Закон Тверской области от 14 апреля 2003 г. N 25-ЗО
"Об утверждении областной целевой программы
поддержки развития малого предпринимательства
в Тверской области на 2003-2005 годы"
Законом Тверской области от 14 апреля 2005 г. N 64-ЗО настоящий закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 25 марта 2003 года
Губернатор Тверской области |
В.И. Платов |
Тверь
14 апреля 2003 г.
N 25-ЗО
Областная целевая программа поддержки развития
малого предпринимательства в Тверской области
на 2003-2005 годы
2003
Паспорт
областной целевой программы поддержки развития
малого предпринимательства в Тверской области
на 2003-2005 годы
Наименование Программы Основание для разработки Программы Государственный заказчик Программы Основные разработчики Программы Цели Программы Задачи Программы Сроки реализации Программы Основные направления Программы Исполнители основных мероприятий Объемы и источники финансирования Программы Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Система контроля за организацией исполнения Программы |
Областная целевая программа поддержки развития малого предпринимательства в Тверской области на 2003-2005 годы (далее Программа) Распоряжение Губернатора Тверской области от 06.06.2001 N 779-р "О разработке областной целевой программы поддержки развития малого предпринимательства в Тверской области на 2002-2004 годы" Департамент экономики и промышленной политики Тверской области Департамент экономики и промышленной политики Тверской области; Тверское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (по согласованию); Рабочая группа, утвержденная распоряжением Губернатора Тверской области от 06.06.2001 N 779-р "О разработке областной целевой программы поддержки развития малого предпринимательства в Тверской области на 2002-2004 годы" Создание правовых и экономических условий для развития предпринимательской деятельности на основе повышения качества и эффективности государственной поддержки малого бизнеса Тверской области, обеспечивающей насыщение рынка отечественными товарами и услугами, стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней, формирование среднего класса общества, рост благосостояния населения. - организация информационного, консультационного и научно-методического обслуживания субъектов малого предпринимательства; - совершенствование нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства; - устранение административных барьеров при развитии предпринимательства; - развитие кредитно-финансовых технологий и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства; - обеспечение занятости населения области за счет вновь создаваемых рабочих мест; - развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства; - создание положительного имиджа предпринимателя. 2003-2005 годы - информационное обеспечение развития предпринимательства; - совершенствование нормативно-правовых основ и устранение административных барьеров; - совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; - финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства; - имущественная поддержка малого предпринимательства; - подготовка кадров для малого предпринимательства - Департамент экономики и промышленной политики Тверской области; - Департамент финансов Тверской области; - Департамент государственного заказа Тверской области; - Учреждение юстиции Тверской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; - Тверское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (по согласованию); - Комитет по управлению имуществом Тверской области; - Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тверской области (по согласованию); - Координационный совет по развитию малого предпринимательства при Администрации Тверской области; - Областная межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров при развитии малого предпринимательства; - Тверская торгово-промышленная палата; - администрации муниципальных образований области. Общая сумма средств на реализацию Программы в 2003-2005 гг. - 16 100 тыс. руб., в т.ч. в 2003 году - 5 670 тыс. руб. Из них: средства областного бюджета: 2003-2005 гг. - 15 290 тыс. руб. в т.ч. в 2003 году - 5400/1100 <*> тыс. руб.; средства федерального бюджета: 2003-2005 гг. - 810 тыс. руб. в т.ч. в 2003 году - 270 тыс. руб. * предусмотрено областным бюджетом на 2003 год, будет уточняться в течение года в зависимости от исполнения доходной части бюджета. - повышение роли малого предпринимательства в решении задач социально-экономического развития области; - увеличения доли занятых в малом предпринимательстве до 30% от числа экономически активного населения области; - рост числа работников постоянно занятых на малых предприятиях до 70 тыс.человек; - рост объемов производства продукции (товаров и услуг), произведенных малыми предприятиями на 15-20%; - увеличение на товарных рынках продукции отечественных и Тверских товаропроизводителей, увеличение объемов сферы услуг; - снижение уровня безработицы за счет создания рабочих мест. В соответствии с планом выполнения работ на год исполнители мероприятий ежеквартально, нарастающим итогом, представляют департаменту экономики и промышленной политики Тверской области отчет о выполнении программных мероприятий. Результаты выполнения один раз в полгода рассматриваются на Координационном Совете по развитию малого предпринима- тельства при Администрации области. Отчет о выполнении мероприятий программы по итогам года департамент экономики и промышленной политики Тверской области до 1 марта направляет Губернатору Тверской области. Отчет о реализации Программы представляется для утверждения в Законодательное Собрание Тверской области ежегодно с внесением Губернатором Тверской области проекта закона Тверской области об утверждении отчета об исполнении областного бюджета Тверской области за соответствующий год. |
Введение
Малое предпринимательство является важнейшим сектором рыночной экономики. Развитие малого предпринимательства способствует решению не только социальных проблем, но и служит основой для экономического подъема области.
Особую роль малого предпринимательства в современных условиях определяют следующие факторы:
- сектор малого предпринимательства имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности;
- развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя предпринимателей, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни;
- занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний потенциал личности;
- развитие сектора малого предпринимательства является важным фактором структурных изменений в экономики региона, обеспечивающих переход всего хозяйства на рельсы эффективно работающей рыночной экономики;
- массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.
Имея ряд преимуществ, малый бизнес был и остается самым динамичным и самым уязвимым сектором экономики. В силу ряда объективных и субъективных причин малый бизнес нуждается в особом внимании и поддержке со стороны государства.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", законом Тверской области от 25.06.1998 N 23-ОЗ-2 "О поддержке и развитии малого предпринимательства в Тверской области", а также Порядком разработки и реализации целевых программ, в осуществлении которых участвует Тверская область, и подготовки материалов по федеральным целевым программам, утвержденным постановлением Губернатора области от 16.07.1999 N 605.
В основу Программы положен Комплекс мер по поддержке малого предпринимательства в Тверской области на 2001-2003 годы, утвержденный постановлением Губернатора области от 29.06.2001 N 267.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
решения ее программным методом
К субъектам малого предпринимательства области относятся малые предприятия (юридические лица), предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) и крестьянские (фермерские) хозяйства.
В настоящее время на территории области действует более 7,4 тысяч малых предприятий, что составляет 19% от общего количества предприятий области (для сравнения - в 1997 году число малых предприятий составляло 3700 или 14% от общего количества предприятий области; в 1998 году - 3600 или 13%; в 2000 году - 5725 или 18%).
В расчете на 1000 человек проживающего в области населения приходится 4,7 малых предприятий, тогда как в среднем по России этот показатель составляет 6 единиц.
По данным Госкомстата России в области насчитывается 3590 крестьянских (фермерских) хозяйств. Численность предпринимателей без образования юридического лица и граждан, работающих с ними на условиях трудовых договоров, органами статистики не отслеживается, но принимается экспертами на уровне 55 тысяч человек.
Таким образом, общая численность занятых в малом предпринимательстве Тверской области, с учетом работников крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимателей без образования юридического лица, а также работающих на условиях совместительства, по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера занято около 220 тысяч человек, что составляет третью часть от населения области, занятого трудовой деятельностью.
Малым бизнесом охвачены практически все сферы экономики области. Малые предприятия Тверской области производят: металлоизделия, продукцию переработки древесины, ремонтно-строительные работы, строительные материалы, продукцию легкой промышленности, научно-техническую продукцию, товары народного потребления и народных промыслов, продовольственные товары, полиграфическую продукцию, оказывают услуги в сфере бытового обслуживания населения, медицины, автомобильных перевозок, образовательной, издательской деятельности, а также юридические, аудиторские, риэлторские, консалтинговые, рекламные.
Однако, наибольшее число, 80%, малых предприятий сосредоточено в торговле и общественном питании; в строительстве и промышленности (диаграмма 1); причем доля предприятий торговли и общественного питания среди этих трех отраслей составляет 64%.
Распределение числа малых предприятий по отраслям экономики представлено на диаграмме 1.
/-------------------------------------------\
| торговля и общественное питание | - 52% |
| строительство | - 15% |
| промышленность | - 14% |
| сельское хозяйство | - 3% |
| транспорт и связь | - 3% |
| наука и научное обслуживание | - 1% |
| другие | - 12% |
\-------------------------------------------/
Диаграмма 1. Отраслевая структура числа малых предприятий
Тверской области
По оценке за 2002 год малыми предприятиями области произведено продукции на сумму 4480,0 млн. рублей; объем произведенной продукции на одно предприятие составил 605,0 тыс. рублей. Около 74% объема произведенных товаров (услуг) малыми предприятиями приходится на долю торговли и общественного питания, строительства и промышленности.
Среднесписочная численность работников малых предприятий составляет на сегодняшний день 61,8 тыс. человек. В торговле и общественном питании занято 18,9 тыс. человек, в строительстве - 15,2 тыс. человек, в промышленности - 10,7 тыс. человек.
По числу работающих отраслевое распределение малых предприятий представлено на диаграмме 2.
/-------------------------------------------\
| торговля и общественное питание | - 30% |
| строительство | - 28% |
| промышленность | - 14% |
| сельское хозяйство | - 11% |
| транспорт | - 6% |
| другие | - 11% |
\-------------------------------------------/
Диаграмма 2. Отраслевая структура занятости на малых предприятиях
Тверской области
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о преимущественном его развитии в сфере торговли и общественного питания. В приоритетных отраслях реального сектора экономики и инновационной деятельности малый бизнес развивается пока не в достаточной степени.
Развитие малого предпринимательства происходит весьма неравномерно в различных районах области. Так, более половины работающих на малых предприятиях сосредоточено в областном центре, менее четверти в наиболее развитых муниципальных образованиях области (гг. Торжок, Кимры; Бологовском, Калининском, Конаковском и Торопецком районах).
Индивидуальное предпринимательство, по-прежнему, остается привлекательным в глазах экономически активного населения, ищущего пути повышения своего жизненного уровня через реализацию различных бизнес-идей. В доминирующих отраслях торговля и общественное питание, строительство и промышленность занято примерно 50% индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Среди вышеперечисленных отраслей на торговлю и общественное питание приходится 95% работающих или 45% общей численности предпринимателей.
По числу индивидуальных предпринимателей отраслевое распределение представлено на диаграмме 3.
/--------------------------------------------\
| торговля и общественное питание | - 45% |
| промышленность | - 2% |
| строительство | - 1% |
| другие | - 52% |
\--------------------------------------------/
Диаграмма 3. Отраслевое распределение числа индивидуальных
предпринимателей в Тверской области
В целях создания благоприятных условий для деятельности и развития малого предпринимательства постановлением Губернатора области от 25.12.96 N 602 была утверждена региональная программа "Государственная поддержка развития малого предпринимательства в Тверской области на 1997-1998 годы и перспективу".
Дефицит финансовых бюджетных средств не позволил реализовать мероприятия программы в полном объеме, но основы государственной поддержки развития малого бизнеса были созданы как на областном, так и муниципальном уровнях.
В рамках реализации основных мероприятий упомянутой программы в области сформирована нормативная правовая база деятельности субъектов малого предпринимательства. Приняты законы Тверской области: от 25.06.98 N 23-ОЗ-2 "О поддержке и развитии малого предпринимательства в Тверской области"; от 25.02.99 N 48-ОЗ-2 "О порядке создания на территории Тверской области зон экономического благоприятствования для субъектов малого предпринимательства". В настоящее время, учитывая изменения федерального законодательства, ведется работа по внесению изменений и дополнений в закон Тверской области от 06.11.2002 N 80-30 "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Тверской области".
С целью поддержки малого предпринимательства в 2002 году в области были приняты нормативные правовые акты, среди них:
- закон Тверской области от 06.11.2002 N 73-ЗО "О внесении изменений в закон Тверской области от 25.06.1998 N 23-ОЗ-2 "О поддержке и развитии малого предпринимательства в Тверской области";
- закон Тверской области от 06.11.2002 N 80-ЗО "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Тверской области";
- постановление Администрации Тверской области от 30.08.2002 N 300-па "О Координационном Совете по развитию малого предпринимательства при Администрации Тверской области";
- постановление Администрации Тверской области от 24.07.2002 N 260-па "О неотложных мерах по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности в Тверской област";
- распоряжение Администрации Тверской области от 18.11.2002 N 671-ра "О выделении денежных средств на частичное финансирование участия делегации Тверской области в мероприятиях Дней малого бизнеса в Российской Федерации";
- распоряжение Администрации Тверской области от 25.08.2002 N 425-ра "Об областной целевой программе поддержки развития малого предпринимательства в Тверской области на 2002-2004 годы"
Получила дальнейшее развитие инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Интегрированная сеть элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства области включает в себя:
- Координационный Совет по развитию малого предпринимательства при Администрации Тверской области;
- Областная межведомственная комиссия по устранению административных барьеров при развитии малого предпринимательства;
- Департамент экономики и промышленной политики Тверской области, отдел малого предпринимательства и рыночной инфраструктуры;
- Комитет по промышленной политике и поддержке предпринимательства администрации г. Твери, отдел поддержки предпринимательства;
- Социально-деловые центры в Бежецке, Вышнем Волочке, Кимрах, Ржеве, Торжке;
- Бизнес Бюро - консультационное бюро для бизнеса при Тверском городском фонде поддержки предпринимательства;
- Бизнес-инкубатор (г. Тверь);
- Учебно-деловой центр Морозовского проекта (г. Тверь);
- Муниципальные фонды поддержки предпринимательства в Твери, Бежецке, Бологое, Удомле;
- Фонд поддержки независимых женских инициатив (г. Тверь).
Продолжается формирование системы информационной поддержки малого бизнеса.
На регулярной основе проводятся семинары, круглые столы, выставки-ярмарки продукции (работ и услуг), производимых малыми предприятиями. Среди них - значимые в 2002 году:
- семинар на тему "Развитие предпринимательства и конкуренции с учетом антимонопольных факторов";
- Первая Международная выставка "Дни малого и среднего бизнеса на ВВЦ (Всероссийский выставочный центр)", проходившая 9-13 декабря 2002 года в г. Москве, в которой приняли участие 16 малых предприятий Тверской области. Участники были награждены почетными грамотами и дипломами Выставки.
В области формируются объединения предпринимателей. В последние годы созданы некоммерческое партнерство (НП) предпринимателей "Согласие", г. Удомля; НП "Ассоциация парикмахеров", г. Тверь; Ассоциация бухгалтеров Тверской области, г. Тверь; НП "Союз Предпринимателей", г. Тверь; НП "Приоритет", г. Тверь; НП "Альтернатива", г. Тверь; Ассоциация по поддержке малого и среднего предпринимательства в г. Конаково и Конаковском районе; Максатихинская районная общественная организация поддержки и развития предпринимательства; Центр Торговли и Бизнеса в г. Ржеве.
Несмотря на предпринимаемые меры, малый бизнес в Тверской области остается пока мало используемым резервом в экономических преобразованиях территории.
Среди всех проблем, которые приходится преодолевать представителям малого бизнеса, типичными и наиболее отрицательно влияющими на развитие предпринимательства являются:
- несовершенство нормативной правовой базы, учитывающей интересы малого бизнеса и нестабильность действующих законодательных актов;
- наличие административных барьеров при развитии малого предпринимательства и большого количества надзорно-проверяющих инстанций;
- недоступность кредитных ресурсов для малого бизнеса и неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий;
- отсутствие механизмов самофинансирования;
- ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям, имуществу, к участию в конкурсах на поставку продукции для государственных нужд;
- неразвитость системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
- несовершенство системы налогообложения;
- отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
- практическое отсутствие бюджетного финансирования Программы поддержки малого предпринимательства;
- к числу прочих, но весьма важных проблем, следует отнести недостаточно высокий имидж предпринимателя и предпринимательской деятельности.
Сложившаяся в последние годы ситуация в малом секторе экономики требует значительной активизации государственной политики по поддержке предпринимательства.
Практика показывает, что существующие в экономике проблемы, в том числе и в малом предпринимательстве, наиболее эффективно решаются программными методами, поскольку комплексный подход позволяет обеспечить наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов в приоритетных направлениях.
Областная целевая программа поддержки развития малого предпринимательства в Тверской области на 2003 - 2005 годы представляет собой систему мероприятий по созданию благоприятной среды для малого предпринимательства, разработанную с учетом созданной инфрастуктуры поддержки предпринимательства. Программные мероприятия, направленные на решение задачи малого предпринимательства, в тоже время, тесно связаны с общими задачами социально-экономического развития Тверской области.
Эффективность и степень реализации программных мероприятий во многом зависят от степени заинтересованности администраций муниципальных образований в развитии предпринимательства на своих территориях, от их реальных действий в поддержку развития предпринимательства.
2. Основные цели и задачи программы
Основной целью Программы является формирование благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности на основе повышения качества и эффективности государственной поддержки малого бизнеса Тверской области, обеспечивающей насыщение рынка отечественными товарами и услугами, стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней, формирование среднего класса общества, рост благосостояния населения.
Для достижения поставленных целей система программных мероприятий направлена на решение следующих задач:
- совершенствование нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства;
- устранение административных барьеров при развитии предпринимательства;
- поддержка предпринимательской инициативы;
- обеспечение занятости населения области за счет вновь создаваемых рабочих мест;
- развитие кредитно-финансовых технологий и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства;
- организация информационного, консалтингового и научно-методического обслуживания субъектов малого предпринимательства;
- развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства;
- создание положительного имиджа предпринимателя.
3. Сроки и этапы реализации программы
Выполнение программных мероприятий рассчитано на 2003-2005 годы
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий представлена шестью направлениями, нацеленными на решение задач, сформулированных в разделе 2 "Основные цели и задачи Программы". Государственная поддержка малого предпринимательства Тверской области будет направлена, в первую очередь, приоритетным сферам деятельности:
- производство импортозамещающих товаров народного потребления;
- оказание услуг по эксплуатации жилья и объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства;
- наукоемкие технологии и инновационная (внедренческая) деятельность;
- производство медицинского оборудования и лекарственных препаратов;
- художественные промыслы, ремесленничество;
- оказание бытовых услуг населению;
- торговое обслуживание сельского населения;
- природоохранная деятельность и производство оборудования для экологических целей;
- развитие туристической индустрии в Тверской области (деятельность туристических фирм, занимающихся внутренним и въездным туризмом, создание объектов туристской индустрии).
Структура программных мероприятий обеспечивает преемственность развития уже имеющейся системы государственной поддержки на федеральном и областном уровнях, причем, в каждом направлении ставятся свои конкретные внутренние задачи.
Направление первое - "Информационное обеспечение развития предпринимательства"
- содержит мероприятия, направленные на изучение и анализ состояния малого предпринимательства Тверской области. Предусматривает проведение анализа состояния и перспектив развития малого предпринимательства Тверской области с целью выявления первоочередных задач при оказании финансовой и имущественной помощи субъектам малого предпринимательства, развития существующих информационных систем обеспечения малого предпринимательства, развития доступных и качественных информационных услуг субъектам малого предпринимательства, а также содействия предпринимателям в установлении прямых контактов с потенциальными партнерами как внутри области, так и за ее пределами.
Направление второе - "Совершенствование нормативно-правовых основ и устранение административных барьеров"
- содержит анализ регионального законодательства, а так же перечень мероприятий по улучшению нормативной правовой базы Тверской области. Данное направление предусматривает также разработку рекомендаций по совершенствованию нормативных правовых актов органов местного самоуправления, методическое обеспечение и координацию работ по разработке муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства. Предусматриваются мероприятия, направленные на устранение излишних административных ограничений и излишнего административного регулирования предпринимательской деятельности (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и разрешительных процедур, регулирование арендных отношений и т.д.).
Направление третье - "Совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства"
- включает анализ действующих элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, оптимизацию существующей инфраструктуры на территории области, содействие органам местного самоуправления в организации и развитии структур поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях, совершенствование механизма взаимодействия органов власти с общественными объединениями предпринимателей.
Направление четвертое - "Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства"
- содержит мероприятия по созданию структур финансовой поддержки малого предпринимательства, развитию механизмов привлечения внешних ресурсов, созданию схем работы с кредитно-финансовыми организациями, удешевлению кредитных ресурсов, бюджетного финансирования мероприятий по оказанию консалтинговых услуг в разработке и сопровождению готовых бизнес-проектов.
Направление пятое - "Имущественная поддержка малого предпринимательства"
- содержит комплекс мер, по инвентаризации и формированию базы данных незадействованных производственных площадей, разработке экономических и правовых механизмов использования объектов государственной и муниципальной собственности субъектами малого предпринимательства.
Направление шестое - "Подготовка кадров для малого предпринимательства"
- включает мероприятия по научно-техническому и кадровому обеспечению малого бизнеса, а также взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности. Помимо мероприятий, направленных на решение общих проблем информационного и кадрового обеспечения малого бизнеса, предусмотрены меры, имеющие адресный характер, в соответствии с приоритетными направлениями - финансовая и организационная помощь безработным гражданам на стадии становления и развития ими предпринимательской деятельности.
Перечень программных мероприятий, объем требуемых ассигнований на их выполнение, сроки и исполнители мероприятий представлены в приложении "Мероприятия Программы".
Мероприятия второго и последующих годов реализации Программы могут быть скорректированы государственным заказчиком исходя из ресурсного обеспечения и выполнения Программы за предыдущие годы реализации.
5. Ресурсное обеспечение программы
Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться из следующих источников:
- ежегодные ассигнования из областного бюджета в соответствии с законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год, с законом Тверской области от 25.06.98 N 23-ОЗ-2 "О поддержке и развитии малого предпринимательства в Тверской области";
- средства федерального бюджета, выделяемые департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Тверской области на выполнение программ по обучению предпринимателей и оказание содействия в организации своего дела в соответствии с соглашениями (договорами);
В 2003 году на реализацию программных мероприятий требуются ассигнования из областного бюджета в размере 5400 тыс. рублей, в 2004-2005 гг. - 9890 тыс. рублей, из федерального бюджета в 2003-2005 гг. - 810 тыс. рублей.
Исходя из объемов финансирования Программы, предусмотренных законом "Об областном бюджете на 2003 год", по состоянию на 1 января 2003 года, в сумме 1100 тыс. рублей, реализации в 2003 году подлежат следующие мероприятия:
- информационное обеспечение развития малого предпринимательства Тверской области. Объем требуемых средств - 1100 тыс. рублей;
- мероприятия Программы, не требующие ресурсного обеспечения за счет средств областного бюджета.
Капитальные расходы областного бюджета Тверской области Программой не предусматриваются.
Структура источников финансирования Программы представлена в таблице 1.
Таблица 1
Структура источников финансирования программы
N п/п |
Направления расходования средств на реализацию Программы |
Объем финансирования (тыс. руб.) | ||||||||
2003 год | 2004-2005 годы | Всего | ||||||||
Всего | в том числе | Всего | в том числе | Всего | в том числе | |||||
област- ной бюджет |
федера- льный бюджет |
област- ной бюджет |
федера- льный бюджет |
област- ной бюджет |
федера- льный бюджет |
|||||
1. 2. 3. 4. |
Информационное обеспечение развития предпринимательства Совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства Подготовка кадров для малого предпринимательства Всего |
1390 1600 2120 560 5670 |
1390 1600 2000 410 5400 |
- - 120 150 270 |
1120 3270 4560 1480 10430 |
1120 3270 4320 1180 9890 |
- - 240 300 540 |
2510 4870 6680 2040 16100 |
2510 4870 6320 1540 15290 |
- - 360 450 810 |
6. Организация управления программой, механизм ее реализации
и контроль за ходом ее выполнения
Оперативное управление и координацию работ по выполнению Программы осуществляет государственный заказчик Программы - департамент экономики и промышленной политики Тверской области в соответствии с установленным порядком реализации областных целевых программ.
Департамент экономики и промышленной политики Тверской области совместно с другими исполнителями Программы ежегодно разрабатывает план выполнения программных мероприятий и представляет его на утверждение в Координационный Совет по развитию малого предпринимательства при Администрации Тверской области. Основными исполнителями Программы являются: департамент экономики и промышленной политики Тверской области, департамент финансов Тверской области, комитет по управлению имуществом Тверской области, Тверское территориальное управление по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, департамент государственного заказа Тверской области, муниципальные образования.
Исполнители программных мероприятий:
- разрабатывают перечень конкретных работ на текущий год;
- вносят предложения по объемам и источникам финансирования работ;
- обеспечивают реализацию указанных мероприятий.
Для выполнения мероприятий Программы не требующих финансовых средств могут привлекаться другие исполнители - коммерческие предприятия и организации, предприниматели и объединения предпринимателей на безвозмездной основе.
Получателем средств областного бюджета на финансирование мероприятий Программы по направлениям:
- проведение анализа состояния и прогнозирования развития малого предпринимательства Тверской области, организация и ведение мониторинга малого предпринимательства Тверской области;
- создание и ведение на регулярной основе базы данных о субъектах малого предпринимательства;
- создание специальных и телевизионных программ по тематике малого предпринимательства, организация регулярных выпусков, информационно-аналитических материалов о предпринимательской деятельности;
- осуществление финансовой и организационной поддержки разработки учебно-методической литературы, методического и информационного обеспечения подготовки предпринимателей и консультационного сопровождения их деятельности;
- организация и проведение совещаний, встреч, конкурсов, обучающих семинаров, "круглых столов", конференций по обеспечению доступности информации по основам предпринимательской деятельности, является департамент экономики и промышленной политики Тверской области, который на основании заключенных на конкурсной основе с предприятиями, организациями, учреждениями, договоров на выполнение работ и оказания услуг, осуществляет финансирование выполненных работ и оказанных услуг на основании актов выполненных работ и оказанных услуг. Условия конкурса и его проведение определяется и осуществляется департаментом экономики и промышленной политики Тверской области.
Субсидии из областного бюджета муниципальным образованиям передаются в рамках межбюджетных отношений на мероприятия по развитию малого предпринимательства по следующим направлениям:
- создание мониторинга малого предпринимательства на уровне муниципальных образований;
- на создание структур поддержки малого предпринимательства;
- субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в зонах экономического благоприятствования;
- на организацию предпринимательской деятельности в части оплаты за лицензирование различных видов деятельности, арендной платы за предоставление помещения для осуществления предпринимательской деятельности и приобретение компьютерной техники;
- на разработку бизнес-планов по приоритетным направлениям развития малого предпринимательства: выпуска промышленной продукции, оказания услуг в сфере общественного питания и бытового обслуживания населения Тверской области.
Предоставление субсидий из областного бюджета муниципальным образованиям осуществляется на конкурсной основе, при условии разработанной и утвержденной в установленном порядке программы поддержки развития малого предпринимательства в городах и районах Тверской области с участием средств муниципальных бюджетов и внебюджетных средств. Определение конкретных условий конкурса и его организация возлагается на департамент экономики и промышленной политики Тверской области.
Направление средств областного бюджета на предоставление государственных гарантий при получении кредитов для развития малого предпринимательства осуществляется на основании решения принятого Законодательным Собранием Тверской области по представлению Губернатора Тверской области в соответствии с "Порядком предоставления государственных гарантий Тверской области", утвержденным постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 30.09.1999 N 373-П-2.
Предоставление субъектам малого предпринимательства субвенций на возмещение части процентной ставки по кредитам и займам, полученным в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов, осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Положением о порядке предоставления субвенций из областного бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета, утвержденным Законодательным Собранием Тверской области.
В соответствии с планом выполнения программных мероприятий департамент экономики и промышленной политики Тверской области на основании расчетных данных, полученных от исполнителей программных мероприятий, представляет заявку в департамент финансов Тверской области не позднее 5 числа, следующего за отчетным кварталом для перечисления средств, выделенных на эти цели.
Департамент финансов Тверской области по заявке департамента экономики и промышленной политики Тверской области, целевым назначением перечисляет ему запрашиваемые бюджетные средства. Отчет об использовании средств, полученных на реализацию Программы, утверждается Координационным Советом по развитию малого предпринимательства при Администрации Тверской области по истечению полугодия.
Контроль использования средств, выделяемых из областного бюджета, осуществляет департамент финансов Тверской области и государственный заказчик - департамент экономики и промышленной политики Тверской области. Получатели средств областного бюджета ежемесячно представляют департаменту финансов Тверской области отчет об использовании средств областного бюджета по форме N 2.
В соответствии с планом выполнения работ на год ответственные исполнители мероприятий ежеквартально, нарастающим итогом, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляют департаменту экономики и промышленной политики отчет о выполнении программных мероприятий.
Ход выполнения Программы регулярно, по истечении полугодия, рассматривается на заседаниях Координационного Совета по развитию малого предпринимательства при Администрации области. Ежегодный отчет о выполнении Программы представляется Губернатору области до 1 марта следующего года.
Отчет о реализации Программы представляется для утверждения в Законодательное Собрание Тверской области ежегодно с внесением Губернатором Тверской области проекта закона Тверской области об утверждении отчета об исполнении областного бюджета Тверской области за соответствующий год.
7. Ожидаемые результаты реализации программы.
Оценка эффективности и социальных последствий от ее реализации
Реализация данной Программы, позволит сформировать благоприятную среду (правовую, экономическую, организационную), обеспечивающую устойчивую деятельность малого предпринимательства региона. Ожидаемые конечные результаты:
- повышение роли малого предпринимательства в решении задач социально-экономического развития области;
- увеличения доли занятых в малом предпринимательстве до 30% от числа экономически активного населения области;
- рост числа работников постоянно занятых на малых предприятиях 70 тыс. человек;
- рост объемов производства продукции (товаров и услуг), произведенными малыми предприятиями на 15-20%;
- увеличение на товарных рынках продукции отечественных и Тверских товаропроизводителей; увеличение объемов сферы услуг;
- снижение уровня безработицы за счет создания рабочих мест.
См. Мероприятия программы в редакторе MS-Word
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тверской области от 14 апреля 2003 г. N 25-ЗО "Об утверждении областной целевой программы поддержки развития малого предпринимательства в Тверской области на 2003-2005 годы"
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст закона опубликован в газете "Тверские ведомости" N 31, 18 - 24 апреля 2003 г.
Текст программы опубликован в газете "Тверские ведомости" N 33, 25 апреля - 1 мая 2003 г.
Законом Тверской области от 14 апреля 2005 г. N 64-ЗО настоящий закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г.