18 июня 1996 г.
Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", учитывая замечания и предложения к проекту устава жителей и общественных организаций города, тверских ученых, экспертов Министерства Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике, Института государства и права Российской академии наук, основываясь на доверии жителей города Твери, Тверская городская Дума решила:
1. Принять Устав города Твери.
2. Направить Устав города на государственную регистрацию.
Решением Тверской городской Думы от 18 июня 1996 г. N 58 в пункт 3 настоящего решения внесены изменения
3. Опубликовать Устав города Твери в газете "Вече Твери" и издать массовым тиражом.
4. Привести документы, регламентирующие работу Тверской городской Думы и администрации города, в соответствии с Уставом города до 01.07.96 г.
5. Контроль за выполнением решения возложить на постоянную комиссию по вопросам развития городского самоуправления (Мамченков В.Н.).
Глава местного самоуправления
города Твери |
А.П.Белоусов |
Устав города Твери
Глава I. Статус и территория города (ст. 1-3)
Глава II. Конституционно-правовые основы городского (ст. 4-8)
самоуправления
Глава III. Экономическая основа городского самоуправления (ст. 9-12)
Глава IV. Финансовая основа городского самоуправления (ст. 13-17)
Глава V. Гарантии городского самоуправления (ст. 18-20)
Глава VI. Предметы ведения городского самоуправления (ст. 21-23)
Глава VII. Система городского самоуправления (ст. 24-26)
территориальное общественное самоуправление
Глава VIII. Городской референдум и муниципальные выборы (ст. 27-29)
Глава IX. Иные формы прямого волеизъявления жителей города (ст. 30-33)
Глава X. Территориальное общественное самоуправление (ст. 34-37)
Глава XI. Тверская городская Дума и ее полномочия (ст. 38-50)
Глава XII. Глава города Твери и его полномочия (ст. 51-57)
Глава XIII. Тверская городская администрация и ее полномочия (ст. 58-62)
Глава XIV. Муниципальная служба (ст. 63)
Глава XV. Ответственность органов и должностных лиц (ст. 64-68)
городского самоуправления. Контроль за их деятельностью
Глава XVI. Внесение поправок в Устав города Твери (ст. 69)
Глава XVII. Переходные положения (ст. 70)
Приложение N 1. Границы и состав территории города Твери
Тверская городская Дума
- уважая выбор наших предков, добровольно пожелавших образовать сообщество для достижения благополучия, безопасности и согласия и поселившихся на месте впадения рек Тверцы и Тьмаки в великую Волгу,
- основываясь на доверии жителей города Твери,
- руководствуясь Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством,
принимает настоящий устав города Твери.
Раздел первый
Основные положения
Глава I
Статус и территория города
Статья 1
1. Город Тверь, основанный в XII веке, входит в состав Тверской области и является ее областным центром. Статус города Твери как областного центра устанавливается органами государственной власти Тверской области.
2. Город Тверь имеет исторический герб, утвержденный в 1780 году, имеющий следующее описание: "В красном поле на зеленой подушке золотая корона".
3. Порядок использования герба и другой официальной символики определяется Положением, принимаемым Тверской городской Думой.
Статья 2
1. Город Тверь является единым муниципальным образованием.
2. Территорию муниципального образования определяет граница города.
3. Официальным документом, устанавливающим границу города, является описание городской черты, содержащее необходимые пояснения (Приложение N 1 к настоящему Уставу).
4. Изменение границы города Твери осуществляется в порядке, установленном законом Тверской области.
Статья 3
1. Территория города включает в себя территории Заволжского, Московского, Пролетарского и Центрального районов, являющихся территориальными единицами города Твери. Район в городе не является муниципальным образованием. Изменение границ и наименований территориальных единиц, их реорганизация в целях совершенствования управления производятся решением Тверской городской Думы по представлению главы города с учетом исторически сложившегося расселения и мнения жителей, имеющихся объектов социальной инфраструктуры, перспектив социально-экономического, демографического, экологического развития территорий, конкретных планировочно-градостроительных решений.
2. В составе территории города, исходя из предложений граждан, определяются территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления населения.
Глава II
Конституционно-правовые основы городского самоуправления
Статья 4
1. Источником власти городского самоуправления и обладателем прав самоуправления в городе Твери являются его жители.
2. Городское самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения города Твери по решению непосредственно или через органы городского самоуправления вопросов городского значения, осуществляемая в соответствии с его интересами, историей и местными традициями.
3. Осуществление городского самоуправления жителями Твери под свою ответственность означает, что они несут всю ответственность, в том числе за неблагоприятные последствия, вызванные неумелым или неправовым решением вопросов городского значения ими непосредственно или органами и должностными лицами городского самоуправления.
Органы и должностные лица городского самоуправления подконтрольны жителям Твери и несут перед ними предусмотренную настоящим Уставом (статьи 64, 65) ответственность.
4. Органы городского самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Государство не отвечает за последствия, являющиеся результатом их самостоятельных действий.
5. Статус городского самоуправления определяется настоящим Уставом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Тверской области.
Статья 5
1. Жителями Твери являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории города и зарегистрированные в установленном законом порядке.
2. Жители Твери могут самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности по участию в городском самоуправлении с 18 лет.
Статья 6
1. Жители Твери имеют право быть избранными главой города и депутатами Тверской городской Думы, избирать их, а также участвовать в городском референдуме, городских собраниях (сходах), конференциях и иных формах непосредственного волеизъявления.
2. Жители Твери имеют равные права на участие в осуществлении городского самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, места проживания в городе, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. Жители Твери имеют в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой и на основе действующего законодательства равный доступ к муниципальной службе.
4. Жители Твери имеют право обращаться в органы городского самоуправления и к должностным лицам городского самоуправления.
Органы и должностные лица городского самоуправления обязаны своевременно рассматривать обращения жителей и разрешать их в порядке, установленном действующим законодательством.
Каждый орган городского самоуправления организует прием жителей по вопросам, отнесенным к его компетенции.
5. Органы городского самоуправления регулярно информируют жителей Твери о своей работе и по вопросам развития города.
6. Органы и должностные лица городского самоуправления обязаны обеспечивать каждому жителю Твери возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, а также обеспечить возможность получения жителями другой полной и достоверной информации о деятельности органов городского самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
7. Иски жителей Твери о защите прав на участие в городском самоуправлении рассматриваются судами в установленном законом порядке.
Статья 7
Основными задачами городского самоуправления являются:
- достижение высокого уровня муниципальных услуг по охране здоровья, образованию, культуре, жилищным условиям, водоснабжению, обеспечению теплом и электроэнергией, уборке отходов;
- обеспечение общественной безопасности, формирование потребительского рынка, организация занятости, отдыха, спорта, досуга по интересам;
- осуществление нормотворческой и организационной деятельности, финансово-ресурсной политики, обеспечивающих условия для удовлетворения жизненных потребностей жителей Твери на уровне, превышающем установленные государством социальные стандарты;
- создание для всех без исключения жителей Твери условий справедливого использования экономической и финансовой базы городского самоуправления, результатов его хозяйственной деятельности;
- обеспечение справедливого распределения гарантированных государством благ, их доступности, всеобщности и адресности;
- воспитание у каждого жителя Твери чувства ответственности за самостоятельное принятие решений по вопросам городского значения.
Статья 8
1. Настоящий Устав является нормативным правовым актом, имеющим высшую юридическую силу по отношению к иным правовым актам города.
Устав имеет прямое действие и применяется на всей территории города Твери. Решения органов и должностных лиц городского самоуправления не должны противоречить Уставу.
2. В случае противоречия Уставу иных правовых актов города действует настоящий Устав.
3. Правовые акты органов и должностных лиц городского самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности жителей Твери, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования).
Глава III
Экономическая основа городского самоуправления
Статья 9
1. Экономическую основу городского самоуправления составляют:
- городские земли;
- муниципальная собственность;
- местные финансы;
- имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам городского самоуправления;
- в соответствии с законом иная собственность, служащая источником получения доходов городского самоуправления и удовлетворения потребностей жителей города.
2. В состав муниципальной собственности входят:
- муниципальные земли;
- имущество органов городского самоуправления;
- природные ресурсы города;
- средства бюджета города, городских внебюджетных и валютных фондов;
- муниципальный жилищный фонд;
- нежилые помещения в домах муниципального и иного жилищного фонда;
- имущество, имущественные комплексы, объекты инженерной инфраструктуры, другие объекты, используемые для удовлетворения бытовых, социальных и культурных потребностей жителей;
- имущество, приобретенное муниципальными предприятиями и организациями в результате их предпринимательской деятельности;
- имущество, переданное органам городского самоуправления безвозмездно на основе соглашений и договоров, а также односторонних актов передачи имущества;
- муниципальные банки и другие муниципальные финансово-кредитные учреждения;
- муниципальные предприятия, учреждения и организации;
- доли города в предприятиях, учреждениях и организациях;
- ценные бумаги и другие финансовые активы;
- иное движимое и недвижимое имущество, необходимое для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения, принадлежащее городу на законных основаниях.
3. Имущество, признанное бесхозяйным на территории города Твери, в установленном законодательством Российской Федерации порядке включается в состав муниципальной собственности.
4. Не подлежат отчуждению находящиеся в собственности города объекты, имеющие особо важное значение для жизнеобеспечения города, удовлетворения потребностей населения и городского хозяйства, а также представляющие собой историческую или культурную ценность. Перечень указанных объектов утверждается Тверской городской Думой.
5. Муниципальная собственность является собственностью города.
Право владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью осуществляется в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом и Положением о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом города Твери, утверждаемым Тверской городской Думой.
6. Реестр муниципальной собственности ведет администрация города.
Статья 10
1. Земля и другие природные ресурсы в Твери используются и охраняются как основа жизни и деятельности ее жителей.
Все земли в пределах городской черты находятся в ведении органов городского самоуправления при соблюдении прав на землю иных законных пользователей земельных участков.
2. Органы и должностные лица городского самоуправления распоряжаются и управляют землями в пределах городской черты в соответствии с разграничением компетенции, установленной настоящим Уставом.
3. Земельные участки в Твери могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Глава города или уполномоченные им органы и лица в соответствии с порядком, устанавливаемым Тверской городской Думой, представляют юридическим и физическим лицам земельные участки во временное пользование, бессрочное пользование, собственность и аренду.
4. В состав земель города Твери включаются:
- земли городской застройки;
- земли городской инфраструктуры и земли для коммунальных нужд города;
- земли сельскохозяйственного использования;
- земли с особым режимом использования (земли оздоровительного, рекреационного, историко-культурного и природно-заповедного назначения, земли водного фонда, земли, занятые городскими лесами);
- земли, используемые для жилищно-бытовых и иных социальных нужд населения города, функционирования предприятий промышленности, транспорта и связи, организаций и учреждений науки, образования, здравоохранения и спорта городского, областного и федерального значения, не перешедшие в частную собственность;
- земли резерва.
5. Функциональное использование земель в пределах городской черты определяется Генеральным планом города, схемой зонирования территории города, городским земельным кадастром, утверждаемым Тверской городской Думой на основании действующего законодательства.
6. План земельно-хозяйственного устройства сельскохозяйственных предприятий в части земель, находящихся в городской черте, утверждается Тверской городской Думой.
7. При реализации своих прав на земельные участки все граждане и организации обязаны руководствоваться следующими принципами:
- приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизнедеятельности жителей Твери;
- соблюдения требований природоохранного законодательства;
- научно обоснованного сочетания социальных, экологических и экономических интересов жителей Твери;
- рационального использования земли и других природных ресурсов города.
Статья 11
1. Органы городского самоуправления от имени жителей города в соответствии с законодательством владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Органы городского самоуправления обязаны информировать жителей о своих действиях по использованию и распоряжению муниципальной собственностью.
2. Администрация города в соответствии с порядком, утверждаемым Тверской городской Думой, вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование юридическим лицам и гражданам, сдавать их в аренду, продавать или отчуждать, определять в договорах и соглашениях условия использования продаваемых или передаваемых в пользование объектов.
Статья 12
1. Органы и должностные лица городского самоуправления в соответствии с установленной компетенцией определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности. Отношения между органами городского самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
2. Органы городского самоуправления содействуют развитию предпринимательской деятельности на территории города и вправе с этой целью предоставлять налоговые и прочие льготы.
3. Органы городского самоуправления вправе в соответствии с законом создавать муниципальные предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.
4. Хозяйственные отношения органов городского самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами по вопросам, не входящим в компетенцию органов городского самоуправления, строятся на договорной основе. Органы городского самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами Тверской области.
5. Использование природных ресурсов и территорий города при создании или преобразовании предприятий, учреждений и организаций осуществляется в соответствии с законодательством в порядке, устанавливаемом Тверской городской Думой.
6. Органы городского самоуправления при принятии программы социально-экономического развития города:
- координируют участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии города;
- осуществляют регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) муниципальных предприятий;
- объединяют на договорной основе средства предприятий, учреждений, организаций, граждан и городского бюджета для финансирования, строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры;
- привлекают предприятия, учреждения и организации к строительству и содержанию улиц и дорог в городе, объектов природоохранного и другого назначения, русел и берегов рек и водоемов в пределах городской черты.
7. Органы городского самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству города, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
Органы городского самоуправления в интересах населения Твери в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
Глава IV
Финансовая основа городского самоуправления
Статья 13
1. Финансовую основу городского самоуправления составляют:
- средства местного бюджета;
- муниципальные внебюджетные фонды;
- дотации, субвенции, субсидии, трансферты, выделяемые из федерального и областного бюджетов для осуществления органами городского самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий области и для финансирования целевых программ.
В качестве дополнительных финансовых ресурсов могут привлекаться средства федеральных и областных внебюджетных фондов, кредитные ресурсы и иные заемные средства, а также добровольные пожертвования юридических и физических лиц.
2. Разработка проекта бюджета, утверждение бюджета и его исполнение осуществляются в порядке, установленном положением о социально-экономическом планировании и бюджетном процессе в городе Твери, утверждаемым решением Тверской городской Думы.
Статья 14
1. В доходы бюджета городского самоуправления зачисляются:
- местные налоги, сборы и штрафы в соответствии с положением о местных налогах и сборах;
- отчисления от федеральных налогов и налогов Тверской области в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Тверской области;
- финансовые средства, переданные органами государственной власти для реализации отдельных государственных полномочий;
- поступления от приватизации государственного и муниципального имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей;
- часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
- дотации, субвенции, трансферты, выделяемые из федерального и областного бюджетов;
- плата, взимаемая в соответствии с законодательством с пользователей природными ресурсами на территории города (в том числе в натуральной форме);
- другие средства, образующиеся в результате деятельности органов городского самоуправления;
- иные поступления в соответствии с законами и решениями органов городского самоуправления.
2. Органы городского самоуправления в соответствии с распределением компетенции, установленной настоящим Уставом, самостоятельно распоряжаются средствами местного бюджета. Сумма превышения доходов над расходами по результатам отчетного года самостоятельно используется органами городского самоуправления.
3. Тверская городская Дума в соответствии с законодательством самостоятельно устанавливает местные налоги и сборы, льготы по их уплате, ходатайствует перед государственными органами о предоставлении льгот по налогам, установленным этими органами.
Статья 15
1. Органы городского самоуправления осуществляют свои расходы в пределах финансовых ресурсов, определенных статьями 13 и 14 настоящего Устава, и обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению городского самоуправления, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов.
2. Уменьшение доходов или увеличение расходов местного бюджета, возникшие в результате решений, принятых федеральными и областными органами государственной власти, компенсируются органами, принявшими решение. Размер компенсации определяется законодательно, одновременно с принятием соответствующего решения.
3. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы местного бюджета, реализуются органами городского самоуправления в пределах, переданных им в качестве компенсации средств.
Статья 16
1. Тверская городская Дума вправе образовывать целевые внебюджетные фонды, включая валютные, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Средства внебюджетных фондов находятся на специальных банковских счетах, не подлежат изъятию государственными органами и расходуются в соответствии с положениями о внебюджетных фондах, утверждаемыми решением Тверской городской Думы.
Статья 17
Органы городского самоуправления в соответствии с разграничением компетенции, установленной настоящим Уставом, вправе:
- пользоваться кредитными ресурсами для финансирования жизнеобеспечения города;
- выдавать процентные и беспроцентные ссуды предприятиям, учреждениям и организациям города;
- выпускать местные займы и лотереи для развития социальной и производственной инфраструктуры;
- создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения;
- создавать целевые фонды для финансирования городских программ.
Глава V
Гарантии городского самоуправления
Статья 18
1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления жителей города, решения органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами городского самоуправления и гражданами.
2. Решения органов и должностных лиц городского самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц городского самоуправления влечет ответственность в соответствии с законодательством и настоящим Уставом.
4. Права городского самоуправления, установленные настоящим Уставом, не могут быть ограничены, запрещены или отчуждены.
Статья 19
1. Тверская городская Дума в соответствии с законодательством обладает правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Тверской области.
2. Обращения органов и должностных лиц городского самоуправления в соответствии с законодательством подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.
Статья 20
Жители города, органы и должностные лица городского самоуправления вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, нарушающих права городского самоуправления.
Раздел второй
Предметы ведения и система городского самоуправления
Глава VI
Предметы ведения городского самоуправления
Статья 21
В ведении городского самоуправления находятся:
1) все вопросы, определенные Конституцией, законами Российской Федерации и законами Тверской области, решения по которым в соответствии с настоящим Уставом компетентны принимать население и органы городского самоуправления;
2) иные вопросы городского значения, не предусмотренные действующим законодательством, если они не исключены из его ведения и не отнесены к ведению Российской Федерации, Тверской области или других муниципальных образований и не влекут ограничений прав и свобод граждан, а также предусмотренной законом хозяйственной самостоятельности предприятий и объединений различных форм собственности;
3) вопросы ведения Российской Федерации и Тверской области, полномочия по решению которых возложены законом на органы городского самоуправления;
4) вопросы ведения других муниципальных образований, отдельные полномочия по решению которых переданы по договору органам городского самоуправления.
Статья 22
1. К вопросам городского значения относятся:
1) принятие и изменение Устава города Твери, контроль за его соблюдением;
- организация и осуществление местного самоуправления в городе Твери;
- содействие становлению и развитию территориального общественного самоуправления в городе Твери;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, другие финансовые вопросы местного значения;
4) комплексное социально-экономическое развитие города Твери;
5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего, профессионального образования и дополнительного образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территорий и рекреационной зоны города;
10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
11) контроль за использованием земель на территории города и в его рекреационной зоне;
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) коммунальное хозяйство города Твери;
14) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
15) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
16) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
17) благоустройство и озеленение территории города и ее рекреационной зоны;
18) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
19) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
24) создание условий для деятельности городских средств массовой информации;
25) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
26) создание условий для развития физической культуры и спорта в городе;
27) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
28) участие в охране окружающей природной среды на территории города;
29) обеспечение противопожарной безопасности в городе, организация муниципальной пожарной службы, а также иные вопросы, не исключенные из ведения городского самоуправления и не относящиеся к ведению органов государственной власти.
2. По предметам своего ведения городское самоуправление осуществляет собственное нормативное регулирование.
3. В случае, если федеральный или областной нормативный акт противоречит нормативному акту, принятому в соответствии с частью второй настоящей статьи, действует нормативный акт городского самоуправления.
Статья 23
1. Органы городского самоуправления могут наделяться федеральными и областными законами отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств и компенсацией дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
2. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
3. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Тверской области в соответствии с законодательством создают необходимые правовые, организационные, материальные и финансовые условия для становления и развития городского самоуправления и оказывают содействие жителям Твери в осуществлении их прав на местное самоуправление.
Глава VII
Система городского самоуправления
Статья 24
1. Городское самоуправление осуществляется жителями Твери непосредственно, а также через органы городского самоуправления, должностных лиц городского самоуправления, территориальное общественное самоуправление.
2. Формами непосредственного (прямого) волеизъявления жителей Твери являются городской референдум, муниципальные выборы, собрание (конференция) граждан, народная правотворческая инициатива, обращение граждан в органы городского самоуправления и к должностным лицам городского самоуправления.
Жители Твери вправе непосредственно осуществлять городское самоуправление и в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Тверской области и настоящему Уставу.
3. Органами городского самоуправления являются Тверская городская Дума и администрация города. Выборным должностным лицом города является глава города.
4. Территориальное общественное самоуправление осуществляется жителями непосредственно или через создаваемые ими органы.
Статья 25
1. Юридическими лицами в системе городского самоуправления являются:
- Тверская городская Дума;
- администрация города Твери;
- комитеты, управления, отделы и другие самостоятельные структурные подразделения Тверской городской администрации в соответствии с положениями о них;
- территориальные подразделения администрации города - администрации Заволжского, Московского, Пролетарского и Центрального районов;
- органы территориального общественного самоуправления в соответствии с регистрационным свидетельством.
Статья 26
Тверская городская Дума и администрация города вправе вступать в ассоциации или союзы с органами местного самоуправления других муниципальных образований для реализации общих интересов, осуществления совместных планов и программ.
Органы городского самоуправления не могут передавать ассоциациям и союзам свои полномочия.
Раздел третий
Формы прямого волеизъявления жителей города
территориальное общественное самоуправление
Глава VIII
Городской референдум и муниципальные выборы
Статья 27
Городской референдум и муниципальные выборы являются высшей формой прямого волеизъявления жителей Твери.
Статья 28
1. Городской референдум проводится для решения непосредственно населением наиболее важных вопросов городского значения.
2. На городской референдум могут быть вынесены вопросы:
- принятие и изменение Устава города;
- изменение границы города;
- территориальное деление города и организация городского самоуправления;
- приобретение или отчуждение важных объектов муниципальной собственности;
- застройка города;
- создание на территории города крупных предприятий и хозяйственных организаций;
- одобрение городских программ;
- прекращение полномочий Тверской городской Думы, а также иные важные вопросы, отнесенные настоящим Уставом к предметам ведения городского самоуправления.
3. Решение о проведении городского референдума принимается Тверской городской Думой по собственной инициативе, по предложению одной трети депутатов, по предложению главы города и по требованию не менее одной десятой части жителей Твери, пользующихся избирательными правами.
Решение о проведении городского референдума принимается Тверской городской Думой не менее чем двумя третями от ее состава.
4. Порядок проведения референдума определяется законом Тверской области о местных референдумах.
Статья 29
1. Выборы депутатов Тверской городской Думы и главы города осуществляются жителями Твери на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.
2. Выборы депутатов Тверской городской Думы и главы города проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами Тверской области и настоящим Уставом.
3. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Тверской области в соответствии с действующим законодательством гарантируют проведение муниципальных выборов.
Глава IX
Иные формы прямого волеизъявления жителей города
Статья 30
1. В Тверском городском муниципальном образовании для рассмотрения вопросов местного значения могут созываться собрания (конференции) граждан.
2. Собрание (конференция) жителей города Твери вправе:
1) обсуждать Устав города, структуру органов городского самоуправления;
2) выражать недоверие главе города, депутатам Тверской городской Думы, руководителям органов и структурных подразделений администрации города в соответствии с частью четвертой статьи 64 настоящего Устава;
3) избирать органы территориального общественного самоуправления, принимать положения (уставы) о них, утверждать отчеты об их деятельности;
4) обсуждать прогноз социально-экономического развития города;
5) обсуждать вопросы благоустройства города, сохранности и использования жилого фонда, коммунального, бытового, культурного обслуживания населения, вопросы о наименовании улиц и площадей, о местах установления памятников и скульптур, об обеспечении общественного порядка;
6) обсуждать вопросы использования земельных, лесных и водных ресурсов общего пользования;
7) рассматривать вопросы административно-территориального устройства города;
8) рассматривать информацию органов и должностных лиц городского самоуправления, органов территориального общественного самоуправления об использовании муниципальной собственности;
9) рассматривать проекты решений органов и должностных лиц городского самоуправления, вынесенные на обсуждение населения;
10) рассматривать иные вопросы городского значения.
3. Собрание (конференция) может быть созвано главой города, Тверской городской Думой, постоянными комиссиями Тверской городской Думы.
Собрание жителей Твери на соответствующей территории может созываться органами территориального общественного самоуправления, местными общественными объединениями и инициативными группами жителей с уведомлением об этом администрации города.
4. В работе собраний принимают участие только жители Твери.
5. Для ведения собрания избираются председатель и секретарь. Ведется протокол собрания, в котором указываются дата и место проведения собрания, количество присутствующих, повестка дня собрания, фамилии выступивших в прениях, содержание выступлений, принятое решение. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на собрании граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания и передается в органы городского самоуправления.
6. Решения, принятые собраниями (конференциями) в пределах их компетенции, подлежат обязательному рассмотрению органами городского самоуправления.
7. Собрание (конференция) жителей города Твери проводится в соответствии с положением, которое принимается Тверской городской Думой.
Статья 31
1. Жители Твери имеют право на правотворческую инициативу в вопросах городского значения. Проекты правовых актов могут вносить группы жителей города численностью не менее тысячи человек.
Проекты правовых актов городского значения, внесенные жителями в Тверскую городскую Думу, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании Тверской городской Думы с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию.
2. Жители города Твери вправе присутствовать на заседаниях Тверской городской Думы. Если помещение, в котором проводится заседание, не может вместить всех желающих, организуется его прямая трансляция по радио.
3. Население осуществляет правотворческую инициативу в соответствии с порядком, устанавливаемым Тверской городской Думой.
Статья 32
1. Жители Твери имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы городского самоуправления и к должностным лицам городского самоуправления по вопросам их компетенции.
2. Коллективное обращение может иметь своей целью:
1) внесение в Тверскую городскую Думу или главе города предложений о рассмотрении и разрешении вопросов, касающихся интересов жителей и относящихся к компетенции Тверской городской Думы, главы города или администрации города;
2) возбуждение в установленном порядке процедуры отзыва депутатов Тверской городской Думы;
3) возбуждение в установленном порядке процедуры отзыва главы города Твери;
4) внесение на общегородское собрание (конференцию) жителей отчета о работе Тверской городской Думы или главы города, докладов о состоянии природной среды, перспективах развития города, состоянии борьбы с преступностью и других важных вопросах общегородского значения.
3. Органы и должностные лица городского самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Ответы, содержащие заведомо ложные или несоответствующие законодательству сведения, повлекшие за собой причинение значительного материального или морального ущерба, являются основанием для недоверия и отзыва жителями города главы города или депутатов Тверской городской Думы, а для муниципальных служащих основанием для применения к ним в соответствии с законодательством дисциплинарных взысканий вплоть до увольнения с работы.
Статья 33
Проекты программ и планов экономического и социального развития города, городского бюджета, проекты других решений по наиболее важным вопросам городского самоуправления по решению главы города или Тверской городской Думы могут быть вынесены на общегородское обсуждение.
Порядок проведения общегородского обсуждения устанавливается Тверской городской Думой в соответствии с законодательством.
Глава X
Территориальное общественное самоуправление
Статья 34
1. Жители города, проживающие на части городской территории (на территории микрорайона, квартала, улицы, двора, многоквартирного жилого дома с прилегающим участком, на иной территории), вправе самоорганизоваться для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам, находящимся в ведении городского самоуправления и затрагивающим интересы жителей данной территории.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется жителями Твери как непосредственно, то есть через общие собрания (сходы), конференции, так и через избираемые жителями органы территориального общественного самоуправления и выборных лиц общественного самоуправления (старших по домам, старших по подъездам).
3. Полномочия общих собраний (сходов), конференций, органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления, порядок их избрания, их права и ответственность определяются Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе Твери, утверждаемым Тверской городской Думой.
Статья 35
1. Органы территориального общественного самоуправления (квартальные, уличные, дворовые и домовые советы или комитеты, советы микрорайонов, жилых комплексов, поселков и т. п.) действуют в границах, устанавливаемых по предложению жителей органами городского самоуправления.
2. Органы территориального общественного самоуправления подлежат регистрации или учету в городской администрации.
3. Деятельность органов территориального общественного самоуправления подконтрольна избравшему их населению.
4. Органы территориального общественного самоуправления города вправе вступать в ассоциации для осуществления своих задач и координации деятельности.
Статья 36
1. Органы и должностные лица городского самоуправления оказывают содействие жителям в осуществлении их прав на территориальное общественное самоуправление, координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления, оказывают им организационную и методическую помощь в решении вопросов, затрагивающих местные интересы жителей, учитывают решения соответствующих органов территориального общественного самоуправления, общих собраний (сходов), конференций граждан.
2. Органы городского самоуправления вправе передавать по договору органу территориального общественного самоуправления отдельные полномочия с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, осуществлять контроль за деятельностью органов территориального общественного самоуправления, проверять соблюдение органами территориального общественного самоуправления федерального законодательства и законодательства Тверской области, настоящего Устава и иных нормативных актов органов городского самоуправления.
Органы городского самоуправления вправе устанавливать сферы совместной с органами территориального общественного самоуправления компетенции, а также определять перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты ими без согласования с органами территориального общественного самоуправления.
Статья 37
1. Наряду с участием в территориальном общественном самоуправлении жители города могут осуществлять свое право на общественное самоуправление посредством участия в общественных советах и других формах общественной самодеятельности, а также в общественных организациях по вопросам местного самоуправления.
2. Общественные советы (комитеты, коллегии и другие органы) могут формироваться при органах и должностных лицах городского самоуправления, которые вправе установить порядок их формирования, организацию деятельности и их полномочия.
3. Деятельность общественных организаций по вопросам местного самоуправления регулируется законодательством об общественных объединениях.
Раздел четвертый
Органы и должностные лица городского самоуправления
Глава XI
Тверская городская Дума и ее полномочия
Статья 38
1. Тверская городская Дума является коллегиальным выборным органом городского самоуправления, который представляет население города Твери и осуществляет нормотворческую деятельность.
2. Тверской городской Думе принадлежит право от имени населения города Твери в пределах своих полномочий принимать решения, вступать в отношения с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти и общественными объединениями.
Статья 39
1. Тверская городская Дума является постоянно действующим органом городского самоуправления.
2. Тверская городская Дума состоит из тридцати трех депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием.
Порядок выборов депутатов Тверской городской Думы устанавливается в соответствии с федеральным законом, законами Тверской области и настоящим Уставом.
3. Депутат Тверской городской Думы избирается сроком на четыре года. Через каждые два года (по четным годам) проводятся выборы не менее шестнадцати депутатов на установленный срок.
Полномочия депутата, избранного от конкретного округа, начинаются (прекращаются) с момента принятия соответствующего решения городской избирательной комиссией о результатах выборов по данному округу.
Полномочия депутатов могут быть прекращены досрочно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законами Тверской области и настоящим Уставом.
4. Тверская городская Дума правомочна в составе не менее двадцати двух депутатов.
Статья 40
1. Депутатом Тверской городской Думы может быть избран житель города Твери, обладающий избирательным правом.
2. Статус депутата и ограничения, связанные с его статусом, устанавливаются законом Тверской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
3. Депутаты Тверской городской Думы на территории города Твери не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора Тверской области.
Статья 41
Тверская городская Дума:
1) принимает Устав города Твери, вносит в него изменения и дополнения;
2) принимает общеобязательные правила по предметам ведения городского самоуправления;
3) принимает планы и программы социально-экономического развития города, вносит в них изменения и дополнения, утверждает отчет об их исполнении;
4) утверждает городской бюджет, вносит в него изменения и дополнения, контролирует его исполнение, утверждает отчет о его исполнении;
5) устанавливает городские налоги и сборы и их ставки, принимает решения о выпуске и размещении лотерей и займов;
6) устанавливает цены и тарифы на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями;
7) устанавливает льготы и преимущества, в том числе и налоговые;
8) утверждает нормативы затрат на содержание объектов и учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта, дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, жилищного фонда;
9) принимает решения о выделении дотаций, ссуд и займов из средств городского бюджета;
10) устанавливает порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью города;
11) определяет в соответствии с законодательством условия приобретения, создания, преобразования объектов муниципальной собственности, в том числе и муниципальных предприятий;
утверждает перечень объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требует согласия Тверской городской Думы;
12) определяет условия и порядок приватизации муниципальных предприятий и муниципального имущества;
13) устанавливает в соответствии с законодательством порядок передачи и продажи жилья в собственность граждан и организаций, сдачи жилья в аренду;
14) устанавливает в соответствии с законодательством порядок и условия размещения предприятий и иных объектов рыночной инфраструктуры на территории города; устанавливает квоты на разработку находящихся в ведении города месторождений полезных ископаемых и плату за их использование;
15) устанавливает порядок предоставления и изъятия земельных участков;
16) принимает в соответствии с законодательством решения об отнесении природных и иных объектов местного значения к памятникам природы, истории и культуры;
17) устанавливает в соответствии с законодательством правила пользования природными ресурсами;
18) устанавливает правила пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения, а также в соответствии с законодательством и требованиями санитарных норм устанавливает зоны санитарной охраны водных объектов;
19) принимает решения о предъявлении в суд требований о признании недействительными актов органов государственной власти и городского самоуправления, а также актов предприятий, учреждений, организаций;
20) принимает решения об обращении в суды с исками к органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям;
21) принимает решения по протестам прокурора города на решения Тверской городской Думы;
22) заслушивает отчеты главы города и городской администрации;
23) контролирует деятельность органов и должностных лиц городского самоуправления с учетом разграничения компетенции в системе городского самоуправления;
24) принимает решения о проведении городского референдума;
25) назначает дату выборов в органы городского самоуправления;
26) принимает положение о городской избирательной комиссии и утверждает ее состав;
27) решает в соответствии с законодательством вопросы территориального деления города с целью организации управления;
28) решает вопросы передачи органам территориального общественного самоуправления отдельных полномочий, а также объектов и финансовых ресурсов;
29) учреждает собственные средства массовой информации;
30) избирает и освобождает от должности председателя Тверской городской Думы, его заместителей, заслушивает отчеты об их работе;
31) образовывает, избирает и упраздняет постоянные и временные комиссии, изменяет их состав, заслушивает отчеты об их работе;
32) утверждает регламент Тверской городской Думы, вносит в него изменения и дополнения;
33) утверждает структуру и штаты аппарата Тверской городской Думы, расходы на ее содержание;
34) принимает решения о прекращении полномочий депутатов Тверской городской Думы в случаях, предусмотренных частями пятой и шестой статьи 48 настоящего Устава;
35) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством и настоящим Уставом.
Статья 42
1. Основной формой работы Тверской городской Думы является заседание.
2. На заседаниях Тверской городской Думы вправе присутствовать жители Твери, представители общественных объединений и органов территориального общественного самоуправления, должностные лица администрации города и представители других органов местного самоуправления, представители органов государственной власти.
3. Порядок созыва, подготовки и проведения заседаний Тверской городской Думы, порядок рассмотрения и принятия решений, осуществления контрольных полномочий, а также правила организационно-технического обеспечения работы заседаний устанавливаются регламентом Тверской городской Думы.
Статья 43
1. Правотворческая инициатива реализуется внесением в Тверскую городскую Думу соответствующего проекта решения.
2. Право вносить проект решения в Тверскую городскую Думу принадлежит депутатам Думы, постоянным комиссиям Думы, главе города, органам территориального общественного самоуправления, а также группам жителей Твери численностью не менее тысячи человек, обладающих избирательным правом.
Статья 44
1. Тверская городская Дума по вопросам своей компетенции принимает решения и постановления.
2. Тверская городская Дума принимает решения и постановления на основании настоящего Устава, законодательства Тверской области и законодательства Российской Федерации.
3. Решения Тверской городской Думы принимаются исключительно на ее заседаниях. Заседание правомочно, если на нем присутствует не менее половины от числа избранных депутатов Тверской городской Думы.
4. Решения Тверской городской Думой принимаются большинством депутатов, присутствующих на заседании, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.
5. Решение, принятое Тверской городской Думой, завизированное председателем Думы, в течение трех дней передается главе города Твери для подписания и опубликования.
6. Глава города в течение пяти дней подписывает решение Тверской городской Думы и опубликовывает его.
7. Решение Тверской городской Думы вступает в силу со дня его официального опубликования, если иное не указано в самом решении.
8. Тверская городская Дума вправе принимать декларации, заявления и обращения, которые оформляются постановлением Тверской городской Думы и подписываются председателем Тверской городской Думы.
Статья 45
1. Тверская городская Дума каждые два года избирает из числа своих депутатов тайным голосованием председателя и двух его заместителей.
2. Порядок избрания председателя, заместителей председателя и распределения полномочий между ними устанавливается регламентом Тверской городской Думы.
3. Председатель Тверской городской Думы:
1) созывает, открывает и ведет заседания Тверской городской Думы, осуществляет предусмотренные регламентом полномочия председательствующего;
2) представляет Тверскую городскую Думу в отношениях с населением, органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, учреждениями, организациями, общественными объединениями;
3) визирует решения Тверской городской Думы, подписывает постановления, протоколы ее заседаний, другие документы Тверской городской Думы;
4) осуществляет правомочия Тверской городской Думы как юридического лица;
5) руководит работой аппарата Тверской городской Думы, назначает и освобождает от должности работников аппарата Тверской городской Думы;
6) на основании решений Думы направляет деятельность контрольно-счетной палаты;
7) решает иные вопросы, которые могут быть ему поручены Тверской городской Думой или возложены на него законодательством.
4. По вопросам своей компетенции председатель Тверской городской Думы издает распоряжения.
Статья 46
1. По отдельным направлениям своей деятельности Тверская городская Дума может избирать постоянные комиссии.
2. Решение об избрании постоянных комиссий принимается Тверской городской Думой на ее заседании в порядке, предусмотренном законодательством о местном самоуправлении, настоящим Уставом и регламентом Тверской городской Думы.
3. Функции и полномочия постоянных комиссий определяются положениями о них, принимаемыми Тверской городской Думой.
4. Организация работы постоянных комиссий определяется регламентом Тверской городской Думы и положениями о комиссиях.
Статья 47
Для контроля за исполнением городского бюджета, внебюджетными фондами, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью Тверская городская Дума вправе создать контрольно-счетную палату, которая действует в соответствии с положением, утверждаемым Тверской городской Думой.
Статья 48
1. Депутат Тверской городской Думы представляет интересы своих избирателей и всего населения города Твери, руководствуется в своей деятельности законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тверской области и настоящим Уставом, отчитывается перед своими избирателями не реже одного раза в год.
2. Депутат Тверской городской Думы вправе работать в Тверской городской Думе на постоянной основе. Количество депутатов Тверской городской Думы, работающих на постоянной основе, порядок их приема на работу, размер их заработной платы устанавливаются решением Тверской городской Думы. На депутатов, работающих на постоянной основе, распространяются социальные гарантии, предусмотренные для муниципальных служащих города.
3. Депутаты Тверской городской Думы, не работающие в Тверской городской Думе на постоянной основе, имеют право получать компенсацию из бюджета города на покрытие расходов, связанных с депутатской деятельностью. Размер компенсации, порядок и условия ее выплаты определяются решением Тверской городской Думы, вступающим в силу после его опубликования в городских средствах массовой информации.
4. Полномочия депутата Тверской городской Думы не могут быть переданы другому лицу.
5. Полномочия депутата Тверской городской Думы прекращаются досрочно в случае:
1) утраты гражданства России;
2) выезда на постоянное жительство за пределы города;
3) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
4) избрания или назначения депутата на должность, занятие которой по закону не совместимо с выполнением полномочий депутата городской Думы;
5) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;
6) отзыва депутата в соответствии с законом Тверской области;
7) прекращения полномочий Тверской городской Думы по решению Законодательного Собрания Тверской области в соответствии с частью третьей статьи 66 настоящего Устава;
8) прекращения полномочий Тверской городской Думы в результате голосования на городском референдуме в соответствии с частью четвертой статьи 64 настоящего Устава;
9) смерти депутата, а также в иных случаях в соответствии с действующим законодательством.
6. Полномочия депутата Тверской городской Думы в случаях, предусмотренных в пунктах 7 и 8 части пятой настоящей статьи, прекращаются со дня прекращения полномочий Тверской городской Думы.
Решение о прекращении полномочий депутата во всех иных случаях принимается Тверской городской Думой и оформляется ее постановлением. При этом полномочия депутата в этих случаях прекращаются со дня, указанного в постановлении.
7. Взаимодействуя с главой города, администрацией города, депутаты:
1) имеют право внеочередного приема руководителями и должностными лицами администрации города, включая главу города;
2) могут присутствовать на заседаниях любого органа или структурного подразделения городской администрации, выступать, вносить предложения, проекты решений и поправки к проектам решений;
3) вправе обращаться с запросами к главе города, руководителям структурных подразделений администрации города. Запрос вносится в письменном виде во время заседания городской Думы и подлежит включению в повестку дня. Ответ на запрос дается в месячный срок на заседании Тверской городской Думы. По ответу на запрос Тверская городская Дума принимает решение;
4) вправе обращаться по вопросам депутатской деятельности к любому руководителю и иному должностному лицу администрации города. Ответ на обращение должен быть дан по существу в течение двух недель с момента обращения.
Статья 49
Организационно-правовое обеспечение деятельности Тверской городской Думы, оказание помощи комиссиям Думы и депутатам в подготовке необходимых материалов осуществляет аппарат Думы.
Статья 50
Предприятия, учреждения, организации, должностные лица, общественные объединения обязаны в месячный срок бесплатно предоставить депутату, депутатской комиссии запрашиваемую ими информацию по вопросам, относящимся к ведению Тверской городской Думы, а в случае указания на нарушение законодательства обязаны принять меры для устранения этого нарушения и привлечения виновных к ответственности.
Глава XII
Глава города Твери и его полномочия
Статья 51
1. Глава города Твери является выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению городского самоуправления в пределах своих полномочий. Глава города Твери подотчетен непосредственно населению и Тверской городской Думе.
2. Глава города Твери является главой администрации города и на основе принципа единоначалия руководит ее работой.
Статья 52
1. Глава города Твери избирается жителями города на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием сроком на четыре года в порядке, установленном федеральными законами, законами Тверской области и настоящим Уставом.
2. Главой города Твери может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе двадцати одного года, постоянно проживающий в Твери не менее одного года.
Статья 53
1. Глава города Твери вступает в должность с момента принесения им присяги на торжественном собрании в присутствии депутатов Тверской городской Думы, членов городской избирательной комиссии, представителей общественности и органов территориального общественного самоуправления.
2. Городская избирательная комиссия в течение семи дней со дня утверждения результатов выборов главы города Твери и признания выборов действительными и состоявшимися организует торжественное собрание.
Собрание проводит председатель городской избирательной комиссии, либо член избирательной комиссии, исполняющий на момент проведения собрания полномочия председателя избирательной комиссии.
3. Вновь избранный глава города приносит присягу жителям Твери: "Я (фамилия, имя, отчество), принимая на себя полномочия главы города Твери, обещаю добросовестно исполнять свои обязанности, соблюдать Устав города, всемерно содействовать благополучию, социальной безопасности и общественному согласию жителей Твери".
4. Полномочия главы города прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного главы города, либо в иных случаях, установленных законодательством и статьей 57 настоящего Устава.
5. В случае, если выборы нового главы города не состоялись или он не избран, полномочия главы города сохраняются до избрания и вступления в должность вновь избранного главы города.
Статья 54
1. Глава города Твери не вправе быть депутатом какого-либо представительного органа, кроме случая, предусмотренного частью шестой статьи 57 настоящего Устава, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность. На главу города распространяются ограничения, предусмотренные законодательством для муниципальных служащих.
2. На период осуществления своих полномочий глава города приостанавливает свою деятельность в политических партиях.
Статья 55
1. Глава города Твери:
1) обращается с ежегодным посланием к населению Твери о положении в городе и основных направлениях деятельности городского самоуправления на предстоящий год;
2) обеспечивает взаимодействие администрации города с городской Думой и содействует развитию системы городского самоуправления, учитывает предложения депутатских комиссий и депутатов, подписывает решения Думы либо отклоняет их;
3) осуществляет сам или поручает кому-либо осуществлять полномочия администрации города как юридического лица, имеет печать с изображением герба города Твери;
4) представляет город в органах государственной власти и местного самоуправления, в стране и за ее пределами, обеспечивает поддержку и защиту интересов города в государственных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, выполняет другие представительские функции;
5) организует управление городским хозяйством, социальной и другими сферами, осуществляет меры по обеспечению законности, защите прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка;
6) организует разработку бюджета и программ социально экономического развития города, представляет их на утверждение в Тверскую городскую Думу; ежегодно отчитывается об их исполнении, о расходовании средств бюджета, внебюджетных и валютных фондов;
7) разрабатывает структуру администрации города, осуществляет общее руководство ее органами и структурными подразделениями, определяет их компетенцию и штаты в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в городском бюджете, организует работу с муниципальными служащими, их аттестацию, принимает меры по повышению их квалификации;
8) по согласованию с Тверской городской Думой назначает на должность и освобождает от нее первых заместителей главы администрации города, начальника финансового управления и председателя комитета по управлению имуществом города;
9) назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений и иных должностных лиц городской администрации;
10) дает согласие на назначение начальника городского подразделения милиции общественной безопасности;
11) осуществляет общее руководство учреждениями, финансируемыми из городского бюджета, а также осуществляет полномочия по управлению предприятиями, находящимися в муниципальной собственности в соответствии с разграничением полномочий, установленных настоящим Уставом;
12) организует прием граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений;
13) рассматривает и учитывает в своей деятельности предложения органов территориального общественного самоуправления;
14) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.
2. Взаимодействуя с Тверской городской Думой, глава города вправе:
1) участвовать в открытых и закрытых заседаниях Думы;
2) вносить предложения о созыве внеочередных заседаний Думы, предлагать в повестку дня вопросы, проекты решений, поправки, заключения, предложения к проектам решений на любой стадии их рассмотрения;
3) назначать своих полномочных представителей в Тверской городской Думе для рассмотрения общих вопросов или отдельных проектов решений.
Статья 56
1. Глава города Твери на основании и во исполнение федерального и областного законодательства, настоящего Устава и решений Тверской городской Думы издает постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории города, а также иные распорядительные документы.
2. Глава города вправе отменять приказы, постановления, распоряжения руководителей органов и структурных подразделений администрации города.
Статья 57
1. Полномочия главы города Твери прекращаются досрочно в случае:
1) утраты гражданства России;
2) выезда на постоянное место жительства за пределы города;
3) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
4) отставки по собственному желанию;
5) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы города;
6) отзыва в результате утраты доверия населения города Твери и в других случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами Тверской области.
2. Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы города определяется в соответствии с действующим законодательством.
3. Прекращение полномочий в результате утраты доверия населения осуществляется по итогам голосования об отзыве главы города. Порядок проведения голосования об отзыве определяется в соответствии с федеральным и областным законодательством решением Тверской городской Думы.
4. Вопросы о принятии отставки по собственному желанию главы города решается Тверской городской Думой большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов.
5. Внеочередные выборы проводятся в 3-месячный срок со дня досрочного прекращения полномочий главы города Твери по решению Тверской городской Думы, подписанному ее председателем.
6. В случае досрочного прекращения полномочий главы города его полномочия, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 части первой статьи 55, временно осуществляет председатель Тверской городской Думы, а иные полномочия - один из заместителей главы администрации города по решению Тверской городской Думы.
Глава XIII
Тверская городская администрация и ее полномочия
Статья 58
Администрация города Твери является исполнительным органом городского самоуправления, имеет статус юридического лица и печать с изображением герба города Твери.
Статья 59
1. Администрация города правомочна осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность по вопросам, отнесенным к ведению городского самоуправления, за исключением тех, которые, согласно настоящему Уставу и решениям Тверской городской Думы, входят в компетенцию главы города и Тверской городской Думы.
2. В пределах своих полномочий администрация города:
1) разрабатывает проект программы социально-экономического развития города, проект городского бюджета;
2) обеспечивает комплексное социально-экономическое развитие города;
3) обеспечивает исполнение бюджета и программы социально-экономического развития города;
4) управляет муниципальной собственностью;
5) осуществляет меры по содержанию, использованию и развитию муниципального жилого фонда и нежилых помещений, муниципальных учреждений образования и здравоохранения, культуры и спорта;
6) контролирует использование земель на территории города;
7) осуществляет меры по обеспечению охраны общественного порядка, защите прав и свобод жителей Твери, а также осуществляет иные полномочия, возложенные на нее законодательством, Уставом города, решениями Тверской городской Думы и постановлениями главы города.
Статья 60
1. Администрация города включает в себя:
- главу администрации города и его заместителей;
- аппарат главы администрации города;
- подразделения планирования развития города и финансово-экономической деятельности;
- подразделения решения текущих проблем жизнеобеспечения города;
- территориальные подразделения администрации города администрации Заволжского, Московского, Пролетарского и Центрального районов.
2. В структуру администрации города могут входить органы и структурные подразделения для осуществления отдельных государственных полномочий в соответствии с законами Российской Федерации и Тверской области.
3. В пределах утвержденного бюджетного финансирования на обеспечение деятельности администрации города глава администрации города вправе создавать иные структурные подразделения для выполнения возложенных на него функций, а также реорганизовывать и ликвидировать существующие.
Статья 61
1. Для координации деятельности структурных подразделений и районных территориальных органов администрации города глава города назначает заместителей главы администрации города.
2. Руководитель районного территориального органа администрации города является заместителем главы администрации города Твери и одновременно главой администрации соответствующего района.
Глава администрации района руководит на основе принципа единоначалия и по вопросам своей компетенции издает постановления и распоряжения.
3. Руководители отраслевых, функциональных органов и структурных подразделений администрации города назначаются и освобождаются от должности главой администрации города и в пределах своих полномочий руководят на основе принципа единоначалия. По вопросам полномочий этих органов они издают приказы.
Статья 62
1. Администрация города осуществляет свою деятельность на основе принципа гласности.
2. Нормативные акты главы администрации города, затрагивающие интересы жителей, должны быть опубликованы в средствах массовой информации города. С этой целью администрация города вправе выступать учредителем городской газеты.
3. Через средства массовой информации и иные формы информирования администрация города извещает жителей о постоянных и временных местах проведения собраний (сходов), конференций, местах и сроках проведения общегородских мероприятий, служебных адресах, телефонах и порядке работы органов и структурных подразделений администрации города и муниципальных предприятий, осуществляющих коммунальные услуги.
4. Каждый орган и структурное подразделение администрации города устанавливает для жителей города не реже одного раза в месяц день приема по личным вопросам.
5. Органы и подразделения администрации города вправе создавать общественные советы, коллегии и комиссии.
Глава XIV
Муниципальная служба
Статья 63
Организация муниципальной службы, правовой статус муниципальных служащих, порядок присвоения квалификационных разрядов, порядок регулирования муниципальной службы определяются Положением о муниципальной службе в городе Твери, принимаемым Тверской городской Думой в соответствии с законодательством о муниципальной службе.
Глава XV
Ответственность органов и должностных лиц
городского самоуправления. Контроль за их деятельностью
Статья 64
1. Глава города, Тверская городская Дума, руководители органов и структурных подразделений администрации города несут ответственность за принятие ими незаконных решений, а также за бездействие или ненадлежащее осуществление своих полномочий перед жителями города Твери, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством.
2. Органы и должностные лица несут ответственность перед жителями Твери в случае утраты доверия с их стороны.
3. Основанием для утраты доверия со стороны жителей может служить:
- проведение органами или должностными лицами городского самоуправления политики, отрицательно влияющей на ситуацию в городе;
- принятие органом или должностным лицом принципиального решения, отрицательно повлиявшего на общественно-политическое или социально-экономическое положение в городе.
4. Ответственность перед жителями Твери реализуется в виде права жителей на:
- отзыв главы города и депутатов Тверской городской Думы;
- выражение недоверия главе города, депутатам Тверской городской Думы, руководителям органов и структурных подразделений администрации города, принятое тайным голосованием двумя третями от общего числа участников общегородского собрания (конференции);
- досрочное прекращение полномочий Тверской городской Думы на основании прямого волеизъявления жителей Твери в результате голосования на городском референдуме.
Статья 65
1. Глава города может быть отозван по решению избирателей города в порядке, предусмотренном законом Тверской области.
2. Депутат Тверской городской Думы может быть отозван по решению избирателей соответствующего избирательного округа в порядке, предусмотренном законом Тверской области.
Статья 66
1. Ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Устава Тверской области, законов Российской Федерации, законов Тверской области и настоящего Устава.
2. Органы и должностные лица городского самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
3. В случае установленных судом нарушений Тверской городской Думой или главой города Конституции Российской Федерации, Устава Тверской области, федеральных или областных законов, а также настоящего Устава, Законодательное Собрание Тверской области может обратиться в областной суд за заключением о признании несоответствия их деятельности Конституции Российской Федерации, Уставу Тверской области, федеральным или областным законам, а также настоящему Уставу. Заключение Тверского областного суда является основанием для рассмотрения Законодательным Собранием Тверской области вопроса о прекращении полномочий Тверской городской Думы или главы города. Прекращение полномочий и одновременное назначение новых выборов Тверской городской Думы или главы города осуществляется законом Тверской области.
Статья 67
Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений органов и должностных лиц городского самоуправления, совершения ими неправомерных действий, возмещается в полном объеме предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам, которым причинен этот ущерб, на основании решения суда за счет средств городского бюджета.
Органы, возместившие ущерб, причиненный их работниками или должностными лицами, имеют право предъявить регресный иск к этим лицам в размере выплаченной суммы, если иной размер не установлен законом.
Статья 68
Решения, принятые населением города Твери путем прямого волеизъявления, решения и действия (бездействия) органов и должностных лиц городского самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Раздел пятый
Порядок изменения Устава и переходные положения
Глава XVI
Внесение поправок в Устав города Твери
Статья 69
1. Предложения о поправках и изменениях Устава могут вносить:
- глава города;
- органы территориального общественного самоуправления, постоянные комиссии Тверской городской Думы;
- группы депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Тверской городской Думы;
- группы жителей Твери численностью не менее одной тысячи в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Устава.
2. Изменение настоящего Устава и приложения к нему принимается Тверской городской Думой, если за него проголосовало не менее чем две трети от числа избранных депутатов, либо непосредственно жителями Твери на городском референдуме.
Глава XVII
Переходные положения
Статья 70
1. Устав городского самоуправления вступает в силу после его официального опубликования.
2. Часть четвертая статьи 39, пункт шестой части третьей статьи 45, статья 47, часть третья статьи 48 настоящего Устава вступают в силу с момента избрания Тверской городской Думы нового состава.
3. Тверская городская Дума, избранная в 1994 г., сохраняет свои полномочия до момента начала работы Думы, избранной в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством.
4. До вступления в должность главы города, избранного в соответствии с настоящим Уставом, его обязанности исполняет ранее назначенный глава администрации города Твери.
5. Во время первых выборов, проведенных согласно настоящему Уставу, избираются 33 депутата; при этом депутаты, избранные от четных избирательных округов, имеют срок полномочий 2 года, а депутаты, избранные от нечетных избирательных округов, имеют срок полномочий 4 года. В дальнейшем все депутаты избираются на 4 года.
6. Первое заседание Тверской городской Думы созывается городской избирательной комиссией в срок не позднее 15 дней после избрания.
7. Первое заседание городской Думы открывает старейший по возрасту депутат и председательствует до избрания председателя Тверской городской Думы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тверской городской Думы от 20 марта 1996 г. N 32 "О принятии Устава города Твери"
Устав зарегистрирован управлением юстиции администрации Тверской области 25 июня 1996 г.
Регистрационный N 1
Текст опубликован в газете "Вече Твери сегодня" N 65, 6 апреля 1996 г., N 124, 6 июля 1996 г.
Решением Тверской городской Думы от 23 июня 2005 г. N 68 настоящий Устав признан утратившим силу с 1 января 2006 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Тверской городской Думы от 1 апреля 2004 г. N 29
Изменения вступают в силу с момента опубликования, после регистрации данных изменений Законодательным Собранием Тверской области
Решение Тверской городской Думы от 25 июня 2003 г. N 64
Изменения в Устав города Твери зарегистрированы распоряжением Законодательного Собрания Тверской области от 19 сентября 2003 г. N 4-У
Решение Тверской городской Думы от 19 мая 2003 г. N 45
Изменения в Устав города Твери зарегистрированы распоряжением Законодательного Собрания Тверской области от 19 сентября 2003 г. N 4-У
Решение Тверской городской Думы от 16 апреля 2002 г. N 41
Решение Тверской городской Думы от 27 июля 2001 г. N 115
Решение Тверской городской Думы от 5 сентября 2000 г. N 145
Решение Тверской городской Думы от 7 июля 2000 г. N 125
Решение Тверской городской Думы от 20 июня 2000 г. N 103
Решение Тверской городской Думы от 28 апреля 1999 г. N 54
Зарегистрировано управлением юстиции администрации Тверской области 25 мая 1999 г.
Регистрационный N 1-1
Решение Тверской городской Думы от 18 июня 1996 г. N 58