20 марта, 8 июля 2002 г.
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 20 сентября 2001 года
Содержание
Настоящий закон определяет условия реализации конституционного права граждан на образование и обеспечивает правовые гарантии для полноценного функционирования и развития системы образования на территории Тверской области.
Закон "Об образовании в Тверской области" разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации "Об образовании" и принятыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Законом Тверской области от 8 июля 2002 г. N 47-ЗО в статью 1 внесены изменения
Статья 1. Общие принципы реализации государственной политики в сфере образования Тверской области
1. Правовую основу политики в сфере образования Тверской области составляют федеральные законы, законы Тверской области и иные нормативные акты Российской Федерации и Тверской области.
2. В соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом сфера образования в Тверской области признается приоритетной.
3. Органы государственной власти Тверской области гарантируют гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Тверской области в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
4. Организационной основой политики в сфере образования является Программа развития образования Тверской области, которая разрабатывается на основе Федеральной программы развития образования с учетом социально-экономических, культурных, демографических и других региональных особенностей.
Законом Тверской области от 8 июля 2002 г. N 47-ЗО в статью 2 внесены изменения
Статья 2. Региональные компоненты государственных образовательных стандартов
1. Порядок разработки и введения национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов устанавливается Администрацией Тверской области.
2. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов могут разрабатываться на конкурсной основе и вводятся при наличии необходимого учебно-методического обеспечения. Конкурс проводит Администрация Тверской области.
3. При разработке национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов должны быть учтены:
минимум содержания основных образовательных программ;
максимально допустимый объем учебной нагрузки обучающихся;
требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений.
Статья 3. Язык (языки) обучения в образовательных учреждениях Тверской области
1. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом образовательного учреждения.
В образовательных учреждениях Тверской области обучение и воспитание ведется на русском языке, если иное не определено учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) в уставе образовательного учреждения.
2. По желанию обучающихся, их родителей (законных представителей) и по решению учредителя (при наличии необходимых педагогических кадров) в образовательном учреждении могут создаваться классы, группы, потоки, где обучение ведется на ином языке - иностранном или языке народов Российской Федерации.
Статья 4 утратила силу.
См. текст статьи 4
Законом Тверской области от 8 июля 2002 г. N 47-ЗО в статью 2 внесены изменения
Статья 5. Компетенция Законодательного Собрания Тверской области в сфере образования
К компетенции Законодательного Собрания Тверской области в сфере образования относятся:
1. Принятие областных законов и иных нормативных правовых актов в сфере образования.
2. Утверждение региональных нормативов финансирования образования на основе норм и нормативов, установленных федеральным законодательством.
3. Согласование и утверждение расходов на образование при принятии закона об областном бюджете.
4. Иные полномочия, отнесенные федеральными законами к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.
Законом Тверской области от 8 июля 2002 г. N 47-ЗО в статью 6 внесены изменения
Статья 6. Компетенция исполнительных органов государственной власти Тверской области в сфере образования
К компетенции исполнительных органов государственной власти Тверской области в сфере образования относятся:
1. Обеспечение контроля за исполнением федерального и регионального законодательства в сфере образования на территории Тверской области.
2. Реализация Национальной доктрины образования Российской Федерации и федеральных программ развития образования на территории Тверской области.
3. Разработка и реализация региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей.
4. Создание, реорганизация, ликвидация и финансирование государственных областных образовательных учреждений.
5. Формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием).
6. Работа по формированию фондов стабилизации и развития системы образования Тверской области.
7. Осуществление лицензирования образовательной деятельности учреждений и организаций, находящихся на территории Тверской области, независимо от форм собственности в соответствии с федеральным законодательством в пределах своих полномочий.
8. Осуществление аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений в соответствии с федеральным законодательством.
9. Проведение аттестации педагогических работников и руководителей учреждений образования в соответствии со своей компетенцией на основе федеральных нормативно-правовых актов.
10. Установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.
11. Организация дополнительного финансирования образовательных учреждений, в том числе и федерального подчинения.
12. Информационное обеспечение образовательных учреждений (в пределах своей компетенции), организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин для образовательных учреждений.
13. Организация подготовки и переподготовки, повышения квалификации педагогических работников.
14. Осуществление контроля исполнения государственных образовательных стандартов.
15. Координация деятельности органов управления образованием муниципальных образований, государственно-общественных и общественных объединений, всех образовательных и научных учреждений, действующих на территории Тверской области, по формированию политики, предусматривающей преемственность всех уровней общего и профессионального образования, а также интеграцию образования и науки.
16. Разработка и осуществление дополнительных мер по социально-правовой защите обучающихся и воспитанников, работников образовательных учреждений, по повышению их социального статуса.
17. Организация летнего отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа воспитанников интернатных учреждений.
18. Установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся (воспитанников), оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
19. Издание нормативно-правовых документов в пределах своей компетенции.
20. Иные полномочия, отнесенные действующим законодательством к компетенции исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 7 утратила силу.
См. текст статьи 7
Статья 8. Договор между учредителем образовательного учреждения и государственным (муниципальным) образовательным учреждением
1. В соответствии с федеральным законодательством между учредителем образовательного учреждения и государственным (муниципальным) образовательным учреждением заключается учредительный договор.
2. Срок действия договора определяется соглашением сторон.
3. Условиями договора регулируются:
а) обязательства учредителя:
по созданию условий для эффективного функционирования образовательного учреждения к началу учебного года;
по порядку финансирования и по финансированию образовательного учреждения (в том числе нормативы финансирования, расходы на текущий и капитальный ремонт);
по обеспечению и поддержанию материально-технической базы образовательного учреждения на нормативном уровне;
по оплате коммунальных платежей образовательного учреждения;
по созданию оптимальных условий для подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников образовательного учреждения;
по оказанию правовой помощи образовательному учреждению;
по обеспечению образовательного учреждения необходимой учебной, научной, методической, юридической литературой и наглядными пособиями;
б) ответственность учредителя:
по обязательствам образовательного учреждения;
в случае реорганизации или ликвидации образовательного учреждения;
в) права учредителя;
г) обязанности образовательного учреждения;
д) права образовательного учреждения;
е) условия ликвидации, реорганизации и (или) изменения статуса государственного, муниципального образовательного учреждения и (или) изменения состава его учредителей;
ж) срок действия, порядок разрешения споров, порядок пересмотра, продления, прекращения действия договора.
Статья 9. Финансирование государственных областных и муниципальных образовательных учреждений
1. Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования.
2. Финансирование государственных областных образовательных учреждений осуществляется на основе региональных нормативов финансирования. Региональные нормативы финансирования устанавливаются с учетом региональной специфики и должны быть достаточными для покрытия расходов, связанных с образовательным процессом.
3. Финансирование муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе муниципальных нормативов, которые устанавливаются с учетом местной специфики и должны быть достаточными для покрытия расходов, связанных с образовательным процессом.
4. Образовательные учреждения самостоятельно осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, имеют право формировать надтарифный фонд в соответствии с федеральным законодательством.
5. Наличие у образовательных учреждений дополнительных финансовых средств, помимо бюджетных, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров бюджетного финансирования, а также снижения финансирования текущего и капитального ремонтов.
6. Учредитель и образовательное учреждение осуществляют права и обязанности в финансовых отношениях в рамках утвержденной сметы образовательного учреждения с учетом вносимых изменений и дополнений.
Статья 10. Дополнительная материальная поддержка обучающихся и воспитанников образовательных учреждений на территории Тверской области
1. Органы местного самоуправления могут открывать для учащихся сельских образовательных учреждений, проживающих на расстоянии свыше трех километров от образовательного учреждения, интернаты или обеспечивать перевозку учащихся до образовательного учреждения льготным или бесплатным транспортом.
2. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), обучающиеся в общеобразовательных учреждениях всех типов и видов, обеспечиваются за счет учредителя бесплатным двухразовым горячим питанием по установленным нормам.
3. В образовательных учреждениях независимо от форм собственности создаются условия для обязательной организации горячего питания и занятий физической культурой и спортом.
4. Администрация Тверской области осуществляет адресную финансовую поддержку наиболее одаренных обучающихся образовательных учреждений, независимо от их ведомственной принадлежности. Студентам государственных учреждений профессионального образования, имеющим выдающиеся успехи в учебной и исследовательской деятельности, по представлению педагогических или ученых советов учреждений профессионального образования устанавливаются губернаторские, именные, специальные и иные региональные стипендии из средств областного бюджета.
Статья 11. Социальные гарантии и поддержка работников государственных областных и муниципальных образовательных учреждений
Законом Тверской области от 20 марта 2002 г. N 3-ЗО действие пункта 1 статьи 11 настоящего закона приостанавливается с 1 января по 31 декабря 2003 г.
См. постановление Законодательного Собрания Тверской области от 20 сентября 2001 г. N 835-П-2
1. Работникам государственных областных и муниципальных образовательных учреждений за счет соответствующих бюджетов повышаются тарифные ставки (оклады) ETC по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в размере от 15 до 25 процентов.
2. Работникам сельских образовательных учреждений и образовательных учреждений поселков городского типа в соответствии с действующим законодательством предоставляются льготы по оплате жилья, электроэнергии и отопления по нормам, утвержденным решениями органов местного самоуправления.
3. Педагогическим работникам и другим специалистам, работающим в сельских образовательных учреждениях, по решению органов местного самоуправления может предоставляться право льготного проезда на общественном транспорте (за исключением такси) от места жительства до места работы и обратно за счет средств местных бюджетов.
4. Педагогическим работникам, руководителям и специалистам образовательных учреждений при выходе на пенсию выплачивается единовременное вознаграждение в размере одной среднемесячной заработной платы за счет средств, предусмотренных на оплату труда.
5. Выпускникам педагогических специальностей высших и средних профессиональных учебных заведений, прибывшим на работу в сельские образовательные учреждения Тверской области, выплачиваются единовременные пособия в размере 12 тарифных ставок (окладов) первого разряда ETC из средств муниципального бюджета по решениям органов местного самоуправления.
6. Руководителям муниципальных и государственных областных лицеев, гимназий и колледжей выплачивается 15-процентная надбавка к должностному окладу из средств соответствующего бюджета.
7. Педагогическим работникам муниципальных и государственных областных учреждений образования, имеющим звание "Заслуженный учитель Российской Федерации", устанавливаются ежемесячные региональные надбавки к заработной плате в размере до 20% от должностного оклада (ставки) за счет соответствующих бюджетов.
8. Педагогическим работникам муниципальных и государственных областных учреждений образования, награжденным значком "Отличник народного просвещения СССР" и знаком "Почетный работник общего образования Российской Федерации", устанавливается ежемесячная поощрительная надбавка в размере до 10% от должностного оклада за счет соответствующих бюджетов.
Статья 12. Особенности функционирования сельских образовательных учреждений
1. В сельских поселениях при наличии детей, подлежащих обучению в школе первой ступени, независимо от их количества, создаются учреждения начального общего образования, а также образовательные учреждения, сочетающие дошкольное и начальное общее образование.
2. В сельских образовательных учреждениях (в том числе и малокомплектных) могут создаваться специальные (коррекционные) классы с количеством учащихся не менее трех. При невозможности открытия класса-комплекта восьмого вида учредитель обеспечивает обучение по индивидуальному плану. В данном случае педагогам сельских образовательных учреждений устанавливается надбавка в размере до 20% к ставкам заработной платы.
3. Работа факультативных занятий в сельских образовательных учреждениях организуется независимо от числа учащихся в классе и группе.
4. Сельское образовательное учреждение может иметь земельный участок, учебно-производственные и жилищно-бытовые помещения, сельскохозяйственную технику, поголовье сельскохозяйственных животных. Земельный участок закрепляется за сельским государственным или муниципальным образовательным учреждением в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с федеральным законодательством. Сельским государственным и муниципальным образовательным учреждениям, имеющим подсобные хозяйства, предоставляются льготы по налогам и иным платежам в соответствии с федеральным и областным законодательством.
5. Продукция, полученная в подсобном хозяйстве, и заработанные средства используются администрацией образовательного учреждения по согласованию с советом образовательного учреждения на организацию питания, досуга и оздоровление учащихся, на укрепление учебно-материальной базы, оплату труда учащихся.
6. Органы местного самоуправления содействуют сельским общеобразовательным учреждениям в приобретении сельскохозяйственной техники и инвентаря, оборудования, запасных частей и горюче-смазочных материалов, посадочных материалов, а также в получении денежных ссуд и льготных кредитов на развитие подсобных хозяйств и школьных учебно-производственных предприятий.
Статья 13. Подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических работников
1. Центрами профессиональной подготовки педагогических кадров являются Тверской государственный университет и средние профессиональные (педагогические) учебные заведения, распложенные на территории Тверской области.
2. Администрация Тверской области ежегодно формирует заказ на подготовку (включая целевую контрактную) специалистов с высшим и средним педагогическим образованием для образовательных учреждений области.
3. Приоритетным направлением развития целевой контрактной подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием является подготовка учительских кадров для сельских образовательных учреждений Тверской области.
4. Научно-методическим и организационным центром повышения квалификации педагогических работников является Тверской областной институт усовершенствования учителей.
5. Переподготовка различных категорий педагогических работников осуществляется Тверским областным институтом усовершенствования учителей, высшими учебными заведениями Тверской области, специальными факультетами при высших учебных заведениях в соответствии с федеральным законодательством.
6. Работники образовательных учреждений имеют право свободного выбора форм повышения квалификации в межкурсовой период.
Статья 14. Ответственность за неисполнение настоящего закона
Нарушение настоящего закона влечет за собой административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области.
Статья 15. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Председателя
Законодательного Собрания
Тверской области |
А.В. Грибов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тверской области от 20 сентября 2001 г. N 172-ОЗ-2 "Об образовании в Тверской области"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Тверские ведомости" от 12 - 18 октября 2001 г. N 82
Законом Тверской области от 7 мая 2008 года N 56-ЗО настоящий закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Тверской области от 9 ноября 2007 г. N 118-ЗО
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного закона
Закон Тверской области от 28 декабря 2006 г. N 145-ЗО
Изменения вступают в силу через 10 дней со дня официального опубликования названного закона
Закон Тверской области от 4 мая 2006 г. N 45-ЗО
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
Закон Тверской области от 28 декабря 2005 г. N 169-ЗО
Действие пункта 2 статьи 10 и пункта 1 статьи 11 приостанавливается с 1 января по 31 декабря 2006 г.
Закон Тверской области от 29 декабря 2004 г. N 89-ЗО
Действие пункта 2 статьи 10 и пункта 1 статьи 11 приостанавливается с 1 января по 31 декабря 2005 г.
Закон Тверской области от 29 декабря 2004 г. N 87-ЗО
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Закон Тверской области от 17 мая 2004 г. N 29-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Тверской области от 26 декабря 2003 г. N 96-ЗО
Действие пункта 1 статьи 11 приостанавливается с 1 января по 31 декабря 2004 г.
Закон Тверской области от 27 декабря 2002 г. N 90-ЗО
Действие пункта 1 статьи 11 приостанавливается с 1 января по 31 декабря 2003 г.
Закон Тверской области от 6 декабря 2002 г. N 85-ЗО
Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.
Закон Тверской области от 8 июля 2002 г. N 47-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Тверской области от 20 марта 2002 г. N 3-ЗО
Действие пункта 1 статьи 11 приостанавливается с 1 января по 31 декабря 2002 г.