Губернатор Тверской области |
В.И. Платов |
Тверь
6 декабря 2002 г.
N 89-ЗО
Областная целевая программа
"Техническое обновление пассажирского транспорта общего пользования
Тверской области на период 2002-2005 годы"
(утв. законом Тверской области от 6 декабря 2002 г. N 89-ЗО)
г. Тверь
2002
Паспорт
областной целевой программы
"Техническое обновление пассажирского транспорта общего пользования
Тверской области на период 2002-2005 годы"
Наименование Программы Областная целевая программа "Техническое обновление пассажирского транспорта общего пользования Тверской области на период 2002-2005 годы" (далее - Программа). Дата принятия решения Распоряжение Администрации области от о разработке Программы 5.06.2002 N 333-ра. Государственные заказчики Департамент государственного заказа Тверской области, департамент транспорта и связи Тверской области. Основные разработчики ГУП "Тверьавтотранс". Программы Цели и задачи Программы Главной целью Программы является обеспечение устойчивого и безопасного функционирования транспорта общего пользования, поэтапное повышение качества транспортных услуг. Для достижения этой цели в Программе предусмотрено решение следующих задач: оптимизация структуры парков автобусов, трамваев, троллейбусов, пополнение их подвижным составом, преодоление сложившегося дисбаланса в части "приобретения - выбытия" техники, обеспечение капитального ремонта существующего парка на предприятиях всех форм собственности. Исполнители Программы Департамент транспорта и связи Тверской области, департамент государственного заказа Тверской области. Сроки и этапы реализации 2002-2005 годы. программы Объемы и источники Для реализации Программы требуется всего финансирования средств - 379500 тыс.руб., из средств областного бюджета. Ожидаемые конечные Последовательное и поэтапное повышение результаты реализации качества услуг по перевозке пассажиров Программы на транспорте общего пользования, увеличение коэффициента использования парка с 0,53 до 0,75, что практически соответствует норме, возрастание регулярности движения подвижного состава на маршрутной сети с 0,94 до 0,98, повышение уровня безопасности перевозки пассажиров. Система организации Государственные заказчики Программы контроля за исполнением ежеквартально, до 20 числа, следующего Программы за отчетным кварталом, направляют информацию о ходе реализации Программы в департамент экономики и промышленной политики Тверской области, до 20 марта ежегодно в Администрацию Тверской области. |
Областная целевая программа
"Техническое обновление пассажирского транспорта
общего пользования Тверской области
на период 2002-2005 годы"
Содержание
1. Введение
2. Современное состояние и основные проблемы транспорта общего
пользования Тверской области
3. Основные цели и задачи Программы
4. Ресурсное обеспечение Программы
5. Социально-экономические результаты Программы
6. Система программных мероприятий
7. Механизм реализации Программы
8. Организация управления Программой
9. Технико-экономическое обоснование Программы
1. Введение
Настоящая областная целевая программа "Техническое обновление пассажирского транспорта общего пользования Тверской области на период 2002-2005 годы" разрабатывается впервые, включает в себя мероприятия по дальнейшему развитию пассажирского транспорта общего пользования: автомобильного, городского электрического.
Подготовка Программы обусловлена необходимостью преодоления кризисных явлений на транспорте общего пользования.
Программа предусматривает формирование системы мер по реформированию и модернизации пассажирского транспорта общего пользования, обеспечивающих его эффективное и безопасное функционирование и создание условий для удовлетворения потребностей населения в услугах автомобильного и городского электрического транспорта, повышение качества данных услуг.
Исходными установками для разработки Программы явились положения Концепции государственной транспортной политики Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1997 N 1143, постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 N 848 "О федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", решение постоянного комитета по бюджету и налогам Законодательного Собрания Тверской области.
Программа является логическим и более инвестиционно-емким продолжением исполнения постановления Губернатора Тверской области от 1 декабря 2000 г. N 525 "О мерах по дальнейшему развитию пассажирского автомобильного транспорта общего пользования Тверской области на период 2001-2002 годы".
2. Современое состояние и основные проблемы
транспорта общего пользования Тверской области
К началу 2001 года состояние и функционирование пассажирского транспорта общего пользования характеризуется рядом серьезных недостатков и негативных тенденций, для устранения которых необходимо решить сложные, в том числе межведомственные проблемы, для чего требуются значительные объемы капиталовложений, совершенствование нормативно-правовой и законодательной базы, оздоровление финансового состояния предприятий транспортного комплекса и усиление государственной поддержки.
В числе основных мероприятий, определяющих сущность проблемной ситуации, являются:
- отсутствие современного законодательно-правового, нормативного и методического обеспечения развития и функционирования пассажирского транспорта и эффективных механизмов, адекватных сложившимся условиям в Российской Федерации и в ее субъектах;
- неустойчивое финансовое состояние большинства транспортных предприятий, большие задолженности у многих из них в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды, серьезный дефицит финансовых ресурсов, что привело к существенному спаду инвестиционной активности, в первую очередь в части приобретения транспортных средств;
- неудовлетворительное состояние парков автомобильного, городского электрического транспорта, в которых до 70 процентов транспортных средств эксплуатируются за пределами амортизационных сроков, сильно изношены и требуют больших затрат на их ремонт и поддержание на приемлемом уровне технического состояния;
- неполное возмещение из федерального и областного бюджетов затрат пассажирского транспорта по обслуживанию более 60 категорий льготных пассажиров.
Состояние парка автомобильного транспорта общего пользования и городского транспорта характеризуется следующими показателями:
Вид перевозок | Всего автобусов, ед. |
В том числе по возрасту | ||
до 5 лет | до 10 лет | свыше 10 лет |
||
городские пригородные междугородные итого |
292 368 209 869 |
52 40 39 131 |
91 118 59 268 |
149 210 111 470 |
Аналогичная ситуация в МУП "Трамвайно-троллейбусное управление", где по состоянию на 01.01.2002 парк подвижного состава составил:
Вид перевозок | Всего, ед. | В том числе по возрасту | ||
до 10 лет | до 16 лет | свыше 16 лет | ||
Трамвайные вагоны | 207 | 53 | 52 | 102 |
Вид перевозок | Всего, ед. | В том числе по возрасту | |
До 10 лет | Свыше 10 лет | ||
Троллейбусы | 104 | 36 | 68 |
Все перечисленные недостатки привели к тому, что дальнейшая эксплуатация существующего парка транспортных средств связана с реальной угрозой по безопасной перевозке пассажиров.
3. Основные цели и задачи программы
Главными и приоритетными целями Программы являются обеспечение устойчивого и безопасного функционирования транспорта, поэтапное повышение качества транспортных услуг.
Исходя из этих целей, сформулирована система основных и первоочередных мероприятий Программы, которая должна решить следующие задачи:
- оптимизировать структуру парков автобусов, троллейбусов и трамваев, пополнить их современными транспортными средствами; преодолеть в течение четырех лет сложившийся дисбаланс в части "приобретения-выбытия" техники, т.е. обеспечить простое воспроизводство парка с тем, чтобы в период 2002-2005 годов выйти на путь ускоренной его модернизации;
- обеспечить качественный капитальный ремонт существующего подвижного состава предприятий транспортного комплекса;
- создать условия, в том числе нормативно-правовые, для обновления и развития существующей и создания перспективной транспортной инфраструктуры;
- добиться установления прогрессивных минимальных нормативов количества транспортных средств (в приведенном исчислении) на 1000 жителей, нормативы (стандарты) минимально необходимой подвижности населения, среднего времени на поездку, числа пересадок, времени ожидания на остановках, норматива наполняемости транспортного средства.
4. Ресурсное обеспечение программы
Для нормального обеспечения социальных функций транспорта в пассажирском сообщении крайне необходимо осуществление мер государственной поддержки.
Наряду с главной целью Программы - решением баланса потребности и выбытия транспортных средств при минимально возможных затратах, должны решаться задачи, связанные с формированием новых принципов в вопросах финансирования инвестиционных нужд.
Применительно к данной Программе предусматривается использование механизма финансирования за счет средств областного бюджета на государственную поддержку транспорта общего пользования.
Программой четырех лет предусмотрено техническое обновление до 519 единиц подвижного состава различных классов за счет средств областного бюджета (Приложение 1).
Привлечение дополнительных источников финансирования за счет внебюджетных фондов, займов, кредитов, инвесторов не представляется возможным по причинам высоких банковских кредитных ставок, инвестиционной непривлекательности автотранспортных предприятий ввиду их убыточности.
За счет капитальных ремонтов планируется в 2002 году провести полное восстановление 6 единиц транспортных средств.
Составной частью механизма финансирование Программы является:
- систематический контроль за исполнением выделяемых на ее реализацию финансовых средств, включающий ведение ежеквартальной отчетности.
- представление доклада в Администрацию области о ходе реализации Программы ежегодно к 20 марта.
5. Социально-экономические результаты программы
В результате реализации Программы произойдут существенные изменения в технологической структуре транспорта.
Во-первых: к 2005 году предприятия выйдут на простое воспроизводство основных фондов, будет преодолен опережающий естественный износ техники за счет старения, будет создана платформа для расширенного воспроизводства подвижного парка.
Во-вторых: за счет активного внедрения новой техники, ускоренное развитие получит привлечение к работе на маршрутах подвижного состава большой вместимости: к примеру, на городских маршрутных перевозках, где сосредоточено 60% пассажиропотока.
Эффективность Программы проявится в том, что реализация ее мероприятий значительно упрочит и расширит сферу транспортных услуг, коэффициент использования парка повысится с 0,53 до 0,75, что практически приблизится к планируемой норме. Также возрастет регулярность движения подвижного состава на всей маршрутной сети с 0,94 до 0,98.
Основным результатом реализации Программы явится значительное повышение безопасности движения на общественном транспорте, что соответствует требованиям Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и положениям Концепции государственной транспортной политики Российской Федерации.
6. Система программных мероприятий
Программа предусматривает в течение 2002-2005 годов обновление парка предприятий пассажирского транспорта общего пользования на 519 единиц, в том числе городского сообщения - 61 ед., пригородного - 338 ед., междугородного - 51 ед., троллейбусов - 60 ед., трамваев - 3 двухвагонных единицы, капитально-восстановительный ремонт 6 единиц существующего междугородного подвижного состава.
Сводные показатели программных мероприятий по обновлению и распределению подвижного состава муниципальным образованиям Тверской области по годам приведены в приложениях NN 2, 3, 4, 5.
7. Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы на 2002 год
На основании Программы департамент государственного заказа Тверской области проводит в установленном порядке открытый конкурс на закупку подвижного состава.
По итогам проведения открытого конкурса выявляются поставщики, с которыми департамент государственного заказа Тверской области заключает государственные контракты на поставку транспортных средств, в соответствии с выигравшей конкурсной заявкой.
В соответствии с заключенными государственными контрактами и на основании бюджетных заявок департамент финансов Тверской области перечисляет на расчетный счет департамента государственного заказа Тверской области необходимые финансовые средства.
Оплата поставщикам за поставленный подвижной состав производится департаментом государственного заказа Тверской области в соответствии с заключенными государственными контрактами и на основании документов, подтверждающих поставку транспортных средств (акт приемки, счет-фактура, накладная).
Департамент государственного заказа Тверской области после получения документов, подтверждающих поставку транспортных средств, направляет их в комитет по управлению имуществом Тверской области.
Комитет по управлению имуществом Тверской области совершает все необходимые действия по внесению приобретенного имущества в реестр государственного имущества Тверской области.
Решение об отчуждении приобретенных транспортных средств, принимается уполномоченным органом государственной власти Тверской области в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и Тверской области.
Комитет по управлению имуществом Тверской области совершает все необходимые действия по исключению приобретенного имущества Тверской области из реестра государственного имущества Тверской области.
Механизм реализации Программы на 2003-2005 годы
Приобретение пассажирского транспорта
При исполнении областного бюджета ассигнования, предусмотренные на финансирование областной целевой программы, в части приобретения пассажирского транспорта, передаются муниципальным образованиям Тверской области в порядке межбюджетных отношений в виде субвенций муниципальным бюджетам.
Между администрациями городов и районов Тверской области и департаментом государственного заказа Тверской области заключается договор на приобретение пассажирского транспорта. В договоре указывается, что проведение открытого конкурса, заключение государственного контракта с поставщиком транспорта и оплата поставщику за поставленный транспорт передаются департаменту государственного заказа Тверской области.
Администрации городов и районов Тверской области на основании утвержденных на очередной финансовый год муниципальных бюджетов и заключенными с департаментом государственного заказа Тверской области договорами, для расчетов с поставщиками за транспорт перечисляют на счет департамента государственного заказа Тверской области денежные средства, переданные из областного бюджета на реализацию настоящей областной целевой программы.
Полученная из областного бюджета субвенция на реализацию настоящей Программы в бюджетах муниципальных образований отражается как доходы, поступившие из областного бюджета Тверской области.
Департамент государственного заказа Тверской области по результатам заключенного государственного контракта и заключенного грузополучателем договора поставки перечисляет поставщикам денежные средства, полученные от муниципальных образований за поставленный транспорт.
После получения от поставщиков документов о поставке транспорта грузополучателю (накладные, счета-фактуры) департамент государственного заказа Тверской области закрывает дебиторскую задолженность поставщика.
После получения от поставщиков документов о поставке пассажирского транспорта грузополучателю (накладные, счета фактуры) департамент государственного заказа Тверской области закрывает дебиторскую задолженность поставщика, что отражается в бухгалтерском учете, и высылает грузополучателю извещение установленной формы с приложением копий первичных документов, полученных от поставщика. Департамент государственного заказа Тверской области информирует муниципальные образования об отгрузке в адрес получателя с приложением копий извещения установленной формы и первичных документов по поставке транспорта.
Соответствующие органы по управлению муниципальным имуществом отражают приобретенный транспорт в реестре муниципальной собственности.
муниципальным имуществом отражают приобретенный транспорт в реестре муниципальной собственности.
Муниципальные образования сообщают о получении пассажирского транспорта грузополучателем департаменту государственного заказа Тверской области и на основании первичных документов закрывает дебиторскую задолженность за департаментом государственного заказа Тверской области и списывает ее на фактический расход.
Департамент государственного заказа Тверской области после получения извещения муниципального образования о получении транспорта, списывает его с забалансового учета, и одновременно, закрывает кредиторскую задолженность перед муниципальным образованием, восстановив фактические расходы департамента.
Порядок передачи приобретенного транспорта предприятиям
Передача приобретенного пассажирского транспорта, а также капитально отремонтированного для предприятий транспорта общего пользования, выполняющих пассажирские перевозки, производится муниципальными образованиями в соответствии с действующим законодательством.
Комитет по управлению имуществом Тверской области отражает приобретенный автотранспорт для государственных автотранспортных предприятий в реестре государственной собственности Тверской области.
Передача приобретенных транспортных средств государственным унитарным предприятиям осуществляется уполномоченным органом государственной власти Тверской области в соответствии с действующим законодательством и Порядком, установленным Администрацией Тверской области.
8. Организация управления программой
Форма и методы организации управления реализацией Программы определяются государственными заказчиками - департаментом государственного заказа Тверской области и департаментом транспорта и связи Тверской области.
Основными задачами управления являются:
- обеспечение эффективного и целевого использования средств государственной поддержки в соответствии с установленными в Программе приоритетами;
- подбор на конкурсной основе наиболее привлекательных с технической, экономической сторон предложений по приобретению подвижного состава;
- осуществление государственного контроля при реализации инвестиционных проектов и передаче в эксплуатацию транспортных средств.
Контроль за исполнением Программы осуществляют государственные заказчики Программы.
Ежеквартально, до 20 числа, следующего за отчетным кварталом, информация о ходе реализации Программы направляется в департамент экономики и промышленной политики Тверской области, до 20 марта, ежегодно, в Администрацию Тверской области.
9. Технико-экономическое обоснование программы
В соответствии со статьей 258 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 утверждена Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы.
Согласно указанной Классификации, ликвидация (списание) подвижного состава осуществляется в следующие сроки:
Автобусы
- особо малые и малые, длиной до 7,5 метров включительно входят в четвертую группу перечня (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно);
- средние и большие, длиной до 12 метров включительно, входят в пятую группу перечня (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Троллейбусы
- все входят в пятую группу перечня (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Трамваи
- входят в шестую группу перечня (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно).
Состояние пассажирского парка автомобильного и городского электротранспорта общего пользования в настоящий момент характеризуется следующими показателями:
Вид перевозок | Всего автобусов, ед. |
В том числе по возрасту | ||
до 5 лет | до 10 лет | свыше 10 лет | ||
городские пригородные междугородные итого |
292 368 209 869 |
52 40 39 131 |
91 118 59 268 |
149 210 111 470 |
Вид перевозок | Всего, ед. | В том числе по возрасту | |
до 10 лет | свыше 10 лет | ||
Троллейбусы | 104 | 36 | 68 |
Вид перевозок | Всего, ед. | В том числе по возрасту | ||
до 10 лет | до 16 лет | свыше 16 лет | ||
Трамвайные вагоны | 207 | 53 | 52 | 102 |
Минимальная потребность в обновлении подвижного состава по состоянию на начало 2002 года:
/------------------------------------\
| автобусы - 470 ед. |
| троллейбусы - 68 ед. |
| трамваи - 102 ед. |
\------------------------------------/
Автобусы междугородного, пригородного и городского типа, а так же троллейбусы относятся к пятой группе перечня.
В настоящее время минимальная рыночная стоимость единицы подвижного состава составляет:
/-----------------------------------------------------\
| Автобусы: |
| городского типа - 1 360 тыс. рублей; |
| пригородного типа - 340 тыс. рублей; |
| междугородного типа - 1 200 тыс. рублей. |
| Троллейбусы - 1 300 тыс. рублей. |
| Трамвайные вагоны - 3 500 тыс. рублей |
\-----------------------------------------------------/
С учетом количества автотранспортных средств, подлежащих списанию, сумма средств, необходимых для обновления транспорта составляет:
/------------------------------------------------------------\
| На автобусы: |
| городского типа - 1 360 х 149 = 202 640 тыс. рублей; |
| пригородного типа - 340 х 210 = 71 400 тыс. рублей; |
| междугородного типа - 1 200 х 111 = 133 200 тыс. рублей. |
| На троллейбусы - 1 300 х 68 = 88 400 тыс. рублей. |
| На трамваи - 3 500 х 102 = 357 000 тыс. рублей. |
\------------------------------------------------------------/
Таким образом, сумма денежных средств, необходимых для закупки 470 автобусов, 68 троллейбусов и 102 трамвайных вагонов составляет не менее 852640 тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тверской области от 6 декабря 2002 г. N 89-ЗО "Об областной целевой программе "Техническое обновление пассажирского транспорта общего пользования Тверской области на период 2003-2005 годы"
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст закона опубликован в газете "Тверские ведомости" N 100, 11 - 19 декабря 2002 г., N 3, 10-16 января 2003 г., N 5, 17-23 января 2003 г.