Тверской области |
В.А. Миронов |
Администрация Тверской области
Департамент по социально-экономическому развитию села
Администрации области
Областная целевая программа
"Сохранение плодородия почв Тверской области
на 2001 - 2005 годы ("Плодородие")"
г. Тверь
2001 г.
Содержание
Паспорт областной целевой программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
2. Основные цели и задачи реализации программы
3. Система программных мероприятий
4. Финансирование мероприятий
5. Ресурсное обеспечение программы
6. Механизм реализации и контроль за ходом выполнения
программы
7. Оценка эффективности реализации программы
Таблица N 1. Порядок агрохимического обследования почв
в разрезе районов Тверской области
Таблица N 2. Объемы внесения органических удобрений
и посев сидеральных культур на удобрение
Таблица N 3. Объемы агрохимических работ, внесения
органоминеральных, гуминовых и
минеральных удобрений, применения средств
защиты растений, землеустройства и
рекультивации, восстановления загрязненных
земель, выполняемых за счет бюджетных
средств, на 2001 - 2005 г.г.
Таблица N 4. Наличие кислых почв и почв с низким
содержанием подвижного фосфора
на 1.01.2001 г. (тыс. га)
Таблица N 5. Объемы работ по мелиорации земель,
выполняемые за счет бюджетных средств по
программе "Плодородие" в 2001 - 2005 г.г.
Паспорт
Областной целевой программы "Сохранение плодородия
почв Тверской области на 2001 - 2005 годы
("Плодородие")"
Наименование программы "Сохранение плодородия почв
Тверской области на 2001-2005
годы ("Плодородие")"
Дата принятия решения Распоряжение Губернатора
о разработке программы Тверской области от 21.06.2000 г.
N 855-р.
Государственный Департамент по социально-
заказчик экономическому развитию села
Администрации области.
Основные разработчики Департамент по социально-экономи-
ческому развитию села Администрации
области, Тверская сельскохозяйственная
Академия (ТСХА), Всесоюзный научно-
исследовательский институт
мелиорированных земель (ВНИИМЗ),
ГУ "Тверьмелиоводхоз",
ОАО "Тверьагрохим",
агрохимцентр "Тверской", станция
химизации "Нелидовская",
ФГУ "Тверская Стазр".
Цели и задачи Главной целью программы является
программы создание условий для наращивания
производства сельскохозяйственной
продукции. Программа предусматривает
решение следующих основных задач:
приблизить объемы работ по плодородию
к научно-обоснованным нормам;
создать основу, т.е. необходимый
уровень плодородия почв для внедрения
новых технологий и сортов
сельскохозяйственных культур;
перейти к многоотраслевым проектам в
научном обеспечении развития АПК
области.
Исполнители программы Департамент по социально-экономическому
развитию села Администрации области,
органы управления АПК
райгорадминистраций, землепользователи
(под которыми понимаются хозяйственные
общества и товарищества,
производственные кооперативы,
государственные и муниципальные
унитарные предприятия - далее по тексту
сельхозпредприятия).
Сроки и этапы 2001 - 2005 годы.
реализации
Перечень основных Сохранение плодородия почв, путем
мероприятий осуществления комплекса
мер: увеличение объемов мелиорации
земель, химической мелиорации почв,
применения органических и минеральных
удобрений, средств защиты растений,
рекультивации и землеустройства,
агрохимического обследования почв.
Объемы и источники Общий объем финансирования - 558,6 млн.
финансирования рублей, в т.ч. из средств областного
бюджета - 212,6 млн. руб., федерального
бюджета - 137,3 млн. руб., из
собственных средств сельскохозяйственных
предприятий - 208,7 млн. рублей.
Ожидаемые конечные Сохранение плодородия почв области
результаты реализации в целях возобновления роста и
программы увеличения производства основных
сельскохозяйственных культур (за
счет повышения урожайности) и
доведение объемов производства к
2005 году: по производству зерна
до 350,0 тыс. тн, льноволокна -
до 30,0 тыс. тн. Экономический эффект
от программных мероприятий за весь
период ее реализации (2001 - 2005 г.г.)
составит более 1,0 млрд. рублей.
Система организации Департамент по социально-экономи-
контроля за исполнением ческому развитию села Администрации
программы области ежеквартально, нарастающим
итогом, в срок до 20 числа месяца
следующего за отчетом, направляет в
комитет экономики Администрации области
информацию о ходе реализации областной
целевой программы "Плодородие".
Ежегодно, до 20 марта представляет
Губернатору Тверской области, доклад
о ходе реализации в истекшем году
областной целевой программы, а также
направляет его в Законодательное
собрание Тверской области и комитет
экономики Администрации области.
Программа
"Сохранение плодородия почв Тверской области
на 2001 - 2005 годы ("Плодородие")"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Общая площадь сельскохозяйственных угодий в области составляет 1962,2 тыс. га или 42,8 % от всей площади земельных ресурсов, из них 1323,2 тыс. гектаров (67 %) - пашня, 627,9 тыс. гектаров (32 %) - кормовые угодья.
Почвенный покров земель сельскохозяйственного назначения области представлен дерново-подзолистыми почвами легкого механического состава, которые характеризуются низким естественным плодородием. Они пригодны для выращивания всех сельскохозяйственных культур, однако эффективность их сельскохозяйственного использования в огромной степени зависит от уровня окультуренности. Основными показателями окультуренности почв являются: содержание гумуса, степень кислотности и обеспеченность для растений соединениями азота, фосфора и калия.
Для дерново-подзолистых почв характерно низкое содержание гумуса в пахотном слое (1 - 2,5 %), кислая реакция, сравнительно низкое содержание подвижных форм элементов питания (особенно фосфора и азота), неблагоприятный водно-воздушный режим.
Такой вывод подтверждается результатами первого тура агрохимического обследования, проведенного в 1964-1972 г.г., который показал, что кислые почвы с рН до 5,5 занимают 86,6 % от обследованных 1591,3 тыс. га (средневзвешенное значение рН было на уровне 4,9 единиц). Среднее содержание элементов питания в почве было незначительно выше низшего уровня (подвижного фосфора 68 мг/кг, калия 87 мг/кг) и доля почв с низким содержанием подвижных форм фосфора и калия составляла 51,2 - 56,0 % от обследованных.
Анализ применения удобрений и динамики плодородия почв за двадцатипятилетний период показал, что увеличение объемов агрохимических работ оказало заметное влияние на почвенное плодородие. Среднегодовой уровень известкования (188,6 тыс. га) позволил создать положительный баланс кальция на уровне 130 мг/кг и почти в 2 раза сократить наличие кислых почв (рН 5,5). Ежегодное проведение фосфоритования на площади 39,4 тыс. га, применение органических удобрений в пределах 5,8 тонн на гектар пашни и минеральных 115 кг д. в. на гектар посевов позволило сократить удельный вес площадей с низким содержанием фосфора в 6 раз, калия - почти в 2 раза.
За последние 5 лет произошло резкое сокращение объемов агрохимических работ, начиная с 1996 года известкование проводилось всего на 0,4 - 2,4 тыс. га, фосфоритование совсем не проводилось. Применение органических удобрений сократилось в 4 раза (по сравнению с 1986-1990 г.г.) и составило в пределах 2,0 тн/га, минеральных в 15-20 раз и составило 7-10 кг в д. в. на гектар посевной площади.
Результаты последнего тура агрохимического обследования (на 1.01.2001 г.), проведенного на площади 1327,5 тыс. га показали, что в земледелии области сложился отрицательный баланс по азоту - 23,5-49,5 кг/га, фосфору - 3,8-8.5 кг/га, калию - 20,1-42,6 кг/га и кальцию - 9,9-73,4 кг/га, что привело к снижению средневзвешенных показателей по степени кислотности на 0,1 единицы рН, содержанию подвижного фосфора на 2 мг/кг и обменного калия на 17 мг/кг почвы.
Если в дальнейшем объемы агрохимических работ будут оставаться на прежнем уровне, то темпы снижения почвенного плодородия будут более значительными.
Расчеты агрохимцентра "Тверской" показали, что в большей части районов и в целом по области при формировании урожая сельскохозяйственных культур за счет плодородия почв в первом минимуме находится калий, который лимитирует урожайность зерновых на уровне 10,8 ц/га, льноволокна - 2 ц/га, картофеля - 62 ц/га и сена многолетних трав - 14,0 ц/га
Снижение объемов применения удобрений, особенно органических, резко обострило проблему отдельных микроэлементов. По результатам агрохимического обследования почвы с низким содержанием подвижного бора занимают 57,7 %, цинка 92,9 %, меди 29,9 % пахотных угодий.
2. Основные цели и задачи реализации программы
Цель программы: сохранение и постоянное наращивание основных составляющих ресурсного потенциала в сельском хозяйстве и в первую очередь плодородия земель; увеличение объемов производства продукции растениеводства, улучшение ее качественных показателей, для полного удовлетворения потребности жителей области продукцией сельского хозяйства.
Для этого, с учетом общегосударственных мер по финансовому оздоровлению экономики села, необходимо:
- не допускать дальнейшего ухудшения качественных показателей плодородия земель;
- сформировать эффективный механизм поддержки многоуровневого финансирования мероприятий, направленных на сохранение плодородия почв с постоянным наращиванием объемов этих мероприятий до научно-обоснованных норм;
- системой программных мероприятий определить необходимый перечень организаций и объемы работ, позволяющих обеспечить выполнение цели программы.
3. Система программных мероприятий
В целях поддержания плодородия почв, восполнения органического вещества и элементов питания необходимо шире использовать все доступные источники:
3.1. Агрохимическое обследование почв
Агрохимическое обследование почв проводится в соответствии с Федеральным законом и является обязательным условием наиболее эффективного использования ограниченного количества минеральных и органических удобрений, правильного размещения сельскохозяйственных культур с учетом их отношения к степени кислотности и потребности в элементах питания.
В целях осуществления государственного контроля за состоянием и динамикой плодородия почв необходимо проводить ежегодное агрохимическое обследование на площади 260 тыс. га. Очередность обследования представлена в таблице N 1.
3.2. Применение органических удобрений
(комплекс работ с торфом)
Источником восполнения органического вещества в почве являются органические удобрения, оказывающие многостороннее положительное влияние на плодородие почв. Они являются источником основных элементов питания растений, улучшают физико-химические свойства почвы, ее водный и воздушный режимы, создают биологически активный фон для развития растений и более полного использования вносимых минеральных удобрений.
Из всех видов органических удобрений главное место принадлежит навозу. Он содержит все питательные вещества, необходимые растениям.
В связи с резким сокращением объемов навоза в последние годы, в целях рационального использования органического сырья, используются органические удобрения в виде различных компостов (торфонавозных, торфопометных и др.), позволяющие увеличить их количество, качество и эффективность. Компостирование помета, жидкого и полужидкого навоза, навозных стоков является эффективным приемом их утилизации, увеличения выхода высококачественных органических удобрений, позволяющее уменьшить потери азота и защитить окружающую среду от загрязнения.
В качестве дополнительных источников восполнения органического вещества и элементов питания в почве могут служить сидеральные культуры, солома. Необходимо заменить чистые пары сидеральными (запашка зеленой массы крестоцветных культур и люпина на сидерат) и применять в качестве органического удобрения излишки соломы, измельченной при уборке зерновых культур.
При сложившемся дефиците минеральных и органических удобрений необходимы правильные севообороты, построенные на принципах плодосмены с введением в них 2-3 полей многолетних бобовых и бобово-злаковых трав с преобладанием бобовых компонентов, способных накапливать в почве симбиотический азот и обеспечивать им последующие культуры, а также восполнять почву органическим веществом за счет корневых и пожнивных остатков.
Объемы внесения органических удобрений, в том числе компостов на торфяной основе за счет бюджетных средств и посев сидеральных культур на удобрение представлены в таблице 2.
3.3. Применение минеральных удобрений
Минеральные удобрения содержат питательные вещества преимущественно в легкорастворимой форме и в строго определенных количествах. Это дает возможность обеспечить практически любое соотношение и дозирование питательных веществ с учетом свойств почвы и растений.
Для нашей области эффективно сочетание в севообороте органических и минеральных удобрений, особое внимание должно уделяться внесению повышенных доз минеральных и органических удобрений на мелиорируемых землях.
Минеральные удобрения - азотные, фосфорные, калийные - вносятся в качестве основного удобрения (под вспашку), рядкового (локального) и подкормки.
Учитывая ограниченный объем поступления минеральных удобрений необходимо использовать их с максимальной отдачей. Наибольший эффект от азотных удобрений можно получить при использовании их в качестве подкормки зерновых и других культур.
В последнее время все большее применение находит способ опрыскивания растений раствором азотных удобрений. При этом способе норма азота уменьшается в 2 и более раз.
Высокая окупаемость фосфорных и фосфорсодержащих комплексных удобрений получается при внесении их в рядки (локально) при посеве сельскохозяйственных культур за счет увеличения коэффициента использования фосфора удобрений с 7-12 % при сплошном внесении до 80% при рядковом.
Калийные удобрения в первую очередь необходимо вносить под культуры, для которых калий является лимитирующим элементом при формировании урожая за счет плодородия почв.
Необходимость внесения калия, также как и других элементов питания, определяется по агрохимическим картограммам, составленных согласно методическим указаниям ФГУ ГЦАС "Тверской".
Минимальная расчетная потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2001 году - 50 тыс. тонн минеральных удобрений в действующем веществе или по 25 кг на гектар удобряемой площади, в т. ч. за бюджетные средства в 2001 г. планируется приобрести минеральных удобрений в объеме 4450 тн. в д. в. (таблица 3).
Намечается повысить эффективность применения удобрений за счет:
- снижения потерь удобрений при хранении и транспортировке;
- качественного внесения их в почву в соответствии с научно-обоснованными дозами;
- расширения объемов локального внесения минеральных удобрений при посеве зерновых, льна, кормовых культур, посадке картофеля и овощей;
- увеличения площадей с дробным внесением азотных удобрений.
3.4. Химическая мелиорация почв (известкование)
В настоящее время в области кислые почвы (рН до 5,5) занимают 551,3 тыс. га (43,9 %), в том числе с повышенной кислотностью (рН до 5,0), требующие первоочередного известкования, 238,6 тыс. га (19,0 %) (таблица 4). В целях приостановления дальнейшего вторичного закисления почв необходимо возобновить работы по их известкованию.
Известкование кислых почв (внесение в почву известковых удобрений - известковой и доломитовой муки и др.) улучшает азотный и фосфорный режимы, физические свойства почв (структуру, водопроницаемость), повышает их плодородие.
В 2001 году планируется произвестковать 7300 га, а в 2005 году довести объемы известкования до 9000 га.
3.5. Применение средств защиты растений
При отсутствии продуманной системы защиты растений в условиях области общие потери урожая от болезней, вредителей и сорняков в среднем достигают 20-25 %, в том числе зерновых культур 30-40 %, овощей - 4-60 %, картофеля - 20-25 %, льна- долгунца - 10-20 %.
Программой предусматривается организация и проведение защитных мероприятий и контроль за фитосанитарным состоянием сельскохозяйственных угодий в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" по следующим направлениям:
- разработка планов проведения агротехнических, фитосанитарных мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- контроль за качеством пестицидов, используемых в целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, и за безопасным обращением с ними.
Применение пестицидов планировать только в экологизированной интегрированной схеме защитных мероприятий в неразрывной цепи с технологией возделывания сельскохозяйственных культур.
Прогнозируемые объемы защитных мероприятий на 2001-2005 г.г. (за счет бюджетных средств) представлены в таблице 3.
3.6. Внутрихозяйственное землеустройство
Реорганизация сельскохозяйственных предприятий, образование значительного количества новых предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и изменение форм собственности на землю обуславливает необходимость проведения работ по внутрихозяйственному землеустройству.
До 2005 года предусматривается провести внутрихозяйственное землеустройство в 40 хозяйствах области, в т. ч. за счет средств областного бюджета в 30 хозяйствах, (табл. 3.)
3.7. Рекультивация нарушенных земель
В области имеется свыше 8 тыс. га нарушенных земель, требующих восстановления, т. е. рекультивации. В последние годы эти работы проводились только на площадях, требующих неотложного их восстановления. В 2001 году предполагается провести рекультивацию на площади 60 га, в т. ч. за счет бюджетных средств 46 га, к 2005 году объем работ по рекультивации довести до 90 га, в т. ч. за счет средств областного бюджета 60 га (таблица 3).
3.8. Восстановление загрязненных земель
На территории Тверской области расположена КАЭС, поэтому необходимы многолетние наблюдения за радиоактивным загрязнением почв, позволяющие выявить накопление малых радиоактивных выбросов от КАЭС. В Тверской области плотность загрязнения почв радиоактивным цезием после Чернобыльской аварии увеличилась приблизительно в 2 раза и составила около 86 мКи/км2.
Предельный годовой выброс долгоживущих радионуклидов составляет 180 мКи на 1000 МВТ электроэнергии, а суточный предельно-допустимый выброс - 75 мКи на 1000 МВт. Такие выбросы приведут к загрязнению почвы в районе 15 км вокруг АЭС от 0,3 мКи/км2 до 0,6 мКи/км2.
Программа предусматривает проведение:
- радиологического мониторинга по контролю за радиоактивным загрязнением сельскохозяйственных угодий, продукции растениеводства и водоисточников сельскохозяйственного пользования, расположенных в зоне воздействия КАЭС. С этой целью в санитарно-защитной зоне, зоне наблюдения и зоне контроля КАЭС заложено 32 стационарных участка по 8 румбам в радиусе 50 км;
- длительных систематических наблюдений на стационарных участках с обработкой коэффициентов накопления для основных сельскохозяйственных культур Тверской области необходимо для получения экологически чистой продукции и прогнозирования загрязнения урожая в случае чрезвычайных ситуаций;
- мероприятий по реабилитации земель сельскохозяйственного назначения, загрязненных радионуклидами, тяжелыми металлами и другими вредными веществами, в т. ч. вызывающими почвоутомление, ведущее к нарушению гемеостаза почвы.
3.9. Мелиорация земель
В области имеется 1962.2 тыс. га сельхозугодий, в т.ч. 291,8 тыс. га мелиорированных, из которых 286,4 тыс. га осушенных и 5,4 тыс. га орошаемых. Балансовая стоимость мелиоративных систем - 3049 млн. рублей. Согласно нормативов ежегодные затраты на поддержание мелиоративных систем в рабочем состоянии должны составлять 60,0 млн. рублей. В 2001 году планируется выделить из областного бюджета 2,1 млн.руб.
Более миллиона гектаров сельхозугодий нуждаются в проведении осушения и культуртехнических работ. Однако, в последние годы, в связи с сокращением бюджетного финансирования, объемы осушения снизились с 21,0 тыс. га в 1987 году до 1,6 тыс. га в 1999 году, объемы культуртехнических работ с 42,0 тыс. га до 1,1 тыс. га.
Учитывая состояние экономики и финансовых ресурсов в области мелиорации земель определить необходимые первоочередные мероприятия:
- содержание и ремонт существующей мелиоративной сети;
- реконструкцию оросительных и осушительных систем;
- культуртехнические работы с организацией поверхностного стока и строительством простейших подъездных путей к объектам мелиорации;
- первичное окультуривание мелиорируемых земель.
Объемы мелиоративных работ до 2005 года (за счет всех источников финансирования) представлены в таблице 5.
4. Финансирование мероприятий
4.1. Агрохимическое обследование почв
Разработка проектно-сметной документации на известкование и фосфоритование, а также почвенно-агрохимические исследования и составление агрохимических картограмм финансируются 70-80 процентов стоимости работ за счет бюджетных ассигнований, средств, поступивших от платы за землю, а 20-30 процентов за счет средств землепользователей.
Основные виды работ, финансируемые программой :
1. Проведение агрохимического обследования почв:
- нанесение паспортизируемых участков на карт. основу;
- отбор почвенных образцов.
2. Агрохимическое картографирование почв сельскохозяйственных угодий по основным показателям почвенного плодородия и дополнительным показателям.
3. Анализ почв с агрохимического обследования.
4.2. Комплекс работ с торфом
Работы по внесению органических удобрений (навоза и др.) проводятся за счет средств землепользователей, за исключением комплекса работ по внесению торфокомпостов, которые финансируются 70 - 80 процентов стоимости работ за счет бюджетных ассигнований, средств, поступивших от платы за землю, а 20 - 30 процентов за счет средств землепользователей.
В комплекс работ по использованию торфа входят :
- работы по добыче торфа на удобрение;
- транспортировка торфа с торфяных месторождений до места использования, включая погрузо-разгрузочные работы;
- работы, связанные с использованием торфа для подстилки скоту и приготовлением различных торфяных компостов и смесей, а также работы по внесению (разбрасыванию) указанных удобрений в почву в доле затрат, соответствующей удельному весу стоимости торфа, входящего в состав компоста, в общей стоимости приготовления и внесения (разбрасывания) полученного компоста.
Затраты по заготовке торфа или приобретению его для подстилки и приготовления компостов оплачиваются только при соответствии этого торфа утвержденным стандартам (техническим условиям).
4.3. Применение минеральных удобрений
Расходы по применению минеральных удобрений включают в себя их приобретение и внесение в почву.
За счет бюджетных ассигнований финансируется приобретение (покупка) минеральных удобрений. Перевозка, погрузо-разгрузочные работы и внесение минеральных удобрений осуществляется за счет средств землепользователей.
4.4. Химическая мелиорация почв (известкование)
Известкование сильно- и среднекислых почв финансируется также в размере 70-80 процентов стоимости работ за счет бюджетных ассигнований, средств, поступивших от платы за землю, а 20-30 процентов - за счет средств землепользователей.
Расходы на известкование кислых почв по программе "Плодородие" включают в себя только приобретение известковой или доломитовой муки, расходы по транспортировке и внесению химмелиорантов несут землепользователи.
4.5. Применение средств защиты растений
Расходы по применению средств защиты растений включают в себя их приобретение и применение, согласно норм и регламентов.
По областной программе "Плодородие" финансируется приобретение (покупка) средств защиты растений для семеноводческих хозяйств. Перевозка, погрузо-разгрузочные работы и применение осуществляется за счет средств землепользователей.
4.6. Рекультивация нарушенных земель
и внутрихозяйственное землеустройство
Работы по рекультивации нарушенных земель финансируются 70-80 процентов стоимости работ за счет бюджетных ассигнований, средств, поступивших от платы за землю, а 20-30 процентов за счет средств землепользователей.
Под рекультивацией понимается комплекс различных инженерно-технических и других работ, направленных на восстановление и введение в активный оборот сельскохозяйственных угодий.
Оплате за счет бюджетных средств, согласно проектно-сметной документации, подлежит технический этап рекультивации, включающий в себя в основном бульдозерные работы (засыпка выработанных карьеров завозным грунтом).
Биологический этап по восстановлению плодородия рекультивируемых земель выполняется, как правило, за счет средств землепользователя, которому передаются рекультивированные земли.
Разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства финансируется за счет бюджетных ассигнований, средств, поступивших от платы за землю.
Основные виды работ по внутрихозяйственному землеустройству включают в себя:
- корректировку (обновление) планово-картографического материала;
- разработку проекта внутрихозяйственного землеустройства хозяйства;
- изготовление издательских оригиналов чертежей внутрихозяйственного землеустройства (2 экз. в 6-и цветном размножении).
4.7. Восстановлению загрязненных земель
Восстановление загрязненных земель финансируется за счет бюджетных ассигнований.
В комплекс работ по восстановлению загрязненных земель входит:
1. Выявление источников загрязнения окружающей среды.
2. Определение мощности экспозиционной дозы почв сельскохозяйственных угодий.
3. Подготовка эталонных образцов радиохимического анализа и спектрометрия стронция 90.
4. Разработка рекомендаций по ведению сельскохозяйственного производства в условиях радиоактивного и химического загрязнения.
4.8. Мелиорация земель
Финансирование строительства (реконструкции) межхозяйственных и внутрихозяйственных мелиоративных систем осуществляется за счет средств федерального бюджета РФ, выделяемых Минсельхозу России на финансирование капитальных вложений по Государственной комплексной программе повышения плодородия почв России, с привлечением в качестве долевого участия финансовых ресурсов областного, районных бюджетов и средств хозяйств-землепользователей.
Содержание и ремонт межхозяйственных мелиоративных систем финансируется за счет тех же перечисленных источников.
Мероприятия по содержанию и ремонту внутрихозяйственных мелиоративных систем, первичное окультуривание финансируются за счет бюджетных ассигнований и за счет средств хозяйств-землепользователей.
Комплекс работ по мелиорации земель включает:
- реконструкцию оросительных и осушительных систем, насосных станций и гидротехнических сооружений;
- переустройство дренажа на орошаемых землях;
- замену трубопроводов на оросительных системах;
- орошение и осушение земель, обводнение пастбищ;
- строительство дорожной сети на мелиорированных землях;
- культуртехнические работы;
Основными мероприятиями по содержанию и ремонту мелиоративных систем являются: надзор, уход и ремонт (текущий, капитальный и аварийный).
Первичное окультуривание мелиорируемых земель финансируется в размере 70 - 80 процентов стоимости работ за счет ассигнований, предусматриваемых в бюджете области, средств, поступивших от платы за землю, а 20 - 30 процентов за счет средств землепользователей.
В систему мероприятий по первичному окультуриванию мелиорируемых земель входят следующие виды работ:
- внесение в почву органических и минеральных удобрений (без их стоимости и транспортировки);
- известкование и фосфоритование включая их стоимость , затраты по перевозке и внесению в почву;
- залужение и посев трав (без стоимости семян).
Департамент по социально-экономическому развитию села Администрации области при предоставлении заявки на очередной год (начиная с 2002 года) производит индексацию объемов финансирования программы с применением индексов-дефляторов, разрабатываемых Министерством экономического развития и торговли РФ.
5. Ресурсное обеспечение программы
Для успешной реализации программы необходима поддержка со стороны региональных и федеральных органов.
Источниками финансирования программы служат:
- собственные средства сельскохозяйственных предприятий, полученные за счет роста объемов производства растениеводческой продукции, снижения затрат на их производство;
- средства областного бюджета;
- средства федерального бюджета.
Всего потребуется средств на реализацию программы 558,6 млн. рублей, в т. ч. из федерального бюджета 137,3 млн. рублей, из областного бюджета - 212,6 млн. рублей, собственных средств сельскохозяйственных предприятий - 208,7 млн. рублей
6. Механизм реализации и контроль за ходом выполнения
программы
Управление и контроль за реализацией программы осуществляет Департамент по социально-экономическому развитию села Администрации области. В районах эту работу будут проводить муниципальные органы управления агропромышленным комплексом.
Реализация целевой программы осуществляется на основе контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для областных государственных нужд, заключаемых в установленном порядке между Департаментом с каждым из исполнителей программных мероприятий. Контракт определяет права и обязанности обеих сторон по обеспечению государственных нужд и предусматривает контроль Департамента, как госзаказчика программы, за ходом работ по выполнению контракта. Исполнители отдельных мероприятий программы определяются на конкурсной основе в соответствии с установленным порядком.
Департамент, с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы и состав исполнителей.
Департамент готовит ежеквартальный отчет о ходе реализации программы по перечню программных мероприятий и направляет его в Комитет экономики Администрации области.
Кроме того, ежегодно, до 20 марта представляет Губернатору Тверской области доклад о ходе реализации в истекшем году областной целевой программы, а также в Законодательное собрание Тверской области, в Комитет экономики Администрации области и средства массовой информации.
7. Оценка эффективности реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой позволит:
- остановить деградацию почвенного плодородия;
- создать производственные и экономические предпосылки для нормальной работы сельскохозяйственных предприятий на базе последовательной интенсификации;
- обеспечить государственную поддержку агропромышленного комплекса, освоение научно-технического прогресса и усилить инвестиционную активность;
- за счет роста урожайности от программных мероприятий увеличить объемы производства основных сельскохозяйственных культур и довести объем производства зерна в 2005 году до 350 тыс. тонн, льноволокна до 30 тыс. тонн.
В целом по программе экономический эффект от мероприятий программы за весь период ее реализации (2001-2005 г.г.) составит более 1,0 млрд. рублей (табл. 6, 7): в том числе от применения минеральных удобрений 538 млн. рублей, от применения органических удобрений 393 млн. рублей, от известкования с учетом срока эффективности действия доз мелиоранта 115 млн. рублей. Общий размер прибавки урожая определялся в пересчете на зерновые единицы.
Следует отметить, что действие извести продолжается 6-8 лет. Обычно за это время каждая тонна внесенной извести дает не менее 600-700 к. ед. с одного гектара. Окупаемость одного рубля затрат на известкование с учетом последействия составляет по действующим закупочным ценам от 5 до 8 рублей.
Внесение минеральных и органических удобрений создает благоприятные условия для роста урожайности сельскохозяйственных культур, например, при повышении доз внесения минеральных удобрений на 50% прибавка урожая по зерновым культурам в среднем составляет 25%. В текущем году, при запланированной площади посевов зерновых 207,3 тыс. га, только за счет применения минеральных удобрений прибавка урожая зерновых составит 41,5 тыс.тонн, в 2005 году - 60 тыс.тонн.
Таблица N 1
Порядок
агрохимического обследования почв
в разрезе районов Тверской области
Наименование района Количество хозяйств
2001 год
1. Бежецкий 29
2. Зубцовский 25
3. Нелидовский 8
4. Осташковский 9
5. Торжокский 40
6. Фировский 7
7. Андреапольский 16
2002 год
1. Бельский 13
2. Вышневолоцкий 19
3. Западнодвинский 18
4. Кимрский 21
5. Краснохолмский 25
6. Ржевский 27
7. Спировский 14
2003 год
1. Жарковский 7
2. Калининский 36
3. Калязинский 23
4. Кашинский 30
5. Лихославльский 23
6. Оленинский 26
7. Пеновский 6
8. Селижаровский 8
2004 год
1. Бологовский 10
2. Конаковский 11
3. Кувшиновский 10
4. Лесной 10
5. Максатихинский 29
6. Рамешковский 24
7. Сонковский 19
2005 год
1. Весьегонский 20
2. Кесовогорский 19
3. Молоковский 19
4. Сандовский 19
5. Старицкий 37
6. Торопецкий 26
7. Удомельский 17
Таблица 2
Объемы внесения органических удобрений
и посев сидеральных культур на удобрение
Показатели | 2000 г. (факт) |
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Внесение органических удобрений, тыс. тонн |
1221 |
1306 |
1400 |
1500 |
1650 |
1820 |
в т.ч. торфокомпостов, всего, тыс. тонн в т.ч. за счет бюджетных средств |
307,9 420 |
74,1 46,2 |
330 500 |
42 48,8 |
350 550 |
44 51 |
Посев сидеральных культур на удобрение, га |
- |
200 |
500 |
700 |
800 |
1000 |
Таблица N 3
Объемы
агрохимических работ, внесения минеральных удобрений,
применения средств защиты растений, землеустройства
и рекультивации, восстановления загрязненных земель,
выполняемых за счет бюджетных средств на 2001 - 2005 г. г.
Показатели | 2000 г. (факт) |
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Агрохимическое обследование, тыс. га |
260 |
260 |
260 |
260 |
260 |
260 |
Известкование кислых почв,га | 2071 | 7300 | 7700 | 8100 | 8500 | 9000 |
Внесение минеральных удобрений, тн. (в д.в.) |
3500 |
4450 |
4620 |
4930 |
5260 |
5610 |
Внутрихозяйственное землеустройство, кол-во хоз-в (шт.) |
- |
3 |
6 |
6 |
7 |
8 |
Рекультивация, га | 18 | 46 | 48 | 51 | 54 | 60 |
Прогнозируемые объемы защитных мероприятий, тыс.га |
6,3 |
14,6 |
15,5 |
16,4 |
17,4 |
18,4 |
Восстановление загрязненных земель, га |
- |
- |
50 |
75 |
100 |
120 |
Таблица 4
Наличие кислых почв и почв
с низким содержанием подвижного фосфора
на 1 января 2001 г. (тыс. га)
NN п/п |
Наименование районов |
Наличие почв с низк. содерж. подвижного фосфора |
Наличие кислых почв Всего с рН до 5,5 |
в том числе с рН до 5,0 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 |
Андреапольский Бежецкий Бельский Бологовский Весьегонский Вышневолоцкий Жарковский Западнодвинский Зубцовский Калининский Калязинский Кашинский Кесовогорский Кимрский Конаковский Краснохолмский Кувшиновский Лесной Лихославльский Максатихинский Молоковский Нелидовский Оленинский Осташковский Пеновский Рамешковский Ржевский Сандовский Селижаровский Сонковский Спировский Старицкий Торжокский Торопецкий Удомельский Фировский |
1,5 1,1 6,3 0,8 0,2 0,7 2,8 5,1 14,6 1,0 5,5 17,1 4,1 0,6 0,7 2,9 0,2 0,5 0,4 0,4 1,7 0,3 7,1 0,8 0,4 6,8 12,1 0,1 3,7 1,7 1,8 12,9 2,0 2,9 3,8 0,8 |
10,6 15,5 18,6 4,7 14,2 9,2 5,0 18,8 35,5 19,4 4,6 26,3 15,2 9,6 4,9 19,3 9,2 9,1 7,2 11,6 21,3 6,4 27,9 3,8 2,9 16,9 47,2 12,7 11,0 5,6 8,7 48,4 30,4 14,0 9,5 6,0 |
5,0 4,4 13,0 1,5 4,5 2,7 3,2 13,1 16,0 4,5 0,8 8,4 6,6 3,1 1,0 7,9 1,7 3,8 1,6 3,3 8,4 1,9 26,4 1,0 1,3 5,7 29,2 4,3 4,5 1,7 1,7 23,4 9,4 7,9 3,1 2,7 |
Итого | 125,4 | 551,3 | 238,6 |
Таблица N 5
Объемы работ по мелиорации земель,
выполняемые за счет бюджетных средств
по программе "Плодородие" в 2001 - 2005 г.г.
Виды работ | Един.измер. | 2000г. (факт) |
2001г. | 2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. |
Строительство и реконструкция оросительных систем |
тыс. га |
0,16 |
0,15 |
0,16 |
0,17 |
0,18 |
0,19 |
Строительство и реконструкция осушительных систем |
тыс. га |
0,21 |
1,5 |
1,6 |
1,7 |
1,8 |
1,9 |
Культуртехни- ческие работы |
тыс. га |
1,8 |
3,0 |
3,1 |
3,2 |
3,3 |
3,4 |
Первичное окультуривание мелиорируемых земель |
тыс. га |
2,01 |
4,5 |
4,7 |
4,9 |
5,1 |
5,3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 29 марта 2001 г. N 701-П-2 "Об областной целевой программе "Сохранение плодородия почв Тверской области на 2001-2005 годы ("Плодородие")"
Текст документа официально опубликован не был
Постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 29 марта 2005 г. N 1268-П-3 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2005 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Тверской области от 6 июня 2003 г. N 40-ЗО распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.