Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 25. Представление документов для регистрации, их проверка и регистрация кандидатов на должность Губернатора
1. Для регистрации кандидата в областную избирательную комиссию представляются следующие документы:
- сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представляемых в соответствии с пунктом 2 ст. 21 настоящего закона;
- подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 15 процентов;
- итоговый протокол о проверке и подсчете подписей избирателей (приложение N 3 к настоящему закону);
- первый финансовый отчет кандидата;
- решение избирательного объединения, избирательного блока о выдвижении кандидата, копия устава избирательного объединения с отметкой о регистрации в органах юстиции (в случае, если кандидат выдвинут избирательным объединением, блоком).
Указанные документы передаются кандидатами, полномочными представителями избирательных объединений, избирательных блоков, групп избирателей в областную избирательную комиссию до 18 часов не позднее 40 дней до дня голосования.
2. После сдачи в областную избирательную комиссию документов, указанных в настоящей статье, изменения, исправления сведений, содержащихся в этих документах, замена документов, внесение новых или дополнительных документов (в том числе подписных листов), не допускается.
3. Областная избирательная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, предоставляемых для регистрации, в соответствии с настоящим законом.
4. Областная избирательная комиссия при приеме подписных листов заверяет каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, определяет общее число подписей, содержащихся в подписных листах, выдает уполномоченным представителям, кандидатам или группам избирателей подтверждение в письменной форме о приеме документов.
В случае недостаточного количества представленных подписей областная избирательная комиссия принимает решение об отказе в приеме всех документов.
5. Областная избирательная комиссия в течение 5 дней после приема документов проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям законодательства, а также достоверность и полноту данных, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата, и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
По результатам проверки достоверности данных в подписных листах подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной.
По решению областной избирательной комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены избирательных комиссий различного уровня, эксперты-специалисты органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов. Их заключения могут служить основанием для признания данных в подписных листах недостоверными.
Проверке подлежат 30 процентов от предусмотренного пунктом 1 статьи 23 настоящего закона количества подписей в поддержку выдвижения кандидата, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). В случае обнаружения в ходе проверки недостоверных подписей в количестве более 15 процентов от числа подлежащих проверке подписей дальнейшая проверка подписных листов прекращается и выносится постановление (решение) об отказе в регистрации кандидата.
Отказ в регистрации кандидата производится также в том случае, если число представленных подписей за вычетом числа подписей, признанных недействительными и подложными, не соответствует требованиям пункта 1 статьи 23 настоящего закона.
6. Областная избирательная комиссия заблаговременно сообщает представившим подписи кандидатам, представителям избирательных объединений, избирательным блокам, выдвинувшим кандидатов, представителям избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидата, о времени и месте проведения каждой проверки подписных листов. Указанные лица вправе присутствовать при проведении проверки.
7. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в областную избирательную комиссию, если это ими специально отмечено.
Для проверки подлинности подписей члены избирательной комиссии вправе проводить опрос граждан, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах, не вызывая их в избирательную комиссию. Опрос проводится совместно не менее чем двумя членами соответствующей комиссии. Опрашивается непосредственно тот гражданин, чья подпись проверяется.
Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные считаются недостоверными.
8. Недостоверными подписями также считаются:
а) подписи лиц, не обладающих на день внесения подписи активным избирательным правом, а также подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недостоверной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе избирательной комиссии в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
б) подписи, собранные до уведомления областной избирательной комиссии о выдвижении кандидата и представления ей необходимых документов;
в) подписи избирателей, не указавших все требующиеся данные в соответствии с настоящим законом;
г) подписи, признанные недействительными на основании пункта 3 статьи 23 настоящего закона;
д) подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом;
е) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист не рукописным способом или карандашом;
ж) подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи избирателем и лицами, удостоверяющими подписные листы, если это исправление специально не оговорено соответственно избирателем, лицом, удостоверяющим подписные листы;
з) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, собиравшего подписи, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока либо если эта подпись недостоверна.
Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе избирательной комиссии в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
При обнаружении в подписном листе заполненной строки (строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках). Исключение составляют случаи, предусмотренные подпунктом "з" пункта 8 настоящей статьи.
Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей при условии, если не установлена недостоверность подписи в соответствии с пунктами 7 и 8 настоящей статьи.
Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательная комиссия вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему регистрации (учета) избирателей. В случае обнаружения в подписных листах недостоверных подписей избирательная комиссия вправе направить материалы проверки достоверности подписей в соответствующие правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством.
По окончании проверки подписных листов составляется акт об ее итогах, который подписывается руководителем рабочей группы по проверке подписных листов и представляется областной избирательной комиссии для принятия решения. Копия акта до заседания избирательной комиссии передается кандидату, представителям кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, представителям избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидата.
9. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении комиссии отмечается факт его выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе заявить о своем независимом статусе либо о принадлежности к какому-либо одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении.
10. Основаниями отказа в регистрации кандидата могут быть:
существенное нарушение установленного федеральным конституционным законом, федеральным законом, настоящим законом порядка сбора подписей;
отсутствие или ненадлежащее оформление документов, указанных в статьях 21, 25 настоящего закона;
недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата или превышение предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке;
недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с настоящим законом, если недостоверность этих сведений носит существенный характер;
существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств;
нарушение кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока пункта 6 статьи 21 настоящего закона;
иные основания, предусмотренные законодательством.
11. В случае если недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с настоящим законом, установлена после регистрации кандидата и недостоверность этих сведений носит существенный характер, областная избирательная комиссия не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации соответствующего кандидата, а за 15-1 день до дня голосования - обратиться в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата.
12. В случае отказа зарегистрировать кандидата на должность Губернатора областная избирательная комиссия обязана в течение суток выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, группе избирателей, избирателю, выдвинувшим кандидата, копию решения с изложением основания (ий) отказа.
13. Решение областной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата может быть обжаловано в суд.
14. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени регистрации. Сведения о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации для опубликования.
15. Кандидат вправе снять свою кандидатуру в любое время (но не позднее чем за 3 дня до дня голосования). Письменное заявление об этом представляется в областную избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.
16. Если ко дню, предшествующему дню голосования, не останется ни одного кандидата либо останется только один зарегистрированный кандидат, выборы по решению областной избирательной комиссии откладываются на 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий (в этом случае выдвижение и сбор подписей не обязательны для того кандидата, который не снял свою кандидатуру). Если указанная ситуация повторится (однократно или многократно), областная избирательная комиссия принимает решение отложить выборы на срок, не превышающий 6 месяцев.
17. При обстоятельствах, указанных в пункте 16 настоящей статьи, все расходы, понесенные областной избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, оплачивается за счет кандидата, если кандидат снял свою кандидатуру без вынуждающих к тому обстоятельств, либо если его регистрация была отменена в соответствии с настоящим законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.