Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Временное положение
о дежурной диспетчерской службе (единой службе спасения)
на базе телефонного номера "01" (ЕСС "01") Тверской области
(утв. постановлением Администрации Тверской области
от 18 апреля 2003 N 113-па)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет состав, основные задачи и условия функционирования единой службы спасения на базе телефонного номера "01" (ЕСС "01") Тверской области.
1.2. ЕСС "01" области является органом повседневного управления Тверской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ТТП РСЧС), центральным звеном системы оперативно-диспетчерского управления (СОДУ) области в чрезвычайных ситуациях, при пожарах и предназначена для повышения готовности органов управления и учреждений, организаций, объектов экономики, в полномочия которых входят функции по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (службы области), к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций (ЧС), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств областных служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС.
1.3. ЕСС "01" совмещает функции оперативной дежурной службы Главного управления по делам ГО и ЧС Тверской области (ГУ ГОЧС области), центра управления силами (ЦУС) управления Государственной противопожарной службы МЧС России Тверской области (УГПС области).
1.4. ЕCC "01" области создается на штатной основе при Главном управлении по делам ГО и ЧС Тверской области на его базе и базе УГПС области.
1.5. Создание и функционирование ЕСС "01" не отменяет существующего до ее образования порядка приема дежурно-диспетчерскими службами (ДДС) сообщений от населения о происшествиях (по телефонам - "02","03","04" и др.).
1.6. Общее руководство ЕСС "01" осуществляет Администрация области (председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям) через Главное управление по делам ГО и ЧС Тверской области.
1.7. Непосредственное руководство деятельностью ЕСС "01" осуществляет начальник ЦУС УГПС области.
1.8. В своей деятельности по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС ЕСС "01" руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Тверской области, решениями комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Тверской области (далее - Комиссия), приказами начальника Главного управления по делам ГО и ЧС Тверской области, по вопросам организации пожаротушения - приказами начальника УГПС области, а также настоящим Положением.
2. Состав и задачи, решаемые единой службой спасения "01" области
2.1. ЕСС "01" области включает: дежурно-диспетчерский персонал, оперативную дежурную службу Главного управления по делам ГО и ЧС Тверской области, службы пожаротушения (СПТ) УГПС области и комплекс средств автоматизации и связи (КСАС).
2.2. ЕСС "01" области решает следующие основные задачи:
- прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, пожарах, а также несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС;
- анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до органов управления и служб, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
- прием сообщений и своевременное направление сил и средств на тушение пожаров или ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, а при необходимости - обеспечение временной передислокации подразделений, а также оповещение руководящего состава органов управления и населения;
- обеспечение оперативно-диспетчерской связи с подразделениями Главного управления по делам ГО и ЧС области, УГПС области, а также служб области;
- передача и прием информации с зоны ЧС от задействованных сил;
- обеспечение надежной связи с наиболее важными объектами на территории области (потенциально опасные объекты, объекты с массовым пребыванием людей, и т.п.) и взаимодействующими службами;
- прием сообщений и направление на крупные пожары подразделений пожарной охраны соседних городов, районов и отдельных объектов;
- сбор от ЕСС "01" муниципальных образований области, ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой (систем мониторинга), других взаимодействующих служб и обеспечение обмена информацией об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС между ними;
- обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение через взаимодействующие ДДС состава сил и средств, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования СОДУ;
- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС, подготовка и корректировка заранее разработанных и согласованных с областными службами вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных Главным управлением по делам ГО и ЧС области полномочий);
- информирование ЕСС "01" муниципальных образований области, ДДС, других взаимодействующих служб об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
- представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантов решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) вышестоящим органам управления по подчиненности;
- доведение задач, поставленных председателем Комиссии, до ЕСС "01" муниципальных образований области, ДДС и подчиненных им сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;
- обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.
2.3. ЕСС "01" области выполняет свои задачи путем несения круглосуточного дежурства на ЦУС УГПС области составом оперативной дежурной смены (ОДС).
2.4. Старший смены - старший инженер (СС) ЕСС "01" имеет право самостоятельно принимать решение по защите населения и территории от ЧС (в рамках своих полномочий) и отдавать соответствующие распоряжения (указания) входящим в СОДУ дежурно-диспетчерским службам, если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с руководством ГУ ГОЧС, Администрации области или областных служб, высылать подразделения пожарной охраны для ликвидации ЧС, не связанных с тушением пожара, путем согласования с заместителем начальника СПТ - начальником дежурной смены.
Обо всех чрезвычайных происшествиях, несущих угрозу возникновения ЧС, ранее принятых решениях и отданных распоряжениях по предупреждению и ликвидации ЧС СС ЕСС "01" докладывает начальнику ГУ ГОЧС области непосредственно.
2.5. Старший смены - старший инженер (СС) ЕСС "01" обязан после получения данных об угрозе или возникновении ЧС немедленно приступать к экстренным действиям по ее предотвращению или ликвидации и несет ответственность за своевременное принятие необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей в соответствии с действующим законодательством.
2.6. ОДС ЕСС "01" должна обеспечить:
- устойчивое управление силами и средствами во всех режимах функционирования ЕСС "01";
- взаимодействие с органами управления, ЕСС "01" муниципальных образований области, ДДС, других взаимодействующих служб области;
- сбор от ДДС и населения, служб контроля и наблюдения за окружающей средой информации об угрозе или факте возникновения ЧС и доведение ее до соответствующей ДДС по предназначению;
- оповещение и персональный вызов должностных лиц Комиссии, ГУ ГОЧС области и областных служб;
- доведение информации об угрозе возникновения и факте ЧС до оперативного дежурного регионального центра (РЦ) и Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) России, в соответствии с критериями информации о ЧС;
- анализ и оценку поступившей информации, доведение ее до ДДС, руководства ГУ ГОЧС, муниципальных образований области;
- своевременное наращивание сил и средств ЕСС "01" при переводе ее в повышенные режимы функционирования;
- несение постоянного дежурства, участие в учениях и тренировках по обеспечению взаимодействия ЕСС "01", ДДС области, ЕСС "01" муниципальных образований;
- прием извещений о пожарах;
- своевременное направление подразделений на тушение пожаров или ликвидацию последствий аварий и стихийных бедствий;
- оперативно-диспетчерскую связь с подразделениями пожарной охраны;
- передачу и прием информации с места работы подразделений;
- надежную связь с наиболее важными объектами и взаимодействующими службами, находящимися на территории области;
- оперативный учет пожарной техники гарнизона, находящейся в боевом расчете и в резерве;
- прием сообщений и высылка на крупные пожары подразделений пожарной охраны соседних городов, районов и отдельных объектов;
- через оперативного дежурного ГУ ГОЧС области:
- поддержание автоматизированной системы централизованного оповещения в постоянной готовности к приему и передаче команд (сигналов) и информации оповещения;
- оповещение и персональный вызов должностных лиц Комиссии, ГУ ГОЧС и ЕСС "01" области;
- оповещение и вызов областных ДДС, а также подразделений сил постоянной готовности, подчиненных ГУ ГОЧС области;
- оповещение населения о возникновении ЧС и информирование его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника ЧС по системе централизованного оповещения ГО;
- соблюдение режима секретности при обращении с информацией, получаемой и передаваемой с использованием средств автоматизации.
2.7. Оповещение населения области при возникновении ЧС осуществляется по распоряжению председателя Комиссии области оперативным дежурным ГУ ГОЧС области с использованием автоматизированной системы централизованного оповещения в соответствии с действующей инструкцией.
2.8. Комплекс средств автоматизации и связи ЕСС "01" предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕСС "01" следующих управленческих функций:
- сбор и передача данных об угрозе и факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств;
- организация связи при тушении пожаров;
- оценка и контроль сложившейся обстановки на основе сопоставления информации, поступающей из различных источников;
- подготовка данных для принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС, их отображение на электронной карте территории области;
- накопление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных по области, областным органам управления, силам и средствам постоянной готовности, потенциально опасным объектам, возможным и планируемым мероприятиям по предупреждению и ликвидации ЧС;
- представление требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органам управления.
2.9. КСАС ЕСС "01" должен сопрягаться с автоматизированными системами (АС) взаимодействующих ДДС (в рамках АС СОДУ), а также с вышестоящими объектами автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС.
2.10. Для приема и передачи экстренных сообщений о ЧС на территории области предусматривается использование единого телефонного номера (кода) доступа к ЕСС "01"- 01.
3. Порядок функционирования ЕСС "01" области
3.1. ЕСС "01" функционирует в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
3.2. В режиме повседневной деятельности ЕСС "01" осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС. В этом режиме ЕСС "01" обеспечивает:
- прием от населения, организаций, ДДС и ЕСС "01" муниципальных образований сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС и пожаров;
- обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за сутки дежурства и представление соответствующих докладов по подчиненности;
- поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации, средств связи и оповещения;
- внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕСС "01" на ЧС.
В режиме повседневной деятельности проводятся учебные и тренировочные занятия с личным составом дежурных смен с целью отработки их действий при переводе ЕСС "01" в режим повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, а также выполнения обязанностей в условиях угрозы и возникновения ЧС.
Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности ЕСС "01", диспетчерами ЕСС "01" незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению. Сообщения, которые диспетчера идентифицируют как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются старшему смены ЕСС "01", а о пожарах - начальнику дежурной смены службы пожаротушения.
3.3. В режим повышенной готовности ЕСС "01" переводится по решению председателя Комиссии (начальника ГУ ГОЧС области) старшим смены при угрозе возникновения ЧС, в тех случаях, когда требуются совместные действия ДДС, входящих в СОДУ. В этом режиме ЕСС "01" дополнительно обеспечивает:
- заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения ЧС;
- оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС области, ГУ ГОЧС, ЕСС "01", областных ДДС и подчиненных ГУ ГОЧС сил постоянной готовности;
- усиление наблюдения и контроля за обстановкой в области, на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей среды;
- оценку возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;
- корректировку планов реагирования ЕСС "01" на вероятную ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ДДС области;
- координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.
3.4. В режим чрезвычайной ситуации ЕСС "01" переводится по решению председателя комиссии по ЧС области (начальника ГУ ГОЧС области) старшим смены при возникновении ЧС. В этом режиме ЕСС "01" осуществляет решение задач в полном объеме.
3.5. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС, входящими в СОДУ, осуществляется через ЕСС "01" области.
Для этого в ЕСС "01" от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе или факте ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация доводится ЕСС "01" до всех заинтересованных ДДС.
3.6. Вся информация, поступающая в ЕСС "01", обрабатывается и обобщается ОДС. В зависимости от поступившего документа (сообщения), масштаба ЧС, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб), поступивших от населения и организаций, по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕСС "01" информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС, а о пожарах - до начальника смены службы пожаротушения.
3.7. При локальных и местных ЧС - по решению председателя комиссии по ЧС области (начальника ГУ ГОЧС области), а при территориальной и более масштабных ЧС - немедленно оповещаются и приводятся в готовность областная КЧС, ГУ ГОЧС, которые берут на себя управление дальнейшими действиями по предупреждению и ликвидации ЧС. В таких случаях ЕСС "01" обеспечивает сбор, обработку и представление КЧС области собранной информации, подготовку донесений вышестоящим органам управления, а также оперативное управление действиями органов управления, сил и средств областной подсистемы РСЧС.
3.8. Все сообщения передаются в ЕСС "01" в формализованном виде.
Для формирования, передачи, приема и обработки формализованных сообщений используются средства связи, оповещения и автоматизации.
При крайней необходимости допускается передача (прием) неформализованных сообщений с использованием имеющихся средств связи.
В случае поступления сообщений от населения и организаций об угрозе или факте возникновения ЧС формирование формализованных сообщений осуществляется ОДС ЕСС "01" (дежурной сменой ДДС), принявшей неформализованные сообщения.
4. Организация несения дежурства
4.1. В ГУ ГОЧС области и ЦУС УГПС области организуется круглосуточное дежурство силами оперативных дежурных смен.
4.2. Оперативная дежурная смена ЕСС "01" работает по утвержденному графику.
4.3. Оперативная дежурная смена обязана знать:
- оперативную обстановку в области;
- данные о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности, сроках их готовности, способах вызова;
- дислокацию и районы выезда пожарных частей и аварийно-спасательных отрядов, опорных пунктов тушения крупных пожаров;
- особоважные объекты, на которые при первом сообщении о пожаре высылаются подразделения по повышенному номеру вызова;
- безводные районы, техническое вооружение и тактические возможности караулов и аварийно спасательных формирований;
- местонахождение основных запасов огнетушащих средств, оснащенность и места расположения опорных пунктов тушения крупных пожаров;
- правила эксплуатации и уметь пользоваться средствами связи и организационно-техническими средствами на рабочем месте.
4.4. Порядок несения и смены дежурства определяются Инструкцией, разрабатываемой ГУ ГОЧС области.
5. Порядок комплектования и подготовки кадров
5.1. Комплектование личным составом ЕСС "01" области осуществляется под руководством начальника ГУ ГОЧС.
5.2. Старший смены и другие должностные лица дежурной смены обязаны твердо знать требования руководящих документов, регламентирующих их деятельность, уметь применять их в практической работе, знать инфраструктуру области, особенности несения службы на подведомственных им участках.
5.3. Основными формами обучения должностных лиц ЕСС "01" являются: тренировки дежурных смен и участие дежурно-диспетчерских служб в учебных мероприятиях (учениях), проводимых по планам вышестоящих органов управления, а также занятия в учебно-методическом центре ГОЧС ГУ ГОЧС и учебном пункте УГПС.
5.4. Совместные учебные мероприятия (занятия по профессиональной подготовке, тренировки, учения и т.п.), проводимые с личным составом ЕСС "01", осуществляются в соответствии с планом, утвержденным начальником ГУ ГОЧС.
5.5. Профессиональная подготовка должностных лиц ЕСС "01" должна проводиться непосредственно под руководством начальника ЕСС "01".
6. Нормативно-правовое и техническое обеспечение ЕСС "01"
6.1. Создание и функционирование ЕСС "01" Тверской области обеспечивается в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2002 N 1376-р, с законом Тверской области от 30.07.98 N 26-ОЗ-2 "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Концепцией развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 10.09.2002 N 428, планом создания единых дежурно-диспетчерских служб (единых служб спасения) на базе телефона "01", утвержденным приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02.12.2002 N 553, а также данным Положением.
6.2. Конкретный состав информационных показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются двусторонними инструкциями об обмене информацией между ЕСС "01" и взаимодействующей ДДС, утверждаемыми соответственно начальником ГУ ГОЧС Тверской области и начальником (руководителем) вышестоящего для ДДС органа управления.
6.3. Для обеспечения методической, информационной, лингвистической и программно-технической совместимости КСАС ЕСС "01" с АС взаимодействующих ДДС, а также с вышестоящим объектом автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС должны быть предусмотрены единое алгоритмическое (математическое) обеспечение проводимых расчетов, общие классификаторы и словари информации, однотипные программные средства обработки и передачи данных, принятые в АИУС РСЧС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.