См. Постановление Законодательного Собрания Тверской области N 697-П-2 от 29 марта 2001 г.
Законодательным Собранием Тверской области 25.01.2000 г. принят закон N 136-03-2 "Об областном бюджете Тверской области на 2001 год".
Закон опубликован в газете "Тверские ведомости" N 10 (1144) от 2-8 февраля 2001 года и вступил в силу.
В статье 12 закона в раздел функциональной классификации 3001 включены расходы резервного фонда областного бюджета, в том числе на формирование резерва материально-технических ресурсов для оперативного устранения неисправностей и аварий объектах ЖКХ Тверской области в сумме 13500 тыс. рублей.
Включение указанного раздела, устанавливающего расходы резервного фонда областного бюджета, противоречит требованиям бюджетного законодательства.
Согласно статье 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти. Создание иных резервных фондов Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено.
В соответствии со статьей 20 Устава Тверской области исполнительную власть в области осуществляет губернатор. Поэтому в расходной части бюджета не должно быть другого резервного фонда, кроме резервного фонда губернатора.
Статьями 15 и 37 закона установлено, что расходы, необходимые для выполнения государственных полномочий органов государственной власти Тверской области по государственной регистрации актов гражданского состояния и по выплате субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению на 2001 год, должны быть предусмотрены в бюджетах муниципальных образований как расходы на выполнение государственных функций.
Между тем, Бюджетным кодексом РФ (пункт 4 статьи 130) установлено, что финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.
С учетом требований Бюджетного кодекса финансовые средства, передаваемые для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых муниципальным образованиям, должны предусматриваться в областном бюджете (но не в местном) как отдельный вид расходов, а в местных бюджетах учитываться в качестве доходов.
Законом не предусмотрены расходы: на выплату опекунских пособий детям, оставшимся без попечения родителей, создание жилого фонда и выдачу целевых безвозвратных ссуд на приобретение жилья детям-сиротам, содержание несовершеннолетних, направляемых в специальные учреждения закрытого типа.
Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, обязательства по выполнению которой взяла на себя Россия, определено, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемыми государством.
Указанный принцип закреплен и в статье 15 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ, согласно которой дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни.
Законом "Об областном бюджете Тверской области на 2001 год" для муниципальных образований утверждены нормативы отчислений от регулирующих федеральных и региональных налогов. Контрольные цифры муниципальных образований, которые применяются Департаментом финансов администрации области для расчета их расходной базы, в том числе расходов на выплату опекунских пособий, являются приблизительными и не носят обязательного для муниципальных образований характера. При формировании областного бюджета и бюджетов муниципальных образований расходы на выплату указанных средств в 2000 году были учтены при определении нормативов отчислений от регулирующих федеральных и региональных налогов в бюджеты муниципальных образований из расчета 500 руб. 94 коп. в месяц на одного ребенка, в 2001 г. - из расчета 1000 руб. в месяц на одного ребенка.
Однако, используя свое право, предоставленное Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" самостоятельно распоряжаться средствами местных бюджетов, органы местного самоуправления области размер пособия определяют произвольно и выплачивают его в заниженных размерах.
В 2000 году лишь в 10 районах области размер опекунских пособий составлял 500-545 руб. в месяц на одного ребенка (г. Бологое, г. Осташков, г. Конаково, г. Торжок, ЗАТО "Солнечный", Андреапольский, Лихославльский, Селижаровский, Старицкий, Нелидовский районы).
В остальных районах области пособия выплачивались в размере 250 - 450 рублей в месяц на одного ребенка. Кроме того, имелась задолженность по выплатам от 1 до 9 месяцев.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.96 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во время получения ими очного профессионального образования. Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещения их стоимости.
Согласно статье 5 Федерального закона N 159-ФЗ расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом, источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, обувь, одежду, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждаются Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекто Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 20.06.92 г. N 409 нормы материального обеспечения и льготы, установленные для воспитанников сиротских учреждений (детских домов, школ-интернатов, лечебно-профилактических учреждений и других учреждений, где содержатся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) распространены и на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.
Кроме того, в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ находятся вопросы защиты семьи, материнства, отцовства, социальная защита, включая социальное обеспечение. Статья 132 Конституции РФ предусматривает, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Закона Тверской области о передаче государственных полномочий с подтверждением финансирования органам местного самоуправления по выплате ежемесячных пособий опекунам не имеется.
Положением о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным приказом Министерства образования РФ от 19.08.99 г. N 199 определен лишь орган, назначающий и выплачивающий пособие - органы местного самоуправления.
Передача органам местного самоуправления функций по финансированию указанных выплат, возложенных законодательством Российской Федерации на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, недопустима.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, и не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения.
При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников.
В Тверской области создана и действует Тверская специальная школа для детей и подростков с девиантным поведением закрытого типа, куда помещаются по решению суда в соответствии со статьей 15 Федерального Закона Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.99 N 120-ФЗ мальчики (жители Тверской и других областей), совершившие общественно опасные деяния и нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения и требующие специального педагогического подхода. Аналогичное учреждение для девочек на территории области отсутствует. В настоящее время девочки-правонарушители направляются в специальную общеобразовательную школу закрытого типа, расположенную в Тульской области. Деятельность школы финансируется учредителем (департаментом образования области) из средств бюджета Тульской области.
Статьей 11 Федерального закона "Об образовании" установлено, что учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно-опасным)поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в пунктах 6, 14 Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 N 420.
Согласно пункту 1 статьи 41 Закона "Об образовании" деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.
Исходя из смысла вышеперечисленных норм законодательства, расходы по содержанию девочек-правонарушителей (жителей Тверской области) в спецшколах закрытого типа должен нести орган исполнительной власти Тверской области - Администрация области.
Таким образом, из действующего федерального законодательства следует, что расходы на выплату опекунских пособий детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержание несовершеннолетних, направляемых в специальные учреждения закрытого типа должны предусматриваться в областном бюджете.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
Предлагаю :
1. Исключить из статьи 12 закона Тверской области "Об областном бюджете Тверской области на 2001 г." раздел функциональной классификации 3001, предусматривающий расходы резервного фонда областного бюджета.
2. Привести в соответствие с требованиями части 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации статьи 15 и 37 закона.
3. Внести дополнения в закон Тверской области "Об областном бюджете Тверской области на 2001 год", предусмотрев в нем расходы из областного бюджета на выплату опекунских пособий в размерах, установленных законодательством, обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержание несовершеннолетних, направляемых в специальные учреждения закрытого типа.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона.
О результатах принятых мер и дне рассмотрения представления на пленарном заседании Законодательного Собрания Тверской области сообщите прокурору области.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса |
А.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление прокуратуры Тверской области от 20 марта 2001 г. N 7-08-01 "Об исключении из статьи 12 закона Тверской области "Об областном бюджете Тверской области на 2001 год" раздела функциональной классификации 3001, предусматривающего расходы резервного фонда областного бюджета и приведении отдельных положений его в соответствие с федеральным законодательством"
Текст документа получен по договору об информационно-правовом обмене