В целях повышения эффективности законодательного процесса, совершенствования работы по подготовке проектов законодательных актов Тверской области исполнительными органами государственной власти Тверской области Администрация Тверской области постановляет:
1. Утвердить Правила организации законопроектной работы в исполнительных органах государственной власти Тверской области (прилагаются).
2. Должностным лицам, входящим в структуру Администрации Тверской области, руководителям областных исполнительных органов государственной власти Тверской области обеспечить соблюдение Правил организации законопроектной работы в исполнительных органах государственной власти Тверской области.
3. Признать утратившими силу:
постановление Администрации Тверской области от 23.01.2002 N 08-па "Об утверждении Правил организации законопроектной работы в исполнительных органах государственной власти Тверской области";
постановление Администрации Тверской области от 12.07.2002 N 246-па "О внесении изменений и дополнений в Правила организации законопроектной работы в исполнительных органах государственной власти Тверской области".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Тверской области Сурайкина В.А.
Губернатор области |
В.И. Платов |
Правила
организации законопроектной работы в исполнительных органах
государственной власти Тверской области
(утв. постановлением Администрации Тверской области
от 30 июля 2003 г. N 264-па)
Настоящие Правила организации законопроектной работы в исполнительных органах государственной власти Тверской области (далее - Правила) разработаны в целях совершенствования методологического обеспечения законопроектной деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области, повышения эффективности законодательного процесса.
Правила содержат основные требования к организации законопроектной работы, подготовке планов законопроектной работы, оформлению проектов поправок к Уставу Тверской области, законов Тверской области и постановлений Законодательного Собрания Тверской области (далее - законопроекты) и сопутствующих документов.
1. Общие положения
1.1. Губернатор Тверской области в соответствии с Уставом Тверской области обладает правом законодательной инициативы, реализуемой в формах, определяемых Уставом Тверской области, законами Тверской области и Регламентом Законодательного Собрания Тверской области. Реализуя право законодательной инициативы, Губернатор области вносит в Законодательное Собрание области законопроекты, по общему правилу, в соответствии с программой (планом) законодательных работ Законодательного Собрания области и планами действий Администрации области. Законопроекты могут быть внесены также в соответствии с поручениями Губернатора области и решениями заседаний или оперативных совещаний Администрации области.
Подготовка внепланового законопроекта осуществляется в соответствии с правовым актом Губернатора области, Администрации области, предложениями Законодательного Собрания области или его постоянных комитетов, либо по поручению Губернатора области или резолюции на документ Губернатора области. В иных случаях подготовки внепланового законопроекта ответственный исполнитель письменно обосновывает необходимость принятия законодательного акта вне плана. При этом сопроводительное письмо на имя Губернатора области должно быть согласовано с должностным лицом, входящим в структуру Администрации области, курирующим соответствующее направление работы.
Законопроекты об утверждении областных целевых программ (о внесении изменений и (или) дополнений в данные программы) вносятся в Законодательное Собрание области после их одобрения распоряжением Администрации области.
1.2. Организация законопроектной работы в исполнительных органах государственной власти области осуществляется непосредственно руководителем исполнительного органа или иным лицом, на которое возложены соответствующие обязанности. Организация законопроектной работы в аппарате Губернатора области осуществляется руководителем аппарата Губернатора области.
1.3. Законопроектная работа исполнительных органов государственной власти области должна основываться на годовых и квартальных планах мероприятий по реализации перспективных и текущих программ и планов деятельности Администрации области.
1.4. Законопроектная работа состоит из следующих этапов:
разработка концепций законопроектов;
подготовка текстов законопроектов;
подготовка пояснительных записок, финансово-экономических (при необходимости) обоснований законопроектов;
согласование текстов законопроектов со всеми заинтересованными органами, организациями и должностными лицами (комплексная проверка);
доработка (при необходимости) законопроектов и сопроводительных документов;
представление законопроектов Губернатору области;
организационное и информационное сопровождение законопроектов при их рассмотрении в Законодательном Собрании области;
подготовка и представление Губернатору области проектов заключений по рассматриваемым в Законодательном Собрании области законопроектам;
сбор, учет, систематизация информационных и аналитических материалов, относящихся к законопроектной работе.
1.5. Законопроект и сопроводительные документы к нему после согласования их в окончательной редакции со всеми заинтересованными органами, организациями и должностными лицами может в соответствии с Регламентом работы Администрации Тверской области рассматриваться на заседании или оперативном совещании Администрации области.
2. Планирование законопроектной работы
2.1. Предложения по разработке законопроектов в планы действий Администрации области вносятся должностными лицами, входящими в структуру Администрации Тверской области, руководителями областных исполнительных органов государственной власти области и структурных подразделений аппарата Губернатора области.
Предложения указанных должностных лиц в планы действий Администрации области для их обобщения направляются представителю Губернатора области в Законодательном Собрании области не позднее 15 октября года, предшествующего планируемому, и должны содержать:
указание на вид законопроекта (поправка к Уставу Тверской области, закон области, постановление Законодательного Собрания области);
рабочее наименование законопроекта;
указание на ориентировочный срок подготовки законопроекта;
краткое обоснование необходимости внесения законопроекта;
указание на ответственные органы (структуры) и (или) ответственных должностных лиц за подготовку законопроекта.
2.2. Обобщенные предложения до их включения в планы действий Администрации области и внесения предложений в программу (план) законопроектной работы на очередной год Законодательного Собрания области могут в соответствии с Регламентом работы Администрации Тверской области рассматриваться на заседании или оперативном совещании Администрации области.
2.3. Обобщенные (обобщенные и одобренные) предложения по разработке законопроектов направляются представителем Губернатора области в Законодательном Собрании области руководителю аппарата Губернатора области для включения их аппаратом Губернатора области в планы действий Администрации области и внесения предложений в программу (план) законопроектной работы на очередной год Законодательного Собрания области.
Предложения Законодательному Собранию в программу (план) законопроектной работы на очередной год вносятся письмом Губернатора области, как правило, до 15 ноября года, предшествующего планируемому.
2.4. При включении в планы действий Администрации области предложений по разработке законопроектов указывается предполагаемый вид правового акта, его рабочее наименование, ориентировочный срок подготовки законопроекта и исполнители, ответственные за его подготовку, включая указание на ответственного исполнителя. Включение в планы действий исполнителями органы (структуры) или должностных лиц, с которыми вопрос о совместной подготовке законопроекта не согласовывался, не допускается.
3. Разработка концепции законопроекта
3.1. Разработка концепции законопроекта осуществляется самостоятельно органом, ответственным за его подготовку. К разработке концепции законопроекта могут привлекаться научно-исследовательские организации или отдельные высококвалифицированные специалисты, обладающие необходимыми знаниями действующего законодательства, практикой его применения.
3.2. При разработке концепции законопроекта изучается, обобщается, анализируется экономическая, социологическая, статистическая информация, проводятся необходимые расчеты, учитывается положительный опыт законодательного регулирования в соответствующей сфере субъектами Российской Федерации.
При разработке концепции законопроекта анализируется действующее законодательство в соответствующей области правового регулирования, определяются причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов (при их наличии) и пробелы в законодательстве, а также устаревшие предписания либо наличие множественности актов, регулирующих сходные правоотношения.
3.3. Для подготовки сложных и объемных законопроектов могут создаваться рабочие группы или комиссии.
4. Основные требования к подготовке текста законопроекта
4.1. Оформление законопроектов на каких-либо бланках не допускается. В правом верхнем углу на первой странице проекта постановления Законодательного Собрания области, проекта закона области машинописным способом проставляется слово "ПРОЕКТ" ("Проект").
4.2. Структура законопроекта должна обеспечивать логическое развитие темы и соответствовать раскрытию предмета правового регулирования.
4.3. Законопроекты, направленные на регулирование широкой сферы общественных отношений, могут содержать преамбулу (вступительную часть). В преамбуле законопроекта указываются фактические обстоятельства, цели и мотивы, послужившие причиной или поводом для его издания, а также могут содержаться ссылки на законы и иные правовые акты, в соответствии с которыми принимается данный документ. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
4.4. Нормативное содержание законопроекта, в зависимости от предмета правового регулирования, объема, формы законопроекта, должно конструироваться в следующей последовательности:
общие положения (определяются предмет правового регулирования, основные принципы правового регулирования, указывается на соответствие положений законопроекта Конституции Российской Федерации, действующему федеральному законодательству, Уставу Тверской области);
определение используемых основных понятий и обозначающих их терминов (если они не определены или недостаточно полно определены в действующем законодательстве, либо определены в узковедомственных правовых актах);
изложение конкретных правовых нормативов по регулируемому вопросу;
установление ответственности (санкций) за нарушение правовых нормативов, закрепленных в законе, или указание на правовые акты, в которых устанавливается данная ответственность (санкции);
переходные или заключительные положения;
вступление закона в силу (отдельной статьей).
4.5. Нормативные предписания оформляются, как правило, в виде статей, имеющих единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами и наименование (заголовок). Статьи незначительных по объему законопроектов могут оформляться без заголовков.
Значительные по объему законопроекты могут разделяться на разделы или главы, имеющие нумерацию и наименование. Разделы нумеруются римскими цифрами, главы - арабскими.
Статьи могут разделяться на пункты, имеющие нумерацию арабскими цифрами с точкой без наименования. Пункты могут разделяться на подпункты, обозначаемые буквами русского алфавита со скобкой (за исключением букв "й", "ъ", "ы", "ь", а также буквы, следующей в русском алфавите после буквы "е") или арабскими цифрами со скобкой, а также на абзацы.
4.6. При ссылках в законопроекте на части и абзацы, в том числе и при внесении изменений и (или) дополнений в законодательный акт:
ссылка на часть статьи указывается цифровым или словесным способом;
ссылка на абзац статьи указывается словесным способом.
При ссылках на главы, разделы, статьи, пункты, части слова "глава", "раздел", "статья", "пункт" (в соответствующем числе и падеже) пишутся без сокращений.
4.7. Содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования. Необходимо правильно использовать официально установленные наименования, общеизвестные термины, не перегружать текст специальными, узкопрофессиональными терминами, а также иностранной терминологией, давать правильные ссылки, точно повторять и воспроизводить нормативные предписания (если это необходимо), устоявшиеся юридические конструкции, необходимые сокращения длинных и громоздких названий. Не допускается использование в тексте сокращения "РФ", а также эмоционально - экспрессивных языковых средств и образных сравнений.
4.8. При необходимости для полноты изложения вопроса в законопроекте могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации, которые, как правило, должны иметь ссылки на эти акты. Подготовка законопроектов полностью или большей частью дублирующих акты федерального законодательства не допускается.
Ссылка в законопроекте на нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию и официально не опубликованные, не допускается.
4.9. Если в законопроекте приводятся таблицы, перечни, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие статьи законопроекта должны иметь ссылки на эти приложения.
4.10. Положения об изменениях, дополнениях или признании актов утратившими силу, о приостановлении действия ранее принятых актов в целом или частично в связи с принятием данного законодательного акта включаются в текст законопроекта отдельной статьей или оформляется отдельным законопроектом.
4.11. В заключительных и переходных положениях законопроекта указываются:
порядок введения закона в действие;
поручения (рекомендации) органам государственной власти и органам местного самоуправления подготовить и принять необходимые правовые акты, обеспечивающие реализацию закона;
поручения (рекомендации) органам государственной власти области и органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с принятым законом.
Переходные или заключительные положения законопроекта следует располагать в отдельной заключительной статье, а при разделении законопроекта на разделы или главы - в отдельном заключительном разделе или главе.
5. Подготовка документов, прилагаемых к законопроекту
5.1. К тексту законопроекта должны быть приложены:
проект распоряжения Губернатора области о выступлении с законодательной инициативой и назначении официального представителя Губернатора области при рассмотрении законопроекта (приложение 1);
сопроводительное письмо за подписью Губернатора области в адрес Законодательного Собрания области (приложение 2);
проект постановления Законодательного Собрания Тверской области (в случае внесения проекта поправок к Уставу Тверской области, проекта закона области);
пояснительная записка с обоснованием необходимости принятия законопроекта;
финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта, реализация которого потребует дополнительных финансовых, материальных и иных затрат);
сопроводительная записка на имя Губернатора области (в случае, если законопроект вносится вне плана).
5.2. Проект распоряжения Губернатора области о выступлении с законодательной инициативой в обязательном порядке согласовывается:
в правовом управлении аппарата Губернатора области;
с официальным представителем Губернатора области при рассмотрении законопроекта и (или) должностным лицом, входящим в структуру Администрации области и курирующим соответствующее направление работы;
в контрольном управлении аппарата Губернатора области, включая визирование сотрудником данного управления, на которого в соответствии с должностными обязанностями возложено осуществление лингвистической экспертизы правовых актов;
с представителем Губернатора области в Законодательном Собрании области;
с руководителем аппарата Губернатора области.
5.3. Официальным представителем Губернатора области при рассмотрении проекта законодательного акта назначается, как правило, должностное лицо, входящее в структуру Администрации области, либо руководитель областного исполнительного органа государственной власти области или структурного подразделения аппарата Губернатора области. В случае, если лицо, назначаемое официальным представителем, не является государственным служащим исполнительных органов государственной власти области в распоряжении указывается, что данное лицо назначается по согласованию с ним.
В случае, если в распоряжении Губернатора области о выступлении с законодательной инициативой не определен официальный представитель Губернатора области при рассмотрении законопроекта таковым считается представитель Губернатора области в Законодательном Собрании области.
5.4. Сопроводительное письмо за подписью Губернатора области в адрес Законодательного Собрания области визируется руководителем аппарата Губернатора области и руководителем органа или должностным лицом, ответственным за подготовку соответствующего законопроекта.
5.5. В пояснительной записке к законопроекту требуется в краткой форме изложить следующие сведения:
дать ссылку на соответствующий план действий Администрации области, программу (план) законопроектных работ Законодательного Собрания области на соответствующий год или иные правовые акты, в соответствии с которыми была осуществлена подготовка законопроекта;
обоснование необходимости принятия законопроекта;
предмет, цели и основные положения законопроекта;
условия реализации законопроекта;
прогноз социально-экономических и иных последствий реализации законопроекта, его место в системе действующего законодательства;
краткая характеристика состояния законодательства в данной сфере правового регулирования;
перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или разработке в связи с принятием данного законопроекта.
Пояснительная записка подписывается руководителем органа или должностным лицом, ответственным за подготовку соответствующего проекта документа. Пояснительная записка к законопроекту, подготовленному аппаратом Губернатора области, подписывается руководителем аппарата Губернатора области. Пояснительная записка к законопроекту может быть подписана Губернатором области.
5.6. Финансово-экономическое обоснование законопроекта является до
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Тверской области от 30 июля 2003 г. N 264-па "Об утверждении Правил организации законопроектной работы в исполнительных органах государственной власти Тверской области"
Текст документа официально опубликован не был
Постановлением Администрации Тверской области от 28 октября 2008 г. N 395-па настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Тверской области от 13 апреля 2004 г. N 55-па