Закон Тверской области от 1 ноября 2001 г. N 188-ОЗ-2
"Об областной целевой программе "Оптимизация уровня
механизации сельскохозяйственного производства
на 2001-2005 годы" ("Механизация")
Законом Тверской области от 14 апреля 2005 г. N 63-ЗО настоящий закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 1 ноября 2001 года
См. пояснительную записку к программе
См. технико-экономическое обоснование программы
И.о. Председателя
Законодательного Собрания
Тверской области |
А.В. Грибов |
Одобрена
постановлением
Губернатора Тверской области
от 25 июня 2001 г. N 258
Областная целевая программа
"Оптимизация уровня механизации сельскохозяйственного
производства области на 2001-2005 годы"
("Механизация")
г. Тверь
(утв. законом Тверской области от 1 ноября 2001 г. N 188-ОЗ-2)
Содержание
Паспорт областной целевой Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
2. Основные цели и задачи реализации Программы
3. Система программных мероприятий
3.1. Создание лизингового фонда
3.2. Создание и пополнение фонда ремонта
3.3. Создание рынка подержанной сельскохозяйственной техники
3.4. Организация и развитие сети машинно-технологических станций
3.5. Укрепление энергетического потенциала сельскохозяйственного
производства области
3.6. Изготовление дополнительных средств механизации
4. Финансирование мероприятий
4.1. Создание лизингового фонда
4.2. Создание и пополнение фонда ремонта
4.3. Создание рынка подержанной сельскохозяйственной техники
4.4. Организация и развитие сети машинно-технологических станций
4.5. Укрепление энергетического потенциала сельскохозяйственного
производства области
4.6. Изготовление дополнительных средств механизации 18
5. Ресурсное обеспечение Программы
6. Механизм реализации и контроль за ходом выполнения Программы
7. Оценка эффективности реализации Программы
Паспорт
областной целевой программы
"Оптимизация уровня механизации
сельскохозяйственного производства
на 2001-2005 годы" ("Механизация")
Наименование Программы: "Оптимизация уровня механизации
сельскохозяйственного производства на
2001 - 2005 годы" ("Механизация").
Дата принятия решения Распоряжение Губернатора области от
о разработке Программы: 22.12.2000 г. N 1893-р "О внесении
дополнений в распоряжение Губернатора
Тверской области от 21.06.2000 г. N 855-р
"О разработке областных целевых программ
на 2001 - 2005 годы".
Государственный Департамент по социально-экономическому
заказчик: развитию села администрации Тверской
области.
Основные разработчики: Департамент по социально-экономическому
развитию села администрации Тверской
области,
НП Корпорация "Тверьоблагропромсервис",
ОАО "Тверьагроснабкомплект",
ЗАО "Тверьагропромэнерго".
Цели и задачи Главной целью Программы является создание
Программы: условий для наращивания производства
сельскохозяйственной продукции.
Программа предусматривает решение
следующих задач: обеспечить уровень
технической готовности машинно-тракторного
парка и животноводческого оборудования,
необходимый для выполнения объемов работ
по производству продукции растениеводства
и животноводства, создать основу для
эффективного использования сельскохозяй-
ственной техники.
Исполнители программы: Департамент по социально-экономическому
развитию села Администрации области,
органы управления АПК райгорадминистраций,
сельхозтоваропроизводители области (под
которыми понимаются коллективные и
фермерские хозяйства, товарищества, произ-
водственные кооперативы, государственные
и муниципальные унитарные предприятия).
Сроки и этапы реализации
программы: 2001 - 2005 годы.
Перечень основных Оптимизация уровня механизации
мероприятий: предусматривает осуществление комплекса
мер:
создание лизингового фонда;
создание и пополнение фонда ремонта;
создание рынка подержанной
сельскохозяйственной техники;
организация и развитие сети машинно-
технологических станций;
укрепление энергетического потенциала
сельскохозяйственного производства
области;
изготовление дополнительных средств
механизации.
Объемы и источники: Для реализации Программы требуется всего
средств 249,1 млн. руб., в том числе из
федерального бюджета - 123,0 млн. руб., из
областного бюджета - 58,3 млн. руб.,
собственные средства сервисных предприятий
- 0,6 млн. руб., сельхозтоваропроизводите-
лей - 67,2 млн. руб.
Ожидаемые конечные Реализация предусмотренных областной
результаты реализации целевой Программой мероприятий позволит
Программы: повысить производительность труда,
улучшить использование материально -
технических ресурсов, сохранить и
постепенно увеличивать площади
сельскохозяйственных угодий.
Система организации контроля за
использованием программы:
Департамент по социально-экономическому
развитию села администрации Тверской
области ежеквартально, нарастающим итогом,
в срок до 20 числа месяца, следующего за
отчетным, направляет в комитет экономики
Администрации области информацию о ходе
реализации областной целевой программы
"Механизация". Ежегодно, до 20 марта
представляет Губернатору Тверской области
доклад о ходе реализации в истекшем году
областной целевой программы, копию доклада
направляет в комитет экономики
Администрации области.
Программа
"Оптимизации уровня механизации
сельскохозяйственного производства области
на 2001-2005 годы" ("Механизация")
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Одной из основных причин неудовлетворительной работы всех отраслей сельскохозяйственного производства является низкий уровень их технической оснащенности. Наличие собственного производства и обеспеченность отечественных сельхозтоваропроизводителей необходимой техникой характеризуют продовольственную безопасность любой страны.
Диспаритет цен между продукцией машиностроения и сельскохозяйственного производства лишил сельских товаропроизводителей возможностей своевременно приобретать технику для замены, выбывающей в связи с физическим износом и ее старением. В результате количество машин резко снизилось и не обеспечивает обработку пашни в полном объеме, механизацию трудоемких процессов в растениеводстве и животноводстве. Как следствие, снижение урожайности и валового сбора сельскохозяйственных культур, продуктивности животных и объемов производства продуктов животноводства, падение рентабельности производства.
Тракторный парк сельскохозяйственных предприятий области с 1995 г. по 2001 г. сократился на 32,3 % (6763 шт.), парк зерноуборочных комбайнов - на 37,3 % (1283 шт.), сеялок всех марок - на 46,8 % (1751 шт.).
Анализ обеспеченности основной сельскохозяйственной техникой хозяйств области (приложение 1) показывает, что обновление парка за последние 5 лет составляет менее 1% в год, и в дальнейшем приобретение новой техники ожидается в значительно меньших объемах, а в то же время выбытие идет в пределах 5-10 % от наличия.
Тракторный и комбайновый парк стареют, большинство машин находится за пределами экономически целесообразных сроков использования. Особенно тревожное положение с тракторным парком, в котором более 10,0 тыс. шт. тракторов (71 % от наличия) вышли за пределы сроков амортизации.
С уменьшением численности машин резко возросли нагрузки на оставшуюся технику. Так, нагрузка на 1 физический трактор в настоящее время составляет 60 га пашни или на 50 % выше норматива. На 1 плуг приходится 226 га пашни при нормативе 151 га. Нагрузки на культиваторы превышает нормативные более чем в 2 раза.
Аналогичное положение складывается и в механизации животноводческих ферм, на которых практически приостановлены работы по реконструкции и техническому перевооружению. На протяжении последних лет резко сократилось поступление в область машин и механизмов для животноводческих ферм и комплексов. Так, поставка доильных установок к 1990 году сократилась в 87 , холодильных установок соответственно - 366, кормораздатчиков - 155, средств для навозоудаления - 52 раза. И как следствие, уровень комплексной механизации на молочно-товарных фермах по сравнению с 1990 годом снизился в 2,5 раза (приложение 2).
Особую тревогу вызывает состояние электрооборудования на фермах и сушильных комплексах. Отсутствие возможности проведения необходимых работ по ремонту и замене электрооборудования приводит к нарушению основных процессов при содержании общественного поголовья животных; значительно уменьшает уровень механизации трудоемких процессов, увеличивает заболеваемость животных, повышает пожароопасность и в итоге приводит к спаду выхода продукции животноводства.
Падение платежеспособности сельхозтоваропроизводителей не позволяет им не только приобретать новую технику, но и ремонтировать и обслуживать на должном уровне, находящуюся в эксплуатации.
С ухудшением технического состояния сельскохозяйственной техники, машин и оборудования для животноводческих ферм и комплексов увеличиваются затраты на покупку запасных частей и материалов. Однако финансовое состояние большинства хозяйств не позволяет приобретать даже минимум необходимого для ремонта за счет собственных источников, пользоваться услугами обслуживающих предприятий (районные объединения "Агропромэнерго", "Агроснабы", ремонтнотехнические предприятия и заводы), которые также находятся в тяжелом финансовом положении, не имеют свободных оборотных средств для приобретения необходимых запасных частей и материалов. В итоге простаивают производственные мощности обслуживающих село предприятий.
Не в полном объеме решают вопросы пополнения средств механизации и поддержание машинно-тракторного парка в работоспособном состоянии поставка машин и оборудования по лизингу и ремонт техники с отсрочкой платежа ввиду их незначительных объемов и коротких сроков возврата средств.
Динамика приобретения техники за последние 10 лет хозяйствами области приведена в приложении 3.
Все это определяет необходимость разработки целевой Программы осуществления действенных мер по прекращению дальнейшего спада инженернотехнического потенциала агропромышленного комплекса области, его стабилизации и развития.
Программа имеет своей целью восполнение недостающей техники и сбалансирование парка машин и оборудования, обеспечивающих выполнение прогнозируемых объемов работ на 2001-2005 годы. Ее реализация требует финансирования в основном за счет средств федерального и областного бюджетов.
2. Основные цели и задачи реализации Программы
Главной целью Программы является приведение энергетических мощностей машинно-тракторного парка, механизмов животноводческих ферм в соответствие с потребностями сельскохозяйственного производства, достижения прогнозируемых показателей в растениеводстве и животноводстве области.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- оптимизация количества и номенклатуры парка сельскохозяйственной техники и оборудования животноводческих ферм и комплексов;
- приведение и содержание машинно-тракторного парка в работоспособном состоянии, позволяющем выполнить весь комплекс сельскохозяйственных работ в оптимальные сроки;
- за счет внедрения новой техники выйти на уровень механизации, который бы обеспечил внедрение прогрессивных технологий в растениеводстве и животноводстве;
- создание условий по эффективному использованию сельскохозяйственной техники и механизмов животноводческих ферм и комплексов, приблизив их нагрузки к нормативным;
- восстановление и техническое перевооружение ремонтно-обслуживающей базы хозяйств и ремонтных предприятий.
3. Система программных мероприятий
Оптимизация уровня механизации сельскохозяйственного производства области предусматривает осуществление следующего комплекса мер:
3.1. Создание лизингового фонда
Из-за отсутствия финансовых средств у сельхозтоваропроизводителей обновление машинно-тракторного парка и оборудования животноводческих ферм и комплексов, доведение до оптимального количества машин в настоящее время возможно лишь на условиях финансовой аренды (лизинга).
Количество машин и оборудования, которые необходимо приобрести, определяется потребностью замены выбывающей техники в связи с износом и пополнением парка до прогнозируемого количества.
Исходя из минимальной нормативной потребности, необходимо приобретать, начиная с 2001 по 2005 год ежегодно, около 1000 тракторов, зерноуборочных комбайнов - 140 , кормоуборочных комбайнов - 55, сеялок - 250, плугов - 380, культиваторов - 600 и других сельскохозяйственных машин и оборудования на общую сумму более 2,6 млрд. руб. (приложение 4).
За 1994 - 2000 г.г. получено сельхозтоваропроизводителями 2316 единиц сельскохозяйственной техники по федеральному лизингу, в том числе тракторов - 544, комбайнов - 201, автомобилей - 208, льнотехники - 640 единиц на сумму 141,8 млн. руб.
В 2001 году предусмотрено приобретение сельскохозяйственной техники на условиях финансовой аренды из средств федерального бюджета 213 ед. на сумму 20,0 млн. руб. Всего в 2001 - 2005 г.г. планируется поставка сельскохозяйственной техники 965 ед. на сумму 123,0 млн. руб.
Информация о поставках сельскохозяйственной техники по федеральному лизингу в приложении 5.
В 2001 году планируется создание областного лизингового фонда, что позволит передавать коллективным и фермерским хозяйствам сельскохозяйственную технику, животноводческое оборудование, узлы, агрегаты к ним, изготавливаемые на ремонтно-технических предприятиях и промышленных предприятиях области, в том числе и подержанную технику.
Разработана конкурсная документация на поставку сельскохозяйственной техники на условиях областного лизинга. Предусматривается поставка косилок роторных КРН-2,1, комбинированных почвообрабатывающих агрегатов ВИП-5,6, изготавливаемых на ОАО "Ржевэлектромеханика", зерносушилок СЗК "Тверца" ОАО "Тверьсельмаш", культиваторов типа КПС-4 Калязинского механического завода и др.
3.2. Создание и пополнение фонда ремонта
С каждым годом техническое состояние имеющегося машинно-тракторного парка и оборудования животноводческих ферм продолжает ухудшаться. У сельских товаропроизводителей нет свободных средств для своевременного ремонта техники. Новых машин закупается незначительное количество, которые существенного влияния на общее состояние парка машин не оказывают.
Доходы хозяйств, в том числе и необходимые для ремонта техники, находятся в прямой зависимости от объемов произведенной продукции и поступают в определенные периоды, не совпадающие с расходами на подготовку техники.
Исходя из этого, целесообразно ремонтировать технику для сельских товаропроизводителей с предоставлением им отсрочки платежа на срок, позволяющий им накопить необходимые для расчетов средства. С этой целью создан фонд ремонта.
Выделенные из областного бюджета средства в Фонд ремонта будут находиться в постоянном обороте. Срок, на который создается фонд, не может ограничиваться определенным календарным периодом, так как процесс ремонта техники различного назначения идет беспрерывно.
Создание фонда ремонта позволяет выполнить наиболее сложную часть ремонтных работ в специализированных мастерских ремонтно-обслуживающих предприятий, оснащенных необходимым оборудованием и имеющих необходимые квалифицированные кадры ремонтников. При этом качество ремонта будет выше, чем в условиях хозяйств.
В 2001 году ремонт техники с использованием средств фонда ремонта предполагается производить для 150 хозяйств и отремонтировать 206 ед. сельскохозяйственной техники, в 2002 году - 302 ед., в 2003 г. - 365 ед., в 2004 г. - 412 ед. и к 2005 году при выделении необходимых финансовых средств довести объем ремонта до 500 ед. сельскохозяйственной техники.
Увеличение количества машин и оборудования, участвующих в работе, сократит сроки проведения сельскохозяйственных работ, даст возможность получить дополнительную продукцию.
См. список законодательных актов Тверской области, которые не финансируются из областного бюджета, утвержденный законом Тверской области от 26 декабря 2003 г. N 96-ЗО
3.3. Создание рынка подержанной сельскохозяйственной техники
Ежегодно хозяйства области списывают и используют как металлолом сотни тракторов и других машин. Многие детали и даже узлы машин имеют незначительный износ и могут быть отремонтированы или восстановлены. На базе восстановленных деталей и отремонтированных узлов при небольшом добавлении новых запасных частей могут быть собраны работоспособные отремонтированные машины. Эта техника может быть продана хозяйствам на вторичном рынке в том числе и на условиях областного лизинга по цене не более 60 % от стоимости новой при ресурсе восстановленных деталей 70 - 80 % от новых.
Выполнить работы, связанные с созданием рынка подержанной техники, могут ремонтно-обслуживающие предприятия. Для этого им необходимы средства для закупки изношенных объектов и запасных частей для ремонта, а сельхозтоваропроизводителям средства для приобретения подержанной техники.
В 2000 году не участвовали при проведении весенне-полевых работ - 5117 тракторов (34 %), 1193 плуга (30 %), 707 сеялок (33 %), на заготовке кормов - 446 кормоуборочных комбайнов (33 %), уборке урожая - 874 зерноуборочных комбайна (40 %), которые могут быть использованы на вторичном рынке. Восстановление части их позволит пополнить парк машин, участвующих в работе, и увеличить объемы выполняемых работ.
Проблема создания рынка подержанной техники многоуровневая.
В 2001 году планируется проведение организационных мероприятий, информационного обеспечения, разработка и утверждение комплекта нормативнотехнических и методических документов для организации и функционирования вторичного рынка подержанной техники в АПК области.
В 2002 году при выделении финансовых средств из областного бюджета будет организована покупка (сбор) списанной или эксплуатируемой за пределами амортизационного срока сельскохозяйственной техники, ее узлов и агрегатов, восстановление и реализация их в 9 специализированных мастерских ремонтнотехнических предприятий. В 2003 году предусматривается увеличить число ремонтно-технических предприятий и довести их до 15. При выделении финансовых ресурсов будут организованы новые цеха (участки) по восстановлению изношенных деталей и узлов, изготовление новых.
В 2004 - 2005 гг. будут созданы дилерские центры на базе ремонтнотехнических предприятий с участием заводов-изготовителей в организации совершенствования технологии восстановления и ремонта подержанной техники.
3.4. Организация и развитие сети
машинно-технологических станций
В условиях перехода АПК области к рыночной экономике при острейшем дефиците сельскохозяйственной техники, снижении показателей ее надежности, первостепенное значение приобретает интенсивная эксплуатация машиннотракторного парка. Это может быть осуществлено специализированными предприятиями - машинно-технологическими станциями (МТС) и механизированными отрядами созданными при ремонтно-технических предприятиях (РТП), которые могут обеспечить технический сервис и оказывать услуги сельскохозяйственным производителям различных форм собственности.
Организация МТС и создание механизированных отрядов при РТП способствует удовлетворению сельхозпроизводителей в многочисленных услугах, в первую очередь в полеводстве (вспашка, заготовка кормов, уборка урожая и т.д.) и животноводстве и освоению прогрессивных технологий производства сельскохозяйственных культур.
Без финансовой поддержки на федеральном и областном уровнях для приобретения высокопроизводительной техники и оказания помощи МТС в пополнении собственных оборотных средств будет невозможно их создание и организация эффективной работы.
В соответствии с постановлением правительства от 4.02.1997 г. N 127 "О мерах по развитию сети машинно-технологических станций для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей" в 1998 году было создано 4 машинно-технологических станций. Для обеспечения их сельскохозяйственной техникой предусматривалось выделение 14,0 млн. руб. из федерального бюджета. Но указанные средства выделены не были. В настоящее время создана и функционирует одна СПОК "Кесовогорская МТС".
За 2000 год ею оказано услуг на сумму 1029 тыс. руб., в т.ч.
пахота - 55,5 тыс. руб.
поверхностная
обработка почвы - 4,0 тыс. руб.
уборка зерновых - 35 тыс. руб.
заготовка кормов - 9,0 тыс. руб.
внесение удобрений - 741,0 тыс. руб.
прочие
сельскохозяйственные
работы - 20,4 тыс. руб.
прочие
несельскохозяйственные
работы - 164,1 тыс. руб.
В ходе реализации Программы при условии выделения финансовых средств на приобретение сельскохозяйственной техники, запасных частей и горючесмазочных материалов планируется создание машинно-технологических станций в Калининском, Конаковском, Сандовском районах.
3.5. Укрепление энергетического потенциала
сельскохозяйственного производства области
Для размещения и содержания общественного поголовья скота в хозяйствах области имеется более 4,5 тыс. животноводческих помещений, оснащенных электрооборудованием и средствами механизации (доильные установки, холодильное оборудование, механизмов для навозоудаления, водоснабжения, приготовления и раздачи кормов, установок для регулирования микроклимата и других механизмов).
За последние 10 лет практически не ремонтировалось и не обновлялось оборудование животноводческих ферм, средства электрификации производства, коммуникации, включая все трубопроводы и электролинии, вследствие чего они находятся в неудовлетворительном состоянии, что может быть причиной аварий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций. В связи с этим необходимо принять срочные меры по ремонту и замене аварийных устройств, применению средств защиты.
Учитывая, что с 1990 года нарушена система технического обслуживания электрооборудования животноводческих ферм и сушильных комплексов специализированными предприятиями (РТП), большая часть его выработала амортизационные сроки, и поддержание в работоспособном состоянии возможно лишь за счет проведения капитальных ремонтов. Так, на проведение замены электропроводки и капитального ремонта силового электрооборудования только одной фермы для крупного рогатого скота на 200 голов требуется 40,0 тыс. руб., для ремонта одного зерносушильного комплекса (ежегодно требует ремонта более 200 объектов при общем наличии в хозяйствах 1500 ед.) в среднем затрачивается около 45 тыс. руб.
Таким образом, общая суммарная годовая потребность финансовых средств для проведения ремонта ферм и сушильных пунктов в целом по области составляет 50,155 млн. руб.
Необходимо учесть, что отсутствие финансовых средств для поддержания технической готовности электрооборудования животноводческих ферм, сушильных комплексов приведет к нарушению основных процессов, предусмотренных при содержании общественного поголовья животных (доение коров, навозоудаление, водоснабжение), значительно уменьшит уровень механизации трудоемких процессов, повысит пожароопасность, увеличит заболеваемость животных, что приведет к спаду выхода продукции животноводства.
На 2001 год потребность финансовых средств удовлетворена на 2,0 %, что позволит передать сельхозтоваропроизводителям 1196 ед. электротехнической продукции, 14500 м. электрокабеля в ассортименте и отремонтировать 2 фермы в Калязинском и Сандовском районах.
В 2002 году предусматривается провести электромонтажные и ремонтные работы на 4 фермах Калининского и Конаковского районах, в 2003 году Бежецкого и Калининского, в 2004 году Бологовского и Зубцовского, в 2005 году Кашинского, Торжокского, Калязинского районах области, что удовлетворяет потребность хозяйств лишь на 5,0%.
См. список законодательных актов Тверской области, которые не финансируются из областного бюджета, утвержденный законом Тверской области от 26 декабря 2003 г. N 96-ЗО
3.6. Изготовление дополнительных средств механизации
Сложившаяся ранее система централизованного сельскохозяйственного машиностроения не вписывается в товарно-денежную экономику. Организация создания эффективной товаропроводящей сети и системы инженерного сервиса для одиночного производителя сельскохозяйственной техники требует больших затрат. Поэтому в условиях рыночной экономики целесообразно внедрение регионального машиностроения, целью которого является адресное удовлетворение сельхозтоваропроизводителей своего региона в средствах механизации при минимально-возможных ценах и сроках поставок, полном обеспечении фирменным обслуживанием.
Сельскохозяйственное машиностроение России в настоящее время не выпускает всего комплекса машин для внедрения прогрессивных технологий, приспособленных к региональным условиям.
Дефицит ряда механизмов и оборудования для заготовки, приготовления и раздачи кормов, навозоудаления и других технологических процессов в растениеводстве и животноводстве может быть ликвидирован за счет их производства на ремонтно-обслуживающих предприятиях АПК по кооперации с промышленными предприятиями области.
Ежегодно на промышленных предприятиях области для нужд сельхозтоваропроизводителей изготавливаются запасные части, оборудование и полнокомплектные машины на общую сумму более 20 млн. руб., это - косилки роторные КРН-2,1, выравниватели-измельчители почвы ВИП-5,6 (ОАО "Электромеханика" г. Ржев), культиваторы типа КПС - 4 (ОАО "Механический завод "Калязинский"), зерносушилка "Тверца" (ОАО "Тверьсельмаш"), льноуборочная техника (ЗАО "Бежецксельмаш"), запасные части к тракторам и сельхозмашинам (ОАО "Тверьтехоснастка") и др.
Многие хозяйства испытывают потребность в машинах для заготовки кормов. В 2002 году предполагается организовать изготовление косилок КИР-1,5 , мобильных кормораздатчиков КТ-Ф-6 и других машин на ремонтно-технических предприятиях по кооперации с промышленными предприятиями области. В связи с тем, что на ремонтно-технических предприятиях и заводах отсутствуют свободные оборотные средства для приобретения узлов у промышленных предприятий и организаций для полнокомплектной сборки машин, необходима финансовая поддержка. Потребность финансовых средств для организации изготовления косилок КИР - 1,5 и кормораздатчиков КТФ - 6 составляет 2200 тыс. руб. В 2003 году предусмотрено изготовление культиваторов для обработки картофеля с набором сменных рабочих органов, в 2004 году - навозоуборочных транспортеров ТСН - 160, в 2005 году - норий зерновых.
Изготовление машин и оборудования позволит пополнить технический потенциал сельских товаропроизводителей области и механизировать трудоемкие процессы в растениеводстве и животноводстве, прекратит процесс перепрофилирования РТП, увеличить объем услуг, оказываемых сервисными службами для сельхозтоваропроизводителей, создать рабочие места, улучшить социальную обстановку на селе.
4. Финансирование мероприятий
4.1. Создание лизингового фонда
Областной лизинговый фонд будет создан в основном за счет средств областного бюджета, которые будут находиться в постоянном обороте. За счет средств фонда будет приобретаться сельскохозяйственная техника, оборудование, в том числе изготавливаемые на промышленных предприятиях области, и используемая на вторичном рынке. Пополнение лизингового фонда будет производиться за счет возврата лизинговых платежей лизингополучателей, новых поступлений из областного бюджета и собственных средств лизингодателя.
4.2. Создание и пополнение фонда ремонта
Средства фонда ремонта расходуются на ремонт сельскохозяйственной техники, оборудования животноводческих ферм, списанной и неиспользуемой техники для вторичного рынка. Пополнение его будет производиться за счет возврата платежей сельхозтоваропроизводителей области за выполненные работы, новых поступлений из областного бюджета и собственных средств фондодержателя.
4.3. Создание рынка подержанной сельскохозяйственной техники
Средства областного бюджета, предусмотренные на создание рынка подержанной техники, расходуются на изготовление технологической оснастки, приобретение оборудования для внедрения технологий восстановления, изготовления деталей и узлов, выкупа списанной техники.
4.4. Организация и развитие сети
машинно-технологических станций
Выделенные средства областного бюджета расходуются для приобретения сельскохозяйственной техники и запасных частей, в том числе на условиях лизинга.
4.5. Укрепление энергетического потенциала
сельскохозяйственного производства области
Расходы включают в себя изготовление электротехнической продукции для ремонта электрооборудования животноводческих ферм и сушильных комплексов, выполнение электромонтажных работ.
4.6. Изготовление дополнительных средств механизации
Предусматривается изготовление опытных образцов сельскохозяйственной техники, технологической оснастки и оборудования.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Для реализации программы требуется 249,1 млн. рублей, в т.ч. из федерального бюджета 123,0 млн. руб., из областного бюджета 58,3 млн. руб., собственные средства сервисных предприятий 0,6 млн. руб., сельхозтоваропроизводителей - 67,2 млн. руб. Сумма выделенных средств на возвратной основе составит 187,3 млн. руб.
Расчет потребности в бюджетных средствах на 2001-2005 годы представлен в таблице "Перечень мероприятий областной целевой программы "Оптимизация уровня механизации сельскохозяйственного производства на 2001 - 2005 годы" ("Механизация") (в действующих ценах 2000 года) (приложение 6).
Источниками финансирования служат:
- собственные средства сельхозтоваропроизводителей, полученные за счет роста объемов производства продукции растениеводства и животноводства, снижения затрат на их производство;
- собственные средства НП Корпорация "Тверьоблагропромсервис" и ОАО "Тверьагроснабкомплект".
- средства федерального бюджета;
- средства областного бюджета.
6. Механизм реализации и контроль
за ходом выполнения Программы
Государственным заказчиком, возглавляющим управление и осуществляющим контроль за реализацией Программы, является Департамент по социально-экономическому развитию села, оперативное управление осуществляет отдел материально-технических ресурсов и охраны труда. В районах эту работу будут проводить муниципальные органы управления агропромышленным комплексом.
Реализация целевой Программы осуществляется на основе контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции и услуг для областных государственных нужд, заключаемых на конкурсной основе между Департаментом с каждым из исполнителей программных мероприятий. Контракт определяет права и обязанности обеих сторон по обеспечению государственных нужд и предусматривает контроль Департамента, как госзаказчика программы, за ходом работ по выполнению контракта. Исполнители отдельных мероприятий Программы определяются на конкурсной основе в установленном порядке.
Департамент, с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы и состав исполнителей.
Департамент готовит ежеквартальный отчет о ходе реализации программы по перечню программных мероприятий и направляет его в Комитет экономики Администрации области. Кроме того, ежегодно, до 20 марта представляет Губернатору Тверской области доклад о ходе реализации в истекшем году областной целевой Программы, а также в Законодательное Собрание Тверской области в комитет экономики администрации области и средства массовой информации.
7. Оценка эффективности реализации программы
С освоением областной целевой Программы "Механизация" на первом этапе будет обеспечена стабилизация сельскохозяйственного производства, восстановление посевных площадей и поголовья животных с дальнейшим увеличением урожайности основных сельскохозяйственных культур и продуктивности животных. Это позволит обеспечить население области в основном собственными базовыми продовольственными и сырьевыми ресурсами.
Реализация предусмотренных областной целевой Программой мероприятий позволит интегрировать в сельскохозяйственное производство области внедрение механизированных технологий в растениеводстве и животноводстве и через них обеспечить стабильность и устойчивость его развития.
Предприятия и организации, приобретающие и использующие новую или подержанную технику, получают экономический эффект за счет снижения эксплуатационных затрат, экономии горюче-смазочных материалов, повышения урожайности, снижения общих потерь урожая. Повышение урожайности способствует увеличению валовой и товарной продукции. В результате этого предприятия получают экономический эффект. Их реальная выгода может быть достоверно определена по фактическим затратам. Так, в соответствии с протоколом Калининской машинно-испытательной станции N 05-23-98 экономический эффект от производства и использования за срок службы зерносушилки СЗК "Тверца", изготавливаемой на ОАО "Тверьсельмаш", составляет 110,9 тыс. руб. Срок окупаемости составляет ~ 5 лет при общих затратах 561,0 тыс. руб.
Учитывая, что новая техника дорогостоящая (так, например; отпуская цена на зерноуборочный комбайн Дон-1200 составляет 1500 тыс. руб.), срок окупаемости затрат будет колебаться от 3 до 10 лет. При проведении комплекса мероприятий, таких как:
- концентрация сельскохозяйственной техники в целях ее эффективного использования и обеспечения необходимого объема работ;
- использование машин и механизмов в 2 смены;
- наличие необходимого шлейфа машин и других мероприятий, срок окупаемости указанных расходов сократится от 2 до 8 лет.
Выделение финансовых средств из федерального, областного бюджетов и собственных средств сервисных предприятий и сельхозтоваропроизводителей за 2001 - 2005 г.г. в сумме 254,5 млн. руб., позволит пополнить машинно-тракторный парк сельхозтоваропроизводителей на 1217 ед. В результате уменьшатся фактические нагрузки на участвующие в работе сельскохозяйственные машины от 2 % до 4 %. Повысится готовность машинно-тракторного парка к периодам проведения сельскохозяйственных работ и составит от 64 % до 72 % по различным видам техники, что выше на 5 % до внедрения мероприятий.
Реализация мероприятий позволит не допустить вывод сельскохозяйственных угодий из землепользования, расширить к 2005 году посевные площади по возделыванию зерновых культур до 400 тыс. га, льна - 30 тыс. га, довести объем производства зерна до 450 тыс. тонн, льноволокна до 27 тыс. тонн. Повысится уровень комплексной механизации к 2005 году на фермах КРС до 45 %, коровниках - 46 %, обеспечит снижение трудоемкости производственных процессов в животноводстве. Так, снижение трудоемкости производства центнера молока за счет средств механизации на 1 чел. час позволит сэкономить около 2,5 млн. чел. час., а внедрение 100 кормораздатчиков КТ-Ф-6, изготовление которых планируется на ремонтно-технических предприятиях по кооперации с промышленными предприятиями области - 185 тыс. чел. часов.
Общий экономический эффект от реализации мероприятий проявляется в создании доходной базы предприятий, в увеличении их доходов, а значит налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, что позволит улучшить социально-экономическую ситуацию на селе.
Приложения 1 - 6 не приводятся
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тверской области от 1 ноября 2001 г. N 188-ОЗ-2 "Об областной целевой программе "Оптимизация уровня механизации сельскохозяйственного производства на 2001-2005 годы" ("Механизация")
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст закона опубликован в газете "Тверские ведомости" N 100, 14 - 20 декабря 2001 г.
Законом Тверской области от 14 апреля 2005 г. N 63-ЗО настоящий закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г.