Законодательным Собранием Tверской области 18 мая 1995 года принят закон И 7 "О бюджетных и внебюджетных фондах Тверской области".
Установленные законом виды, порядок формирования бюджетных и внебюджетных фондов, порядок их использования, контроля за использованием средств фондов, отчетности о их использовании и ответственность представительных, исполнительных органов власти и органов управления фондами противоречат Бюджетному кодексу РФ, закону Тверской области И 138-03-2 от 27.02.2001 г. "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тверской области".
Статьи 143, 144 БК PФ не предусматривают формирование иных внебюджетных фондов кроме государственных. Государственным внебюджетным фондом согласна статье 13 БK РФ является фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 7 БК РФ определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управления их деятельностью отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации. Согласно п. 2 статьи 143 БК РФ правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законам в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
В связи с этим установление законам субъекта Российской Федерации принципов образования, формирования, утверждения, целевого использования внебюджетных фондов необосновано.
В связи с этим установление законом субъекта Российской Федерации принципов образования, формирования, утверждения, целевого использования внебюджетных фондов необосновано.
Кроме того, в нарушение требований Бюджетного кодекса РФ закон предусматривает возможность функционирования областных (региональных) и местных внебюджетных фондов (ст.1 Закона).
Установленные абзацем 2 статьи 3 закона цели, для которых предназначены внебюджетные фонды (финансирование комплекса мероприятий, предпринимаемых для решения социальных, экономических, экологических и общественно-значимых задач), не соответствуют целям государственных внебюджетных фондов, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ. Согласно пункту 1 статьи 143 БК РФ государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении, в случае безработицы, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Статья 144 БК РФ предусматривает только 4 государственных внебюджетных фонда Российской Федерации: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и государственный фонд занятости населения. Создание иных государственных внебюджетных фондов БК не предусмотрено. Однако, статьей 5 закона в состав внебюджетных фондов на территории Тверской области включены структурные подразделения дорожных фондов, экологических фондов, фондов финансового регулирования в отдельных отраслях народного хозяйства, иных вновь создаваемых федеральных внебюджетных фондов, а также областных внебюджетных фондов развития территорий, социальной поддержки населения, администрации области, экологический фонд, фонд развития жилищного строительства и иные фонды, имеющие собственные источники формирования, местные внебюджетные фонды.
Статьей 4 закона Тверской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тверской области", определяющей состав и правовую форму бюджетов и государственных внебюджетных фондов, предусмотрено образование в Тверской области только территориального фонда обязательного Медицинского страхования.
Пункт 6 статьи 5, предоставляющий возможность консолидации внебюджетных фондов с бюджетами и использования на возвратной основе свободных средств внебюджетных фондов противоречит пункту 4 статьи 143 БК РФ, запрещающей включение в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации средств государственных внебюджетных фондов.
Согласно части 2 статьи 149 БК Р3 обязанность по составлению отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда возложена исключительно на орган управления фондом. Вопреки этому требованию Бюджетного кодекса РФ пункт 2 статьи 8 закона устанавливает, что отчет об использовании средств внебюджетных фондов составляется исполнительным органом власти.
Статья 8 закона, регламентирующая порядок предоставления отчетности об использовании средств внебюджетных фондов противоречит статье 149 БК РФ.
Утверждение отчета об исполнении внебюджетного фонда предусмотрено частью 2 статьи 149 БК РФ в форме закона субъекта Российской Федерации, но не решения, как это установлено абзацем 2 пункта 3 статьи 8 закона.
Абзац 4 пункта 3 статьи 4 закона, устанавливающий за счет каких средств могут формироваться средства бюджетных фондов противоречит абзацу 4 статьи 4 закона Тверской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тверской области".
Объединение средств целевых бюджетных фондов в единый бюджетный залоговый фонд (абзац 10 пункта 1 статьи 4) противоречит статье 17 БК РФ, согласно которой средства целевого бюджетного фонда могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
Необоснованно абзац 2 пункта 3 статьи 4 закона предусматривает, что валютный бюджетный фонд области образуется решением представительного органа власти.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 статьи 5 Федерального закона И 184-ФЗ от 06.10.99 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" порядок образования и деятельности валютных фондов РФ и утверждение отчетов о расходовании средств этих фондов определяется законам субъекта РФ.
Из статьи 81 БК РФ следует, что в расходной части бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления на финансирование непредвиденных расходов, в том числе проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствии и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. В нарушение этой нормы Бюджетного кодекса РФ статьей 2 закона уставлена возможность создания двух резервных фондов вместо одного. Эта фонд ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и фонд непредвиденных расходов исполнительного органа власти.
Статья 9 закона в нарушение Бюджетного кодекса устанавливает виды и меры ответственности, не предусмотренные статьями 283, 289, 292 БК РФ.
С учетом изложенного, полагая, что основные концептуальные положения закона, название и его содержание не соответствуют установленным Бюджетным кодексом РФ правовым основам функционирования бюджетной системы, бюджетному устройству Российской Федерации руководствуясь ст.24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
Предлагаю:
Закон Тверской области N 7 от 18 мая 1955 года "О бюджетных и внебюджетных фондах Тверской области" признать утратившим силу.
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, в течение месяца со дня внесения проставления должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона.
О результатах рассмотрения и принятых мерах сообщите прокурору области.
И.о. прокурора области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.А. Федулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление прокуратуры Тверской области от 10 июля 2001 г. N 7-08-01 "О признании закона Тверской области "О бюджетных и внебюджетных фондах Тверской области" утратившим силу
Текст документа официально опубликован не был