Губернатор Тверской области |
В.И. Платов |
Паспорт программы
Наименование программы Наименование документов и даты принятия решений по разработке Программы Государственный заказчик Разработчики программы Основные исполнители Цель программы Задачи Основные направ- ления программы Сроки реализации программы Объем и источники финансирования Ожидаемые конечные результаты Система контроля за исполнением |
Комплексная научно-практическая программа охраны здоровья женщин и детей, снижения младенческой смертности до 2010 года "Основы государственной социальной политики по улучшению положения детей" (Указ Президента РФ от 16.09.95 г.) "Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе" (Постановление Правительства РФ от 29.08.96 г.) Распоряжение администрации Тверской области N 80 от 21.02.96 года Администрация Тверской области Тверская государственная медицинская академия Главные специалисты Управления здравоохранения Ведущие специалисты Управления социальной защиты, департамента образования, комитета по занятости, комитета по делам молодежи Государственные органы управления (области, городов, районов). Отраслевые органы координации в сфере социальной защиты материнства и детства. Главные врачи, районов Создание методических, методологических и организационных предпосылок формирования оптимального уровня здоровья женщин и детей в Тверской области с учетом ее региональных особенностей - Совершенствование кадровой политики службы материнства и детства о применением акцентов на высокую квалификацию специалистов - Развитие новых технологий медицинского обеспечения и социальной поддержки - Укрепление материально-технической базы службы, оснащение современным оборудованием - Научное сопровождение программы - Развитие системы подготовки молодежи (будущих родителей) к осознанному вступлению в брак и рождению здорового потомства - Организация семейных диспансеров, развитие движения "Здоровье через семью" - Укрепление службы репродуктивного здоровья - Создание системы, обеспечивающей естественное вскармливание детей - Укрепление системы реабилитации детей, пострадавших анте- и интранатально - Направленная реабилитация часто болеющих детей - Психическое здоровье детей, как залог соматического здоровья 1997 - 2010 год, 1997 - 2000 год с экономическим обеспечением Федеральный бюджет Областной бюджет Местный бюджет Снизить младенческую смертность до 15 % Снизить материнскую смертность до 25 - 27 % на 100000 живорожденных Снизить инфекционную заболеваемость дифтерией, корью, паротитом, коклюшем, кишечными инфекциями Предупреждение и снижение детской инвалидности Контроль за реализацией "Комплексной научно - практической программы охраны здоровья женщин и детей, снижения младенческой смертности до 2010 года" осуществляет Администрация области, Управление здравоохранения, Координационный совет по охране материнства и детства, Тверская медицинская академия, научно-исследовательский центр |
Приложение
к постановлению
Губернатора области
от 19 марта 1997 г. N 112
Тверская государственная медицинская академия
управление здравоохранения администрации области
Комплексная научно-практическая программа охраны
здоровья женщин и детей, снижения младенческой
смертности до 2010 года (III фаза)
г. Тверь 1997 год
Комплексная региональная программа охраны здоровья
женщин и детей, снижения младенческой смертности
в Тверской области до 2010 года
(научно-техническое обоснование)
Целью Программы является создание методологических, методических и организационных предпосылок формирования оптимального уровня здоровья детей и женщин в Тверской области с учетом ее региональных особенностей.
В 1995 году успешно завершилась 2-я фаза Программы, позволившая выйти на среднереспубликанские позиции по многим показателям, в том числе и по самому важному - интегральному показателю - младенческой смертности. Региональная программа позволила консолидировать все силы, заинтересованные в формировании здоровья женщин и детей: врачей, ученых, социальных работников, общественных организаций, прессы и других.
Разработана и частично апробирована концепция этапного формирования здоровья, получившая название "Тверская спираль" (Л.Ф. Виноградов, 1990), включающая пять основных позиций: 1 этап - формирование здоровья будущих родителей (здоровье школьников), 2 этап - зачатие, 3 этап - беременность, 4 этап - роды, 5 этап - постнатальный этап формирования здоровья (от рождения до 7 лет).
Уровни здоровья родителей и детей не совпадают, поэтому спираль, названная "Тверской спиралью", либо накапливает здоровье из поколения в поколение, либо обуславливает регресс его.
Тверская комплексная программа охраны здоровья женщин и детей опирается на следующие государственные документы:
1. Указ президента РФ от 01.06.1992 N 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы".
2. Постановление Правительства РФ от 23.08.1993 N 848 "О реализации конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей".
3. Постановление Правительства РФ от 31.01.1994 N 69 о разработке национального плана действий в интересах детей РФ и соответствующего решения Коллегии МЗ и МП РФ от 20.12.1994, протокол N 25.
Направленность Программы отвечает Национальному Плану действий в интересах детей России (постановление Правительства РФ от 31.01.94 N 69).
Реализация комплексной программы позволит к 2010 году достичь следующих показателей здоровья:
1. Снизить детскую смертность (от О до 14 лет) до 100 на 100000 населения соответствующего возраста за счет снижения смертности от:
- травм, несчастных случаев и отравлений - до 20,0 %,
- врожденных аномалий развития - до 20,О %,
- болезней органов дыхания - до 10,0 %,
- болезней нервной системы - до 4,0 %,
- инфекционных заболеваний - до 2,0 %.
2. Снизить младенческую смертность с 19,3 % в 1995 году до 14,5 % на 1000 в 2010 году за счет снижения уровня:
- неонатальной смертности детей - до 9 - 10 %,
- постнеонатальной смертности -до 4 - 5 %,
- младенческой смертности от травм, отравлений, несчастных случаев до 0,50 %.
3. Снизить материнскую смертность (в 1995 году - 40,0 %) до 25 - 27 % (на 100000 родившихся живыми) за счет уменьшения частоты осложнений во время беременности и в родах:
- акушерских кровотечений - в 2 раза;
- сепсиса - в 2 раза;
- абортов - в 2 раза.
4. Снизить инфекционную заболеваемость, предупреждаемую с помощью вакцин (дифтерия, корь, коклюш, туберкулез, полиомиелит, паротит), на основе государственной программы "Вакцинопрофилактика": дифтерией - до единичных случаев, корью - до 3 случаев на 100000 населения к 1997 году и до единичных случаев к 2010 году, паротитом - до менее 10 случаев на 100000 населения к 2000 году, коклюшем - до 5 случаев на 100000 населения к 1997 году. Ликвидировать смертельные случаи от дизентерии и заболеваемость полиомиелитом к 2000 году.
5. Снизить заболеваемость детей болезнями органов дыхания, в частности ОРЗ, массовыми инфекционными заболеваниями путем:
- повышения санитарной грамотности населения, обеспечения доступа к чистой воде и доброкачественным продуктам питания;
- улучшения санитарно-гигиенических условий пребывания детей в детских коллективах;
- внедрения программы иммунопрофилактики детского населения против гриппа;
- совершенствования медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях (дошкольных учреждениях, школах).
6. Снизить детскую инвалидность на основе государственной программы "Дети - инвалиды", имея в виду реализацию основных медико-технологических задач:
- внедрение комплексной программы дородовой диагностики патологии плода;
- реализацию программы медико-генетической помощи;
- развитие эффективной службы реанимации, интенсивной терапии и реабилитации.
Этапы формирования здоровья
1 этап: Формирование здоровья будущих родителей
Продолжительность 1-го этапа составляет, как правило, более 10 лет (то есть от 7 лет до зачатия), обусловливая его приоритет среди последующих этапов.
Наследование основных признаков родителей определяет в грубых чертах остов гомеостаза будущего ребенка. Именно поэтому так важно оптимизировать процессы формирования здоровья на 1-м этапе.
Быстрые темпы роста и развития, высокая чувствительность к условиям воспитания, факторам внешней среды, связанные с морфо-функциональной и нейро-гуморальной перестройкой организма школьников, делают организм в этом возрастном периоде наиболее уязвимым к их воздействиям, что и объясняет довольно высокую заболеваемость детей.
Одним из основных направлений научно-практической деятельности следует считать, естественно, профилактику заболеваний школьников и, в первую очередь, сердечно-сосудистых. Именно в этом возрасте зарождается будущая сердечно-сосудистая патология взрослых, стойко занимающая первое место в структуре смертности и заболеваемости взрослого населения. В основе таких заболеваний системы кровообращения как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, атеросклероз коронарных сосудов и сосудов головного мозга, аритмии сердца и других лежит функциональное нарушение вегетативной регуляции сердца и сосудов.
В этом контексте в первую очередь следует говорить о мероприятиях по нивелированию у детей гипокинезии. Малоподвижный образ жизни является наиболее частой и наиболее веской причиной вегетативных расстройств у детей школьного возраста вообще и подростков в частности. Кроме того, следует предусмотреть меры по снижению влияния на школьников неадекватных психо-эмоциональных и умственных нагрузок.
Важным разделом в охране здоровья детей школьного возраста является вторичная профилактика у детей с хронической патологией, удельный вес которой в популяции школьников по отдельным нозологическим формам достигает 60 %. Начало такой работы необходимо связать прежде всего с ликвидацией условий, которые не только способствуют хронизации болезни, но и являются провоцирующими факторами, вызывающими обострение уже имеющегося хронического процесса. С особой остротой требуются разработки критериев принадлежности хронических больных к физкультурной группе, организация диетического питания этих детей, режима учебных нагрузок с учетом психо-характерологических особенностей подростков, их микросоциума, иммунологического и вегетативного статуса.
Кроме того, представляется необходимым разработать и внедрить в практику санаторных учреждений области методы немедикаментозной реабилитации хронических больных и детей, перенесших острые заболевания.
Требует научного поиска и практического внедрения система реабилитации детей с функциональными и пограничными состояниями. Практически значимой проблемой охраны здоровья школьников является профилактика, ранняя диагностика и лечение гастроэнтерологических заболеваний - одной из самых распространенных и прогрессивно растущих нозологических групп.
Организационно важным моментом является дальнейшее совершенствование скрининг - программы профилактических осмотров школьников.
В отношении каждой группы школьников должны быть разработаны профилактические, оздоровительные, реабилитационные и лечебные мероприятия, проводимые на различных этапах оказания медицинской помощи детям и на различном уровне здравоохранения.
Программой предусмотрен пересмотр функциональных обязанностей медицинских работников образовательных учреждений вообще и школ в частности, особенно в части охраны здоровья школьников. Намечены практические пути преемственности с организациями и ведомствами, занимающимися различными сферами деятельности в отношении школьников и обязанных при этом учитывать уровень здоровья школьника.
Отдельный вопрос о подготовке мальчиков - подростков к службе в армии, и, возможно, к отдельным родам войск.
План мероприятий по 1 этапу
Формирование здоровья детей как будущих родителей
Мероприятия |
Объем финансирования в млн. руб. |
Исполнитель |
Источники финансирования |
||||
На период реализации |
В том числе по годам | ||||||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | ||||
1. Открыть в г. Твери подростковую поликлинику |
3390,0 | - | 1130,0 | 1130,0 | 1130,0 | МЗ и МП, Управление здравоохранения |
Бюджеты: Федеральный - 20 % Областной - 50 % Местный - 30 % |
2. Разработать программу совместного обучения преподавателей и врачей по совершенствованию их знаний в вопросах охраны здоровья школьников |
3,0 | 1,5 | - | 1,5 | - | ТГМА | Областной бюджет - 50 % Хозрасчет - 50 % |
3. На базах факультета постдипломного образования ТГМА и Тверского института усовершенствования учителей провести переподготовку врачей и преподавателей средних учебных заведений области по проблемам охраны здоровья школьников и подростков |
43,2 | 10,8 | 10,8 | 10,8 | 10,8 | ТГМА | Областной бюджет - 50 % Хозрасчет - 50 % |
4. Ввести в штатное расписание общеобразовательных школ должность медицинского психолога |
Заложено в штатном расписании школы |
Департамент образования |
|||||
5. Завершить внедрение на территории области скрининг - программы медицинского обеспечения школьников. Создать банк данных на школьников группы высокого риска по серчечно -сосудистой патологии. На основании исследования системной деятельности организма школьников разработать и внедрить в школах области систему динамического слежения за формированием здоровья учащихся |
197,0 | 49,2 | 49,3 | 49,2 | 49,3 | Управление здравоохранения Департамент образования |
Бюджеты: Областной - 20 % Местный - 70 % Внебюджетные источники - 10 % |
6. Разработать и внедрить в общеобразовательных школах режим двигательной активности |
4,8 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | Деп.образования Управление здравоохранения Комитет по ФиС |
Местный бюджет - 100 % |
7. Расширить показания и пересмотреть противопоказания к занятиям физкультурой учащихся общеобразовательных учреждений |
3,9 | 0,9 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | Деп.образования Управление здравоохранения Комитет по ФиС |
Местный бюджет - 100 % |
8. Преобразовать дошкольно - школьные отделения детских поликлиник в отделения профилактики и реабилитации |
51,0 | 12,0 | 13,0 | 13,0 | 13,0 | Деп.образования Управление здравоохране- ния |
Местный бюджет - 100 % |
9. Приоритетно выделить финансирование на строительство и оборудование на каждой школе спортивной базы (залы, стадионы, площадки, корты, лыжные базы) |
400,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | Департамент образования |
Областной бюджет - 5 % Местный бюджет - 95 % |
10. Открыть в школах курсы для преподавателей, учащихся и их родителей по изучению вопросов палеологии |
57,6 | 14,4 | 14,4 | 14,4 | 14,4 | Департамент образования, Управление здравоохранения |
Местный бюджет - 100 % |
11. Организовать на базе общеобразовательных школ N 7 и N 16 г. Твери экспериментальные площадки для изучения, разработки и внедрения программ по охране здоровья детей школьного возраста |
18,8 | 7,0 | 5,9 | 5,9 | - | Департамент образования, Управление здравоохранения |
Бюджеты: Областной - 70 % Местный - 20 % Внебюджетные источники - 10 % |
12. Ввести в состав педагогических советов школ врача школы и (или) зав. дошкольно-школьным отделением (профилактики и реабилитации) территориальной детской поликлиники |
Без затрат |
Постоянно | | | | | | | | | | | | | | |
Департамент образования, Управление здравоохранения |
||||
13. Обеспечить всех школьников бесплатным диетическим питанием |
140 | 35 | 35 | 35 | 35 | Департамент образования |
Местный бюджет - 100 % (заложено в бюдж.) |
14. Разработать систему экономического стимулирования учащихся и их родителей,преподавателей, врачей, в целом школ и детских поликлиник за эффективность пропаганды здорового образа жизни и показатели здоровья (именные стипендии Губернатора области, бесплатные путевки на отдых) |
200,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | Департамент образования, Управление здравоохранения Управление социальной защиты населения |
Бюджеты: Областной - 50 % Местный - 30 % Внебюджетные источники - 20 % |
15. В школах (по классам) ввести наглядную информацию показателей здоровья учащихся (артериальное давление, масса тела, статическая выносливость, средний балл и др.) за неделю, месяц и т. д. |
20,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | Департамент образования, Управление здравоохранения |
Местный бюджет - 100 % |
16. Включить в программы массовой информации рубрику (заставки,сюжеты) по вопросам охраны здоровья подростков как будущих родителей |
78,0 | 19,5 | 19,5 | 19,5 | 19,5 | Управление здравоохранения средства массовой информации |
Областной бюджет - 100 % |
17. Обеспечить социально - психологическую адаптацию подростков со сниженной остротой зрения и слуха, задержкой умственного развития, инвалидов, хронических больных в вопросах профориентации, обеспечения работой и т. п. |
749,3 | 267,4 | 185,9 | 148,0 | 148,0 | Управление здравоохранения Управление социальной защиты населени Департамент образования, Комитет по занятости населения |
Областной бюджет - 70 % Местный бюджет - 30 % , |
18. Расширить показания для индивидуального, частично индивидуального, заочного и заочно-очного обучения школьников по медицинским и психологическим показаниям |
2,0 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | Департамент образования, Управление здравоохранения |
Областной бюджет - 100 % |
19. Внедрить ежегодную сертификацию преподавателей школ по психологии детского и подросткового возраста |
18,0 | 10,0 | 4,0 | 2,0 | 2,0 | Департамент образования |
Бюджеты: Областной - 50 % Федеральный - 50 % |
20. Выделить в основное направление работы психологов - педагогов и медицинских психологов формирование приоритетов девочек, девушек как будущих матерей |
28,8 | 7,2 | 7,2 | 7,2 | 7,2 | Департамент образования, Управления здравоохранения |
Местный бюджет - 100 % |
21. Разработать экопатологические карты для образовательных учреждений г.Твери и области |
60,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | Департамент образования, ТГМА |
Областной бюджет - 100 % |
22. Разработать индивидуальные прогностические программы для детей младших классов с целью оптимизации течения пубертатного периода |
16,0 | 8,0 | 8,0 | - | - | Управление здравоохранения ТГМА |
Областной бюджет - 100 % |
23. Внедрить в работу реабилитационных отделений детских поликлиник и детских санаториев немедикаментозные методы лечения заболеваний функционального класса и переходных состояний |
20,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | Управление здравоохранения |
Областной бюджет - 100 % |
24. Определить врачебно- физкультурный диспансер методическим центром подготовки инструкторов из числа учеников по пропаганде физически активного образа жизни |
18,0 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | Управление здравоохранения |
Областной бюджет - 100 % |
25. Разработать и внедрить программу по гигиене полости рта "ослепительная улыбка" среди учащихся начальных классов |
20,0 | 5,0 | 10,0 | 5,0 | - | Управление здравоохранения ТГМА, Департамент образования |
Областной бюджет - 100 % Внебюджетные источники - 50 % |
26. Организация отделения для лечения наркомании, токсикомании среди детей и подростков |
150,0 | 100,0 | 50,0 | - | - | Управление здравоохранения |
Областной бюджет - 100 % |
27. Создать областной центр медико-социальной реабилитации детей,имеющих ограниченные возможности |
5180 | 1295 | 1295 | 1295 | 1295 | Управление здравоохранения Управление социальной защиты населения |
Областной бюджет - 100 % |
28. Организовать экстренную психологическую службу для детей и подростков "Телефон доверия" |
332,0 | 83,0 | 83,0 | 83,0 | 83,0 | Управление социальной защиты населения |
Областной бюджет - 100 % |
2 этап: Зачатие
Опыт человечества в целом и медицинские исследования позволяют определить зачатие как ответственный процесс зарождения новой жизни, подконтрольный, при условии наличия соответствующих служб планирования семьи и медико-генетической консультации.
Особое значение приобретает состояние здоровья матери и отца будущего ребенка к моменту зачатия.
Доказано, что у детей, рожденных от больных, очень молодых и пожилых родителей, матерей особенно, меньше вероятность выжить.
Особенно возрастает риск репродуктивных потерь у женщин старше 35 лет, дети которых чаше имеют пороки развития, рождаются недоношенными, травмированными во время родов, что способствует увеличению перинатальной смертности и инвалидности с детства.
Интервалы между рождениями менее 2-х лет увеличивают риск детской смертности вдвое, что объясняется конкуренцией между детьми в приоритетном отношении к ним по уходу и грудному вскармливанию.
В регионах и странах с низким уровнем дохода в семьях показатели материнской смертности в случаях З-х и 4-х родов увеличивались в 4 раза по сравнению с первыми и вторыми родами; соответственно увеличивались показатели младенческой смертности.
Подготовка к зачатию поможет избежать неблагоприятных стрессовых ситуаций на начальном этапе беременности и благоприятно скажется на судьбе будущего ребенка.
В гармонии социального и биологического видится успех программы повышения качества жизни и демографической политики Тверского региона.
Высокая социальная защита молодой семьи помогла бы решить проблему безопасного материнства и народонаселения Тверской области.
В консультациях и Центрах семейного планирования молодоженам необходима консультативная помощь в выборе времени и условии зачатия ребенка, особенно для супругов группы риска.
Профилактика рождений детей с наследственной патологией возможна при последовательном выполнении следующих условий:
а) постоянном информировании населения о наиболее часто встречающейся наследственной патологии;
б) массовом скрининге определенных групп населения;
в) выделении групп риска по наследственной патологии среди супружеских пар;
г) дополнительных исследованиях в этих группах, начиная с ранних сроков беременности;
д) исследование показателей метаболизма у новорожденного в постнатальном периоде на первом году жизни;
е) наблюдения у специалистов необходимого уровня.
Вместе с тем наибольшую опасность для потомства в настоящее время представляют латентные инфекции, диагностика которых затруднена из-за дорогостоящих методов идентификации.
План мероприятий по 2 этапу
Зачатие
Мероприятия |
Объем финансирования в млн. руб. |
Исполнитель |
Источники финансирования |
||||
На период реализации |
В том числе по годам | ||||||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | ||||
1. Совершенствовать работу областного Центра планирования семьи и репродуктивного здоровья с организацией молодежного центра "Подросток" на базе РД N 2 г. Твери: - ремонт здания - оборудование |
150,0 200,0 |
50,0 200,0 |
100,0 - |
- - |
- - |
Управление здравоохранения |
Областной бюджет - 20 % Местный бюджет (г. Тверь) - 80 % |
2. Организовать филиалы Центра планирования семьи при женских консультациях в городах областного подчинения: - реконструкция помещений - оснащение оборудованием |
1000,0 200,0 800,0 |
100,0 100,0 - |
300,0 100,0 200,0 |
400,0 - 400,0 |
200,0 - 200,0 |
Управление здравоохранения |
Местный бюджет - 100 % |
3. В поликлиниках, городских больницах г. Твери, ЦРБ организовать кабинеты планирования семьи |
200,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | Управление здравоохранения |
Местный бюджет - 100 % |
4. Организация медико- генетического консультирования пар, вступающих вбрак: - подготовка кадров - оснащение оборудованием - реконструкция помещений |
48,0 1000,0 800,0 |
12,0 250,0 - |
12,0 250,0 200,0 |
12,0 250,0 300,0 |
12,0 250,0 300,0 |
Управление здравоохранения |
Местный бюджет - 100 % |
5. Внедрение новых технологий для лечения бесплодных браков: - приобретение эндоскопического оборудования, аппаратуры для искусственной инсеминации |
200,0 |
50,0 |
100,0 |
50,0 |
- |
Управление здравоохранения |
Областной бюджет - 100 % |
6. Подготовка кадров (андрологов, сексопатологов) |
21,0 | 10,0 | 11,0 | - | - | Управление здравоохранения ТГМА |
Областной бюджет - 100 % |
7. Обеспечение информированности населения в области планирования семьи, клуб "семья" |
24,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | Управление здравоохранения средства массовой информации |
Областной бюджет - 100 % |
8. Ввести в учебные программы средних школ, ПТУ и техникумов вопросы сексуального образования и воспитания подростков (разработка лекций, оплата лекторам) |
20,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | Департамент образования, Управление здравоохранения |
Областной бюджет - 100 % |
9. Создание видеотеки для детей разных возрастных групп и взрослых по вопросам здорового образа жизни, сексуальной культуры, планирования семьи |
32,0 | 8,0 | 8,0 | 8,0 | 8,0 | Управление здравоохранения |
Областной бюджет - 100 % |
10. Проведение циклов передач на радио, телевидении; выступление в местной печати по проблемам здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, сексуального поведения |
16,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | Управление здравоохранения |
Областной бюджет - 100 % |
3 этап: Беременность
В современном акушерстве принято делить беременность на 2 половины или по триместрам.
Патогенные факторы первого триместра беременности приводят к формированию первичной плацентарной недостаточности и невынашиванию беременности. На формирование первичной плацентарной недостаточности оказывает влияние общее состояние здоровья беременной, особенно эндокринная, сосудистая патология, состояние репродуктивной системы, иммунологические факторы. Из факторов социально-медицинского характера следует выделить материально-бытовые условия, характер питания, курение, алкоголизм, наркоманию, профессиональные вредности.
Имеет значение также образ жизни, соответствие его биоритмам женского организма. По данным украинских авторов наиболее неблагоприятными месяцами для зачатия и родов явились летние жаркие месяцы и февраль.
Разработка достаточно простых и надежных тестов в сочетании с современными биофизическими, биохимическими и эхографическими методами применительно к ключевым этапам беременности, по нашему мнению, позволит уменьшить число посещений беременных в женскую консультацию с повышением качества медицинского обслуживания.
С точки зрения перинатальной медицины наиболее важным является своевременная диагностика преждевременного прерывания беременности и выявление гестозов второй половины беременности, их лечение и устранение неблагоприятных перинатальных осложнений.
Укрепление и дополнительное оснащение перинатальных диагностических отделений вполне позволит справиться с поставленными задачами по современному обеспечению беременных лечебно-профилактической помощью. В дальнейшем планируется ввести в работу женских консультаций комплекс мероприятий, направленных на формирование тела и органов плода путем целенаправленных воздействий (индивидуальный подбор продуктов питания, медикаментозные воздействия, аутотренинг и т. п.).
На предстоящие годы предстоит реорганизовать систему подготовки беременных к родам, обучить персонал женских консультации и родильных домов новым подходам с учетом современных достижений психологов, нейрофизиологов, специалистов по анестезиологии и, естественно, акушеров - гинекологов. В штат обслуживания беременных в отделениях патологии беременности следует ввести квалифицированных перинатологов, владеющих основами пренатальной диагностики состояния внутриутробного плода и перинатальной фармакологии.
План мероприятий по 3 этапу
Беременность
Мероприятия |
Объем финансирования в млн. руб. |
Исполнитель |
Источники финансирования |
||||
На период реализации |
В том числе по годам | ||||||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | ||||
1. Совершенствование системы наблюдения за беременными: пересмотреть сроки и кратность посещений беременных в зависимости от состояния здоровья, наличия экстрагенитальной и акушерской патологии; показания к госпитализации и сроки пребывания в стационаре и проведения реабилитационных мероприятий |
Без затрат |
Управление здравоохранения |
|||||
2. Разработать и внедрить автоматизированную систему слежения за состоянием здоровья беременных с оценкой степени риска акушерской и перинатальной патологии |
205,5 | 60,0 | 60,0 | 60,0 | 25,0 | Управление здравоохранения |
Областной бюджет - 30 % Местный бюджет - 70 % |
3. Реконструировать существующий роддом в г. Твери в областной перинатальный центр на 100 мест |
225,0 | 66,8 | 155,7 | - | - | Управление здравоохранения |
Областной бюджет - 70 % Местный бюджет - 30 % |
4. Оснастить родовспомогательные учреждения медицинской аппаратурой для обеспечения акушерско-гинекологической помощи с использованием современных медицинских технологий (эндоскопическое оборудование, аппаратура искусственной вентиляции легких, фетальные мониторы) |
4171,0 | 2451,0 | 570,0 | 570,0 | 580,0 | Управление здравоохранения |
Областной бюджет - 40 % Федеральный бюджет - 20 % Местный бюджет - 20 % Внебюджетные источ- ники - 20 % |
5. Открыть на освобождающихся площадях приют для беременных и матерей из неблагополучных семей, одиноких и несовершеннолетних оказавшихся в экстремальных условиях, в г.Твери |
400,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | Управление здравоохранения Управление социальной защиты |
Областной бюджет Местный бюджет |
6. Ввести в штаты родовспомогательных учреждений г.Твери и гг. областного подчинения психологов(5 роддомов г.Твери и 8 род. отделений ЦРБ) |
60,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | Управление здравоохранения |
Местный бюджет |
7. Обеспечить родовспомогательные учреждения необходимыми медикаментами, реактивами для определения свертывающей системы крови |
50,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 20,0 | Управление здравоохранения |
Местный бюджет |
8. Совершенствовать работу школ будущих родителей на базе женских консультаций г. Твери гг. областного подчинения: - приобретение оборудования для классов, школ "будущих родителей" (мебель, видео, кассеты и др.) |
150,0 | 40,0 | 40,0 | 40,0 | 30,0 | Управление здравоохранения |
Кредиты Всемирного Банка реконструкции и развития |
9. Внедрение методов психологической подготовки к родам будущих матери и отца |
40,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | Управление здравоохранения |
Местный бюджет |
10. Обеспечить беременных женщин и кормящих матерей гарантированным питанием, витаминными и железосодержащими препаратами (из расчета - одна минимальная заработная плата в месяц на питание) |
3000,0 | 500,0 | 900,0 | 800,0 | 800,0 | Управление здравоохранения Отдел - лекарственного обеспечения |
Кредиты Всемирного Банка реконструкции и развития |
11. Обеспечить льготный проезд беременных из районов области для консультации в областной центр по мед. показаниям |
80,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | Упр. социальной защиты, Управление здравоохранения |
Местный бюджет |
12. При лицензировании родовспомогательных учреждений учитывать соответствие их санитарно- гигиеническим нормам и внедрению новых современных технологий ведения родов: (совместное пребывание мать - дитя, роды с мужем, грудное вскармливание и т.д.) |
Без затрат |
||||||
13. Подготовка кадров Внедрить компьютерный тестовый контроль при проведении аттестации врачей акушеров - гинекологов по методике, утвержденной МЗ РФ |
20,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | Управление здравоохранения ТГМА |
Областной бюджет - 50 % Местный бюджет - 50 % |
14. Проведение ежегодных семинаров для врачей и акушерок по актуальным вопросам акушерства и гинекологии (командировочные расходы) |
60,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | Управление здравоохранения |
Местный бюджет |
15. Разработка тактики ведения беременных с тяжелыми осложнениями в процессе беременности (токсикозы, кровотечения, инфекции, преждевременные роды) |
16,0 | 8,0 | 8,0 | - | - | Управление здравоохранения ТГМА |
Областной бюджет |
16. Разработка научно обоснованных критериев качества эффективности оказания акушерской помощи |
12,0 | 6,0 | 6,0 | - | - | Управление здравоохранения ТГМА |
Областной бюджет |
17. Организация женского кризисного центра |
920,0 | 230,0 | 230,0 | 230,0 | 230,0 | Управление здравоохранения Управление соц. защиты, комитет по занятости населения |
Областной бюджет |
4 этап: Роды. Безопасное материнство
Роды всегда считались ответственным моментом в жизни женщины, т. к. психологическая и физическая нагрузка на организм, адекватная длительной физической работе средней интенсивности, многочасовые болевые ощущения и тревожное ожидание рождения ребенка порождают чувство неуверенности в собственных силах и подобны стрессу.
Собственные исследования и клинический опыт убедили нас в необходимости программированного ведения родов с использованием принципов интенсивного родового блока (Ю.В. Раскуратов, 1995).
Организационные мероприятия должны обеспечивать все виды квалифицированной акушерской помощи от оказания пособия в родах, а также комплекс мероприятий в отношении плода и новорожденного, поэтапную терапию гипоксии плода, сердечной недостаточности и других опасных для новорожденного состояний.
Диагностические мероприятия должны обеспечивать объективную оценку матери и плода в родах, течение родового процесса по периодам. Как обязательный компонент такого наблюдения должно быть мониторное наблюдение в родах.
В зависимости от данных наблюдения и оценки течения беременности, составляется алгоритм лечебно-профилактических мероприятии и план родоразрешения.
Отношение к плоду как к внутриутробному пациенту; учет его права на жизнь и здоровье становятся основополагающими моментами работы персонала родильного блока. В этой связи расширяются показания для кесарева сечения в интересах плода в различных акушерских ситуациях.
Важным вопросом современного акушерства и перинатальной медицины является проблема лактации и грудного вскармливания.
В решении этой проблемы необходимо сотрудничество акушерок, детских сестер, врачей - акушеров и неонатологов, а также участие родильницы и членов ее семьи, так как в семьях, где традиции грудного вскармливания поддерживаются, наиболее вероятен успех в данном деле.
План мероприятий по реализации 4 этапа
Роды
Мероприятия |
Объем финансирования в млн. руб. |
Исполнитель |
Источники финансирования |
||||
На период реализации |
В том числе по годам | ||||||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | ||||
1. Совершенствовать работу по вопросам контрацепции в женских консультациях г. Твери и родильных домах в послеродовом периоде. Довести число женщин, пользующихся современными методами контрацепции до 55 %; приобретение контрацептивных средств для малоимущих |
60,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | Управление здравоохранения |
Кредит Всемирного Банка реконструкции и развития |
2. Обучить врачей и акушерок родовспомогательных учреждений области подбору контрацептивов и введению ВМС и методам диспансерного контроля за эффективностью их использования |
40,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | Управление здравоохранения, ТГМА |
Местный бюджет |
3. Осуществить выпуск брошюры для населения по планированию семьи и вреде абортов |
8,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | Управление здравоохранения |
Областной бюджет |
4. Привлечь религиозные организации к работе по предупреждению абортов среди верующего населения |
Без затрат |
Епархия, Управление здравоохранения |
|||||
5. Обобщить работу по планированию семьи на областной научно- практической конференции |
3,0 | - | 3,0 | - | - | Управление здравоохранения |
Внебюджетные источники |
6. Включить в учебный план обучение врачей - акушеров основам перинатальной медицины и пренатальной диагностики в акушерстве |
2,0 | 2,0 | - | - | - | ТГМА | Областной бюджет |
7. Оснастить все женские консультации аппаратами типа биомонитора или фоноэлектрокардиографами. Обучить врачей - акушеров женских консультаций использовать ВМТ и ФЭКГ плода в диагностике гипоксии |
263,0 | 65,0 | 66,0 | 66,0 | 66,0 | Управление здравоохранения |
Областной бюджет - 30 % Местный бюджет - 70 % |
8. Подготовить на центральных базах для работы в женских консультациях: - эндокринолога - 1 - генетиков - 2 - андролога - 1 - психологов - 2 |
28,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | Управление здравоохранения |
Областной бюджет - 30 % Местный бюджет - 70 % Внебюджетные источники - 20 % |
9. Организовать при перинатальном центре лечение бесплодия: банк донорской спермы, искусственное осеменение спермой мужа и спермой донора |
1000,0 | 100,0 | 300,0 | 300,0 | 300,0 | Управление здравоохранения, ТГМА |
Областной бюджет - 80 % Внебюджетные источники - 20 % |
10. Расширить показания для хирургической лапароскопической стерилизации до 100 в год по гинекологическим отделениям РД N 1, N 2, N 4 и областной больнице |
Без затрат |
Управление здравоохранения |
|||||
11. Провести тематические семинары для врачей по принципам работы в системе "интенсивного родового блока", обучить врачей акушерских отделений и акушерок по программе "безопасное материнство" |
8,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | Управление здравоохранения |
Областной бюджет |
12. Подготовить к изданию буклеты и брошюры для населения: а) "Сладкая ягода..."; б) "Сказки для взрослой мамы"; в) "А что потом?..."; г) "За закрытой дверью"; д) "Пока дети спят"; е) "Да услышит Вас Всевышний" |
12,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | Управление здравоохранения, средства массовой информации |
Областной бюджет |
13. Организация среди студенческой молодежи клуба "Молодая семья" по пропаганде здорового образа жизни и планированию семьи, юридические и экономические консультации. Принять участие в международных программах по планированию семьи, делегировать своих сотрудников для обмена опытом и обучения в зарубежные страны |
60,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | Комитет по делам молодежи |
Областной бюджет - 50 % Федеральный бюджет - 50 % |
14. Провести исследование системы гемостаза у беременных и рожениц с аномалиями родовой деятельности. Обобщить опыт внедрения системы ведения родов с учетом патогенических вариантов аномалий родовой деятельности и интенсивного родового блока |
21,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | - | ТГМА | Областной бюджет |
15. Провести исследование о влиянии кесарева сечения на акушерские и перинатальные показатели |
Без затрат |
ТГМА | |||||
16. Провести исследования по психологическим тестам беременных и рожениц в процессе подготовки их к родам и в послеродовом периоде для выбора метода обезболивания и ведения родов |
21,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | - | ТГМА | Областной бюджет |
5 этап: Постнатальный этап формирования здоровья
(от 0 до 7 лет)
Постнатальный этап формирования здоровья протяженностью от рождения ребенка до поступления в школу выделен не случайно в определенных рамках, ибо именно в этот очень сложный период педиатры (и семейные врачи) могут объективно оценить результаты своей работы по формированию здоровья.
Основными стратегическими направлениями на этом этапе являются:
1. Борьба за естественное вскармливание, совершенствование алгоритма борьбы с гипогалактией применительно к менталитету жителей Тверской области.
2. Система реабилитации детей с натальной травмой и другими повреждениями ЦНС, включающая:
- родильный дом (скрининг, невропатолог, УЗИ);
- отделение натальной травмы областной детской больницы;
- отделение детской неврологии областной детской больницы;
- центр реабилитации (г. Тверь больница N 5);
- санаторий для детей с детским церебральным параличом.
3. Профилактика и нивелирование неблагоприятных фонов (состояний): рахита, анемии, хронических расстройств питания, диатезов, аномалии конституции и др.
4. Интенсивная помощь новорожденным и детям раннего возраста. Необходимость совместного пребывания матери и ребенка в одной палате очевидна.
Здоровье ребенка грудного возраста зависит от состояния физического (ФР) и нервно-психического (НПР) развития, поэтому в пропаганде медицинских знаний и деятельности первичного звена необходимо больше внимания уделять обучению матери компонентам, приемам достижения оптимального уровня ФР и НПР через врача, медсестру, кабинеты здорового ребенка.
По окончании раннего неонатального периода можно выделить следующие критические периоды для развития ребенка:
- 6 - 8 неделя - первый лактокриз, связанный с расширением режима матери на 2-м месяце после родов;
- 4 - 6 месяц - второй лактокриз, обусловленный прикормом, расширением режима матери и ребенка, а также иммунное напряжение из-за снижения пассивного иммунитета;
- 10 - 12 месяц - резкое снижение сопротивляемости за счет отсутствия пассивного иммунитета, снижения фагоцитоза, приводящие к росту заболеваемости и сенсибилизации ребенка;
- 3 года - критический период по переходу на доминирование аденогипофиза и к развитию высшей нервной деятельности.
По-прежнему общество беспокоит судьба детей из дис- и асоциальных семей, в которых на ребенка обрушивается постоянно поток негативных факторов, что вызывает необходимость создания самостоятельной подпрограммы.
Социальная напряженность объективно способствует росту социально обусловленных болезней - туберкулеза, инфекционных заболевании, включая особо опасные инфекции, в том числе СПИД.
План мероприятий по реализации 5 этапа
Постнатальный период
Мероприятия |
Объем финансирования в млн. руб. |
Исполнитель |
Источники финансирования |
||||
На период реализации |
В том числе по годам | ||||||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | ||||
1. Продолжить реализацию программы естественного вскармливания новорожден- ных |
80,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | Упр. здравоох- ранения, Фонд социальной под- держки населения |
Внебюджетные источники |
2. Достичь высокого удельно- го веса раннего приклад-я к груди новорожденных (60 - 120 минут после родов); организация ком- нат грудного молока в родильном доме |
60,0 | 20,0 | 20,0 | 10,0 | 10,0 | Управление здравоохранения |
Местный бюджет |
3. Подготовить информацион- ные материалы по медико- санитарному обучению семей здоровому образу жизни, начиная с естест- венного вскармливания: - буклеты; - памятки; - тематические сериалы "Искусственники тоже плачут" |
40,О | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | Управление здравоохранения, средства мас- совой инфор- мации |
Областной бюджет - 50 % Местный бюджет - 50 % |
4. Организация семейных диспансеров "Здоровье через семью" |
100,0 | 25,0 | 25,0 | 25,0 | 25,0 | Управление здравоохранения |
Областной бюджет - 20 % Местный бюджет - 80 % |
5. Меморандум приоритетов детства (Все лучшее - де- тям - идеология власти): Основные направления мемеморандума: - лучшие кадры; - лучшие учреждения; - лучшая вода и пища |
Без затрат |
||||||
6. Осмотр каждого новорож- денного детским хирургом (урологом, травматологом, андрологом) для выявления пороков развития и травм |
280,0 | 70,0 | 70,0 | 70,0 | 70,0 | Управление здравоохранения |
Областной бюджет - 50 % Местный бюджет - 50 % |
7. Совершенствование уронефроандрологического Центра для диспансериз. детей с пороками разви- тия мочеполовой системы |
Без затрат |
Управление здравоохранения |
|||||
8. На база ОДБ организовать гормональную лабораторию для обследования детей с признаками интерсексу- альности, заболеваниями мочеполовой системы, нарушениями полового развития в пубертатном периоде |
80,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | Управление здравоохранения |
Областной бюджет |
9. Организовать на базе ОДБ кафедральный центр лапароскопических иссле- дований для лечения больных с крипторхизмом, варикоцеле, определения пола при интерсексуаль- ности ребенка |
370,3 | 26,0 | 291,3 | 26,0 | 27,0 | Управление здравоохранения |
Областной бюджет |
10.Уронефроандрологическому центру совершенствовать обследование и лечение детей с расстройствами акта мочеиспускания; разработать рекомендации для практических врачей - педиатров |
5,0 | 5,0 | - | - | - | Управление здравоохранения |
Областной бюджет |
11. Подготовить к печати брошюры для населения (печать): а) "Здоровье будущих отцов"; б)"Как охранить ребенка от травм"; в) "Ребенку предстоит операция" |
7,0 7,0 7,0 |
7,0 - - |
- 7,0 - |
- - 7,0 |
- - - |
Управление здравоохранения, средства массовой информации |
Областной бюджет |
12. Подготовка специалистов по перинатологии и неонатологии; подготовка в системе постдипломного образования. Повышение квалификации 2-х врачей в год на центральных базах |
38,0 | 9,5 | 9,5 | 9,5 | 9,5 | ТГМА, Управление здравоохранения |
Областной бюджет - 50 % Местный бюджет - 50 % |
13. Подготовка специалистов по развивающейся в обла- сти специализированной помощи детям: - иммунология; - генетика; - пульмонология |
24,7 | 6,1 | 6,2 | 6,2 | 6,2 | Управление здравоохранения |
Областной бюджет - 50 % Местный бюджет - 40 % Внебюджетные источники - 10 % |
14. Проведение аттестации врачей на современном технологическом уровне с применением компьютерных тест - программ |
42,0 | 18,0 | 8,0 | 8,0 | 8,0 | Управление здравоохранения, ТГМА |
Областной бюджет |
15. Укрепление материальной базы службы материнства и детства, завершить 1-ю очередь строительства Об- ластной детской больницы |
24500,0 | 4500,0 | 20000,0 | - | - | Управление здравоохранения |
Федеральный бюджет |
16. Детская инфекционная бо- льница на 100 коек (про- ектно-сметная документа- ция) |
120,0 | - | 120,0 | - | - | Управление здравоохранения |
Областной бюджет |
17. Организация Ржевского перинатального центра, реконструкция роддома под межрайонный перинатальный центр |
23936,0 | 20,0 | 2381,6 | 16671,2 | 4763,2 | Управление здравоохранения |
Кредиты ВБРиР |
18. Реконструкция существую- щего родильного дома в Центр репродуктивного здоровья. Служба "Брак и семья" |
141,6 | - | 141,6 | - | - | Управление здравоохранения |
Областной бюджет - 20 % Местный бюджет - 80 % |
19. Центр лечения и профила- ктики аллергодерматозов (реконструкция помещений в ОКВД) |
1000,0 | - | 500,0 | 500,0 | - | Управление здравоохранения |
Областной бюджет - 30 % Федеральный бюджет - 70 % |
20. Реализация утвержденной Губернатором Тверской об- ласти программы по разви- тию и укреплению системы санаторной помощи детям Тверской области на 1995 - 1998 г. Оздоровление детей как отдельная под- программа Постан. N 288 от 6.12.95 |
545,0 | 470,0 | 75,0 | - | - | Управление здравоохранения, Департамент образования, Фонд социальной поддержки населения |
Областной бюджет - 75 % Внебюджетные источники - 25 % |
21. Изучение состояния здо- ровья школьников и проб- лем вегетологии (научные разработки) 1. Вегетология на различ- ных этапах онтогенеза (ранний онтогенез). 2. Аномалии развития, по- роки и их влияние на фор- мирование здоровья. 3. Лазеродиагностика и лазеротерапия: областной центр |
20,0 | 10,0 | 10,0 | - | - | ТГМА | Областной бюджет |
22. Внедрение новых методов снижения перинатальной и младенческой смертности: 1. Состояние системы сур- фактанта на различных этапах онтогенеза: - причины дегенерации; - возможности реабилита- ции 2. Неотложные состояния в неонатологии и возможнос- ти интенсивной терапии |
30,0 | 15,0 | 15,0 | - | - | ТГМА | Областной бюджет |
23. Научное обоснование нео- бходимости мониторинга за репродуктивным здоровьем мальчиков - будущих от- цов. Совершенствование диагностики и коррекции выявленных нарушений: 1. Изучить отдаленные ре- зультаты оперативного ле- чения детей с гипоспади- ей, крипторхизмом, вари- коцеле. 2. Изучить материалы по частоте выявления детей с органическими нарушениями половых желез и генетиче- скому обследованию роди- тельских пар 3. Изучить эпидемиологию заболеваний и пороков ра- звития мочеполовой систе- мы. Полученные результаты обсудить на врачебной ко- нференции и доложить ад- министрации области |
30,0 Без затрат |
15,0 | 15,0 | - | - | Управление здравоохранения, ТГМА ТГМА |
Областной бюджет |
24. Проанализировать матери- алы ОДБ по травмам у де- тей. Выступить по телеви- дению, радио о мерах про- филактики подобных травм у детей |
10,0 | 5,0 | 5,0 | - | - | Управление здравоохранения, ТГМА, средства массовой информации |
Областной бюджет |
25. Изучение демографии и здоровья Тверской обл.: - мотивация рождения и воспитания здорового ре- бенка; - преимущества грудного вскармливания; - стимулирование рождения 2 - 3-го ребенка в здоро- вой семье |
40,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | Управление здравоохранения, ТГМА |
Федеральный бюджет - 80 % Областной бюджет - 20 % |
26. Обеспечение оборудовани- ем детских лечебных учр. - реанимационное - диагностическое - лечебное - лабораторное |
32230,0 7588,0 11872,0 11684,0 1086,0 |
13096,0 4720,0 3550,0 4117,0 709,0 |
6320,0 860,0 2910,0 2430,0 120,0 |
6153,0 908,0 2700,0 2430,0 120,0 |
6656,0 1100,0 2712,0 2707,0 137,0 |
Управление здравоохранения |
Бюджеты: Федеральный - 20 % Областной - 40 % Местный - 20 % Внебюджетные источники - 20 % |
27. Организовать во всех ро- довспомогательных учреж- дениях палаты совместного пребывания матери и ребе- нка, оснастить их |
100,0 | 50,0 | 50,0 | - | - | Управление здравоохранения, |
Кредиты Всемирного банка рекон- струкции и развития |
28. Предусмотреть выделение ставок в детских поликли- никах для обслуживания новорожденных (до 3-х ме- сяцев) |
Без затрат |
||||||
29. Проведение ежегодных се- минаров для врачей по ак- туальным вопросам перина- талогии (командировочные расходы, оплата лекторам) |
60,0 | 30,0 | | | | |
30,0 | | | | |
Управление здравоохранения |
Областной бюджет |
||
30. Провести областную кон- ференцию по проблемам ес- тественного вскармливания в Тверской области |
5,0 | 5,0 | - | - | - | Управление здравоохранения |
Внебюджетные источники |
31. Обучение акушерок, мед. сестер новым технологиям сцеживания молока. Приоб- ретение молокоотсосов |
44,0 | 11,0 | 11,0 | 11,0 | 11,0 | Фонд социальной поддержки населения |
Внебюджетные источники |
32. Разработать алгоритмы при различных клинических ситуациях в раннем неона- тальном периоде |
15,0 | - | 15,0 | - | - | Управление здравоохранения, ТГМА |
Областной бюджет |
33. Изучить влияние заболе- ваний печени матери на функциональную зрелость печени новорожденного |
15,0 | - | 15,0 | - | - | Управление здравоохранения, ТГМА |
Областной бюджет |
34. Исследовать факторы рис- ка перинатальных потерь в Твери и области, разрабо- тать мероприятия по сни- жению показателей перина- тальной и младенческой смертности |
20,0 | 10,0 | 10,0 | - | - | Управление здравоохранения |
Областной бюджет |
35. Создание службы социаль- ного патронажа семей группы социального риска (одинокие беременные, юные матери, многодетные семьи, семьи с детьми - инвалидами) |
200,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | Управление социальной защиты, Администрации городов и районов |
Местный бюджет |
36. Предусмотреть оздорови- тельно-реабилитационные санаторные заезды в сана- тории "Мать и ребенок" для семей социального риска |
2000,0 | 500,0 | 500,0 | 500,0 | 500,0 | Управление социальной защиты, Фонд социального страхования |
Областной бюджет - 30 % Внебюджетные средства - 70 % |
Научное обеспечение комплексной региональной программы
охраны здоровья женщин и детей
Научное обеспечение Программы включает ряд обязательных компонентов:
1. Разработка методологических аспектов деятельности.
2. Научное обоснование содержания деятельности, включая и экономическое обоснование.
3. Научное сопровождение, то есть создание лабильной научной группы, проводящей исследования и анализ основных направлений деятельности с ежегодным и долговременным планированием исследований.
Одним из итогов реализации II фазы явилось создание оригинальной методологии ("Тверская спираль"), позволяющей при оптимальном варианте исполнения добиться поступательного накопления здоровья в популяции, что позволяет использовать данную модель и в III-й фазе программы.
Анализ развития службы детства и родовспоможения за последние 5 лет позволяет достаточно уверенно обосновать следующие разделы деятельности до 2010 года:
1. Развитие системы подготовки молодежи (будущих родителей) к осознанному (мотивированному) вступлению в брак и воспроизводству здорового потомства.
2. Разработка и совершенствование паспорта здоровья будущих родителей, фиксирующего динамику здоровья и индивидуальные программы оздоровления.
3. Организация семейных диспансеров и развитие движения "Здоровье через семью".
4. Укрепление центра репродуктивного здоровья. Создание единого организационно-методического центра с общим банком данных по управляемой беременности.
5. Создание службы, продолжение реализации программы по стимулированию естественного вскармливания "Грудное молоко".
6. Укрепление системы реабилитации детей, пострадавших "наследственно" или анте-интранатально (подпрограмма "Дети - инвалиды").
7. Направленное воздействие на группу часто болеющих детей: создание комплексов, уменьшающих удельный, вес данной группы с учетом вегетативного, иммунного и других статусов организма в условиях конкретного экологического воздействия.
8. Учет эндемичности отдельных районов области с защитой функции щитовидной железы.
9. Психическое здоровье детей как залог соматического здоровья.
10. Физическое развитие, борьба с гиподинамией. Спорт.
11. Проблемы формирования и мониторинга здоровья матери.
12. Формирование здоровья мальчиков как будущих отцов.
13. Создание службы консультаций по вопросам зачатия.
Организация научного сопровождения программы
Научное сопровождение программы осуществлялось и должно осуществляться специальной научной группой, количество исполнителей которой с 1989 по 1995 год колебалось от 49 до 14 в
зависимости от уровня задач (определяемых социальным заказом).
Особенности работы группы, финансируемой на хоздоговорной основе Администрацией области через Управление или соответствующие фонды, заключается в объединении исследовательских и практических (внедренческих) интересов.
Научное обеспечение III фазы предполагается построить как и научное обеспечение II-й фазы, специальной научной группой сопровождения, которая будет состоять из 7 человек научных сотрудников и 7 человек лаборантского состава и вспомогательного персонала.
Основными направлениями группы является анализ ситуации и обоснование управленческих решений для органов здравоохранения по проблемам формирования здоровья. Предполагается углубить научные исследования по разработке эффективных мер снижения младенческой смертности за счет ее перинатального компонента, снижения заболеваемости детей.
Научное обеспечение предусматривает и выполнение достаточно глубоких исследовательских работ, позволяющих углубить представления о развитии состояний и заболеваний, угрожающих переходом в хронические состояния.
Приоритетными направлениями НИР являются:
- ежегодный глубокий научный анализ младенческой смертности, с рекомендацией по коррекции;
- изучение рейтинга отдельных компонентов этапа зачатия и их влияние на формирование здоровья;
- определяющее влияние на формирование перинатальных заболеваний;
- влияние экологических факторов на формирование здоровья;
- возможности коррекции вегетативного статуса детей.
Основные направления деятельности до 2010 года
Развитие службы охраны здоровья женщин и детей базируется на следующих принципах:
- обеспечение приоритетного и опережающего развития службы охраны материнства и детства, в том числе на основе целевых федеральных программ;
- обеспечение государственной гарантии бесплатной, оптимальной по объему и качеству, дифференцированной в зависимости от возраста и состояния здоровья медицинской помощи детям и женщинам;
- развитие промышленного производства питания для детей, реализация программ создания медицинской техники, изделий медицинского назначения для службы материнства и детства в соответствии с принятой государственной и территориальной программами;
- осуществление государственной поддержки научных работ по разработке лекарственных форм и диагностических систем для использования в акушерско-гинекологической и педиатрической практике;
- приоритет тем медицинским технологиям, которые обеспечивают рождение здоровых детей, профилактике инвалидности, решению задач по выхаживанию детей;
- реформирование кадровой политики в области охраны материнства и детства (аттестация, повышение квалификации);
- реализация принципа регионализации дорогостоящих специализированных видов медицинской помощи женщинам и детям на основе создания во всех территориях гарантированных базовых медицинских услуг;
- внедрение гибких организационных систем в зависимости от региональных особенностей, отказ от жесткой регламентации структуры и сети амбулаторно-поликлинических учреждений для женщин и детей;
- сосредоточение научно-исследовательских работ на основных направлениях, решающих главные задачи по обеспечению защиты, выживания и развития детей: мониторинг состояния плода и разработка методов коррекции выявленных нарушений, диагностика и лечение внутриутробных инфекций, натальная диагностика врожденной и наследственной патологии, фармакология перинатального периода, разработка критериев качества и эффективности медицинской помощи детям, оценка актуальности и экономической целесообразности предлагаемых медико-организационных технологий и программ, исследование проблем влияния на здоровье детей неблагоприятных факторов окружающей среды; разработка детских лекарственных форм и препаратов, иммунопрепаратов, вакцин, сывороток.
Экономической основой для реализации плана Национальных действий в интересах детей должны быть:
- государственное бюджетное финансирование службы охраны здоровья матери и ребенка на основе базовой программы гарантированной медицинской помощи, разработанных медико - экономических стандартов;
- целевые федеральные программы, утвержденные Правительством, муниципальные (региональные) программы;
- совершенствование системы льгот, выплат, компенсаций на оказание медицинской помощи, лекарственного обеспечения малообеспеченных семей;
- совершенствование системы льготного налогообложения учреждений, оказывающих медицинскую помощь женщинам и детям,
- создание условий для активного включения бизнеса в Программы Национального плана действий в интересах детей.
Успешному выполнению плана национальных действий должны способствовать:
- обеспечение атмосферы партнерства на государственном уровне; - участие в принятии решений и проведении мероприятий общественных организаций на основе сотрудничества между государственными и негосударственными структурами, группами взаимопомощи, родительскими ассоциациями, благотворительными организациями;
- поддержка развития международного сотрудничества на государственном, региональном, муниципальном, учрежденческом уровнях, между общественными организациями.
Кадровая политика на 3 этапе "Тверской спирали"
Кадровая политика в III фазе программы будет включать 7 компонентов:
1. Подбор.
2. Подготовка.
3. Расстановка.
4. Повышение квалификации.
5. Профилизация.
6. Аттестация.
7. Закрепление.
В то же время акцент в III фазе смещается с подготовки и повышения квалификации (доминировавших во II фазе) на профилизацию, аттестацию и закрепление с сохранением ведущего значения повышения квалификации.
Программа действий предусматривает продолжение подготовки врачей - педиатров, акушеров - гинекологов, но в меньшем объеме, не более 100 человек в год.
Повышение квалификации врачей - педиатров требует дальнейшего совершенствования, так как будет проводиться на местной базе и потребует усиления инфраструктуры факультета постдипломного образования ТГМА за счет организации новых кафедр и курсов и привлечения опытных профессоров и специалистов к учебному процессу.
Изменение акцентов в кадровой политике требует прежде всего актуализации процесса аттестации: с одной стороны - унификации контроля базовых знаний, с другой - повышения уровня контроля знаний.
Профилизация будет одним из основных процессов (включая и перепрофилизацию), что потребует дополнительного анализа ситуации подготовки лиц по действительно требуемым профилям, вакантным позициям и плановой политике профилизации в районах области с акцентом на подготовку семейного врача и врача общего профиля.
Закрепление кадров на рабочих местах, особенно в сельских районах, представляет собой один из важнейших компонентов муниципальной кадровой политики. Главы администраций районов и главные врачи ЦРБ могут принимать педиатров на контрактной основе, запросив характеристику из деканата педиатрического факультета ТГМА.
Состояние службы детства и родовспоможения
на 01.01.96 года
Тверская область является типичным представителем Центрального региона России. Демографические показатели традиционно имели ряд отрицательных характеристик:
- низкий показатель рождаемости, не обеспечивающий воспроизводства населения;
- высокая младенческая смертность: 71 место среди 73 регионов России в 1988 году;
- высокая общая смертность;
- низкая продолжительность жизни;
- удельный вес детей среди населения 18,2 %, в то же время доля пенсионеров - 26,2 %.
В условиях дефицита средств, слабо развитой инфраструктуры в области площадью 82 тыс. кв. км, быстрых успехов можно достигнуть только при условии централизации средств на основных, ключевых этапах формирования здоровья.
Реализация Программы предполагает довольно длительный период времени - около 20 лет. Для возможности реального планирования с учетом стратегии на здоровье предусмотрены 3 фазы Программы. По итогам завершения II-й фазы Программы можно отметить существенное улучшение основных показателей службы материнства и детства, а Тверская область стала одним из регионов России, куда приезжают специалисты соседних областей для изучения опыта программно - целевого подхода к решению важных социальных, медицинских проблем. Ведущие специалисты Управления участвуют в разработке приказов МЗ и методических рекомендаций.
Основные показатели
службы материнства и детства
в условиях реализации Программы
/---------------------------------------------------------------\
| Показатели | 1987 | 1990 | 1995 |
|----------------------------------+--------+---------+---------|
| Младенческая смертность, % | 22,6 | 19,3 | 19,3 |
| Перинатальная смертность, % | 21,9 | 20,5 | 18,0 |
| Неонатальная смертность, % | 13,6 | 11,2 | 11,6 |
| Мертворождаемость, % | 1,22 | 1,09 | 0,87 |
| Заболеваемость общая до 1 года | | | |
| на 1000 |2203 | 1369,5 | 2314,5 |
| Диспансеризация на 1000 | 162,0 | 164,8 | 206,8 |
| Материнская смертность на 100000 | | | |
| живорожденных | 23,1 | 42,0 | 40,4 |
| Аборты: - на 1000 фертильных | 101,9 | 109,9 | 62,0 |
| женщин | | | |
| - на 100 родов | 177,2 | 214,7 | 196,0 |
| Удельный вес женщин, | | | |
| использующих контрацептивы, | | | |
| на 1000 женщин фертильного | | | |
| возраста: - спирали | н. д. | 143,2 | 152,3 |
| - гормоны | н. д. | 19,2 | 56,1 |
| Удельный вес нормальных родов, % | 46,6 | 34,3 | 25,1 |
| Заболевания беременных: | | | |
| - анемия | 7,2 | 8,8 | 16,0 |
| - токсикоз | 6,0 | 8,7 | 12,3 |
| Кесарево сечение, % | 2,4 | 3,5 | 5,4 |
\---------------------------------------------------------------/
Программа охраны здоровья женщин и детей, ее реализация сопровождается разработкой более конкретных коротких подпрограмм, позволяющих представить план действия по тем или иным задачам сегодняшнего дня, с привлечением внебюджетных средств. Это такие программы как "Социальная защита и здоровье детей Тверской области", финансируемая областным фондом социальной поддержки населения, программы "Безопасное материнство", "Планирование семьи", "Развитие санаторной помощи детям", "Реабилитация детей с нарушением слуха".
Кадровая политика решается открытием в 1990 году в Тверской медицинской Академии педиатрического факультета. Для усовершенствования врачей по актуальным для области проблемам педиатрии на факультете постдипломной подготовки ТГМА в 1991 году открыт курс детских болезней, где ежегодно повышает квалификацию 80 педиатров. В систему допуска ординаторов, врачей - интернов, выпускников педиатрического факультета к практической деятельности внедрен международный тестовый контроль.
В области организовано оздоровление детей первых классов без отрыва от обучения на базе санаториев "Карачарово", "Голубые озера", "Верхний бор", "Игуменка", а также оздоровление по системе "Мать и дитя", в том числе и бесплатно для многодетных и малообеспеченных семей.
В период адаптации детей - первоклассников в школе проводится витаминизация детей за счет средств фонда социальной поддержки населения.
Создан Центр планирования семьи и репродукции, входящий в состав перинатального центра, где оказывается консультативная помощь по вопросам контрацепции, подготовки к браку, проводится генетическое консультирование и выявление факторов риска рождения детей с различными генетическими нарушениями.
Демографическая ситуация в области усугубляется снижением показателя брачности, увеличением числа разводов, рождением детей вне брака, ростом числа отказных детей.
Удельный вес нормальных родов по-прежнему остается низким: 25 % по области, а в г. Твери этот показатель еще меньше - 15,5 %.
Наибольшую патологию, осложняющую беременность составляют: анемия - 40 % , заболевания мочеполовой системы - 10 %, сердечно-сосудистой системы - до 15 %.
Здоровье детей в постнатальном периоде включает реабилитацию через правильно организованное питание. Программа естественного вскармливания работает в области в течение 3-х лет. Удельный вес естественного вскармливания по результатам экспертизы в детских поликлиниках увеличился с 22 % до 40 %.
Детское питание является одним из важнейших условий формирования здоровья детей, особенно 1-го года жизни. Во исполнение Программы ежегодно за счет внебюджетных средств приобретались продукты детского питания для бесплатного обеспечения детей 1-го года жизни в сельской местности.
Здоровье и физическое развитие потомства зависит не столько от условий, в которых живут сейчас отец и мать, но и от того, в каких условиях происходило становление репродуктивного здоровья будущих родителей. Вызывает большую озабоченность рост хронической заболеваемости среди детей, а это будущие родители; их здоровье в самой большой степени влияет на уровень здоровья нового, будущего поколения.
Новообразования: в 1995 г. - 2,8 % (увеличиваются из года в год, в 1994 г. - 2,4 %). Болезни эндокринной системы: увеличиваются за счет заболеваний щитовидной железы.
Врожденные аномалии: 10,7 % , г. Тверь - 15,1 %, в том числе врожденные пороки сердца - 5,36 %, г. Тверь - 9,5 %, выросли в 2 раза (до 5 лет).
Травмы, отравления: область - 85,2 %, г. Тверь - 155 %.
Заболевания кожи: 75,5 %, г. Тверь - 65 %.
Болезни крови: лейкозы медленно увеличиваются.
Заболеваемость органов пищеварения: 71,1 %.
Всего детей - инвалидов: 2974 - 1 %.
Финансовая оценка программы
Оценка Программы проведена в ценах, действующих на 1 октября 1996 года в миллионах рублей.
Ориентировочная стоимость предложенных мероприятий определилась в сумме 377,5 млрд руб., в том числе по годам:
1997 - 109,4 млрд. руб.
1998 - 51,5 млрд. руб.
1999 - 114,5 млрд. руб.
2000 - 102,1 млрд. руб.
Расходование средств за 1997 год предполагается по следующим направлениям:
1. Строительство и реконструкция - 20344,8 млн. руб. (из них оборудование - 16535,4 млн. руб.):
а) строительство - 4620,0 млн. руб., в том числе оборудование - 924,0 млн. руб.;
б) реконструкция - 166,8 млн. руб. в том числе оборудование - 53,4 млн. руб.;
в) обеспечение оборудованием существующих ЛПУ - 15558,0 млн. руб.
2. Современные медицинские технологии формирования здоровья - 1384,8 млн. руб.:
а) в педагогических учреждениях - 158,3 млн. руб.;
б) в медицинских учреждениях - 98,5 млн. руб.;
в) новые формы санитарной гигиены и медицинского образования - 241,0 млн. руб.
3. Подготовка кадров - 132,0 млн. руб.:
а) оснащение средствами информации - 9,0 млн. руб.;
б) программы - 43,9 млн. руб.;
в) семинары - 69,1 млн. руб.
4. Социальная защита детей и материнства - 36635,0 млн. руб.:
а) питание детей - 35000,0 млн. руб.;
б) рабочие места матерей - 30,0 млн. руб.;
в) оздоровление - 1605,0 млн. руб.
5. Реабилитация - 269,6 млн. руб.
6. Научное обеспечение - 256,0 млн. руб.
Финансовое обеспечение Программы предусматривается следующими источниками:
- кредиты Всемирного Банка реконструкции и развития - 6592,4 млн. руб.;
- федеральный бюджет - 7879,5 млн. руб.;
- областной бюджет - 8086,2 млн. руб.;
- местный бюджет - 84676,8 млн. руб.;
- внебюджетные источники финансирования - 2225,5 млн. руб.
Затраты по этапам Программы составляют:
1 этап - формирование здоровья будущих родителей - 88097,1 млн. руб.;
2 этап - зачатие - 555,0 млн. руб.;
3 этап - беременность - 4226,8 млн. руб.;
4 этап - роды, безопасное материнство - 241,0 млн. руб.;
5 этап - постнатальный этап формирования здоровья - 32333,5 млн. руб.;
Научное обеспечение - 130,0 млн. руб.
Из-за нестабильности цен и продолжающейся инфляции в начале каждого, начиная с 1998 года, предлагается проводить корректировку стоимости мероприятий на общий коэффициент; в случае заинтересованности исполнителя и Финансирующей стороны возможен дифференцированный подход.
Управляющий делами аппарата
Губернатора Тверской области |
А.И. Капитонов |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Тверской области от 19 марта 1997 г. N 112 "О комплексной целевой региональной научно-практической программе охраны здоровья женщин и детей и снижения младенческой смертности в Тверской области до 2010 года"
Текст опубликован в газете "Тверские ведомости" N 29, 11 - 17 апреля 1997 г.