Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава V. Предвыборная агитация
Статья 26. Предвыборная агитация и сроки ее проведения
1. Избиратели, кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию.
2. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы:
а) органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления;
б) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственной и муниципальных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении выборов через средства массовой информации, в том числе в теле- и радиопрограммах (передачах), если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.
3. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до выборов. В день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий, могут оставаться на прежних местах.
4. В течение трех дней до дня выборов и в день голосования опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.
5. Предвыборная агитация может проводиться:
а) через средства массовой информации;
б) путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных предвыборных мероприятий);
в) путем выпуска или распространения печатных агитационных материалов;
г) другими не запрещенными законом формами.
Статья 27. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации
При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.
Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение предвыборной организационной работы (дежурств на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное), проводить льготные распродажи товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстрированных материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ.
Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Поставленные в известность о противоправных выступлениях или о распространении противоправных агитационных материалов, они вправе принять меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, обратиться в соответствующие органы с представлениями о пресечении противоправной агитационной деятельности.
Территориальная избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанные представления рассматриваются судом в трехдневный срок.
Статья 28. Предвыборная агитация на радио и телевидении
Кандидатам предоставляется на равных основаниях (бесплатно, равное количество предоставленного эфирного времени, одно время выхода в эфир и другие условия) эфирное время на каналах телерадиокомпаний, которые финансируются за счет федерального, областного, местного бюджетов.
Кандидаты имеют право на основании заключенного с государственной, муниципальной, другой телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх времени, предоставляемого бесплатно. Условия оплаты должны быть равными для всех кандидатов. Факт приобретения эфирного времени за свой счет должен быть объявлен в передаче.
Порядок предоставления эфирного времени кандидатам на каналах государственной и муниципальных телерадиокомпаний устанавливается соответственно областной и территориальными избирательными комиссиями.
Предвыборная агитация на радио и телевидении осуществляется в виде публичных предвыборных дебатов, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы и в иных не запрещенных законом формах. При этом кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, группа избирателей вправе самостоятельно определить форму и характер предвыборной агитации.
Запрещается прерывать теле- и радиопрограммы (передачи), содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг.
В информационных теле- и радиопрограммах (передачах) сообщения о проведении предвыборной агитации кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками и группами избирателей должны даваться исключительно отдельным блоком, как правило, в начале указанных программ, без комментариев. Данные информационные блоки кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками и группами избирателей не оплачиваются.
Теле- и радиопрограммы (передачи), содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в течение шести месяцев со дня выхода указанных программ (передач) в эфир.
Статья 29. Предвыборная агитация в периодических печатных изданиях
Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, государственные предприятия, учреждения, организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств областного бюджета или бюджета муниципального образования и которое предоставило кандидату место на полосе, не вправе отказать другим кандидатам в месте на полосе на тех же условиях и обязано это сделать в ближайших номерах.
Порядок публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается областной и территориальными избирательными комиссиями.
Статья 30. Условия проведения предвыборных собраний, встреч с избирателями
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.
Заявление о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами местного самоуправления в трехдневный срок со дня подачи и удовлетворяются в порядке, установленном территориальной избирательной комиссией.
По требованию избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в собственности государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности для всех кандидатов.
Статья 31. Распространение агитационных печатных материалов
Кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные печатные материалы.
Агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск.
Запрещается распространение анонимных агитационных печатных материалов.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца указанных объектов.
Запрещается вывешивать агитационные печатные материалы на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении избирательной комиссии и в помещении для голосования.
Не позднее чем за 25 дней до выборов глава муниципального образования обязан выделить специальные места для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и их должно быть не менее одного в пределах территории каждого избирательного участка. Кандидатам должна быть выделена равная площадь для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов.
Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с предоставлением о пресечении противоправной агитационной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.