Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава VII. Голосование и определение результатов выборов
Статья 36. Помещение для голосования
Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования.
В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение для этих целей карандашей не допускается.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и информационные материалы обо всех баллотирующихся кандидатах. В информационных материалах о кандидате не должно содержаться агитационных призывов. Образцы заполненных избирательных бюллетеней, помещенные на стенде, не должны содержать фамилии кандидатов.
Статья 37. Избирательный бюллетень
Для голосования избиратель получает избирательный бюллетень.
Текст избирательного бюллетеня утверждается территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 20 дней до дня выборов.
Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне бюллетеня.
Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных кандидатов, даты их рождения, места работы, занимаемые должности (род занятий), места жительства кандидатов. В случае, если кандидат выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, указывается наименование избирательного объединения, избирательного блока, а также принадлежность кандидата к политической партии или иному общественному объединению, входящему в состав избирательного объединения, избирательного блока, если такая принадлежность имеет место. В бюллетене указывается также независимый статус кандидата. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
Избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению территориальной избирательной комиссии не позднее чем за 18 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от территориальной избирательной комиссии избирательные бюллетени не позднее чем за четыре дня до дня выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку, более чем на 0,5 процента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
В случае изменения места работы, занимаемой должности, партийной принадлежности, иных сведений о кандидате менее чем за 20 дней до дня выборов, в избирательном бюллетене сохраняются данные, по которым кандидат был зарегистрирован.
В случае выбытия отдельных кандидатов после изготовления бюллетеней территориальные и участковые комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о соответствующих кандидатах.
Статья 38. Порядок голосования
В день выборов голосование проводится с восьми до двадцати двух часов по местному времени.
О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.
На избирательных участках, образованных в воинских частях, лечебных учреждениях, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного частью первой настоящей статьи, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.
Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении территориальной (за 15-4 дня до выборов) или участковой (не ранее чем за три дня до выборов) избирательной комиссии, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует досрочно в помещении территориальной или участковой избирательной комиссии, то в правом верхнем углу выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов соответственно территориальной или участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью территориальной, участковой избирательной комиссии. Заполненные избирательные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной или участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью соответствующей избирательной комиссии. Территориальная избирательная комиссия передает список проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до выборов.
В случае досрочного голосования избирателя в помещении территориальной избирательной комиссии секретарь участковой избирательной комиссии, на территории которой проживает данный избиратель, делает в соответствующей строке списка избирателей запись: "досрочное" (после поступления в участковую избирательную комиссию запечатанного конверта с избирательным бюллетенем из территориальной избирательной комиссии) и расписывается.
В восемь часов в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный .участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями. При этом проверяются целостность каждого конверта, наличие на них заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них избирательные бюллетени опускаются в избирательный ящик. В случае если из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня или одного комплекта бюллетеней, предусмотренных для голосования на данном избирательном участке, все извлеченные из конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением доверенных лиц кандидатов, наблюдателей от избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов и членов участковой избирательной комиссии. Лицо, оказавшее избирателю помощь, расписывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня" с указанием своей фамилии.
Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательного бюллетеня производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого избирателя. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением кандидатов, члена избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательного бюллетеня.
В избирательном бюллетене для выборов по одномандатному избирательному округу избиратель ставит любой знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует. В избирательном бюллетене для выборов по многомандатному избирательному округу избиратель ставит любой знак в пустых квадратах напротив тех фамилий кандидатов, за которых он голосует, при этом число знаков может быть меньше числа мандатов и не должно превышать число мандатов по данному округу. Если избиратель голосует против всех кандидатов, указанных в бюллетене, то он ставит любой знак в квадрате напротив строки "Против всех кандидатов".
Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность всем избирателям участвовать в голосовании, в том числе избирателям, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечаются в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для .голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии, уполномоченный ею.
В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей напротив фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается и учитывается в сумме с неиспользованными погашенными бюллетенями. По испорченным бюллетеням составляется акт.
При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями на избирательных участках вправе находиться наблюдатели, доверенные лица кандидатов, а также представители средств массовой информации.
Статья 39. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке
По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.
Подсчет голосов избирателей организует председатель участковой избирательной комиссии, в случае его отсутствия - заместитель председателя, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии, уполномоченный ею.
Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Число этих избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках, дает удостовериться в их неповрежденности членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям и доверенным лицам и вскрывает избирательные ящики. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно - вначале переносных избирательных ящиков, затем стационарных избирательных ящиков.
Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений в письменной форме избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования.
В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии.
Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией, и недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых знак проставлен в квадратах, по числу, превышающему количество мандатов в избирательном округе либо не проставлен ни в одном из квадратов. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
Количество и причины недействительности избирательных бюллетеней отражаются в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представители средств массовой информации, которые вправе присутствовать при подсчете.
Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования.
В протокол об итогах голосования вносятся следующие данные:
а) число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;
б) число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией;
в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов;
г) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно: в территориальной избирательной комиссии; в участковой избирательной комиссии;
д) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
е) число погашенных избирательных бюллетеней;
ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
з) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
и) число действительных избирательных бюллетеней;
к) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
л) фамилии, имена и отчества, а при их совпадении иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
м) число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата;
н) число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
Протокол составляется в двух экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и подписывается всеми членами участковой избирательно комиссии с правом решающего голоса. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления протокола вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии.
Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в территориальную избирательную комиссию.
Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, передается в территориальную избирательную комиссию для последующей сдачи в архивный отдел администрации муниципального образования в течение недели после дня голосования.
Заверенная копия экземпляра протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
Статья 40. Определение результатов выборов
На основании протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных территориальная комиссия в течение двух дней со дня выборов определяет результаты выборов. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий, осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Избранным признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании при условии, что это число голосов превышает число голосов, поданных против всех кандидатов. В случае, если наибольшее число голосов, полученных кандидатом, равно числу голосов, поданных против всех кандидатов, кандидат считается избранным. При равном количестве полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.
Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках.
Территориальная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей.
Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по общему числу бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно и в день выборов.
Территориальная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
О результатах выборов территориальная избирательная комиссия составляет протокол, в который вносятся следующие данные:
а) число участковых избирательных комиссий;
б) число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен данный протокол;
в) число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;
г) число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям;
д) число избирательных бюллетеней, выданных на избирательном участке в день выборов;
е) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования;
ж) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно: в территориальной избирательной комиссии; в участковых избирательных комиссиях;
з) число погашенных избирательных бюллетеней;
и) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
к) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
л) общее число действительных избирательных бюллетеней;
м) общее число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
н) фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
о) число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата;
п) число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;
р) фамилия (фамилии), имя (имена) и отчество (отчества) избранного (избранных) кандидата (кандидатов).
К протоколу о результатах выборов в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых избирательных комиссий.
Статья 41. Повторные выборы
В одномандатных избирательных округах, в которых ни один из кандидатов не избран депутатом, и в многомандатных округах, если избранных депутатов меньше, чем число мандатов, а также в избирательных округах, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными, территориальная избирательная комиссия назначает повторные выборы. При этом в многомандатных округах избираются депутаты с учетом избранных ранее. Выдвижение и регистрация кандидатов, другие избирательные действия, связанные с проведением повторных выборов, осуществляются в порядке, установленном настоящим законом. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации. Повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня первоначальных выборов.
Статья 42. Опубликование итогов голосования и результатов выборов
Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю или наблюдателю, а также представителю средств массовой информации.
Территориальные избирательные комиссии публикуют в средствах массовой информации общие данные о результатах выборов в течение трех дней после окончания выборов. Полные данные о результатах выборов по каждому избирательному участку, избирательному округу и в целом публикуются в течение недели после окончания выборов.
Статья 43. Регистрация депутатов, должностных лиц
Территориальная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидатов, избранных депутатами, должностными лицами. Кандидаты, избранные депутатами, должностными лицами в пятидневный срок в письменной форме обязаны сообщить в территориальные избирательные комиссии о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата представительного органа, должностного лица муниципального образования.
В случае, если избранный депутат, должностное лицо не выполнит в пятидневный срок требования о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата, должностного лица, территориальная избирательная комиссия принимает соответственно следующие решения:
депутатский мандат передается следующему кандидату в депутаты, получившему наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам;
аннулирует итоги выборов должностных лиц муниципальных образований.
Если невыполнение избранным кандидатом требования настоящей статьи стало причиной признания выборов по данному избирательному округу недействительными, территориальная избирательная комиссия может отнести на счет этого кандидата соответствующую часть понесенных расходов, включая средства, выделенные территориальной избирательной комиссией этому кандидату на предвыборную агитацию.
Территориальные избирательные комиссии после официального опубликования общих итогов выборов в течение трех дней проводят регистрацию избранных депутатов, должностных лиц и выдают им удостоверения об избрании.
Статья 44. Замещение мандата депутата
В случае досрочного прекращения полномочий депутата территориальная избирательная комиссия в течение шести месяцев назначает по соответствующему избирательному округу выборы вместо выбывшего депутата. Если до окончания срока полномочий представительного органа остается год либо менее года, выборы вместо выбывшего депутата не назначаются.
Выдвижение кандидатов по избирательному округу, их регистрация и иные избирательные действия осуществляются в соответствии с настоящим законом.
Уставом муниципального образования может быть установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, территориальная избирательная комиссия в течение семи последующих дней принимает решение о регистрации депутатом кандидата, следующего по числу полученных голосов. При этом должно быть выполнено условие, что число полученных им голосов избирателей превышает число голосов, поданных "Против всех кандидатов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.