Закон Тверской области от 1 ноября 2001 г. N 193-ОЗ-2
"Об утверждении областной целевой программы
"Профилактика правонарушений и преступности
несовершеннолетних в Тверской области на 2002-2004 годы"
13 мая, 24 сентября 2003 г., 18 мая, 15 декабря 2004 г.
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 1 ноября 2001 года
И.о. Председателя
Законодательного Собрания
Тверской области |
А.В. Грибов |
Одобрена постановлением
Губернатора Тверской области
от 19 сентября 2001 г. N 390
Администрация Тверской области
Областная целевая программа
"Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних
в Тверской области на 2002-2004 г.г."
(утв. законом Тверской области от 1 ноября 2001 г. N 193-ОЗ-2)
13 мая, 24 сентября 2003 г., 18 мая, 15 декабря 2004 г.
г. Тверь
2001
См. список законодательных актов Тверской области, которые не финансируются из областного бюджета, утвержденный законом Тверской области от 26 декабря 2003 г. N 96-ЗО
Законом Тверской области от 15 декабря 2004 г. N 75-ЗО в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы
"Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних
в Тверской области на 2002-2004 г.г."
Наименование Программы Областная целевая программа "Профилактика
правонарушений и преступности несовершенно-
летний на 2002-2004 г.г.".
Дата принятия решения Распоряжение Губернатора Тверской области
о разработке Программы N 579-р от 08.05.2001 г.
Государственный заказчик- Департамент образования администрации
координатор Программы Тверской области
Второй заказчик Программы Управление социальной защиты населения
Тверской области
Основные разработчики Департамент образования Тверской области,
Программы департамент социальной защиты населения
Тверской области, УВД Тверской области,
Департамент здравоохранения Тверской области,
Департамент Федеральной Государственной
службы занятости, Комитет по делам молодежи
Тверской области, Комитет по физической
культуре и спорту Тверской области.
Цели и задачи Программы - формирование основ комплексного решения
проблем профилактики безнадзорности и пра-
вонарушений несовершеннолетних, их социаль-
ной реабилитации и адаптации в современном
обществе;
- создание условий для эффективного функцио-
нирования системы профилактики правонаруше-
ний и преступности детей и подростков,
улучшение ее информационного обеспечения;
- расширение сети учреждений, осуществляющих
профилактику правонарушений и преступности
несовершеннолетних.
Сроки реализации 2002-2004 годы
Программы
Перечень основных Мероприятия по предупреждению преступности
мероприятий Программы несовершеннолетних, по защите несовершен-
нолетних в сферах быта, образования, труда
и досуга;
Мероприятия по криминологической и иной
профилактике, по правовому воспитанию несо-
вершеннолетних;
Мероприятия по финансовому, кадровому и орга-
низационно-правовому обеспечению Программы.
Мероприятия по реализации предложений
избирателей в части программ социально-
экономического развития Тверской области.
Исполнители основных Департамент образования Тверской области,
мероприятий Программы департамент социальной защиты населения
Тверской области, УВД Тверской области,
Департамент здравоохранения Тверской области,
Департамент Федеральной Государственной
службы занятости, Комитет по делам молодежи
Тверской области, Комитет по физической
культуре и спорту Тверской области,
администрации муниципальных образований.
Объемы и источники Общая стоимость Программы - 9940 тыс. рублей
финансирования
Источники финансирования /--------------------------------------------\
| | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
| |тыс. руб.|тыс. руб.|тыс. руб. |
|-------------+---------+---------+----------|
|федеральный | 2060 | 2060 | 2060 |
|бюджет | | | |
|-------------+---------+---------+----------|
|областной | 1100 | 1215 | 425 |
|бюджет | | | |
|-------------+---------+---------+----------|
|местные | 430 | 340 | 250 |
|бюджеты | | | |
|-------------+---------+---------+----------|
|внебюджетные | | | |
|источники | | | |
\--------------------------------------------/
Ожидаемые конечные - создание условий для обеспечения
результаты реализации защиты прав детей, их социальной
Программы реабилитации и адаптации в обществе;
- стабилизация и снижение числа правонаруше-
ний и преступлений, совершаемых детьми
и подростками в Тверской области;
- повышение эффективности социально-реабили-
тационной работы с несовершеннолетними,
совершающими противоправные действия.
Система организации Контроль за реализацией Программы осуществля-
контроля за исполнением ет Департамент образования Тверской
Программы области в соответствии с установленным
Порядком разработки и реализации областных
целевых программ, в осуществлении которых
участвует Тверская область, утвержденным
постановлением Губернатора области
от 16.07.99 г. N 605.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Обострение кризисных процессов в экономике, нарастание социальной напряженности порождают негативные процессы во всех слоях общества, но особенно в среде подрастающего поколения. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании. Все это порождает для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
- нестабильно количество граждан, лишенных родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности несовершеннолетних (число детей, отобранных у родителей, лишенных прав по Тверской области в 1997 г. составило 368, а в 1998 г. - 405, 2000 г. - 233);
- растет ранняя алкоголизация подростков и употребление несовершеннолетними ПАВ (из 531 преступлений, совершенных несовершеннолетними за 3 месяца 2000 г. 102 совершены в состоянии алкогольного опьянения; за I квартал 2001 г. на 10,9% увеличилось количество подростков, привлеченных к административной ответственности за употребление наркотических психотропных веществ.
- в числе участников преступлений каждый третий в возрасте 14-15 лет (34,1%). За I квартал 2001 г. на 150,0% больше зарегистрировано с участием подростков таких видов преступлений, как незаконное хранение и приобретение оружия.
К традиционно сложившимся формам неблагополучия семей (злоупотребление алкоголем, низкий уровень педагогических, психологических, правовых, и, в частности, криминогенных знаний, стремительный рост числа разводов, распространение внебрачных рождений), добавилась новая - обнищание семьи.
Снижение уровня доходов значительной чести семей в области привело к росту психологической напряженности и конфликтов в семейно-бытовом окружении.
Быстрое материальное расслоение, недоступность цен на товары и услуги для определенной части населения, утрата моральных и нравственных критериев толкает многих подростков на совершение преступлений.
Заметно снизили активность в работе по месту жительства профсоюзные органы.
Несмотря на некоторое снижение количества выявленных преступлений, совершенных несовершеннолетними, количество подростков, принимавших в них участие, почти не снижается. Преступность несовершеннолетних все более приобретает имущественный, групповой и организованный характер.
Основными причинами совершения подростками правонарушений и преступлений является их незанятость, в том числе общественно полезным трудом, сокращение досуговой базы, просчеты в семейном и школьном воспитании, трудности с трудоустройством.
В области уже накоплен опыт работы по профилактике преступности и правонарушений среди несовершеннолетних. Возрождают работу молодежные клубы по интересам, сложилась система организации отдыха и занятости подростков в летний период.
Несмотря на принимаемые меры, неуклонно растет число детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а из-за отсутствия финансовых средств в областном и местном бюджетах сеть социальных учреждений для несовершеннолетних отстает от реальной потребности; требует улучшения работа по трудоустройству и занятости подростков, организации досуга по месту жительства несовершеннолетних.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации программно-целевым методом.
2. Цели и задачи, сроки реализации Программы
Программа разработана в соответствии с распоряжением Губернатора Тверской области N 579-р от 08.05.01 г. "О подготовке областной целевой программы "Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области на 2002-2004 годы" и основана на Законах РФ "Об образовании" и "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Основной целью предлагаемой областной целевой программы "Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области на 2002-2004 годы" является дальнейшее комплексное решение проблем профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.
Программа предусматривает решение следующих задач:
совершенствование правовых, организационных, финансово-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие учреждений профилактики правонарушений несовершеннолетних;
осуществление мер общей профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей и подростков, их полезной деятельности во внеучебное время;
дальнейшее развитие специализированных учреждений, занимающихся профилактикой правонарушений и преступности несовершеннолетних, укрепление их материально-технической базы;
укрепление служб, осуществляющих реабилитацию детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
апробация новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитации несовершеннолетних, информационное и научно-методическое обеспечение развития новых форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
переподготовка и повышение квалификации специалистов по социальной работе, коррекционно-развивающей педагогике и психологии.
Решение вышеперечисленных проблем по обеспечению профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних, которые носят межведомственных характер, возможно только при активной государственной поддержке со стороны законодательной и исполнительной власти области в рамках реализации областной целевой программы "Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области на 2002-2004 годы".
Срок реализации Программы установлен на 2002-2004 г.г.
Законом Тверской области от 13 мая 2003 г. N 36-ЗО в раздел 3 настоящей программы внесены изменения
3. Система программных мероприятий
Перечень мероприятий Программы (приложение NN 1, 2) предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям.
Система программных мероприятий заключается в осуществлении мер общей и специальной профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних, содействующих реализации способностей и позитивных интересов детей и подростков, их общественно-полезной и развивающей деятельности во внеучебное время.
Предполагается расширить сеть учреждений дополнительного образования детей и сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних.
Предусматривается оснащение учреждений по профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних необходимым медицинским, бытовым и спортивным оборудованием, оборудованием для профессиональной подготовки и трудовой реабилитации, автотранспортом с целью создания необходимых условий проживания и реабилитации детей и подростков.
Предполагается обобщить и распространить опыт моделей и форм жизнеустройства детей, экспериментально апробировать современные технологии и программы социальной адаптации, социально-медицинской и психологической реабилитации различных категорий несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Будут проведены мероприятия по организации переподготовке специалистов разного профиля, работающих с безнадзорными детьми и подростками-правонарушителями.
Большое внимание будет уделено информационной деятельности в ходе реализации Программы.
В выполнении Программы участвуют: Департамент образования администрации Тверской области, Управление социальной защиты населения администрации Тверской области, УВД Тверской области, Департамент ФГСЗН, Департамент здравоохранения администрации Тверской области, Комитет по физической культуре и спорту администрации области, Комитет по делам молодежи администрации области, администрации муниципальных образований.
Законом Тверской области от 15 декабря 2004 г. N 75-ЗО в раздел 4 настоящей программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы намечается осуществить за счет консолидации средств на ее реализацию из различных источников: федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников.
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств консолидированного бюджета составляет 9940 тыс.руб., в том числе на:
мероприятия общей и специальной профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних - 930 тыс. рублей;
государственную поддержку учреждений по профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних - 8390 тыс. рублей;
научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних - 75 тыс. рублей;
организацию переподготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся профилактикой правонарушений и преступности несовершеннолетних - 145 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы из консолидированного бюджета будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов бюджетов всех уровней на соответствующий год.
Потребность в финансовых ресурсах в разрезе источников финансирования и по годам реализации Программы представлена в следующей таблице:
(в тыс. рублей)
Источники финансирования |
Всего за 2002-2004 г.г. |
в том числе по годам: | ||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | ||
Всего | 9940 | 3590 | 3615 | 2735 |
в том числе: федеральный бюджет |
6180 |
2060 |
2060 |
2060 |
областной бюджет | 2740 | 1100 | 1215 | 425 |
бюджеты муниципальных образований |
1020 | 430 | 340 | 250 |
внебюджетные источники |
Примечание: объем необходимых ассигнований рассчитан в ценах 2001 года.
Из средств федерального бюджета планируется оснащение учреждений по профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних необходимым медицинским, бытовым и спортивным оборудованием, оборудованием для профессиональной подготовки и трудовой реабилитации, автотранспортом с целью создания необходимых условий проживания и реабилитации детей и подростков.
Финансирование мероприятий Программы из средств областного бюджета направлено на развитие сети специализированных учреждений, занимающихся профилактикой правонарушений и преступности несовершеннолетних, укрепление их материально-технической базы, переподготовку и повышение квалификации специалистов по социальной работе, коррекционно-развивающей педагогике и психологии, а также на научную, методологическую и информационную поддержку деятельности по профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних.
Средства из бюджетов муниципальных образований будут направлены на расширение сети учреждений, работающих с подростками и молодежью (молодежные досуговые центры, молодежные информационные центры, центры патриотического воспитания молодежи, центры психолого-педагогической помощи подросткам, центры экстренной психологической помощи "Телефоны доверия", центры социальной помощи молодежи), и сохранение и развитие системы клубов по месту жительства.
Внебюджетные средства планируется привлекать по мере реализации мероприятий Программы всеми ее исполнителями.
Прогнозируемая стоимость Программы из областного бюджета в 2002 году составит 1100 тыс. рублей (см. бюджетную заявку на 2002 год и приложенную к ней структуру затрат на решение конкретных задач по программным мероприятиям).
Предварительная оценка затрат на выполнение областной целевой программы "Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области на 2002-2004 г.г." показывает, что для ее финансирования будут использованы средства
из федеральных источников по программам "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних",
из областных источников: Департамента Федеральной Государственной службы занятости, Областного фонда социальной поддержки населения.
Законом Тверской области от 18 мая 2004 г. N 32-ЗО в раздел 5 настоящей программы внесены изменения
5. Организация управления реализацией Программы и контроль
за ходом ее выполнения
Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - Департаментом образования Тверской области.
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком Программы в установленном порядке с исполнителями программных мероприятий, подтверждающих или уточняющих объемы финансирования Программы из внебюджетных источников, бюджетов муниципальных образований области.
Департамент образования Тверской области разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, средств бюджетов муниципальных образований области для реализации целевой Программы в установленные сроки, при сокращении объемов бюджетного финансирования мероприятий по целевой Программе, по сравнению с предусмотренными утвержденной Программой. В части мероприятий по предложениям избирателей, включенных в данную программу, реализация, управление и контроль за их осуществлением производится в порядке, определенном Положением о формировании и реализации предложений избирателей в части программ социально-экономического развития Тверской области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 26.11.2003 N 750-П-3.
Государственный заказчик при предоставлении в Комитет экономики администрации области заявок на очередной год (начиная с 2002 г.) производит индексацию объемов финансирования Программы с применением индексов-дефляторов, разработанных Министерством экономического развития и торговли РФ.
Исполнители конкретных мероприятий Программы определяются в установленном порядке.
С учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств Департамент образования администрации области ежегодно проводит анализ затрат по программным мероприятиям, оценку механизмов ее реализации, а также состав исполнителей, при необходимости, вносит предложения в департамент экономики и промышленной политики Тверской области и в Департамент финансов Тверской области о корректировке Программы в установленном порядке.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Департамент образования Тверской области в соответствии с установленным Порядком разработки и реализации областных целевых программ, в осуществлении которых участвует Тверская область, утвержденным постановлением Губернатора области от 16.07.99 г. N 605.
Исполнители Программы ежеквартально представляют отчет о ходе реализации целевой Программы Департаменту образования Тверской области по перечню установленных им показателей.
В качестве инструмента контроля за ходом исполнения Программы предусматривается подготовка и представление отчетов в департамент экономики и промышленной политике Тверской области о ходе выполнения Программы по перечню установленных им показателей.
Кроме того, ежегодно до 20 марта государственный заказчик представляет Губернатор Тверской области доклад о ходе реализации Программы в истекшем году. Копия данного доклада направляется также в департамент экономики и промышленной политике Тверской области.
6. Ожидаемый результат реализации Программы.
Оценка эффективности и социальных последствий от ее реализации
Разработанная областная целевая программа "Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области на 2002-2004 годы" имеет социальную эффективность. Особое внимание в Программе уделено вопросам профилактики и предотвращения правонарушений и преступности детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Реализация Программы обеспечит функционирование региональной системы профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних, социальной реабилитации и адаптации, позволит перейти к решению управленческих задач по данной проблеме на межведомственном уровне.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит достигнуть следующих результатов:
- преодолеть негативные тенденции роста преступлений и правонарушений несовершеннолетних;
- улучшить структуру сети учреждений, осуществляющих профилактику правонарушений и преступности несовершеннолетних;
- апробировать новые коррекционно-реабилитационные технологии и программы социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитации несовершеннолетних, информационное и научно-методическое обеспечение развития новых форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- повысить квалификацию специалистов по социальной работе, коррекционно-развивающей педагогике и психологии.
В результате реализации мер общей профилактики (развитие сети учреждений дополнительного образования детей, поддержка клубов для детей и подростков по месту жительства и в образовательных учреждениях, апробация и распространение программ и проектов профилактической и реабилитационной работы и другие) будет обеспечиваться развитие способностей и позитивных интересов детей, их общественно-полезная деятельность во внеучебное время, предотвращение вовлечения несовершеннолетних в асоциальные группы и криминальные структуры.
Государственная поддержка учреждений по профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних позволит расширить их сеть, оснастить различным оборудованием и автотранспортом, в результате чего улучшатся условия проживания воспитанников, более эффективно будет осуществляться их социальная адаптация и реабилитация.
Реализация Программы позволит:
стабилизировать показатель количества безпризорных детей и подростков на уровне, не превышающем показатели предыдущего периода;
увеличить количество специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в которых будут оказаны различные виды социальных услуг.
Бюджетная заявка
на ассигнования из областного бюджета
для финансирования областной целевой программы
"Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних
в Тверской области на 2002-2004 г.г." на 2002 год
Государственный заказчик-координатор Программы - Департамент
образования Администрации области
См. пояснительную записку к бюджетной заявке
N п/п | Показатели | Единица измерения |
2001 год оценка |
2002 год прогноз |
I | Общий объем ассигнований из областного бюджета для финансирования Программы в том числе: капитальные вложения НИОКР прочие расходы |
тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. |
1100 800 300 |
|
II | Обоснование объемов ассигнований на реализацию Программы в том числе: капитальные вложения НИОКР прочие расходы, в том числе в разрезе программных мероприятий: 1. общая и специальная профилак- тика правонарушений и преступ- ности несовершеннолетних 2. государственная поддержка учреждений по профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних 3. научно-методическое и инфор- мационно-аналитическое обес- печение профилактики правона- рушений и преступности несо- вершеннолетних 4. организация переподготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся профи- лактикой правонарушений и преступности несовершен- нолетних |
тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. |
1100 800 300 270 15 15 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тверской области от 1 ноября 2001 г. N 193-ОЗ-2 "Об утверждении областной целевой программы "Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области на 2002-2004 годы"
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст закона опубликован в газете "Тверские ведомости" N 104, 28 - 31 декабря 2001 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Тверской области от 15 декабря 2004 г. N 75-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Тверской области от 18 мая 2004 г. N 32-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Тверской области от 24 сентября 2003 г. N 69-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Тверской области от 13 мая 2003 г. N 36-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона