Пунктом 1 постановления администрации Тверской области от 06.04.2004 г. N 48-па установлено, что в период до завершения разграничения государственной собственности на землю в Тверской области до принятия закона Тверской области "О распоряжении земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", распоряжение земельными участками осуществляют органы местного самоуправления в пределах их полномочий по предварительному согласованию с администрацией Тверской области.
Данный пункт противоречит действующему законодательству и подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Пунктом 1, 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся: изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
В нарушение указанных нормативных актов постановлением губернатора предусмотрено распоряжение земельными участками без указания на то, что эти земельные участки являются собственностью Тверской области.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Порядок распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности на землю, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 г. N 576 (с изм. от 21.11.2003 г.), установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Правилами распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю право осуществлять юридические действия от имени Российской Федерации по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации предоставлено Министерству имущественных отношений Российской Федерации в случае:
- предоставления земельных участков органу государственной власти Российской Федерации (его территориальному органу), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации;
- предоставления органу государственной власти Российской Федерации (его территориальному органу), гражданину и юридическому лицу земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности, либо находившиеся в федеральной собственности до отчуждения;
- прекращения прав указанных органов, граждан и юридических лиц на земельные участки;
- предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет.
Согласно п. 14 ст. 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ (с изм. от 27.02.2003 г.) до разграничения государственной собственности на землю решение о приватизации земельных участков, не отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации, принимают органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости; органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации, - в отношении земельных участков, на которых находятся иные объекты недвижимости.
Принятие решения о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, в соответствии с п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 г. N 576, отнесено к компетенции Министерства имущественных отношений Российской Федерации (его территориальных органов) - в случае приобретения недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности; уполномоченных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, а также в случае, если земельные участки были предоставлены в соответствии с решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации; органов местного самоуправления - в иных случаях.
Исходя из вышеизложенного, определение порядка распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, относится к исключительному ведению Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации законодательство состоит из настоящего кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормативно правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом не отнесены к законодательству Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
Пункт 1 постановления администрации Тверской области "О распоряжении землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" от 06.04.2004 г. N 48-па отменить.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее 10 дней с момента поступления.
О результатах рассмотрения протеста сообщите прокурору области в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 2 класса |
А.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокуратуры Тверской области от 25 июня 2004 г. N 7-06-04 На пункт 1 постановления Администрации Тверской области "О распоряжении землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" от 06.04.2004 г. N 48-па
Текст документа получен по договору об информационно-правовом обмене