Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Положение
о департаменте социальной защиты населения
Администрации Тверской области
(утв. постановлением Администрации Тверской области
от 13 февраля 2002 г. N 35-па)
I. Общие положения
II. Основные задачи Департамента
III. Функции Департамента
IV. Полномочия Департамента
V. Взаимоотношения Департамента с другими органами
государственной власти и органами местного самоуправления
VI. Организация деятельности Департамента
VII. Реорганизация и ликвидация Департамента
I. Общие положения
1.1. Департамент социальной защиты населения (в дальнейшем - Департамент) является структурным подразделением Администрации Тверской области, осуществляющим на территории области государственную политику Российской Федерации в сфере социальной защиты пенсионеров, инвалидов, материнства и детства, семей с несовершеннолетними детьми, а также иных нуждающихся в государственной поддержке групп населения, определяемых Государственной Думой, Президентом и Правительством Российской Федерации, областным Законодательным Собранием и Губернатором области.
1.2. Департамент подчиняется непосредственно Губернатору области, по вопросам функционального назначения - Министерству труда и социального развития Российской Федерации, по оперативным вопросам - заместителю Губернатора, координирующему деятельность Департамента.
1.3. Вместе с подведомственными учреждениями и организациями Департамент составляет целостную государственную систему социальной защиты населения области, являющуюся составной частью единой системы исполнительной власти Российской Федерации.
Департамент выступает государственным заказчиком для государственных нужд Тверской области в сфере социального обеспечения и социальной защиты в пределах своих полномочий и выделяемых средств из областного бюджета и иных источников.
1.4. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими заинтересованными областными ведомствами и общественными организациями, администрациями районов и городов области.
1.5. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами Министерства труда и социального развития Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тверской области и настоящим Положением.
1.6. Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, имущество, являющееся государственной собственностью и принадлежащее ему на праве оперативного управления, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Герба Тверской области и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы, бланки со своим наименованием.
1.7. Департамент может выступать истцом и ответчиком в суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.8. Департамент осуществляет руководство деятельностью службы государственной медико-социальной экспертизы, стационарных учреждений социального обслуживания, центров социального обслуживания населения, в том числе социальной реабилитации детей и подростков, других учреждений социальной защиты населения области.
1.9. Юридический адрес Департамента: 170000, город Тверь, набережная реки Лазури, д. 1а.
1.10. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся правовым актом Администрации Тверской области.
II. Основные задачи Департамента
Основными задачами Департамента являются:
- реализация федеральных программ по развитию системы социальной защиты населения области, разработка и реализация региональных программ по обеспечению конституционных прав пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке;
- осуществление комплекса мероприятий по обеспечению и поддержке социальных интересов граждан;
- организация государственного обеспечения граждан пособиями и компенсациями, обслуживание одиноких престарелых и инвалидов, предоставление одиноким ветеранам, а также лицам, оказавшимся в экстремальных жизненных ситуациях, иных форм обслуживания;
- развитие сети различных учреждений и служб системы социальной защиты населения;
- содействие созданию и организации деятельности негосударственных организаций, учреждений, предприятий социальной защиты населения;
- разработка и осуществление мероприятий, в том числе контрольных, связанных с реализацией нормативных правовых документов в части предоставления гражданам льгот и преимуществ;
- развитие и совершенствование автоматизированной системы сбора и обработки информации в органах социальной защиты населения;
- организационно-методическое и материально-техническое обеспечение органов, учреждений и организаций системы социальной защиты населения;
- организация и координация деятельности по подготовке кадров и совершенствование кадрового обеспечения в сфере социальной защиты населения;
- привлечение внебюджетных средств для финансирования программ социальной помощи и укрепления материальной базы системы социальной защиты населения;
- координация деятельности субъектов государственной, муниципальной, частной и общественной систем социальной защиты населения области;
- содействие развитию коммерческих начал в сфере организации социальной защиты населения с целью финансирования социальных программ;
- обеспечение взаимодействия с фондами, благотворительными и другими общественными объединениями с целью поддержки пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке;
- представление экономического обоснования расходов на социальную защиту населения при формировании областного бюджета;
- обращение к Губернатору Тверской области с предложением о реализации им права законодательной инициативы по предоставлению льгот по налогам, сборам и иным платежам в бюджет в установленном порядке для учреждений и организаций, деятельность которых направлена на социальную защиту населения;
- регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, по вопросам социальной защиты населения;
- международное сотрудничество в области социальной защиты граждан.
III. Функции Департамента
Департамент социальной защиты населения Администрации Тверской области осуществляет возложенные на него функции как непосредственно, так и через органы местного самоуправления, учреждения социальной защиты населения областного и муниципального подчинения.
Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
3.1. В области организации и развития социальной защиты:
- реализует нормативные правовые акты Российской Федерации и Тверской области по вопросам труда, социальным вопросам, вопросам социальной защиты населения;
- вносит в Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Губернатору Тверской области предложения по совершенствованию трудовых отношений, развитию и улучшению системы социальной защиты в области;
- изучает состояние социального положения граждан, определяет направление развития отрасли в Тверской области;
- совместно с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями организует разработку областных целевых программ по социальной защите населения, контролирует их исполнение;
- обобщает и распространяет положительный опыт деятельности организаций и учреждений системы социальной защиты населения в новых экономических условиях, оказывает им необходимую методическую, консультационную и организационную помощь.
3.2. В области финансово-экономической и хозяйственной деятельности:
- организует планово-экономическую работу в системе социальной защиты населения и трудовых отношений области, финансирование мероприятий по социальной защите населения, проводимых подведомственными организациями, учреждениями и предприятиями, осуществляет операции по распределению и доведению утвержденных объемов финансирования получателям средств, в том числе управлениям, комитетам, отделам социальной защиты населения муниципальных образований области, организациям, учреждениям, предприятиям системы социальной защиты населения;
- распространяет и разъясняет экономические обоснования по организации различных видов социальной помощи населению, проводит мероприятия по совершенствованию организации учета и нормированию оплаты труда работников системы управления;
- рассматривает и утверждает сметы расходов и отчеты по хозяйственной деятельности организаций, учреждений, предприятий и органов социальной защиты, подведомственных Департаменту;
- организует в системе социальной защиты населения контрольноревизионную работу и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль;
- обеспечивает целесообразное, реальное и полное использование государственных средств подведомственными организациями, учреждениями и предприятиями;
- организует разработку перспективных программ по строительству новых, реконструкции и техническому перевооружению действующих организаций, учреждений и предприятий системы социальной защиты населения области;
- развивает и укрепляет материально-техническую базу подсобных сельских хозяйств домов-интернатов;
- взаимодействует с государственными, общественными, религиозными и благотворительными организациями, фондами, учреждениями и предприятиями в работе по привлечению средств для финансирования программ социальной помощи населению;
- организует контроль за полнотой, своевременностью поступления и целевым использованием средств федерального, областного, районных и городских фондов социальной поддержки населения области;
- обеспечивает правильную организацию учета по выплате пенсий и пособий, по содержанию подведомственных учреждений в соответствии с нормативными актами;
- формирует полную и достоверную информацию о состоянии выплаты пенсий и пособий в области, о финансовом состоянии подведомственных учреждений.
3.3. В области организации государственных компенсационных выплат и обеспечения пособиями из средств федерального и областного бюджетов:
- осуществляет организацию, контроль и методическое обеспечение работы по назначению и выплате государственных пособий и компенсаций, ежемесячного пособия на ребенка;
- взаимодействует с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, департаментом финансов Администрации Тверской области, Федеральным казначейством по вопросам финансирования выплаты пособий и компенсаций по социальному обеспечению из бюджета разных уровней;
- взаимодействует с управлениями и ведомствами, осуществляющими предоставление льгот в соответствии с федеральными законами Российской Федерации "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", проводит анализ и экономическое обоснование необходимости и возможности предоставления льгот и пособий, организует сбор заявок на финансирование, доведение их до вышестоящих финансовых органов, получение средств федерального бюджета, распределение между ведомствами и контроль за правильностью их расходования;
- разрабатывает рекомендации по установлению дополнительных льгот и выплат по социальному обеспечению на территории области;
- организует выплату доплаты к государственной пенсии федеральным государственным служащим и государственным служащим области в соответствии с законодательством Тверской области о государственной службе;
- взаимодействует с Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области по вопросам пенсионного обеспечения, изменения материального положения и статуса пенсионеров.
3.4. В области социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов:
- оказывает организационную, методическую помощь, обеспечивает развитие, функционирование и совершенствование сети нестационарных социальных учреждений для обслуживания лиц, нуждающихся в социальной защите, в том числе территориальных центров социального обслуживания, территориальных служб срочной социальной помощи, отделений социальной помощи на дому, жилых домов для одиноких престарелых, домов и отделений милосердия, палат сестринского ухода, социальных гостиниц и пр.;
- организует и проводит акции, привлекающие внимание к проблемам пожилых людей и инвалидов;
- организует и совершенствует формы адресной материальной и натуральной помощи, надомного социального обслуживания (на платной и бесплатной основе) нуждающихся одиноких престарелых граждан и инвалидов;
- осуществляет материально-бытовое обеспечение, медицинскую помощь и уход, меры по соблюдению личных и имущественных прав престарелых и инвалидов, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания;
- принимает меры к укреплению базы подсобных сельских хозяйств учреждений социального обслуживания, участию в лечебно-трудовой деятельности нетрудоспособных граждан с целью их трудовой реабилитации и социально-бытовой адаптации;
- осуществляет взаимодействие с протезно-ортопедическим предприятием по вопросам обеспечения граждан протезно-ортопедическими изделиями;
- обеспечивает инвалидов за счет средств федерального бюджета средствами передвижения, санаторно-курортными путевками;
- осуществляет контроль за своевременным выявлением, отбором и направлением инвалидов на обучение в учреждения специального профессионального образования; - координирует деятельность областных отделений Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества инвалидов и взаимодействует с общественными объединениями ветеранов и инвалидов.
3.5. В области социальной защиты семьи и детства:
- участвует в разработке и реализации комплекса мер социальной защиты в интересах семьи и детей;
- содействует в пределах своей компетенции исполнению конституционных прав семьи и детей, выживанию и здоровому развитию детей, реабилитации и адаптации детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями;
- развивает сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, форм и видов социальных услуг в интересах семьи и детства;
- организует работу по оздоровлению и отдыху детей и подростков;
- организует социологические исследования по проблемам семьи, женщин и детей, анализирует их результаты, вносит соответствующие предложения по улучшению социально-правовой защищенности материнства и детства;
- принимает участие в решении вопросов социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных в запас, и членов их семей;
- организует работу областного центра социальной реабилитации военнослужащих граждан, уволенных в запас, и членов их семей.
3.6. В области медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов:
- осуществляет руководство службой медико-социальной экспертизы и содействует реабилитации инвалидов;
- определяет потребность и осуществляет заказ в Министерство труда и социального развития Российской Федерации на поставку специальных транспортных средств, приспособлений производственного и бытового характера, других технических средств реабилитации инвалидов и ухода за ними;
- обеспечивает санаторно-курортное обслуживание ветеранов войны, способствует реализации нормативных документов по предоставлению им льгот;
- обеспечивает необходимую работу по проведению медикосоциальной экспертизы граждан;
- оказывает содействие в организации и реализации мероприятий по комплексной медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;
- обеспечивает взаимодействие и координацию деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, осуществляющих медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию инвалидов;
- создает совместно с муниципальными образованиями областной фрагмент единой автоматизированной системы учета инвалидов в Российской Федерации и организует на его базе информационно-статистическое наблюдение за социально-экономическим положением и демографическим составом инвалидов всех возрастных категорий.
3.7. В области соблюдения законодательства по социальной защите граждан, пострадавших от Чернобыльской и иных радиационных катастроф:
- координирует деятельность заинтересованных органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по вопросам социальной защиты граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий и катастроф;
- принимает участие в разработке мероприятий по направлениям и объемам расходования средств, выделяемых из федерального бюджета на ликвидацию последствий радиационных аварий и катастроф;
- выдает удостоверения установленного образца гражданам, пострадавшим в радиационных катастрофах, организует их прием;
- участвует совместно с областным Департаментом федеральной государственной службы занятости населения в выполнении мероприятий по трудоустройству граждан, пострадавших от Чернобыльской и других радиационных катастроф.
3.8. В области организационного и методического обеспечения:
- организует работу по выполнению трудового законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и Тверской области по вопросам государственной службы, обеспечению социальной защищенности и созданию здоровых и безопасных условий труда работников Департамента, органов, организаций и учреждений системы социальной защиты;
- определяет потребность и обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров системы социальной защиты населения;
- организует аттестацию работников органов и учреждений социальной защиты населения;
- организует и совершенствует научно-методическое и информационное обеспечение руководителей и специалистов организаций и учреждений социальной защиты населения.
IV. Полномочия Департамента
4.1. Департамент, как структурное подразделение Администрации Тверской области, имеет право:
- вносить в Администрацию Тверской области предложения по вопросам совершенствования социальной защиты населения области, развитию и укреплению материально-технической базы учреждений системы социальной защиты;
- подготавливать и представлять Губернатору Тверской области проекты правовых актов по вопросам, входящим в предмет ведения Департамента, для последующего внесения им в порядке законодательной инициативы в Законодательное Собрание Тверской области;
- издавать приказы в соответствии с компетенцией Департамента, обязательные для всех учреждений социальной защиты населения области;
- получать в установленном порядке от органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и учреждений нормативные правовые документы, необходимые для выполнения своих функций;
- заслушивать отчеты и сообщения руководителей учреждений социальной защиты населения об их деятельности;
- назначать на должность и освобождать от должности руководителей подведомственных учреждений социальной защиты населения;
- осуществлять контроль за правильностью применения действующего законодательства в подведомственных Департаменту учреждениях, местными органами социальной защиты населения, а также в пределах своей компетенции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их организационно-правовых форм;
- принимать решения по строительству и развитию сети учреждений системы социальной защиты населения с соблюдением действующих норм и требований согласования;
- в установленном порядке создавать, реорганизовывать и ликвидировать учреждения, предприятия и организации;
- представлять к различным видам поощрения передовых работников социальной защиты населения, а также лиц, активно участвующих в работе системы социальной защиты населения области;
- привлекать на договорной основе высококвалифицированных специалистов к подготовке документов по проблемным вопросам, формировать временные творческие коллективы и рабочие группы.
4.2. Департамент как территориальный орган, находящийся в ведении Министерства труда и социального развития Российской Федерации, имеет право:
- представлять Министерство труда и социального развития Российской Федерации в его отношениях с органами государственной власти Тверской области;
- запрашивать и получать в установленном порядке: от Министерства труда и социального развития Российской Федерации, органов государственной власти Тверской области - информацию, необходимую для выполнения Департаментом своих функций; от предприятий, учреждений и организаций, независимо от формы собственности, - сведения по вопросам, входящим в компетенцию Департамента; от органов статистики - информационно-аналитические материалы и экономико-статистические данные по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
- участвовать в работе соответствующих федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
- принимать участие в разработке программ, рекомендаций, схем и других документов, связанных с вопросами реализации экономической реформы и социальной защиты населения;
- вносить предложения соответствующим территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и органам исполнительной власти Тверской области по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
V. Взаимоотношения Департамента с другими органами
государственной власти и органами местного самоуправления
5.1. Департамент в пределах своей компетенции:
- взаимодействует с департаментами, комитетами, управлениями и отделами Администрации Тверской области, органами местного самоуправления;
- совместно с другими областными ведомствами разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на комплексное решение социальных задач, в том числе по реформированию, совершенствованию систем финансирования, налогообложения, организации оплаты труда в сфере социальной защиты населения;
- взаимодействует с муниципальными образованиями и общественными организациями в разработке и осуществлении программ и планов развития системы социальной защиты населения;
- координирует и направляет работу учреждений социальной защиты населения области.
5.2. Департамент обязан представлять имеющуюся у него информацию другим органам государственной власти Тверской области по вопросам, относящимся к их компетенции.
5.3. По важнейшим вопросам в сфере социальной защиты населения Департамент совместно с другими подразделениями Администрации области может издавать в соответствии с действующим порядком совместные постановления, имеющие обязательный характер на территории области.
5.4. Департамент оказывает организационно-методическую, правовую, консультативную и иную помощь органам местного самоуправления области по вопросам своей компетенции.
5.5. Департамент участвует в разработке проектов договоров, соглашений, протоколов и иных нормативных актов, касающихся разграничения полномочий по предметам ведения, относящимся к совместной компетенции органов государственной власти Тверской области и федеральных органов государственной власти.
VI. Организация деятельности Департамента
6.1. Департамент возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от нее распоряжением Губернатора Тверской области по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Законодательным Собранием Тверской области.
Начальник Департамента несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач.
Начальник Департамента имеет первого заместителя и заместителя, назначаемых на должность и освобождаемых от должности распоряжением Администрации Тверской области. Распределение обязанностей между заместителями производится начальником Департамента.
6.2. Структура Департамента, численность аппарата и сумма средств на его содержание утверждаются Губернатором области.
6.3. Начальник департамента социальной защиты населения Администрации области:
- руководит деятельностью Департамента и подчиненных ему органов, учреждений, предприятий, объединений и организаций;
- самостоятельно принимает решения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
- назначает на должность и освобождает от должности работников Департамента, служб медико-социальной экспертизы и руководителей учреждений социальной защиты населения областного подчинения;
- утверждает в пределах установленной численности работников и фонда оплаты труда штатное расписание Департамента, отделов, должностные инструкции работников;
- при назначении главами муниципальных образований области на должности заведующих отделами социальной защиты населения согласовывает их кандидатуры;
- в установленном порядке согласовывает положения (уставы) подведомственных Департаменту учреждений и организаций;
- в пределах своей компетенции издает приказы, инструкции и дает указания на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации, Тверской области, других нормативных актов, подлежащих обязательному исполнению всеми подведомственными учреждениями и обеспечивает их исполнение;
- действует без доверенности от имени Департамента во всех органах государственной власти и местного самоуправления, организациях и учреждениях, открывает банковские счета, выдает доверенности;
- распоряжается денежными средствами, выделяемыми на содержание Департамента, определяет порядок использования материально-технических средств;
- утверждает сметы расходов на подведомственные учреждения;
- принимает решения о премировании согласно действующему законодательству, установлении надбавок к должностным окладам и оказании материальной помощи сотрудникам Департамента и руководителям подведомственных учреждений в пределах средств, выделяемых на эти цели.
6.4. В Департаменте образуется Коллегия.
6.4.1. В состав Коллегии входят начальник Департамента (председатель Коллегии), его заместители. В состав Коллегии могут входить заведующие отделами и специалисты Департамента, руководители подведомственных отделов и учреждений, а также иных организаций и учреждений.
6.4.2. Члены Коллегии утверждаются заместителем Губернатора Тверской области, координирующим деятельность Департамента.
6.4.3. Коллегия рассматривает важнейшие вопросы социальной защиты населения и трудовых отношений области, исходя из основных задач и функций Департамента, заслушивает по ним руководителей органов, учреждений и организаций, принимает соответствующие решения. Решения Коллегии оформляются протоколами и реализуются приказами начальника Департамента.
VII. Реорганизация и ликвидация Департамента
Прекращение деятельности Департамента осуществляется в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму) постановлением Администрации Тверской области в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Имущество Департамента в случае его ликвидации передается его собственнику в лице уполномоченного государственного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.