Принят Законодательным Собранием
Тверской области 30 июля 1998 года
I. Общие положения
Настоящий закон определяет организационно-правовые основы в области защиты населения, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды в пределах границ Тверской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Действие настоящего закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего закона используются следующие понятия и термины:
чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения;
ликвидация чрезвычайных ситуаций - проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация;
источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация;
потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.
Статья 2. Законодательство о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Законодательство Тверской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона РФ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", иных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего закона и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Тверской области.
Статья 3. Тверская областная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Тверская областная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ТОП РСЧС) предназначена для проведения единой государственной политики по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите населения, материальных и культурных ценностей на территории области от опасностей, возникающих в мирное и военное время.
ТОП РСЧС состоит из территориальных звеньев, соответствующих административно-территориальному делению области (далее территории) и взаимодействует со структурными подразделениями функциональных подсистем РСЧС, создаваемыми федеральными органами исполнительной власти и действующими на территории области.
ТОП РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Организация, состав сил и средств, порядок функционирования ТОП РСЧС определяются Положением о ТОП РСЧС, утверждаемым постановлением Губернатора Тверской области по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
Статья 4. Координирующие органы ТОП РСЧС
Координирующими органами ТОП РСЧС являются:
на областном уровне - комиссия по чрезвычайным ситуациям Администрации области;
на местном уровне - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
на объектовом уровне - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Положения о комиссиях и их персональный состав утверждаются соответствующими руководителями.
Статья 5. Органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Постоянно действующими органами управления ТОП РСЧС являются органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаваемые при Администрации области, при органах местного самоуправления и в организациях.
Положение об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждается соответствующим руководителем. Положение об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданном при Администрации Тверской области, утверждается постановлением Губернатора области по согласованию с МЧС России.
Статья 6. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление соответствующими должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области.
Органы государственной власти Тверской области, органы местного самоуправления, специально уполномоченные органы и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты от них.
II. Полномочия органов государственной власти Тверской области,
органов местного самоуправления в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 7. Полномочия Законодательного Собрания Тверской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Законодательное Собрание Тверской области:
а) принимает нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с настоящим законом и законодательством Российской Федерации;
б) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по преодолению их последствий;
в) проводит слушания по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
г) утверждает целевые программы, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья населения, снижение ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Статья 8. Полномочия Губернатора Тверской области
Губернатор Тверской области:
а) определяет в соответствии с федеральным законодательством и законами области основные направления политики и принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) вносит на рассмотрение Законодательного Собрания Тверской области проекты законов и иных нормативных правовых актов по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) устанавливает своим постановлением, в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации, один из следующих режимов функционирования Тверской областной подсистемы РСЧС:
- режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
- режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций;
г) принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных ситуаций и оказании помощи в случае их возникновения;
д) принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и их обеспечении;
е) создает постоянно действующий орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при Администрации области;
ж) руководит Администрацией области, которая:
осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям при их возникновении;
осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;
организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы, поддерживает общественный порядок в ходе их проведения, а при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществляет в установленном порядке, исходя из сложившихся потребностей, финансирование мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
содействует устойчивому функционированию территорий и организаций в чрезвычайных ситуациях;
организует работу сети наблюдения и лабораторного контроля области.
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах ассигнований, выделяемых на эти цели бюджетами муниципальных образований;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах ассигнований, выделяемых на эти цели бюджетами муниципальных образований;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью в Администрацию области;
ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
з) создают органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
III. Правовое положение организаций и жителей Тверской области
в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Статья 10. Права и обязанности жителей в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Жители Тверской области имеют право:
а) на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество области, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
в) быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории области, и о мерах необходимой безопасности;
г) обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
ж) на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
з) на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
и) на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
к) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
Жители Тверской области обязаны:
а) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Тверской области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
в) в соответствии с действующими нормативными правовыми актами изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
г) выполнять установленные правила поведения при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Статья 11. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
IV. Организационные меры обеспечения защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 12. Специальные целевые программы
Администрация области организует разработку и обеспечивает выполнение специальных целевых программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения, поддержание в этих условиях устойчивого функционирования организаций, прежде всего связанных с обеспечением жизнедеятельности области.
По согласованию с Правительством Российской Федерации целевые программы защиты населения и территорий области могут включаться в состав целевых федеральных программ в качестве их составной части (подпрограммы).
Статья 13. Стандарты, нормы, показатели и правила безопасности
В интересах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в целях конкретизации параметров защищенности от возможных аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий органами управления ТОП РСЧС разрабатываются и устанавливаются стандарты, нормы, показатели и правила безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Статья 14. Единая классификация территорий и организаций
Территории и организации подлежат обязательному категорированию (классификации) в зависимости от уровня потенциальной опасности возникновения на них чрезвычайных ситуаций.
Данные о категорированных территориях и организациях подлежат включению в Единый классификатор потенциально опасных территорий и организаций.
Статья 15. Единая регистрация опасных веществ и материалов
В целях заблаговременного прогнозирования и предупреждения вредных воздействий на здоровье населения и окружающую природную среду опасных веществ и материалов в области устанавливается единая система регистрации опасных веществ и материалов - регистр вредных веществ и материалов. В регистр области вносятся наименование каждого опасного вещества (материала), сведения о его характеристиках, критериях опасности и количестве, находящемся в распоряжении конкретной организации.
Статья 16. Декларирование безопасности организаций, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства
Декларирование безопасности организаций, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства (далее промышленный объект), осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте.
Декларация безопасности промышленного объекта является документом, в котором отражены характер и масштабы опасностей на промышленном объекте и выработанные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям в техногенных чрезвычайных ситуациях.
Декларация разрабатывается для проектируемых и действующих промышленных объектов. Декларация безопасности должна характеризовать безопасность промышленного объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации.
Руководитель промышленного объекта несет персональную ответственность за своевременность и качество разработки декларации безопасности.
Порядок разработки декларации безопасности промышленного объекта определяется законодательством Российской Федерации и Тверской области.
Статья 17. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится специально уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации и Тверской области в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области.
В случае необходимости экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций, может производиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области.
Статья 19. Полномочия органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при Администрации области, при органах местного самоуправления по осуществлению государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при Администрации области, при органах местного самоуправления по осуществлению государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций имеют право:
а) осуществлять проверку выполнения организациями законодательства Российской Федерации и Тверской области по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) выдавать организациям предписания об устранении выявленных нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) принимать во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными в области промышленной безопасности, решения об ограничении, приостановлении деятельности или отзыве лицензии на осуществление вида деятельности в случае нарушения требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
г) направлять в правоохранительные органы материалы для решения вопроса о привлечении к ответственности виновных в нарушении действующих требований в указанной области;
д) осуществлять в пределах своей компетенции иные, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Тверской области действия, направленные на выполнение требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 20. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций
В целях предупреждения и (или) максимального снижения негативных последствий чрезвычайных ситуаций на территории области осуществляется прогнозирование вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Прогнозирование организуют соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.
К выполнению прогноза вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций привлекаются организации, осуществляющие наблюдение и контроль за показателями опасности, сбор, накопление и обработку данных в этой области.
Органы государственной власти области в пределах своей компетенции обязаны учитывать результаты прогноза и составленные на его основе рекомендации при разработке, утверждении и реализации целевых программ, а также своевременно обеспечивать население и организации информацией о результатах прогнозирования и мерах противочрезвычайного планирования.
Статья 21. Подготовка населения и пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Порядок подготовки населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.
Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления ТОП РСЧС совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей.
Руководители средств массовой информации области должны всемерно оказывать помощь в пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и Тверской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации и Тверской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Тверской области.
Статья 23. Порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации и Тверской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Рассмотрение дел о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации и Тверской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
V. Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций
Статья 24. Готовность территорий и организаций к действиям в чрезвычайных ситуациях
Территории и организации должны быть подготовлены к действиям по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
Показатели готовности территорий и организаций к такого рода действиям устанавливаются органами управления РСЧС и ТОП РСЧС и отражаются в планах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых заблаговременно для каждой территории и организации. На каждом объекте, территории, опасных в отношении возникновения чрезвычайных ситуаций, создаются локальные системы организации наблюдения, контроля и оповещения за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, деятельность которых организуют руководители объектов и соответствующих органов местного самоуправления.
Создание и функционирование указанных систем регулируются постановлением Губернатора Тверской области, принимаемым по согласованию с органом управления РСЧС.
Статья 25. Силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для осуществления на территории области наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются силы и средства ТОП РСЧС, включающие в себя органы управления, системы связи, оповещения и информирования, аварийно-спасательные службы, профессиональные, нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования, создаваемые органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями области, которые находятся в едином оперативном подчинении органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органе исполнительной государственной власти области.
Создание аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных и общественных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области. Порядок подготовки, поддержания в готовности и использования указанных сил и средств определяется Положением о ТОП РСЧС.
Статья 26. Оповещение о чрезвычайной ситуации
Руководитель, иное должностное лицо организации либо соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям обязаны немедленно уведомить органы управления ТОП РСЧС о возникшей на объекте или подведомственной территории чрезвычайной ситуации. Органы управления ТОП РСЧС, в распоряжение которых поступила информация о возникновении чрезвычайной ситуации, в соответствии с Положением о ТОП РСЧС обязаны:
- немедленно оповестить органы государственной власти, органы местного самоуправления и население о характере и масштабах чрезвычайной ситуации, реальной угрозе для жизни, здоровья и имущества граждан;
- привести в действие планы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- проинформировать вышестоящий орган управления ТОП РСЧС.
Статья 27. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
В целях обеспечения необходимых условий для успешного осуществления работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:
- проводят мобилизацию необходимых материально-технических ресурсов (фондов, сырья, материалов, транспортных средств, производственной продукции) организаций, независимо от их принадлежности и форм собственности, с последующей компенсацией нанесенного ущерба;
- изменяют режим работы организаций, независимо от их принадлежности и форм собственности, производят иные изменения производственной (хозяйственной и иной) деятельности, необходимые для достижения цели по ликвидации чрезвычайной ситуации;
- прекращают либо приостанавливают функционирование организаций любых форм собственности, на которых возникла чрезвычайная ситуация, или деятельность которых может усугубить возможные вредные последствия;
- объявляют карантин или особое положение с указанием необходимых ограничений;
- проводят временную эвакуацию населения из зон, подвергшихся опасному воздействию чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью населения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
Непосредственное руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайной ситуации, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, определяемый в соответствии с действующим законодательством или планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, либо назначаемый решениями соответствующих исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, руководителей организаций, к компетенции которых отнесено решение данных вопросов.
Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Тверской области.
Первоначальные действия по локализации и ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации организуются согласно заранее разработанному плану. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, то руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. В этом случае вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям осуществляет координацию или руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации.
Организация и ведение аварийно-спасательных работ аварийноспасательными службами и спасателями на объекте или территории города осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области.
Статья 28. Служебное расследование чрезвычайных ситуаций
Любая чрезвычайная ситуация расследуется специальной комиссией с целью оценки нанесенного ущерба, выяснения причин возникновения чрезвычайной ситуации и выработки мер по ликвидации ее последствий.
Расследование чрезвычайных ситуаций осуществляется в порядке, установленном постановлением Губернатора области, если иное не определено МЧС России.
Материалы по результатам служебного расследования чрезвычайных ситуаций передаются в правоохранительные органы для решения вопроса о привлечении виновных к административной или уголовной ответственности.
VI. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий
по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 29. Финансирование целевых программ и других мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Финансирование целевых программ и других мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования территорий и организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области.
Статья 30. Финансирование постоянно действующих органов управления ТОП РСЧС
Финансирование постоянно действующих органов управления ТОП РСЧС осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Статья 31. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств областного и местных бюджетов, страховых фондов и других источников с последующим возмещением расходов за счет организаций, виновных в возникновении чрезвычайных ситуаций.
Статья 32. Страхование рисков возникновения чрезвычайных ситуаций
Организации, осуществляющие деятельность, связанную с повышенным риском возникновения чрезвычайных ситуаций (с потенциально опасной деятельностью), обязаны страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на потенциально опасном объекте.
Представление страхового полиса является необходимым условием для получения указанными организациями разрешения (лицензии) на деятельность.
Порядок обязательного страхования, создания и расходования фондов обязательного страхования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации и законодательством Тверской области.
Статья 33. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Тверская область участвует в пределах своей компетенции в выполнении международных договоров Российской Федерации, формировании и осуществлении внешнеполитического курса страны в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, заключает в этих целях договоры и соглашения о сотрудничестве с зарубежными городами, регионами, административно-территориальными и государственно-территориальными образованиями, иностранными юридическими лицами.
Статья 34. Введение в действие настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
Председатель
Законодательного Собрания
Тверской области |
В.А. Миронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тверской области от 30 июля 1998 г. N 26-ОЗ-2 "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Тверские ведомости" от 28 августа - 3 сентября 1998 г. N 70
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Тверской области от 23 декабря 2022 г. N 89-ЗО
Изменения вступают в силу с 24 декабря 2022 г.
Закон Тверской области от 28 июля 2022 г. N 51-ЗО
Изменения вступают в силу с 29 июля 2022 г.
Закон Тверской области от 28 июля 2021 г. N 53-ЗО
Изменения вступают в силу с 29 июля 2021 г.
Закон Тверской области от 5 июня 2020 г. N 40-ЗО
Изменения вступают в силу с 8 июня 2020 г.
Закон Тверской области от 3 марта 2020 г. N 7-ЗО
Изменения вступают в силу с 4 марта 2020 г.
Закон Тверской области от 8 июня 2016 г. N 30-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тверской области от 15 июля 2015 г. N 73-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Терской области от 29 апреля 2015 г. N 29-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тверской области от 12 ноября 2013 г. N 96-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тверской области от 2 июля 2013 г. N 52-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тверской области от 11 марта 2013 г. N 13-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тверской области от 24 июля 2012 г. N 66-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тверской области от 7 декабря 2011 г. N 80-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тверской области от 9 ноября 2010 г. N 87-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тверской области от 6 мая 2009 г. N 35-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тверской области от 10 июля 2008 г. N 74-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тверской области от 27 сентября 2005 г. N 116-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тверской области от 3 октября 2002 г. N 65-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тверской области от 25 марта 1999 г. N 53-ОЗ-2
Изменения вступают в силу со дня принятия названного Закона