Закон Тверской области от 1 ноября 2001 г. N 187-ОЗ-2
"Об областной целевой программе "Развитие крестьянских
(фермерских) хозяйств и кооперативов в Тверской области
на 2001 - 2005 годы"
Законом Тверской области от 14 апреля 2005 г. N 63-ЗО настоящий закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 1 ноября 2001 года
См. пояснительную записку к программе
См. технико-экономическое обоснование программы
И.о. Председателя
Законодательного Собрания
Тверской области |
А.В. Грибов |
Одобрена
постановлением
Губернатора Тверской области
от 19 июня 2001 г. N 252
Администрация Тверской области
Областная целевая программа
"Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и
кооперативов в Тверской области на 2001-2005 годы"
г. Тверь
2001 год
(утв. законом Тверской области от 1 ноября 2001 г. N 187-ОЗ-2)
Содержание
Паспорт областной целевой программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
2. Основные цели, задачи и сроки реализации программы
3. Система программных мероприятий
Потребность средств для реализации программы
4. Ресурсное обеспечение программы
5. Механизм реализации программы и контроль за ходом ее выполнения
6. Оценка эффективности результатов от реализации программы
Паспорт
областной целевой программы
"Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и
кооперативов в Тверской области на 2001-2005 годы"
Наименование программы Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств
и кооперативов в Тверской области на
2001-2005 годы
Наименование решения Распоряжение Губернатора Тверской области
о разработке программы "О разработке областных целевых программ на
2001 - 2005 годы" от 21.06.2000 г. N 855-р
Государственный Департамент по социально-экономическому
заказчик развитию села Администрации области
Основные разработчики Департамент по социально-экономическому
программы развитию села Администрации области,
комитет по земельным ресурсам и
землеустройству Тверской области, Тверская
государственная сельскохозяйственная
академия
Цели и задачи Обеспечение устойчивого развития
программы кооперативов и крестьянских хозяйств,
занимающихся производством товарной
сельскохозяйственной продукции, повышение
их защищенности в условиях рыночных
отношений. Совершенствование механизма
реализации государственной поддержки
крестьянских хозяйств и кооперативов,
совершенствование земельных отношений,
формирование рыночной инфраструктуры на
основе кооперации и интеграции, развитие
фермерского самоуправления
Сроки и этапы
реализации программы 2001 - 2005 гг.
Перечень подпрограмм Развитие кооперации крестьянских хозяйств.
и основных мероприятий Развитие фермерского самоуправления.
Информационно-консультационное обслуживание
и научное обеспечение крестьянских хозяйств
и кооперативов. Строительство и
реконструкция производственных объектов и
их инженерное обеспечение. Мероприятия по
повышению плодородия почвы
Исполнители подпрограмм Департамент по социально-экономическому
и основных мероприятий развитию села Администрации Тверской
области, департамент финансов Администрации
области, органы управления АПК
муниципальных образований
Объемы и источники Всего - 41755 тыс. руб., в т.ч.
финансирования федеральный бюджет - 31160 тыс. руб.
областной бюджет - 8505 тыс. руб.
собственные средства - 2090 тыс. руб.
Ожидаемые конечные Обеспечение устойчивого развития и
результаты повышение эффективности крестьянских
хозяйств и кооперативов как составной части
многоукладной аграрной экономики.
Система организации Департамент по социально-экономическому
контроля за реализацией развитию села Администрации области готовит
программы ежеквартальный отчет о ходе реализации
программы и направляет его в комитет
экономики Администрации области, а также
ежегодно до 20 марта представляет
Губернатору Тверской области доклад о ходе
реализации этой программы, копию которого
направляет в комитет экономики
Администрации области
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Крестьянские (фермерские) хозяйства начали формироваться как сектор в сельскохозяйственном производстве области в начале 90-х годов, и в 1995 году было зарегистрировано их максимальное количество - 3803 хозяйства.
После 1995 года началось некоторое снижение количества крестьянских хозяйств, и в 1998-1999 годах количество крестьянских хозяйств стабилизировалось и по состоянию на 01.01.2001 года составило 3594 хозяйства.
Из числа зарегистрированных хозяйств сельскохозяйственную деятельность осуществляют 1970 единиц, другие виды деятельности - 10 единиц. Общая площадь земли, предоставленная неработающим хозяйствам, составляет 29200 га.
Крестьянским хозяйствам выделено 83975 га земли (в среднем по 23,4 га на одно хозяйство). Сельхозугодья занимают 72712 га (86% отведенных земель), в том числе пашня - 51229 га (59 %). На долю крестьянских хозяйств приходится 3,3 % сельхозугодий области.
Крестьянские хозяйства содержат 8,8 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 5,0 тыс. голов коров, 3,0 тыс. голов свиней, 2,3 тыс. голов овец. За период с 1996 по 2000 год поголовье крупного рогатого скота в крестьянских хозяйствах увеличилось на 32 %.
В 2000 году крестьянскими хозяйствами произведено зерновых 4,6 тыс. тонн, картофеля - 6,6 тыс. тонн, овощей 0,3 - тыс. тонн, льноволокна - 0,39 тыс. тонн, мяса - 4,3 тыс. тонн, молока - 16,6 тыс. тонн.
Основными причинами, не позволяющими крестьянским хозяйствам вести сельскохозяйственную деятельность, являются недостаток финансовых средств, техники, семян, удобрений, ГСМ, отсутствие дорог, связи, сетей водоэнерго, газоснабжения.
Начиная с 1996 года в сельском хозяйстве области проводится работа по углубленному реформированию сельскохозяйственных предприятий с целью образования крупных крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.
Проводимые реформы в АПК страны и области, нарушение многих хозяйственных связей отрицательно сказались на развитии сельскохозяйственного производства, в том числе и крестьянских хозяйств, однако, несмотря на продолжающиеся кризисные явления в агропромышленном комплексе, наметилась некоторая стабилизация в сельскохозяйственной деятельности крестьянских хозяйств. Устойчиво увеличиваются посевные площади, в основном зерновых культур, растет поголовье скота и производство молока.
В крестьянских хозяйствах и кооперативах, образованных в результате реформирования сельскохозяйственных предприятий, усилилась мотивация людей к труду, практически отсутствует иждивенчество, сократился аппарат управления. На 2001 - 2005 годы намечено проводить реформирование около 40 сельскохозяйственных предприятий ежегодно.
2. Основные цели, задачи и сроки реализации программы
Цель данной программы - добиться обеспечения устойчивого развития кооперативов и крестьянских хозяйств, занимающихся производством товарной сельскохозяйственной продукции, повышение их защищенности в условиях рыночных отношений.
Задачи программы: совершенствование механизма реализации государственной поддержки крестьянских хозяйств и кооперативов, совершенствование земельных отношений, формирование рыночной инфраструктуры на основе кооперации и интеграции, развитие фермерского самоуправления.
Срок реализации программы - 5 лет.
3. Система программных мероприятий
- Развитие кооперации крестьянских хозяйств.
- Развитие фермерского самоуправления.
- Информационно-консультационное обслуживание и научное обеспечение крестьянских хозяйств и кооперативов.
- Обучение и повышение квалификации глав крестьянских хозяйств.
- Строительство и реконструкция производственных объектов и их инженерного обеспечения.
- Приобретение сельскохозяйственной техники и скота на условиях лизинга.
- Мероприятия по повышению плодородия почвы.
Основными направлениями развития кооперации крестьянских хозяйств на срок действия программы являются:
- совместное использование техники и обработка земли;
- переработка, хранение и сбыт продукции;
- производственно-техническое обслуживание;
- кредитование и страхование.
В современных условиях для кооперативного движения характерна тенденция к развитию закупочно-снабженческих и кредитно-производственных видов кооперации.
Необходимость создания сельских кредитных кооперативов в Тверской области продиктована:
- огромным спросом на кредит со стороны сельских товаропроизводителей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- трудностями получения кредита в коммерческом банке, ввиду невозможности представления необходимого залога;
- возможностью более эффективно осуществлять государственную поддержку, т.к. вкладывая областные бюджетные средства в кредитный кооператив, одновременно осуществляется финансовая помощь всем его учредителям.
Пайщики кредитного кооператива являются его совладельцами, а не клиентами и поэтому кредиты должны выдаваться простым и понятным способом. На начальном этапе, из-за низкой платежеспособности селян происходит мобилизация небольших финансовых ресурсов, и здесь особенно важна и нужна государственная поддержка в виде беспроцентного, среднесрочного кредита.
Развитие фермерского самоуправления будет проходить путем объединения крестьянских хозяйств в кооперативы, ассоциации и союзы в целях объединения и координации их хозяйственной деятельности, а также представительства и защиты экономических, правовых и социальных интересов в органах государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органах хозяйственного самоуправления товаропроизводителей агропромышленного комплекса и других организациях.
Органы фермерского самоуправления будут привлекаться органами государственной власти и местного самоуправления к разработке и реализации федеральных, региональных и местных программ социально-экономического развития агропромышленного комплекса, совершенствованию нормативно-правовой базы, созданию систем обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Продолжается процесс реформирования сельскохозяйственных предприятий. В сложившейся в агропромышленном комплексе области социально-экономической ситуации наиболее выгодным вариантом для сельскохозяйственных товаропроизводителей с экономической точки зрения является выделение из состава сельскохозяйственных предприятий крупных крестьянских хозяйств. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ крестьянское (фермерское) хозяйство не имеет статуса юридического лица и в первые пять лет освобождается от уплаты ряда налогов и находится в льготном режиме налогообложения по доходам, полученным от сельскохозяйственной деятельности.
Для информационно-консультационного обслуживания и научного обеспечения крестьянских хозяйств и кооперативов, обучения и повышения квалификации в области будут задействованы следующие организации:
- департамент по социально-экономическому развитию села Администрации области;
- Тверская государственная сельскохозяйственная академия;
- Тверской институт переподготовки и повышения квалификации кадров АПК;
- Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Тверской области.
Будет оказываться помощь в освоении достижений науки и техники, новейших технологий, в области кооперации, экономики, юридической защиты.
Предполагается ежегодное проведение семинаров с главами крестьянских хозяйств с выездом в базовые крестьянские хозяйства, семинаров с руководителями реформированных сельскохозяйственных организаций, работа с ассоциацией крестьянских хозяйств и кооперативов России с целью организации стажировки глав крестьянских хозяйств за рубежом. Крестьянские хозяйства, кооперативы будут участвовать в выставках-ярмарках как в области, так и в других регионах.
Потребность средств для реализации программы
Наименование мероприятий |
Общая стоимость (тыс. руб.) | Источник финансирования |
|||||
Всего за 2001- 2005 гг. |
в том числе: | ||||||
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
|||
Выплата единовременных денежных пособий семьям, переселившимся в сельскую местность для создания крестьянских хозяйств |
300 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
областной бюджет |
Возмещение части ущерба, вызванного стихийными бедствиями (пожар, наводнение, ураган, засуха) |
670 |
100 |
115 |
130 |
150 |
175 |
областной бюджет |
Строительство и реконструкция производственных объектов и их инженерного обеспечения, в том числе: за счет собственных средств возмещение до 50% затрат на строительство, реконструкцию производственных объектов и их инженерного обеспечения за счет областного бюджета |
3380 2030 1350 |
500 300 200 |
580 350 230 |
660 395 265 |
765 460 305 |
875 525 350 |
областной бюджет + собств. средства в т.ч.: собств. средства областной бюджет |
Краткосрочный бюджетный кредит (на срок до 1 года) на приобретение сельскохозяйственной техники, машин и оборудования, рабочего и продуктивного скота основного стада, материально-технических ресурсов для проведения сельскохозяйственных работ |
2815 |
415 |
480 |
550 |
635 |
735 |
областной бюджет |
Предоставление кредитов КФХ из специального фонда кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях |
6500 |
1000 |
1000 |
1500 |
1500 |
1500 |
федер. бюджет |
Стартовая поддержка реформированных сельскохозяйственных предприятий и вновь учрежденных кооперативов в виде бюджетного кредита |
3370 |
500 |
575 |
660 |
760 |
875 |
областной бюджет |
Лизинг техники и племенного скота |
24600 |
4600 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
федер. бюджет |
Организация учебы, проведение семинаров с главами КФХ |
120 60 60 |
20 10 10 |
20 10 10 |
20 10 10 |
30 15 15 |
30 15 15 |
в т.ч.: федер. бюджет собст. средства |
ВСЕГО: | 41755 | 7175 | 7820 | 8580 | 8910 | 9270 |
Примечания:
1. Размер выделяемых бюджетных средств по направлениям использования ежегодно корректируется с учетом фактической потребности.
2. Порядок распределения средств федерального бюджета определяется соглашением, заключенным между Администрацией Тверской области и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Кроме этого, крестьянские хозяйства и кооперативы в соответствии с федеральными и региональными программами получают дотации и компенсации, пользуются фондом льготного кредитования наравне с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями, используют возможности приобретения сельскохозяйственной техники и скота на условиях лизинга.
На крестьянские хозяйства распространяется порядок финансирования комплекса работ по повышению плодородия полей, а именно на:
- приобретение минеральных удобрений;
- известкование и фосфоритование;
- агрохимическое обследование;
- рекультивацию земель;
- комплекс работ с торфом.
Крестьянским хозяйствам предусматривается выделение в пределах 5% лимитов, предусмотренных в областном бюджете на комплекс работ по повышению плодородия полей.
4. Ресурсное обеспечение программы
Источниками финансирования программы служат:
- собственные средства крестьянских хозяйств и кооперативов, полученные за счет роста объемов производства продукции, снижения затрат на производство;
- привлечение выгодных инвестиционных проектов, включая государственные источники;
- средства областного бюджета;
- средства федерального бюджета.
Всего за 2001- 2005 гг. |
в том числе: | |||||
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
||
Всего по программе, тыс. руб.: |
41755 |
7175 |
7820 |
8580 |
8910 |
9270 |
Из них: Федеральный бюджет Областной бюджет Собств. средства КФХ |
31160 8505 2090 |
5610 1255 310 |
6010 1450 360 |
6510 1665 405 |
6515 1920 475 |
6515 2215 540 |
5. Механизм реализации программы
и контроль за ходом ее выполнения
Текущее управление программой осуществляется Департаментом по социально-экономическому развитию села Администрации Тверской области.
Органы управления АПК муниципальных образований участвуют в реализации мероприятий программы.
Объекты, на которые направлены отдельные мероприятия программы, определяются на конкурсной основе.
Департамент по социально-экономическому развитию села Администрации области, с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы.
Департамент по социально-экономическому развитию села Администрации области готовит ежеквартальный отчет о ходе реализации программы по перечню программных мероприятий и направляет его в комитет экономики Администрации области. Кроме того, ежегодно, до 20 марта представляет Губернатору Тверской области доклад о ходе реализации в истекшем году областной целевой программы, копию доклада направляет в комитет экономики Администрации области.
6. Оценка эффективности результатов от реализации программы
Реализация настоящей программы позволит обеспечить:
- экономическую стабильность работы крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов;
- укрепление материально-технической базы крестьянских хозяйств и кооперативов;
- успешное развитие реформированных сельскохозяйственных предприятий;
- укрепление кооперативных связей крестьянских хозяйств.
Программа является экономически эффективной. Объем чистой прибыли (после уплаты налогов) с учетом реализации программы в 2005 году составит 12,7 млн. рублей, повышается рентабельность производства. В результате реализации программы население области получит дополнительную надежную базу в обеспечении продуктами питания. В 2005 году производство молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах и кооперативах составит 22,5 тыс. тонн, мяса (в живом весе) - 4,4 тыс. тонн. Удельный вес производства сельскохозяйственной продукции фермерскими хозяйствами в общем объеме производства продукции по области с 1,7 % в 2000 году возрастет до 3,0 % в 2005 году.
Расчеты по эффективности результатов от реализации программы представлены в приложениях N 1 и N 2.
Приложения NN 1 и 2 не приводятся
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тверской области от 1 ноября 2001 г. N 187-ОЗ-2 "Об областной целевой программе "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов в Тверской области на 2001 - 2005 годы"
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст закона опубликован в газете "Тверские ведомости" N 100, 14 - 20 декабря 2001 г.
Законом Тверской области от 14 апреля 2005 г. N 63-ЗО настоящий закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г.