Закон Тверской области от 20 марта 2002 г. N 11-ЗО
"Об областной целевой программе
"Развитие социального обслуживания семьи и детей
в Тверской области на 2002 год"
3 октября 2002 г.
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 28 февраля 2002 г.
Губернатор Тверской области |
В.И. Платов |
Тверь
20 марта 2002 г.
N 11-ЗО
Областная целевая программа
"Развитие социального обслуживания
семьи и детей в Тверской области" на 2002 год"
3 октября 2002 г.
г. Тверь
2002 г.
Паспорт областной целевой программы
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Основные цели и задачи, сроки реализации Программы
Основные направления реализации Программы
Ресурсное обеспечение Программы
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Ожидаемый результат реализации Программы. Оценка эффективности,
Приложение 1. План мероприятий областной целевой программы
Приложение 2. Перечень мероприятий по реализации предложений
Пояснительная записка к бюджетной заявке на ассигнования из
Технико-экономическое обоснование областной целевой программы
Законом Тверской области от 3 октября 2002 г. N 64-ЗО в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт областной целевой программы
Наименование программы | Областная целевая программа "Развитие социального обслуживания семьи и детей в Тверской области" на 2002 год |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 г. N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001 - 2002 годы"; Поручение Вице-Губернатора от 25.06.2001 г. N 63 "О разработке областной целевой программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей в Тверской области" на 2002 год. |
Государственный заказчик, директор программы |
Управление социальной защиты населения Администрации Тверской области |
Основной разработчик программы |
Управление социальной защиты населения Администрации Тверской области |
Цели и задачи программы | Развитие системы социального обслуживания семьи и детей. Усиление социальной поддержки семей, попавших в трудные жизненные ситуации. Расширение видов социальных услуг семьям и детям. Научно-методическое, информацион- ное и кадровое обеспечение в социальной работе с семьями и детьми |
Сроки и этапы реализации программы |
2002 год |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Основные мероприятия программы предусматривают: - Организационные меры; - Развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепление их материально- технической базы; - Меры по развитию социальной поддержки и услуг семье и детям; - Информационно-методическое обеспечение; - Повышение квалификации работающих в сфере социального обслуживания семьи и детей. |
Исполнители основных мероприятий программы |
Управление социальной защиты населения Администрации Тверской области; областной центр социальной помощи семье и детям; областной центр социальной реабилитации военно- служащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. |
Ресурсное обеспечение программы |
Федеральный бюджет - 1230,0 тыс. рублей; Областной бюджет - 3046,0 тыс. рублей, из них 1282,0 тыс. руб. по бюджету областного фонда социальной поддержки населения. Итого: 4276,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты программы |
Увеличение числа учреждений, служб социального обслуживания семьи и детей; укрепление материально-технической базы действующих учреждений; Расширение форм и видов социаль- ных услуг семье и детям; Усиление социальной поддержки семей и детей группы риска. |
Система организации контроля за исполнением программы |
Представление ежеквартальных отчетов о ходе выполнения программы государственным заказчиком программы в Администрацию области. Обсуждение хода реализации про- граммы на совещании у заместителя Губернатора области, курирующего социальную сферу. Представление отчета о выполнении программы Администрацией области, Законодательному Собранию Тверской области. |
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Областная целевая программа "Развитие социального обслуживания семьи и детей в Тверской области" на 2002 год разработана управлением социальной защиты населения Администрации области в развитие плана мероприятий управления на 2001 год по участию в федеральной целевой программе "Развитие социального обслуживания семьи и детей" (2001-2002 годы), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 г. N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы".
Реализация Основных направлений государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. N 712, требует новых подходов в организации социального обслуживания семьи и детей.
Несмотря на принимаемые меры в области достаточно острыми остаются вопросы социальной поддержки семей группы социального риска, имеющие проблемы экономического характера (низкий уровень доходов), ограниченности трудоспособности, социальной дезадаптации, конфликтности, асоциального образа жизни.
В особо сложных условиях находятся многодетные, неполные семьи, семьи инвалидов с детьми, среди которых значительную часть составляют малообеспеченные. Необходимы социальная поддержка молодых семей, особенно из категории бывших воспитанников сиротских учреждений, усиление социальной работы с асоциальными семьями.
В области не снижается количество разводов, увеличивается число внебрачных рождений детей, что ведет к росту неполных семей. Конфликтные ситуации в семьях из-за отсутствия социально-психологических служб зачастую сопровождаются разводами, безразличным или жестоким обращением с детьми, насилием, безнадзорностью и социальным детским сиротством.
В системе органов социальной защиты населения области слабо развита сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, в частности, центров социальной помощи семье и детям, которые по своим функциональным задачам являются комплексными учреждениями помощи семьям. В настоящее время в области открыто только 4 таких центра: областной и 3 муниципальных в г.г. Бежецке, Конаково, Весьегонске.
Дальнейшее развитие социальных служб помощи семье и детям сдерживается недостаточным нормативно-правовым, научно-методическим и кадровым обеспечением, дефицитом средств в местных бюджетах на их оснащение.
Управление социальной защиты населения Администрации области ежегодно представляет в Минтруда России заявки на оборудование для центров социальной помощи семье и детям по федеральной целевой программе "Развитие социального обслуживания семьи и детей". В свою очередь, Министерство труда и социального развития России ориентирует органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на решение социальных проблем семьи и детей, Основных направлений государственной семейной политики программно-целевыми методами.
Реализация мероприятий программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей в Тверской области" будет способствовать усилению ориентации социальной политики в муниципальных образованиях на развитие социальной работы с семьей, усилению внимания к решению проблем социальной поддержки семей, попавших в трудные жизненные ситуации, оптимизации процесса развития учреждений, служб социального обслуживания семьи и детей. Программно-целевой подход к решению проблем социальной помощи семье и детям будет способствовать целенаправленной деятельности в области по созданию в муниципальных образованиях оптимальной модели социального обслуживания семьи и детей.
Основные цели и задачи, сроки реализации Программы
Целью программы является становление и развитие территориальной системы социального обслуживания семьи и детей, создание условий для ее успешного функционирования.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- систематизацию учета семей в органах социальной защиты населения, определение и выявление семей группы социального риска;
- реализацию мер социальной поддержки семей в связи с трудной жизненной ситуацией;
- развитие различных форм и видов социальной помощи, социальных услуг семье и детям;
- содействие созданию сети муниципальных учреждений, служб социальной поддержки семей, укреплению их материально-технической базы;
- информационное и научно-методическое обеспечение деятельности органов социальной защиты населения муниципальных образований, учреждений социального обслуживания семьи и детей;
- содействие в подготовке и повышении квалификации кадров работников учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Срок реализации программы - 2002 год.
Основные направления реализации Программы
Перечень мероприятий программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по срокам, ресурсам и исполнителям в рамках следующих 5 основных направлений:
1. Организационные меры.
Предусматривается подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере социального обслуживания семьи и детей, порядка лицензирования учреждений, госстандартов социальных услуг семьям и детям.
Предполагается дальнейшее развитие деятельности областного центра социальной помощи семье и детям (областного центра "Семья"), как организационно-методического учреждения в сфере социальной работы с семьями; совершенствование базы статистических данных об отдельных категориях семей и детей.
Планируется оказание содействия администрациям муниципальных образований в организации учреждений, служб социального обслуживания семьи и детей (разработка учредительных документов, определение оптимальной структуры, кадрового обеспечения).
Предусматривается развитие сотрудничества и взаимодействия с общественными объединениями в форме социального партнерства.
2. Развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепление их материально-технической базы.
Предусматривается материальная поддержка областных центров социальной помощи семье и детям и социальной реабилитации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также муниципальных учреждений и служб социальной помощи семье и детям в оснащении их современным диагностическим, коррекционно-развивающим оборудованием, техническими средствами. Формирование заявок от Тверской области и представление их в Минтруда России на оснащение центров социальной помощи семье и детям автотранспортом, специальным оборудованием, техническими средствами по федеральной целевой программе "Развитие социального обслуживания семьи и детей".
3. Меры по развитию социальной поддержки и услуг семье и детям.
Планируется расширение форм и видов деятельности органов социальной защиты населения, учреждений служб социального обслуживания семьи и детей по оказанию различных видов социальной поддержки семьям группы социального риска, ориентация на разработку и реализацию проектов по развитию самообеспечения семей, социальный патронаж молодых семей бывших воспитанников учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Предполагается открытие социальной службы "Мать и ребенок" для оказания помощи женщинам, детям, попавшим в трудные жизненные ситуации.
Планируется создание в структуре областного центра социальной реабилитации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей отделения медико-социально-психологической помощи.
Предусмотрены меры по усилению социальной поддержки многодетных, приемных семей; детей из неблагополучных семей; молодых семей бывших воспитанников детских домов; проведение областных мероприятий, акций в связи с Международным Днем семьи (15 мая), Всероссийским Днем матери (последнее воскресенье ноября).
4. Информационно-методическое обеспечение.
Планируется проведение мониторинга социально-экономического положения семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы с целью изучения их потребностей в различных видах социальных услуг. Планируется разработка и издание материалов по инновационным технологиям и методам социального обслуживания семьи и детей.
Предусматривается информационно-рекламная деятельность об учреждениях социального обслуживания семьи и детей, режиме их работы, видах услуг; создание цикла теле- и радиопередач по проблемам социального положения семьи и детей и их социальной поддержки.
5. Повышение квалификации работающих в сфере социального обслуживания семьи и детей.
Планируется организовать учебу кадров, работающих в сфере социального обслуживания семьи и детей с привлечением высококвалифицированных специалистов; принять участие в семинарах, курсах повышения квалификации специалистов на базе ведущих социальных учреждений, институтов Минтруда России; организовать выездные семинары работников учреждений социального обслуживания семьи и детей в другие территории с целью изучения опыта.
Реализация мероприятий программы имеет большую социальную значимость и эффективность, так как в области слабо развита система социального обслуживания семьи и детей.
Законом Тверской области от 3 октября 2002 г. N 64-ЗО в раздел "Ресурсное обеспечение Программы" настоящей программы внесены изменения
Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование программы намечается осуществить за счет консолидации средств выделяемых на программу из областного бюджета и федерального бюджета, а также привлечения внебюджетных средств из различных благотворительных фондов, участия в конкурсах программ на получение грантов.
Общая сумма расходов на реализацию программы оценивается в 4276,0 тысяч рублей, в том числе в разрезе источников:
- из средств федерального бюджета на оснащение учреждений социального обслуживания семьи и детей оборудованием, техническими средствами, автотранспортом по заявкам в Минтруда России - 1230,0 тыс. руб., в т.ч. по федеральной целевой программе "Развитие социального обслуживания семьи и детей" в 2002 году - 1000,0 тыс. рублей и 230,0 тыс. руб. - для областного центра социальной реабилитации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- из средств областного бюджета на реализацию программы - 3046,0 тысячи рублей (в ценах 2001 года), из них 1282,0 тыс. руб. по бюджету областного фонда социальной поддержки населения;
Средства областного фонда социальной поддержки населения привлекаются в основном в качестве материальной поддержки муниципальных образований на развитие системы социального обслуживания семьи и детей и усиление материальной помощи отдельным категориям семей группы социального риска.
Законом Тверской области от 3 октября 2002 г. N 64-ЗО в раздел "Механизм реализации Программы" настоящей программы внесены изменения
Механизм реализации Программы
Программой определены исполнители основных программных мероприятий. Организации, указанные в графе "исполнители", несут ответственность за качественное и своевременное исполнение конкретных мероприятий программы, целевое и рациональное использование выделяемых средств. В части мероприятий по предложениям избирателей депутатам Законодательного Собрания Тверской области реализация, управление и контроль за осуществлением программы осуществляется в порядке, определенном Положением о порядке формирования и реализации предложений избирателей депутатам Законодательного Собрания Тверской области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания Тверской области.
Главным распорядителем средств, выделяемых на программные мероприятия, является управление социальной защиты населения Администрации области, как государственный заказчик программы, которое своевременно представляет в департамент финансов Администрации области заявки на выделение бюджетных средств с приложением обоснований и расчетов на запрашиваемые суммы, организует распределение средств, продукции и иные средства среди подведомственных организаций, учреждений, муниципальных образований и обеспечивает контроль за их целевым использованием.
Согласно установленному порядку для участия в федеральной целевой программе "Развитие социального обслуживания семьи и детей" на 2001-2002 г.г. управление социальной защиты населения Администрации области направляет в Министерство труда и социального развития РФ соответствующие заявки на выделение различного оборудования, автотранспорта для оснащения учреждений социальной помощи семье и детям Тверской области.
Средства областного бюджета, выделяемые на закупку и поставку продукции, расходуются на основе контрактов (договоров) для социальных нужд, а также на конкурсной основе.
Расходование средств областного бюджета, выделяемых областному фонду социальной защиты населения на программные мероприятия будет производиться на основе заявок с представлением обоснований и смет расходов, заверенных соответствующими органами социальной защиты населения.
Использование средств, выделяемых на проведение мероприятий, посвященных Международному Дню семьи и Всероссийскому Дню матери, (пункт 3.4) будет осуществляться на основе заявок государственного заказчика в департамент финансов Администрации области с приложением программ и смет расходов.
Подготовка комплектов для новорожденных детей из малообеспеченных семей (пункт 3.5) будет производиться путем закупки по контракту необходимого количества тканей и пошива детских принадлежностей в социальных учреждениях области на основе договора. Распределение готовых комплектов на органы социальной защиты населения муниципальных образований осуществляется пропорционально количеству родившихся детей за предыдущий год в городах, районах области по доверенности с последующим отчетом о целевом адресном использовании.
Оказание адресной социальной помощи малоимущим семьям в связи с трудным материальным положением, в связи с подготовкой детей к началу учебного года, а также выплата областного ежемесячного пособия на питание детей многодетных семей, имеющих 7 и более несовершеннолетних детей (пункты 3.6, 3.8, 3.10) будет осуществляться муниципальными органами социальной защиты населения по принципу адресности в соответствии с "Порядком оказания адресной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам в Тверской области", утвержденным постановлением Губернатора области от 01.02.2001 г. N 50. Распределение средств на эти цели муниципальным органам социальной защиты населения осуществляет государственный заказчик программы пропорционально количеству нуждающихся семей в городах, районах области.
На организацию социальных столовых для питания детей из группы социального риска (безнадзорных) средства будут распределяться по органам социальной защиты населения муниципальных образований на основе их решения об организации социальной столовой, сметы расходов на питание детей, копии договора с учреждением питания (если организация питания осуществляется не в социальных учреждениях).
Государственный заказчик программы с учетом выделяемых на реализацию программных мероприятий бюджетных средств уточняет целевые показатели и затраты, механизм реализации, состав исполнителей.
Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации
Организацию, координацию и контроль за реализацией программных мероприятий осуществляет управление социальной защиты населения Администрации области.
Распределение средств муниципальным образованиям по соответствующим програм-мным мероприятиям, смет расходов на проведение областных мероприятий согласовывается с заместителем Губернатора области, курирующего социальную сферу.
Реализация мероприятий программы, финансируемых за счет средств областного бюджета, производится на основе договоров, заключаемых государственным заказчиком программы в установленном порядке с исполнителями программных мероприятий.
С учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств управление социальной защиты населения Администрации области ежеквартально проводит анализ исполнения программных мероприятий и представляет соответствующую информацию в Администрацию области.
Ход выполнения программы с отчетом исполнителей рассматривается на совещании у заместителя Губернатора области, курирующего социальную сферу.
По итогам года государственный заказчик в срок до 1 февраля последующего года представляет в Администрацию области, Законодательное Собрание Тверской области доклад о выполнении областной целевой программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей в Тверской области" в 2002 году".
Ожидаемый результат реализации Программы.
Оценка эффективности, социально-экономических
последствий от реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать предпосылки для развития системы социального обслуживания семьи и детей в Тверской области, будет способствовать развитию оптимальной сети учреждений, служб социальной помощи семье и детям, усилению социальной поддержки семей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; способствовать повышению квалификации и профессиональной компетентности работников сферы социального обслуживания семьи и детей.
Оценка эффективности программы определяется:
- увеличением количества семей и детей, получивших социальные услуги в органах социальной защиты населения и учреждениях социального обслуживания семьи и детей в 1,2 раза;
- расширением форм и видов социальных услуг семьям и детям;
- укреплением материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений и служб социальной помощи семье и детям;
- снижением остроты нуждаемости малоимущих семей в области, в т.ч. по подготовке детей к началу учебного года, в поддержке питания детей из группы социального риска (безнадзорных);
- систематической материальной поддержкой многодетных малообеспеченных семей, имеющих 7 и более детей несовершеннолетнего возраста (98 семей).
В целом реализация программы поможет сформировать в области единые подходы в организации социального обслуживания семьи и детей на основе действующего законодательства как на региональном так и на местном уровнях, определить взаимодействие государственной системы социальной помощи семье и детям с негосударственными организациями в сфере социальных услуг семьям и детям.
Пояснительная записка
к бюджетной заявке на ассигнования из областного бюджета
на 2002 год для областной целевой программы
"Развитие социального обслуживания семьи и детей
в Тверской области" на 2002 год"
Бюджетная заявка на ассигнования из областного бюджета на 2002 год для областной целевой программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей в Тверской области" на 2002 год" составлена в объеме 2782,0 (две тысячи семьсот восемьдесят две) тысячи рублей при общем объеме расходов на реализацию мероприятий программы в 2002 году - 4012,0 (четыре тысячи двенадцать) тысяч рублей.
Другие источники финансирования программы:
- федеральный бюджет - 1230,0 тыс. руб.
- внебюджетные средства (различные фонды, спонсоры).
По структуре расходов бюджетная заявка на ассигнования из областного бюджета представляет собой совокупность расходов на реализацию мероприятий программы по основным ее разделам:
тыс. руб.
1. 2. 3. 4. 5. |
Организационные меры Развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепление их материально-технической базы Меры по развитию социальной поддержки и услуг семье и детям Информационно-методическое обеспечение Повышение квалификации работающих в сфере социального обслуживания семьи и детей |
537,0 2104,0 82,4 58,6 |
Как видно из структуры расходов, основные средства областного бюджета направляются на реализацию основной цели и главных задач программы - на улучшение положения семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, развитие учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепление их материально-технической базы, расширение видов и объемов социальных услуг семьям и детям.
Расходы по разделу "Развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепление их материально-технической базы" обусловлены необходимостью развития деятельности государственных учреждений системы социальной защиты населения - областного центра социальной помощи семье и детям, областного центра социальной реабилитации для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а именно создание в его структуре нового отделения медико-социальнопсихологической помощи, в услугах которого нуждаются военнослужащие, уволенные с военной службы, члены их семей (жены, дети), инвалиды войны и боевых действий, участники антитеррористических операций, локальных конфликтов, члены семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского и служебного долга. Создание такого отделения является острой необходимостью в связи с многочисленными обращениями в центр участников ликвидации террористических бандформирований в Чечне.
На развитие этих учреждений планируется направить 312,0 тыс. руб., из них 240,0 тыс. руб. из средств областного фонда социальной поддержки населения.
220,0 тыс. руб. из средств областного бюджета будут направлены через областной фонд социальной поддержки населения на оказание материальной помощи муниципальным учреждениям социального обслуживания семьи и детей на основании заявок и смет расходов, представленных соответствующими органами социальной защиты населения..
По разделу плана мероприятий "Меры по развитию социальной поддержки и услуг семье и детям" из общего объема запланированных средств в сумме 2104,0 тысяч рублей основные средства областного бюджета направлены:
- 700,0 тыс. руб. (из них 200,0 тыс. руб. из областного фонда социальной поддержки населения) на оказание помощи малообеспеченным семьям (многодетным, неполным, опекунским, приемным, семьям, имеющим детей-инвалидов и др.) для подготовки детей к началу нового учебного года;
- 305,0 тыс. руб. планируется направить на оказание помощи малоимущим многодетным семьям, имеющим 7 и более детей в возрасте до 18 лет, в виде областных ежемесячных пособий с выплатой заявителям через органы социальной защиты населения муниципальных образований.
По данным муниципальных органов социальной защиты населения на 01.01.2001 года состоят на учете 98 многодетных семей, имеющих 7 и более детей и находящихся в "крайней бедности". Общие расходы в сумме 305,0 тысяч рублей складываются из расчета ежемесячной выплаты областного пособия этой категории многодетных семей в размере равном трехкратной величине государственного ежемесячного пособия на ребенка (в настоящее время - 70 руб. х 3 = 210 рублей) с учетом инфляции и резерва. Выплата пособия будет производиться органами социальной защиты населения по месту жительства целевым назначением на нужды детей (питание) с последующим контролем.
В настоящее время действует постановление Губернатора о выплате областного пособия многодетным семьям, имеющим 10 и более детей в возрасте до 18 лет. В связи с общим демографическим кризисом отмечается тенденция к сокращению числа многодетных семей. По данным органов социальной защиты населения таких семей в области всего 7. В то же время дети в многодетных семьях являются наиболее нуждающейся категорией. При увеличении финансовых возможностей можно пересмотреть контингент многодетных семей, получающих дополнительное региональное пособие.
На проведение мероприятий в рамках Международного Дня семьи (ежегодно - 15 мая) и всероссийского Дня матери (ежегодно - последнее воскресенье ноября) запланировано соответственно 152,0 и 136,0 тысяч рублей. Традиционно в эти дни проводятся областные мероприятия по чествованию лучших семей, матерей области, вручению им благодарственных писем Губернатора области, правительственных наград, материальной помощи награжденным и приемным семьям, акция поздравления с новорожденными детьми в родильных домах, службах ЗАГС, учреждениях культуры. На средства областного бюджета, выделенные на эти мероприятия, и дополнительно 200,0 тысяч рублей из средств областного фонда социальной поддержки населения планируется изготовить 1000 единиц комплектов для новорожденных для малоимущих семей. Пошив комплектов для новорожденных производится в социальных учреждениях, что значительно экономит средства на их изготовление и стоимость комплекта.
200,0 тыс. руб. планируется направить на организацию в городах, районах области социальных столовых для детей группы социального риска (безнадзорных) на основании смет расходов муниципальных органов социальной защиты населения.
Этот раздел плана мероприятий предусматривает оказание помощи матерям и детям, попавшим в кризисную ситуацию. В этих целях управление планирует создать социальную службу "Мать и ребенок" при областном центре "Семья" для предоставления временного убежища (ночлег, питание, содействие в оказании при необходимости медицинской, правовой помощи) с общим объемом расходов - 72,0 тыс. рублей.
По разделу "Информационно-методическое обеспечение" предусмотрено 82,4 тыс. руб., из которых 38,0 тыс. руб. предусмотрены на проведение мониторинга социально-экономического положения семей военнослужащих, уволенных с военной службы, согласно постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.99 г. N 232 "Об организации ежегодного мониторинга социально-экономического положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей", результаты которого необходимы для определения направлений дальнейшего развития социальных услуг семьям военнослужащих, уволенных с военной службы. Исполнитель мониторинга - областной центр социальной реабилитации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей совместно с кафедрой социологии и культурологии Тверского государственного технического университета.
44,4 тыс. руб. предусмотрены на подготовку и издание методических, информационных материалов для органов и учреждений социальной защиты населения по социальной работе с семьями и детьми в связи с дефицитом литературы по социальной работе.
По разделу "Повышение квалификации работающих в сфере социального обслуживания семьи и детей" средства областного бюджета в сумме 58,6 тысяч рублей, из них 23,6 тыс. руб. из средств областного фонда социальной поддержки населения, предусмотрены на проведение семинара с психологами учреждений социального обслуживания семьи и детей с приглашением специалистов из Института социальной работы г. Москва; на курсовую подготовку специалистов по социальной работе на базе ведущих учреждений Минтруда России .
В основу разработки программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей в Тверской области" на 2002 год положены принципы реалистичности, последовательности, преемственности, адресности и перспективности развития социальной службы семьи и детства в области.
Начальник управления социальной
защиты населения Администрации
Тверской области |
В.Н. Данилов |
Технико-экономическое обоснование
областной целевой программы "Развитие
социального обслуживания семьи и детей
в Тверской области на 2002 год"
Областная целевая программа "Развитие социального обслуживания семьи и детей в Тверской области" на 2002 год представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий по становлению в области системы разносторонней социальной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, как составной части социальной политики.
В основу программных мероприятий положены принципы реалистичности, последовательности, преемственности, адресности и перспективности развития социальной службы семьи и детства в области.
Для реализации намеченных Программой мероприятий необходима консолидация средств бюджетов всех уровней и привлечение внебюджетных источников. Потребность в средствах на мероприятия Программы в ценах 2001 года составляет 4012,0 (четыре тысячи двенадцать) тысяч рублей.
Прогноз результатов осуществления Программы
Целью Программы является создание системы социального обслуживания семьи и детей в Тверской области, как механизма реализации Основных направлений государственной семейной политики, усиления социальной поддержки семьи и детей, находящихся в трудных жизненных условиях.
Прогноз результатов осуществления Программы показывает, что при успешной реализации программных мероприятий в области определится целенаправленный и системный подход к созданию комплексной системы социального обслуживания семьи и детей, развитию сети социальных служб по оказанию социально-экономических, социально-правовых, медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных , консультативных услуг семьям и детям.
Консолидирование средств и усилий всех заинтересованных ведомств, структур, негосударственных и общественных объединений будет способствовать решению главной задачи - улучшению положения семей, укреплению института семьи и ее саморазвитию.
Скоординированная деятельность государственных и муниципальных органов, учреждений социальной защиты населения, негосударственных и общественных объединений приведет к повышению эффективности мер по социальной поддержке семьи и детей.
Предпосылки для успешной реализации Программы
Деятельность по социальному обслуживанию семьи и детей основывается на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, профилактической направленности.
Оказание поддержки со стороны Министерства труда и социального развития Российской Федерации:
- в укреплении материально-технической базы действующих и вновь открывающихся учреждений социальной помощи семье и детям;
- в научно-методическом обеспечении;
- в повышении квалификации работающих в сфере социального обслуживания семьи и детей.
Наличие в области государственного учреждения - областного центра социальной помощи семье и детям, как организационно-методического базового учреждения по социальному обслуживанию семьи и детей.
Взаимодействие органов социальной защиты населения с органами управления образования, здравоохранения, внутренних дел, комитетом государственной статистики по Тверской области, Тверским государственным университетом, на базе которого ведется подготовка специалистов по социальной работе, Тверским государственным техническим университетом (кафедра социологии и культурологии, психологии).
Имеющийся практический опыт организации социальных услуг различным категориям населения, семье и детям.
Затраты на осуществление Программы
На реализацию мероприятий Программы из всех источников финансирования на 2002 год потребуется 4012,0 тысяч рублей,
в том числе по источникам финансирования:
тыс. руб.
/---------------------------------------------------------\
| - из федерального бюджета - 1230,0 |
| - из средств областного бюджета - 2782,0 |
| - внебюджетные средства |
| (различные фонды, спонсорские средства) |
\---------------------------------------------------------/
Кроме этих источников заказчик планирует принять участие в конкурсах инновационных проектов по социальному обслуживанию семьи и детей.
По структуре расходов и источникам финансирования средства на реализацию мероприятий программы распределяются по основным ее разделам:
общий объем расходов (тыс. руб.) |
в том числе по источникам: | |||
федераль- ный бюджет |
областной бюджет |
раздел "Социальная политика" из них по бюджету областного фонда со- циальной поддержки населения |
||
Всего из них по разделам программы: 1. Организационные меры 2. Развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепление их материально-технической базы 3. Меры по развитию социаль- ной поддержки и услуг семье и детям 4. Информационно-методичес- кое обеспечение 5. Повышение квалификации работающих в сфере социаль- ного обслуживания семьи и детей |
4012,0 1767,0 2104,0 82,4 58,6 |
1230,0 1230,0 |
2782,0 537,0 2104,0 82,4 58,6 |
1282,0 460,0 739,0 59,4 23,6 |
Анализ структуры расходов на программные мероприятия показывает, что основные расходы направлены на реализацию цели и главных задач программы: поддержку развития учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепление их материально-технической базы, расширения видов и объемов социальных услуг семье и детям, оказание поддержки в улучшении положения семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
По разделу "Развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, укреплении их материально-технической базы" средства областного бюджета в объеме 312,0 тыс. руб. направлены на развитие государственного учреждения - областного центра социальной помощи семье и детям, областного центра социальной реабилитации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей с целью повышения эффективности его работы по оказанию новых видов социальных услуг путем создания в его структуре нового отделения медико-социальнопсихологической помощи, в услугах которого нуждаются военнослужащие, уволенные с военной службы, члены их семей (жены, дети), инвалиды войны и боевых действий, а также участники антитеррористических операций, локальных конфликтов, члены семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского и служебного долга. На оснащение отделения специальным медицинским, реабилитационным, коррекционно-развивающим оборудованием направлена в установленном порядке заявка в Минтруд России в общем объеме на 230,0 тысяч рублей.
Средства федерального бюджета в объеме 1000,0 тыс. руб. через Министерство труда и социального развития Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" (2001-2002 годы) поступают на учреждения социальной помощи семье и детям автотранспорта, технических средств, реабилитационного и коррекционно-развивающего оборудования по соответствующим заявкам управления социальной защиты населения Администрации области. Непосредственные получатели оборудования, автотранспорта - областные и муниципальные учреждения социального обслуживания семьи и детей ( Бежецкий, Весьегонский, Конаковский центры социальной помощи семье и детям).
220,0 тыс. руб. через областной фонд социальной поддержки населения будут направлены в качестве материальной помощи на поддержку инициатив органов местного самоуправления по созданию новых и развитию действующих муниципальных учреждений, служб в сфере социального обслуживания семьи и детей.
По разделу "Меры по развитию социальной поддержки и услуг семье и детям" средства областного бюджета направлены: - на оказание материальной поддержки малообеспеченным семьям (многодетным, неполным, опекунским, приемным, семьям, имеющим детей-инвалидов и др.) для подготовки детей к началу нового учебного года - 700,0 тыс. руб., из них 200,0 тыс. руб. из средств областного фонда социальной поддержки населения; - на оказание помощи малоимущим многодетным семьям, имеющим 7 и более детей в возрасте до 18 лет, в виде областных пособий (с учетом инфляции и резерва) - 305,0 тыс. руб. По данным муниципальных органов социальной защиты населения на 01.01.2001 года состоят на учете 98 многодетных семей, имеющих 7 и более детей и находящихся в "крайней бедности". Общие расходы в сумме 247,0 тысяч рублей складываются из расчета ежемесячной выплаты областного пособия этой категории многодетных семей в размере равном трехкратной величине государственного ежемесячного пособия на ребенка (в настоящее время - 70 руб. х 3 = 210 рублей). Выплата будет производиться органами социальной защиты населения по месту жительства целевым назначением на нужды детей (питание, одежда, обувь и пр.) с последующим контролем.
В настоящее время действует постановление Губернатора Тверской области от 24.05.96 г. N 230 "Об оказании помощи семьям, имеющим 10 и более детей", согласно которому ежемесячно этой группе многодетных семей, семейным детским домам установлено "пособие, соответствующее трем установленным минимальным размерам заработной платы за счет резервного фонда администрации области".
В связи с общим демографическим кризисом отмечается тенденция к сокращению числа многодетных семей. По данным органов социальной защиты населения таких семей в области всего 7. В то же время дети в многодетных семьях являются наиболее нуждающейся категорией. При увеличении финансовых возможностей можно пересмотреть контингент многодетных семей, получающих дополнительное региональное пособие.
На проведение мероприятий в рамках Международного Дня семьи (ежегодно - 15 мая) и всероссийского Дня матери (ежегодно - последнее воскресенье ноября) запланировано соответственно 152,0 и 136,0 тысяч рублей. Традиционно в эти дни проводятся областные мероприятия по чествованию лучших семей, матерей области, вручению им благодарственных писем Губернатора области, правительственных наград, материальной помощи награжденным и приемным семьям, акция поздравления с новорожденными детьми в родильных домах, службах ЗАГС, учреждениях культуры. На средства областного бюджета, выделенные на эти мероприятия, и дополнительные средства областного фонда социальной поддержки населения в объеме 200,0 тыс. руб. планируется изготовить 1000 единиц комплектов для новорожденных для малоимущих. Эта акция проводится в области с 1995 года.
200,0 тыс. рублей из средств областного бюджета будут направлены на организацию питания детей из неблагополучных семей в основном экономически слабых районов области.
Внебюджетные средства в объеме 18,0 тыс. руб. планируется привлечь на организацию выездных бригад специалистов областного центра "Семья" в города и районы области с целью оказания различных социальных услуг семьям и детям.
150,0 тыс. руб. из внебюджетных средств планируется использовать на поддержку инновационных проектов в сфере социального обслуживания семьи и детей на конкурсной основе, которые могут быть разработаны как государственными, муниципальными органами, учреждениями, так и негосударственными и общественными организациями. В этих целях управлением разрабатывается положение об условиях проведения конкурса инновационных проектов в сфере социальных услуг семье и детям.
Средства областного фонда социальной поддержки населения в сумме 18,0 тыс. руб. планируется направить на организацию "Школы молодой семьи" при областном центре "Семья"; на социальный патронаж молодых семей бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов (материальная поддержка на создание семейного хозяйства) - 100,0 тыс. рублей.
Расходы по разделу "Информационно-методическое обеспечение" в сумме 38,0 тыс. руб. из средств областного бюджета, из них 15,0 тыс. руб. из областного фонда социальной поддержки населения , планируется на выполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.99 г. N 232 "Об организации ежегодного мониторинга социально-экономического положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей", а также для определения направлений дальнейшего развития социальных услуг семьям военнослужащих, уволенных с военной службы. Средства федерального бюджета на проведение мониторинга не выделяются.
15,0 тыс. руб. планируется направить на подготовку и издание методических сборников (тематических и по обобщению опыта работы), приобретение методической литературы, необходимой для профессиональной деятельности.
По разделу "Повышение квалификации работающих в сфере социального обслуживания семьи и детей" средства областного бюджета в сумме 58,6 тысяч рублей, в т.ч. из областного фонда социальной поддержки населения 23,6 тыс. руб., запланированы на проведение курсов, семинаров, повышение квалификации различных специалистов по социальной работе с семьями и детьми.
Успешное выполнение программных мероприятий будет способствовать повышению эффективности работы органов, учреждений социальной защиты населения в сфере социальной поддержки семьи и детей по преодолению негативных тенденций, трудных жизненных ситуаций.
Сроки реализации Программы определены в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие социального обслуживания семьи и детей", рассчитанной на 2001-2002 годы.
Управление социальной защиты населения Администрации области рассматривает данную областную Программу как первый опыт программноцелевого подхода к решению проблем социального обслуживания семьи и детей с целью его дальнейшего развития.
Начальник управления
социальной защиты населения
Администрации области |
В.Н. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тверской области от 20 марта 2002 г. N 11-ЗО "Об областной целевой программе "Развитие социального обслуживания семьи и детей в Тверской области на 2002 год"
Текст документа опубликован в газете "Тверские ведомости" N 26, 27 марта 2002 г. и N 40, 17 - 23 мая 2002 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Тверской области от 3 октября 2002 г. N 64-ЗО