Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III. Избирательные комиссии
Статья 11. Система избирательных комиссий
Подготовку и проведение выборов в Законодательное Собрание осуществляют :
а) областная избирательная комиссия, выступающая в качестве областной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания;
б) окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания;
в) территориальные (районные, городские, поселковые) избирательные комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания;
г) участковые избирательные комиссии.
Статья 12. Областная избирательная комиссия
Областная избирательная комиссия образуется и действует в соответствии с Положением "О Тверской областной избирательной комиссии" и настоящим законом.
Статья 13. Порядок формирования окружной избирательной комиссии
Окружная избирательная комиссия формируется представительными органами местного самоуправления муниципальных образований не позднее чем за 80 дней до дня выборов в количестве 7-15 членов.
При определении кандидатур в состав окружной избирательной комиссии представительные органы местного самоуправления муниципальных образований учитывают предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства.
Если территория избирательного округа включает в себя два и более муниципальных образований, то количество членов комиссии от каждого муниципального образования определяет областная избирательная комиссия.
Состав окружной избирательной комиссии утверждается областной избирательной комиссией из кандидатур, определенных представительными органами местного самоуправления.
В случае, если представительные органы местного самоуправления муниципальных образований не представили в областную избирательную комиссию кандидатуры в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование окружной избирательной комиссии производится областной избирательной комиссией.
Каждый зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в окружную избирательную комиссию того избирательного округа, где этот кандидат зарегистрирован.
Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
Статья 14. Порядок формирования территориальной (районной, городской) избирательной комиссии
Территориальная (районная, городская) избирательная комиссия формируется не позднее чем за 75 дней до дня выборов в количестве 5-13 членов. Состав территориальной избирательной комиссии назначается представительным органом местного самоуправления. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
При определении кандидатур в состав территориальной избирательной комиссии представительный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства.
В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной избирательной комиссии производится окружной избирательной комиссией.
Каждый зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в территориальную избирательную комиссию того избирательного округа, где этот кандидат зарегистрирован.
В случае, когда территория округа полностью совпадает с территорией муниципального образования, полномочия соответствующей территориальной комиссии могут быть возложены на окружную комиссию по решению областной избирательной комиссии.
Законом Тверской области от 17 сентября 1997 г. N 76 внесено следующее дополнение в статью 14
В случае, когда территория муниципального образования включает в себя несколько избирательных округов, территориальная комиссия не формируется, а ее полномочия распределяются между окружными комиссиями по решению областной избирательной комиссии".
Статья 15. Порядок формирования участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия формируется представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 45 дней до дня выборов в количестве 5-12 членов.
При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии представительный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой избирательной комиссии производится соответствующей территориальной избирательной комиссией.
Каждый кандидат в депутаты Законодательного Собрания вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую участковую комиссию того избирательного округа, где этот кандидат зарегистрирован.
Статья 16. Полномочия окружной избирательной комиссии
1. Окружная избирательная комиссия по выборам в Законодательное Собрание:
а) осуществляет контроль за исполнением настоящего закона на территории избирательного округа;
б) координирует деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимает по ним решения;
в) наблюдает за составлением списков избирателей;
г) регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;
д) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты;
е) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными областной избирательной комиссией на проведение выборов по избирательному округу;
ж) утверждает текст бюллетеня для голосования по избирательному округу, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими территориальных комиссий;
з) устанавливает результаты выборов по округу и передает их в областную избирательную комиссию;
и) контролирует обеспечение участковых и территориальных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
к) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом.
2. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий депутатов Законодательного Собрания.
Статья 17. Полномочия территориальной (районной, городской) избирательной комиссии.
1. Территориальная избирательная комиссия:
а) осуществляет контроль за организацией подготовки и проведения выборов депутатов на соответствующей территории;
б) координирует деятельность участковых избирательных комиссий;
в) совместно с окружной избирательной комиссией обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всех кандидатов в депутаты на соответствующей территории;
г) организует доставку выборной документации, а также бюллетеней участковым избирательным комиссиям;
д) оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках;
е) организует досрочное голосование в помещении комиссии;
ж) подводит итоги голосования на соответствующей территории и передает протокол об итогах голосования вместе с протоколами участковых комиссий в окружную избирательную комиссию;
з) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов;
и) рассматривает заявления и жалобы на действия участковых комиссий и принимает по ним решения;
к) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим законом.
2. Территориальные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий депутатов Законодательного Собрания.
Статья 18. Полномочия участковой избирательной комиссии
1. Участковая избирательная комиссия:
а) составляет список избирателей по участку;
б) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
в) оповещает население о месте нахождения и номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования;
г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим законом;
д) обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;
е) организует на своем избирательном участке досрочное голосование, а также голосование в день выборов;
ж) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и передает их в территориальную избирательную комиссию; обеспечивает передачу документации в территориальную избирательную комиссию для последующей сдачи в архивный отдел администрации муниципального образования;
з) рассматривает заявления, жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом.
2. Участковые избирательные комиссии прекращают свою деятельность по истечении месяца со дня проведения выборов.
Статья 19. Статус члена избирательной комиссии
1. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии.
2. В состав избирательной комиссии не могут входить кандидаты в депутаты Законодательного Собрания, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
3. Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
а) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
б) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
в) вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
г) вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов.
4. При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению избирательной комиссии в случаях:
а) подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
Законом Тверской области от 29 декабря 1998 г. N 42-ОЗ-2 в настоящем законе из пункта 5 статьи 19 исключен подпункт "б"
б) выбытия члена комиссии за пределы области на постоянное место жительства;
в) утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
г) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;
д) признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
е) приобретения статуса, несовместимого с членством в избирательной комиссии.
Избирательная комиссия в трехдневный срок информирует представительный орган местного самоуправления и вышестоящую избирательную комиссию об освобождении от обязанностей члена избирательной комиссии. Если представительный орган в течении трех дней не представил кандидатуру (не назначил) вместо выбывшего нового члена комиссии, соответствующее решение принимает вышестоящая избирательная комиссия.
6. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов.
7. Полномочия членов окружных избирательных комиссий с совещательным голосом в случаях, если кандидаты, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах; полномочия остальных членов избирательных комиссий с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования полных итогов выборов.
Статья 20. Гласность в деятельности избирательных комиссий
1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты в депутаты Законодательного Собрания и их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков и представители средств массовой информации.
2. Решения избирательной комиссии публикуются в печати и передаются другим средствам массовой информации.
3. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов, их биографические данные, итоги голосования по каждому кандидату и результаты выборов депутатов Законодательного Собрания.
4. В день голосования с момента начала работы участковых избирательных комиссий до окончания оформления документов об итогах голосования на избирательных участках вправе присутствовать кандидаты в депутаты, их доверенные лица, наблюдатели, направленные кандидатами в депутаты, общественными и избирательными объединениями, избирательными блоками, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации.
5. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом, общественным или избирательным объединением, избирательным блоком, чьи интересы он представляет, с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта (удостоверения личности, его заменяющего). Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется.
6. Наблюдатель вправе:
а) присутствовать при голосовании избирателей, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования;
б) знакомиться со списками избирателей;
в) обращаться в участковую избирательную комиссию с предложениями и замечаниями;
г) обжаловать действия (бездействие) участковой избирательной комиссии в территориальную избирательную комиссию.
7. Вмешательство в действия участковой избирательной комиссии не допускается. Замечания и предложения наблюдателей рассматриваются председателем участковой избирательной комиссии, а при необходимости на заседании участковой избирательной комиссии.
Статья 21. Организация деятельности избирательных комиссий
Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
При принятии решений избирательными комиссиями в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим.
Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также для нижестоящих избирательных комиссий.
Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются большинством голосов от установленного числа членов избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии.
Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов немедленно.
Решение избирательной комиссии, противоречащее законодательству либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания избирательной комиссии проводятся также по требованию не менее трети членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
Председатель, заместитель председателя, секретарь избирательной комиссии, а также по решению избирательной комиссии и другие ее члены с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов могут работать в избирательной комиссии на оплачиваемой основе. Оплата труда членов избирательной комиссии с правом решающего голоса производится в пределах выделенных избирательной комиссии бюджетных средств в порядке и размерах, определяемых областной избирательной комиссией.
Статья 22. Содействие деятельности избирательных комиссий
Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно.
Статья 23. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
Решения и действия (бездействие) областной избирательной комиссии и ее должностных лиц могут быть обжалованы в суд по месту нахождения комиссии.
Решения и действия (бездействие) окружных, территориальных, участковых избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
Жалобы (заявления), поступившие в суд, рассматриваются судом в сроки, установленные действующим законодательством.
Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в вышестоящую избирательную комиссию в ходе подготовки и проведения выборов, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы в избирательную комиссию, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления), отменив при этом решение нижестоящей избирательной комиссии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.