Федеральным законом N 198-ФЗ от 31 декабря 2001 года были внесены изменения и дополнения в главу 24 НК РФ "Единый социальный налог". Как изменились условия налогообложения, каким стал порядок уплаты налога, а также на некоторые другие вопросы отвечает начальник отдела единого социального налога Управления МНС России по Тверской области Ольга Вахонина.
- Ольга Юрьевна, изменился ли объект налогообложения?
- Внесены изменения в ст. 246 НК РФ, согласно которым с 2002 года не признаются объектом налогообложения выплаты и вознаграждения, если в текущем отчетном (итоговом) периоде:
- у налогоплательщиков - организаций эти выплаты и вознаграждения предусмотренные п. 1 вышеназванной статьи, не отнесены к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, а у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц - такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц;
- до 1 января 2002 года не признавались объектом налогообложения выплаты в том случае, если они производились за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыпь, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.
Изменился и объект налогообложения для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Теперь им является валовая выручка, определяемая в соответствии с ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". А налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента, равного 0,1.
- Что признается отчетным налоговым периодом?
- В соответствии с изменениями в ст. 240 НК с 1 января 2002 года отчетными налоговыми периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Ранее им признавался календарный месяц календарного года.
- Как изменились условия применения ставок налогообложения?
- Действительно, теперь условия для применения регрессивных ставок налогообложения стали другими, а именно:
- с 1 января 2002 года в случае, если на момент уплаты авансовых платежей плательщиками, указанными в пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, величина налоговой базы в среднем на одно лицо, накопленная с начала года и поделенная на число истекших в текущем налоговом периоде месяцев, будет меньше 2500 рублей, применяется максимальная ставка налога, предусмотренная п. 1 ст. 241 НК РФ, это не зависит от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо;
- прежняя редакция п. 2 ст. 241 НК РФ предусматривала применение регрессивных ставок налога при соблюдении двух условий, первым из которых было превышение в предыдущем налоговом периоде величины налоговой базы в среднем на одного работника - 50000 руб. Второе условие - накопленная с начала года в текущем налоговом периоде величина налоговой базы в среднем на одного работника должна составлять не менее 4200 руб., умноженных на количество месяцев, истекших на момент уплаты авансовых платежей.
При несоблюдении этих условий налогоплательщики - работодатели применяли ставки, предусмотренные п. 1 ст. 241 при величине налоговой базы на каждого работника до 100000 руб., опять-таки независимо от ее фактической величины.
Согласно п. 4 этой статьи, внесены изменения для адвокатов - отныне они могут применять регрессивную шкалу налогообложения при величине налоговой базы нарастающим итогом с начала года свыше 100000 руб., ранее было с 300000 руб.
- Как изменились порядок уплаты налога и сроки представления расчетов?
- В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики исчисляют ежемесячные авансовые платежи исходя из выплат и иных вознаграждений, начисленных (для физических лиц осуществленных) с начала налогового периода до конца соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного платежа определяется с учетом ранее уплаченных авансовых платежей, а сама уплата производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до его окончания, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей.
Расчеты представляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по утвержденной МНС России форме.
Ранее авансовые платежи уплачивались ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов налогоплательщика на счета работников, а также по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Сам расчет о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей предоставлялся не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, по утвержденной форме.
- Насколько известно, расширилась категория лиц, обязанных уплачивать ЕСН?
- Да, согласно внесенным изменениям в ФЗ от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", теперь организации и предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, являются плательщиками единого социального налога (взноса).
- Поясните, пожалуйста, порядок применения налогового вычета.
- Под налоговым вычетом понимается сумма страховых взносов, поступающих в бюджет Пенсионного фонда РФ и направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Она определяется в соответствии с положениями ФЗ РФ от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании".
Ст. 243 НК РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Но последняя, или налоговый вычет, не может превышать первую.
Что же касается индивидуальных предпринимателей и адвокатов, то применяемые ими ставки уменьшаются на ставки тарифа страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию. При этом указанные ставки по налогу не могут быть ниже, чем одна вторая ставок по налогу, установленных для этой категории плательщиков п. З ст. 241 НК РФ с учетом их изменения при применении регрессивной шкалы. Ранее такой порядок отсутствовал.
Хочу дополнительно обратить внимание плательщиков, что в связи с изменениями формы авансовых расчетов по ЕСН, внесенными приказом МНС России от 18.07.01 г. N БГ-3-05/243, в настоящее время разработана новая форма налоговой декларации, подлежащая представлению налогоплательщиками - работодателями по итогам работы за 2001 год.
Она утверждена приказом МНС России от 27.12.01 г. N БГ-3-05/573 и доведена до налоговых органов области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Управления МНС России по Тверской области от 30 января 2002 г. "Единый социальный: изменения и дополнения"
Текст опубликован в газете "Вече Твери" N 18, 30 января 2002 г. (Беседовала Антонина Сарайкина)