Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава V. Предвыборная агитация
Статья 31. Предвыборная агитация, формы и сроки ее проведения
1. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, политическим партиям, общественным объединениям при проведении выборов свободное проведение агитации в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами области, настоящим законом.
2. Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, агитацию за или против любого зарегистрированного кандидата.
3. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.
4. Агитация при проведении выборов может осуществляться: а) через средства массовой информации; б) путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий); в) путем выпуска и распространения агитационных печатных материалов; г) в иных установленных законом формах. Зарегистрированный кандидат вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.
5. Предвыборная агитация на каналах организаций теле- и (или) радиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, "круглых столов", пресс - конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате и в иных не запрещенных законом формах.
6. В агитации при проведении выборов не могут участвовать избирательные комиссии, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.
7. При публикации (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос; время проведения опроса; число опрошенных (выборку); метод сбора информации; наименование населенного пункта, где проводился опрос; точную формулировку вопроса, по которому проводился опрос; статистическую оценку возможной погрешности опроса.
8. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Законодательного Собрания до момента регистрации кандидата, а также в день голосования и в предшествующий ему день предвыборная агитация запрещается.
9. Проведение зарегистрированными кандидатами предвыборной агитации на каналах организации теле- и (или) радиовещания и в периодических печатных изданиях, подпадающих под действие пункта 1 статьи 32 настоящего закона, начинается не ранее чем за 23 дня и заканчивается в ноль часов за сутки до дня голосования.
10. Предвыборные агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий в установленном настоящим законом порядке, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.
11. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается публикация в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами.
Статья 32. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях.
1. Организации теле- и (или) радиовещания, и редакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания), учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные организации, учреждения, органы государственной власти Тверской области или органы местного самоуправления муниципальных образований, входящих в избирательный округ, и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации теле- и (или) радиовещания, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов за счет средств, выделенных органами государственной власти области, органами местного самоуправления, муниципальных образований, входящих в избирательный округ, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные условия проведения предвыборной агитации в избирательном округе.
2. Организации теле- и (или) радиовещания, и редакции периодических печатных изданий, не подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам.
3. Перечень организаций теле- и (или) радиовещания и периодических печатных изданий, подпадающих под пункт 1 настоящей статьи, не позднее 5 дней после официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Законодательного Собрания предоставляется избирательной комиссии области органом исполнительной власти Тверской области. Избирательная комиссия области опубликовывает указанный перечень не позднее, чем на десятый день, после официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Законодательного Собрания.
4. Эфирное время на каналах организаций теле- и (или) радиовещания и печатная площадь в периодических печатных изданиях могут предоставляться зарегистрированным кандидатам в порядке, предусмотренном настоящей статьей, статьями 34 и 35 настоящего закона, бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь) либо за плату.
5. В случае предоставления организациями теле- и (или) радиовещания и периодическими печатными изданиями, подпадающими под действие пункта 2 настоящей статьи эфирного времени, печатной площади, размер и условия их оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, которым предоставлено эфирное время, печатная площадь.
6. Сведения о размере и об условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телеи (или) радиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем за 60 дней до дня голосования и представлены с уведомлением о готовности предоставить зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь в окружную избирательную комиссию, а в случае если она не сформирована, в избирательную комиссию области.
7. Допускается отказ организаций теле- и (или)радиовещания и редакций периодических печатных изданий подпадающих под действие пункта 2 статьи 32 от участия в агитационной деятельности. Допускается отказ специализированных организаций теле- и (или) радиовещания и редакций специализированных печатных изданий (детских, научных, и других ) от участия в освещении избирательной кампании. Таким отказом считается непредставление в окружную (областную) избирательную комиссию уведомления, указанного в пункте 6 настоящей статьи.
8. Организации теле- и (или) радиовещания и редакции периодических печатных изданий по запросам избирательной комиссии обязаны представлять ей документы, подтверждающие согласие зарегистрированного кандидата на выполнение для него платных работ и согласие на оплату услуг.
Статья 33. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации
1. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.
2. При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами.
3. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам и их уполномоченным представителям, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, осуществлявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования; проводить льготную распродажу товаров; бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных (в том числе иллюстративных) материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Зарегистрированные кандидаты (избирательные объединения, избирательные блоки), их уполномоченные представители, иные лица, организации, участвующие в агитации, не вправе при проведении агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг иначе, чем на основе принимаемых в соответствии с федеральными законами, законами области и иными нормативными правовыми актами решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.
4. Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании может осуществляться только в период, когда разрешено проведение предвыборной агитации, и только за счет средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 32, пп.9, 14 ст.35 настоящего закона.
5. Теле-, радиопрограммы на каналах организаций теле- и (или) радиовещания, и редакции периодических печатных изданий, указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, участвуя в избирательных кампаниях, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти теле-, радиопрограммы и периодические печатные издания не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации. Не предоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации в теле-, радиопрограммах на каналах организаций теле- и (или) радиовещания, и в периодических печатных изданиях, указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, которые обнародовали (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, может являться основанием для привлечения этих организаций теле- и (или) радиовещания, и редакций периодических печатных изданий и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
6. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком пункта 2 настоящей статьи окружная избирательная комиссия обязана, а иные органы, организации и граждане вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, установленных статьями 31-37 настоящего закона, иных правил проведения предвыборной агитации, окружная избирательная комиссия своим решением выносит предупреждение зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку либо обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, при этом окружная избирательная комиссия вправе также отменить свое решение о регистрации кандидата. Соответствующее решение окружной избирательной комиссии передается в средства массовой информации.
7. Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и о принятых мерах.
8. В случае нарушения организацией теле- и (или) радиовещания, редакцией периодического печатного издания установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим законом правил проведения агитации соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации теле- и (или) радиовещания, редакции периодического печатного издания к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
Статья 34. Условия проведения агитации через электронные средства массовой информации
1. Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций теле- и (или) радиовещания, подпадающих под действие пункта 1 статьи 32 настоящего закона и осуществляющих телевизионное вещание и радиовещание на территории избирательного округа. Указанное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого организациями теле- и (или) радиовещания, для проведения агитации на выборах депутатов должен быть не менее 30 минут в рабочие дни (в случае, если общее время вещания организации теле- и (или) радиовещания, составляет менее двух часов - не менее одной четвертой общего объема времени вещания). Указанное бесплатное эфирное время на равных основаниях распределяется между зарегистрированными кандидатами.
2. Не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится зарегистрированным кандидатам для совместного проведения дискуссий, круглых столов и иных аналогичных агитационных мероприятий. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени все зарегистрированные кандидаты должны быть допущены на равных основаниях.
Зарегистрированный кандидат вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии. При этом эфирное время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, не уменьшается, за исключением случая, когда в результате отказа от участия в совместном агитационном мероприятии в этом агитационном мероприятии может принять участие только один кандидат. Такому кандидату, по его желанию, предоставляется бесплатное эфирное время в пределах доли, полученной делением эфирного времени, предоставляемого для проведения совместного агитационного мероприятия, на число зарегистрированных кандидатов, которые должны были участвовать в указанном агитационном мероприятии. Отказ зарегистрированного кандидата от участия в совместных агитационных мероприятиях не влечет за собой увеличение объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого ему в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
3. Оставшаяся часть бесплатного эфирного времени, предоставляемого организациями теле- и (или) радиовещания, подпадающими под пункт 1 статьи 32, в соответствии с результатами жеребьевки, которая проводится в течение двух дней по завершении регистрации всех кандидатов, распределяется в равных долях между всеми зарегистрированными кандидатами.
4. Жеребьевку, в результате которой определяется дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов на бесплатной основе, проводит окружная избирательная комиссия с участием представителей соответствующих организаций телерадиовещания. При проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, указанные в пункте 2 статьи 23 настоящего закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки график распределения бесплатного эфирного времени публикуется в средствах массовой информации.
5. Организации теле- и (или) радиовещания, подпадающие под действие пункта 1 статьи 32 настоящего закона, обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации зарегистрированными кандидатами в депутаты. Размер и условия оплаты должен быть единым для всех кандидатов. При этом каждый кандидат вправе получить свою часть из общего объема зарезервированного эфирного времени (в пределах доли, полученной делением этого объема времени на общее число зарегистрированных кандидатов). Общий объем резервируемого эфирного времени не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
6. Эфирное время, указанное в п.5 настоящей статьи, должно предоставляться организациями теле- и (или) радиовещания по рабочим дням в период, указанный в пункте 9 статьи 31. Дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов определяются жеребьевкой, проводимой организациями теле- и (или) радиовещания, подпадающими под пункт 1 ст.32, с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный пунктом 3 настоящей статьи. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены областной, окружной избирательных комиссий, а также лица, указанные в пункте 2 статьи 23. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки график распределения платного эфирного времени публикуется в средствах массовой информации.
7. В случае, если зарегистрированный кандидат после проведения жеребьевки откажется от использования эфирного времени, он обязан не позднее чем за 2 дня до выхода в эфир в письменной форме сообщить об этом соответствующей организации теле-и (или) радиовещания, которая вправе использовать высвободившееся эфирное время по своему усмотрению, за исключением целей предвыборной агитации.
8. Организации теле- и (или) радиовещания, подпадающие под действие пункта 2 статьи 32 настоящего закона, выполнившие условия пункта 6 статьи 32 настоящего закона, обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам на равных условиях. Эфирное время предоставляется за плату. Организации теле- и (или) радиовещания, не соблюдающие этих требований, а также требований пункта 6 статьи 32 настоящего закона не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам эфирное время в целях предвыборной агитации.
9. Предоставление эфирного времени за плату производится в соответствии с договором, заключенным между организацией теле- и (или) радиовещания и зарегистрированным кандидатом после проведения жеребьевки.
В договорах о предоставлении эфирного времени за плату должны быть указаны следующие условия: вид (форма предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплату, формы и условия участия журналиста (ведущего) в процессе теле- или радиопередачи. После выполнения условий договора оформляются акт выполненных работ и соответствующая справка об использовании эфирного времени. в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир.
10. Копия платежного документа о перечислении средств для оплаты стоимости эфирного времени в полном объеме должно быть представлено зарегистрированным кандидатом до предоставления эфирного времени в организацию теле- и (или) радиовещания. В случае нарушения указанного условия предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания не допускается.
11. Оплата эфирного времени должна производиться исключительно за счет средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата.
12. Запрещается прерывать передачу предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата, в том числе для рекламы товаров, работ и услуг.
13. Расходы организаций теле- и (или) радиовещания, связанные с предоставлением зарегистрированным кандидатам, избирательным комиссиям бесплатного эфирного времени, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования организаций теле- и (или) радиовещания.
14. В информационных блоках передач организаций теле- и (или) радиовещания, не допускается отдавать предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, в том числе по времени освещения их агитационной деятельности.
15. Теле- и (или) радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, иные предвыборные агитационные материалы, распространяемые организациями теле- и (или) радиовещания, выпускаются в эфир с видео- и аудиозаписью, которая хранится в соответствующей организации теле- и (или) радиовещания в течение 12 месяцев со дня выхода указанных программ, материалов в эфир.
Статья 35. Условия проведения агитации через печатные средства массовой информации
1. Редакции периодических печатных изданий, подпадающие под действие пункта 1 статьи 32 настоящего закона и распространяемые на территории избирательного округа (за исключением изданий, учрежденных органами государственной власти области и органами местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов), должны выделить печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами.
2. Общий еженедельный минимальный объем печатной площади, которую каждая из редакций периодических печатных изданий, подпадающих под действие пункта 1 статьи 32 настоящего закона, бесплатно предоставляет зарегистрированным кандидатам, должен составлять не менее 15 процентов общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания.
3. Общий объем бесплатной печатной площади, декларированной редакцией периодического печатного издания, распределяется между зарегистрированными кандидатами путем деления общего размера выделяемой печатной площади на общее число зарегистрированных кандидатов.
Жеребьевка по распределению бесплатной печатной площади проводится в течение 2-х дней по завершении регистрации кандидатов.
4. Жеребьевку проводят редакции периодических печатных изданий с участием заинтересованных лиц. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены областной, окружной избирательных комиссий, а также лица, указанные в пункте 2 статьи 23 настоящего закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки график распределения бесплатной печатной площади публикуется в средствах массовой информации.
5. Редакции периодических печатных изданий, подпадающие под действие пункта 1 статьи 32 настоящего закона, обязаны резервировать печатные площади для проведения предвыборной агитации на платной основе зарегистрированными кандидатами. Размер и условия оплаты агитационных печатных площадей должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов. Общий объем печатной площади, резервируемой для платного предоставления редакцией периодического печатного издания, не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, выделяемой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
6. Каждый зарегистрированный кандидат вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированной печатной площади печатную площадь в пределах доли, полученной путем деления этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов.
7. Дата публикации предвыборных агитационных материалов на платной основе определяется в соответствии с жеребьевкой, проводимой редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный п.3 настоящей статьи. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены избирательных комиссий, а также лица, указанные в пункте 2 статьи 23 настоящего закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки график распределения платной печатной площади публикуется в средствах массовой информации. Печатная площадь предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки.
8. В случае, если зарегистрированный кандидат после проведения жеребьевки откажется от использования печатной площади, он обязан не позднее чем за 2 дня до дня публикации сообщить об этом соответствующей редакции периодического печатного издания, которая вправе использовать высвободившуюся печатную площадь по своему усмотрению, за исключением целей предвыборной агитации.
9. Редакции периодических печатных изданий, подпадающие под действие пункта 2 статьи 32, выполнившие условия пункта 6 статьи 32 настоящего закона, обязаны предоставлять печатную площадь зарегистрированным кандидатам на равных условиях оплаты. Указанные редакции периодических печатных изданий, не соблюдающие этих требований, а также требований пункта 6 статьи 32 настоящего закона, не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам печатную площадь в целях предвыборной агитации.
10. Копия платежного документа о перечислении средств для оплаты стоимости печатной площади в полном объеме должно быть предоставлено зарегистрированным кандидатом до дня публикации в редакцию периодического печатного издания.
11. Оплата печатной площади должна производиться исключительно за счет средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата.
12. Публикация предвыборных агитационных материалов, осуществляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни были форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с зарегистрированным кандидатом.
13. Требования о предоставлении на равных условиях печатной площади не распространяются на редакции периодических печатных изданий в случаях, если редакция периодического печатного издания и (или) периодическое печатное издание учреждены зарегистрированным кандидатом (кандидатами), избирательным объединением, избирательным блоком, а также входящим (входящими) в избирательный блок избирательным объединением (избирательными объединениями) и не подпадают под действие пункта 1 статьи 32 настоящего закона.
14. Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях и оплачиваемых из средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата, должна помещаться информация о том, из фонда какого кандидата, зарегистрированного кандидата была произведена оплата соответствующей публикации. В случае, если публикация материалов была осуществлена бесплатно в соответствии с нормами, изложенными в пункте 1 настоящей статьи, и (или) иными нормами о бесплатном предоставлении печатной площади для публикации материалов зарегистрированных кандидатов, в публикации должно быть помещено указание на факт бесплатности данной публикации, а также указание на то, какому зарегистрированному кандидату была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации.
15. Расходы редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением зарегистрированным кандидатам бесплатной печатной площади в целях предвыборной агитации, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования этих редакций.
Статья 36. Условия проведения агитации посредством проведения массовых мероприятий
1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий; обязаны обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий. Запрещается предоставление для этих целей зданий и сооружений, включенных в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
2. Заявления о выделении помещений для проведения встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц с избирателями рассматриваются государственными органами, органами местного самоуправления не позднее трех дней со дня подачи. Уведомления организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. По заявке избирательных комиссий пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности государственных предприятий, учреждений и организаций помещения безвозмездно предоставляются в пользование на установленное соответствующей избирательной комиссией время для встреч зарегистрированных кандидатов с избирателями. В случае, если указанное помещение было предоставлено для проведения массовых мероприятий одному из зарегистрированных кандидатов, собственник помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату в предоставлении помещения на таких же условиях. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для зарегистрированных кандидатов при проведении массовых мероприятий.
4. Зарегистрированные кандидаты вправе на основе договора арендовать здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности на эти здания и помещения, для проведения встреч с избирателями, собраний, митингов, публичных дебатов и других предвыборных массовых мероприятий.
5. Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается. Встречи зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц с избирателями из числа военнослужащих за пределами расположения воинской части обеспечивает командир воинской части совместно с окружной избирательной комиссией с обязательным оповещением о времени и месте встречи не позднее чем за три дня до встречи всех зарегистрированных кандидатов либо их доверенных лиц.
Статья 37. Условия распространения агитационных печатных материалов
1. Зарегистрированные кандидаты вправе выпускать агитационные печатные материалы в порядке, установленном законом.
2. Все агитационные печатные материалы (за исключением материалов, распространяемых в соответствии со статьями 34 и 35 настоящего закона) должны содержать наименования и юридические адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) изготовление данных материалов, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска.
3. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в окружную избирательную комиссию. Вместе с данными материалами в окружную избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о месте нахождения (адресе места жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы. Изготовление и распространение агитационных печатных материалов без согласия в письменной форме соответствующих зарегистрированных кандидатов, а также без оплаты из соответствующего избирательного фонда зарегистрированного кандидата, не допускается.
4. Распространение агитационных печатных материалов с нарушением требований, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, запрещается.
5. Агитационные печатные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов. Запрещается вывешивание указанных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования.
6. Глава муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосования по предложению территориальной избирательной комиссии обязан предусмотреть на территории каждого избирательного участка специальные места для размещения агитационных печатных материалов. Зарегистрированным кандидатам должны быть обеспечены равные условия для размещения таких материалов. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли прочесть размещенную на них информацию.
Зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии список мест, выделенных для размещения предвыборных печатных агитационных материалов.
7. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении подложных агитационных печатных материалов либо агитационных печатных материалов, не содержащих информацию, указанную в пункте 2 настоящей статьи, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных печатных материалов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.