06.04.99 г. вступил в действие Федеральный закон N 55-ФЗ от 30.03.99 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерацию", в связи с чем ряд положений закона Тверской области N 2 от 22.09.94 г. "О местных референдумах в Тверской области" подлежат приведению в соответствие с Законом.
Пункт 2 ст. 1 закона Тверской области определяет, что решения, принятые путем проведения референдума, могут быть отменены или изменены только посредством референдума, в то время как частью 4 ст. 61 Федерального закона для отмены решения, кроме проведения повторного референдума, предусмотрен судебный порядок его признания недействительным.
Пункт 1 ст. 2 областного закона, предусматривающий рассмотрение представительным органом местного самоуправления вопроса о проведении референдума по инициативе не менее 1/10 постоянных жителей самоуправляющейся территории, обладающих избирательным правом, противоречит п. 1 ст. 33 Федерального закона, из которого следует, что количественный состав инициативной группы по проведению референдума должен быть не менее 10 человек.
Согласно п. 2 ст. 2 закона области главе местного самоуправления предоставлено право регистрации либо отказа в регистрации заявлений граждан или группы лиц, содержащих формулировку вопроса, выносимого на референдум, о начале сбора подписей. Пунктами 2, 9, 11 ст. 33 Федерального закона обязанность регистрации либо отказа в регистрации инициативной группы возлагается на избирательную комиссию муниципального образования.
В случае, если постоянно действующая комиссия муниципального образования отсутствует, функции комиссии местного референдума до ее сформирования выполняет представительный орган местного самоуправления, в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления - избирательная комиссия субъекта Российской Федерации..
Статья 5 закона области необоснованно обязывает представительный орган местного самоуправления утверждать своим решением формулировку вопроса, выносимого на местный референдум. Из п. 7 ст. 33 Федерального закона усматривается, что орган местного самоуправления, уполномоченный законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принять решение о назначений референдума, обязан лишь проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям ст. 13 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона ограничено право на участие в референдуме гражданам, признанным судом недееспособными или содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда. В связи с этим из статьи 6 областного закона следует исключить слова "психически больным гражданам".
Установленные ст. 10 закона Тверской области сроки опубликования в средствах массовой информации формулировки вопросов, выносимых на референдум, не соответствуют срокам, установленным на указанное мероприятие п. 1 ст. 12 и п. 5 ст. 16 Федерального закона. Решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия, но не менее чем за 45 дней до дня голосования.
В соответствии с п. 1 ст. 12 закона области избирательные участки референдума образуются не позднее, чем за 55 дней до проведения референдума, хотя п. 2 ст. 20 Федерального закона этот срок ограничен 30 днями.
Пункт 3 ст. 13 областного закона предусматривает, что составление списков участников референдума должно быть завершено не позднее 30 дней до проведения референдума. Эта норма противоречит п. 11 ст. 18 Федерального закона, согласно которому территориальные комиссии референдума передают по акту участковым комиссиям списки участников референдума конкретного участка не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
Пунктом 6 ст. 13 закона области неправомерно установлен трехдневный срок рассмотрения заявления гражданина о невключении его в список участников референдума. Участковая комиссия референдума обязана проверить подобные заявления в течение 24 часов (п. 14 ст. 18 Федерального закона).
Положения ст. 14 областного закона, предусматривающие утверждение председателя комиссии референдума постановлением главы местного самоуправления, не соответствуют п. 3 ст. 27 Федерального закона, которым установлено, что председатель комиссии избирается тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов комиссии референдума.
Из пункта 2 ст. 15 закона Тверской области следует, что участковые комиссии по проведению референдума формируются не позднее чем за 45 дней до проведения референдума. Из п. 7 ст. 23 федерального закона вытекает, что формирование участковой избирательной комиссии референдума осуществляется не позднее трех дней после образования участка референдума (т.е. с учетом п. 2 ст. 20 ФЗ не позднее, чем за 27 дней до проведения референдума).
Пункт 1 ст. 53 Федерального закона предоставляет возможность участнику референдума проголосовать досрочно в помещении территориальной комиссии за 15-4 дня до дня голосования или участковой комиссии не ранее чем за 3 дня до дня голосования. С учетом этих сроков проведения досрочного голосования и изготовления бюллетеней для голосования на референдуме, установленные п. 4 ст. 21 и п. 7 ст. 22 областного закона, надлежит привести в соответствие с федеральным законом.
Пункт 4 ст. 21 закона области, определяющий сроки получения участковыми комиссиями бюллетеней от территориальных комиссий (не позднее чем за 3 дня до референдума) и количество бюллетеней, передаваемых участковой комиссии (не должно превышать число участников референдума, зарегистрированных по участку более чем на один процент), не соответствует п.п. 13, 14 ст. 51 Федерального закона, обязывающими территориальные комиссии передавать бюллетени для голосования на референдуме в участковые комиссии не позднее чем за 4 дня до дня голосования, при этом число передаваемых бюллетеней не может превышать число избирателей более чем на 0,5 процента.
Пункт 5 ст. 23 областного закона, предусматривающий составление протоколов участковой комиссии об итогах голосования на референдуме в 2-х экземплярах, противоречит ст. 57 Федерального закона, согласно которой указанные протоколы составляются в 3-х экземплярах.
Положения п. 16 ст. 33, ст. 39, ст. 41, п. 20 ст. 47, п. 5 ст. 54, п. 8 ст. 58 Федерального закона, регулирующие порядок реализации инициативы проведения референдума, создания и расходования средств фондов для участия в референдуме, голосования участников референдума вне помещения для голосования, определения результатов референдумов, условия доступа инициативных групп по проведению референдума к средствам массовой информации, обязывают субъект Российской Федерации в законе - определять количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума (при этом максимальное их количество не может превышать 5 % от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме);
- устанавливать порядок предоставления эфирного времени и выделения печатной площади инициативным группам по проведению референдума организациями, осуществляющей теле- или радиовещание, редакциями периодических печатных изданий, учредителями (соучредителями) которых является муниципальные органы, организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении референдумов, за счет средств, выделенных органами местного самоуправления;
- определять порядок формирования и расходования средств фондов для участия в референдуме;
- устанавливать предельное время для приема участковыми комиссиями референдума заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования (не не позднее чем за 4 часа до истечения срока голосования);
- определять сроки, в течение которых подлежат хранению документы комиссий референдума.
Эти нормы закон области не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
Предлагаю:
Пункт 2 ст. 1, п.п. 1,2 ст. 2, ст. 5, 10, п. 1 ст. 12, п. З ст. 13, п. 6 ст. 13, ст. 14, п. 2 ст. 15, п. 4 ст. 21, п. 7 ст. 22, п. 5 ст. 23 закона Тверской области "О местных референдумах в Тверской области" привести в соответствие с действующим законодательством.
Из ст. 6 закона исключить слова "психически больным гражданам".
Дополнить областной закон нормами, указанными в п. 16 ст. 33, ст. 39, ст. 41, п. 20 ст. 47, п. 5 ст. 54, п. 3 ст. 53 Федерального закона.
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона.
О результатах рассмотрения и принятых мерах сообщите прокурору области в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса |
А.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление прокуратуры Тверской области от 18 апреля 2001 г. N 7-08-01 "О приведении закона Tверской области "О местных референдумах в Тверской области" в соответствие с действующим законодательством
Текст документа официально опубликован не был