Закон Тверской области от 25 июня 1998 г. N 23-ОЗ-2
"О поддержке и развитии малого предпринимательства
в Тверской области"
Раздел I. Общие положения ст. 1-3
Раздел II. Субъекты малого предпринимательства ст. 4
Раздел III. Система поддержки малого предпринимательства ст. 5, 6
Раздел IV. Основные направления и механизмы поддержки малого ст. 7-11
предпринимательства
Раздел V. Защита интересов субъектов малого ст. 12-13
предпринимательства
Раздел VI. Переходные положения ст. 14, 15
Настоящий Закон устанавливает основы государственной политики в отношении малого предпринимательства на территории Тверской области, действует на всей территории Тверской области в отношении всех субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных в области, независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности, не запрещенных законами Российской Федерации.
Раздел I.
Общие положения
Статья 1. Основные положения государственной политики поддержки малого предпринимательства на территории Тверской области
Политика органов власти Тверской области в отношении малого предпринимательства:
является неотъемлемой частью социально-экономической политики, проводимой в области;
направлена на создание необходимых условий для реализации на территории области действующего законодательства Российской Федерации о развитии и государственной поддержке малого предпринимательства;
предусматривает активную государственную поддержку субъектов малого предпринимательства путем обеспечения упрощенных, по сравнению с крупными предприятиями, условий вхождения на рынки и осуществления деятельности, достижение на этой основе позитивных социально-экономических эффектов развития малого предпринимательства на территории области.
Статья 2. Законодательство о развитии и государственной поддержке малого предпринимательства
Основными правовыми актами о развитии и государственной поддержке малого предпринимательства на территории области являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный Закон от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации";
- Федеральный Закон от 22.03.91 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями и дополнениями от 21.04.95 г.);
- Указы Президента Российской Федерации и нормативные акты Правительства Российской Федерации по вопросам развития и поддержки малого предпринимательства;
- настоящий Закон;
- постановления Законодательного Собрания Тверской области, постановления и распоряжения Губернатора Тверской области;
- нормативные акты органов местного самоуправления.
Статья 3. Основные понятия и определения, применяемые в настоящем законе
1. Малое предпринимательство, малый бизнес - самостоятельная деятельность субъектов малого предпринимательства, осуществляемая на свой риск, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
2. Субъект малого предпринимательства - коммерческая организация, имеющая отличительные признаки, установленные соответствующим федеральным законодательством, предприниматель без образования юридического лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Статус субъекта малого предпринимательства - статус, установленный в соответствии с Федеральным Законом от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
4. Государственная регистрация юридического лица - регистрация юридического лица в порядке, определенном Гражданским Кодексом Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации от 8.07.94 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации".
5. Инфраструктура поддержки и развития малого бизнеса - совокупность организаций, уставной деятельностью которых является:
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- содействие субъектам малого предпринимательства в регистрации, лицензировании деятельности, сертификации их продукции, представлении государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- содействие субъектам малого предпринимательства в развитии торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с другими регионами Российской Федерации и зарубежными государствами;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для малых предприятий;
- иная незапрещенная законодательством деятельность, направленная на создание режима наибольшего благоприятствования деятельности субъектов малого предпринимательства.
6. Упрощенный порядок налогообложения - порядок налогообложения, предусмотренный Федеральным Законом от 29.12.95г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Федеральный Закон РФ от 29.12.1995 года N 222-ФЗ в настоящее время действует в части, не противоречащей Федеральному Закону РФ от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"
7. Государственный заказ (госзаказ) - заказ на закупку и поставку товаров, работ, услуг, необходимых для решения задач жизнеобеспечения Тверской области, выполняемый по договору (контракту), заключенному между определенными органами государственной исполнительной власти области - государственным заказчиком и субъектами малого предпринимательства в соответствии с общими принципами и положениями Федерального Закона от 13.12.94г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.95 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", Указа Президента Российской Федерации от 8.04.97 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд".
8. Приоритетные направления деятельности субъектов малого предпринимательства - утвержденные Администрацией области (органами местного самоуправления), доведенные до населения и включенные в программу поддержки малого предпринимательства направления развития рынков товаров (услуг), учитывающие потребности населения и экономики в соответствующей продукции и социально-экономическую ситуацию в области и (или) в отдельных районах.
Раздел II
Субъекты малого предпринимательства
Статья 4. Реестр субъектов малого предпринимательства Тверской области
1. С целью учета субъектов малого предпринимательства, имеющих право на получение за счет средств областного фонда поддержки малого предпринимательства государственной поддержки в соответствии с настоящим Законом, а также обеспечения органов управления Тверской области информацией, необходимой для выработки оптимальной политики в отношении малого предпринимательства на территории области, субъекты малого предпринимательства заносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства Тверской области (далее - Областной Реестр).
Держателем Областного Реестра является комитет экономики Администрации Тверской области. Решением Губернатора Тверской области ведение Областного Реестра может быть передано уполномоченной организации, зарегистрированной на территории Тверской области.
Областной Реестр не заменяет собой Единый государственный реестр юридических лиц.
Порядок ведения Областного Реестра и предоставления пользователям хранящейся в нем информации определяется Положением, которое разрабатывается держателем Областного Реестра и утверждается Губернатором Тверской области.
2. Органы, осуществляющие регистрацию субъектов малого предпринимательства, ежеквартально представляют Держателю Областного Реестра информацию о зарегистрированных, перерегистрированных и ликвидированных малых предприятиях.
3. Администрации городов и районов Тверской области могут вести реестры субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных на территории муниципальных образований, по форме, определяемой Положением об Областном Реестре.
Раздел III
Система поддержки малого предпринимательства
Статья 5. Органы, осуществляющие государственную поддержку на областном уровне
1. Организация системы государственной поддержки малого предпринимательства в области осуществляется Администрацией области.
2. Реализация единой целенаправленной политики Администрации области по отношению к малому предпринимательству осуществляется через:
- специальное подразделение Администрации области, основными функциями которого являются анализ состояния малого предпринимательства, разработка системы мер государственной поддержки малого предпринимательства, координация работ и контроль за выполнением мероприятий региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства в Тверской области, координация деятельности органов государственного управления, предприятий и организаций по вопросам поддержки малого предпринимательства;
- областной фонд поддержки малого предпринимательства, основной задачей которого является финансовое обеспечение региональной политики государственной поддержки малого предпринимательства;
- иные элементы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, ориентированные на оказание субъектам малого предпринимательства информационных, методических и консалтинговых услуг.
Статья 6. Органы, осуществляющие поддержку малого предпринимательства на муниципальном уровне
1. Органы местного самоуправления в рамках своих полномочий решают вопросы по развитию и поддержке малого предпринимательства в соответствии с настоящим Законом.
2. Органы местного самоуправления могут применять дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов, создавать специальные структурные подразделения, муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства.
3. Поддержку малого предпринимательства области могут осуществлять также негосударственные структуры:
- финансово-кредитные;
- объединения, союзы, ассоциации предпринимателей;
- торгово-промышленная палата;
- лизинговые компании;
- другие негосударственные организации, имеющие целью своей деятельности поддержку и защиту малого предпринимательства.
Раздел IV
Основные направления и механизмы
поддержки малого предпринимательства
Статья 7. Государственная поддержка малого предпринимательства, осуществляемая в области
Решением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 27 мая 2002 г. признан недействительным пункт 1 статьи 7 настоящего закона в части исключения из числа субъектов малого предпринимательства, пользующихся государственной поддержкой, зависимых хозяйственных обществ
1. На государственную поддержку со стороны органов власти Тверской области имеют право субъекты малого предпринимательства, зарегистрированные в установленном законом порядке на территории Тверской области, вне зависимости от географии рынка сбыта производимой ими продукции (услуг, работ) и не относящиеся к категории дочерних или зависимых хозяйственных обществ.
2. Меры по поддержке и развитию малого предпринимательства в Тверской области осуществляются в соответствии с федеральными, областными и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства.
3. Государственная поддержка осуществляется по следующим основным направлениям:
- формирование региональной инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса, координация деятельности специализированных организаций, осуществляющих поддержку малого предпринимательства;
- финансирование областных программ развития и поддержки малого предпринимательства из областного бюджета;
- содействие в регистрации, лицензировании деятельности субъектов малого предпринимательства, сертификации их продукции, применении упрощенного порядка налогообложения;
- создание благоприятной среды для привлечения инвестиций в сферу малого бизнеса и льготных условий кредитования субъектов малого предпринимательства;
- обеспечение участия малых предприятий в реализации региональных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнения работ (услуг) по госзаказу;
- поддержка в организации и деятельности союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства, освещение опыта их деятельности в средствах массовой информации;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого бизнеса;
- поддержка межрегиональной и внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
- организация лизинга для малых предприятий;
- организация и финансирование производственно-технологической поддержки малого предпринимательства;
- путем организации конкурсов по сдаче в аренду и/или по передаче субъектам малого бизнеса во временное безвозмездное пользование без права продажи зданий, сооружений, оборудования, производственных помещений, иного имущества, находящегося в областной собственности в соответствии с законодательством об управлении имуществом, находящимся в государственной собственности Тверской области;
- полная или частичная компенсация затрат, понесенных субъектами малого предпринимательства при лицензировании своей деятельности и сертифицировании производимой ими продукции, по решению Администрации области и органов местного самоуправления;
- организация информационного обеспечения субъектов малого бизнеса;
- обеспечение безопасности предпринимательской деятельности.
В целях развития малого предпринимательства могут быть использованы и другие формы и методы государственной поддержки, не запрещенные действующим законодательством.
4. Органы местного самоуправления организуют разработку и контроль выполнения программ поддержки малого предпринимательства и разработку нормативных актов органов местного самоуправления по вопросам развития малого предпринимательства.
5. Администрация Тверской области ежегодно представляет в Законодательное Собрание области доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в области и мерах по его поддержке, включая отчет об использовании средств областного бюджета на цели государственной поддержки малого предпринимательства.
Доклад Администрации Тверской области публикуется в средствах массовой информации области.
Статья 8. Координационный Совет по развитию малого предпринимательства
В целях координации деятельности структурных подразделений Администрации области, администраций муниципальных образований, государственных и общественных организаций по поддержке и развитию малого предпринимательства, постановлением Губернатора области при Администрации Тверской области формируется Координационный Совет по развитию малого предпринимательства.
Координационный Совет является органом консультативного и информационного обеспечения Администрации области в сфере государственной поддержки малого предпринимательства.
Деятельность Координационного Совета осуществляется согласно Положению, утверждаемому Губернатором области.
Статья 9. Финансовое обеспечение поддержки малого предпринимательства
Решением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 27 мая 2002 г. признан недействительным абзац 1 пункта 1 статьи 9 настоящего закона в части возможности передачи функций от Тверского областного фонда поддержки малого предпринимательства к Тверскому областному фонду поддержки предпринимательства и инноваций
1. Финансовое обеспечение поддержки и развития малого предпринимательства в Тверской области осуществляет Тверской областной фонд поддержки малого предпринимательства, учреждаемый Администрацией области, функции которого могут быть переданы Тверскому областному фонду поддержки предпринимательства и инноваций.
Решением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 27 мая 2002 г. признан недействительным абзац 2 пункта 1 статьи 9 настоящего закона в части осуществления надзора за деятельностью Тверского областного фонда поддержки малого предпринимательства наблюдательным советом фонда и в части возможности передачи функций наблюдательного совета фонда Губернатором области координационному совету по развитию малого предпринимательства при Администрации Тверской области
В своей работе Тверской областной фонд руководствуется Уставом. Надзор за деятельностью Тверского областного фонда поддержки малого предпринимательства осуществляет Наблюдательный Совет Фонда. Функции Наблюдательного Совета Фонда Губернатором области могут быть переданы Координационному Совету по развитию малого предпринимательства при Администрации Тверской области.
2. Органы местного самоуправления области вправе создавать муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства в целях финансирования муниципальных программ в данной сфере.
3. Средства Тверского областного и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства образуются за счет:
- средств федерального, областного и местных бюджетов;
- доходов от собственной деятельности;
- добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных;
- доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
- средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества;
- доходов от выпуска и размещения ценных бумаг.
4. Все средства, предназначенные областным бюджетом на поддержку малого предпринимательства и указанные в расходной части областного бюджета отдельной строкой, аккумулируются в Тверском областном фонде поддержки предпринимательства и инноваций (фонде поддержки малого предпринимательства) в порядке, установленном Законодательным Собранием области. Контроль за использованием указанных средств осуществляют Наблюдательный Совет Фонда и Администрация области.
5. Финансовое обеспечение муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, внебюджетных и других источников через структуры, определяемые представительными органами местного самоуправления.
Порядок направления в муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства средств местных бюджетов, предназначенных на поддержку малого предпринимательства и порядок контроля за использованием указанных средств устанавливается соответствующими органами представительной власти.
Пункт 6 статьи 9 вступает в силу с 1 января 1999 года
6. Ежегодный объем финансовых средств, указанных в п. 4 настоящей статьи, должен составлять не менее 0,5 процента от доходной части бюджета.
Статья 10. Налогообложение субъектов малого предпринимательства
См. Федеральный Закон от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"
1. Порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.
Юридическим лицам, объединениям юридических лиц и физическим лицам, осуществляющим поддержку малого предпринимательства, а также субъектам малого предпринимательства, деятельность которых в соответствии с настоящим Законом признана приоритетной для экономики области, предоставляются льготы по налогообложению, при наличии категории налогоплательщиков.
Суммы денежных средств, высвободившихся в результате предоставленной льготы, направляются налогоплательщиками - юридическими лицами исключительно на развитие уставной деятельности и создание новых рабочих мест.
2. Перечень приоритетных направлений деятельности субъектов малого предпринимательства в Тверской области, дающих право на получение налоговых льгот, устанавливается органами государственной исполнительной власти области и органами местного самоуправления при утверждении соответствующих программ поддержки малого предпринимательства, исходя из социально-экономических интересов региона и с учетом его ресурсного потенциала и местных особенностей.
3. Налогоплательщикам, перечисленным в абзаце втором пункта первого настоящей статьи, предоставляются следующие налоговые льготы (в части средств, зачисляемых в областной бюджет):
а) в течение первых пяти лет с момента государственной регистрации освобождение от уплаты налога на прибыль, налога на имущество - малым предприятиям, занимающимся приоритетными видами деятельности, у которых в суммарной выручке 80 и более процентов составляет доля от реализации приоритетных видов продукции (работ, услуг);
б) уменьшение суммы налога на прибыль - негосударственным юридическим лицам и объединениям юридических лиц на сумму средств, перечисленных в Тверской областной фонд поддержки малого предпринимательства, за счет прибыли, остающейся в распоряжении юридического лица;
в) освобождение от уплаты налогов на имущество и на прибыль - фондам поддержки малого предпринимательства.
4. Налоговые льготы, перечисленные в пункте третьем настоящей статьи не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
5. Органы местного самоуправления области также могут предоставлять льготы по налогообложению субъектам малого предпринимательства (в части, зачисляемой в местный бюджет).
Статья 11. Льготное кредитование субъектов малого предпринимательства
1. Льготное кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется кредитными организациями с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства и обществами взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства в соответствии с действующим законодательством.
2. Кредитование субъектов малого предпринимательства за счет средств областного бюджета проводится исключительно через Тверской областной фонд поддержки малого предпринимательства на конкурсной основе.
Порядок кредитования субъектов малого предпринимательства за счет средств местных бюджетов устанавливается органами местного самоуправления.
3. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично прибыль, недополученную ими при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются двухсторонним договором между организацией, предоставляющей кредиты, и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.
Раздел V
Защита интересов субъектов малого предпринимательства
Статья 12. Ответственность за нарушение законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства
Органы исполнительной государственной власти Тверской области и органы местного самоуправления, должностные лица органов исполнительной государственной власти Тверской области и органов местного самоуправления несут установленную Законом ответственность за нарушение законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства.
Статья 13. Безопасность предпринимательской деятельности
1. Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности, ограждение предпринимателей и их семей, работников субъектов малого предпринимательства от посягательств криминальных структур, пресечение противоправных действий должностных лиц, создающих препятствия для нормальной деятельности субъектов малого предпринимательства и наносящих им материальный и моральный ущерб, осуществляются правоохранительными органами Тверской области в соответствии с действующим законодательством.
2. Органы местного самоуправления могут за счет расходов собственных бюджетов и средств, добровольно перечисляемых на эти цели физическими и юридическими лицами, создавать и организовывать деятельность соответствующих структур, обеспечивающих безопасность предпринимательской деятельности.
3. Субъекты малого предпринимательства имеют право решать задачи обеспечения безопасности своей деятельности силами собственных служб в рамках действующего законодательства, регламентирующего частную детективную и охранную деятельность в Российской Федерации.
Службам безопасности малых предприятий запрещается осуществлять оперативно-розыскные действия, отнесенные действующим законодательством к исключительной компетенции органов дознания.
Раздел VI
Переходные положения
Статья 14. Приведение действующих нормативных актов в соответствии с настоящим Законом
Нормативные акты органов государственной исполнительной власти области, органов местного самоуправления подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Пункт 6 статьи 9 вступает в силу с 1 января 1999 года.
Председатель
Законодательного Собрания
Тверской области |
В.А. Миронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тверской области от 25 июня 1998 г. N 23-ОЗ-2 "О поддержке и развитии малого предпринимательства в Тверской области"
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст закона опубликован в газете "Тверские ведомости" N 58, 17 - 23 июля 1998 г.
Законом Тверской области от 13 апреля 2009 г. N 24-ЗО настоящий закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Тверской области от 7 июня 2004 г. N 39-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Тверской области от 26 декабря 2003 г. N 96-ЗО
Изменения вступают в силу со дня подписания названного закона
Закон Тверской области от 27 декабря 2002 г. N 90-ЗО
Изменения вступают в силу со дня подписания названного закона
Закон Тверской области от 6 ноября 2002 г. N 73-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Тверской области от 20 марта 2002 г. N 3-ЗО
Изменения вступают в силу со дня подписания названного закона