Законодательным Собранием Тверской области 27.02.2001 г. принят закон N 138-08-2 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тверской области".
Закон опубликован в газете "Тверские ведомости" N 26 (1160) от 30 марта - 5 апреля 2001 г. и вступил в силу со дня его опубликования.
Отдельные положения закона противоречат действующему законодательству и подлежат приведению в соответствие с ним.
В части первой статьи 1 закона в перечне нормативных актов, на которых основывается бюджетное законодательство области, в нарушение части 1 статьи 2 Бюджетного кодекса РФ не указаны нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год.
В абзацах 20 и 21 статьи 3, определяющих понятия главного распорядителя и распорядителя средств бюджета, не конкретизированы их полномочия по осуществлению контроля за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств. Поэтому абзацы 20 и 21 статьи 3 необходимо согласно пунктам 7 статьи 158 и 6 статьи 159 БК РФ дополнить соответственно словами "в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг" и "осуществляющий контроль за целевым использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств".
В абзаце 22 статьи 3 в перечне доходов, включенных в смету доходов и расходов, на основании которой финансируется деятельность бюджетного учреждения, в нарушение пункта 3 статьи 61 БК РФ не указаны все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности.
В абзаце 3 статьи 5 установлено, что ведомственная классификация расходов областного бюджета Тверской области отражает распределение бюджетных ассигнований по распределителям средств областного бюджета Тверской области, несмотря на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 25 БК РФ она должна отражать распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Поэтому в абзаце перед словом "распределителям" дополнить слово "главным".
В абзаце 12 статьи 6 в качестве одного из принципов бюджетной системы Российской Федерации, на которых основывается бюджетное устройство Тверской области, указан принцип "приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств", предусмотренный в перечне принципов бюджетной системы Российской Федерации, установленном статьями 28 и 216 БК РФ.
Право расширять этот перечень субъекту Российской Федерации не предоставлено.
В соответствии со статьей 7 БК РФ установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации является компетенцией органов государственной власти Российской Федерации.
Абзац 5 пункта 1 статьи 7, относящий к налоговым доходам областного бюджета местные налоги и сборы, зачисляемые в областной бюджет для целевого финансирования централизованных мероприятий, противоречит статьям 56, 61 БК РФ, 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 7 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с указанными нормативными актами местные налоги и сборы являются доходами местного бюджета.
Абзац 3 пункта 2 статьи 12 и абзац 15 статьи 13, определяющие виды функциональных расходов, финансируемых из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, в соответствии с пунктом 1 статьи 86 и пунктом 1 статьи 87 БК РФ надлежит дополнить соответственно видами расходов - "погашение государственного долга Тверской области" и "погашение муниципального долга".
Пункт 3 статьи 12, содержащий функциональные виды расходов, финансируемые за счет средств федерального бюджета и бюджета Тверской области, согласно статьи 85 БК РФ необходимо дополнить источником их формирования-"и за счет средств бюджетов муниципальных образований".
Статьей 87 БК РФ в качестве одного из видов функциональных расходов, финансируемых исключительно из местных бюджетов, указана - организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта, средств массовой информации, других учреждений и организаций находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления. Поэтому в абзаце 4 статьи 13 необходимо после слов "и развитие" и "других" дополнить словами "предприятий, организаций".
Абзац 14 статьи 13 необосновано сужает круг органов, наделенных правом принятия целевых программ, финансируемых из местных бюджетов. Согласно статьи 87 БК РФ право принятия таких программ не является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления. Поэтому из абзаца следует исключить слово "представительными".
Часть 3 статьи 14 необосновано предоставляет возможность оплаты товаров, работ и услуг, стоимость которых ниже 1000 минимальных размеров оплаты на иных основаниях, предусмотренных гражданским законодательством, в то время как в соответствии с требованиями БК РФ и ГК РФ основанием оплаты товаров, работ и услуг является только договор.
Абзац 3 пункта 3 статьи 24 закона, определяющий одним из значений, при которых допускается эмиссия государственных ценных бумаг - предельный размер государственного долга Тверской области или муниципального долга, в соответствии со статьей 7 федерального закона N 136-ФЗ от 29.07.98 г. "Об особенностях эмиссии обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" дополнить словами "или программ развития Тверской области или муниципального образования.
Пункт 2 статьи 26 закона, возлагающий на администрацию Тверской области обязанности по определению принципов и механизма взаимоотношений областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, противоречит статье 7, пунктам 3, 4 и 5 статьи 139 БК РФ.
В соответствии со статьей 7 БК РФ установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы является компетенцией Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 и 5 статьи 139 БК РФ установлено, что порядок предоставления и расчет финансовой помощи на выравнивание уровня социально-экономического развития, субвенций на финансировние целевых расходов местным бюджетам из бюджетов субъектов определяются законами субъекта, либо законами субъекта о бюджете на очередной финансовый год, а порядок и условия предоставления бюджетных ссуд из бюджета субъекта определяются органом исполнительной власти.
Определение механизмов взаимоотношений областного бюджета и бюджетов муниципальных образований не является исключительной компетенцией администрации области.
В пункте 3 статьи 26 определен перечень документов предоставляемых для рассмотрения и утверждения областного бюджета Тверской области на очередной финансовый год, куда необосновано включены слова "основные принципы".
Абзацем 11 пункта 1 статьи 31 закона в нарушение пункта 1 статьи 114 БК РФ к полномочиям Законодательного Собрания отнесено принятие решения об эмиссии ценных бумаг. Принятие такого решения является компетенцией органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В нарушение статей 63 и 65 Налогового кодекса РФ абзацем 12 пунктом 2 статьи 33 губернатору предоставлено право предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей.
Абзац 15 пункта 2 статьи 33 и абзац 7 пункта 1 статьи 34, определяющие полномочия главного распорядителя, распорядителя средств областного бюджета по перемещению бюджетных ассигнований, необходимо привести в соответствие со статьей 233 БК РФ, исключив из абзаца 15 пункта 2 статьи 33 слова "распорядителями и", в абзаце 7 пункта 1 статьи 34, заменив слово "распорядителя" словом "получателя".
Абзац 16 статьи 33, относящий к полномочиям главного распорядителя средств областного бюджета определение порядка расходования средств резервного фонда в областном бюджете, в соответствии со статьей 81 БК РФ после слова "фонда" дополнить словом "губернатора".
Абзац 2 пункта 2 статьи 35 предоставляет руководителю департамента финансов право отменять решение о блокировке расходов по ходатайству распорядителя бюджетных средств, несмотря на то, что согласно п.5 ст. 231 БК РФ такое ходатайство вправе предоставить лишь главный распорядитель бюджетных средств. Поэтому в указанном абзаце статьи 35 необходимо перед словом "распорядителя" дополнить слово "главного".
Пунктом 3 статьи 234 БК РФ органу, исполняющему бюджет, предоставлено право перемещать бюджетные ассигнования, выделенные главному распорядителю бюджетных средств между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах 10% бюджетных ассигнований, выделенных главному распорядителю бюджетных средств. В соответствии с этим в пункте 4 статьи 35 после слов "Распорядителю" дополнить дважды словом "главному" перед словом "распорядителю".
Абзац 6 пункта 4 статьи 37, устанавливающий в качестве одного из показателей расходов, которые должны быть установлены в бюджете, - распределение бюджетных ассигнований по распорядителям бюджетных средств в соответствии с пунктом 2 статьи 181 БК РФ перед словом "распорядителям" дополнить словом "главным".
Пункт 5 статьи 37 в соответствии с пунктом 3 статьи 181 БК РФ дополнить после слова "бюджетных" словами "и налоговых".
Абзацы 4 и 6 пункта 3 статьи 39 в соответствии с пунктом 1 статьи 178 БК РФ дополнить соответственно словами "в государственную собственность Тверской области" и "по главным распорядителям бюджетных средств".
Абзацы 4 и 6 пункта 2 статьи 43 в соответствии с пунктом 2 статьи 181 БК РФ дополнить соответственно перед словом "расходы" словом "доходы", перед словом "распорядителям" словом "главным". Из указанного абзаца слова "прямым получателям" исключить.
В нарушение статьи 189 БК РФ статьей 44 необоснованно предоставлено право внесения изменений и дополнений в правовые акты о налогах и налоговых льготах только губернатору, в то время как такое право предоставлено любому субъекту права законодательной инициативы.
Абзац 1 пункта 8 статьи 60 в соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 226 БК РФ после второго предложения дополнить предложением следующего содержания "объем подтвержденных бюджетных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств".
Статья 60 устанавливает этапы исполнения бюджетов, как областного так и местного. Однако в абзаце 2 пункта 8 этой статьи предусмотрено, что перечень и формы документов, предоставляемых в органы, исполняющие бюджет, утверждаются только правовым актом главы местного самоуправления. Поэтому абзац 2 пункта 8 статьи 60 необходимо дополнить словами "и губернатором Тверской области".
В пункте 1 статьи 61 закона, устанавливающей условия принятия решения о введении режима сокращения расходов и его введении, в соответствии с п. 3 ст. 229 БК РФ дополнить предложением "Уведомление распорядителей и получателей бюджетных средств о введении режима сокращения расходов бюджета производится не позднее, чем за 15 дней до даты его введения", исключив указанное условие из пункта 2 статьи 61, как предусмотренное в статье 230 БК РФ, устанавливающей условия внесения изменений и дополнений в закон о бюджете, если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов более чем на 10% годовых назначений.
Статью 65 необходимо привести в соответствии со ст. 241 БК РФ в части установления периодичности отчетности об исполнении бюджета и органов, которым необходимо ее представлять.
Статья 76, регламентирующая полномочия и права контрольного органа, созданного представительным органом местного самоуправления, противоречит п.3 ст.157 БК РФ, согласно которой полномочия органов муниципального финансового контроля определяются правовыми актами органами местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации", прошу:
1. Исключить из закона Тверской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тверской области" абзац 12 статьи 6, абзац 5 пункта 1 статьи 7, абзац 11 пункта 1 статьи 31, абзац 12 пункта 2 статьи 33, из пункта 3 статьи 26 слова "основные принципы", ст. 76, как противоречащие федеральному законодательству.
2. Часть 1 статьи 1, абзацы 20 и 21 статьи 3, абзац 22 статьи 3, абзац 3 статьи 5, абзац 3 пункта 2 статьи 12, пункт 3 статьи 12, абзац 4 статьи 13, абзац 14 статьи 13, абзац 15 ст.13, ч.3 ст.14, абз.3 пункта 3 статьи 24, пункт 2 статьи 26, абзац 15 пункта 2 статьи 33, абзац 7 пункта 1 статьи 34, абзац 16 статьи 33, абзац 2 пункта 2 статьи 35, пункт 4 статьи 35, абзац 6 пункта 4 статьи 37, пункт 5 статьи 37, абзацы 4 и 6 пункта 3 статьи 39, абзацы 4 и 6 пункта 2 статьи 43, статью 44, абзацы 1 и 2 пункта 8 статьи 60, пункт 1 статьи 60, пункт 1 и 2 статьи 61, статью 65 закона Тверской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тверской области" привести в соответствие с федеральным законодательством.
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устроению допущенных нарушений закона.
О результатах рассмотрения и принятых мерах сообщите прокурору области в письменной форме.
Прокурор области
Государственный советник
юстиции 3 класса |
А.А.Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление прокуратуры Тверской области от 29 мая 2003 г. N 7-08-03 "О приведении отдельных положений закона Тверской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тверской области" в соответствии с действующим законодательством"
Текст документа официально опубликован не был