Решение Тверской городской Думы от 29 мая 2003 г. N 52
"О протесте прокурора Тверской области на решение
Тверской городской Думы от 06.02.2003 N 12
"О внесении изменений в решение
Тверской городской Думы от 21.12.2001 N 185
"О приведении нормативных актов в сфере ЖКХ
в соответствие с действующим законодательством"
Настоящее решение фактически прекратило действие в связи с тем, что решение Тверской городской Думы от 6 февраля 2003 г. N 12, в которое настоящее решение вносит изменения, отменено
Рассмотрев протест Прокурора Тверской области от 22.04.2003 на решение Тверской городской Думы от 06.02.2003 N 12 "О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 21.12.2001 N 185 "О приведении нормативных актов в сфере ЖКХ в соответствие с действующим законодательством", Тверская городская Дума отмечает:
1. В своем решении Тверская городская Дума установила (п. 2.1, 2.2 Приложения N 1 к решению Думы) период перерасчета квартирной платы за не оказанные жилищно-коммунальные услуги или услуги низкого качества с 16 числа месяца предшествующего расчетному по 15 число расчетного месяца. При этом за расчетный месяц принят календарный месяц. Основанием для установления такого периода является то, что практически при систематических и массовых не поставках качественных жилищно-коммунальных услуг провести начисления и произвести перерасчет за не оказанные услуги в первых числах месяца, следующего за расчетным практически не возможно, т.к. необходимо также время для доставки квитанций жителям, а в соответствии с Правилам предоставления коммунальных услуг принятым Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 г. N 1099 (далее Правила) после 10 числа вступают в силу штрафные санкции и начисление пеней.
2. Тверская городская Дума согласна признать не соответствующими законодательству п. 2.4, 3.5, 3.6, 4.5, 5.2, 6, 7.3, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16.2, 17, 18.5 в Приложении N 1 к решению, а также в Приложении N 3 к решению в п. 1 (вторую часть "7. ...").
3. Тверская городская Дума считает, что п. 3.2 Приложения N 1 к решению соответствует п. 2.2 и 2.7 Правил.
4. Тверская городская Дума не вышла за рамки своей компетенции в установлении показателей качества коммунальных услуг (Приложение N 2) по разделу 3.1 "Водоснабжение", так как обозначенные в решении показатели качества 1.1 и 1.2 полностью соответствуют показателям качества услуг, приведенным в приложении (раздел 1 "Водоснабжение") к Правилам. Полностью соответствуют указанным выше Правилам также принятые Думой "Вид снижения качества услуг" и "Допустимая продолжительность отклонений за расчетный период".
В своем решении Тверская городская Дума не устанавливает показатели качества услуг по водоснабжению на основании изменения стандартов, нормативов, санитарных норм и правил. Наоборот, в решении говорится, что только в случае установления уполномоченными органами фактов отступления качества питьевой воды от нормативов плата за питьевую воду не взимается до официального установления, что качество воды стало соответствовать нормативам. В приложении к Правилам сказано, что именно органы местного самоуправления устанавливают условия снижения оплаты услуг за превышение допустимой продолжительности отклонений состава и свойства воды.
Поэтому в Приложении N 4 к решению Думы предусмотрено уменьшение оплаты только за время, когда качество воды не соответствовало нормативам и соразмерное уменьшение оплаты за время отсутствия воды. Это полностью соответствует как Гражданскому кодексу РФ (ст. 454, 466) и ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" и п. 2.7 Правил, так как договор на поставку воды является договором купли-продажи. А в соответствии с нормативами потребления (решение Тверской городской Думы от 27.06.2000 г. N 117) с каждого человека ежедневно взимается плата за 140 литров воды, что соответствует 4200 литров в месяц. Следовательно, если в течение расчетного месяца гражданину определенное время, которое в соответствии с Правилами определяется в часах, не поставлялась вода, то и взимать за нее оплату не правомерно.
5. В протесте Прокуратуры говорится, что п. 3.3 (3.2) приложения N 2 к решению Тверской городской Думы необоснованно предусматривает в качестве показателя услуги отопления обеспечение требуемых параметров теплоносителя, температуры и давления в подающей и обратной магистралях отопительной системы, так как в Правилах потребительские свойства услуги теплоснабжения характеризуются только установленным нормативом температуры воздуха в жилых помещениях. С этим утверждением Тверская городская Дума не согласна по следующим основаниям.
Во-первых, в примечании 1 к приложению Правил говорится, что допустимая продолжительность отклонений показателей качества не должна носить регулярный (систематический) характер. В городе Твери у абсолютного большинства жителей на протяжении всего отопительного сезона температура в жилых помещениях поддерживалась на уровне 10°С - 17°С, т.е. носит систематический характер, что противоречит и Правилам и ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги". Причем такое положение носит массовый характер. Это связано в первую очередь с тем, что параметры теплоносителя всех теплоисточников г. Твери были на 20 - 40 % ниже требуемых.
Во-вторых, в соответствии с Гражданским кодексом РФ ст. 542 п.1 качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами. В комментариях к этой статье (смотри "Комментарий к Гражданскому кодексу РФ" под руководством и редакцией доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова, 1999 г., далее Комментарии ГК), что качество тепловой энергии характеризуется давлением и температурой теплоносителя. При этом в комментарии к статье 539 ГК говорится, что приоритет отдается нормам ГК, а императивные нормы законов и иных правовых актов об энергоснабжении, в т.ч. Правил, противоречащие ГК, применению не подлежат.
В-третьих, в соответствии со ст. 454 (п.5), ст. 539 ГК договор энергоснабжения относится к договорам купли-продажи. В соответствии со ст. 541 ГК энергоснабжающая организация обязана подать абоненту энергию в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. В соответствии с Комментариями ГК к ст. 541, количество тепловой энергии определяется в Гкал (гигакалориях) и для отопления это количество определяется в зависимости от температуры наружного воздуха. В соответствии с п. 6 решения ТГД от 21.12.2001 г. N 185 установлен норматив потребления тепловой энергии в жилых домах г. Твери равный 0,0257 Гкал на 1 кв. метр общей площади квартиры. Тепловыми сетями установлен и температурный график теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха (прилагается). Региональной энергетической комиссией устанавливается тариф (стоимость) одной Гкал тепловой энергии. Следовательно не соблюдение температурного графика приводит к недопоставке тепловой энергии населению, а значит необходимо снижать оплату населения по статье "отопление".
В-четвертых, в соответствии с п.2 ст. 542 ГК в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии, а энергоснабжающая организация вправе требовать соразмерного уменьшения оплаты. О праве потребителей на соразмерное уменьшение оплаты говорится и в протесте Прокуратуры со ссылкой на 29 ст. Закона РФ "О защите прав потребителей" и п. 2.7 Правил. В принятой Тверской городской Думой Методике перерасчета квартирной платы (приложение N 4 к решению Тверской городской Думы), п. 2.3.1 и 2.3.2 позволяют как раз соразмерно уменьшить оплату населения за недопоставленную тепловую энергию. О том, что уменьшение оплаты именно соразмерное говорят следующие обоснования. Из курса физики известно, что за 1 кал принято изменение внутренней энергии 1 г. воды при повышении ее температуры на 1°С. 1 Гкал = 10**9 кал. Следовательно, количество тепловой энергии в зависимости от температуры носит пропорциональный характер. Из раздела гидродинамики также известно, при постоянном диаметре трубопровода, расход воды, т.е. ее количество пропорционально зависит от давления.
В-пятых, договор энергоснабжения относится к публичным договорам (ст. 426 ГК). В соответствии со ст. 426 ГК поставщик коммунальной услуги обязан обеспечить одинаковые условия для всех потребителей. Поэтому решением Тверской городской Думы мы определяем условия публичного договора с энергоснабжающей организацией, к которым относится максимальное снижение температуры в жилых помещениях на 3°С и максимальное снижение температуры горячей воды на 8°С. Учитывая то, что поставщик тепловой энергии имеет возможность обеспечить нормативные значения параметров теплоносителя, он не в праве отказаться от заключения договора на этих условиях.
Учитывая вышеизложенное, Тверская городская Дума решила:
1. Признать утратившими силу в решении Тверской городской Думы от 06.02.2003 г. N 12 в приложении N 1 "Изменения в Приложение N 1 "Положение об управлении многоквартирным домом" пункты 2.4, 3.5, 3.6, 4.5, 5.2, 6, 7.3, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16.2, 17, 18.5; в приложении N 3 "Изменения в приложение N 3 в раздел "II. Порядок фиксации фактов снижения качества коммунальных услуг и предъявления неустойки" 3-ий абзац пункта 1 ("7. ...").
2. В остальной части протест прокурора Тверской области - отклонить.
3. Опубликовать настоящее решение в газете "Вся Тверь".
4. Настоящее решение вступает в силу с момента его официального опубликования.
Председатель Тверской городской Думы |
Д.В. Баженов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тверской городской Думы от 29 мая 2003 г. N 52 "О протесте прокурора Тверской области на решение Тверской городской Думы от 06.02.2003 N 12 "О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 21.12.2001 N 185 "О приведении нормативных актов в сфере ЖКХ в соответствие с действующим законодательством"
Настоящее решение вступает в силу с момента его официального опубликования
Текст решения опубликован в газете "Вся Тверь" (городская официальная газета) от 17 июня 2003 г. N 7
Настоящее решение фактически прекратило действие в связи с тем, что решение Тверской городской Думы от 6 февраля 2003 г. N 12, в которое настоящее решение вносит изменения, отменено