Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III. Выдвижение и регистрация кандидатов
Статья 28. Право выдвижения кандидатов
1. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком.
3. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением, избирательным блоком.
4. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах.
5. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением, избирательным блоком одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и в составе областного списка кандидатов.
6. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.
7. Выдвижение кандидатов осуществляется в сроки, установленные в Особенной части настоящего Кодекса.
Законом Тверской области от 3 сентября 2003 г. N 64-ЗО в части 1 и 2 статьи 29 настоящего Кодекса внесены изменения
Статья 29. Самовыдвижение кандидата
1. Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога. На выборах в представительные органы местного самоуправления регистрация кандидатов также возможна в соответствии со статьей 103 настоящего Кодекса.
2. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру только в одном избирательном округе на выборах данного уровня. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не может быть выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком. В случае нарушения данного требования действительным считается выдвижение, о котором избирательная комиссия была уведомлена раньше, если в течение суток после приема избирательной комиссией более позднего уведомления кандидат не подаст заявление об отзыве ранее представленного уведомления.
3. Гражданин Российской Федерации считается выдвинувшим свою кандидатуру, если он направляет в соответствующую избирательную комиссию письменное уведомление о самовыдвижении. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства кандидата.
4. Одновременно с уведомлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены:
а) заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу или на данную выборную должность с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или иной выборной должности. В этом заявлении указываются сведения биографического характера: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи.
В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении также должны указываться сведения о судимостях кандидата.
В заявлении должно указываться гражданство кандидата, а в случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства - также гражданство иностранного государства с указанием наименования иностранного государства, даты и оснований приобретения гражданства (далее - сведения об иностранном гражданстве кандидата);
б) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). Если в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданин, являющийся кандидатом, не обязан предоставлять налоговую декларацию, представляется справка (справки) о величине его доходов (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов от юридических и (или) физических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральным законом, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, а также иные сведения, указанные в настоящем пункте, представляются по форме в соответствии с приложением N 5 к настоящему Кодексу. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал дохода и (или) не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, сведения о которых должны представляться в соответствии с настоящим пунктом, сведения об этом указываются в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
5. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, вправе указать в заявлении, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, свою принадлежность не более чем к одной политической партии, зарегистрированной в установленном федеральном законом порядке, либо иному общественному объединению, зарегистрированному в установленном законом порядке, и свой статус в данном общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом соответствующего общественного объединения.
6. Уведомление о самовыдвижении кандидата и иные документы, предусмотренные настоящей статьей, кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, обязан представить в соответствующую избирательную комиссию лично, кроме случаев, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении должна быть нотариально удостоверена либо письменно заверена администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором он содержится под стражей в качестве подозреваемого или обвиняемого).
7. Уведомление о самовыдвижении кандидата и прилагаемые к нему документы принимаются соответствующей избирательной комиссией при предъявлении документа, удостоверяющего личность кандидата (если уведомление представляется иным лицом, - при предъявлении копии документа, удостоверяющего личность кандидата). Копия документа, удостоверяющего личность кандидата, изготавливается в соответствующей избирательной комиссии в присутствии кандидата, заверяется подписью лица, принявшего уведомление, и прилагается к уведомлению. Кандидат (иное лицо) также представляет документы, подтверждающие указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий), сведения о том, что кандидат является депутатом.
8. Соответствующая избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение получения уведомления, заявления кандидата о согласии баллотироваться и других документов, указанных в настоящей статье, лицам, представившим эти документы. Указанное письменное подтверждение выдается незамедлительно после представления этих документов.
9. Избирательная комиссия обязана обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи. Соответствующие органы обязаны по представлению избирательной комиссии проверить достоверность указанных сведений и в десятидневный срок сообщить о результатах проверки избирательной комиссии.
10. Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией.
11. Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных недостоверных фактах в сведениях, представленных кандидатами.
Законом Тверской области от 3 сентября 2003 г. N 64-ЗО в статью 30 настоящего Кодекса внесены изменения
Статья 30. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательным объединением, избирательным блоком
1. Кандидатов, списки кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения, избирательные блоки как по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, так и по областному избирательному округу. В одномандатном избирательном округе, а также при замещении выборной должности, избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе.
2. Избирательные блоки образуются после официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов.
3. В избирательные блоки в порядке, установленном настоящим Кодексом, могут входить только избирательные объединения.
4. Не могут входить в избирательные блоки следующие общественные объединения, созданные в форме общественной организации или общественного движения:
а) объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии;
б) объединение, уставом которого предусматривается членство в нем или принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому и (или) конфессиональному признаку (признакам);
в) объединение, неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе;
г) международное общественное объединение.
5. Избирательные блоки подлежат регистрации в организующей выборы избирательной комиссии непосредственно после их образования либо одновременно с представлением в избирательную комиссию совместного списка кандидатов не позднее, чем в пятидневный срок после представления документов, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.
6. Для регистрации избирательного блока его уполномоченный представитель представляет в избирательную комиссию, организующую выборы, следующие документы:
а) нотариально удостоверенные копии уставов избирательных объединений, вошедших в избирательный блок;
б) нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих факт внесения записи об избирательных объединениях, вошедших в избирательный блок, в единый государственный реестр;
в) протоколы съездов (конференций) избирательных объединений с решением о вхождении в избирательный блок;
г) соглашение о создании избирательного блока, подписанное представителями избирательных объединений и заверенное печатями этих избирательных объединений;
д) сведения о полном и кратком (состоящим не более чем из семи слов) наименовании избирательного блока.
7. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.
8. Избирательный блок при его создании обязан уполномочить орган избирательного блока или одно из входящих в него избирательных объединений выступать от имени избирательного блока в течение периода избирательной кампании, а также в течение периода полномочий Законодательного Собрания Тверской области, если областной список кандидатов, выдвинутый этим избирательным блоком, будет допущен к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании Тверской области.
9. По запросу избирательной комиссии, организующей выборы, регистрирующие органы обязаны не позднее чем через десять дней со дня получения запроса представить в указанную избирательную комиссию список избирательных объединений, а также список общероссийских общественных объединений, отвечающих требованиям пунктов 3 и 4 настоящей статьи, по состоянию на день получения запроса.
10. Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в уставе соответствующей политической партии или иного общественного объединения.
11. Наименование избирательного блока, в том числе краткое наименование, состоящее не более чем из семи слов, определяется на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, вошедших в данный избирательный блок. В наименовании избирательного блока не может быть использовано наименование общественного объединения, зарегистрированного на этом или более высоком уровне и не вошедшего в данный избирательный блок, а также наименование иного ранее зарегистрированного на соответствующих выборах избирательного блока. Использование имени и фамилии конкретного лица, наименования государственной или муниципальной должности в наименовании избирательного блока не допускается.
Согласно Закону Тверской области от 3 сентября 2003 г. N 64-ЗО в пункт 12 статьи 30 настоящего Кодекса будут внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2004 г.
12. На выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области избирательное объединение, избирательный блок одновременно с представлением списка кандидатов для заверения вправе представить в избирательную комиссию Тверской области свою эмблему. При этом избирательное объединение вправе представить только свою эмблему, описание которой содержится в его уставе. Избирательный блок вправе представить эмблему любого из входящих в него избирательных объединений либо иную эмблему, за исключением эмблем, описание которых содержится в уставах других общественных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов на данных либо предыдущих выборах этого же либо более высокого уровня, и эмблем избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов на данных выборах. Символика избирательного объединения, избирательного блока не должна нарушать право на интеллектуальную собственность, оскорблять или порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы, гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы и национальные чувства, нарушать общепризнанные нормы морали.
13. Изменение наименований и эмблем избирательных объединений, избирательных блоков после представления таких наименований и эмблем в соответствующую избирательную комиссию не допускается.
Согласно Закону Тверской области от 3 сентября 2003 г. N 64-ЗО в пункт 14 статьи 30 настоящего Кодекса будут внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2004 г.
14. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов, списков кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
15. Решение о выдвижении кандидатов на повторных и дополнительных выборах после официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов может быть принято постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения, если это предусмотрено его уставом, уполномоченным органом избирательного блока, если это предусмотрено соглашением о создании избирательного блока.
16. Решение о выдвижении кандидатов, областного списка кандидатов избирательным объединением принимается тайным голосованием на съезде (конференции, общем собрании) избирательного объединения.
При выдвижении кандидатов, списка кандидатов избирательным блоком кандидатуры, предложенные избирательным объединением к выдвижению (в том числе и в составе областного списка кандидатов) от избирательного блока, должны быть поддержаны на съезде (конференции, общем собрании) соответствующих избирательных объединений, входящих в избирательных блок, тайным голосованием и с соблюдением иных требований, предъявляемых Федеральным законом "О политических партиях" к выдвижению кандидатов. Съезд (конференция, общее собрание) избирательного объединения утверждает также представителей, уполномоченных принять решение о выдвижении кандидатов по избирательным округам, о выдвижении областного списка кандидатов на съезде (конференции, общем собрании) представителей избирательных объединений, вошедших в этот избирательных блок. Решение о выдвижении кандидатов по избирательным округам, областного списка кандидатов от избирательного блока принимается на указанном съезде (конференции, общем собрании) представителей избирательных объединений.
17. Решение съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения, избирательного блока о выдвижении кандидатов, списка кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:
а) число зарегистрированных участников съезда (конференции, общего собрания);
б) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения, соглашением о создании избирательного блока;
в) решение о выдвижении кандидата на выборную должность, кандидатов по избирательным округам, областного списка кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов, выдвинутых по избирательным округам, областного списка кандидатов);
г) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока;
д) дата принятия решения;
е) место проведения;
ж) подпись, печать.
18. Решение о выдвижении областного списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может производиться после официального опубликования решения о назначении выборов.
19. Список выдвинутых по избирательным округам кандидатов должен содержать наименование и номер избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по избирательным округам, областной список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, заверяется подписью руководителя избирательного объединения и печатью избирательного объединения.
При выдвижении кандидатов от избирательного блока, решение избирательного объединения, вошедшего в избирательный блок, о предложении кандидатур к выдвижению кандидатами от избирательного блока заверяется подписью руководителя избирательного объединения и печатью избирательного объединения, а список кандидатов, выдвинутых избирательным блоком, - подписями уполномоченных представителей избирательного блока и печатями избирательных объединений, вошедших в избирательный блок.
При выдвижении областного списка кандидатов избирательным блоком, решение избирательного объединения, вошедшего в избирательный блок, о предложении кандидатур к выдвижению кандидатами от избирательного блока в составе областного списка кандидатов заверяется подписью руководителя избирательного объединения и печатью избирательного объединения, а областной список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком, - подписями уполномоченных представителей избирательного блока и печатями избирательных объединений, вошедших в избирательный блок.
20. Состав областного списка кандидатов, размещение в нем кандидатов определяется избирательным объединением, избирательным блоком. В областной список могут входить кандидаты, выдвигаемые тем же избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным (многомандатным) округам. Общее число кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением, избирательным блоком по областному округу, не может превышать 24 человека.
21. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами данного избирательного объединения, избирательного объединения, вошедшего в избирательный блок.
Законом Тверской области от 3 сентября 2003 г. N 64-ЗО в статью 31 настоящего Кодекса внесены изменения
Статья 31. Уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока
1. Избирательное объединение, избирательный блок назначают представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Кодексом представлять избирательное объединение, избирательный блок по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения, избирательного блока в выборах, в том числе по финансовым вопросам.
2. Уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока назначаются решением съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения, представителей избирательных объединений, вошедших в избирательный блок, либо решением органа, уполномоченного на то съездом (конференцией, общим собранием) избирательного объединения, съездом представителей избирательных объединений, вошедших в избирательный блок.
3. Уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока осуществляет свои функции на основании решения, которое предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи и в котором указываются его полномочия, фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер паспорта или заменяющего его документа и дата его выдачи, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), а для уполномоченного представителя по финансовым вопросам также право подписи финансовых документов и образец печати для финансовых документов.
4. Список назначенных уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока представляется в организующую выборы избирательную комиссию. В списке уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер паспорта или заменяющего его документа и дата его выдачи, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), номер телефона каждого уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, а для уполномоченного представителя по финансовым вопросам также указание на то, что это уполномоченный представитель по финансовым вопросам. К данному списку прилагается также письменное согласие каждого из перечисленных лиц осуществлять указанную деятельность.
5. Уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока по финансовым вопросам подлежат регистрации избирательной комиссией Тверской области.
6. На выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области список уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока, представляется также в окружные избирательные комиссии, за исключением списка уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
7. Избирательное объединение, избирательный блок по решению уполномоченного на то органа избирательного объединения, избирательного блока вправе в любое время прекратить полномочия уполномоченного представителя, письменно известив его об этом и направив копию соответствующего решения в организующую выборы избирательную комиссию, а на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области также в окружные избирательные комиссии.
8. Уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, замещающие государственные или муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
9. Срок полномочий уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока начинается со дня их назначения и истекает с момента утраты статуса всеми кандидатами, выдвинутыми в составе областного списка кандидатов, назначившего их избирательного объединения, избирательного блока, но не позднее дня официального опубликования общих результатов выборов. Срок полномочий уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока по финансовым вопросам истекает через 60 дней со дня голосования, а если ведется судебное разбирательство с участием соответствующего избирательного объединения, избирательного блока, - с момента вынесения окончательного решения судом.
Законом Тверской области от 3 сентября 2003 г. N 64-ЗО в статью 32 настоящего Кодекса внесены изменения
Статья 32. Представление документов кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками Представление списков кандидатов и иных избирательных документов избирательных объединений, избирательных блоков в избирательную комиссию
1. Областной список кандидатов и список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, решение о выдвижении кандидата на выборную должность представляются уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока в соответствующую избирательную комиссию (избирательную комиссию Тверской области, избирательную комиссию муниципального образования (территориальную избирательную комиссию)). В этих списках, решении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, где находится место жительства, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого кандидата, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, сведения о судимости и об иностранном гражданстве кандидатов, а также по желанию кандидата его принадлежность не более чем к одному зарегистрированному общественному объединению и статус в нем при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом соответствующего общественного объединения. Списки кандидатов представляются в печатном и в машиночитаемом виде по форме, установленной организующей выборы избирательной комиссии.
2. Уполномоченный представитель избирательного объединения, представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие документы:
а) нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц;
б) нотариально удостоверенную копию устава избирательного объединения;
в) решение съезда (конференции, общего собрания) о выдвижении кандидата на выборную должность, о выдвижении областного списка кандидатов, о выдвижении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам;
г) списки кандидатов, указанные в пункте 1 настоящей статьи;
д) список уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием сведений, установленных статьей 31 настоящего Кодекса;
е) оформленные в установленном законодательством порядке доверенности уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам.
Уполномоченный представитель избирательного блока представляет следующие документы:
а) протоколы съездов (конференций, общих собраний) избирательных объединений, вошедших в избирательный блок, с решениями о кандидатурах, предложенных к выдвижению кандидатами от избирательного блока;
б) решение (решения) съезда (конференции, общего собрания) представителей избирательных объединений, вошедших в избирательный блок, о выдвижении кандидата на выборную должность, о выдвижении областного списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам;
в) списки кандидатов, указанные в пункте 1 настоящей статьи;
г) список уполномоченных представителей избирательного блока с указанием сведений, установленных статьей 31 настоящего Кодекса;
д) оформленные в установленном законодательством порядке доверенности уполномоченных представителей избирательного блока по финансовым вопросам.
3. Уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока одновременно с указанными в пунктах 1 - 2 настоящей статьи документами представляет в соответствующую избирательную комиссию.
а) в отношении каждого из кандидатов, включенного в областной список кандидатов - заявление кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В этом заявлении указываются сведения биографического характера: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи. Кандидат вправе указать в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность не более чем к одной политической партии либо к иному общественному объединению, зарегистрированным в установленном законом порядке, и свой статус в данном общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом соответствующего общественного объединения. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в заявлении также должны указываться сведения о судимости кандидата. В заявлении должно указываться гражданство кандидата, а в случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства - также сведения об иностранном гражданстве кандидата;
б) в отношении кандидатов, включенных в областной список кандидатов, - сведения о размере и источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налогового органа по месту представления). Если в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять налоговую декларацию, представляется справка (справки) о величине его доходов (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, от юридических и (или) физических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральным законом, от организаций, осуществляющих соответствующие выплаты. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, а также иные сведения, указанные в настоящем пункте, представляются по форме, установленной в приложении N 5 к настоящему Кодексу. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и (или) не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, сведения о которых должны представляться согласно настоящему пункту, это также указывается в заявлении кандидата о согласии баллотироваться.
4. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком одновременно может быть включен в состав только одного областного списка кандидатов и выдвинут только по одному одномандатному (многомандатному) избирательному округу. При этом в одномандатном избирательном округе избирательное объединение, избирательный блок может выдвинуть только одного кандидата, в многомандатном избирательном округе избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе.
5. Списки кандидатов и прилагаемые к ним документы принимаются избирательной комиссией вместе с заверенными уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока копиями документов, удостоверяющих личность кандидата, подтверждающих указанные в его заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий), а так же о том, что кандидат является депутатом. Заверенные копии документов представляются в отношении каждого кандидата, включенного в список.
6. Соответствующая избирательная комиссия в трехдневный срок рассматривает представленные документы и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока заверенную копию областного списка кандидатов и (или) заверенную копию списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, либо мотивированное решение об отказе в выдаче таковых. В случае если избирательный блок одновременно представил в избирательную комиссию документы для регистрации избирательного блока в порядке, предусмотренном статьей 30 настоящего Кодекса, и списки кандидатов, избирательная комиссия рассматривает все представленные документы не позднее чем в пятидневный срок.
7. Основанием для отказа избирательному объединению, избирательному блоку в выдаче заверенных копий списков кандидатов могут служить отсутствие, неполный набор либо ненадлежащее оформление документов, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, иные нарушения порядка выдвижения кандидатов, установленного настоящим Кодексом.
8. Избирательная комиссия обязана обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. Соответствующе органы обязаны по представлению избирательной комиссии проверить достоверность указанных сведений и в десятидневный срок сообщить о результатах проверки в избирательную комиссию.
Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией.
Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных недостоверных сведениях, представленных кандидатами.
9. После представления в избирательную комиссию областного списка кандидатов, списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в состав списков и в порядок размещения в них кандидатов не могут быть внесены изменения, за исключением изменений, вызванных выбытием кандидатов либо по их личным заявлениям, либо в связи с отзывом кандидатов политической партией, избирательным блоком, либо в связи со смертью кандидата, либо в связи с исключением кандидата из списка кандидатов решением избирательной комиссии.
10. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидат на выборную должность, обязан представить в соответствующую избирательную комиссию свое заявление о согласии баллотироваться с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата и с иными сведениями о себе, указанными в подпункте "а" и "б" пункта 3 настоящей статьи.
При проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Тверской области кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и находящийся в заверенном избирательной комиссией Тверской области списке кандидатов, обязан представить в соответствующую окружную избирательную комиссию свое заявление о согласии баллотироваться с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, и сведения, указанные в подпункте "а" и "б" пункта 3 настоящей статьи. Кандидат представляет в окружную избирательную комиссию также заверенную избирательной комиссией Тверской области копию списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Представление данных документов считается уведомлением о выдвижении кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
11. Вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию сведения о размере и источниках своих доходов и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 настоящей статьи.
12. Уведомление о выдвижении кандидата и прилагаемые к нему документы принимаются соответствующей избирательной комиссией при предъявлении документа, удостоверяющего личность кандидата (если уведомление представляется иным лицом, - при предъявлении копии документа, удостоверяющего личность кандидата). Копия документа, удостоверяющего личность кандидата, изготавливается соответствующей избирательной комиссией в присутствии кандидата, заверяется подписью лица, принявшего уведомление, и прилагается к уведомлению. Кандидат (иное лицо) также предъявляет документы, подтверждающие указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
13. Соответствующая избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение получения документов, указанных в пунктах 1-3 и 10-11 настоящей статьи, лицам, представившим эти документы. Подтверждение выдается незамедлительно после представления документов.
14. Избирательная комиссия Тверской области обеспечивает оперативную доступность заверенных областных списков кандидатов и информации об изменениях в них (в режиме "Только чтение") абонентам информационно-коммуникационных сетей общего пользования. Избирательные комиссии обеспечивают доступ к информации, содержащей сведения о кандидатах, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а также к информации об изменении сведений о кандидатах.
Статья 33. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов
1. В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется настоящим Кодексом. Количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов, списков кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти Тверской области, органы местного самоуправления, составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.
2. Количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов.
3. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения соответствующей избирательной комиссией уведомления о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов.
4. Подписные листы изготавливаются за счет средств соответствующего избирательного фонда по форме, установленной в приложениях NN 1, 2, 3 к настоящему Кодексу. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий кандидата), если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, и наименование избирательного округа, в котором он выдвигается, наименование выборной должности. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться сведения о судимости кандидата. В случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства этот факт отражается в подписном листе с указанием наименования иностранного государства.
5. При сборе подписей в поддержку выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком областного списка кандидатов в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства первых трех кандидатов, возглавляющих список кандидатов, выдвинутых данным избирательным объединением, избирательным блоком. В случае наличия у кого-либо из указанных кандидатов неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться сведения о судимости кандидата. В случае наличия у кого-либо из кандидатов помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства этот факт отражается в подписном листе с указанием наименования иностранного государства. Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в подписном листе указываются сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. По желанию кандидата, сведения о котором содержатся в подписном листе, в нем могут также указываться сведения о его принадлежности к общественному объединению, если это указано в его заявлении о согласии баллотироваться, и о его статусе в этом общественном объединении.
6. Если сбор подписей осуществляется в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, в подписном листе указываются перечисленные в пункте 5 настоящей статьи сведения о кандидате, а также о том, какое избирательное объединение, какой избирательный блок выдвинули этого кандидата.
7. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только от руки. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
8. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов.
9. При сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа, место работы, должность, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
10. При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, а также областного списка кандидатов, подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
11. При сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата допускается заполнение подписного листа на лицевой и на оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на оборотной стороне подписного листа.
12. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается.
13. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок могут заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
14. Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов может осуществляться по месту учебы, жительства, а также в других местах, где проведение предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены.
Законом Тверской области от 3 сентября 2003 г. N 64-ЗО в пункт 15 статьи 33 настоящего Кодекса внесены изменения
15. Кандидат или уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока подсчитывают количество подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, списка кандидатов, составляют и подписывают протокол об итогах сбора подписей избирателей.
16. Количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в избирательные комиссии, не может превышать установленное настоящим Кодексом необходимое для регистрации количество подписей более чем на 25 процентов.
17. Подписные листы, представляемые в соответствующие избирательные комиссии, должны быть сброшюрованы и пронумерованы.
Законом Тверской области от 3 сентября 2003 г. N 64-ЗО в статью 34 настоящего Кодекса внесены изменения
Статья 34. Представление избирательных документов для регистрации кандидатов, списков кандидатов
1. Для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком на выборную должность кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по по московскому времени представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы:
а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);
б) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной в приложении N 4 к настоящему Кодексу (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);
в) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 4 статьи 29 и пунктами 1, 3 статьи 32 настоящего Кодекса;
2. Для регистрации областного списка кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в избирательную комиссию Тверской области следующие избирательные документы:
а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения областного списка кандидатов (если в поддержку выдвижения областного списка кандидатов производился сбор подписей);
б) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде по форме, установленной в приложении N 4 к настоящему Кодексу (если в поддержку выдвижения списка кандидатов производился сбор подписей);
в) сведения об изменениях, происшедших в списке кандидатов после заверения его копии, и изменениях в данных о каждом кандидате из списка кандидатов, ранее представленных в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 32 настоящего Кодекса.
3. При приеме избирательных документов избирательные комиссии заверяют каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдают кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема. Соответствующая избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока в занимаемое ею помещение или отказывать указанным лицам в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации, в случае, если документы доставлены до истечения указанного в пунктах 1 и 2 настоящей статьи времени.
4. Кандидат вправе не собирать подписи в поддержку своего выдвижения, а избирательное объединение, избирательный блок - в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, а также не представлять в избирательную комиссию собранные подписи. В этом случае регистрация кандидата, списка кандидатов может производиться соответствующей избирательной комиссией на основании избирательного залога - денежных средств, внесенных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком на специальный счет избирательной комиссии. Указанные счета открываются в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации. Внесение избирательного залога кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком должно сопровождаться представлением ими в соответствующую избирательную комиссию копии платежного документа о перечислении средств избирательного залога с отметкой Сберегательного банка Российской Федерации о принятии к исполнению, а также других документов, необходимых для регистрации кандидата, областного списка кандидатов, указанных соответственно в пунктах 1 и 2 настоящей статьи и не связанных со сбором подписей избирателей. Размер избирательного залога и порядок его внесения устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
5. Факт сбора, представления кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком подписей избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата, списка кандидатов не является основанием для отказа в регистрации на основании внесения избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей.
6. Регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации федеральные списки кандидатов, выдвинутые этими избирательными объединениями, избирательными блоками, были допущены к распределению депутатских мандатов. Основанием для регистрации кандидата в этом случае является решение о его выдвижении, принятое избирательным объединением, избирательным блоком в установленном федеральным законом порядке.
Законом Тверской области от 3 сентября 2003 г. N 64-ЗО в статью 35 настоящего Кодекса внесены изменения
Статья 35. Проверка избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками
1. Соответствующая избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Кодекса. Если кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия обязана проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Избирательная комиссия обязана обратиться с представлением о проверке достоверности данных и сведений, представляемых в соответствии с настоящим Кодексом, в соответствующие органы, которые обязаны в течение десяти дней, а за десять и менее дней до дня голосования - в срок, установленный избирательной комиссией, сообщить избирательной комиссии о результатах проверки.
3. Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет граждан. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей.
4. Проверке подлежит 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата, областного списка кандидатов и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных соответственно в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов. В случае если необходимое для регистрации количество подписей не превышает одну тысячу подписей, проверке подлежат все подписи. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении жеребьевки и при проверке подписных листов в избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, выдвинутые по соответствующему избирательному округу, или их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов по одномандатному (многомандатному) избирательному округу. Кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших список кандидатов, представившие установленное для регистрации кандидата, списка кандидатов количество подписей должны извещаться о времени и месте проверки подписных листов. Избирательная комиссия не вправе отказать в присутствии при проверке иным лицам, направленным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком. Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
5. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, списка кандидатов, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в избирательную комиссию.
6. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной, действительной, либо недостоверной, недействительной.
7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
8. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их.
9. Недействительными считаются:
а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе на территории Тверской области;
б) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности;
в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Кодексом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи;
г) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
д) подписи избирателей с исправлением в дате ее внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено избирателем, а также подписи избирателей, даты внесения которых по заключению эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей, проставлены избирателями не собственноручно, а также подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
е) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, кандидатом, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, названными уполномоченными представителями, кандидатом;
ж) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата, списка кандидатов;
з) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат;
и) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности;
к) все подписи в подписном листе, внесенные после заверения подписного листа сборщиком подписей;
л) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N 1, 2, 3 к настоящему Кодексу.
10. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) настоящему Кодексу, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е", "к", "л" пункта 9 настоящей статьи.
11. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, недостоверной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с пунктами 7, 8 и 9 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
12. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.
13. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов количества достоверных подписей избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов.
14. Регистрация кандидата, списка кандидатов не производится также в случае, если количество представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.
15. По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, количество достоверных, действительных подписей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии. Внесение изменений в протокол после принятия решения не допускается. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока не менее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, областного списка кандидатов. В случае если количества достоверных, действительных подписей избирателей недостаточно или количество недостоверных или недействительных подписей составило 25 и более процентов от проверенных подписей, кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией протокола заверенную руководителем рабочей группы ведомость проверки, в которой называются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными или недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых каждая из таких подписей содержится, а также копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными или недействительными.
Статья 36. Регистрация кандидатов, списков кандидатов
1. Соответствующая избирательная комиссия не позднее чем через пять дней после приема необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов документов обязана принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов.
2. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении избирательной комиссии о регистрации отмечается факт выдвижения кандидата соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком.
3. При одновременной регистрации кандидата в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов в решении окружной избирательной комиссии в обязательном порядке отмечается факт регистрации кандидата и в составе списка кандидатов.
4. В решении о регистрации кандидата, списка кандидатов указываются дата и время регистрации.
5. Не допускается регистрация одного и того же лица более чем в одном списке кандидатов, а также более чем по одному избирательному округу. Кандидат, зарегистрированный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не может быть одновременно зарегистрирован как кандидат от избирательного объединения, избирательного блока. Кандидат, зарегистрированный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу как кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, не может одновременно входить в зарегистрированный список кандидатов другого избирательного объединения, избирательного блока.
6. Одно и то же лицо может быть одновременно зарегистрировано кандидатом по областному избирательному округу и по одному одномандатному (многомандатному) избирательному округу, если кандидат по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и список кандидатов были выдвинуты одним и тем же избирательным объединением, избирательным блоком.
7. В случае нарушения правил регистрации кандидата, установленных пунктом 5 настоящей статьи, действительной считается регистрация кандидата, решение о которой принято раньше. Решение о регистрации, принятое позже, аннулируется соответствующей избирательной комиссией, если в течение суток после принятия более позднего решения о регистрации кандидат не подаст заявление об отказе от регистрации, состоявшейся раньше.
8. Приняв решение об отказе зарегистрировать кандидата, список кандидатов, соответствующая избирательная комиссия обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату либо уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших список кандидатов, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа в регистрации могут быть:
а) отсутствие у кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, пассивного избирательного права. Отсутствие пассивного избирательного права у отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов, может служить основанием только для исключения этих кандидатов из заверенного списка кандидатов;
б) для кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, списка кандидатов, предусмотренных федеральным законом "О политических партиях" и пунктом 14 статьи 30 настоящего Кодекса;
в) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для регистрации кандидата, списка кандидатов;
г) грубое или неоднократное нарушение запрета на сбор подписей избирателей в местах, где в соответствии с законодательством эта деятельность запрещена, если представленные для регистрации кандидата, списка кандидатов подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор 20 процентов от представленных для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей в местах, где сбор подписей запрещен;
д) недостаточное количество представленных достоверных, действительных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, или выявление 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если после представления в избирательную комиссию подписей не был внесен избирательный залог, либо не представлено решение избирательного объединения, избирательного блока в соответствии с пунктом 6 статьи 34 настоящего Кодекса;
е) недостоверность сведений, представляемых кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 статьи 29, подпунктом "а" пункта 3 и пунктом 10 статьи 32 настоящего Кодекса. Недостоверность сведений, относящихся к отдельным кандидатам, включенным в областной список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, может служить основанием только для исключения этих кандидатов из заверенного списка кандидатов;
ж) несоздание кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательного фонда (за исключением случая, предусмотренного статьей 104 настоящего Кодекса);
з) использование кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленной настоящим Кодексом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда;
и) превышение кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленной настоящим Кодексом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда;
к) превышение числа кандидатов, исключенных из областного списка кандидатов по заявлениям о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения, избирательного блока (за исключением кандидатов, выбывших по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии Тверской области по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, более чем на 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов;
л) установление судебным решением факта нарушения кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока в течение агитационного периода пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса;
м) использование кандидатом (в том числе из областного списка кандидатов), его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения;
н) наличие факта регистрации кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением, избирательным блоком одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов.
9. Перечень оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидата по решению избирательной комиссии является исчерпывающим.
10. В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов повторное их выдвижение возможно при соблюдении порядка и сроков, установленных настоящим Кодексом.
11. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации.
12. Если за 35 дней до дня голосования по одномандатному (многомандатному) избирательному округу не будет зарегистрирован ни один кандидат либо будет зарегистрирован только один кандидат, а равно если не будет зарегистрирован ни один список кандидатов либо будет зарегистрирован только один такой список, выборы по решению соответствующей избирательной комиссии, откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
13. Кандидат вправе представить не позднее чем за три дня до дня голосования (в том числе повторного голосования) в зарегистрировавшую его избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры. В этом случае избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, обязана принять решение об аннулировании его регистрации. При наличии вынуждающих к тому обстоятельств, указанных в пункте 19 настоящей статьи, кандидат вправе представить заявление о снятии своей кандидатуры менее чем за три дня.
14. Орган избирательного объединения, избирательного блока, принявший решение о выдвижении кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов по областному избирательному округу, вправе принять решение об отзыве данного кандидата, списка кандидатов. Это решение должно быть представлено в избирательную комиссию, зарегистрировавшую данного кандидата, список кандидатов, не позднее чем за пять дней до дня голосования (в том числе повторного голосования). В этом случае избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, обязана принять решение об аннулировании его регистрации.
15. Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, избирательный блок по решению представителей, уполномоченных на то входящими в него избирательными объединениями, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, исключить некоторых кандидатов из списка кандидатов, заверенного избирательной комиссией Тверской области, по основаниям, предусмотренным уставом избирательного объединения, соглашением о создании избирательного блока. Отзыв, исключение может быть произведено не позднее чем за пять дней до дня голосования. Общее число кандидатов, выбывших из списка кандидатов, не должно превышать 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов. Не допускается включение в список кандидатов лиц, ранее в нем не состоявших, равно как и перемещение в списке кандидатов, за исключением случаев, когда такое перемещение вытекает из изменения очередности в связи с выбытием, в том числе с исключением, некоторых кандидатов.
16. Если ко дню голосования в избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если будет зарегистрирован только один список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного списка кандидатов, проведение голосования в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий, за исключением случаев, указанных в пункте 18 настоящей статьи.
17. В случае наступления указанных в пункте 16 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих обстоятельств снял свою кандидатуру либо избирательное объединение, избирательный блок отозвали зарегистрированного кандидата, все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет этого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
18. В случае наступления указанных в пункте 16 настоящей статьи обстоятельств голосование в одномандатном избирательном округе либо в едином избирательном округе по одной кандидатуре проводится:
а) при повторном голосовании;
б) на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления.
При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании.
19. Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение, избирательный блок к отзыву зарегистрированного кандидата, понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.
<< Глава II. Избирательные комиссии (ст.ст. 17 - 27) |
Глава IV. >> Статус кандидатов (ст.ст. 37 - 40) |
|
Содержание Избирательный Кодекс Тверской области от 7 апреля 2003 г. N 20-ЗО |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.