Комментарий Владимира Петрова от 8 октября 2004 г.,
к законопроектам по реформированию межбюджетных отношений
В стране началась бюджетная реформа, которая касается принципов формирования бюджетной системы в целом. Очень много нового, в частности, в межбюджетных отношениях, в принципах формирования бюджета как такового. Намечен переход от сметного планирования к программно-целевому. Все это должно затронуть и нашу Тверскую область. И я надеюсь и полагаю, что мы в этом отношении должны быть передовыми в стране.
Перед тем, как подготавливать законопроекты "О фонде стабилизации местных финансов Тверской области", "О фонде софинансирования социальных расходов Тверской области" и "О фонде муниципального развития Тверской области" (а эти законопроекты надо рассматривать в совокупности, как единое целое), я специально попросил Министерство финансов РФ дать заключение. Министерство финансов очень одобрительно отнеслось к той реформе, которая начинается сейчас в Тверской области. Законопроекты о фондах, которые Администрация области внесла на рассмотрение Законодательного Собрания, - это начало бюджетной реформы: реформы бюджетной системы, бюджетного устройства и бюджетного процесса в Тверской области. Эта реформа вполне соответствует федеральным принципам. И более того - на мой взгляд, предложенная в нашей области бюджетная система более прогрессивная, чем федеральная. Скажу как один из теоретиков и идеологов реформы бюджетной системы: именно в этом направлении мы будем двигаться и на федеральном уровне.
Чем система прогрессивна? Суть состоит в реализации принципа самостоятельности бюджетов всех уровней. Создается фонд софинансирования социальных расходов. Это фонд пассивный, текущий. Одновременно создается фонд развития местных финансов. Это фонд активный, его можно назвать инвестиционным. И оба эти фонда субвенционны, то есть они имеют целевое назначение. Один идет на развитие, второй - на решение текущих вопросов. И эффективность этих двух фондов прежде всего в том, что через них появляется возможность влиять на состояние бюджетной системы области в целом, а не только областного бюджета, возможность активно проводить политику, которую определяют исполнительная и представительная областная власть. А третий фонд - стабилизации местных финансов - фонд регулирующий, он направлен на то, чтобы сглаживать дефициты местных бюджетов.
На федеральном уровне сегодня существует огромный фонд финансовой поддержки регионов, который выравнивает условия неэффективно. При сложившейся системе регионы-доноры - Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий округа и ряд других территорий - становятся все богаче, а бедные регионы - все беднее. Этот фонд бесперспективный. Надо переходить к тому, что начато сейчас в Тверской области, к целевому, точечному оказанию помощи. Тогда будет эффективность работы. Так что эти принципы мы будем реализовывать и на федеральном уровне: фонд софинансирования будет расти, а фонд финансовой поддержки сокращаться.
Выступая перед депутатами Законодательного Собрания Тверской области, я просил депутатов поддержать законопроекты о фондах, потому что они являются первым шагом в бюджетной реформе и, думаю, шагом в правильнам направлении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий Владимира Петрова, члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного Собрания Тверской области от 8 октября 2004 г., к законопроектам по реформированию межбюджетных отношений
Текст документа опубликован в газете "Тверские ведомости" N 43, 8 - 14 октября 2004 г.