Закон Тверской области от 9 апреля 2002 г. N 21-ЗО
"Об утверждении областной целевой программы
"Информационное обеспечение органов государственной власти
и местного самоуправления Тверской области на 2002-2004 годы"
13 мая 2003 г., 18 мая, 8 июля 2004 г., 18 января 2005 г.
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 28 марта 2002 года
Губернатор Тверской области |
В.И. Платов |
Тверь
9 апреля 2002 г.
N 21-ЗО
Областная целевая программа
"Информационное обеспечение органов государственной власти
и местного самоуправления Тверской области на 2002-2004 годы"
13 мая 2003 г., 18 мая, 8 июля 2004 г.,
18 января 2005 г.
Законом Тверской области от 18 января 2005 г. N 1-ЗО в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы
"Информационное обеспечение органов государственной власти
и местного самоуправления Тверской области на 2002-2004 годы"
Наименование Программы | Областная целевая программа "Информационное обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления Тверской области на 2002-2004 годы" (далее по тексту - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 09.09.2000 N Пр-1895); Федеральная целевая программа "Электрон- ная Россия на 2002 - 2010 годы" Закон Тверской области "Об информационных ресурсах Тверской области" от 21.01.99 г. N 46-ОЗ-2 (ред. от 07.06.2001); Закон Тверской области "О прогнозировании и программе социально-экономического развития Тверской области" от 25.02.99 г. N 47-ОЗ-2 Закон Тверской области "Об основах промыш- ленной политики Тверской области" от 28.06.2001 г. N 153-ОЗ-2 Постановление Губернатора Тверской области от 30.06.97 г. N 424 "О Концепции информати- зации Тверской области до 2000 года и на перспективу" |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Распоряжение Губернатора области N 955-р от 03.07.2001 г. "О разработке областной целевой программы "Информационное обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления Тверской области на 2002-2004 годы" |
Государственный заказчик | Государственным заказчиком Программы является аппарат Губернатора Тверской области, в части раздела 8 - Департамент финансов Тверской области. В части мероприятий по разделу 8 получателем средств областного бюджета является также департамент социальной защиты населения |
Основные разработчики Программы |
Рабочая группа по разработке проекта Программы, созданная в соответствии с распоряжением Губернатора области от 03.07.2001 г. N 955-р |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий |
Органы государственной власти и местного самоуправления Тверской области, территориальные федеральные органы государственной власти, предприятия и организации. Основаниями для их привлечения к выполнению мероприятий Программы являются: договора и соглашения, заключенные или планируемые к заключению в соответствии с федеральным и областным законодательством |
Цели и задачи Программы |
Цель - повышение эффективности государствен- ного и муниципального управления социально- экономическими процессами в Тверской области за счет внедрения и массового распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав граждан на свободный доступ к информации, в том числе на базе расширенной подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей. Задачи: 1. Развитие нормативной правовой базы для создания территориальной информационной системы органов государственной власти и местного самоуправления Тверской области и определение полномочий и обязанностей государственных и муниципальных органов управления, а также организаций и предприятий по формированию, использованию и учету государственных информационных ресурсов. 2. Создание и интеграция информационных ресурсов Тверской области на основе использо- вания единой системы классификации и кодирова- ния финансовой, технико-экономической и социальной информации и технологии построения баз данных. 3. Создание информационно-телекоммуникацион- ной и организационной инфраструктуры в Тверской области, обеспечивающей эффективное формирование и использование информационных ресурсов на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий. |
Сроки реализации Программы |
2002-2004 годы I этап - январь-декабрь 2002 год; II этап - январь-декабрь 2003 год; III этап - январь-декабрь 2004 год. |
Перечень подпрограмм | 1. Совершенствование действующей нормативно- правовой базы процессов информатизации Тверской области; 2. Создание единой системы классификации и кодирования финансовой, технико-экономической и социальной информации; 3. Создание информационно-картографической системы общего доступа, включающей электронную карту Тверской области, электронные карты городов и районов Тверской области; 4. Развитие информационно-телекоммуникацион- ной инфраструктуры органов государственной власти Тверской области; 5. Создание автоматизированной системы делопроизводства органов исполнительной власти и местного самоуправления Тверской области. Обеспечение информационной безопасности; 6. Создание фрагмента автоматизированной системы "Государственного регистр населения" (АС ГРН) в Тверской области; 7. Совершенствование информационного взаимо- действия всех ветвей и уровней власти на терри- тории Тверской области с населением и хозяйст- вующими субъектами; 8. Создание Автоматизированной системы управления бюджетным процессом в Тверской области по казначейской системе исполнения; 9. Совершенствование программно - технической базы и развитие корпоративной сети органов государственной власти Тверской области; 10. Информационно-просветительское сопровож- дение Программы. 11. Мероприятия по реализации предложений избирателей в части программ социально- экономического развития Тверской области. |
Объемы и источники финансирования |
Общая стоимость Программы составляет - 94,434 млн. рублей, в том числе за счет: областного бюджета - 76,350 млн. рублей, местных бюджетов - 0,794 млн. рублей федерального бюджета - 16,0 млн. рублей, внебюджетных источников - 1,29 млн. рублей Источники финансирования: федеральный бюджет - 16,0 млн. руб. (в рамках ФЦП "Электронная Россия" по разделу: создание фрагмента автоматизированной системы "Государственного регистр населения", Протокол от 17.10.2000 заседания Координационного совета под предсе- дательством зам. Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Клебанова) внебюджетные источники - 1,29 млн. руб. (средства организаций и предприятий на развитие Интернет-маркетинга и Интернет-торговли, а так же на проведение организационных и информационно-рекламных мероприятий, прил. 2, таб. 1 Программы). |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
Реализация Программы обеспечит: - разработку новых и совершенствование действующих нормативно-правовых документов, регулирующих процессы информатизации в Тверской области; - разработку методологии социально- экономического анализа регионального и муниципального развития; - разработку системы первичных показателей социально-экономического состояния области и муниципальных образований на основе методологии налогообложения, бухгалтерского и статистического учета, инвестиционного анализа и математического моделирования и прогнозирования; - создание первой очереди электронной карты Тверской области для решения задач страте- гического, оперативного и тактического управления социально-экономического развития Тверской области; - разработку проекта единой информационно- телекоммуникационной системы региональной и муниципальной власти; - сокращение бумажного документооборота и совершенствование контроля подготовки и исполнения документов; - совершенствование системы учета населения и решения задач социального характера органами власти всех уровней за счет автоматизации работы областной и районных паспортно-визовых служб и органов ЗАГС; - создание ситуационного центра Губернатора Тверской области для принятия оперативных управленческих решений по социально-экономи- ческим проблемам области и муниципальных образований; - создание и развитие информационного сервера органов государственной и муниципальной власти в сети Интернет; - совершенствование процессов разработки и обоснование областного и местных бюджетов, "прозрачность" бюджетного процесса в целом, информирование об исполнении бюджетов населения и органов государственной и муниципальной власти на основе автоматизированной системы управления бюджетным процессом по казначейской системе исполнения; - совершенствование программно-технического оснащения органов государственной и муниципаль- ной власти для обеспечения внедрения системы электронного документооборота и доступа к электронным информационным ресурсам |
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации |
Государственные заказчики Программы - аппарат Губернатора Тверской области, в части раздела 8 - Департамент финансов Тверской области, осуществляют общее управление Программой в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством. |
Областная целевая программа
"Информационное обеспечение органов государственной власти
и местного самоуправления Тверской области на 2002-2004 годы"
Содержание
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
2. Цели и задачи, сроки и этапы Программы
3. Система программных мероприятий
4. Ресурсное обеспечение Программы
5. Оценка эффективности реализации Программы
6. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Приложения
1. Технико-экономическое обоснование мероприятий программы
"Информационное обеспечение органов государственной власти
и местного самоуправления Тверской области на 2002-2004 годы"
2. Перечень мероприятий областной целевой программы (таблица 1)
3. Пояснительная записка и технико-экономическое обоснование
к проекту "Создание фрагмента автоматизированной системы
"Государственного регистр населения" (АС ГРН) в Тверской области"
4. Прогнозные объемы финансирования автоматизированной системы
управления бюджетным процессом по заключению департамента
финансов Тверской области
5. Перечень мероприятий по реализации предложений избирателей
депутатам Законодательного Собрания Тверской области на
2003 год за счет средств областного бюджета Тверской области
6. Перечень мероприятий по реализации предложений избирателей
в части программ социально-экономического развития Тверской
области на 2003 год за счет средств областного бюджета
Тверской области
Раздел 1. Характеристика проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
С середины 90-х годов в Тверской области формулируются и развиваются принципы и положения региональной политики информатизации, которые получили свое отражение в "Концепции информатизации Тверской области до 2000 года и на перспективу", в областной целевой программе "Информатизация Тверской области на 1999-2000 гг.", в Законе Тверской области "Об информационных ресурсах Тверской области".
Основными направлениями областной целевой программы "Информатизация Тверской области на 1999-2000 гг." были:
1) разработка и внедрение общих правил и процедур формирования, защиты и использования информационных ресурсов в рамках единого информационного пространства, обязательных для всех субъектов информационных отношений;
2) создание информационных систем ведения первичного информационного ресурса на региональном и муниципальных уровнях;
3) создание областных государственных информационных ресурсов и их интеграция независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности;
4) разработка и внедрение функциональных информационных систем, в том числе и геоинформационных систем (ГИС), в практику управления областью;
5) создание областной информационно-телекоммуникационной сети передачи данных;
6) формирование и ведение государственного информационного регистра, содержащего сведения об организациях-держателях государственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов, а также сведения по видам информационной продукции и услуг;
7) сертификация информационных систем и сетей, баз и банков данных;
8) создание системы лицензирования хозяйствующих субъектов, действующих на рынке информационных ресурсов, услуг и технологий.
Однако в связи с тяжелым социально-экономическим положением Тверской области после кризиса 1998 года данная программа не была профинансирована из областного бюджета. В результате системный подход в решении поставленных задач отсутствовал. В то же время в некоторых муниципальных образованиях работы по информатизации продолжались по своим планам (так создана "Информационная система города Твери", некоторые подразделения которой находятся в промышленной эксплуатации). Таким образом, в настоящее время для создания областных информационных систем появляется необходимость интеграции и обеспечения совместимости вновь создаваемых информационных ресурсов с муниципальными информационными системами.
Концепция государственной информационной политики, одобренная Комитетом по информационной политике и связи Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 15 октября 1998 года и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультационного совета при Президенте Российской Федерации 21 декабря 1998 года, обосновала необходимость создания единого информационно- телекоммуникационного пространства. Основным средством создания единого информационно- телекоммуникационного пространства являются информационные компьютерные технологии (ИКТ), обеспечивающие формирование, интеграцию и использование информационных ресурсов.
Базируясь на "Концепции государственной информационной политики" и "Концепции информатизации Тверской области до 2000 года и на перспективу", в данной Программе определены три основных принципа организации работ по информатизации Тверской области в 2002-2004 годах:
- принцип обязательного учета, сохранения, документирования, достоверности и доступности государственных и муниципальных информационных ресурсов;
- принцип обязательности использования единой системы классификации и кодирования;
- принцип возвратности средств, расходуемых из областного и местных бюджетов на создание государственных и муниципальных информационных ресурсов.
Первым шагом, обеспечивающим реализацию принципа обязательности учета информационных ресурсов, должна стать разработка нормативных документов, обязывающих исполнительные органы государственной власти Тверской области обеспечить регистрацию подведомственных им государственных информационных ресурсов и систем.
Основой управления информационными ресурсами должен стать учет существующих ресурсов, закрепление их в собственности и определение прав собственников.
Приоритетной задачей является определение информационных ресурсов, наиболее важных для государственного управления, сферы науки, культуры и образования, экономики и предпринимательства. Для этих информационных ресурсов необходимо установить порядок их создания, финансирования, а также порядок их использования в коммерческих и некоммерческих целях.
В настоящее время отсутствует единая классификация информационных ресурсов с необходимой степенью детализации. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 года N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации" обеспечило правовую основу применения второго принципа - принципа обязательности использования единой системы классификации и кодирования при организации работ по информатизации Тверской области.
Формирование государственных и муниципальных информационных ресурсов органами государственной власти и местного самоуправления Тверской области осуществляется за счет областного и местных бюджетов. Предоставление информации из государственных и муниципальных информационных ресурсов Тверской области, оказание информационных, телекоммуникационных, консалтинговых услуг юридическим и физическим лицам предполагается осуществлять за плату в пределах, которые необходимо предусмотреть в нормативных правовых актах Тверской области. Полученные при этом средства будут направляться в областной и в местные бюджеты для последующих реинвестиций в развитие территориальной информационной системы Тверской области.
Кроме перечисленных принципов в разработку Программы и формирование перечня мероприятий по ее реализации заложены принципы открытости концепций, целей и задач программ для обсуждения всеми заинтересованными сторонами и недопущении дублирования работ, реализуемых в рамках других программ.
Процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях российского общества. Многие мероприятия, направленные на развитие информационных технологий, реализуются или планируются к реализации в рамках других федеральных, региональных и ведомственных программ (например, федеральная целевая программа (ФЦП) "Электронная Россия на 2002-2010 годы"; ФЦП "Развитие электронной торговли в России на 2002 - 2006 годы"; ФЦП "Развитие единой информационно-образовательной среды Российской Федерации в 2002-2006 годы"; ФЦП "Создание и развитие информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти на 2001-2007 годы").
В этом аспекте областная целевая Программа выполняет роль координирующей областной программы в целях поддержания комплексного, единого подхода к процессам информатизации в целом по Тверской области, как в сфере экономики, так и в социальной сфере.
Данная Программа тесно связана с выше перечисленными федеральными программами через запланированные мероприятия. В Программе будут, в частности, определяться общие концептуальные направления развития ИКТ в Тверской области (основные принципы, общие стандарты и типовые решения по реализации различных проектов и т.д.). Программа призвана устранить имеющиеся барьеры для развития ИКТ в регионе, содействовать расширению взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления и гражданами на основе использования ИКТ, обеспечить развитие инфраструктуры публичных информационно-телекоммуникационных сетей доступа.
Раздел 2. Цели и задачи, сроки и этапы Программы
Основной целью Программы является повышение эффективности государственного и муниципального управления социально-экономическими процессами в Тверской области за счет внедрения и массового распространения информационно-коммуникационных технологий, создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав граждан на свободный доступ к информации, в том числе на базе расширенной подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей.
Основные задачи Программы:
- содействие развитию федерального и областного законодательства в информационной сфере и определение полномочий и обязанностей государственных и муниципальных органов управления, а также организаций и предприятий по формированию, использованию и учету государственных информационных ресурсов;
- развитие системы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления Тверской области всех уровней , а также с хозяйствующими субъектами и создание предпосылок для эффективного внедрения ИКТ в реальный сектор экономики;
- обеспечение информационной прозрачности в деятельности органов государственной и муниципальной власти области для широкой общественности и совершенствование взаимодействия между органами власти и гражданами на основе широкого использования ИТ, в том числе за счет поддержки общедоступных баз данных и электронных библиотек, развития инфраструктуры публичных сетей доступа;
- создание и интеграция информационных ресурсов Тверской области на основе использования единой системы классификации и кодирования финансовой, технико-экономической и социальной информации и технологии построения баз данных.
Создание информационно-телекоммуникационной и организационной инфраструктуры в Тверской области, обеспечивающей эффективное формирование и использование информационных ресурсов на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Пути достижения основной цели Программы изложены в перечне программных мероприятий на 2002-2004 гг. (Таблица 1).
Реализация мероприятий позволит обеспечить эффективное управление всеми видами информационных ресурсов, элементами информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, государственную поддержку информационного производства, рынка информационных и телекоммуникационных услуг и заложить основы создания единого информационно - телекоммуникационного пространства Тверской области как базу решения задач социально-экономического, политического и культурного развития Тверской области.
В этом аспекте цели Программы можно свести в две группы: социальные и экономические.
Социальные:
Социальное партнерство
информирование граждан о деятельности органов государственной власти Тверской области и органов местного самоуправления;
возможность создания разнообразных тематических "горячих линий" для взаимодействия граждан с должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления Тверской области;
определение и разработка основ "электронного правительства" и "цифровой демократии" в региональном разрезе;
повышение уровня правовой культуры, организация свободного доступа всех заинтересованных лиц к базам данных Законодательства Тверской области, Российской Федерации, ее регионов и зарубежных стран (через сеть Интернет).
Правопорядок
информирование населения о деятельности правоохранительных органов, активизация сотрудничества с населением;
повышение уровня информационного обеспечения правоохранительных органов;
повышение достоверности информации о народонаселении Тверской области.
Безопасность
обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
информирование населения Тверской области об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Социальная защита
за счет развития технологий "дистанционного образования" и "дистанционной работы" вовлечение в трудовую деятельность некоторых категорий населения с ограниченной трудоспособностью.
Здравоохранение
обеспечение широкого доступа населения к информации о наличии лекарственных препаратов;
возможность удаленной консультации у ведущих специалистов; телемедицина.
Образование
обеспечение доступа к актуальной информации, методикам, технологиям;
повышение эффективности системы заочного обучения за счет использования "дистанционного обучения";
подготовка местных кадров в области высоких технологий.
Культура
популяризация культурных объектов, программ, акций;
обеспечение возможностей расширения культурного обмена и связей;
расширение возможностей более активной коммерциализации культурного достояния (туризм, выставки, фестивали и т.д.).
Экономические:
Рынок
повышение эффективности внутреннего рынка; активизация местных предприятий;
снижение риска при размещении инвестиций и выдаче кредитов, выборе партнера, исполнителей и кредиторов;
выработка и использование рациональной стратегии производственно-экономической деятельности с учетом конъюнктуры спроса - предложения на рынках всех видов инвестиционных ресурсов и недвижимости;
внедрение новых технологий работы на рынке (электронная коммерция, информационное брокерство и т.д.).
Занятость
организация новых рабочих мест на предприятиях, обслуживающих информационный рынок.
Малый и средний бизнес
поддержка малого и среднего бизнеса за счет использования информации о состоянии потребительского рынка, аналитической и финансовой информации.
Финансы
развитие прогрессивных безналичных платежных систем;
облегчение доступа предприятий к актуальной финансово-экономической информации и инструментам (исполнение бюджетов, фондовые рынки и т.д.).
Этапы реализации Программы
В силу того, что в настоящее время Тверская область значительно отстает по развитию информационно-компьютерных технологий, данная Программа закладывает ускоренные темпы внедрения разработанных мероприятий и достаточные объемы финансирования.
I этап - январь-декабрь 2002 год.
На этом этапе формируются предпосылки к реализации мероприятий Программы. Это предполагает проведение анализа действующей нормативной и правовой базы с целью выявления ключевых проблем и барьеров в области законодательства Тверской области, препятствующих широкому внедрению ИКТ на территории Тверской области. Запланировано проведение инвентаризации достигнутого уровня информатизации бюджетного и частного секторов экономики, анализ эффективности бюджетных расходов в сфере информатизации, анализ опыта реализации подобных программ в других регионах страны. В рамках первого этапа будет изучен опыт формирования и распространения правил и норм, сложившихся в процессе саморегулирования процессов распространения ИКТ, а также создание новых, модернизация имеющихся и интеграция информационных ресурсов Тверской области, необходимых для реализации прав граждан и организаций на информацию и для управления социально-экономическими процессами в Тверской области.
В ходе первого этапа будут сформированы системы мониторинга:
- уровня распространения информационных технологий в бюджетной сфере, в предпринимательской среде и частном секторе Тверской области;
- эффективности бюджетных расходов в сфере информатизации;
- эффективности использования информационных технологий, информационных ресурсов в органах государственной власти и бюджетном секторе экономики, их технической и телекоммуникационной обеспеченности;
- эффективности действующей нормативно-правовой базы в области регулирования рынка ИКТ и вопросов социально-экономических приложений ИКТ.
Для достижения целей первого этапа будет выполнен ряд мероприятий:
- активизирована деятельность Координационного совета по информатизации при Губернаторе с целью обеспечения межведомственной координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере развития и массового распространения ИКТ. Будут разработаны критерии эффективности бюджетных расходов этой области и создан механизм, обеспечивающий их достижение.
- заложены основы региональной системы первичных социально-экономических показателей и разработки каталога статистических показателей регионального уровня, и будут проведены работы по созданию единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене, разработаны нормативные и методические документы, регламентирующие ведение и применение областных классификаторов и показателей.
Наряду с формированием предпосылок реализации Программы уже на первом этапе будет подготовлен пакет законодательных инициатив по устранению неоправданных ограничений на создание и распространение информации в электронной форме, снижению различных административных барьеров, проведено согласование законодательства Тверской области в сфере ИКТ с федеральным законодательством, а также созданы предпосылки для законодательного обеспечения прав граждан на доступ к открытой информации государственных органов власти и местного самоуправления на основе использования информационных технологий.
Начнут реализовываться пилотные проекты по переходу к электронному документообороту в государственных и муниципальных органах власти, по развитию инфраструктуры доступа к телекоммуникационным сетям для органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций.
Важной задачей на этом этапе является выработка позиции Тверской области в развитии геоинформационных технологий. На базе геоинформационных систем в настоящее время во многих регионах разработаны уникальные социально-экономические задачи, которые имеют применение в процессах принятия решения руководителями регионов, а также промышленное применение (что подтверждает принцип возвратности средств).
Одновременно будет осуществлена подготовительная работа и начато осуществление проектов по комплексному подключению к телекоммуникационным сетям органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, центров общественного доступа к информационным сетям, а также проведена подготовительная работа по созданию компьютерной системы информационной безопасности Администрации Тверской области.
На этом этапе Тверская область будет участвовать в пилотном проекте ФЦП "Электронная Россия" "Создание фрагмента автоматизированной системы "Государственный регистр населения Российской Федерации" в Тверской области.
II этап - январь-декабрь 2003 год.
На втором этапе на основе проведенных исследований, разработанных концептуальных документов и сформированной законодательной базы будут реализованы:
- организационные мероприятия по расширению и развитию проектов в области интерактивного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами (в т.ч. налоговой отчетности, таможенной документации, регистрации и ликвидации юридических лиц, получения лицензий и сертификатов; отчетной документации, предусмотренной законодательством об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг и д.р.);
- мероприятия по автоматизации бюджетного процесса Тверской области по казначейской системе исполнения на всех этапах планирования, утверждения и исполнения бюджета;
- реализован комплекс мероприятий по созданию региональной системы статистического учета, системы первичных социально-экономических показателей, областного информационного узла, обеспечивающего доступ к информационным ресурсам Тверской области;
- разработаны электронные карты 5 опорных районов и связанные с ними базы данных.
Также на этом этапе будет сформирована основа единой телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, центров общественного доступа к информационным сетям, сформирована основная конфигурация системы "электронного правительства". Будет введена в действие высокоскоростная информационная сеть органов государственной власти Тверской области.
Одновременно продолжится процесс развития и корректировки законодательной базы информационных технологий и системы информационной безопасности Администрации Тверской области.
III этап - январь-декабрь 2004 год.
На третьем этапе будут в целом созданы предпосылки для массового распространения информационных технологий в экономике, роста экспорта товаров и услуг, базирующихся на использовании ИКТ, максимально полной реализации прав граждан на доступ к информации и экономическую деятельность на основе использования информационных технологий.
По результатам предыдущих этапов будет обеспечено комплексное внедрение стандартизированных систем документооборота, повышающих эффективность коммуникации органов государственного управления и местного самоуправления как на внутри- и межведомственном уровне, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами.
На этом этапе будет завершена система представления Тверской области в международной сети Интернет, создана система электронной торговли и электронно-маркетинговая система, заложены организационные и методические основы создания и развертывания ситуационного центра Губернатора области, создан фрагмент электронной карты Тверской области, а также закончена разработка документов, регламентирующих права доступа к информационным центрам территориальной телекоммуникационной системы Тверской области.
По результатам проведенных программных мероприятий будут проведены информационные мероприятия в СМИ всех уровней и проведены 2 научно-практические конференции.
В результате осуществления модернизации системы государственного управления на базе внедрения ИКТ, формирования развитой телекоммуникационной инфраструктуры, создания эффективной системы правового регулирования, будут сформированы предпосылки для активной структурной перестройки экономики Тверской области.
Раздел 3. Система программных мероприятий
Система мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях реализации Программы.
Настоящей Программой предусматривается реализация мероприятий (приложение 2, таблица 1) по следующим основным взаимоувязанным направлениям:
1. Совершенствование действующей нормативно-правовой базы процессов информатизации Тверской области;
2. Создание единой системы классификации и кодирования финансовой, технико-экономической и социальной информации;
3. Создание информационно-картографической системы общего доступа, включающей электронную карту Тверской области, электронные карты городов и районов Тверской области;
4. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти Тверской области;
5. Создание автоматизированной системы делопроизводства органов исполнительной власти и местного самоуправления Тверской области. Обеспечение информационной безопасности;
6. Создание фрагмента автоматизированной системы "Государственного регистр населения" (АС ГРН) в Тверской области;
7. Совершенствование информационного взаимодействия всех ветвей и уровней власти на территории Тверской области с населением и хозяйствующими субъектами;
8. Создание Автоматизированной системы управления бюджетным процессом в Тверской области по казначейской системе исполнения;
9. Совершенствование программно - технической базы и развитие корпоративной сети органов государственной власти Тверской области;
10. Информационно-просветительское сопровождение Программы.
Система программных мероприятий по указанным направлениям предусматривает параллельно-последовательный способ их реализации.
Приоритетными направлениями в Программе определены следующие: создание единой системы классификации и кодирования финансовой, технико-экономической и социальной информации; создание информационно-картографической системы общего доступа, включающей электронную карту Тверской области, электронные карты городов и районов Тверской области; развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти Тверской области; создание фрагмента автоматизированной системы "Государственного регистр населения" (АС ГРН) в Тверской области; создание Автоматизированной системы управления бюджетным процессом в Тверской области по казначейской системе исполнения, информационно-просветительское сопровождение Программы.
3.1. Совершенствование действующей нормативно-правовой базы
процессов информатизации Тверской области
На первом этапе реализации Программы основным направлением является совершенствование правового регулирования отношений в области развития современных ИКТ.
Целью комплекса работ является создание правовых предпосылок для широкого использования информационных технологий в обществе и бизнесе, а также во взаимоотношениях государства с гражданами и организациями.
Основными задачами, реализуемыми в рамках данного направления, являются: расширение правового поля равноправного использования электронных форм информации наряду с другими видами носителей, сокращение числа ограничений и барьеров в создании, распространении и использовании информационных продуктов и технологий, обеспечение равных прав доступа ко всем источникам несекретной информации.
В рамках данного направления предусматривается:
- инвентаризация действующих нормативно-правовых актов в сфере современных ИКТ и информатизации Тверской области, приведение ее в соответствие с законодательством Российской Федерации;
- развитие системы информационно-правового обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления компьютерной информационно-справочной системы нормативных правовых актов Тверской области с удаленным доступом к ней органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления Тверской области, граждан, организаций и общественных объединений.
3.2. Создание единой системы классификации и кодирования финансовой,
технико-экономической и социальной информации, разработка нормативных
и методических документов, регламентирующих ведение
и применение областных классификаторов
С учетом исполнения мероприятий, описанных в пункте 3.1, начнет эффективно работать областной закон "Об информационных ресурсах Тверской области" от 21.01.99 N 46-ОЗ-2 (ред. от 07.06.2081), в рамках которого должны быть разработаны классификаторы, нормативные и методические документы. Для создание единой системы классификации и кодирования финансовой, технико-экономической и социальной информации будут разработаны системы первичных социально-экономических показателей (ПСЭП), каталоги статистических показателей регионального уровня (КСПРУ) и форм отчетности предприятий и организаций.
Данные системы создаются в развитие федеральных и с учетом специфики содержательных и информационных задач на уровне регионального и местного управления.
В процессе работы над системой первичных показателей и каталогом статистических показателей регионального уровня предполагается - определить, уточнить, обосновать перечень задач статистического наблюдения за социально-экономическим развитием муниципальных образований и региона в целом; сформировать и актуализировать систему статистических показателей, отвечающим задачам и современным требованиям управления социально-экономическим развитием региона и его муниципальных образований.
Предусматривается разработка каталога информационных ресурсов, имеющих особо важное значение для Тверской области, и перечня организаций, в ведении которых они находятся, с целью определения и разработки схемы организации информационных потоков на муниципальном и региональном уровнях с учетом прогрессивных технологий и стандартных средств.
Предусматривается разработка организационной и технологической схемы региональной системы статистического учета (ССУ) и механизма взаимодействия субъектов региональной ССУ.
На третьем этапе реализации Программы с учетом развития информационных сетей органов власти всех уровней будут разработаны механизмы размещения на областном WWW-сервере органов государственной власти Тверской области Реестра государственных информационных ресурсов и систем Тверской области, единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.
3.3. Создание информационно-картографической системы общего доступа,
включающей электронную карту Тверской области, электронные карты городов
и районов Тверской области
Целью проводимых работ является создание геоинформационной системы (ГИС) Тверской области в интересах органов государственной власти и местного самоуправления. В рамках данной программы предусматривается выполнение работ первого этапа, результатом которых станет создание опытного образца системы, охватывающего несколько муниципальных образований (опорных зон), и формирование предложений по использованию всех фрагментов электронной карты в целях совершенствования государственного и муниципального управления и в коммерческих целях. Для этого предусматривается проведение следующих работ:
- инвентаризация программного обеспечения ГИС-технологий, имеющихся в организациях Тверской области, а так же на их основе электронных карт;
- определение опорных зон по разработке унифицированных электронных карт муниципального уровня;
- разработка электронных карт городов и районов Тверской области (опорных зон) и связанных с ними баз данных, соответствующих тематическим слоям электронных карт;
- создание фрагмента электронной карты и разработка документов, регламентирующих права доступа к ней;
- разработка опытного образца ГИС Тверской области на основе ПЭСП и электронных карт.
3.4. Создание информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры Тверской области
Основной задачей процесса внедрения ИКТ в сферу государственного и муниципального управления является повышение эффективности работы органов власти и местного самоуправления. Без решения данной задачи невозможно обеспечить реализацию прав граждан на доступ к информации. Повышение эффективности коммуникаций между органами государственной власти и местного самоуправления будет осуществляться через интенсивное использование информационно-телекоммуникационных технологий.
На первом этапе необходимо определить основы единой информационно-телекоммуникационной системы Тверской области и организационно-финансового механизма функционирования, а также разработать проект данной системы, определить всех участников системы и количество информационных узлов регионального и муниципального уровня, их права и обязанности, формы взаимодействия.
Разработка одного из информационных узлов данной системы запланирована в проекте "Автоматизация обеспечения архивными данными органов государственной власти Тверской области". Реализация данного проекта позволит оперативно обеспечивать органы исполнительной власти Тверской области архивными материалами, предоставит доступ к информационно-поисковым системам Государственного архива Тверской области и Тверского центра документации Новейшей истории и механизм доступа к архивным базам данных.
Так же на первом этапе реализации Программы будет проведена инвентаризация и создана система мониторинга уровня оснащения компьютерной техники и доступа к информационным сетям органов государственной власти, местного самоуправления и бюджетного сектора экономики, показателей эффективности и совместимости действующих информационных систем, проведен всесторонний анализ эффективности бюджетных расходов на информатизацию. Будет создана единая компьютерная сеть органов государственной власти Тверской области, администрации г. Твери, Законодательного Собрания Тверской области, областного комитета государственной статистики.
3.5. Создание автоматизированной системы делопроизводства органов
исполнительной власти и местного самоуправления Тверской области.
Обеспечение информационной безопасности
Основной задачей процесса внедрения ИКТ в сферу государственного и муниципального управления является повышение эффективности работы органов власти и местного самоуправления, сокращение издержек на управление.
Целевым индикатором информатизации работы органов управления может выступать доля безбумажного документооборота внутри структурных подразделений Администрации области и между ними. В федеральной целевой программе "Электронная Россия на 2002-2010 годы" предполагается довести долю безбумажного документооборота в среднем до 65% внутри ведомств и до 40% в межведомственном обороте. Внедрение мероприятий Программы этого направления позволит к 2004 году привести долю безбумажного документооборота в подразделениях Администрации области в среднем к 60% и к 50% в межведомственном обороте.
В рамках данного направления предусматривается:
- на первом этапе - внедрение имеющейся электронной системы делопроизводства в документооборот аппарата Губернатора, в результате будут работать подсистемы "Канцелярия", "Контроль исполнения документов", "Учет обращений граждан", электронная почта с органами местного самоуправления;
- на втором и третьем этапах - установка автоматизированных рабочих мест в структурных подразделениях органов государственной власти, обучение персонала, отработка методик взаимодействия по организации единой системы электронного документооборота между аппаратами Губернатора области, Законодательного Собрания, в администрациях районов и городов Тверской области.
Повышение эффективности коммуникации между органами государственной власти и местного самоуправления будет осуществляться через интенсивное использование информационных технологий:
- развитие системы внутриведомственного документооборота, включая развитие локальных информационных сетей и интранет, в т.ч. с использованием открытых международных стандартов (как технологических, так и стандартов делопроизводства и документооборота);
- развитие систем межведомственного электронного документооборота, обеспечивающих сокращение сроков обработки различных документов между органами государственной власти и местного самоуправления. При этом необходимо обеспечение совместимости ведомственных стандартов хранения информации и документооборота, в том числе при информационном обмене между органами власти различного уровня и органами местного самоуправления;
- развитие систем горизонтального взаимодействия региональных и местных органов власти, систем распространения эффективного опыта решения социально-экономических задач, консультирования и повышения квалификации, обеспечивающих повышение качества принимаемых управленческих решений.
В течение всего срока реализации Программы предусматривается проведение комплекса организационных, технических и методических мероприятий в целях обеспечения целостности, достоверности и конфиденциальности информации, циркулирующей в вычислительных сетях органов государственной власти области, с учетом положений "Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 09.09.2000 г. В частности, предусматривается создание группы информационной безопасности органов государственной власти области, разработка учебно-методических материалов по информационной безопасности, проведение подготовки и переподготовки персонала, работающего в компьютерной информационной сети органов государственной власти области.
3.6. Работы по созданию фрагмента автоматизированной системы
"Государственный регистр населения" (АС ГРН) в Тверской области
Работы ориентированы на участие Тверской области в качестве опорной зоны в создании фрагментов АС ГРН муниципального и регионального уровней и на отработке типовых проектных решений на основе положений, разработанных Минсвязи России и запланированных в разделе федеральной целевой программы "Электронная Россия" на 2002-2010 годы.
Подпрограмма рассчитана на 2002 год в соответствии с рекомендациями ФЦП "Электронная Россия".
Концепция создания АС ГРН, разработанная Министерством связи и информатизации Российской Федерации, определяет основное назначение системы - как обеспечение необходимой информационной поддержки и автоматизированной технологии решения задач органов государственной власти и органов местного самоуправления, информационное обслуживание населения, а также организацию информационного взаимодействия между указанными органами, в компетенцию которых входит регистрация и учет различных категорий населения.
Основными целями создания АС ГРН являются:
- обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления, избирательных комиссий актуальной и достоверной информацией о населении, проживающем и временно пребывающем на соответствующей территории Российской Федерации;
- обеспечение в автоматизированном режиме организаций, занимающихся учетом отдельных категорий населения (избирательные комиссии, органы социального обеспечения, военкоматы, налоговые органы и т.д.) актуальной информацией о зарегистрированном населении;
- обеспечение эффективного автоматизированного информационного обмена в сфере учета населения;
- улучшение информационного обслуживания населения и сокращение потерь времени при обращении граждан в органы государственной власти и местного самоуправления;
- создание основы для объединения существующих и разрабатываемых баз данных по учету отдельных категорий населения в интегрированную систему баз данных о населении с соблюдением прав и интересов граждан.
АС ГРН является системой ведения одного из основных государственных информационных ресурсов, создается для информационного обеспечения решения указанных задач.
Тверской регион выбран в качестве одной из опорных зон для проведения мероприятий по созданию фрагментов АС ГРН.
Во исполнение решений Координационного совета о включении Тверской области в состав территориальных опорных зон для проведения экспериментальных работ были подписаны Соглашения между Администрацией Тверской области и администрациями четырех муниципальных образований (г. Ржев, г. Торжок, Торжокский район, г. Тверь). Целью соглашений является создание основных фрагментов АС ГРН на муниципальном и региональном уровнях, отработка вопросов информационного взаимодействия источников первичной информации и потребителей информации, согласование планов работ по информатизации, координация проводимых работ по созданию отдельных автоматизированных систем регистрационного учета населения в единую систему государственного учета населения.
В результате реализации мероприятий данного направления будут проведены работы:
- оснащение (дооснащение) программно-техническими средствами и создание АРМ в организациях первичного учета населения (ЖЭО, ПВС, ЗАГС и др.);
- оснащение (модернизация) программно-техническими средствами подсистем АС ГРН на муниципальном уровне;
- оснащение (модернизация) программно-техническими средствами подсистем АС ГРН на региональном уровне;
- развитие телекоммуникационной среды АС ГРН (создание телекоммуникационных узлов подсистем АС ГРН регионального и муниципального уровней);
- оснащение средствами защиты информации подсистем АС ГРН регионального и муниципального уровней;
- формирование баз данных АС ГРН (первоначальный ввод персональных данных) муниципального уровня;
- формирование баз данных АС ГРН регионального уровня.
3.7. Совершенствование инфо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тверской области от 9 апреля 2002 г. N 21-ЗО "Об утверждении областной целевой программы "Информационное обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления Тверской области на 2002-2004 годы"
Настоящий закон вступает в силу со дня официального опубликования
Текст закона опубликован в газете "Тверские ведомости" N 33, 19 - 25 апреля 2002 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Тверской области от 18 января 2005 г. N 1-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Тверской области от 8 июля 2004 г. N 42-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Тверской области от 18 мая 2004 г. N 32-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Тверской области от 13 мая 2003 г. N 36-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона