Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III. Организация оказания медицинской помощи населению
Статья 24. Гигиеническое воспитание населения и пропаганда здорового образа жизни
Органы управления здравоохранением и организации здравоохранения совместно с организациями науки, культуры, образования, Российского общества Красного Креста и другими общественными организациями осуществляют гигиеническое воспитание населения, проводят пропаганду здорового образа жизни и распространяют медицинские и гигиенические знания среди населения.
Статья 25. Профилактические осмотры и диспансерное наблюдение населения
1. Работодатели совместно с организациями здравоохранения принимают необходимые меры по укреплению здоровья населения, предупреждению инфекционных и неинфекционных заболеваний, по профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний.
2. В целях реализации профилактических мер по охране здоровья населения в Тверской области применяется диспансерное наблюдение населения, проводятся профилактические осмотры населения, предварительные (при поступлении на работу) и периодические осмотры, разрабатываются и осуществляются областные и муниципальные программы профилактики заболеваний.
3. Профилактические осмотры и диспансерное наблюдение населения проводятся добровольно - по просьбе или с согласия граждан, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
4. Областные и муниципальные программы профилактики заболеваний, а также программы профилактических осмотров, диспансерного наблюдения отдельных групп населения, утверждаются соответственно органом исполнительной власти Тверской области и органами местного самоуправления.
Статья 26. Гарантии обеспечения граждан медицинской помощью
1. В Тверской области первичная медико-санитарная помощь, специализированная или высокоспециализированная медицинская помощь оказывается гражданам по клиническим показаниям в соответствии с утвержденными стандартами качества медицинской помощи в медицинских организациях или вне их.
2. Гражданам, пострадавшим от несчастных случаев или оказавшимся вследствие внезапного заболевания в состоянии, требуемом срочной медицинской помощи, эта помощь оказывается безотлагательно на месте заболевания или несчастного случая работниками ближайшей медицинской организации или специализированной службой скорой медицинской помощи.
3. В соответствии с нормами профессиональной медицинской этики медицинские работники во внерабочее время обязаны оказывать доступными способами первую и неотложную медицинскую помощь гражданам, когда неоказание медицинской помощи может повлечь тяжкий вред здоровью или смерть пострадавшего или заболевшего.
4. Медицинские работники оказывают медицинскую помощь гражданам с соблюдением прав человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и области.
5. Граждане обеспечиваются медицинской помощью в организациях здравоохранения государственной и муниципальной систем бесплатно в соответствии с федеральной и территориальной программами государственных гарантий. Такая помощь предоставляется за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования,
6. На период болезни с временной утратой трудоспособности гражданам предоставляется освобождение от работы на основании экспертизы временной нетрудоспособности с выплатой пособия по социальному страхованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Первичная медико-санитарная помощь и специализированная медицинская помощь оказываются гражданам по месту жительства. При невозможности оказать медицинскую помощь по месту жительства гражданина, а также для оказания высокоспециализированной медицинской помощи он направляется в медицинскую организацию, в которой такая помощь может быть оказана, независимо от места жительства в порядке, устанавливаемом нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Тверской области.
Статья 27. Первичная медико-санитарная помощь
1. Первичная медико-санитарная помощь является основным доступным и бесплатным видом медицинской помощи в местах первого контакта населения с системой здравоохранения и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний;
санитарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства и других мер при оказании медицинской помощи гражданам по месту жительства.
2. Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения и организациями государственной санитарно-эпидемиологической службы. В оказании первичной медико-санитарной помощи могут также участвовать субъекты частной системы здравоохранения на основе договора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Первичная медико-санитарная помощь предоставляется населению в форме амбулаторно-поликлинической, стационарной, стационаро-замещающей и скорой медицинской помощи.
Виды и порядок оказания первичной медико-санитарной помощи устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
4. Финансирование первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования, средств обязательного медицинского страхования и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в рамках территориальной программы государственных гарантий.
Законом Тверской области от 27 ноября 2003 г. N 75-ЗО в статью 28 настоящего закона внесены изменения
Статья 28. Специализированная медицинская помощь
1. Специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики и лечения.
2. Специализированная медицинская помощь оказывается многопрофильными медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в форме амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи.
3. Для оказания специализированной медицинской помощи гражданам, страдающим определенными социально-значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения, могут создаваться специальные диспансеры и иные медицинские организации по профилям, соответствующим специализированной номенклатуре организаций здравоохранения.
Статья 29. Высокоспециализированная медицинская помощь
1. Высокоспециализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих особо сложных методов диагностики и лечения, а также использования уникальных медицинских теxнологий.
2. Исключен.
См. текст пункта 2 статьи 29
3. Высокоспециализированная медицинская помощь оказывается за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья населения и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
4. Дорогостоящие виды высокоспециализированной медицинской помощи, перечень которых ежегодно определяется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, финансируются за счет средств федерального бюджета и бюджета Тверской области.
Статья 30. Формы оказания медицинской помощи
1. Первичная медико-санитарная помощь, специализированная и высокоспециализированная помощь может оказываться гражданам в следующих формах:
скорая медицинская помощь;
амбулаторно-поликлиническая помощь;
стационарная помощь;
стационарозамещающая помощь.
Статья 31. Скорая медицинская помощь
1. Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и иных состояниях и заболеваниях, требующих срочной медицинской помощи, медицинскими организациями независимо от территориальной или ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или специальному правилу.
2. Скорая медицинская помощь оказывается специализированной службой скорой медицинской помощи государственной, муниципальной систем здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
3. Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней.
4. В случае чрезвычайных ситуаций, вызываемых авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и эпидемиями, населению Тверской области гарантируется оказание бесплатной скорой медицинской помощи силами специализированных бригад, действующих в рамках Всероссийской службы медицины катастроф, с привлечением медицинских работников организаций здравоохранения независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.
Статья 32. Амбулаторно-поликлиническая помощь
1. Амбулаторно-поликлиническая помощь включает первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь, которая может быть оказана без госпитализации пациента в больничную организацию, оказывающую стационарную помощь.
2. Деятельность амбулаторно-поликлинических организаций строится по территориальному принципу с целью обеспечения доступности медицинской помощи гражданам по месту их жительства. Объем деятельности амбулаторно-поликлинической организации зависит от ее вида и категории, которые определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
3. Перечень видов амбулаторно-поликлинических организаций утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения в соответствии со специализированной номенклатурой организаций здравоохранения.
4. Оказание медицинской помощи на дому может осуществляться различными субъектами медицинской деятельности и в различных организационных формах в зависимости от местных условий, обеспеченности медицинских организаций кадрами, ресурсами и от других условий. В оказании медицинской помощи на дому могут принимать также участие медицинские работники Российского общества Красного Креста и других общественных организаций.
5. Конкретный объем и порядок оказания медицинской помощи на дому устанавливается соответствующими органами управления здравоохранением.
6. Федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения устанавливает перечень видов заболеваний при которых оказание медицинской помощи на дому запрещается.
7. Оказание специализированной медицинской помощи (консультаций) на дому амбулаторно-поликлиническими организациями государственной и муниципальной систем, категория которых позволяет иметь соответствующих специалистов, осуществляют в пределах своих возможностей.
8. Порядок и предельно допустимые сроки оказания специализированной медицинской помощи на дому амбулаторно-поликлиническими организациями государственной и муниципальной систем регулируются органами управления здравоохранением.
9. Порядок оказания медицинской помощи на дому медицинскими организациями частной системы здравоохранения устанавливаются органом исполнительной власти в области здравоохранения Тверской области.
Статья 33. Анонимное обследование и лечение граждан
1. Для обследования и лечения граждан, страдающих заболеваниями, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, могут создаваться центры (кабинеты) анонимного обследования и лечения. Порядок деятельности таких центров определяется федеральным и областным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
2. Деятельность центров (кабинетов) анонимного обследования и лечения финансируется за счет любых источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Статья 34. Стационарная помощь
1. Стационарная помощь включает первичную медико-санитарную, специализированную и высокоспециализированную медицинскую помощь, которая может быть оказана только при госпитализации пациента в больничную организацию.
2. Стационарная помощь оказывается в больничных организациях (отделениях), профилированных в соответствии с характером оказываемой помощи и возрастом пациентов. Профили больничных организаций (отделений) и порядок их деятельности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
3. Объем деятельности больничной организации зависит от ее вида и категории, которые определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
4. Перечень видов больничных организаций утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения в соответствии со специализированной номенклатурой организаций здравоохранения.
5. Больничные организации обязаны, наряду с оказанием конкретных видов медицинской помощи, обеспечить находящимся в них пациентам уход, питание и безопасность.
Статья 35. Стационарозамещающая помощь
1. Амбулаторно-поликлинические и больничные организации могут создавать стационарозамещающие отделения, оказывающие некоторые виды специализированной помощи, для которых не требуется постоянное нахождение пациента в амбулаторно-поликлинической или больничной организации.
2. Порядок деятельности стационарозамещающих отделений, их профили и объем оказываемой в них медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Статья 36. Организация медицинской помощи в закрытых административно-территориальных образованиях
1. Медицинская помощь в закрытых административно-территориальных образованиях организуется органами местного самоуправления.
2. Взаимоотношения между органами местного самоуправления и администрациями закрытых административно-территориальных образований (командованием воинских частей, дислоцированных на этих территориях) в области здравоохранения регулируются соответствующими договорами, устанавливающими взаимные обязательства и права сторон.
Статья 37. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация
1. Гражданам, страдающим врожденными и приобретенными заболеваниями, последствиями острых, хронических заболеваний и травм, в процессе лечения и после него может проводиться восстановительное лечение и медицинская реабилитация, как комплекс мер медицинского, психологического, педагогического, социально-экономического и профессионального характера.
2. Задачей восстановительного лечения и медицинской реабилитации является улучшение, восстановление или компенсация нарушенных функций организма у больных и инвалидов, ограничений жизнедеятельности, восстановление их работоспособности, утраченных навыков, способностей адаптироваться к окружающей обстановке и выполнять принадлежащую им роль в обществе.
3. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация проводятся в организациях здравоохранения, осуществляющих медицинскую и санаторно-курортную деятельность независимо от организационно-правовой формы, а также в организациях системы социальной защиты.
4. Виды, объем и стандарты качества восстановительного лечения и медицинской реабилитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
5. Условия и порядок финансирования восстановительного лечения и медицинской реабилитации граждан определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 38. Служба крови и донорство
1. Служба крови в Тверской области создается для решения основных задач здравоохранения, в том числе оказания скорой и специализированной медицинской помощи путем переливания крови, кровозаменяющих жидкостей, и функционирует в составе станций переливания крови, отделений переливания крови, нештатных пунктов заготовки и переливания крови, стационаров лечебно-профилактических организаций.
2. Деятельность службы переливания крови основывается на донорстве, осуществляемом в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 39. Организация медицинской помощи отдельным категориям населения
1. Каждый гражданин обеспечивается бесплатными консультациями по вопросам социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также медико-генетическими и другими консультациями в государственных и муниципальных организациях.
2. Семья имеет право на выбор участкового врача (врача общей практики, семейного врача), который обеспечивает медицинскую помощь по месту жительства.
3. Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также в учреждениях частной системы здравоохранения, имеющих на данный вид деятельности специальное разрешение (лицензию).
4. Несовершеннолетние обеспечиваются диспансерным наблюдением и лечением в детских и подростковых службах лечебно-профилактических организаций области, а также бесплатными медицинскими консультациями и получением необходимой информации о состоянии здоровья.
5. Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку и освобождение от призыва по состоянию здоровья. В случае несогласия с заключением военно-врачебной комиссии граждане имеют право на обжалование заключения в судебном порядке.
Военнослужащие, граждане, подлежащие призыву и поступающие на военную службу по контракту, обеспечиваются медицинской помощью в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Граждане пожилого возраста, инвалиды, в том числе инвалиды детства, обеспечиваются медицинской помощью на дому, в организациях здравоохранения, в том числе на льготных условиях.
7. Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы, либо находящиеся под административным арестом, в неотложных случаях обеспечиваются экстренной медицинской помощью в организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения за счет средств бюджетов всех уровней.
Статья 40. Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих
1. Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение бесплатно в предназначенных для этих целей организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения.
2. Исключен.
См. текст пункта 2 статьи 40
3. Финансирование медицинской помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, предоставляющими опасность для окружающих, осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Статья 41. Медицинская экспертиза
Медицинская экспертиза включает экспертизу временной нетрудоспособности, медико-социальную экспертизу, военно-врачебную экспертизу, судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизу, а также независимую экспертизу и проводится в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.