Принят Законодательным Собранием
Тверской области 20 июля 1995 года
Общие положения (ст.ст. 1 - 9)
Организация лесного хозяйства (ст.ст. 10 - 19)
Пользование лесным фондом (ст.ст. 20 - 44)
Воспроизводство и повышение продуктивности лесов (ст.ст. 45 - 48)
Охрана и защита лесов (ст.ст. 49 - 55)
Плата за пользование лесным фондом (ст.ст. 56 - 61)
Лесоустройство, государственный учет лесного фонда, (ст.ст. 62 - 65)
государственный лесной кадастр и лесной мониторинг
Ответственность за нарушение лесного законодательства (ст.ст. 66 - 70)
Лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.
Настоящий закон регулирует отношения, возникающие при пользовании лесным фондом Тверской области (далее - лесные отношения), в целях создания условий рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
Общие положения
Статья 1. Лесное законодательство
Лесные отношения Тверской области регулируются Конституцией Российской Федерации, Основами лесного законодательства Российской Федерации, иными законодательными актами Российской Федерации, настоящим законом, другими правовыми актами органов государственной власти Тверской области и решениями органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.
Настоящий закон действует на всей территории Тверской области.
Отношения при пользовании лесным фондом Тверской области, связанные с использованием и охраной вод, недр, растительного (за исключением лесов) и животного мира, атмосферного воздуха, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Лесной фонд Тверской области
Все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли на территории Тверской области образуют лесной фонд Тверской области, являются федеральной собственностью и входят составной частью в лесной фонд Российской Федерации.
В состав земель лесного фонда входят:
лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом вырубки, гари, редины, прогалины и другие);
нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки, пашни, сенокосы, и другие).
В лесной фонд не входят:
защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;
защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов;
озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам в составе лесного фонда;
деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.
Использование насаждений, не входящих в лесной фонд, уход за ними, их охрана регулируются законодательством РФ и области.
Владение, распоряжение и пользование лесным фондом области осуществляются как в интересах населения, проживающего в области, так и в интересах всех народов Российской Федерации.
Статья 3. Компетенция Законодательного Собрания Тверской области в сфере регулирования лесных отношений
Ведению Законодательного Собрания области в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1. Участие в разработке совместно с РФ республиканских (региональных) программ по развитию лесного хозяйства.
2. Участие в разработке и совершенствовании лесного законодательства РФ и принятие нормативных правовых актов области.
3. Утверждение по предложению администрации области минимальных ставок лесных податей и арендной платы.
4. Утверждение порядка проведения лесных торгов и конкурсов.
Статья 4. Компетенция администрации области в сфере регулирования лесных отношений
Ведению администрации области в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1. Участие в разработке совместно с Российской Федерацией республиканских (региональных) программ по развитию лесного хозяйства, по рациональному использованию лесного фонда, повышению его продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения.
2. Распоряжение совместно с Российской Федерацией лесным фондом области.
3. Организация ведения государственного кадастра, мониторинга, государственного учета лесного фонда.
4. Установление по согласованию с органами местного самоуправления принципов определения лесных податей и арендной платы.
5. Определение и пересмотр по согласованию с Тверским управлением лесами минимальных размеров лесных податей и арендной платы и представление на утверждение Законодательному Собранию.
6. Принятие решений по выделению особо охраняемых природных территорий по представлению государственных органов лесного хозяйства области, согласованных с государственными органами охраны окружающей природной среды и владельцами лесного фонда.
7. Принятие совместно с владельцами лесного фонда решений о передаче лесного фонда в долгосрочное пользование (аренду), связанное с ведением лесного хозяйства (заготовка древесины объемом более 150 тыс. куб.).
8. Установление правового режима владения, пользования, распоряжения лесным фондом области, утверждение правил, положений, порядка по ведению лесного хозяйства и лесопользованию в пределах компетенции области, определенной законодательством РФ.
9. Рассмотрение и согласование расчетной лесосеки в лесном фонде области.
10. Утверждение по районам лимитов лесосечного фонда в пределах расчетной лесосеки в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждаемыми правительством РФ.
11. Участие в финансировании научно-исследовательских работ по лесному хозяйству, ведению лесного мониторинга, охране лесов от пожаров.
12. Осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов.
13. Принятие решений об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности физических и юридических лиц, вредно воздействующих на леса.
14. Обеспечение проведения мероприятий по охране и защите лесов от пожаров, вредителей и болезней.
15. Организация экологического воспитания, образования и просвещения на территории области.
16. Обеспечение населения необходимой информацией по вопросам охраны и защиты лесов.
17. Регулирование лесных отношений по другим вопросам в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами области.
Статья 5. Компетенция органов местного самоуправления
Ведению органов местного самоуправления в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1. Участие в разработке федеральных и региональных программ развития лесного хозяйства.
2. Принятие решений по распоряжению лесными насаждениями, не входящими в лесной фонд, с учетом прав собственников земельных участков на растительность, находящуюся в их границах.
3. Распределение утвержденного лимита лесосечного фонда по лесопользователям в соответствии с рекомендациями Тверского управления лесами.
4. Установление конкретных ставок и размеров лесных податей, размеров арендной платы, не ниже установленных органами государственной власти области минимальных размеров, и предоставление льгот по платежам отдельным категориям лесопользователей, а также определение форм внесения лесных податей и арендной платы.
5. Взимание и распределение поступающих в рай(гор)бюджет лесных податей и арендной платы в соответствии с областным законодательством.
6. Принятие совместно с владельцами лесного фонда решений о передаче в краткосрочное и долгосрочное пользование (аренду) участков лесного фонда, связанное с ведением лесного хозяйства (заготовка древесины объемом до 150 тыс. куб., побочные пользования, заготовка второстепенных лесных материалов, пользование для нужд охотничьего хозяйства, пользование для культурно-оздоровительных, спортивных и туристических целей).
7. Регистрация договоров аренды лесного фонда, заключенных согласно принятым решениям и выданным лицензиям.
8. Проведение государственного учета лесного фонда, организация ведения лесного мониторинга, государственного лесного кадастра.
9. Организация выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней леса.
10. Осуществление совместно со специально уполномоченными государственными органами управления лесным хозяйством, органами охраны окружающей среды, в соответствии с их компетенцией, контроля в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
11. Определение формы выбора лесопользователя (прямые переговоры, лесные торги, конкурсы).
12. Организация и проведение, с участием местных подразделений государственных органов управления лесным хозяйством, лесных торгов и конкурсов по предоставлению участков лесного фонда в пользование, связанное с ведением лесного хозяйства.
13. Ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке.
14. Регулирование пользования недревесными лесными ресурсами, побочными пользованиями, использования лесных угодий для нужд охотничьего хозяйства, в научно-исследовательских целях, в рекреационных целях в соответствии с правилами , утвержденными администрацией области.
Статья 6. Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов области
Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории области осуществляется администрацией области и специально уполномоченными государственными органами управления лесным хозяйством - Тверским управлением лесами и его подразделениями на местах (лесхозами).
Тверское управление лесами осуществляет свои функции в соответствии с утвержденным Положением об управлении лесами Тверской области.
Тверское управление лесами и его подведомственные подразделения не могут осуществлять заготовку древесины в порядке рубок главного пользования лесом и вести ее переработку.
Статья 7. Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов
Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов имеет своей задачей обеспечение соблюдения всеми владельцами и лесопользователями установленного порядка пользования лесным фондом в соответствии с лесным законодательством.
Государственный контроль осуществляется администрацией области, Тверским управлением лесами и его органами на местах, государственными органами охраны окружающей природной среды в пределах их компетенции.
Статья 8. Владение лесным фондом
Лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедника.
Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.
Статья 9. Функции владельцев лесного фонда
В функции владельцев лесного фонда по управлению лесным хозяйством входят:
1) учет лесного фонда;
2) предоставление участков лесного фонда в краткосрочное и долгосрочное пользование на основании совместных с органами местного самоуправления решений по согласованию с соответствующим органом охраны окружающей природной среды;
3) ежегодный отвод лесосек, размещение распределенного лимита лесосечного фонда с соблюдением лесоводственных требований, выписка и выдача лесорубочных билетов (ордеров), а в лесах колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, исходя из их особенностей, лесорубочные билеты (ордера) выдаются органом (организацией), ведущим лесное хозяйство;
4) обеспечение использования по целевому назначению земель лесного фонда, повышения их плодородия и охраны;
5) воспроизводство и повышение продуктивности лесов, уход за ними, организация рационального пользования лесным фондом;
6) проведение рубок промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих работ;
7) противопожарное и санитарное обустройство территории лесного фонда, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил пожарной безопасности в лесах, профилактика и своевременное обнаружение, тушение лесных пожаров, защита от вредителей и болезней леса, борьба с ними;
8) своевременное проведение лесоустройства один раз в 10 лет;
9) контроль за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечение нарушений норм и правил пользования лесным фондом, а также производства в лесном фонде работ, не связанных с лесопользованием, незаконных порубок, уничтожения и повреждения деревьев и кустарников, молодняков и лесных культур, загрязнения леса химическими, радиоактивными веществами, сточными водами, коммунально-бытовыми отходами и отбросами и прочих нарушений законодательства;
10) привлечение в соответствии с решениями органов местного самоуправления для ликвидации лесных пожаров специализированных служб, лесопользователей и населения;
11) согласование с государственными органами охраны окружающей природной среды допустимой численности диких животных в лесном фонде и норм их отстрела;
12) ведение охотничьего хозяйства при наличии специальных структур.
Владельцы лесного фонда согласовывают с Тверским управлением лесами:
а) составляемые по материалам лесоустройства проекты организации ведения лесного хозяйства (лесоустроительные проекты);
б) размер лесопользования (расчетные лесосеки), исчисленные очередным лесоустройством;
в) отнесение лесов к группам леса, категориям защитности или внесение изменений в это распределение;
г) программы осуществления лесохозяйственных мероприятий при передаче участков лесного фонда в аренду, связанную с ведением лесного хозяйства и лесопользованием.
Указанные в данном пункте материалы предварительно согласовываются с государственными органами управления лесным хозяйством на местах.
Организация лесного хозяйства
Статья 10. Основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства
Владельцы лесного фонда, а также юридические и физические лица, ведущие лесное хозяйство, при осуществлении лесных пользований должны обеспечивать:
сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека;
непрерывное, неистощительное и рациональное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине и другой лесной продукции;
воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, сбережение, охрану и защиту лесов;
рациональное использование земель лесного фонда;
повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта;
сохранение биологического разнообразия объектов историко культурного и природного наследия.
Статья 11. Отнесение лесного фонда к группам и категориям защитности
В соответствии с народнохозяйственным и экологическим значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми функциями леса Тверской области относятся к первой и второй группам лесов, а леса первой группы к следующим категориям защитности:
заповедные лесные участки;
городские леса;
леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;
леса первой, второй и третьей зон округов санитарной охраны курортов;
лесопарковая часть зеленых зон;
запретные полосы лесов по берегам рек, озер, других водных объектов;
запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
защитные полосы лесов вдоль железных и автомобильных дорог;
лесохозяйственная часть зеленых зон.
Статья 12. Лесопользование в насаждениях, не входящих в лесной фонд
В защитных лесных насаждениях и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, могут поводиться рубки ухода, санитарные и прочие рубки.
Проведение всех видов рубок, кроме расчистки залесенных сельскохозяйственных угодий, независимо от форм собственности на защитные лесные насаждения и другую древесно-кустарниковую растительность, не входящую в лесной фонд, должно осуществляться на основании разрешения органов местного самоуправления по согласованию с государственными органами управления лесным хозяйством на местах.
Отвод данных земель для государственных и общественных нужд, связанных с рубкой насаждений, производится по разрешению органов местного самоуправления по согласованию с государственными органами лесного хозяйства, органами охраны окружающей природной среды, другими заинтересованными организациями.
При проведении работ в лесном фонде колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований по расчистке залесенных сельскохозяйственных угодий (расширение полей севооборота, сельскохозяйственная мелиорация, расчистка сенокосов, пастбищ) выписка лесорубочных билетов производится органами, ведущими лесное хозяйство на данной территории, при наличии утвержденных органами местного самоуправления планов внутрихозяйственного землеустройства.
На все виды пользований и рубок в насаждениях, не входящих в лесной фонд и не входящих в сферу деятельности государственного органа ведения лесного хозяйства или межхозяйственного лесхоза, выписку лесорубочных билетов осуществляют государственные органы лесного хозяйства на местах.
Администрация района (города) организует учет насаждений через архитектурные отделы или администрации сельских округов. Охрана и уход за этими насаждениями осуществляются через специализированные предприятия в системе управления города, района.
Контроль за проведением рубок в защитных насаждениях и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, возлагается на администрации городов и районов, государственные органы управления лесным хозяйством и государственные органы охраны окружающей природной среды.
Статья 13. Порядок отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защитности и выделение особо защитных участков леса
Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также выделение особо защитных участков леса производится, исходя из природоохранных, экологических и социальных функций лесов и их местоположения.
Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также их перевод из одной группы лесов или категории защитности в другую производится на основании материалов лесоустройства или по ходатайству владельцев лесного фонда, заинтересованных государственных, общественных и других организаций.
Материалы и обоснования об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также их переводе из одной группы лесов или категории защитности в другую согласовываются с администрацией района, владельцем лесного фонда, местными государственными органами управления лесным хозяйством и охраны окружающей природной среды и представляются Тверскому управлению лесами.
Областное управление лесами рассматривает ходатайство, при его обоснованности согласовывает с администрацией области, областным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов и направляет в Федеральную службу лесного хозяйства России.
Решение об отнесении лесного фонда к группам и категориям защитности, а также перевод их из одной группы лесов или категории защитности в другую оформляется Федеральной службой лесного хозяйства России в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Отнесение лесов к защитным полосам вдоль железных дорог, автомобильных дорог федерального, областного значения, к городским лесам и лесопаркам, запретным полосам по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, если это отнесение не связано с переводом лесов из одной группы в другую, производится решением администрации области по представлению областного управления лесами, по согласованию с владельцами лесного фонда и государственными органами охраны окружающей природной среды.
В лесах могут быть выделены особо защитные участки леса с ограниченным режимом пользования лесным фондом: опушки леса шириной 100 м, примыкающие к железным и автомобильным дорогам; участки леса в радиусе 1 км вокруг детских лагерей отдыха, домов отдыха, пансионатов, других оздоровительных и лечебных учреждений; вокруг специальных объектов, садоводческих товариществ, населенных пунктов; участки леса вокруг глухариных токов и бобровых поселений; заказники, насаждения-эталоны, памятники природы, участки опытно-производственных работ и другие.
Решение по выделению особо защитных участков лесного фонда принимается администрацией области по представлению государственного органа управления лесным хозяйством, согласованному с государственными органами охраны окружающей природной среды, органами местного самоуправления и владельцами лесного фонда.
В них, в зависимости от назначения этих территорий, администрацией области устанавливается ограниченный режим лесопользования.
Статья 14. Порядок установления возрастов и оборотов рубок леса
Обоснование возрастов и оборотов рубок леса производится при лесоустройстве или специальными научными исследованиями.
Установление возрастов и оборотов рубок леса осуществляется Федеральной службой лесного хозяйства России по согласованию с Тверским управлением лесами.
Статья 15. Расчетная лесосека и порядок ее утверждения
Расчетная лесосека по рубкам главного пользования рассчитывается при лесоустройстве по каждому лесхозу, колхозу, совхозу, другому сельскохозяйственному формированию, раздельно по хозяйствам, в пределах групп лесов, отдельно в пределах районов, исходя из принципов непрерывности и неистощительности пользования лесным фондом.
Рекомендуемые лесоустройством к утверждению расчетные лесосеки, независимо от ведомственной подчиненности владельцев лесного фонда, рассматриваются Тверским управлением лесами с участием заинтересованных организаций. Протокол рассмотрения расчетной лесосеки согласовывается с администрацией области, областным комитетом охраны окружающей природной среды и утверждается Тверским управлением лесами.
По лесному фонду, находящемуся во владении государственных органов управления лесами, протоколы рассмотрения расчетных лесосек, вместе с материалами по определению и обоснованию размера рубок главного пользования лесом, согласованные с администрацией области и областным комитетом охраны окружающей природной среды, направляются для утверждения в Федеральную службу лесного хозяйства России.
Расчетная лесосека вводится в действие с 1 января года, следующего за годом окончания лесоустройства, соответственно приказом Федеральной службы лесного хозяйства России или утвержденным Управлением лесами протоколом рассмотрения расчетной лесосеки.
Внесение обоснованных изменений и корректив в размеры расчетных лесосек ранее срока проведения очередного лесоустройства производится в том же порядке.
Данный порядок рассмотрения и утверждения расчетных лесосек устанавливается для всех лесов области, независимо от ведомственной принадлежности лесного фонда.
Статья 16. Порядок перевода лесных земель в нелесные и изъятия земель лесного фонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований
Изъятие земель лесного фонда для государственных и общественных нужд и перевод их из лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производится в порядке, установленном Правительством РФ:
изъятие лесных земель в лесах первой группы под указанные цели осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации по согласованию с администрацией области и государственным органом охраны окружающей природной среды. В лесах первой группы области, отнесенной к многолесным районам, при расширении площади лесных поселков, с проживанием в них работников лесных отраслей, для строительства жилья, перевод из лесных в нелесные земли производится на основании решения администрации района по согласованию с Тверским управлением лесами и областным комитетом охраны окружающей природной среды;
перевод лесных земель в нелесные в лесах второй группы и изъятие нелесных земель в лесах первой группы для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производится на основании решения администрации области.
При изъятии земель лесного фонда для других видов пользований, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, одновременно принимаются решения администрации района о сохранении или вырубке древесины, о порядке ее использования, о возмещении потерь или убытков лесохозяйственного производства.
Земля под разработку полезных ископаемых открытым способом и добычу торфа отводится в установленном порядке по согласованию с органами государственного горного надзора после приведения ранее предоставленных земельных участков в состояние, пригодное для хозяйственного использования и возвращения их прежним владельцам.
Юридические лица и граждане, заинтересованные в получении участков лесного фонда, обращаются с заявлением в администрацию района. При достаточной обоснованности заявления, по поручению администрации района, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству осуществляют подготовку землеустроительного дела.
Постановление администрации района вместе с землеустроительным делом направляется в администрацию области.
Администрация области в соответствии со своей компетенцией принимает окончательное решение о передаче земельных участков или направляет землеустроительное дело со своим решением Правительству Российской Федерации.
Разрешительные документы на право пользования землями лесного фонда выдаются только после получения соответствующего разрешения администрации области или Правительства РФ, внесения лесопользователем платы за пользование землями лесного фонда и возмещения потерь лесохозяйственного производства.
Конкретный размер платы за пользование землями лесного фонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, устанавливается органами местного самоуправления на основании кадастровой оценки изымаемых участков и направляется в бюджет района (города). По решению органа местного самоуправления часть платы направляется владельцу лесного фонда на восстановление участков лесного фонда взамен утраченных.
Статья 17. Порядок перевода лесных земель в нелесные в целях, связанных с ведением лесного хозяйства
Перевод лесных земель в нелесные для использования в целях, связанных с ведением лесного хозяйства, в лесах всех групп осуществляется с разрешения областного управления лесами.
Владелец лесного фонда обращается с ходатайством о согласовании места расположения объекта в администрацию города (района). Согласованные материалы направляются в Управление лесами. Решение на перевод лесных земель в нелесные в целях, связанных с ведением лесного хозяйства, оформляется приказом Управления лесами.
Статья 18. Порядок согласования проектов и мест строительства объектов, производства в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства
Определение мест строительства предприятий, сооружений и других объектов, а также проекты строительства этих объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, должно производиться на основе положительного заключения государственной экологической экспертизы при условии согласования с Управлением лесами и его подразделениями на местах.
Места и проекты строительства объектов и производство работ в лесах, не связанных с ведением лесного хозяйства, согласовываются с администрацией области.
Статья 19. Условия ввода в эксплуатацию объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов
Запрещается размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, транспортных путей, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими вредное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, не прошедших экологической экспертизы.
Пользование лесным фондом
Статья 20. Лесопользователи
Лесопользователями могут быть юридические лица, в том числе иностранные, и физические лица, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом в соответствии с действующим законодательством РФ и области.
Статья 21. Виды пользования лесным фондом
В лесном фонде области, при соблюдении предусмотренных законодательством требований и условий, могут осуществляться следующие виды лесных пользований:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы и другой продукции;
3) заготовка второстепенных лесных материалов (пней, коры, луба, бересты, сосновой и еловой лапки, веточного корма и другие);
4) побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, подстилки, камыша и другие виды побочных лесных пользований);
5) пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства;
6) пользование лесным фондом в научно-исследовательских целях;
7) пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.
Статья 22. Сроки пользования лесным фондом
Участки лесного фонда могут предоставляться в краткосрочное пользование на срок до одного или долгосрочное пользование (аренду) на срок до 50 лет. До истечения установленного срока долгосрочного пользования участком лесного фонда он может быть продлен по инициативе пользователя в установленном порядке.
Статья 23. Порядок предоставления участков лесного фонда в пользование
Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов. Форма выбора лесопользователя определяется органами местного самоуправления.
Лесные торги и конкурсы организует и проводит районная (городская) администрация с участием государственного органа управления лесным хозяйством - лесхоза.
Передача участков лесного фонда в пользование должна осуществляться гласно с учетом защиты интересов местного населения.
Преимущественное право на пользование лесным фондом предоставляется лесозаготовительным предприятиям, длительное время работающим на данной территории и имеющим производственные мощности по заготовке и переработке древесины.
Предельные размеры участков лесного фонда, предоставляемых в краткосрочное пользование, устанавливаются администрацией районов (городов) в результате прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов с учетом производственных мощностей лесопользователей в пределах утвержденной ежегодной расчетной лесосеки.
Предельные размеры участков лесного фонда, предоставляемых в долгосрочное пользование (аренду) сроком от 1 года до 50 лет, устанавливаются в каждом конкретном случае при рассмотрении документов заявителя в соответствии с положением об аренде участков лесного фонда в Тверской области.
Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании разрешительных документов: лицензии, договора аренды, лесорубочного билета (ордера), лесного билета.
Лицензия является документом строгой отчетности, удостоверяющим право лесопользователя на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду).
Для получения лицензии заявитель представляет владельцу лесного фонда следующие документы: заявку с краткой юридической, экономической, технической, квалификационной характеристиками арендатора, справку о финансовом обеспечении, обязательство об уплате всех расходов по подготовке и оформлению лицензии и договора.
Владелец лесного фонда в течение месяца рассматривает заявку и готовит лицензию, которая утверждается решением органа местного самоуправления.
На основании лицензии владельцем лесного фонда и заявителем составляется договор на аренду участков лесного фонда.
При заключении договора аренды на срок более пяти лет заявитель должен представить владельцу лесного фонда проект организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемом участке, который им заказывается в лесоустроительном предприятии, согласовывается с Управлением лесами и утверждается администрацией области.
Арендатор вправе приступить к осуществлению лесных пользований со дня подписания договора, а при заготовке древесины, живицы, второстепенных лесных материалов и осуществлении побочных пользований только после получения лесорубочного билета (ордера) или лесного билета в дополнение к договору.
При краткосрочном пользовании лесным фондом для осуществления лесных пользований разрешительным документом для лесопользования является лесорубочный билет (ордер) или лесной билет.
Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет удостоверяют право их владельца осуществлять только установленный в них вид пользования лесным фондом. При долгосрочном пользовании (аренде) лесорубочный билет (ордер) и лесной билет выдаются лесопользователю (владельцу лицензии) ежегодно на осуществление разрешенного вида пользования в конкретных объемах и месте работ.
Оформление лицензии и договора аренды в лесном фонде колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований осуществляется при технической помощи органа, ведущего лесное хозяйство в этих лесах.
Статья 24. Аренда участков лесного фонда
Предоставление участков лесного фонда в долгосрочное пользование производится в форме аренды на основании совместного решения органов местного самоуправления и владельцев лесного фонда.
Передача участков лесного фонда в аренду на основании лицензии производится лесхозами, а в лесах, находящихся во владении колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, владельцами этого лесного фонда при технической помощи органа, ведущего лесное хозяйство.
Субаренда участков лесного фонда запрещается.
Арендатор, осуществляющий заготовку древесины, имеет право на проведение всех видов рубок леса по главному и промежуточному пользованию. При этом арендатор обязан выполнять лесовосстановительные мероприятия.
Передача участков лесного фонда в аренду осуществляется в соответствии с положением об аренде участков лесного фонда в Тверской области.
Статья 25. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет
Лесорубочный билет является документом, дающим право его владельцу на проведение заготовки и вывозки из леса древесины, живицы и второстепенных лесных материалов только в том месте, в том количестве и в те сроки, которые указаны в лесорубочном билете.
Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет выдаются лесхозом или межхозяйственным лесхозом, ведущими лесное хозяйство в лесном фонде сельскохозяйственных формирований по заключенным договорам. Лесной билет может быть выдан лесничеством, если оно является юридическим лицом.
Ордер на мелкий отпуск древесины на корню выдается лесничеством на основании выписанного на лесничество лесорубочного билета. Он также дает право лесопользователю на заготовку и вывозку из леса древесины, живицы и второстепенных лесных материалов.
Лесной билет является документом, дающим право его владельцу на побочные пользования в лесном фонде.
Передача прав по лесорубочному билету (ордеру) или лесному билету от одного лесопользователя другому производится лесхозом, выдавшим этот документ, с разрешения Тверского управления лесами или объединения "Облсельхозлес". Самовольная переуступка права осуществления лесопользования недействительна.
На все виды пользования в лесах, не входящих в сферу деятельности государственных органов управления лесным хозяйством и межхозяйственных лесхозов, выписка лесорубочных и лесных билетов осуществляется государственными органами управления лесным хозяйством на местах.
Ответственность за незаконно выписанный лесорубочный билет (ордер) или лесной билет несет орган, их выписавший.
Форма лесорубочного билета, форма ордера и лесного билета утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 26. Пребывание граждан в лесах
Граждане имеют право бесплатно пребывать в лесах для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов и других пищевых продуктов, лекарственно-технического сырья, участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях.
Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, повреждений лесных культур, засорения лесов, разорения муравейников, гнезд птиц и других лесонарушений.
Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов и других пищевых продуктов, лекарственно технического сырья могут быть ограничены решениями администрации области, района (города) по представлению государственных органов управления лесным хозяйством, а также соответствующих государственных органов охраны окружающей природной среды, инспекций, служб и организаций, контролирующих экологическое состояние природной среды, в интересах пожарной безопасности, лесосеменного хозяйства, защиты лесов от чрезмерных рекреационных нагрузок и т. п., а в лесах особо охраняемых природных территорий - в соответствии с установленным на них режимом лесопользования.
Статья 27. Антимонопольные требования
Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомерными действия органов государственной власти, а также лесопользователей, направленные на:
ограничение, вопреки условиям лесных торгов и конкурсов, доступа к участию в них юридических лиц, в том числе иностранных, и физических лиц, желающих приобрести право на лесные пользования в соответствии с настоящим законом;
уклонение от выдачи разрешительных документов победителям на лесных торгах или конкурсах;
дискриминацию лесопользователей, создающих структуры, конкурирующие с предприятиями, занимающими доминирующее положение в лесопользовании;
дискриминацию лесопользователей в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.
Статья 28. Права лесопользователей
Лесопользователи имеют право:
осуществлять пользование лесным фондом в пределах только тех объемов, сроков и видов пользования, которые указаны в разрешительных документах;
самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности по пользованию лесным фондом;
строить дороги, а также возводить временные постройки и сооружения, связанные с пользованием лесным фондом, с дополнительным оформлением землеустроительных дел в установленном порядке, если производство этих работ связано с переводом лесных земель в нелесные.
Статья 29. Обязанности лесопользователей
Лесопользователи обязаны:
вести работы способами, не допускающим возникновения эрозии почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водоемов и других природных объектов;
соблюдать правила пожарной безопасности и осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случаях возникновения лесных пожаров обеспечивать их тушение;
не оставлять недорубов (начатых рубкой лесосек) и заготовленной древесины в местах рубок и в лесу после истечения сроков ее заготовки и вывозки;
производить очистку лесосек от порубочных остатков;
приводить за свой счет участки лесного фонда, нарушенные ими в результате пользования лесным фондом, в состояние, пригодное для использования их по назначению и указанное в разрешительных документах;
оформлять на общих основаниях перевод лесных земель в нелесные;
проводить сдачу владельцам лесного фонда участков лесного фонда после окончания на них работ;
осуществлять лесовосстановительные мероприятия на вырубках или других площадях на условиях и в сроки, которые указаны в разрешительных документах. На вырубках и площадях, где в результате деятельности лесопользователей был уничтожен подрост или погиб лес, лесовосстановление производится за их счет;
выполнять условия, установленные разрешительными документами;
своевременно и в установленном размере вносить плату за использование лесным фондом;
соблюдать санитарные правила, выполнять другие требования, установленные нормативными правовыми актами, регулирующими порядок пользования лесным и земельным фондом, а также предписания должностных лиц государственных органов управления лесным хозяйством, охраны окружающей природной среды, изданные в пределах их компетенции;
предоставить в установленном порядке информацию по пользованию лесным фондом в органы, выдавшие разрешительные документы, и органы государственной статистики.
Статья 30. Права и обязанности владельцев лесного фонда и органов, ведущих лесное хозяйство в лесном фонде колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований при осуществлении лесных пользований
Владельцы лесного фонда и органы, ведущие лесное хозяйство, имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением лесного законодательства, норм и правил лесопользования и ведения лесного хозяйства;
вносить предложения по пересмотру условий, вписанных в лицензии и договоры на аренду участков лесного фонда;
приостанавливать и расторгать договоры на аренду участков лесного фонда в случаях, предусмотренных законодательством РФ, настоящим законом, другими нормативными правовыми актами области, на основании решений органов местного самоуправления;
в установленном порядке предъявлять арендаторам иски о возмещении ущерба, причиненного ими лесному хозяйству.
Владельцы лесного фонда обязаны:
производить оформление лицензий, договоров аренды;
производить отвод и таксацию лесосек;
оплачивать затраты арендаторам за выполненные лесохозяйственные и лесовосстановительные работы, предусмотренные лицензией и договором;
обеспечивать арендаторов, за счет их средств, необходимыми лесоустроительными материалами, оказывать методическую и техническую помощь в вопросах ведения лесного хозяйства.
Статья 31. Защита и гарантии прав лесопользователей
Вмешательство в хозяйственную деятельность пользователей лесным фондом, связанную с использованием лесных ресурсов, не допускается, за исключением случаев нарушения лесопользователями лесного и природоохранного законодательства.
Нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению. Убытки, причиненные лесопользователям нарушением их прав, подлежат возмещению. Споры о восстановлении нарушенных прав лесопользователей и о возмещении им убытков рассматриваются в суде или арбитражном суде.
Права лесопользователей могут быть ограничены в интересах других природопользователей, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, настоящим законом и другими нормативными актами области.
При изъятии для государственных и общественных нужд земель лесного фонда лесопользователю возмещаются в полном объеме все прямые убытки, связанные с этим изъятием.
Статья 32. Основания прекращения права пользования лесным фондом
Право пользования лесным фондом прекращается в случаях:
1) истечения установленных в разрешительных документах сроков пользования;
2) добровольного отказа от осуществления лесных пользований;
3) возникновения условия, исключающего дальнейшее осуществление пользования предоставленными участками лесного фонда.
Право пользования лесным фондом может быть досрочно прекращено администрацией области или органами местного самоуправления, принявшими решение о предоставлении лесного фонда в пользование, по предложению государственного лесхоза в случаях:
4) возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, проживающих в зоне ведения работ, связанных с лесопользованием;
5) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности (смерти арендатора - гражданина), которому участки лесного фонда были предоставлены в аренду;
6) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных действий и других);
7) если пользователь в течение установленного в разрешительных документах срока не приступил к пользованию участками лесного фонда в предусмотренных объемах;
8) систематических (допущенных более двух раз в течение года) нарушений лесопользователем установленных правил пользования лесным фондом и ведения лесного хозяйства, нанесших значительный ущерб лесному фонду;
9) использования лесопользователем лесных ресурсов в целях, не предусмотренных договором;
10) использования лесного фонда с применением технологий, оборудования, машин, механизмов, приводящих к ухудшению состояния лесов;
11) систематического (более 2 раз) невнесения платежей за пользование участками лесного фонда;
12) невыполнение арендатором обязанностей, предусмотренных разрешительными документами;
13) полного изъятия земель лесного фонда для государственных или общественных нужд с возмещением арендатору всех вложенных затрат и убытков;
14) отнесения лесов к группам и категориям защитности, обуславливающим невозможность продолжения пользования лесным фондом;
15) выдачи лесорубочного билета (ордера) и лесного билета с нарушением правил пользования лесным фондом;
16) возникновения и распространения лесного пожара по вине лесопользователя.
Статья 33. Порядок прекращения права пользования лесным фондом
В случаях, предусмотренных в пунктах 3, 4, 6, 15 статьи 32 настоящего закона, пользование лесным фондом прекращается непосредственно после принятия органом местного самоуправления решения об этом с уведомлением лесопользователя в письменной форме.
В случаях, предусмотренных в пунктах 5, 7, 11 статьи 32 настоящего закона, решение о досрочном прекращении права пользования лесным фондом принимается органом власти, принявшим решение о предоставлении лесного фонда в пользование, самостоятельно, а в случаях, предусмотренных в пунктах 8, 9, 10, 16 - по истечении установленного лесопользователю в предписании срока для устранения допущенных им нарушений и непринятии с его стороны мер по их устранению.
Прекращение права пользования лесным фондом оформляется аннулированием лицензии, договора аренды, лесорубочного билета (ордера) или лесного билета владельцами лесного фонда, выдавшими эти разрешительные документы.
При несогласии лесопользователя с решением о прекращении его права пользования лесным фондом он может обжаловать его в суд или в арбитражный суд.
Статья 34. Основания приостановления и ограничения права пользования лесным фондом
Право пользования лесным фондом может быть приостановлено или ограничено органами, выдавшими разрешительный документ, в случаях:
нарушения лесопользователем условий, предусмотренных в разрешительном документе;
невнесения в установленный срок до 6 месяцев платежа за пользование участками лесного фонда.
Если обязательства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования лесным фондом, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме.
В случаи несогласия лесопользователя с решением о приостановлении или ограничении его права пользования лесным фондом он может обжаловать его в суд или арбитражный суд.
Статья 35. Возмещение потерь владельцам лесного фонда, лесопользователям, арендаторам и убытков лесохозяйственного производства владельцам лесного фонда
Возмещение потерь владельцам лесного фонда, лесопользователям, арендаторам, вызванных изъятием земель лесного фонда из оборота лесопользования для общественных и государственных нужд, осуществляется за счет средств юридических и физических лиц, в пользу которых произведены изменения в лесном фонде, в размере вложенных затрат, с учетом упущенной выгоды, в ценах на момент изъятия.
Возмещение потерь владельцам лесного фонда, лесопользователям, арендаторам, вызванных изъятием лесного фонда из оборота лесопользования в результате выделения охранных, защитных и санитарных зон, за исключением, когда эти земли уже отнесены к землям природоохранного, природозаповедного, оздоровительного назначения или их выделение обусловлено общегосударственной программой, осуществляется в установленном порядке.
В случаях, когда изменения в лесном фонде, повлекшие снижение размеров лесопользования, произошли в результате стихийных бедствий (ветровалы, буреломы, лесные пожары, поражения вредителями и болезнями леса и другие), если не усматривается их возникновение в результате хозяйственной деятельности лесопользователя или нарушения им действующего законодательства, норм и правил лесопользования, возмещение потерь осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Убытки лесохозяйственного производства определяются на основании затрат лесхозов и других владельцев лесного фонда по созданию на изымаемых землях лесохозяйственных объектов (пожарно-химических станций, шишкосушилок, лесохозяйственных дорог, лесомелиоративной сети, лесных культур, плантаций, питомников и других) и возмещаются за счет средств юридических и физических лиц, в пользу которых изымается лесной фонд.
Статья 36. Виды рубок леса при заготовке древесины
Заготовка древесины осуществляется в порядке рубок главного пользования, проводимых в спелых и перестойных насаждениях в пределах расчетной лесосеки.
Заготовка древесины также осуществляется в порядке рубок промежуточного пользования (рубки ухода за лесом, санитарные рубки, рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, рубки переформирования, рубки обновления, ландшафтные рубки, в насаждениях, теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции) и прочих рубок (расчистка лесных площадей в связи с изъятием земель для общественных и государственных нужд для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, а также при прокладке квартальных и граничных просек, противопожарных разрывов и минерализованных полос и других подобных целей).
Статья 37. Определение размера заготовки и способов рубки древесины в порядке рубок главного и промежуточного пользования
Определение размеров всех видов рубок древесины, кроме прочих рубок, осуществляется на основании материалов лесоустройства в пределах утвержденной по каждому владельцу лесного фонда расчетной лесосеки по группам лесов и хозяйствам. Переруб утвержденной расчетной лесосеки по главному пользованию не допускается в целом по владельцу лесного фонда, а также по каждой группе лесов и каждому хозяйству (хвойному, лиственному).
Порядок заготовки древесины устанавливается правилами рубок главного пользования в равнинных лесах Европейской части Российской Федерации, правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, наставлениями по рубкам ухода за лесом, санитарными правилами в лесах Российской Федерации, другими нормативными актами,утвержденными Федеральной службой лесного хозяйства России.
В лесах национальных природных парков, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятниках природы, лесопарках, городских лесах, лесопарковых частях зеленых зон, в лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов, в особо ценных лесных массивах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, допускаются только рубки ухода за лесом, санитарные рубки, реконструктивные рубки, рубки обновления и переформирования и, в исключительных случаях, прочие рубки (расчистка площадей под контур зданий и сооружений, под прокладку линейных сооружений - дорог, трубопроводов, линий связи, электропередач, под разрубку противопожарных разрывов, квартальных просек и других подобных целей).
В лесах заповедников, на заповедных лесных участках допускаются только прочие рубки в исключительных случаях.
На особо защитных участках лесов устанавливается следующий режим лесопользования:
разрешается проведение добровольно-выборочных рубок и постепенных рубок главного пользования слабой интенсивности в зимний период:
а) на опушках леса шириной 100 метров по границе с безлесными пространствами, к которым относятся поля и другие сельскохозяйственные угодья площадью свыше 10 га и шириной более 500 метров;
б) на участках леса площадью до 100 га, расположенных среди безлесных пространств;
в) на участках леса у истоков рек, речек и ручьев в радиусе 100-300 метров вокруг истока;
г) на берегозащитных участках леса по рекам и другим водоемам.
На других, выделенных в лесах области особо защитных участках, в том числе отмеченных в пунктах "а, б, в", разрешается проведение рубок ухода за лесом и санитарных рубок и, в исключительных случаях, прочих рубок, не связанных с ведением лесного хозяйства.
Статья 38. Порядок заготовки живицы
Заготовка живицы производится в хвойных спелых и перестойных насаждениях, которые после окончания установленного срока подсочки предназначаются для рубки. При недостатке перестойных, спелых насаждений допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубки и предназначаются для рубки.
Не допускается передача указанных в части первой настоящей статьи древостоев в подсочку без утвержденных в установленном порядке планов рубок леса и подсочки этих древостоев.
Подсочка ведется в соответствии с правилами подсочки хвойных насаждений и заготовки лесохимического сырья в лесах Российской Федерации, утвержденными Федеральной службой лесного хозяйства России.
Статья 39. Порядок пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований
Лесной фонд предоставляется в пользование для заготовки второстепенных лесных материалов и осуществления побочных лесных пользований юридическим и физическим лицам в целях промышленной заготовки или осуществления предпринимательской деятельности, а также для общественных и государственных нужд в порядке, установленном правилами пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов и осуществления побочных лесных пользований на территории Тверской области.
Порядок и условия этого вида лесопользования, а также конкретные размеры ставок лесных податей и их направление в соответствии с утвержденными принципами определения ставок лесных податей и арендной платы Тверской области устанавливают органы местного самоуправления.
Статья 40. Порядок пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства
Лесной фонд предоставляется в пользование для нужд охотничьего хозяйства специализированным охотничьим предприятиям, общественным охотничьим организациям, другим юридическим и физическим лицам (на условиях аренды) решениями органов местного самоуправления по согласованию с владельцами лесного фонда и государственными органами охраны окружающей природной среды. Арендатор обязан получить у владельца лесного фонда на пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства лицензию и договор аренды.
Владельцы лесного фонда имеют право вести на своей территории охотничье хозяйство при наличии специально созданной службы.
Пользование лесным фондом и лесохозяйственные мероприятия осуществляются при условии сохранения благоприятной среды обитания диких животных.
Пользователи участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства несут ответственность за вред, причиненный лесному хозяйству охотничье-промысловыми животными в случаи превышения их численности сверх установленных нормативов.
Лесные пользования и лесохозяйственные мероприятия в лесах должны осуществляться с учетом необходимости сохранения благоприятных условий для обитания диких животных (сохранение токов, воспроизводственных участков, бобровых поселений). Места обитания ценных видов животных, с ограничением отдельных видов лесопользования, выделяются, по представлению специалистов охотничьего хозяйства и по согласованию с владельцами лесного фонда, арендаторами участков лесного фонда, государственными органами охраны окружающей среды, решениями администрации области.
Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам, за которыми закреплены (переданы в аренду) охотничьи угодья, предоставляется право производить посевы кормовых растений и проводить другие биотехнические мероприятия, необходимые для ведения охотничьего хозяйства. Проведение этих мероприятий согласовывается с владельцами лесного фонда.
Порядок пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства определяется правилами пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства в лесах Тверской области.
Деятельность лесоохотничьих хозяйств в лесах Тверской области регулируется настоящим законом, специальным законодательством Российской Федерации и области.
Статья 41. Порядок пользования лесным фондом в научно-исследовательских целях
Для проведения научно-исследовательских работ в лесном фонде предприятиям, учреждениям и организациям, в задачи которых согласно их уставам и положениям о них входит проведение указанных работ, владельцами лесного фонда могут предоставляться в пользование специальные участки лесного фонда бесплатно на основании заключенных между ними договоров, по согласованию с Управлением лесами.
На этих участках может быть ограничено или запрещено пользование лесным фондом иным юридическим, а также физическим лицам, если это несовместимо с целями проведения научно-исследовательских работ.
Если предоставление лесного фонда для исследовательских целей связано с ограничением лесопользования, которое отрицательно повлияет на удовлетворение местных потребностей, владелец лесного фонда согласовывает принимаемое решение с органами местного самоуправления.
Порядок и условия пользования лесным фондом в научно-исследовательских целях определяются администрацией области согласно правилам пользования лесным фондом в научно исследовательских целях в Тверской области.
Статья 42. Порядок пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях
В целях организации отдыха населения районная (городская) администрация, владельцы лесного фонда, а также лесопользователи по согласованию с указанными органами проводят в зеленых зонах и на других территориях, используемых для отдыха населения, мероприятия по благоустройству лесных участков и культурно бытовому обслуживанию населения при условии сохранения лесной среды и природных ландшафтов, соблюдения архитектурной планировки пригородных зон, противопожарных и санитарных правил.
Лесной фонд для указанных целей может выделяться в краткосрочное пользование сроком до 1 года или для пользования в разовом порядке, а также в долгосрочное пользование (аренду) сроком от 1 года до 15 лет с последующим переоформлением документов по продлению сроков аренды до 50 лет, если предыдущее пользование не вызвало ухудшение состояния лесного фонда.
При краткосрочном или разовом пользовании лесным фондом разрешительными документами являются договор между владельцем лесного фонда и пользователем и лесной билет.
Передача лесного фонда в долгосрочное пользование (аренду) осуществляется в соответствии с положением об аренде участков лесного фонда в Тверской области и с правилами пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях в Тверской области.
Конкретные размеры взимания лесных податей и арендной платы за пользование лесным фондом для отдыха и спортивных целей определяются органами местного самоуправления, исходя из утвержденных минимальных размеров ставок лесных податей и арендной платы.
Лесопользователь имеет право осуществлять пользование лесным фондом только для целей, указанных в разрешительных документах и договоре аренды.
Право пользования может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено в случаях и в порядке, предусмотренных статьями 32, 33, 34 настоящего закона, органами местного самоуправления или органами, принимавшими решение о передаче участков лесного фонда в аренду.
Порядок и условия пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях регулируются правилами пользования лесным фондом для указанных выше целей в Тверской области.
Статья 43. Пользование лесным фондом в лесах заповедников, национальных природных парков
В лесах заповедников, национальных природных парков запрещается пользование лесным фондом, несовместимое с их назначением.
Порядок пользования указанным лесным фондом определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 44. Особенности ведения лесного хозяйства, лесопользования в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований
Ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляются с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса.
Передача участков лесного фонда колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований в пользование производится в первую очередь лесопользователям, осуществляющим заготовку древесины, другой продукции леса для обеспечения потребностей в них указанных владельцев лесного фонда.
Колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования обязаны организовать ведение лесного хозяйства в лесном фонде, находящемся в их владении, через межхозяйственные лесхозы или по договорам с государственными органами управления лесным хозяйством на местах.
Лесорубочный билет (ордер) или лесной билет на пользование лесным фондом колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований может быть выписан только органом, ведущим лесное хозяйство в этих лесах, - межхозяйственным лесхозом или государственным лесхозом. Межхозяйственный лесхоз имеет право выписки лесорубочного билета (ордера), лесного билета только на те хозяйства, с которыми у него заключен договор на ведение лесного хозяйства.
Администрация области, по представлению Тверского управления лесами, может лишить колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования права владения лесным фондом за систематические грубые нарушения установленных норм и правил ведения лесного хозяйства, в том числе за лесопользование в нелесоустроенном лесном фонде и несвоевременное проведение очередного лесоустройства, и передать указанный лесной фонд государственным органам управления лесным хозяйством.
Государственный контроль за состоянием, воспроизводством, охраной, защитой лесов и использованием лесных ресурсов в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляется администрациями области, районов (городов), государственными органами управления лесным хозяйством и государственными органами охраны окружающей природной среды.
Воспроизводство и повышение продуктивности лесов
Статья 45. Основные требования к повышению продуктивности и качества лесов
В целях повышения продуктивности и качества лесов осуществляется их воспроизводство и улучшение породного состава, создание и эффективное использование постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе, гидролесомелиорация, своевременное проведение уходов и другие лесоводственные мероприятия.
Статья 46. Порядок восстановления лесов
В целях рационального использования земель лесного фонда, обеспечения оптимальной лесистости и улучшения экологической обстановки на территории области проводятся лесовосстановительные работы на лесных и других землях, предназначенных для создания лесов.
Объемы работ по лесовосстановлению определяются проектом организации и развития лесного хозяйства, составляемым при лесоустройстве с учетом фактических изменений, происходящих в лесном фонде.
Восстановление лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочного материала осуществляется как владельцами лесного фонда, так и лесопользователями, арендаторами.
Лесовосстановление осуществляется с соблюдением следующих требований:
обеспечение восстановления вырубок хозяйственно-ценными породами в установленные сроки;
улучшение породного состава и повышение продуктивности лесов, их защитных и средообразующих свойств;
максимальное использование естественной возобновительной способности лесов;
сохранение генетического фонда и биологического многообразия лесов;
формирование насаждений из древесных пород с улучшенными наследственными свойствами. Не допускается использование нерайонированных лесных семян и посадочного материала, а также не проверенных на посевные качества и не отвечающих требованиям стандарта семян древесных и кустарниковых пород.
Лесопользователи и арендаторы обязаны проводить лесовосстановительные работы на вырубках способами и методами, указанными в разрешительном документе или договоре, своевременно передавать владельцу лесного фонда участки созданных лесных культур и с сохраненным подростом, после чего выполненные работы оплачиваются владельцем лесного фонда.
Статья 47. Обязанности лесопользователей по соблюдению требований по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов
Лесопользователи обязаны соблюдать требования по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов.
Владельцы лесного фонда и государственные органы управления лесным хозяйством могут приостанавливать проводимые лесопользователями работы на предоставленных им в пользование участках лесного фонда, если проведение указанных работ отрицательно влияет на воспроизводство лесов, до устранения причин нарушения лесоводственных требований.
Лесопользователи обязаны соблюдать лесоводственные требования к организации и технологии лесосечных работ, применять при работах на предоставленных им в пользование участках лесного фонда только ту технику и те технологии, по которым в установленном порядке была проведена государственная экологическая экспертиза.
Статья 48. Мероприятия по повышению продуктивности лесов и обязанности владельцев лесного фонда, арендаторов, ведущих лесное хозяйство, по выполнению этих мероприятий
В целях улучшения качественного состава лесов должны проводиться рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки, связанные с реконструкцией малоценных лесных насаждений, осуществляться мероприятия по улучшению возрастного состава лесов, а также по повышению плодородия почв и другие работы, способствующие повышению продуктивности лесов.
Объемы работ по качественному составу лесов определяются проектом лесоустройства.
Владельцы лесного фонда и арендаторы обязаны:
осуществлять уход за лесом, проводить мероприятия по повышению плодородия почв, осушению избыточно увлажненных земель, предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания, а также иные мероприятия, направленные на улучшение природного состава, качества лесов, повышения их продуктивности и защитных свойств. При этом должны быть обеспечены сохранность и своевременное воспроизводство ценных древесных пород.
Охрана и защита лесов
Статья 49. Цели и задачи охраны и защиты лесов
Все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других противоправных действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней.
Охрана и защита лесов осуществляется с учетом их биологических и региональных особенностей и включает комплекс организационных, правовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных вредных воздействий.
Статья 50. Порядок осуществления мероприятий по охране и защите лесов
Осуществление мероприятий по охране и защите лесов от пожаров, вредителей и болезней леса выполняют администрации области, районов (городов) через государственные органы управления лесным хозяйством, привлекая для тушения лесных пожаров население, противопожарную технику, транспортные средства и работников предприятий, учреждений и организаций области, а в необходимых случаях запрещают, на период высокой пожарной опасности, посещение населением лесов и въезд в них транспортных средств, а также проведение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда.
Статья 51. Охрана и защита лесных насаждений в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, заповедников
В лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, заповедников для охраны их от пожаров, самовольных порубок, защиты леса от вредителей и болезней создается ведомственная лесная охрана.
Авиационная охрана указанных лесов осуществляется базами авиационной охраны лесов государственного органа управления лесами Российской Федерации по договорам с колхозами, совхозами, другими сельскохозяйственными формированиями и заповедниками.
Статья 52. Охрана и защита лесных насаждений, не входящих в лесной фонд
Охрана и защита озеленительных, защитных лесных насаждений и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящей в лесной фонд, осуществляется землепользователями, органами местного самоуправления на территории районов их расположения.
Статья 53. Полномочия администрации области и органов местного самоуправления по борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса
Администрация области и органы местного самоуправления в целях предотвращения возникновения лесных пожаров, борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса:
ежегодно организуют разработку и выполнение предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложены охрана и защита лесов, и лесопользователями мероприятий по пожарной профилактике, противопожарному обустройству и подготовке указанных предприятий, учреждений и организаций к пожароопасному сезону;
ежегодно утверждают до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами;
устанавливают порядок привлечения населения, работников колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, рабочих и служащих, а также противопожарной техники, транспортных и других средств предприятий, учреждений и организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают лиц, привлеченных к этой работе, средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;
предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах создание из привлекаемых сил и средств лесопожарных формирований и обеспечивают их готовность к немедленному выезду в случае возникновения лесного пожара;
оказывают содействие в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых при выполнении работ по авиационной охране лесов, в обеспечении горючими и смазочными материалами лесопожарных формирований, а также выделяют на пожарный сезон в распоряжение государственных органов управления лесным хозяйством в качестве дежурного транспорта автомобили, катера и другие транспортные средства с запасом горючего;
организуют широкое проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в печати, по радио и телевидению вопросов сбережения лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах;
обеспечивают координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами на территории области, создавая в необходимых случаях специальные комиссии для этой цели;
обеспечивают проведение мер по борьбе с вредителями и болезнями леса.
Статья 54. Обязанности предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов
Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, обязаны проводить согласованные с государственными органами управления лесным хозяйством, органами исполнительной власти области технологические, санитарные и другие мероприятия, направленные на воспроизводство, охрану и защиту лесов.
Статья 55. Государственная лесная охрана
Государственная лесная охрана организуется в системе государственных органов управления лесным хозяйством Федеральной службы лесного хозяйства России в целях осуществления мероприятий по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов.
Государственная лесная охрана наделяется правами по предупреждению и пресечению нарушений правил охраны и защиты лесов, установленного порядка осуществления лесных пользований, использования земель лесного фонда в соответствии с их целевым назначением, а также других нарушений лесного законодательства.
Работники государственной лесной охраны имеют право налагать административные штрафы на должностных лиц и граждан за все виды нарушений лесного законодательства, в том числе за самовольный захват земель лесного фонда, предъявлять в суде и арбитражном суде иски о возмещении причиненного лесному хозяйству ущерба.
Работники государственной лесной охраны подлежат обязательному государственному личному страхованию.
Работники государственной лесной охраны пользуются следующими льготами:
бесплатным обеспечением форменным обмундированием;
на время работы предоставляются и закрепляются служебные земельные наделы в размере 0,25 га пашни, 3 га сенокоса. Служебные наделы остаются в пользовании при уходе работника государственной лесной охраны на пенсию и закрепляются за его семьей в случае гибели от несчастного случая на производстве;
освобождаются от уплаты налога на землю, зачисляемого в областной бюджет, за служебные наделы, закрепленные за лесной охраной, кроме земельных наделов, находящихся в пользовании сверх установленных норм;
бесплатным обеспечением дровами, отпускаемыми на корню от рубок ухода за лесом и санитарных рубок, в количестве 10 плотных кубометров на семью. Эта льгота предоставляется работникам государственной лесной охраны, проработавшим в этой должности не менее 1 года. Такое же право имеют пенсионеры, проработавшие в этой должности более 5 лет;
работники государственной лесной охраны, проработавшие в этой должности не менее 3-х лет, имеют право получить на ремонт или строительство жилого дома и надворных построек деловую древесину, отпускаемую на корню от рубок ухода за лесом и санитарных рубок, в количестве 20 кубических метров на ремонт и 50 кубических метров на строительство один раз в 10 лет бесплатно, с освобождением от всех видов налогов, начисляемых на древесину. Потребность в древесине подтверждается справкой администрации сельского округа. Разрешение выдается Тверским управлением лесами.
Инспекторам по охране лесов (лесникам) на время работы предоставляются в бесплатное пользование жилые помещения с надворными постройками (кордоны); если лесник проживает в арендуемом помещении, то по договору с лесхозом ему выплачиваются квартирные в размере согласно договору найма и договору с лесхозом.
Работники государственной лесной охраны освобождаются от уплаты за путевку на все виды охот в охотничьих угодьях государственного лесного фонда, независимо от того, за кем они закреплены или переданы в аренду, при условии соблюдения правил и сроков охоты в Тверской области, а на лицензионных животных - при наличии лицензии на их отстрел, получаемых в установленном порядке.
Перечень работников государственной лесной охраны утверждается Федеральной службой лесного хозяйства России.
Деятельность государственной лесной охраны регламентируется положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Плата за пользование лесным фондом
Статья 56. Виды платежей
Пользование лесным фондом является платным. Система платежей за пользование лесным фондом включает:
лесные подати (плата за пользование лесным фондом);
арендную плату.
Статья 57. Лесные подати
Лесные подати являются платой, взимаемой за:
древесину, отпускаемую на корню;
заготовку живицы, второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и за другие виды побочных лесных пользований;
пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства;
пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.
В составе лесных податей взимается плата за землю лесного фонда.
Статья 58. Ставки и размеры лесных податей. Порядок и условия взимания лесных податей
Лесопользователи, за исключением арендаторов, вносят лесные подати в форме разовых или регулярных платежей в течение всего срока действия предоставленного права пользования лесным фондом.
Размеры лесных податей определяются по ставкам, устанавливаемым за единицу продукции, получаемой при пользовании лесным фондом, а по отдельным видам пользования лесным фондом - по гектарным ставкам эксплуатируемой площади лесного фонда.
Конкретные ставки и размеры лесных податей устанавливают своим решением органы местного самоуправления. В случае, если органом местного самоуправления такое решение не принято, то расчеты с лесопользователями ведутся, исходя из принятых областью минимальных ставок лесных податей, согласно утвержденным принципам определения ставок лесных податей в Тверской области. Лесные подати не взимаются за лесопользование, осуществляемое за счет бюджетных средств.
Статья 59. Арендная плата
За аренду участков лесного фонда вносится арендная плата. Величина арендной платы зависит от количества и качества лесных ресурсов, местоположения участков лесного фонда. В составе арендной платы взимается плата за землю.
Конкретные размеры арендной платы устанавливаются органами местного самоуправления. В случае, если органами местного самоуправления не принято решение об установлении конкретных размеров арендной платы по району (городу), то расчеты ведутся, исходя из минимальных размеров ставок лесных податей, согласно утвержденным принципам определения ставок лесных податей в Тверской области.
Статья 60. Распределение платежей за пользование лесным фондом
Лесные подати и арендная плата поступают в районные бюджеты районов (городские бюджеты городов), на территории которых осуществляется пользование лесным фондом.
Решениями органов местного самоуправления, в соответствии с утвержденными принципами определения ставок и размеров лесных податей и арендной платы в Тверской области, от 30 до 50 процентов, поступающих в районный (городской) бюджет средств за все виды лесопользования, зачисляются владельцам лесного фонда или организациям, ведущим лесное хозяйство на их территории (межхозяйственные лесхозы), и направляются ими на охрану и защиту лесов. В случае, если органами местного самоуправления такое решение в течение трех месяцев со дня ввода в действие принципов не принято, то владельцу лесного фонда направляется 40 процентов от исчисленных за лесопользование сумм.
Статья 61. Льготы по платежам за пользование лесным фондом
Органы местного самоуправления могут предоставлять льготы отдельным категориям лесопользователей, вплоть до полного освобождения от лесных податей (погорельцы, малообеспеченные семьи, инвалиды и другие категории), арендаторам, если они вкладывают средства в развитие дорожной сети района, в развитие производства, социальной сферы, а также по представлению владельцев лесного фонда:
при проведении несплошных рубок главного пользования размер лесных податей снижается на 20 %;
при отпуске древесины на корню, поврежденной пожарами, вредителями и болезнями леса, ветровальной, снего- и буреломной древесины, насаждений с повышенным содержанием (более 50 %) низкотоварной и маломерной древесины с пониженным выходом полезной продукции размер ставок лесных податей может быть снижен, вплоть до полного освобождения от их уплаты, в зависимости от утраты технических качеств древесины, с учетом местных условий сбыта;
при отпуске древесины с корня в порядке промежуточного пользования прочим лесопользователям, кроме владельцев лесного фонда, ведущим лесное хозяйство за счет бюджетных средств, лесные подати взимаются в размере 50 % и поступают на счет владельца лесного фонда или органа, ведущего лесное хозяйство в лесном фонде колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований.
Могут предоставляться другие льготы по платежам за пользование лесным фондом в соответствии с существующим законодательством и компетенцией органов власти, но без снижения части отчислений владельцам лесного фонда за пользование лесным фондом.
Лесоустройство, государственный учет лесного фонда,
государственный лесной кадастр и лесной мониторинг
Статья 62. Система проведения лесоустройства
Лесоустройство проводится специализированными лесоустроительными организациями Федеральной службы лесного хозяйства России по единой для Российской Федерации системе в порядке, устанавливаемом Федеральной службой лесного хозяйства России.
В соответствии с установленным Федеральной службой лесного хозяйства порядком проекты организации и развития лесного хозяйства на следующий ревизионный период и размер расчетной лесосеки по всем владельцам лесного фонда, независимо от их ведомственной подчиненности, кроме расчетных лесосек по лесному фонду государственной службы лесного хозяйства, утверждаются Тверским управлением лесами. Расчетные лесосеки по лесному фонду, находящемуся во владении государственных органов управления лесным хозяйством, утверждаются Федеральной службой лесного хозяйства России по согласованию с администрацией области в порядке, установленном настоящим законом.
Статья 63. Содержание лесоустройства
Лесоустройство включает систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.
При лесоустройстве осуществляются:
определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда лесхоза, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника;
уточнение и обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности, подготовка предложений по переводу из одной группы лесов или категорий защитности в другую;
инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава насаждений, их состояния, качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, выявление лесокультурного фонда, лесоосушения, подсочки, лесосырьевых ресурсов по главному и промежуточному пользованию, прочим рубкам, определение порядка и способов рубки древесины, учет потерь древесины на лесосеках, оценка результатов хозяйственной деятельности в лесу за истекший период;
исчисление расчетных лесосек рубок главного пользования, размеров рубок промежуточного пользования;
определение объемов мероприятий по лесовосстановлению, охране лесов от пожаров, защите их от вредителей и болезней леса, а также других объемов лесохозяйственных работ, побочного пользования, заготовки второстепенных лесных материалов и других пользований лесным фондом;
разработка проектов организации и развития лесного хозяйства, которое после утверждения их Тверским управлением лесами являются обязательным нормативно-техническим документом для ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования.
По заказам арендаторов и владельцев лесного фонда лесоустроительные организации выполняют также разработку планов рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства, планов подсочки.
Статья 64. Государственный учет лесного фонда и государственный лесной кадастр
Государственный учет лесного фонда и государственный лесной кадастр ведутся владельцами лесного фонда для организации рационального пользования лесным фондом, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения органов исполнительной власти, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан сведениями о лесном фонде.
Государственный учет лесного фонда ведется на основе материалов лесоустройства с учетом происшедших текущих изменений в лесах, вызываемых лесоэксплуатацией, ведением лесного хозяйства, естественным развитием насаждений, стихийными явлениями.
Учет текущих изменений в лесном фонде обязаны вести владельцы лесного фонда, организации, ведущие лесное хозяйство на договорной основе, арендаторы.
Единовременный государственный учет лесного фонда проводится один раз в пять лет, по единой системе.
Все владельцы лесного фонда, арендаторы, лесопользователи, межхозяйственные лесхозы в установленные сроки представляют государственным органам управления лесным хозяйством сведения о качественном и количественном состоянии лесного фонда для обобщения и получения сведений о состоянии лесного фонда в области.
Статья 65. Лесной мониторинг
Лесной мониторинг представляет собой систему наблюдений, оценки прогноза состояния лесного фонда в целях эффективного управления лесным хозяйством области, охраны, защиты лесов и повышения их природоохранных функций.
Система лесного мониторинга организуется совместно Тверским управлением лесами и областным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Ответственность за нарушение лесного законодательства
Статья 66. Порядок разрешения лесных споров
Споры между предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами по вопросам, связанным с осуществлением лесных пользований, включая аренду участков лесного фонда и производство работ, разрешаются судом или арбитражным судом.
Статья 67. Ответственность за нарушение лесного законодательства
Купля, продажа, дарение, залог, самовольный обмен участков лесного фонда, а также самовольная переуступка права осуществления лесного пользования недействительны.
Физические, юридические лица, в том числе иностранные, виновные в совершении указанных действий, а также других нарушений лесного законодательства, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательными актами области.
Древесина и иная лесная продукция, заготовленные без соответствующих разрешительных документов, подлежат изъятию и передаче органам местного самоуправления, владельцу лесного фонда, государственным органам управления лесным хозяйством или органу, ведущему лесное хозяйство на данной территории, для ее реализации, в этом случае суммы, полученные от реализации незаконно добытой лесной продукции, перечисляются в местный бюджет в полном размере.
Любая "аварийная" древесина, если она свыше одного года не реализуется прежним владельцем, становится собственностью органов местного самоуправления и реализуется или передается на нужды района (города) в установленном порядке.
Статья 68. Ответственность за уничтожение или повреждение защитных, озеленительных насаждений и древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд
Юридические и физические лица, виновные в незаконном повреждении или уничтожении защитных, озеленительных насаждений и древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и области.
Статья 69. Ответственность за самовольное занятие участков лесного фонда
Самовольно занятые участки лесного фонда возвращаются владельцу лесного фонда без возмещения виновным в самовольном занятии участков затрат, произведенных ими за время незаконного пользования участками, а также затрат по сносу незаконно возведенных зданий, строений и сооружений.
Юридические и физические лица, виновные в самовольном занятии участков лесного фонда, несут ответственность в порядке и размерах, установленных законодательными актами Российской Федерации и области.
Статья 70. Ответственность за вред, причиненный лесному фонду
Юридические и физические лица обязаны возместить ущерб, причиненный лесному фонду, в размере согласно утвержденным администрацией области таксам для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду нарушением лесного законодательства, в установленном администрацией области порядке.
За нарушение лесохозяйственных требований, допущенных лесопользователем при осуществлении лесных пользований по разрешительным документам, взыскивается неустойка согласно действующему законодательству.
Глава администрации области |
В. А. СУСЛОВ |
г. Тверь
20 июля 1995 года
N 9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тверской области от 20 июля 1995 г. N 9 "О лесах Тверской области"
Текст Закона опубликован в газете "Тверские ведомости" от 25 - 31 августа 1995 г. N 70, от 1 - 7 сентября 1995 г. N 72, от 8 - 14 сентября 1995 г. N 74
Законом Тверской области от 28 июня 2001 г. N 152-ОЗ-2 настоящий Закон утратил силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Тверской области от 27 июля 2000 г. N 119-ОЗ-2
Закон Тверской области от 30 января 1996 г. N 51