Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Губернатора Тверской области
от 30 июня 1998 г. N 445
Целевая программа "Старшее поколение"
Тверской области на 1998 - 1999 годы
Введение
Старение населения - объективный общемировой процесс. Это побудило мировое сообщество сформировать особую систему взглядов на данное социальное, экономическое и культурное явление. Принципы ООН в отношении пожилых лиц "Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста" (1991 год) предусматривают обеспечение им независимости, возможности участвовать в социальном развитии, ухода, условий для реализации внутреннего потенциала и сохранения достоинства. Принято решение о проведении в 1999 году Международного года пожилых людей под девизом: "По пути к обществу для людей всех возрастов".
Россия, активно участвуя в развитии международного сотрудничества в социальной области, в частности по разрешению проблем пожилых людей, поддержала указанные Принципы ООН и решение о провозглашении 1999 года Международным годом пожилых людей.
Свыше 30 млн. россиян, достигнув установленного пенсионного возраста по старости, принадлежат к старшему поколению. Переход России к рыночным отношениям сопровождается ухудшением "социального самочувствия" большинства пожилых людей, оказавшихся среди малообеспеченных.
Поскольку пожилые люди и в перспективе останутся одним из наиболее многочисленных социально-демографических слоев населения России, возрастает ответственность государства перед ними.
Региональная целевая программа "Старшее поколение" на 1998 - 1999 годы подготовлена во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 883 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы" и Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года N 1090 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы.
Программа разработана Управлением социальной защиты населения администрации Тверской области.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В Тверской области, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается устойчивый рост в составе населения доли граждан старшего поколения (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет): 1959 год - 16,7 %; 1979 год - 21,8 %; 1989 год - 23,5 %; 1996 год - 26,9 %.
В настоящее время по сравнению с 1959 годом число людей в возрасте 70 лет и старше увеличилось в 1,5 раза, а число людей в возрасте 85 лет и старше - более чем в 3 раза при незначительной доле очень старых людей в составе населения. Особенно заметное увеличение числа людей в возрасте старше 85 лет произошло в городах области.
Доля граждан старшего поколения в области превышает среднероссийский показатель и составляет 26,9 % от общего количества проживающих в области. Резкое постарение населения за последние годы произошло в селах области и достигает до 220 на 1000 человек.
Обостряется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В настоящее время городские женщины области живут дольше мужчин на 14 лет, а сельские - на 15 лет. Доля одиноких женщин в возрасте от 70 лет и старше составляет более 80 процентов от общего числа женщин этого возраста.
У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза выше, а в старческом возрасте - в 6 раз выше в сравнении с уровнем заболеваемости лиц более молодых возрастов. До 80 процентов пенсионеров по старости нуждаются в медико-социальной помощи. Более 70 процентов указанных лиц имеют пять - шесть хронических заболеваний сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем, органов дыхания, кроветворения и пищеварения, нарушения зубочелюстной системы. Две трети пенсионеров оценивают состояние своего здоровья как не вполне удовлетворительное или неудовлетворительное.
Главным источником дохода большинства пожилых жителей области остается пенсия. В 1996 году средний размер ежемесячной пенсии составлял около 37 процентов средней заработной платы, поэтому по уровню материального положения значительную часть пожилых людей можно отнести к категории "традиционно бедных".
Наиболее тяжелым становится материальное положение пенсионеров в возрасте 61 - 65 лет, что связано с падением уровня доходов в связи с выходом на пенсию мужчин, и в возрасте 71 - 75 лет, когда резко возрастает доля одиноких пожилых. Сокращается численность работающих пенсионеров.
Активность пожилых людей в поисках дополнительных источников пополнения своего бюджета реально ограничивается возрастными нарушениями здоровья, отсутствием у большинства пенсионеров собственности, позволяющей получать доходы.
Восприятие пожилыми людьми экологических, социально - экономических факторов как угрозы здоровью и благополучия приводит их в число мигрантов. Численность пенсионеров по старости среди беженцев и вынужденных переселенцев достигает 15,64 % от их общего числа. Около половины из них - одинокие пожилые люди, которые не в состоянии самостоятельно обустроиться на новом месте жительства и вследствие этого нуждаются в социальном патронаже.
Новые реальности требуют пристального внимания к лицам без определенного места жительства и занятий, среди которых 15 - 20 процентов составляют пожилые люди. Лишенные жилья, постоянного дохода и прочных социальных связей, они пополняют беднейшие слои населения, оказываются носителями повышенной санитарно - эпидемиологической опасности и в своем большинстве криминогенно активны.
Анализ положения пожилых людей по социально-демографическим и экономическим характеристикам свидетельствует о наличии основных проблем пожилых граждан области: неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения.
1998 - 2006 годы будут характеризоваться дальнейшими изменениями возрастной структуры населения. Доля лиц пожилого возраста предполагается стабильно высокой. В связи с этим многообразие и сложность социальных проблем, обусловленных старением населения области, имеют долгосрочный характер.
Высокая численность пенсионеров области приводит к усилению их роли в социальном развитии, повышению требований в отношении предоставления социальных гарантий во всех сферах жизнедеятельности.
Среди мер, способствующих усилению социальной защиты пожилых граждан, можно отметить положения федеральных законов "О ветеранах", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О погребении и похоронном деле", указов Президента Российской Федерации по жизненно важным для пожилых людей вопросам, мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения.
Однако острота проблем пожилых людей сохраняется и требует принципиальных решений и целенаправленных действий государственных органов по упрочению социальной защищенности граждан старших возрастных групп (пожилые, старые, долгожители). Решение такого рода задач возможно лишь в рамках федеральной целевой программы с применением комплексного подхода.
В основу разработки Программы были положены следующие основные принципы: предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей; содействие практической реализации прав и законных интересов пожилых граждан; дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение; адресность при предоставлении социальной поддержки с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни; развитие взаимодействия между поколениями в семье и обществе; содействие созданию и эффективному функционированию объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процессе социального развития; учет изменений в структуре населения в социальной политике и практике.
Основной целью Программы является формирование взаимоувязанных организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения граждан старшего поколения и упрочению их социальной защищенности с учетом современной социально-демографической и социально-экономической ситуации.
Перечень мероприятий Программы прилагается.
Перечень
мероприятий целевой программы "Старшее поколение"
Тверской области на 1998 - 1999 годы
/---------------------------------------------------------------------\
| Мероприятия | Исполнители| Сроки |Потребность | Источники |
| | | |(тыс. рублей) | финансирова- |
| | | |--------------| ния |
| | | | | | |
| | | |Всего |в том | |
| | | | |числе | |
| | | | |1998 | |
| | | | |год | |
|------------------+------------+-------+-------+------+--------------|
| 1. Разработать | Органы ис-| 1998 -| 5,000| | Областной |
| план мероприятий | полнитель- | 1999 | | | бюджет |
| по проведению в | ной власти| г. | | | Средства |
| Тверской области | с участием| | | | фондов |
| в 1999 году Меж- | Управления | | | | |
| дународного года | соцзащиты | | | | |
| пожилых людей | населения | | | | |
| 2. Подготовить | Управление | 1998 -| | | |
| предложения о | социальной | 1999 | | | |
| дополнительных | защиты на-| г. | | | |
| правовых гаран- | селения | | | | |
| тиях граждан по- | | | | | |
| жилого возраста | | | | | |
| и социальной | | | | | |
| службы при со- | | | | | |
| вершении ими | | | | | |
| сделок с недви- | | | | | |
| жимостью. | | | | | |
| Обеспечить соз- | | | | | |
| дание и внедре- | | | | | |
| ние модели соци- | | | | | |
| альной службы, | | | | | |
| предоставляющей | | | | | |
| помощь и услуги | | | | | |
| гражданам стар- | | | | | |
| шего поколения в | | | | | |
| обмен на жилье, | | | | | |
| земельный пай и | | | | | |
| другое имущест- | | | | | |
| во | | | | | |
| 3. Оказывать со- | Управление | | | | Областной, |
| действие в соз- | соцзащиты | | | | местный |
| дании, оснащении | населения, | | | | бюджеты, |
| и обеспечении | Комитет по | | | | средства |
| функционирования | занятости, | | | | фондов |
| нестационарных | администра-| | | | |
| учреждений соци- | ции районов| | | | |
| ального обслужи- | | | | | |
| вания (с учетом | | | | | |
| выявления пот- | | | | | |
| ребности в них и | | | | | |
| определение ос- | | | | | |
| новных направле- | | | | | |
| ний обслуживания | | | | | |
| лиц, нуждающихся | | | | | |
| в соцзащите): | | | | | |
| - территориаль- | | | | | |
| ных центров соц- | | | | | |
| обслуживания; | | | | | |
| - территориаль- | | | 3036,0| | Местные |
| ных служб сроч- | | | | | бюджеты |
| ной соцпомощи; | | | 1000,0| | Средства |
| | | | | | фондов |
| - отделений соц- | | | 6800,0| | - " - |
| помощи на дому; | | | | | |
| - специализиро- | | | 1200,0| | - " - |
| ванных отделений | | | | | |
| (домов) Милосер- | | | | | |
| дия | | | | | |
| 4. Осуществить | Управление | 1998 -| 200,0| | Средства |
| мероприятия по | соцзащиты | 1999 | | | фондов |
| расширению и ук- | населения, | г. | | | |
| реплению матери- | обществен- | | | | |
| ально-техничес- | ные органи-| | | | |
| кой базы учреж- | зации, ко- | | | | |
| дений, занимаю- | митет куль-| | | | |
| щихся работой с | туры | | | | |
| пожилыми людьми: | | | | | |
| оказывать со- | | | | | |
| действие в рабо- | | | | | |
| те центров - | | | | | |
| клубов для пожи- | | | | | |
| лых людей | | | | | |
| 5. Осуществить | Управление | 1998 -| | | |
| меры по оказанию | соцзащиты | 1999 | | | |
| государственной | населения | г. | | | |
| поддержки соци- | | | | | |
| альной деятель- | | | | | |
| ности, осущест- | | | | | |
| вляемой общест- | | | | | |
| венными объеди- | | | | | |
| нениями и расши- | | | | | |
| рению сферы вза- | | | | | |
| имодействия го- | | | | | |
| сударственных | | | | | |
| структур и об- | | | | | |
| щественных объ- | | | | | |
| единений по | | | | | |
| удовлетворению | | | | | |
| запросов и пот- | | | | | |
| ребностей пожи- | | | | | |
| лых людей | | | | | |
| 6. Организовы- | Управление | 1999 | | | Областной и |
| вать и проводить | соцзащиты | г. | | | местные |
| акции, привлека- | населения, | | | | бюджеты, |
| ющие внимание к | администра-| | | | благотовори- |
| проблемам пожи- | ции городов| | | | тельные и |
| лых людей и ин- | и районов | | | | общественные |
| валидов, нуждаю- | | | | | организации |
| щихся в социаль- | | | | | |
| ной защите: | | | | | |
| - День пожилых | | | | | |
| людей; | | | | | |
| - День инвали- | | | | | |
| дов; | | | | | |
| - Международный | | | | | |
| год пожилых лю- | | | | | |
| дей | | | | | |
| 7. Осуществлять | Органы ис-| 1998 -| | | |
| контроль за | полнитель- | 1999 | | | |
| строительством, | ной власти,| г. | | | |
| реновацией и | департамент| | | | |
| оборудованием | здравоохра-| | | | |
| зданий и соору- | нения, уп- | | | | |
| жений различной | равление | | | | |
| типологической | соцзащиты | | | | |
| принадлежности с | населения | | | | |
| учетом потреб- | | | | | |
| ностей пожилых | | | | | |
| людей | | | | | |
| 8. Подготовить | Отдел по| 1998 | | | |
| предложения - | труду, уп-| г. | | | |
| рекомендации по | равление | | | | |
| расчетам прожи- | соцзащиты | | | | |
| точного минимума | населения, | | | | |
| пенсионеров с | комитет по| | | | |
| учетом изменения | статистике | | | | |
| структуры потре- | | | | | |
| бительских рас- | | | | | |
| ходов населения | | | | | |
| и введению рас- | | | | | |
| четов величины | | | | | |
| прожиточного ми- | | | | | |
| нимума для пен- | | | | | |
| сионеров различ- | | | | | |
| ных возрастных | | | | | |
| групп | | | | | |
| 9. Отделам де- | Департамент| 1998 -| | | |
| партамента про- | ФГСЗН по| 1999 | | | |
| водить работу, | Тверской | г. | | | |
| направленную на | области | | | | |
| взаимодействие | | | | | |
| органов службы | | | | | |
| занятости с ра- | | | | | |
| ботодателями по | | | | | |
| подбору подходя- | | | | | |
| щей работы и | | | | | |
| формирования | | | | | |
| банка вакансий | | | | | |
| для пенсионеров, | | | | | |
| желающих продол- | | | | | |
| жить трудовую | | | | | |
| деятельность | | | | | |
| 10. Укрепление | Управление | 1998 -|10000,0|6300,0| Областной |
| материально-тех- | соцзащиты | 1999 |ежегод-|еже- | бюджет |
| нической базы | населения, | г. |но |годно | (согласно |
| областных стаци- | обл. фин.| | | | выделенных |
| онарных учрежде- | управление | | | | ассигнований,|
| ний, проведение | | | | | утвержденных |
| капитального и | | | | | по бюджету). |
| текущего ремон- | | | | | Средства |
| тов | | | | | фондов |
| 11. Обеспечить | Областное | 1998 -| 1250,0| | Местные |
| санитарным ав- | финансовое | 1999 | | | бюджеты, |
| тотранспортом | управление,| г. | | | областной |
| дома - интернаты | управление | | | | бюджет |
| для престарелых | соцзащиты | | | | |
| и инвалидов, до- | населения, | | | | |
| ма и отделения | администра-| | | | |
| Милосердия, | ция муници-| | | | |
| Центры социаль- | пальных об-| | | | |
| ного обслужива- | разований | | | | |
| ния в 25 районах | | | | | |
| и городах облас- | | | | | |
| ти | | | | | |
| 12. Открыть от- | Управление | 1998 -| 100,0| | Федеральный |
| деление реабили- | соцзащиты | 1999 | | | и областной |
| тации инвалидов | населения | г. | | | бюджеты на |
| на 10 мест на | | | | | основании |
| базе областного | | | | | федеральной |
| протезно-ортопе- | | | | | целевой |
| дического предп- | | | | | программы |
| риятия в г. Тве- | | | | | "Экономичес- |
| ри | | | | | кое и соци- |
| | | | | | альное |
| | | | | | развитие |
| | | | | | Тверской |
| | | | | | области на |
| | | | | | 1998 - 2005 |
| | | | | | годы" |
| 13. Реконструк- | Управление | 1998 -| 3500,0| | Федеральный |
| ция и техничес- | соцзащиты | 1999 | | | и областной |
| кое перевооруже- | населения | г. | | | бюджеты на |
| ние протезно-ор- | | | | | основании |
| топедического | | | | | федеральной |
| предприятия в г. | | | | | целевой |
| Твери | | | | | программы |
| | | | | | "Экономичес- |
| | | | | | кое и соци- |
| | | | | | альное |
| | | | | | развитие |
| | | | | | Тверской |
| | | | | | области на |
| | | | | | 1998 - 2005 |
| | | | | | годы" |
| 14. Организация | Управление | 1998 -| 4200,0| | Федеральный |
| социально-реаби- | соцзащиты | 1999 | | | и областной |
| литационного | населения | г. | | | бюджеты на |
| Центра для пожи- | | | | | основании |
| лых людей в г. | | | | | федеральной |
| Твери с курсовой | | | | | целевой |
| базой по обуче- | | | | | программы |
| нию инвалидов | | | | | "Экономичес- |
| вождению транс- | | | | | кое и соци- |
| порта и стацио- | | | | | альное |
| нар на 30 мест | | | | | развитие |
| | | | | | Тверской |
| | | | | | области на |
| | | | | | 1998 - 2005 |
| | | | | | годы" |
| 15. Провести ра- | Управление | 1998 | | | |
| боту по опреде- | соцзащиты | г. | | | |
| лению потребнос- | населения, | | | | |
| ти в специалис- | Управление | | | | |
| тах социальной | по труду и| | | | |
| сферы, обеспечи- | социальному| | | | |
| вающих предос- | развитию | | | | |
| тавление помощи | | | | | |
| и услуг гражда- | | | | | |
| нам старшего по- | | | | | |
| коления | | | | | |
| 16. Организовать | Департамент| 1998 | | | |
| подготовку спе- | народного | г. | | | |
| циалистов для | образова- | | | | |
| отраслей соци- | ния, Управ-| | | | |
| альной сферы по | ление соц-| | | | |
| работе с пожилы- | защиты на-| | | | |
| ми людьми в рам- | селения | | | | |
| ках специальнос- | | | | | |
| ти "Социальная | | | | | |
| работа" в Тверс- | | | | | |
| ком государс- | | | | | |
| твенном универ- | | | | | |
| ситете | | | | | |
| - по социальной | | | 7,000 | | Областной |
| геронтологии; | | | | | бюджет |
| - по специализа- | | | 7,000 | | Средства |
| ции "Социальные | | | | | фондов |
| проблемы граждан | | | | | |
| старшего поколе- | | | | | |
| ния" | | | | | |
| 17. Организовать | Управление | 1998 -|15,000 | | - " - |
| последипломное | соцзащиты | 1999 | | | |
| обучение (усо- | населения | г. | | | |
| вершенствование) | | | | | |
| врачей - специа- | | | | | |
| листов различно- | | | | | |
| го профиля и | | | | | |
| среднего меди- | | | | | |
| цинского персо- | | | | | |
| нала по геронто- | | | | | |
| логии и гериат- | | | | | |
| рии | | | | | |
| 18. Организовать | Администра-| II | | | |
| и провести: | ция облас-| полу- | | | |
| - семинар с ру- | ти, учеб-| годие | | | |
| ководителями | но-кадровый| 1998 | | | |
| местных органов | центр | г. | | | |
| исполнительной | | | | | |
| власти "Старшее | | | | | |
| поколение: проб- | | | | | |
| лемы и пути их | | | | | |
| решения" (назва- | | | | | |
| ние условное); | | | | | |
| - спецкурс по | Администра-| I | | | |
| проблемам старе- | ция облас-| полу- | | | |
| ния населения, | ти, учеб-| годие | | | |
| обеспечения со- | но-кадровый| 1999 | | | |
| циальной защи- | центр | г. | | | |
| щенности пожилых | | | | | |
| людей с социаль- | | | | | |
| ными и медицинс- | | | | | |
| кими работниками | | | | | |
| учреждений сис- | | | | | |
| темы социальной | | | | | |
| защиты населения | | | | | |
| области | | | | | |
| 19. Выпустить | Управление | 1999 | 5,000 | - | Областной |
| информационно - | социальной | г. | | | бюджет |
| методический | защиты на-| | | | Средства |
| сборник "Старшее | селения | | | | фондов |
| поколение" из | | | | | |
| опыта работы | | | | | |
| Тверской области | | | | | |
\---------------------------------------------------------------------/
20. Считать непременным условием обеспечения действенности Программы непосредственное участие общественных организаций, действующих в интересах пожилых людей, в разработке и осуществлении всех законодательных актов, относящихся к сфере жизнеобеспечения пожилого населения области.
Ввести в составы фондов, комитетов, комиссий, других организаций, осуществляющих социальную политику, представителей общественных структур, занимающихся проблемами людей старшего поколения, наделив их соответствующими полномочиями.
21. Рекомендовать местным органам исполнительной власти рассмотреть вопрос о необходимости создания службы обмена жилья для пенсионеров, предусмотрев льготное оформление документации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Губернатора Тверской области от 30 июня 1998 г. N 445 "О целевой программе Тверской области 1998 - 1999... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.