний день в Пермском крае оптимальный уровень обеспеченности земельными ресурсами и достаточная кормовая база. Площади земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов составляют 1087,7 и 74,5 тыс.га соответственно.
V. Ресурсное обеспечение Программы
5.1. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК.
5.2. Объем средств, необходимый для реализации мероприятий Программы, рассчитан с учетом:
средних по региону производственных издержек на производство мяса говядины и племенного материала;
экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование мясных ферм и центров по оказанию сервисных услуг;
средних цен на племенной скот по импорту и внутри страны;
среднерегиональных расходов на содержание поголовья в племенных заводах и племенных репродукторах.
5.3. Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2011-2012 годы составит 1478,2 млн. рублей, в том числе 274,2 млн. рублей - из бюджета Пермского края. Данные по объемам и источникам финансирования всех мероприятий Программы приведены в таблице 8.
Таблица 8
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы и источники финансирования, млн.руб.
N п/п |
Мероприятие |
Источник |
2011 год |
2012 год |
Всего за 2011-2012 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в отраслях специализации агропромышленного комплекса |
Бюджет Пермского края |
33,6 |
25,3 |
58,9 |
Внебюджетные средства |
134,1 |
101,1 |
235,2 |
||
Всего |
167,7 |
126,4 |
294,1 |
||
2 |
Государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции |
Бюджет Пермского края |
71,4 |
73,8 |
145,2 |
Внебюджетные средства |
325,0 |
336,4 |
661,4 |
||
Всего |
396,4 |
410,2 |
806,6 |
||
3 |
Формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса |
Бюджет Пермского края |
28,9 |
28,6 |
57,5 |
Федеральный бюджет |
81,6 |
90,2 |
171,8 |
||
Внебюджетные средства |
61,7 |
72,7 |
134,4 |
||
Всего |
172,2 |
191,5 |
363,7 |
||
4 |
Кадры, консалтинг, аутсорсинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе |
Бюджет Пермского края |
5,0 |
4,9 |
9,9 |
Внебюджетные средства |
0,6 |
0,6 |
1,2 |
||
Всего |
5,6 |
5,5 |
11,1 |
||
5 |
Государственная поддержка мероприятий по регулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
Бюджет Пермского края |
1,4 |
1,3 |
2,7 |
Внебюджетные средства |
|
|
|
||
всего |
1,4 |
1,3 |
2,7 |
||
6 |
Всего по Программе |
Бюджет Пермского края |
140,3 |
133,9 |
274,2 |
Федеральный бюджет |
81,6 |
90,2 |
171,8 |
||
Внебюджетные средства |
521,4 |
510,8 |
1032,2 |
||
всего |
743,3 |
734,9 |
1478,2 |
VI. Система управления реализацией Программы
6.1. Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, являющееся координатором и исполнителем Программы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края:
обеспечивает согласованные действия участников Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального и краевого бюджетов;
составляет и в установленном порядке представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год;
подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации Программы.
6.2. Участниками Программы являются привлекаемые к реализации программных мероприятий органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, а также хозяйствующие субъекты различных форм собственности в соответствии с действующим законодательством (сельскохозяйственные товаропроизводители, перерабатывающие предприятия, иные хозяйствующие субъекты).
6.3. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых исполнителями Программы с участниками отдельных мероприятий, или путем предоставления субсидий участникам Программы в порядке, установленном Правительством Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.4. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством.
6.5. Механизм реализации целей и задач Программы по соответствующим направлениям Программы детализируется в порядках предоставления субсидий, утверждаемых нормативными правовыми актами Правительства Пермского края на весь период действия Программы.
6.6. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с утвержденным уполномоченным органом реестром получателей субсидий. Порядок формирования и условия включения в реестр получателей субсидий определяется нормативным правовым актом, утвержденным Правительством Пермского края.
Сельскохозяйственные товаропроизводители, получившие убыток от реализации сельскохозяйственной продукции в течение последних трех лет, с 2010 года не включаются в реестр бюджетополучателей.
6.7. Оценка рисков реализации Программы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура товаров и услуг для села, а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией;
природно-климатические риски;
внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с реализацией мероприятий;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита).
Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителя и участников Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства Пермского края от 12 декабря 2011 г. N СЭД-25-01.1-02-114 "Об утверждении комплексной программы "Региональная экономически значимая программа "Развитие мясного скотоводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года"
Текст приказа опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 2 января 2012 г. N 1 (180)
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 25 декабря 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-150 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 1 октября 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-85
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 14 сентября 2012 г.