Закон Тверской области от 20 марта 2002 г. N 10-ЗО
"Об областной целевой программе
"Дети-инвалиды" на 2002 год"
3 октября 2002 г.
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 28 февраля 2002 г.
Губернатор Тверской области |
В.И. Платов |
Тверь
20 марта 2002 г.
N 10-ЗО
Областная целевая программа
"Дети - инвалиды" на 2002 год
3 октября 2002 г.
Администрация Тверской области
г. Тверь
2002 г.
Паспорт областной целевой программы
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Основные цели и задачи программы
Основные направления реализации программы
Ресурсное обеспечение программы
Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Ожидаемый результат реализации программы. Оценка эффективности,
Приложение 1. План мероприятий областной целевой программы
Приложение 2. Перечень мероприятий по реализации предложений
Пояснительная записка к бюджетной заявке на ассигнования
Технико-экономическое обоснование областной целевой программы
Законом Тверской области от 3 октября 2002 г. N 64-ЗО в Паспорт настоящего закона внесены изменения
Паспорт областной целевой программы
Наименование программы | Областная целевая программа "Дети - инвалиды" на 2002 год |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 г. N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001 - 2002 годы" Поручение Вице - Губернатора области от 25.06.2001 г. N 62 "О разработке областной целевой программы "Дети-инвалиды" на 2002 год" Постановление Губернатора области от 14.10.2001 г. N 425 "Об областной целевой программе "Дети-инвалиды". |
Государственный заказчик, директор Программы |
Управление социальной защиты населения Администрации Тверской области |
Основные разработчики Программы |
Управление социальной защиты населения, департамент здравоохранения Администрации Тверской области; Тверская государственная медицинская академия |
Цели и задачи Программы | Развитие системы реабилитации детей - инвалидов, содействие их интеграции в общество; Укрепление материально-технической базы медицинских и социальных реабилитационных учреждений; Повышение эффективности мер профилактики детской инвалидности; Внедрение новых методик и технологий в реабилитационный процесс; Оказание поддержки семьям в решении проблем детей-инвалидов; Научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение социальной и медицинской реабилитации детей с с ограниченными возможностями. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2002 год |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Основные мероприятия Программы предусматривают: - Организационные меры; - Развитие и совершенствование материально-технической базы учреждений реабилитации детей-инвалидов; - Профилактика детской инвалидности, пропаганда здорового образа жизни; - Меры по социальной поддержке и реабилитации детей с ограниченными возможностями; - Научно-методическое, информационное обеспечение; - Организация повышения квалификации специалистов, работающих с детьми- инвалидами. |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Управление социальной защиты населения, департамент здравоохранения Администрации Тверской области; Главное бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ); Тверская государственная медицинская академия. |
Ресурсное обеспечение Программы |
Федеральный бюджет - 8580,0 тыс. руб., в т.ч. капитальные вложения - 7000,0 тыс. руб. Областной бюджет - 2437,0 тыс. руб., из них 892,0 тыс. руб. по бюджету областного фонда социальной поддержки населения. Внебюджетные средства - 479,0 тыс. руб. (различные фонды, благотворительные организации, спонсоры и пр.) Итого: 11496,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Создание условий для успешной реабилитации детей с ограниченными возможностями и интеграции их в общество; Совершенствование системы медицинской и социальной реабилитации детей-инвалидов; Снижение темпов роста детской инвалидности; Расширение сети и укрепление материально-технической базы учреждений социальной и медицинской реабилитации детей с ограниченными возможностями; Повышение квалификации специалистов, решающих проблемы детской инвалидности; Повышение уровня информационных и правовых знаний родителей, имеющих детей-инвалидов. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Представление ежеквартальных отчетов о ходе выполнения программных меро- приятий государственным заказчиком Программы в Администрацию области. Обсуждение хода реализации Программы на совещании у заместителя Губернатора области, курирующего социальную сферу. Представление отчета о выполнении программы Администрации области, Законодательному Собранию Тверской области. |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Областная целевая программа "Дети-инвалиды" на 2002 год разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 г. N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы".
В Тверской области, как и в целом в Российской Федерации, отмечается устойчивая тенденция роста числа детей-инвалидов, нарастания частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и хроническими наследственными инвалидизирующими заболеваниями, которая достигает в настоящее время 6-8% среди новорожденных. За последние пять лет детская инвалидность в Тверской области возросла в 1,7 раза.
Основными причинами роста детской инвалидности стали снижение уровня и качества жизни населения, экологическое неблагополучие, несвоевременность выявления патологии развития ребенка в период беременности женщин, родовые травмы, нездоровый образ жизни родителей (пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция).
В структуре детской инвалидности на первом месте стоят психоневрологические заболевания, далее идут заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, поражения органов слуха, зрения. Отмечен рост числа детей, страдающих детским церебральным параличом.
Около 47% детей-инвалидов проживают в городах области, причем половина из них - в областном центре. Семьи, имеющие детей-инвалидов, составляют значительную долю от общего числа семей группы социального риска по уровню жизни. Особенно в тяжелом положении находятся неполные семьи. Как правило, это матери с детьми-инвалидами.
Несмотря на принимаемые меры по улучшению положения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, медицинского обслуживания и социальной реабилитации детей-инвалидов, остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, медико-психолого-педагогических, оздоровительных, реабилитационных проблем.
Определяющим моментом в снижении детской инвалидности в области является подготовка молодежи, будущих родителей к осознанному материнству и отцовству. Однако медицинские учреждения области недостаточно оснащены современной диагностической аппаратурой, лекарственными средствами, корректирующими развитие ребенка. Отсутствует целенаправленная просветительская работа по пропаганде здорового образа жизни.
В области недостаточно развита сеть социальных реабилитационных центров, отделений. С 1992 года ведется строительство пристройки на 140 мест к Кашаровскому центру реабилитации для детей с умственной отсталостью. С 1997 года строительство пристройки из-за отсутствия финансирования приостановлено. Всего освоено за 1992-1996 годы 23% от объема необходимых капитальных вложений.
Социальные и медицинские реабилитационные учреждения нуждаются в специальном коррекционно-развивающем оборудовании, современных методиках реабилитационной работы, специальной подготовке кадров по основам и технологиям медико-социально-реабилитационной работы.
В целях повышения эффективности социальной реабилитации детей-инвалидов необходимо развивать социальную работу с семьями, родителями детей-инвалидов через организацию и поддержку общественных объединений родителей детей-инвалидов.
Для систематизации данных о проблемах детей-инвалидов и принятия последующих решений, программ по улучшению их положения необходима разработка и внедрение социального паспорта семьи, имеющей ребенка-инвалида, проведение мониторинга по изучению социально-экономического положения этой категории семей.
В комплексном решении проблем детей с ограниченными возможностями необходимо развитие взаимодействия органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, медико-социальной экспертизы, Тверской государственной медицинской академии, общественных объединений и организаций, решающих проблемы детей-инвалидов.
Все это вызывает необходимость реализации на областном уровне комплекса мероприятий по улучшению положения детей-инвалидов, их материального, социального обслуживания, координации усилий по профилактике детской инвалидности, повышению эффективности реабилитационного процесса.
Основные цели и задачи программы
Основными целями программы являются - повышение эффективности профилактики детской инвалидности; развитие системы медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями; создание условий для нормальной жизнедеятельности детей-инвалидов. Программа предусматривает решение следующих задач:
- разработку и внедрение комплекса мероприятий по формированию оптимального уровня здоровья подрастающего поколения;
- раннее выявление отклонений в состоянии здоровья детей и оказание им своевременного комплексного лечения;
- улучшение условий для осуществления комплексного подхода в реабилитации детей-инвалидов;
- укрепление материально-технической базы учреждений реабилитации детей с ограниченными возможностями;
- научно-методическое и информационное обеспечение решения проблем детской инвалидности;
- организация подготовки и повышения квалификации кадров, решающих проблемы детской инвалидности;
- поддержка инициатив общественных объединений по улучшению положения детей-инвалидов.
Перечень мероприятий программы прилагается.
Срок реализации программы - 2002 год.
Основные направления реализации программы
Перечень мероприятий программы предусматривает решение конкретных взаимосвязанных и скоординированных задач по исполнителям, ресурсам, срокам в рамках шести основных направлений:
1. Организационные меры.
Предусматривается совершенствование базы данных по детям-инвалидам, их семьям с целью изучения их социально-экономического положения, характера социальных проблем; поддержка общественных инициатив по улучшению положения детей-инвалидов, организация благотворительных акций для детей-инвалидов.
2. Развитие и совершенствование материально-технической базы учреждений реабилитации детей-инвалидов.
Планируется продолжение строительства пристройки на 140 мест к Кашаровскому реабилитационному центру для детей с глубокой умственной отсталостью; капитальный ремонт детского отделения Нелидовского психоневрологического дома-интерната, что будет способствовать улучшению условий содержания, воспитания, развития и реабилитации детей-инвалидов.
Предполагается создание новых социальных реабилитационных учреждений для детей-инвалидов: областного реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями в г. Нелидово и областного медико-социального реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями (некоммерческое партнерство) на базе санатория-профилактория "Сахарово".
Предусматривается повышение уровня технической оснащенности учреждений медицинской реабилитации для внедрения современных методов лечения и реабилитации детей-инвалидов.
Предполагается обеспечение автотранспортом, аппаратурой, оборудованием, тренажерами и другими техническими средствами социальных реабилитационных центров, отделений, учреждений здравоохранения.
3. Профилактика детской инвалидности, пропаганда здорового образа жизни.
Предусматриваются мероприятия, направленные на раннее выявление врожденных и наследственных заболеваний, нарушений слуха и зрения, центральной нервной системы у детей.
Планируется организация работы по пропаганде здорового образа жизни, подготовке молодежи, будущих родителей, к осознанному материнству и отцовству.
4. Меры по социальной поддержке и реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Предполагается проведение мероприятий оздоровительно - реабилитационного характера, по развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями.
Планируется применение прогрессивных методик для физического развития детей-инвалидов.
Предусматривается обеспечение детей-инвалидов аппаратурой, техническими средствами индивидуального пользования.
Реализация этих мероприятий предполагает взаимодействие органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования и культуры.
5. Научно-методическое, информационное обеспечение.
Предусматривается проведение социологических исследований положения и проблем семей, имеющих детей-инвалидов.
Планируется разработка программ для охраны здоровья детей с ограниченными возможностями, социально-бытовой адаптации детей-инвалидов.
Предполагается издание информационной, методической, просветительской литературы по правам и льготам для детей-инвалидов в целях повышения правовых знаний родителей, имеющих детей-инвалидов, а также для специалистов, работающих с этой категорией детей.
6. Организация повышения квалификации специалистов, работающих по проблемам детской инвалидности.
Ставится задача повышения квалификации, профессиональной компетенции различных категорий специалистов, занимающихся решением проблем профилактики детской инвалидности, комплексной реабилитации детей-инвалидов через специальные курсы, семинары, как на базе имеющихся в области ведущих учреждений, так и на базе республиканских.
Планируется участие специалистов в международных, республиканских конференциях.
Законом Тверской области от 3 октября 2002 г. N 64-ЗО в настоящий раздел закона внесены изменения
Ресурсное обеспечение программы
Финансирование программы предполагается осуществить за счет консолидации средств на ее реализацию из различных источников:
- федерального бюджета;
- областного бюджета;
- внебюджетных источников, а также за счет привлечения средств местных бюджетов при их участии в мероприятиях программы.
Общая сумма расходов на реализацию программы оценивается в 11496,0 тысяч рублей, в том числе в разрезе источников:
- средства федерального бюджета - 8580,0 тыс. рублей, или 75,2 % от общего объема затрат;
- средства областного бюджета - 2437,0 тыс. рублей, или 20,7 % от общего объема финансирования;
- внебюджетные средства - 479,0 тыс. рублей, или 4,1% от всех необходимых финансовых затрат.
В средствах областного бюджета из общего объема расходов 2437,0 тыс. руб. учитываются расходы по программе из бюджета областного фонда социальной поддержке населения в размере 892,0 тыс. рублей.
Внебюджетные средства представляют собой средства различных фондов, благотворительных организаций, спонсоров и пр..
Распределение финансовых ресурсов в разрезе источников финансирования в долевом соотношении представлено в следующей таблице:
Всего | в том числе по источникам: | |||
федеральный бюджет |
областной бюджет |
внебюджетные средства |
||
Объем расходов по программе: - в денежном выражении (тыс. руб.) - в процентах (%) |
11496,0 100,0 |
8580,0 75,2 |
2437,0 20,6 |
479,0 4,2 |
Безусловно для реализации мероприятий программы с учетом инфляции необходимо дополнительное финансирование. Заказчики областной программы планируют участие в федеральной целевой программе "Дети-инвалиды" согласно установленному порядку, а также привлечение внебюджетных средств (различных фондов, предприятий, организаций, частных лиц, получение грантов и пр.)
Законом Тверской области от 3 октября 2002 г. N 64-ЗО в настоящий раздел закона внесены изменения
Механизм реализации программы
Программой определен круг исполнителей мероприятий. Организации, указанные в графе "исполнители", несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, целевое и рациональное использование выделяемых на их реализацию бюджетных средств, представляют в департамент финансов Администрации области заявки с приложением обоснований и расчетов на запрашиваемые суммы, приобретают и распределяют оборудование и иные средства, предусмотренные программой, среди подведомственных организаций, учреждений, муниципальных образований. В части мероприятий по предложениям избирателей депутатам Законодательного Собрания Тверской области реализация, управление и контроль за осуществлением программы осуществляется в порядке, определенном Положением о порядке формирования и реализации предложений избирателей депутатам Законодательного Собрания Тверской области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания Тверской области.
Главными распорядителями средств программы являются управление социальной защиты населения и департамент здравоохранения Администрации области.
Согласно установленному порядку для участия в федеральной целевой программе "Дети-инвалиды" управление социальной защиты населения Администрации области направляет в Министерство труда и социального развития РФ соответствующие заявки на выделение средств на капитальное строительство и на обеспечение социальных реабилитационных учреждений (отделений) для детей с ограниченными возможностями автотранспортом, бытовым, медицинским, коррекционно-развивающим оборудованием, техническими средствами.
Средства областного бюджета, выделяемые на закупку и поставку продукции, расходуются на основе контрактов (договоров) для социальных нужд, а также на конкурсной основе.
Расходование средств на проведение областных акций, мероприятий для детей-инвалидов, посвященных Международному Дню защиты детей (1 июня), Международному Дню инвалидов, Новогоднему празднику (пункт 4.1), а также на проведение II областного фестиваля художественного творчества детей с ограниченными возможностями (пункт 4.3) будет производиться на основе заявок управления социальной защиты населения Администрации области в департамент финансов Администрации области с приложением программ и сметой расходов на их проведение, согласованных с Администрацией области.
Выплата пособия семьям, имеющим двоих и более детей-инвалидов, (пункт 4.4) будет производиться ежеквартально управлением социальной защиты населения Администрации области через органы социальной защиты населения муниципальных образований на основе их заявок в управление социальной защиты населения Администрации области с приложением списков и расчетов выплаты получателям пособий. Назначение пособия осуществляется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи органов социальной защиты населения муниципальных образований.
Предоставление индивидуальных средств реабилитации детям-инвалидам (пункт 4.7) будет осуществляться адресно согласно очередности постановки нуждающихся на учет:
- в управлении социальной защиты населения Администрации области - на детские и подростковые инвалидные коляски, ходунки, предметы бытовой и средовой реабилитации);
- в департаменте здравоохранения Администрации области - на глюкометры и тест-полоски, слухопротезирующие аппараты индивидуального пользования на основании заявлений родителей детей-инвалидов, справок учреждений здравоохранения о необходимости применения индивидуальных средств реабилитации по медицинским показаниям.
Выделение для детей-инвалидов с диагнозами муковисцидоз и фенилкетонурия, бесплатных специализированных жизненно необходимых продуктов питания (пункт 4.9) будет производиться медицинскими учреждениями на основании списков получателей по медицинским показаниям, составленным департаментом здравоохранения Администрации области.
Материальная поддержка родителей детей-инвалидов из малообеспеченных семей, направленных на обследование и лечение в лечебные учреждения областного центра, (пункт 4.10) будет осуществляться непосредственно в областном фонде социальной поддержки населения на основании ходатайств органов социальной защиты населения муниципальных образований.
Организация питания детей из малообеспеченных семей, направленных на обследование в областную медико-педагогическую консультацию, (пункт 4.11) будет проводиться по талонам, выдаваемым областным центром социальной помощи семье и детям, и заявлениям сопровождающих их родителей (или лиц их заменяющих) в социальной столовой, работающей на основе договора центра и учреждения питания, с предоплатой и уточнением фактических расходов по окончании месяца.
Управление социальной защиты населения, департамент здравоохранения Администрации области с учетом выделяемых на реализацию программы средств, уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей.
Организация управления программой и контроль
за ходом ее реализации
Организацию, координацию и контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют в пределах своей компетенции управление социальной защиты населения и департамент здравоохранения Администрации области.
С учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств управление социальной защиты населения и департамент здравоохранения Администрации области ежеквартально проводят анализ исполнения программных мероприятий и представляют соответствующую информацию в Администрацию области.
Ход выполнения программы с отчетами исполнителей рассматривается на совещании у заместителя Губернатора области, курирующего социальную сферу.
По итогам года государственный заказчик, директор программы до 1 февраля последующего года представляет Администрации области и Законодательному Собранию Тверской области отчет о выполнении областной целевой программы "Дети-инвалиды" за 2002 год.
Ожидаемый результат реализации программы. Оценка эффективности,
социально-экономических последствий от реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- уменьшить степень риска рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями, пороками развития, ведущими к инвалидности;
- снизить удельный вес детей с четвертой группой здоровья до 4-5 %;
- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей и подростков с ограниченными возможностями, обеспечить их оптимальное формирование здоровья;
- улучшить материально-техническую базу учреждений реабилитации для детей-инвалидов, повысить эффективность реабилитационного процесса для детей с ограниченными возможностями;
- обеспечить комплексный подход в разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;
- улучшить материальное положение семей, имеющих 2-х и более детей-инвалидов, - 74 семьи; имеющих детей-инвалидов с заболеваниями муковисцидоз и фенилкетонурия. - 31 семья;
- обеспечить 60 детей-инвалидов техническими средствами передвижения (инвалидными колясками, ходунками), 40 детей-инвалидов глюкометрами и тест-полосками, 75 детей-инвалидов индивидуальными слухопротезирующими приборами, 5 социальных и медицинских реабилитационных учреждения - индивидуальными средствами бытовой реабилитации (специальными столами, стульями, туалетами и пр.);
- создать предпосылки к обеспечению равных возможностей для детей с ограниченными возможностями в развитии, интеграции их в общество.
Законом Тверской области от 3 октября 2002 г. N 64-ЗО Приложение к настоящей программе считается Приложением 1
Приложение 1
к областной целевой программе
План мероприятий
областной целевой программы "Дети - инвалиды" на 2002 год
Перечень мероприятий в справочно-правовой системе не приводится
Законом Тверской области от 3 октября 2002 г. N 64-ЗО настоящая программа дополнена Приложением 2
Приложение 2
к областной целевой программе
"Дети-инвалиды" на 2002 год"
Перечень
мероприятий по реализации предложений избирателей депутатам
Законодательного Собрания Тверской области на 2002 год
за счет средств областного бюджета Тверской области
N п/п |
Наименование мероприятий | N избира- тельного округа |
Сумма выделенных средств, тыс. руб. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Приобретение аппарата "Спектр ЛЦ-М" для ММУ городской детской больницы N 2, г.Тверь |
5 | 36 |
2. | Приобретение одежды для воспитанников Сосновицкого коррекционного учреждения Лихославльского района |
16 | 15 |
3. | Оказание адресной помощи детям-инвалидам г. Торжка |
21 | 38 |
Всего: | 89 |
Пояснительная записка
к бюджетной заявке на ассигнования областного бюджета на 2002 год
для областной целевой программы "Дети-инвалиды" на 2002 год"
Общий объем расходов на программные мероприятия составляют 11407,0 тысяч рублей.
Бюджетная заявка на ассигнования из областного бюджета на 2002 год для областной целевой программы "Дети-инвалиды" на 2002 год составлена в объеме 2348,0 тысяч рублей в ценах 2001 года по разделу "Социальная политика", в том числе по бюджету областного фонда социальной поддержки населения - 892,0 тыс. рублей.
Другие источники финансирования:
- федеральный бюджет - 8580,0 тыс. руб.
- внебюджетные источники (различные фонды,
благотворительные организации, спонсоры и пр.) - 479,0 тыс. руб.
По структуре расходов бюджетная заявка на ассигнования из областного бюджета представляет собой совокупность расходов на реализацию мероприятий программы по основным ее разделам:
тыс. руб.
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Организационные меры Развитие и совершенствование материально-технической базы учреждений реабилитации детей-инвалидов Профилактика детской инвалидности Меры по социальной поддержке и реабилитации детей с ограниченными возможностями Научно-методическое, информационное обеспечение Организация повышения квалификации специалистов, работающих с детьми-инвалидами |
1001,0 97,0 1126,0 67,0 57,0 |
Как видно из структуры расходов, значительный объем средств из областного бюджета направлены на решение главных задач программы - на развитие сети областных и муниципальных реабилитационных учреждений для детей с ограниченными возможностями, укрепление их материально-технической базы современным более эффективным оборудованием; организацию медицинской и социальной реабилитации детей-инвалидов, усиление социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов.
Расходы областного бюджета по разделу "Развитие и совершенствование материально-технической базы учреждений реабилитации детей-инвалидов" обусловлены необходимостью создания в сфере социальной защиты населения реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями.
Управлением социальной защиты населения Администрации области средства областного бюджета в размере 180,0 тыс. руб. направляются на открытие нового областного реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями в г. Нелидово, создаваемого по инициативе глав администраций Нелидовского, Бельского, Западнодвинского, Оленинского районов. Дополнительно планируется направить заявку в Минтруда России на выделение этому учреждению автотранспорта, реабилитационного, коррекционно-развивающего оборудования по федеральной целевой программе "Дети-инвалиды".
Следует принять во внимание, что в г. Нелидово есть опыт социальной работы и реабилитации детей-инвалидов. С 1995 года при центре социального обслуживания населения работает отделение реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями. Администрация г. Нелидово выделяет под областной центр отдельное помещение. В городе есть лечебно-оздоровительная база санатория-профилактория, на базе которого в течение трех лет организована медико-социальная помощь детям-инвалидам.
30,0 тыс. рублей планируется направить на организацию областного медико-социального реабилитационного центра на основе некоммерческого партнерства с санаторием-профилакторием "Сахарово", на базе которого с 1993 года управление социальной защиты населения проводит оздоровление детей-инвалидов по путевкам "Мать и ребенок".
С 1998 года по постановлению Вице-Губернатора области от 26.12.97 г. N 736 на базе этого санатория-профилактория создан областной социально-оздоровительный центр на договорной основе. Санаторий-профилакторий "Сахарово" не имеет достаточной базы для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами. В свою очередь, некоммерческое партнерство позволяет управлению участвовать в оснащении игротеки, сенсорной комнаты, тренажерного зала, создавая свою базу реабилитации детей-инвалидов. На их оснащение также планируется направить заявку в Министерство труда и социального развития Российской Федерации на реабилитационное, коррекционно-развивающее оборудование.
Департаментом здравоохранения Администрации области средства в объеме 187,0 тыс. руб. планируется направить на дооснащение современным медицинским оборудованием реабилитационного центра для детей с ДЦП (на базе больницы N 5 г. Тверь), детских санаториев, кабинетов лечебной физкультуры областной детской больницы, областного врачебно-физкультурного диспансера, коррекционно-методического центра при областном психоневрологическом диспансере, медико-генетической консультации, центра охраны зрения.
290,0 тыс. руб. из областного бюджета управление социальной защиты населения Администрации области планирует направить в областной фонд социальной поддержки населения в целях оказания материальной помощи администрациям муниципальных образований на создание новых муниципальных реабилитационных центров (отделений) для детей с ограниченными возможностями на основании представления ими заявок, смет расходов и учредительных документов на учреждение.
334,0 тыс. руб. из средств областного бюджета государственный заказчик планирует направить:
- на оснащение социальных реабилитационных центров (отделений) для детей-инвалидов в г.г. Бежецк, Конаково, Ржев, Торжок, Осташков, Бологое специальным коррекционно-развивающим оборудованием в сумме 284,0 тыс. руб., в связи с чем 240,0 тыс. руб. из которых проходят по бюджету областного фонда социальной поддержки населения;
- на укрепление материально-технической базы медико-социальной реабилитации детей-инвалидов в центре здоровья при областном психоневрологическом диспансере - 50,0 тыс. руб..
По разделу "Профилактика детской инвалидности, пропаганда здорового образа жизни" расходы в сумме 97,0 тыс. рублей, из них 10,0 тыс. руб. по бюджету областного фонда социальной поддержки населения, намечено направить на совершенствование работы "Школ будущих родителей"; приобретение необходимой литературы, видеофильмов по сохранению здоровья детей для реабилитационных учреждений; организацию выездных консультаций бригады сурдологов, сурдопедагогов; открытие в школах курсов по охране зрения детей; проведение месячника по профилактике травм глаз у детей; организацию лекционно-просветительской работы логопедов.
Средства областного бюджета по разделу "Меры по социальной поддержке и реабилитации детей с ограниченными возможностями" в общем объеме 1126,0 тыс. руб., из них 258,0 по бюджету областного фонда социальной поддержки населения, планируется направить на обеспечение 175 детей-инвалидов жизненно необходимыми индивидуальными техническими средствами реабилитации (слухопротезирующими аппаратами, глюкометрами и тест-полосками, детскими и подростковыми инвалидными колясками, тренажерами по обучению ходьбе, бытовым вспомогательным оборудованием и пр.).
Планируется ввести ежеквартальную выплату областного пособия семьям, имеющим 2 и более детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, из расчета по 500 рублей ежеквартально на каждую семью. По данным органов социальной защиты населения в области на учете состоят 74 такие семьи. Общие расходы на пособия составят:
500 руб. х 74 (семьи) х 4 (квартала) = 148,0 тыс. рублей.
240,0 тыс. рублей из средств областного бюджета управление социальной защиты населения Администрации области планирует направить на мероприятия для детей-инвалидов в рамках Международного Дня защиты детей и Международного Дня инвалидов соответственно 40,0 и 50,0 тысяч рублей. Ежегодно на мероприятия, посвященные Международному Дню защиты детей, выделялись средства по постановлению Губернатора области.
Из общей суммы 150,0 тыс. руб. планируется на новогодние подарки детям-инвалидам неработающих родителей, и родителей-инвалидов. Такая же сумма выделялась по постановлению Губернатора области в 2000 году.
На проведение II областного фестиваля художественного творчества детей-инвалидов предусмотрено 60,0 тысяч рублей из средств областного бюджета (I областной фестиваль художественного творчества детей-инвалидов проводился управлением социальной защиты населения в 2000 году).
Планируется 117,0 тыс. руб. по бюджету областного фонда социальной поддержки населения направить:
- на оказание периодической адресной материальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов с диагнозами- муковисцидоз (15 детей), фенилкетонурия (16 детей), для приобретения специальных продуктов питания 48,0 тыс. руб.;
- 45,0 тыс. руб. на оказание материальной помощи родителям детей-инвалидов из малообеспеченных семей, вынужденно находящихся при ребенке-инвалиде на обследовании или курсе реабилитации в медицинских учреждениях областного центра;
- на организацию горячего питания детей из малоимущих семей, направленных на обследование в областную медико-психолого-педагогическую консультацию, - 24,0 тыс. рублей.
На развитие центра охраны зрения детей, как организационно-методической базы, внедрение немедикаментозных методов реабилитации - 8,0 тыс. руб..
По разделу "Научно-методическое, информационное обеспечение" средства в общем объеме 67,0 тыс. руб., из них 27,0 тыс. руб. по бюджету областного фонда социальной поддержки населения на проведение мониторинга социально-экономического положения и социальных проблем семей, имеющих детей-инвалидов (8,7 тыс. руб. из средств областного фонда социальной поддержки населения), разработку и издание информационных, методических материалов для семей, имеющих детей-инвалидов, по вопросам защиты прав, охраны здоровья, социализации и развития детей-инвалидов; на разработку и тиражирование рекомендаций, программ для работы общественных объединений, клубов, "Школ для родителей"; создание информационно-консультативного кабинета по оказанию социально-правовых услуг.
Раздел программных мероприятий "Организация повышения квалификации специалистов, работающих с детьми-инвалидами" предусматривает расходы из областного бюджета в сумме 57,0 тыс. руб., из них 17,0 по бюджету областного фонда социальной поддержки населения, которые направляются на проведение курсов усовершенствования (переподготовку) врачей, специалистов по реабилитологии, по социальной реабилитации на специальных учебно-методических базах; участие в республиканских и международных семинарах, конференциях; проведение аттестации специалистов; организацию семинара для среднего медицинского персонала; проведение межрайонных тематических семинаров, семинара по вопросам улучшения качества массового скрининга новорожденных; подготовку специалистов по методу обратной биологической связи в г. С.-Петербурге и др.
Областная целевая программа "Дети-инвалиды" на 2002 год представляет первый опыт в консолидации усилий и средств в комплексном решении проблем детской инвалидности в области, межведомственному взаимодействию, способствующему поиску оптимальных форм и методов работы по реабилитации детей с ограниченными возможностями, улучшении положения семей, имеющих детей-инвалидов.
Программа основана на принципах реалистичности, гуманности, последовательности и перспективности ее дальнейшего развития.
Средства, выделяемые на областную целевую программу "Дети-инвалиды" на 2002 год, безусловно не в полной мере обеспечивают решение проблем детской инвалидности в Тверской области, но заказчики программы планируют продолжить совместную работу на основе программно-целевого метода.
Начальник управления
социальной защиты населения
Администрации области |
В.Н. Данилов |
Технико-экономическое обоснование
областной целевой программы "Дети-инвалиды"
на 2002 год
Областная целевая программа "Дети-инвалиды" на 2002 год представляет собой комплекс мероприятий по социальной поддержке и реабилитации детей-инвалидов в области, улучшению их медицинского обслуживания, социализации, оздоровлению, усилению профилактики детской инвалидности.
В основу программных мероприятий положены принципы реалистичности, преемственности, адресности, гуманности.
Для реализации намеченных Программой мероприятий необходима консолидация средств бюджетов всех уровней и привлечение внебюджетных источников. Потребность в средствах на мероприятия Программы в ценах 2001 года составляет 11407,0 тысяч рублей.
Прогноз результатов осуществления Программы
Целью Программы является формирование основ комплексного решения проблем детей-инвалидов, создание условий для их реабилита-ции, интеграции в общество, усиление социальной поддержки отдельных групп семей, имеющих детей-инвалидов.
Прогноз результатов осуществления Программы показывает, что успешная реализация программных мероприятий в области позволит:
- уменьшить степень риска рождения детей с врожденными и на следственными заболеваниями;
- повысить эффективность реабилитационного процесса и профилактической работы по предупреждению детской инвалидности;
- улучшить обеспечение детей-инвалидов индивидуальными техническими средствами реабилитации;
- увеличить количество реабилитационных учреждений для детей-инвалидов по оказанию реабилитационных, медико-социальных, психолого-педагогических, консультативных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов.
Консолидирование средств и усилий всех заинтересованных ведомств, структур будет способствовать решению главной задачи - осуществлению комплексной реабилитации детей-инвалидов и созданию условий для их полноценной жизни.
Предпосылки для успешной реализации Программы
Деятельность по социальному обслуживанию детей-инвалидов основывается на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, профилактической направленности.
Оказание поддержки со стороны Министерства труда и социального развития Российской Федерации:
- в укреплении материально-технической базы действующих и вновь открывающихся учреждений социальной реабилитации детей-инвалидов;
- в научно-методическом обеспечении;
- в повышении квалификации работающих в сфере социального обслуживания детей-инвалидов.
Взаимодействие органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры.
Наличие высококвалифицированных научных и практических медицинских специалистов, социальных и педагогических работников.
Достаточно высокий научно-методический потенциал Тверской государственной медицинской академии (ТГМА), Тверского государственного университета (ТГУ), Тверского областного института усовершенствования учителей (ТОИУУ). специалистов медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Имеющийся практический опыт организации медико-социальных услуг детям-инвалидам и их семьям.
Затраты на осуществление Программы
На реализацию мероприятий Программы из всех источников финансирования на 2002 год потребуется 11407,0 тысячи рублей,
в том числе по источникам финансирования:
- из федерального бюджета - 8580,0 тыс. руб.
- из средств областного бюджета - 2348,0 тыс. руб.
- из внебюджетных источников - 49,0 тыс. руб.
Внебюджетные источники - различные фонды, благотворительные организации, спонсоры и пр..
Кроме этого, заказчики Программы планируют принять участие в конкурсах инновационных проектов по оказанию медицинских и социальных услуг детям с ограниченными возможностями и их семьям.
По структуре расходов и источникам финансирования средства распределяются по основным ее разделам:
общий объем расходов (тыс. руб.) |
в том числе по источникам: | |||
федера- льный бюджет |
област- ной бюджет |
внебюд- жетные источ- ники |
||
Всего из них по разделам программы: 1. Организационные меры 2. Развитие и совершен- ствование материально- технической базы учреждений реабилитации детей-инвалидов (всего) 3. Профилактика детской инвалидности, пропаганда здорового образа жизни (всего) 4. Меры по социальной поддержке и реабилитации детей с ограниченными возможностями (всего) 5. Научно-методическое, информационное обеспечение (всего) 6. Организация повышения квалификации специалис- тов, работающих с детьми- инвалидами (всего) |
11407,0 9686,0 134,0 1413,0 77,0 97,0 |
8580,0 8360,0 220,0 |
2348,0 1001,0 97,0 1126,0 67,0 57,0 |
479,0 325,0 37,0 67,0 10,0 40,0 |
Анализ структуры расходов на программные мероприятия показывает, что значительный объем средств по программе составляют расходы по разделу "Развитие и совершенствование материально-технической базы учреждений реабилитации детей-инвалидов".
В этой части программы средства в объеме 7000,0 тысяч рублей составляют капиталовложения на строительство пристройки на 140 мест к Кашаровскому областному реабилитационному центру для детей с умственной отсталостью. Строительство пристройки было начато в 1992 году, в 1996 году объект был включен в федеральную целевую программу "Дети-инвалиды", но с 1997 года из-за отсутствия финансирования из федерального бюджета строительство было приостановлено. Всего было освоено за 1992-1996 годы 23% от объема необходимых капитальных вложений. На 2001 год на строительство пристройки выделены из федерального бюджета средства в объеме 3,5 млн. рублей капиталовложений.
Средства областного бюджета в сумме 210,0 тыс. рублей направляются:
- на открытие в г. Нелидово областного реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями по инициативе глав администраций Нелидовского, Бельского, Западнодвинского и Оленинского районов - 180,0 тысяч рублей;
- на организацию областного медико-социального реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями на основе некоммерческого партнерства с санаторием-профилакторием "Сахарово", на базе которого с 1993 года управление социальной защиты населения совместно с департаментом здравоохранения проводит оздоровление детей-инвалидов по путевкам "Мать и ребенок". С 1998 года по Распоряжению Вице-Губернатора на базе этого учреждения создан областной социально-оздоровительный центр. Средства областного бюджета будут направлены на создание игровой, сенсорной комнат, тренажерного зала. На их оснащение также планируется направить заявку в Минтруда России на реабилитационное и коррекционно-развивающее оборудование. Приобретенное оборудование будет находиться на балансе управления социальной защиты населения как участника некоммерческого партнерства.
Департаментом здравоохранения Администрации области средства в объеме 187,0 тыс. руб. планируются на дооснащение современным оборудованием реабилитационного центра для детей с ДЦП (на базе больницы N 5 г. Тверь), детских санаториев, кабинетов лечебной физкультуры, областной детской больницы, областного врачебно-физкультурного диспансера, коррекционно-методического центра областного психоневрологического диспансера, медико-генетической консультации, центра охраны зрения На развитие сети муниципальных центров, отделений реабилитации детей с ограниченными возможностями предусмотрено выделение 290,0 тысяч рублей из средств областного бюджета по бюджету областного фонда социальной поддержки населения планируется направить на создание новых социальных реабилитационных учреждений для детей с ограниченными возможностями в порядке оказания материальной поддержки муниципальным образованиям.
На укрепление материально-технической базы действующих социальных реабилитационных учреждений (отделений) в г.г. Бежецк, Конаково, Ржев, Торжок, Осташков, Бологое государственный заказчик программы планирует направить 284,0 тыс. руб. из средств областного бюджета, в т.ч. 240,0 тыс. руб. по бюджету областного фонда социальной поддержки населения, а также согласно установленного порядка получить через Минтруд России по заявкам различного оборудования на сумму 500,0 тыс. руб. по федеральной целевой программе "Дети-инвалиды". На 180,0 тысяч рублей будет направлена заявка на оборудование трудовых мастерских для Кашаровского реабилитационного центра для детей с умственной отсталостью.
Планируется направить заявку в Минтруда России на выделение автотранспорта для реабилитационных учреждений и служб в г.г. Бологое, Осташкове. Торжке на общую сумму 270,0 тысяч рублей из средств федерального бюджета.
По разделу "Профилактика детской инвалидности, пропаганда здорового образа жизни" расходы в сумме 97,0 тысяч рублей из средств областного бюджета Департамент здравоохранения направляет на поддержку и совершенствование работы "Школ будущих родителей" при женских консультациях; приобретение необходимой литературы, видеофильмов по сохранению здоровья детей для использования в работе реабилитационных учреждений; организацию выездных консультаций бригады сурдологов, сурдопедагогов; открытие в школах курсов по охране зрения; проведение месячника по профилактике травм глаз у детей; организация лекционно-просветительской работы логопедов.
По разделу "Меры по социальной поддержке и реабилитации детей с ограниченными возможностями" предусмотрено 1413,0 тысяч рублей из различных бюджетных источников в т.ч. из областного бюджета 1126,0 тысяч рублей, из них 258,0 тыс. руб. по бюджету областного фонда социальной поддержки населения, из средств федерального бюджета - 220,0 тысяч рублей.
Значительная доля средств направляются на обеспечение детей-инвалидов индивидуальными техническими средствами реабилитации (слухопротезирующими аппаратами, глюкометрами и тест-полосками, детскими и подростковыми колясками, тренажерами для обучения ходьбе, другим вспомогательным оборудованием ) на общую сумму 732,0 тыс. рублей, в т.ч. из областного бюджета - 452,0 тыс. рублей, федерального бюджета - 220,0 тыс. рублей, внебюджетных источников - 60,0 тысяч рублей.
На средства областного бюджета в сумме 148,0 тысяч рублей планируется ввести ежеквартальную выплату областного пособия семьям, имеющим 2-х и более детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, из расчета 500 рублей на каждую семью ежеквартально. По данным органов социальной защиты населения в области состоят на учете 74 такие семьи (малообеспеченные). Общие расходы на пособия составят:
500 руб. х 74 семьи х 4 квартала = 148,0 тысяч рублей.
В рамках Международного Дня защиты детей (1 июня) и Международного Дня инвалидов (3 декабря), Новогоднего праздника на мероприятия для детей-инвалидов планируется направить из средств областного бюджета 240,0 тыс. руб. (соответственно 40,0 тыс. руб., 50,0 тыс. руб. и 150,0 тыс. руб.). Обоснование - ежегодно на мероприятия, посвященные Международному дню защиты детей, Новогоднему празднику по отдельным постановлениям Губернатора области в 1998, 1999, 2000 годах выделялись средства из резервного фонда Администрации области. Новогодние подарки приобретались детям-инвалидам неработающих родителей, родителей-инвалидов.
Из средств областного бюджета по бюджету областного фонда социальной защиты населения управление социальной защиты населения Администрации области планируе оказание периодической адресной материальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов с диагнозами - муковисцидоз, фенилкетонурия (31 детей) - 48,0 тыс. руб.; на оказание материальной помощи родителей детей-инвалидов малообеспеченных семей, направленных с детьми-инвалидами из городов и районов области на обследование, курс реабилитации в областные лечебные учреждения - 45,0 тыс. руб.. На питание детей из малоимущих семей, направленных на диагностику в областную психолого- медико-педагогическую консультацию (г. Тверь) - 24,0 тысячи рублей.
8 тысяч рублей из областного бюджета направляется на внедрение в работу центра охраны зрения детей немедикаментозных методов реабилитации.
По разделу "Научно-методическое, информационное обеспечение" средства областного бюджета в общем объеме 67,0 тысяч рублей планируется использовать на разработку и издание информационных материалов для семей, имеющих детей-инвалидов, по проблемам социализации, реабилитации детей; разработку программ работы общественных объединений, клубов, "Школ для родителей", "Школ будущих родителей"; создание информационно-консультативного кабинета по оказанию социально-правовых услуг семьям, имеющим детей-инвалидов. 8,7 тысяч рублей из средств областного бюджета по бюджету областного фонда социальной поддержки населения предполагается направить на организацию управлением социальной защиты населения мониторинга социально-экономического положения и социальных проблем семей, имеющих детей-инвалидов, с участием научных работников высших учебных заведений, что позволит более целенаправленно и адресно планировать развитие социальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов.
Раздел программных мероприятий "Организация повышения квалификации специалистов, работающих с детьми-инвалидами" предусматривает расходы из областного бюджета в объеме 57,0 тыс. руб., в т. ч, 10,0 тыс. руб. по бюджету областного фонда социальной поддержки населения, на повышение квалификации специалистов медицинских и социальнореабилитационных учреждений для детей-инвалидов, участие в республиканских и международных семинарах, конференциях; обучение специалистов на учебно-методических базах Минтруда и Минздрава России.
Областная целевая программа "Дети-инвалиды" на 2002 год представляет первый опыт межведомственного решения проблем детской инвалидности, консолидации усилий и средств по улучшению положения семей, имеющих детей-инвалидов в Тверской области и предполагает дальнейшее развитие. Сроки реализации программы на 2002 год обусловлены сроками действия федеральной целевой программы "Дети-инвалиды" (2001-2002 годы).
Безусловно для реализации мероприятий программы с учетом инфляции необходимо дополнительное финансирование. Заказчики областной программы планируют участие в федеральной целевой программе "Дети-инвалиды" согласно установленному порядку, а также привлечение внебюджетных средств (различных фондов, предприятий, организаций, частных лиц, получение грантов и пр.).
Начальник управления
социальной защиты населения
Администрации области |
В.Н. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тверской области от 20 марта 2002 г. N 10-ЗО "Об областной целевой программе "Дети-инвалиды" на 2002 год"
Текст закона опубликован в газете "Тверские ведомости" N 26, 27 марта 2002 г. и N 40, 17 - 23 мая 2002 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Тверской области от 3 октября 2002 г. N 64-ЗО