Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I. Общие положения
Настоящий закон устанавливает правовые основы деятельности системы здравоохранения в Тверской области в целях обеспечения прав граждан на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь.
Статья 1. Правовое регулирование в области здравоохранения
Отношения в сфере здравоохранения в Тверской области регулируются Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, федеральными законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Тверской области, настоящим законом, иными нормативными правовыми актами Тверской области и правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 2. Основные понятия настоящего закона
В настоящем законе применяются следующие основные понятия:
охрана здоровья населения - совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого гражданина, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья;
система здравоохранения - совокупность органов управления и организаций здравоохранения, центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора и лиц, занимающихся частной медицинской практикой, деятельность которых направлена на сохранение и укрепление здоровья граждан, оказание медицинской и лекарственной помощи, а также проведение государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
органы управления здравоохранением - орган исполнительной власти в области здравоохранения Тверской области, органы местного самоуправления в области здравоохранения;
организации здравоохранения - юридические лица, выполняющие функции по оказанию медицинской и лекарственной помощи гражданам, по обеспечению товарами медицинского назначения и медицинской техникой, а также осуществляющие научно-исследовательскую, образовательную, информационную, просветительскую, санитарно - эпидемиологическую деятельность в области охраны здоровья граждан;
медицинские организации - организации здравоохранения, в уставе которых в качестве основного вида деятельности указывается медицинская деятельность;
медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, осуществляемая в организациях здравоохранения или самостоятельно, медицинскими работниками, получившими высшее или среднее профессиональное медицинское образование;
фармацевтическая деятельность - деятельность, осуществляемая предприятиями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую торговлю и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств;
медицинская помощь - профилактика заболеваний, обследование здоровья граждан, диагностика, лечение, уход и реабилитация в связи с заболеваниями, иными расстройствами здоровья, беременностью и родами, осуществляемые медицинскими работниками с использованием профессиональных знаний и навыков;
качество медицинской помощи - совокупность свойств, характеризующих медицинские технологии и результаты их применения, соответствие медицинской помощи современному уровню медицинской науки, стандартам качества медицинской помощи, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и потребностям пациента;
территориальная программа государственных гарантий - программа государственных гарантий обеспечения жителей Тверской области бесплатной медицинской помощью, определяющая виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно на территории Тверской области;
платные медицинские услуги - набор услуг в области здравоохранения, оказываемых дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи в организациях здравоохранения независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, обязательным условием оказания которых является договор организации здравоохранения с пациентом о предварительной или последующей их оплате;
народная медицина (целительство) - это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
лицензирование - мероприятия, связанные с выдачей лицензии, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензии, приостановлением и аннулированием лицензии и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
сертификация медицинских услуг - методическая и практическая деятельность специально уполномоченного органом исполнительной власти области органа, направленная на определение, проверку и документальное подтверждение действующих квалификационных требований к осуществляемой медицинской деятельности;
аккредитация - процедура признания возможности (компетентности) организаций здравоохранения на выполнение конкретных работ в заявленной ими области;
государственные стандарты объемов и качества медицинской помощи - федеральные эталоны медицинских технологий, устанавливающие гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, а также требования к результатам и качеству лечения и профилактики конкретных заболеваний, травм, состояний с учетом степени сложности оказания помощи и экономических нормативов;
государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания;
обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования;
добровольное медицинское страхование - обеспечение граждан на основе программы добровольного медицинского страхования дополнительными медицинскими и иными услугами, сверх установленных программами обязательного медицинского страхования;
территориальный фонд обязательного медицинского страхования - государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, предназначенное для аккумулирования финансовых средств, которые формируются из отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование в соответствии с федеральным законодательством и территориальной программой обязательного медицинского страхования;
страховые медицинские организации - юридические лица, осуществляющие медицинское страхование населения и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.
Статья 3. Задачи и сфера применения настоящего закона
1. Задачами настоящего закона являются:
определение компетенции и ответственности органов государственной власти Тверской области и органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения;
установление государственных гарантий в целях реализации права граждан на получение медицинской и лекарственной помощи;
правовое регулирование деятельности областной системы здравоохранения;
определение порядка финансирования организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения;
определение прав и обязанностей граждан в области охраны здоровья;
определение ответственности за нарушение законодательства о здравоохранении.
2. Настоящий закон действует на всей территории Тверской области и распространяется на отношения в сфере здравоохранения, участниками которых являются граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, иные субъекты.
Статья 4. Принципы государственной политики в области здравоохранения
Государственная политика в области здравоохранения основывается на следующих принципах:
а) соблюдение конституционных прав человека и гражданина в области здравоохранения и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий;
б) доступность всему населению области лекарственной и медико-социальной помощи;
в) приоритет:
проведения профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
охраны здоровья матерей, детей, инвалидов, иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) экономическая заинтересованность юридических и физических лиц в сохранении здоровья граждан, других категорий населения в соответствии с действующим законодательством;
д) ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области здравоохранения;
е) единство:
государственных и муниципальных интересов в области здравоохранения;
медико-санитарного пространства области;
систем лицензирования, аккредитации и сертификации медицинской, фармацевтической, санаторно-курортной деятельности и государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
методик установления нормативов в здравоохранении, стандартов медицинской и лекарственной помощи для всех организаций независимо от форм собственности;
систем подготовки, переподготовки и аттестации медицинских и фармацевтических кадров;
систем учета и отчетности.
Статья 5. Гласность осуществления государственной политики в области здравоохранения
1. Государственная политика в области здравоохранения осуществляется открыто и гласно.
2. Публикации в государственных средствах массовой информации области подлежат:
территориальная программа государственных гарантий обеспечения жителей Тверской области бесплатной медицинской помощью;
территориальная программа обязательного медицинского страхования;
программы реформирования и развития отрасли здравоохранения;
сведения о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
сведения, содержащие информацию о состоянии здоровья населения Тверской области;
сведения, характеризующие санитарно-эпидемиологическую ситуацию в Тверской области;
информация о финансировании системы здравоохранения области, в том числе территориальным фондом обязательного медицинского страхования;
информация о правах граждан в области охраны здоровья, о правах отдельных групп населения в области охраны здоровья, о правах граждан при оказании медико-социальной помощи, а также гарантиях осуществления медико-социальной помощи гражданам.
3. Не подлежат опубликованию только сведения, которые в соответствии с законодательством составляют государственную, врачебную или коммерческую тайну.
Законом Тверской области от 27 ноября 2003 г. N 75-ЗО в статью 6 настоящего закона внесены изменения
Статья 6. Компетенция органов государственной власти Тверской области и органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
1. К компетенции Законодательного Собрания Тверской области в области здравоохранения относятся:
- утверждение территориальной программы государственных гарантий обеспечения жителей Тверской области бесплатной медицинской помощью и областных целевых программ в области охраны здоровья населения;
- принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов в области здравоохранения, осуществление контроля за соблюдением федерального и областного законодательства о здравоохранении, реализация права законодательной инициативы путем внесения в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектов федеральных законов в области здравоохранения;
- определение доли расходов на здравоохранение при формировании областного бюджета на очередной календарный год, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, нормативов финансирования здравоохранения, обеспечивающих государственные стандарты объемов и качества бесплатной медицинской и лекарственной помощи;
- создание в установленном порядке бюджетных и внебюджетных фондов, предназначенных для охраны здоровья населения области;
- определение в установленном порядке льгот по налогам, сборам и иным платежам в бюджет области для предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых направлена на охрану здоровья граждан;
- установление дополнительных льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственного обеспечения.
2. К компетенции органов исполнительной государственной власти относятся:
- проведение государственной политики в области охраны здоровья граждан, определение принципов функционирования системы здравоохранения области с учетом региональных особенностей;
- защита прав и свобод человека и гражданина в области здравоохранения;
- определение структуры органов управления государственной системы здравоохранения; назначение на должность и освобождение от должности их руководителей;
- создание информационной системы и системы статистики в области здравоохранения в соответствии с федеральными стандартами;
- организация и координация деятельности по подготовке кадров в области охраны здоровья граждан;
- разработка территориальной программы государственных гарантий обеспечения жителей Тверской области бесплатной медицинской помощью;
См. Постановление Администрации Тверской области от 8 сентября 2003 г. N 317-па "Об утверждении Положения об организации и ведении социально-гигиенического мониторинга в Тверской области"
- разработка и реализация региональных целевых и научно-технических программ по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и организации социально-гигиенического мониторинга;
- развитие сети организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также учреждений системы социальной защиты населения, материально-техническое обеспечение медицинских организаций государственной системы здравоохранения, координация деятельности органов управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан;
- финансирование и обеспечение развития первичной медико-санитарной помощи, других видов медицинской помощи и лекарственного обеспечения;
- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и условий осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории Тверской области; выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведение мероприятий по их устранению, осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемиологических и природоохранных мер;
- использование физкультуры как средства профилактики и лечения заболеваний;
- создание центров и пунктов оздоровления и реабилитации, оснащение таких центров, кабинетов и диспансеров специальной аппаратурой и медицинским оборудованием;
- осуществление мер по медицинскому страхованию граждан;
- лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на основании соглашения о передаче полномочий по лицензированию указанной деятельности, заключенного в соответствии с федеральным законодательством;
- создание территориальной службы медицины катастроф, разработка региональной программы по подготовке системы здравоохранения к возможным чрезвычайным ситуациям;
- организация и координация научных исследований, международное и межрегиональное сотрудничество в области здравоохранения;
- решение других вопросов в области здравоохранения, отнесенных к их ведению, а также осуществление полномочий, переданных органам исполнительной власти области федеральными органами государственной власти.
3. Органы местного самоуправления:
- реализуют государственную политику в области здравоохранения на территории муниципального образования;
- осуществляют контроль за исполнением законодательства в области здравоохранения на территории муниципального образования;
- формируют муниципальный бюджет в части расходов на здравоохранение, в том числе и на обязательное медицинское страхование неработающего населения, на основании утвержденных в установленном порядке органами государственной власти области на очередной календарный год нормативами, обеспечивающими оказание медицинской и лекарственной помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий обеспечения жителей Тверской области бесплатной медицинской помощью;
- утверждают муниципальные программы в области здравоохранения;
- обеспечивают граждан медицинской помощью в объеме территориальной программы государственных гарантий, территориальной программы обязательного медицинского страхования, других программ в области здравоохранения; изучают потребности населения, проживающего на территории муниципального образования, в медицинской и лекарственной помощи и на этой основе создают и развивают муниципальную сеть медицинских организаций, определяют характер и объемы их деятельности;
- обеспечивают долевое участие в финансировании межрайонных лечебно-диагностических центров на основе заключаемых с ними договоров;
- формируют целевые фонды, предназначенные для охраны здоровья граждан;
- обеспечивают доступность медицинской помощи;
- осуществляют меры по обеспечению муниципальных медицинских организаций лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, лечебно-диагностическим и другим оборудованием, поддерживают и развивают материально-техническую базу муниципальной системы здравоохранения;
- принимают меры по укомплектованию организаций муниципальной системы здравоохранения кадрами медицинских и фармацевтических работников;
- формируют муниципальную систему здравоохранения, органы управления здравоохранением на территории муниципального образования, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей; по решению органов местного самоуправления в районах области функции органа управления могут выполнять центральные районные больницы (ЦРБ), руководители (главные врачи и их заместители) которых по своему статусу могут быть приравнены к руководителям (или их заместителям) отделов или управлений администрации муниципальных образований;
- в пределах своих полномочий обеспечивают оказание медицинской помощи гражданам при чрезвычайных ситуациях, ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий на территории области;
- обеспечивают санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и условия для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципального образования;
- организуют мероприятия по предупреждению возникновения и распространения инфекционных болезней, массовых заболеваний и отравлений людей, связанных с неблагоприятным влиянием на организм человека факторов среды его обитания;
- координируют и контролируют деятельность организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах своих полномочий; контролируют качество оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения;
- создают и обеспечивают деятельность учреждений для проведения медицинской реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами, организуют их обучение, профессиональную переподготовку и трудовое устройство, создают специализированные предприятия, цеха и иные формы организации производства для этих групп населения, а также специальных учреждений для неизлечимо больных пациентов (хосписов);
- реализуют единую информационную политику в области здравоохранения на территории муниципальных образований, регулярно информируют население о распространенности социально-значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
- реализуют меры по охране семьи, материнства, отцовства и детства;
- участвуют в работе по подготовке и повышению квалификации кадров медицинских и фармацевтических работников;
- осуществляют государственные полномочия, переданные органами государственной власти в установленном порядке.
- решают другие вопросы в области здравоохранения, отнесенные к их ведению законодательством Российской Федерации и законами Тверской области.
Статья 7. Права и обязанности жителей Тверской области в области здравоохранения
1. Жители Тверской области имеют право:
на здоровые и безопасные условия труда, учебы, быта;
на занятия физкультурой и спортом;
на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
на получение информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
на получение качественной бесплатной медицинской и лекарственной помощи в организациях здравоохранения, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, бюджетов всех уровней в соответствии с территориальной программой государственных гарантий обеспечения жителей Тверской области бесплатной медицинской помощью;
на получение медицинской и лекарственной помощи за счет средств добровольного медицинского страхования, личных средств граждан и иных источников финансирования;
на получение полной и объективной информации от медицинских работников в доступной форме о состоянии здоровья, диагнозе заболевания, возможных вариантах лечения, возможном прогнозе, месте и условиях получения медицинской помощи;
на защиту интересов в области охраны здоровья органами государственной власти, местного самоуправления, системой обязательного медицинского страхования, общественными организациями;
на получение бесплатной скорой, неотложной и экстренной медицинской помощи в любое время и при любых обстоятельствах;
на выбор врача, медицинской организации, страховой медицинской организации при получении медицинской и лекарственной помощи в объеме государственных гарантий, а при получении медицинской помощи и лекарственного обеспечения сверх государственных гарантий - на договорных условиях;
на независимую экспертизу определения качества оказываемой медицинской и лекарственной помощи;
на получение необходимой и достоверной информации о программах государственных гарантий, системе оказания медицинской и лекарственной помощи, обязательном и добровольном медицинском страховании граждан, о правах и обязанностях пациентов;
на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью виновными лицами вследствие ненадлежащего качества оказания, а также условий предоставления медицинской и лекарственной помощи;
на сохранение медицинским персоналом в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении в соответствии с действующим законодательством;
на участие в решениях, касающихся лечения, с обязательным информированием о всех предлагаемых медицинских процедурах, включая информацию о возможности любого риска смерти или серьезных побочных эффектов, в том числе о возможных болезненных ощущениях в ходе процедуры, о проблемах, относящихся к выздоровлению, прогнозу заболевания и надежде на успех;
по своему желанию и за счет личных средств консультироваться с любым специалистом, просить назначить консилиум помимо консультаций и консилиумов, назначенных лечащим врачом и гарантированных в качестве бесплатных;
отказаться от медицинской помощи или отдельного вида медицинского вмешательства, если иное не оговорено действующим законодательством;
самостоятельно защищать свои права в сфере получения медицинской помощи и лекарственного обеспечения в соответствии с действующим законодательством.
2. Граждане, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях, имеют право на получение бесплатной медицинской и лекарственной помощи, санаторно-курортное оздоровительное лечение, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий по преодолению последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Тверской области.
3. Отдельные категории граждан имеют право на льготное обеспечение лекарствами, протезами, ортопедическими и корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами и иными специальными средствами, перечень и основания обеспечения которыми определяются законодательством Российской Федерации и законодательством Тверской области.
4. Права на льготы отдельных категорий населения в области медицинской помощи и лекарственного обеспечения устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Тверской области.
5. Жители Тверской области обязаны:
заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;
не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания;
предоставлять лечащему врачу информацию о своем здоровье, переменах в нем как во время лечения, так и за период, предшествовавший обращению за медицинской помощью;
для предупреждения распространения инфекционных и других опасных для окружающих граждан заболеваний выполнять медицинские предписания о проведении медицинских осмотров, иммунизации, флюорографии в сроки, устанавливаемые организациями здравоохранения и государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
соблюдать план лечения, рекомендованный лечащим врачом, выполнять требования медицинского персонала при осуществлении медицинских процедур;
соблюдать правила поведения больных в медицинской организации;
соблюдать права других больных и медицинского персонала, бережно относиться к имуществу других больных и медицинской организации.
Жители Тверской области несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством, за отказ или уклонение от лечения и выполнения профилактических мероприятий при инфекционных и социально значимых заболеваниях.
<< Назад |
Глава II. >> Организация здравоохранения в Тверской области |
|
Содержание Закон Тверской области от 24 июня 1999 г. N 65-ОЗ-2 "О здравоохранении Тверской области" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.