Постановлением администрации Тверской области от 30.07.2004 N 149-па "О взаимодействии государственных заказчиков Тверской области и департамента государственного заказа Тверской области при организации закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд Тверской области" утверждено Положение о взаимодействии департамента государственного заказа Тверской области с государственными заказчиками Тверской области и при организации закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд Тверской области (далее - Положение).
Отдельные пункты утвержденного названным постановлением Положения противоречат действующему законодательству и подлежат приведению в соответствии с ним.
Согласно п. "е" ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с конкурсным размещением заказов на закупку продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации, в силу п. 1 ст. 2 ГК РФ являются гражданско-правовыми.
Согласно п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 ГК РФ, отношения, регулируемые гражданским законодательством, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с поставкой товаров для государственных нужд, регламентированы в ст.ст. 525-534 ГК РФ, проведением конкурса - в ст. ст. 447-449 ГК РФ, Федеральными законами от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (с изменениями от 19.06.1995, 17.03.1997, 06.05.1999), от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Федеральный закон об организации торгов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд отсутствует.
Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" установлено, что впредь до принятия федерального закона об организации торгов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд отношения, возникающие в связи с конкурсным размещением заказов на закупку продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации, а также другими федеральными законами о поставке продукции для государственных нужд, определяются настоящим Указом. Пунктом 5 Указа предписано органам исполнительной власти привести свои нормативные правовые акты о поставке продукции для региональных нужд в соответствии с этим Указом.
Данным Указом Президента Российской Федерации утверждено Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, которое регулирует отношения, возникающие в связи с размещением заказов, в том числе путем организации и проведения торгов (конкурса) на закупку и поставку товаров, работ и услуг для государственных нужд, определяет порядок размещения заказов на закупки продукции за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных фондов Российской Федерации.
В противоречии с нормами федерального законодательства и с превышением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Положении о взаимодействии департамента государственного заказа Тверской области с государственными заказчиками Тверской области и при организации закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд Тверской области дано толкование определениям, применяемым в данном Положении, которые относятся к предмету регулирования гражданским законодательством.
Так, в пункте 1.5 содержится определение конкурса, которое определено в ст. 2 ФЗ от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
В пункте 1.2 Положения дано толкование определению государственного заказчика, которое определено в части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", согласно которой государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение. Государственные заказчики могут на договорной основе передавать соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям выполнение части своих функций на условиях, предусматриваемых Правительством Российской Федерации при утверждении государственных заказчиков.
В пунктах 1.6, 1.7 Положения даны определения способов закупки (запрос котировок цен, закупки у единственного источника). Однако данные способы закупок и условия их применения, порядок размещения заказов на закупки продукции для государственных нужд, осуществляемого государственными заказчиками за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации определены в пунктах 29-30, 57-56 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд".
Пунктом 2.1 установлено, что настоящее положение регулирует отношения, возникающие между департаментом государственного заказа Тверской области и государственными заказчиками, включая процедуры размещения заказа. Разделом 4 Положения определен порядок размещения заказа на закупку продукции для государственных нужд Тверской области.
Вместе с тем, согласно пунктам 1, 2 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", порядок размещения заказов на закупки продукции за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных фондов Российской Федерации определен настоящим Положением.
Пункт 4.2.2. Положения предусматривает, что размещение заказа способом запроса котировок цен производится департаментом государственного заказа Тверской области при закупках на сумму 2000 и более установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда, а также установлены экономические статьи бюджетной классификации РФ по которым размещение заказа данным способом производится вне зависимости от суммы закупок; согласно пункту 4.2.3 Положения размещение заказа способом запроса котировок цен на общую сумму не более 2000 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда по продукции одной отрасли в месяц государственный заказчик имеет право осуществлять самостоятельно в соответствии с утвержденным планом закупок.
Данные пункты Положения не соответствуют пункту 29 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", согласно которому заказчик вправе размещать заказы на закупки продукции для государственных нужд с применением способа котировок при закупках имеющейся в наличии продукции, которая производится и предоставляется не по конкретным заявкам заказчика и для которой существует сложившийся рынок, при условии, что цена государственного контракта не превышает 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда.
Пунктом 1 постановления администрации Тверской области от 12.04.2004 N 54-па "О первоочередных мерах по совершенствованию организации закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд Тверской области" департамент государственного заказа Тверской области определен уполномоченным органом по выбору способов (конкурсы, запрос котировок цен, закупки у единственного источника) и размещению заказа на закупки продукции для государственных нужд Тверской области.
Вместе с тем, пунктами 4.2.3 и 4.2.5 Положения право размещения заказа в определенных данными пунктами случаях предоставлено государственным заказчикам. Таким образом имеется несогласованность предписаний двух правовых актов администрации Тверской области.
Согласно положениям преамбулы Федерального закона от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" государственный заказчик размещает заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения конкурсов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" состав и объемы продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурса) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1222 "О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)" установлен состав продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов).
Пунктом 4.2.5 Положения с превышением полномочий определены виды услуг, заказ на оказание которых государственные заказчики размещают без конкурса.
Редакция пунктов 4.3 - 4.7 требует уточнения. Так, согласно пункту 4.3 Положения государственные заказчики направляют заявки о проведении конкурса, при этом не указано, куда направляются заявки.
Пункт 4.12 Положения не соответствует пункту 14 положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", согласно которому при осуществлении размещения заказов на закупки продукции для государственных нужд, в случае если предполагается, что цена государственного контракта превысит 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда, заказчик обязан вести протокол процедур закупок продукции.
Пунктом 30 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" установлено, что заказчик вправе размещать заказы на закупки продукции для государственных нужд у единственного источника по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации или с уполномоченным им территориальным органом и определены случаи, когда заказчик вправе это делать.
Пункты 4.14.1, 4.14.4 - 4.14.6 Положения не соответствуют пункту 30 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 N 305.
В связи с тем, что правоотношения, связанные с поставкой товаров для государственных нужд, регулируются прежде всего Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", пункт 2.3 Положения изложен некорректно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
Рассмотреть настоящее представление и привести в соответствие с федеральным законодательством Положение о взаимодействии департамента государственного заказа Тверской области с государственными заказчиками Тверской области и при организации закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд Тверской области, которое утверждено постановлением администрации Тверской области от 30.07.2004 N 149-па "О взаимодействии государственных заказчиков Тверской области и департамента государственного заказа Тверской области при организации закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд Тверской области".
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня внесения представления должны быть приняты меры по устранению нарушений законодательства.
О принятых мерах сообщите в прокуратуру области в письменной форме.
И. о. прокурора области
государственный советник юстиции
3 класса |
В.А.Федулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление прокуратуры Тверской области от 19 октября 2004 г. N 7-08-04 "О приведении в соответствие с федеральным законодательством постановления администрации Тверской области от 30.07.2004 N 149-па "О взаимодействии государственных заказчиков Тверской области и департамента государственного заказа Тверской области при организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд Тверской области"
Текст документа получен по договору об информационно-правовом обмене