Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1996 года N 1499 "О федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 г.г." постановляю:
1. Утвердить "Областную программу развития крестьянских и фермерских хозяйств и кооперативов на 1997-2000 г.г." (прилагается).
2. Райгорадминистрациям разработать комплекс мер по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов в соответствии с областной Программой.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области В.М.Румянцева.
4. Департаменту по социально-экономическому развитию села администрации области (Милорадов И.Я.) информацию о ходе выполнения программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов за прошедший год представлять в администрацию области ежегодно к 10 февраля.
Губернатор области |
В.И.Платов |
Приложение
Губернатора области
от 14 мая 1997 г. N 230
Администрация Тверской области
Областная целевая программа
развития крестьянских (фермерских) хозяйств
и кооперативов в Тверской области
на 1997-2000 годы
Содержание
Паспорт Программы
I. Введение
II. Цель, задачи и этапы реализации Программ
III. Совершенствование правовой базы крестьянских хозяйств
и кооперативов области
IV. Земельные отношения, совершенствование механизма
крестьянского землевладения и землепользования
V. Развитие кооперации крестьянских хозяйств
VI. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка
крестьянских хозяйств и кооперативов
VII. Информационно-консультативное обслуживание и
научное обеспечение крестьянских хозяйств
VIII. Развитие фермерского самоуправления
IX. Социально-экономические результаты реализации Программы
Х. Организация управления Программой и контроль
за ее реализацией
Паспорт
Областной целевой программы развития крестьянских
(фермерских) хозяйств и кооперативов в Тверской
области на 1997-2000 годы
Наименование - Областная целевая программа развития
Программы крестьянских (фермерских) хозяйств и
кооперативов в Тверской области на 1997-2000
годы
Основание для - Указ Президента Российской Федерации от 16
разработки апреля 1996г. N 565, постановление
Программы Правительства Российской Федерации от 21 июня
1996г. N 723 "О мерах по стабилизации
экономического положения и развитию реформ в
агропромышленном комплексе", распоряжение
администрации Тверской области от 6 февраля
1997г. N 103-р "О рабочей комиссии по
разработке областной Программы развития
крестьянских (фермерских) хозяйств и
кооперативов на 1996-2000 гг."
Государственный - Департамент по социально-экономическому
заказчик Программы развитию села администрации области
Основные - Департамент по социально-экономическому
разработчики развитию села администрации Тверской области,
Программы комитет экономики администрации области,
финансовое управление администрации области,
комитет по земельным ресурсам и
землеустройству Тверской области, Тверская
государственная сельскохозяйственная академия
(ТГСХА), Тверская ассоциация крестьянских
(фермерских) хозяйств и кооперативов
Цели Программы - Обеспечение устойчивого развития и повышение
эффективности фермерского сектора как
составной части многоукладной аграрной
экономики, социальная защита крестьянства в
условиях рыночных отношений
Основные программные - Создание организационных, экономических,
мероприятия правовых и социальных условий эффективного
функционирования крестьянских (фермерских)
хозяйств и кооперативов, формирование рыночной
инфраструктуры на основе кооперации,
совершенствование механизма государственной
поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов
Исполнители - Департамент по социально-экономическому
Программы развитию села администрации Тверской области,
Комитет экономики администрации Тверской
области, финансовое управление администрации
области, Тверская ассоциация крестьянских
хозяйств и кооперативов, Комитет по земельным
ресурсам и землеустройству Тверской области,
ТГСХА, исполнительные органы местного
самоуправления, районные ассоциации
крестьянских (фермерских) хозяйств
Сроки и этапы - 1997 - 2000 годы
реализации I этап - 1997-1998 годы
II этап - 1999-2000 годы
Важнейшие целевые - Рост численности крестьянских (фермерских)
показатели хозяйств, их обустройство, увеличение размеров
крестьянского землевладения, внедрение
прогрессивных технологий и научных достижений
в сельском хозяйстве и достижение на этой
основе увеличения производства продукции
земледелия и животноводства
Ожидаемые - Повышение экономической эффективности
результаты крестьянских (фермерских) хозяйств и
Программы кооперативов, создание рыночной
инфраструктуры, улучшение социального
положения крестьян
Система контроля - Контроль за исполнением Программы
за исполнением осуществляют государственный заказчик -
Программы департамент по социальноэкономическому
развитию села администрации Тверской области,
исполнительные органы местного самоуправления,
областная и районные ассоциации крестьянских
(фермерских) хозяйств, финансовое управление
администрации области, комитет экономики
администрации области
Областная целевая программа
развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов
в Тверской области на 1997-2000 годы
I. Bведение
Программа разрабатывалась на основе Указа Президента Российской Федерации от 16.04.96г. N 565 и постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.96 г. N 723 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе", постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.97г. "О федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы", Положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", федеральных законов "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", "О государственной поддержке малого предпринимательства", Указа Президента Российской Федерации от 7.03.96 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю", других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, принятых на федеральном и областном уровнях.
Фермерский сектор в сельском хозяйстве области возник в конце 90-х годов и к концу 1996 года в области насчитывалось 3746 крестьянских хозяйств. Они располагают 75,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни 48,9 тыс. га или 3,4 процента ее общей площади.
Ряд фермеров, создавших свои хозяйства в первые годы реформ и получив поддержку местного руководства, добиваются высокой экономической эффективности производства. Некоторые фермеры работают на основе взаимопомощи, совместно обрабатывают землю, убирают урожай и перерабатывают продукцию, помогают в сбыте.
Однако в 1994-1996 годах рост количества крестьянских хозяйств резко замедлился. Количество распавшихся хозяйств превзошло количество вновь созданных. Негативные тенденции в фермерском движении определяются общими кризисными процессами (неплатежи за продукцию, высокая инфляция, диспаритет цен на промышленную и сель скохозяйственную продукцию, неэффективная финансово-кредитная и налоговая политика, неполное и несвоевременное бюджетное финансирование, отсутствие во многих районах поддержки движению со стороны местных руководителей).
Положение, сложившееся в фермерском секторе, требует комплексного решения, усиления государственной поддержки этого сектора.
II. Цель, задачи и этапы реализации Программы
Цель Программы - обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности фермерского сектора, защита крестьянства в условиях рыночных отношений.
Задачами Программы являются:
- создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий для развития крестьянских хозяйств и кооперативов в области;
- совершенствование механизма реализации государственной поддержки фермерского сектора;
- совершенствование земельных отношений и обеспечение защиты прав граждан на землю, расширение крестьянских землевладений;
- формирование рыночной и социальной инфраструктур на основе кооперации и интеграции;
- развитие фермерского самоуправления.
Решать указанные задачи предполагается в следующей последовательности:
первоначально осуществляются меры по совершенствованию нормативно-правовой базы крестьянских хозяйств и кооперативов. Проводится выдача правоустанавливающих документов собственникам земли, собственникам земельных участков и долей. Крестьянские хозяйства и кооперативы будут оснащаться сельскохозяйственной техникой, оборудованием, транспортными средствами и другими материально-техническими ресурсами в количествах, обеспечивающих своевременное и качественное выполните основных хозяйственных работ.
Государственная поддержка крестьянским хозяйствам и кооперативам будет оказываться в зависимости от эффективности хозяйствования на земле и ведения производства в условиях рыночных отношений.
Будут создаваться благоприятные организационные и экономические условия для деятельности кооперативов по переработке, хранению, сбыту сельскохозяйственной продукции. Продолжится информационноконсультативное обслуживание фермеров.
Будет оказываться содействие в углублении специализации хозяйств, использовании новейших технологий, внедрении достижений науки и передового опыта, в первую очередь, достижений ученых ТГСХА.
III. Совершенствование правовой базы крестьянских хозяйств и
кооперативов области
Федеральной целевой Программой развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов предполагается иметь законы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в новой редакции), "О сельских кредитных кооперативах", "О сельских страховых кооперативах". Уточняется положение Гражданского кодекса Российской Федерации в части юридического статуса крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, вводится Земельный кодекс Российской Федерации (в новой редакции) с соответствующими нормами, касающимися крестьянских хозяйств и кооперативов. Будут упорядочены имущественные, трудовые и иные отношения в крестьянских хозяйствах. В программе Правительства Российской Федерации декларируется сокращение налогов, снижение налоговых ставок в целях повышения заинтересованности фермеров в расширении товарного производства.
IV. Земельные отношения, совершенствование
механизма крестьянского землевладения и
землепользования
Совершенствование земельных отношений будет направлено на реализацию конституционных прав граждан на землю, формирование механизма рыночного оборота земли, создание и укрупнение крестьянских хозяйств путем объединения земельных долей членов этих хозяйств, аренды, купли и других видов приобретения земельных участков.
Завершится переоформление в собственность фермерам земельных участков, полученных ими в пожизненное наследуемое владение и бессрочное пользование. Будут установлены оптимальные размеры земельных участков с учетом специализации и сочетания отраслей, а также сняты ограничения размеров арендуемых земель.
Предполагается часть средств целевых кредитов направлять на приобретение земли, внедрять право соседей-землевладельцев на покупку или аренду высвобождающихся земельных участков.
Будет осуществлен комплекс землеустроительных работ на принципах компактного размещения земельных участков, обеспечивающих рациональную организацию, инженерное обустройство и эффективное использование земель, создание условий для кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Усилится контроль за использованием земель по целевому назначению крестьянскими хозяйствами и кооперативами.
V. Развитие кооперации крестьянских хозяйств
Основными направлениями развития кооперации крестьянских хозяйств на рассматриваемый срок являются:
- совместное использование техники и обработка земли, ведение животноводства;
- переработка, хранение и сбыт продукции;
- материально-техническое обеспечение;
- инженерно-технологическое обслуживание;
- кредитование и страхование.
Будут создаваться кооперативы по материально-техническому обеспечению и агросервисному обслуживанию крестьянских хозяйств, совместному использованию объектов производственной инфраструктуры. Предполагается реализовать эти новации в виде машинно-технологических станций (МТС). На первом этапе запланировано создать четыре станции - в Сонковском, Торжокском, Кесовогорском и Рамешковском районах. На следующем этапе планируется создание МТС различной направленности и структуры в других районах области.
В составе Государственного учреждения - некоммерческой организации "Исполнительная дирекция Тверьинновация" предполагается создать структурные подразделения: Управление инновационных проектов, Информационный консультативный центр. В задачи этих структурных подразделений входит обеспечение проектной документацией, информационное и компьютерное обслуживание, разработка и обеспечение фер меров бизнес-планами.
VI. Финансово-кредитная и инвестиционная
поддержка крестьянских хозяйств и кооперативов
Для крестьянских хозяйств и кооперативов области применяются все меры государственной поддержки, оказываемые сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с Федеральной целевой программой стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 года. На основании постановлений Правительства Российской Федерации и нормативно-правовых актов органов государственной власти области предполагается выделение средств на возвратной и безвозвратной основе из федерального и областного бюджетов, местных бюджетов и иных источников.
Средства государственной поддержки направляются на следующие цели:
- финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв;
- ветеринарное обслуживание;
- дотирование продукции элитного семеноводства, льноводства, племенного животноводства и птицеводства, овцеводства;
- компенсацию затрат товаропроизводителям, специализирующимся на размножении семян овощных культур и кормовых корнеплодов;
- дотации на шерсть, поставляемую для государственных нужд и сырье льна;
- поставка техники и приобретение племенного скота на условиях лизинга;
- компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений, комбикормов - животноводческими комплексами, энергоносителей - специализированными овощеводческими хозяйствами;
- финансирование землеустроительных работ, связанных с упорядочением существующих землепользований и организацией устройства их территории;
- компенсацию до 50 процентов затрат на разработку проектносметной документации и осуществление мероприятий по освоению земель;
- оказание стартовой помощи крестьянским хозяйствам в первые пять лет, включая гарантии получения кредитов вновь создающимися хозяйствами, поддержку формирования производственной инфраструктуры (строительство подъездных путей, мостов, линий электропередачи, газификация, связь, водоснабжение, мелиорация земель, закладка многолетних насаждений);
- кредитование приобретения земли;
- возмещение начинающим хозяйствам первоначального взноса при приобретении сельскохозяйственной техники на условиях лизинга или соответствующей части затрат при приобретении техники;
- содействие в создании системы кредитной кооперации в аграрном секторе путем оказания помощи в формировании паевых фондов и предоставления кредитных ресурсов;
- формирование системы страхования фермеров с долевым участием федерального бюджета;
- льготное кредитование, в том числе на сезонные затраты;
- издание специальной литературы для фермеров;
- компенсацию части страховых платежей при страховании урожая;
- развитие межфермерской кооперации по совместному использованию сельскохозяйственной техники, обработке земли, производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке, хранению и сбыту, агросервису;
- компенсацию до 50 процентов затрат на строительство, расширение и реконструкцию животноводческих помещений, рыбоводных прудов, других производственных объектов;
- выплату пособий семьям, переселившимся в сельскую местность для создания крестьянских хозяйств;
- льготное кредитование строительства жилья.
Укрепление производственной базы и инженерное обустройство крестьянских хозяйств и кооперативов будет осуществляться в рюмках федеральных и региональных целевых программ развития отраслей сельского хозяйства, а также программ по электрификации, газификации и водоснабжению села, строительству дорог, развитию средств связи в сельской местности.
Будет осуществлен переход от уравнительного распределения средств государственной поддержки крестьянским хозяйствам и кооперативам к адресному, преимущественно на конкурсной основе. Приоритет будет отдаваться тем, кто обеспечивает устойчивую работу, целевое и эффективное использование выделенных средств.
Из бюджета области на капитальные затраты по приобретению техники, строительству производственных объектов, жилья, объектов производственной и социальной инфраструктуры крестьянским (фермерским) хозяйствам и кооперативам будет выделяться не менее 15% средств, предусмотренных на эти цели.
Из федерального бюджета будет оказываться поддержка в финансировании строительства производственных объектов (кроме животноводческих) сельскохозяйственного назначения, кредитование затрат сезонного характера в размере не менее доли крестьянских хозяйств в площади используемых земель или в производстве продукции.
Предполагается в соответствии с постановлением Правительстве Российской Федерации от 26.02.97 г. N 224 "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году" организовать кредитование крестьянских хозяйств и кооперативов из специального фонда кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях с взиманием с них не более 25 процентов от учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.
Финансовые средства государственной поддержки ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете и консолидированном бюджете области. При формировании областного и местных бюджетов ассигнования выделяются по представлению департамента по социально-экономическому развитию села на основании заявок органов фермерского самоуправления, исходя из возможностей бюджетов (их доходной базы).
В 1998 году планируется создать при "Фонде развития малого предпринимательства и социальных программ Аграрий" резервный фонд Губернатора области "Фермер".
VII. Информационно-консультативное обслуживание и научное
обеспечение крестьянских хозяйств и кооперативов.
Обучение и повышение квалификации фермеров
Для обеспечения запросов фермеров, их кооперативов в информации и консультационных услугах предполагается создать в области единую систему, включающую в себя Тверскую государственную сельскохозяйственную академию как центр этой системы и соответствующие подразделения в структурах департамента по социально-экономическому развитию села администрации области и районных управлениях сельского хозяйства. Информационно-консультативная служба будет оказывать помощь в освоении достижений науки и техники, новейших технологий производства, в области маркетинга, экономики, кооперации, социальной и юридической защиты. Руководящие органы Тверской ассоциации крестьянских хозяйств и кооперативов будут постоянно информировать фермеров о последних достижениях в области экономики, права; технологических и социальных проблем ведения крестьянских хозяйств и развития крестьянской кооперации. Будет улучшено обеспечение учебно-методической литературой, рекомендациями, справочнонормативной литературой, необходимой фермерам.
Руководящие органы Тверской ассоциации крестьянских хозяйств и кооперативов восстановят практику стажировки фермеров в лучших отечественных крестьянских хозяйствах и кооперативах и за рубежом.
Предполагается ежегодно проводить областной смотр-конкурс крестьянских хозяйств и кооперативов, способствовать участию фермеров в выставках-ярмарках, научно-практических конференциях.
Комитету развития предпринимательства и социальных программ в АПК Тверской области, департаменту по социально-экономическому развитию села строить свою работу в тесной связи с органами фермерского самоуправления всех уровней и индивидуально с товарными фермерскими хозяйствами.
Совместно с руководством департамента по социально-экономическому развитию села создать теле-окно "Фермер", как средство демонстрации передового опыта.
Разработать две-три пилотных программы по проблемам саморазвития фермерских хозяйств, для чего привлечь ученых ТГСХА, технологической службы департамента по социально-экономическому развитию села области.
Совместно с отделом инвестиций департамента по социальноэкономическому развитию села области, руководству Тверской ассоциации крестьянских хозяйств и кооперативов изыскать средства для реализации этих программ.
VIII. Развитие фермерского самоуправления
Развитие фермерского самоуправления будет проходить путем объединения крестьянских хозяйств в кооперативы, ассоциации и союзы в целях координации их хозяйственной деятельности, а также представительства и защиты экономических, социальных и правовых интересов в органах государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органах хозяйственного самоуправления товаропроизводителей агропромышленного комплекса, профсоюзных и других организациях.
Органы фермерского самоуправления привлекаются органами государственной власти и органами местного самоуправления к разработке и реализации федеральных, региональных и местных программ социально-экономического развития агропромышленного комплекса, совершенствованию нормативно-правовой базы, созданию производственной, рыночной и социальной инфраструктуры, систем финансового, технологического, агросервисного и информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления взаимодействуют с фермерскими организациями на основе соглашений в сфере производства, переработки и сбыта продукции, кооперации, социального развития села.
IX. Социально-экономические результаты
реализации Программы
Реализация настоящей Программы позволит обеспечить развита крестьянских хозяйств и кооперативов, повышение их экономической эффективности.
Укрепится организационно-правовое и социальное положение крестьянских хозяйств, их материально-техническая база; возрастет производительность труда; повысится профессиональный уровень и благосостояние фермеров; расширится сфера занятости на селе; получат дальнейшее развитие фермерское самоуправление, кооперативные и интеграционные связи фермеров между собой и с другими товаропроизводителями агропромышленного комплекса в производстве, переработке и сбыте продукции, агросервисном обслуживании, кредитовании, страховании и социальном обустройстве села.
Изменится производственная структура фермерского сектора, увеличится объем производства сельскохозяйственной продукции.
Фермерское движение займет более прочное положение в народном хозяйстве области.
X. Организация управления Программой
и контроль за ее реализацией
Управление Программой осуществляется государственным заказчиком - департаментом по социально-экономическому развитию села администрации области.
На основании показателей Программы и анализа хода выполнения программных мероприятий государственный заказчик ежегодно подготавливает бюджетные заявки на ассигнования из федерального и областного бюджетов для финансирования Программы и направляет их в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, в финансовое управление администрации области.
Департамент по социально-экономическому развитию села, финансовое управление с участием исполнительных органов местного самоуправления регулярно организует проверки хода выполнения программных мероприятий и использования по целевому назначению выделяемых бюджетных средств, и ежегодно, не позднее 1 марта, предоставляют в администрацию области отчет о выполнении настоящей программы за отчетный год.
Управляющий делами аппарата
Губернатора области |
А.И.Капитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Тверской области от 14 мая 1997 г. N 230 "Об областной Программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1997-2000 годы"
Текст документа официально опубликован не был