Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III. Избирательные комиссии
Статья 11. Система избирательных комиссий
Подготовку и проведение выборов в Законодательное Собрание осуществляют:
а) избирательная комиссия Тверской области, выступающая в качестве областной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания;
б) окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания;
в) территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания (далее - территориальные комиссии) либо избирательные комиссии муниципальных образований, действующие на постоянной основе;
г) участковые избирательные комиссии.
Статья 12. Избирательная комиссия Тверской области
1. Избирательная комиссия Тверской области образуется и действует в соответствии с федеральным законодательством, законом (положением) об избирательной комиссии Тверской области и настоящим законом.
2. При организации и проведении выборов избирательная комиссия области:
осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих (в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Тверской области - временно находящихся) на территории Тверской области;
осуществляет контроль за соблюдением избирательного законодательства при подготовке и проведении выборов, обеспечивает единообразное применение настоящего закона и издает по данным вопросам инструкции и иные правовые акты, обязательные для всех избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов;
определяет схему образования избирательных округов по выборам депутатов Законодательного Собрания Тверской области и представляет ее на утверждение Законодательному Собранию Тверской области;
назначает выборы в случаях, предусмотренных законами Тверской области;
устанавливает единую нумерацию избирательных участков на всей территории Тверской области;
координирует деятельность окружных, территориальных, участковых избирательных комиссий и оказывает им правовую, методическую и организационно-техническую помощь;
распределяет средства, выделенные из областного бюджета или полученные в порядке предоставления кредита на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, обеспечение деятельности избирательных комиссий на срок их полномочий, контролирует целевое использование указанных средств, а также соблюдение порядка финансирования избирательной кампании;
определяет порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных избирательной комиссии, другим избирательным комиссиям, а также устанавливает порядок открытия и ведения счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов кандидатов по согласованию с главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Тверской области. В пределах выделенных ассигнований устанавливает порядок и размеры оплаты труда граждан, привлекаемых к работе в комиссии в период подготовки и проведения выборов, а также дополнительной оплаты труда членов избирательных комиссий с правом решающего голоса;
контролирует своевременное опубликование окружными избирательными комиссиями сведений о размерах и источниках образования избирательных фондов, кандидатов в депутаты Законодательного Собрания, а также отчетов кандидатов о всех затратах, произведенных за счет этих фондов;
контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, в том числе для размещения технических комплексов государственной автоматизированной информационной системы, транспортом и связью, рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
устанавливает форму и степень защиты избирательного бюллетеня, форму списка избирателей и других избирательных документов, утверждает образцы печатей избирательных комиссий, порядок пересылки и хранения избирательных документов;
заслушивает сообщения органов исполнительной власти Тверской области, органов местного самоуправления и их должностных лиц по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные решения;
устанавливает общие итоги выборов депутатов Законодательного Собрания Тверской области, публикует их в средствах массовой информации, проверяет факт освобождения кандидата от обязанностей, не совместимых со статусом депутата Законодательного Собрания Тверской области, выдает удостоверение об избрании депутатом Законодательного Собрания, организует повторные выборы, дополнительные выборы, обеспечивает хранение документов избирательной комиссии, связанных с подготовкой и проведением выборов и передачу их в Государственный архив Тверской области;
составляет списки лиц, избранных депутатами Законодательного Собрания Тверской области, и передает эти списки в Законодательное Собрание Тверской области;
обеспечивает единообразное использование на территории области Государственной автоматизированной системы "Выборы";
отменяет решение нижестоящей избирательной комиссии в случае противоречия его федеральному законодательству и законам области, либо принятое с превышением установленных полномочий;
осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Тверской области, настоящим законом.
Статья 13. Порядок формирования окружной избирательной комиссии
1. Окружная избирательная комиссия формируется не позднее чем за 60 дней до дня выборов в количестве 7-15 членов. Состав окружной избирательной комиссии назначается представительным (представительными) органом (органами) местного самоуправления.
2. Формирование окружной избирательной комиссии осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава.
3. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава окружной избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Законодательном Собрании и (или) в представительном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
4. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов окружной избирательной комиссии.
5. Если территория избирательного округа включает в себя два и более муниципальных образований, то количество членов комиссии от каждого муниципального образования определяет избирательная комиссия области.
6. В случае, если представительные органы местного самоуправления не назначат состав либо часть состава окружной избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование окружной избирательной комиссии (части состава) производится избирательной комиссией области.
Статья 14. Порядок формирования территориальной избирательной комиссии
1. Территориальная избирательная комиссия формируется не позднее чем за 50 дней до дня выборов в количестве 5-13 членов. Состав территориальной избирательной комиссии назначается представительным органом местного самоуправления.
2. Формирование территориальной избирательной комиссии осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава.
3. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава территориальной избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Законодательном Собрании и (или) в представительном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
4. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов территориальной избирательной комиссии.
5. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной избирательной комиссии производится избирательной комиссией области.
6. Избирательная комиссия области вправе возложить полномочия территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания на избирательную комиссию муниципального образования, действующую на постоянной основе.
7. В случае, когда территория округа полностью совпадает с территорией муниципального образования, полномочия соответствующей окружной избирательной комиссии могут быть возложены на избирательную комиссию муниципального образования, по решению избирательной комиссии области.
8. В случае, когда территория муниципального образования включает в себя несколько избирательных округов, по решению избирательной комиссии области:
а) полномочия территориальной избирательной комиссии распределяются между окружными избирательными комиссиями;
б) полномочия окружных избирательных комиссий возлагаются на избирательную комиссию муниципального образования (в этом случае окружные избирательные комиссии не формируются).
Статья 15. Порядок формирования участковых избирательных комиссий
1. Участковые избирательные комиссии формируются в количестве 5-14 членов не позднее трех дней после образования избирательных участков. Состав участковых избирательных комиссий назначается представительным органом местного самоуправления.
2. Формирование участковых избирательных комиссий осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
Составы участковых избирательных комиссий назначаются представительным органом местного самоуправления с учетом требований частей 3,4 статьи 13 настоящего закона.
3. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав участковых избирательных комиссий в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковых избирательных комиссий производится соответствующей территориальной избирательной комиссией.
Статья 16. Полномочия окружной избирательной комиссии
1. Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов:
а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, за соблюдением законодательства о выборах на территории избирательного округа;
б) руководит деятельностью территориальных и участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы и заявления на решения и действия (бездействие) этих комиссий, принимает по жалобам, заявлениям мотивированные решения;
в) контролирует составление списков избирателей;
г) регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;
д) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты;
е) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными избирательной комиссией области на проведение выборов по избирательному округу;
ж) утверждает текст бюллетеня для голосования по избирательному округу, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими территориальных комиссий;
з) заслушивает сообщения органов местного самоуправления и их должностных лиц по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
и) устанавливает результаты выборов по округу и передает их в избирательную комиссию области;
к) контролирует обеспечение участковых и территориальных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
л) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом.
2. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий Законодательного Собрания.
Статья 17. Полномочия территориальной избирательной комиссии
1. Территориальная избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов:
а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, за соблюдением законодательства о выборах на соответствующей территории;
б) руководит деятельностью участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы и заявления на решения и действия (бездействие) этих комиссий, принимает по жалобам, заявлениям мотивированные решения;
в) на основании сведений, представляемых по установленной форме полномочными органами, должностными лицами местного самоуправления, командирами соответствующих воинских частей, составляет отдельные по каждому избирательному участку списки избирателей и передает их по акту участковым избирательным комиссиям;
г) обеспечивает всем кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, группам избирателей равные правовые условия для участия в избирательной кампании;
д) обеспечивает доставку избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям;
е) организует досрочное голосование в помещении территориальной избирательной комиссии;
ж) оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках;
з) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов;
и) распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, утверждает сметы расходов участковых избирательных комиссий, осуществляет контроль за целевым использованием денежных средств;
к) заслушивает сообщения органов местного самоуправления и их должностных лиц по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
л) устанавливает итоги голосования на соответствующей территории и передает протоколы об итогах голосования вместе с протоколами участковых избирательных комиссий в окружную избирательную комиссию;
м) публикует результаты голосования на соответствующей территории в средствах массовой информации;
н) обеспечивает передачу в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
о) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом.
2. Территориальные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий Законодательного Собрания.
Статья 18. Полномочия участковой избирательной комиссии
1. Участковая избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов:
а) сообщает населению адрес и номер телефона участковой комиссии, оповещает о времени ее работы, о дне и месте проведения голосования;
б) уточняет список избирателей по избирательному участку;
в) предоставляет список избирателей для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке, решает вопрос о внесении в список необходимых изменений и дополнений;
г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим законом;
д) обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;
е) организует на своем избирательном участке досрочное голосование, а также голосование в день выборов;
ж) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и передает их в территориальную избирательную комиссию; обеспечивает передачу документации в территориальную избирательную комиссию для последующей сдачи в архивный отдел администрации муниципального образования;
з) рассматривает заявления, жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом.
2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов в случае, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей избирательной комиссией или судом.
Статья 19. Статус члена избирательной комиссии с правом решающего голоса
1. Членом избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть назначен любой гражданин Российской Федерации не моложе 18 лет, обладающий избирательными правами (за исключением лиц, перечисленных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи).
2. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к даче согласия на назначение или к отказу от назначения членом избирательной комиссии с правом решающего голоса.
3. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса выдается удостоверение установленного образца.
4. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть: депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; депутаты Законодательного Собрания; депутаты органов местного самоуправления; выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления; судьи; кандидаты, зарегистрированные кандидаты; члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса; супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов; лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов.
5. Под непосредственным подчинением в настоящем законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых первый обладает в отношении последнего властно - распорядительными полномочиями, то есть имеет право: а) принимать на работу и увольнять; б) отдавать (в пределах должностных полномочий) приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения; в) применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания.
6. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса.
7. Срок полномочий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих комиссий.
8. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса досрочно освобождается от обязанностей члена комиссии по решению органа, его назначившего, в случае:
подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии;
признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
смерти члена комиссии;
признания члена комиссии на основании заявления соответствующей комиссии решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим своих обязанностей;
появления оснований, предусмотренных пунктами 4 и (или) 6 настоящей статьи.
Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования избирательной комиссии (в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
9. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан в трехдневный срок известить комиссию и соответствующий орган государственной власти области (представительный орган местного самоуправления) о появлении обстоятельств, служащих основанием для освобождения его от обязанностей члена комиссии, предусмотренных настоящей статьей. Если член избирательной комиссии с правом решающего голоса в трехдневный срок не известил комиссию и соответствующий орган государственной власти области (представительный орган местного самоуправления) о появлении указанных обстоятельств, комиссия самостоятельно извещает об этом соответствующий орган государственной власти области (представительный орган местного самоуправления).
10. Орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан (в соответствии с требованиями, установленными настоящим законом) назначить нового члена комиссии вместо выбывшего не позднее чем через 10 дней со дня появления вышеуказанных обстоятельств.
В случае невыполнения уполномоченным на то органом данного требования, нового члена избирательной комиссии назначает вышестоящая избирательная комиссия с соблюдением требований, установленных настоящим законом.
11. На период подготовки и проведения выборов член избирательной комиссии с правом решающего голоса может освобождаться от основной работы на основании письменного заявления и соответствующего решения избирательной комиссии. Средний заработок по месту основной работы члена избирательной комиссии с правом решающего голоса сохраняется. Основанием для выплаты данному члену комиссии среднего заработка по месту основной работы является копия постановления избирательной комиссии об освобождении члена избирательной комиссии от основной работы, заверенная секретарем комиссии.
Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, дополнительная оплата труда в избирательной комиссии может производиться за счет средств, выделенных на проведение выборов депутатов Законодательного Собрания, в размерах и порядке, установленных областной избирательной комиссией.
12. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса на период проведения выборов депутатов Законодательного Собрания не может быть привлечен без согласия прокурора Тверской области к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.
13. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов депутатов Законодательного Собрания не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.
Статья 20. Порядок назначения и срок полномочий членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса
1. После регистрации кандидата окружной избирательной комиссией данный кандидат вправе назначить в соответствующую окружную избирательную комиссию и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, вправе также назначить в соответствующую избирательную комиссию по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.
2. Членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, обладающий избирательным правом.
3. Члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса выдается удостоверение, форма которого устанавливается избирательной комиссией области.
4. Деятельность члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса начинается с момента получения соответствующей комиссией заявления о назначении данного члена избирательной комиссии, в котором указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (для возраста 18 лет - дополнительно день и месяц), место работы, род занятий и место жительства члена комиссии.
5. Если кандидат, назначивший членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, был избран, полномочия членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах депутатов Законодательного Собрания. Полномочия остальных членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования результатов выборов по всем голосованиям, проводимым на соответствующей территории в рамках данной избирательной кампании. Полномочия членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий.
6. В период, на который распространяются полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса, указанный член комиссии обладает установленными настоящим законом правами и может участвовать в подготовке и проведении всех выборов, в проведении которых принимает участие данная избирательная комиссия.
7. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому лицу.
Статья 21. Полномочия членов избирательных комиссий с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса
1. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии.
В случае невозможности участия в заседании избирательной комиссии член комиссии обязан своевременно известить об этом председателя избирательной комиссии.
2. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса вправе присутствовать на любых совещаниях комиссии.
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан выполнять поручения избирательной комиссии и ее председателя.
Член избирательной комиссии вправе осуществлять другие права и нести обязанности (а также ответственность), предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами области, настоящим законом.
3. Член избирательной комиссии как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса:
заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей комиссии;
вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих комиссий, в том числе со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, с документами и материалами комиссии, находящимися на машиночитаемых носителях; получать копии этих документов и материалов (за исключением подписных листов, списков избирателей, избирательных бюллетеней) и требовать заверения этих копий;
вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующей вышестоящей комиссии или в суде;
вправе осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.
4. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением: а) права выдачи избирательных бюллетеней; б) права участия в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней; в) права составления протокола об итогах голосования; г) права участия в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии; д) права подписывать решения избирательной комиссии.
Статья 22. Организация деятельности избирательных комиссий
1. Деятельность избирательной комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного и открытого обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию, инициативы членов избирательной комиссии.
2. Избирательная комиссия вправе рассмотреть на своем заседании любой вопрос, входящий в ее компетенцию, и принять решение в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Уставом, законами области.
3. Избирательная комиссия нового состава собирается на свое первое заседание не позднее чем через 15 дней после вынесения решения о назначении ее членов. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на 2/3 от установленного числа членов комиссии.
Со дня первого заседания избирательной комиссии нового состава полномочия избирательной комиссии прежнего состава прекращаются.
Первое заседание избирательной комиссии открывает старший по возрасту член комиссии с правом решающего голоса и ведет его до избрания председателя избирательной комиссии.
4. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса тайным голосованием с использованием бюллетеней и избирательного ящика.
5. Заседания избирательной комиссии созываются председателем избирательной комиссии или по его поручению его заместителем.
Заседания избирательной комиссии могут созываться также по требованию не менее одной трети от установленного состава членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Указанное требование в письменной форме с необходимым количеством подписей членов избирательной комиссии должно быть представлено председателю избирательной комиссии (или его заместителю в случае, если он выполняет поручение председателя комиссии о созыве заседаний комиссии). Заседание избирательной комиссии проводится в срок, предлагаемый данными членами избирательной комиссии или не позднее трех дней со дня поступления письменного требования (а в день выборов - незамедлительно).
6. Заседание избирательной комиссии области является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Заседание окружной, территориальной и участковой избирательной комиссий является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
7. Рассмотрение и принятие решения избирательной комиссии путем проведения опроса членов избирательной комиссии с правом решающего голоса не допускается.
8. По требованию любого члена избирательной комиссии, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей избирательной комиссии, комиссия обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым на заседании в соответствии с утвержденной повесткой заседания.
9. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава области, настоящего закона, законов области в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава области, настоящего закона в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений. В случае если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
10. Решения избирательной комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии; по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов; о регистрации кандидатов; об отмене регистрации кандидатов; об установлении итогов голосования и об определении результатов выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными; о проведении повторных и дополнительных выборов; об отмене решения нижестоящей избирательной комиссии и принятии решения по существу вопроса в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, настоящим законом, принимаются на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
11. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. При принятии решения избирательной комиссией член избирательной комиссии с правом решающего голоса может голосовать только "за" или "против". В случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя комиссии является решающим.
12. Решения избирательной комиссии (за исключением решения об избрании председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии) принимаются открытым голосованием.
Избирательная комиссия может принять решение о проведении тайного голосования (с использованием бюллетеней) по любому вопросу, входящему в ее компетенцию.
13. Все заседания избирательной комиссии протоколируются. Решения комиссии оформляются в виде постановлений и подписываются председательствующим на заседании и секретарем избирательной комиссии.
14. Члены избирательной комиссии, несогласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено избирательной комиссией на ее заседании, отражено в протоколе и приложено к нему. Особое мнение члена избирательной комиссии должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок (в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно).
15. Решения избирательной комиссии вступают в силу с момента их принятия.
16. На период подготовки и проведения выборов избирательные комиссии могут привлекать к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, нештатных работников по трудовым соглашениям.
17. Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до дня голосования и в день голосования - немедленно. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, указанные в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, должны предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий, а также предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для информирования избирателей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, настоящим законом. При этом расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций периодических печатных изданий покрываются в порядке, установленном настоящим законом.
Общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, организации, осуществляющие теле- и(или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, не указанные в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, а также их должностные лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами, законами области.
На зданиях, где размещены избирательные комиссии, устанавливаются соответствующие вывески.
Статья 23. Гласность в деятельности избирательных комиссий
1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется открыто и гласно.
2. На всех заседаниях соответствующей избирательной комиссии (а также при осуществлении соответствующей участковой, территориальной, избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, с протоколами об итогах голосования) вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо.
Для присутствия на заседаниях и при осуществлении работы с указанными избирательными документами дополнительного разрешения указанным лицам не требуется. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на заседания и при осуществлении работы с указанными избирательными документами. На заседаниях и при осуществлении работы с указанными избирательными документами также вправе присутствовать представители средств массовой информации.
3. Решения избирательных комиссий публикуются в средствах массовой информации, указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, за счет средств текущего бюджетного финансирования указанных средств массовой информации и передаются в иные средства массовой информации в сроки, установленные настоящим законом.
4. В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования (а также при повторном подсчете голосов избирателей) на избирательных участках вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 2 настоящей статьи, а также наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели.
Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении итогов голосования, при определении результатов выборов, при составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов.
5. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, общественное объединение вправе назначить в соответствующие участковые избирательные комиссии несколько наблюдателей, которые в день голосования, в том числе в день досрочного голосования, имеют право поочередно (не более одного человека единовременно) осуществлять наблюдение в помещении для голосования в период, указанный в пункте 4 настоящей статьи.
6. Наблюдатель должен иметь документ, содержащий следующую информацию: а) фамилия, имя, отчество наблюдателя; б) место постоянного или преимущественного проживания наблюдателя; в) номер избирательного участка, наименование комиссии, куда направляется наблюдатель. Данный документ должен быть заверен зарегистрированным кандидатом; руководителем территориального органа общественного или избирательного объединения, избирательного блока, чьи интересы представляет данный наблюдатель; и действителен при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт.
Указанный документ предъявляется в участковую избирательную комиссию в период, указанный в пункте 4 настоящей статьи, а в иную избирательную комиссию - с момента работы по составлению протокола об итогах голосования на соответствующей территории до окончания указанной работы.
7. Наблюдатель вправе:
а) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время в период, указанный в пункте 4 настоящей статьи;
б) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
в) знакомиться со списками избирателей;
г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 4 настоящей статьи;
д) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии (а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему) с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
е) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования (с протоколами иных комиссий о результатах выборов) и изготавливать (либо получать от соответствующей комиссии): копии указанных протоколов и приложенных к ним документов; копии иных документов, поступивших в соответствующие комиссии, либо составленных указанными избирательными комиссиями в период, указанный в пункте 4 настоящей статьи (в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании). По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать или заверить указанные копии;
ж) обжаловать в порядке, установленном настоящим законом, действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящей комиссии или в суде;
з) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.
8. Наблюдатель не вправе:
а) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
б) расписываться за избирателя (по его просьбе) в получении избирательного бюллетеня;
в) заполнять за избирателя (по его просьбе) избирательный бюллетень;
г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
д) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней;
е) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
ж) вести агитацию среди избирателей;
з) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
9. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средств массовой информации избирательная комиссия обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах выборов.
10. Копии протоколов и иных документов избирательной комиссии заверяются председателем или секретарем избирательной комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись: "Копия верна", расписываются, ставят печать избирательной комиссии и дату заверения.
11. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдатели, присутствующие при голосовании и подсчете голосов в участковых избирательных комиссиях, вправе носить не содержащие признаков предвыборной агитации значки или планки, на которых обозначается, кем и в каком статусе они делегированы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.