Заявление прокуратуры Тверской области
от 29 октября 2001 г. N 8-11-2001
(в порядке статьи 41 ГПК PСФСР, пункта 3 статьи 22
Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации)
06.04.99 г. вступил в действие Федеральный закон N 55-ФЗ от 30.03.99 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в связи с чем ряд положений закона Тверской области N 19 от 21.03.96 г. "Об областном референдуме" противоречат Федеральному Закону.
Согласно п.п.3, 4 ст.1 закона Тверской области по решению Законодательного Собрания области вопрос, отнесенный к ведению области, может быть вынесен на консультативный референдум, результаты которого имеют значение рекомендации. На консультативный референдум могут быть вынесены также вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации. Результаты такого референдума доводится до ведения федеральных органов. Эти нормы противоречат Федеральному закону. Статьей 2 Федерального закона определены виды референдума: референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум. Понятия консультативный референдум федеральный закон не содержит. В соответствие с п.1 ст.61 Федерального закона решение, принятое на референдуме в Российской Федерации, является общеобязательным. Пункт 4 ст.13 Федерального закона содержит запрет на вынесение на референдум субъекта Российской Федерации вопросов, находящихся в ведении Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.33 Федерального закона предусмотрено, что каждый избиратель или группа избирателей, имеющие право на участие в референдуме, а равно общественное объединение могут образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек. С учетом этого, количественный состав инициативной группы по проведению референдума, установленный п.1 ст.4 (не менее одного процента граждан, имеющих право на участие н областном референдуме) и п.1 ст.6 (не менее 50 человек) областного закона не соответствует Федеральному закону.
Пунктом 4 ст.6 закона области определен двухнедельный срок для принятия решения областной избирательной комиссией о регистрации инициативной группы. Из п.9 ст.33 Федерального закона усматривается, что решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации принимается в пятнадцатидневный срок по истечении 45 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации и приложенных к нему документов.
Согласно п.22 ст. 33 Федерального закона областная комиссия референдума в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и экземпляра итогового протокола инициативной группы направляет указанные документы и копию своего постановления о соответствии порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям закона в орган государственной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим, установленные п.2 ст.9 областного закона срок и порядок оформления областной избирательной комиссией результатов проверки соблюдения закона при сборе подписей инициативными группами, не соответствуют Федеральному закону.
Из пункта 4 ст.12 закона Тверской области следует что участковые комиссии областного референдума формируются не позднее чем за 45 дней до проведения референдума. Из п.7 ст.23 Федерального закона вытекает, что формирование участковой избирательной комиссии референдума осуществляется не позднее трех дней после образования участка референдума (т.е. с учетом п.2 ст.20 ФЗ не позднее, чем за 27 дней до проведения референдума).
В соответствии с п.2 ст.14 областного закона полномочия участковых комиссий прекращаются после истечения месяца со дня проведения референдума. В то время как пунктом 13 ст.23 Федерального закона этот срок ограничен 10 днями со дня официального опубликования результатов референдума.
Пункт 5 ст.18 закона области, предписывающий территориальной комиссии опубликовать в местной печати перечень участков областного референдума с указанием их границ, адресов участковых комиссий не позднее чем за 40 дней до дня проведения областного референдума противоречит п.7 ст.20 Федерального закона, согласно которому списки участков референдума должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосования на референдуме субъекта Российской Федерации.
Порядок составления списков участников референдума, установленный п.1 и п.6 ст.19 областного закона, не соответствует порядку, определенному Федеральным законом. Формирование и уточнение сведений об участниках референдума осуществляются уполномоченным органом или должностным лицом местного самоуправления. Указанные сведения направляются и территориальные комиссии референдума. Соответствующая территориальная комиссия референдума передает по акту участковым комиссиям референдума списки участников референдума конкретного участка референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Список участников референдума представляется участковой комиссией референдума для ознакомления участников референдума и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования (п.п.7, 11, 13 ст. 18 Федерального закона).
В соответствии с п.5 ст.26 закона области областная избирательная комиссия утверждает форму и текст бюллетеня для голосования не позднее 30 дней до дня проведения областного референдума. Согласно п.3 ст.51 Федерального закона указанные действия комиссия референдума обязана выполнить не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
Пункт 2 ст.31 областного закона, предусматривающий составление протоколов участковой комиссии об итогах голосования на референдуме в 2-х экземплярах, противоречит ст.57 Федерального закона, согласно которой указанные протоколы составляются в 3-х экземплярах.
Статья 34 закона Тверской области определяет, что изменение либо отмена решения, принятого областным референдумом, проводятся только областным референдумом. Частью 4 ст.61 Федерального закона для отмены решения, кроме проведения повторного референдума, предусмотрен судебный порядок его признания недействительным.
Прокуратурой области 05.06.01 г. в Законодательное Собрание Тверской области направлено представление с предложением привести в соответствие с Федеральным Законом отдельных положений закона области.
Постановлением Законодательного Собрания Тверской области N 782-П-2 от 28.06.01 г. представление удовлетворено. Комитету по государственному устройству и местному самоуправлению поручено подготовить проект закона Тверской области "О референдумах в Тверской области".
Однако до настоящего времени изменения не внесены и незаконные нормы закона Тверской области "Об областном референдуме" продолжают действовать.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.41 ГПК PСФСР, пунктом 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прошу:
1. Признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу п.п.3, 4 ст.1, п.1 ст.4,п.п.1, 4 ст.6, п.2 ст.9, п.4 ст.12, п.2 ст.14, п.5 ст.18,п.п.1, 6 ст.19, п.5 ст.26, п.2 ст.31, ст.34 закона Тверской области "Об областном референдуме".
2. В судебное заседание вызвать представителя Законодательного Собрания Тверской области.
Первый заместитель прокурора области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.А. Федулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заявление прокуратуры Тверской области от 29 октября 2001 г. N 8-11-2001 "О признании недействующими п.3, 4 ст.1, п.1 ст.4, п.п.1, 4 ст.6, п.2 ст.9, п.4 ст.12, п.2 ст.14. п.5 ст.18. п.п.1, 6 ст.19, п.5 ст.26, п.2 ст.31, ст.34 закона Тверской области "Об областном референдуме"
Текст документа официально опубликован не был