Редакция газеты "Тверские ведомости" попросила прокомментировать закон "О порядке создания на территории Тверской области зон экономического благоприятствования для субъектов малого предпринимательства" одного из его разработчиков - начальника отдела малого предпринимательства комитета экономики областной администрации Александра Егорова.
Закон определяет порядок создания на территории Тверской области зон экономического благоприятствования (ЗЭБ), в которых устанавливается льготный режим финансово-экономической деятельности для малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица. Особо подчеркиваю, что речь в законе идет только о порядке создания зон экономического благоприятствования, но ни в коем случае не о создании самих зон.
Так что же это такое - зона экономического блаприятствования? Это территория или часть территории муниципального образования, на которой в течение пяти лет устанавливается режим экономического благоприятствования по отношению к субъектам малого предпринимательства. Он заключается в том, что субъектам малого предпринимательства в дополнение к льготам, предусмотренным действующим законодательством, предоставляется полное или частичное освобождение от регистрационных сборов, возможность получения в аренду на льготных условиях зданий, сооружений, оборудования, производственных помещений, иного имущества, находящегося в областной и муниципальной собственности, освобождение от ряда налогов и сборов, а также другие льготы.
Как известно, в рамках действующего законодательства органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право предоставлять определенные льготы субъектам малого предпринимательства (естественно, за счет соответствующих бюджетов). Казалось бы, зачем создавать какие-то зоны? Принципиальное отличие здесь в том, что с введением понятия "зоны экономического благоприятствования" мы заранее определяем набор льгот, которые гарантируются хозяйствующим субъектам, причем в комплексе - как за счет местных бюджетов, так и за счет областного бюджета. Таким образом, с принятием решения о создании зоны экономического благоприятствования достигается определенная договоренность между властными структурами двух уровней.
Как показал опыт других регионов Российской Федерации, создание подобных зон способствует повышению занятости населения, оживлению экономики районов, увеличению доходной части бюджетов муниципальных образований и области.
Следует, однако, отметить, что не все субъекты малого предпринимательства смогут рассчитывать на льготы, предоставленные настоящим законом. Для получения льгот необходимо соблюдение следующих условий:
а) субъект малого предпринимательства должен пройти государственную регистрацию в органах регистрации того муниципального образования, в котором образована ЗЭБ, и быть внесен в специальный раздел областного Реестра субъектов малого предпринимательства, держателем которого является комитет экономики администрации области;
б) не менее 75% основных фондов субъекта малого предпринимательства должно быть сосредоточено в ЗЭБ;
в) деятельность субъекта малого предпринимательства должна осуществляться в отраслях и сферах, признанных приоритетными для экономики муниципального образования.
Зоны экономического благоприятствования создаются исключительно по инициативе органов местного самоуправления. Если они, на основании анализа социально-экономической ситуации, сложившейся на территории того или иного муниципального образования, пришли к убеждению о целесообразности создания ЗЭБ, то прежде всего необходимо, чтобы представительные органы местного самоуправления приняли два основных решения о целесообразности установления на конкретной территории (с указанием ее границ) режима экономического благоприятствования субъектам малого предпринимательства и о предоставлении субъектам малого предпринимательства льгот, указанных в ст. 3 закона. Конечно, речь идет только о тех льготах, предоставление которых входит в компетенцию органов местного самоуправления, т. е. за счет средств местных бюджетов.
При этом следует иметь в виду еще одно, на мой взгляд, очень существенное обстоятельство.
Как следует из ст. 1 закона, зона экономического благоприятствования может быть создана не обязательно на всей территории муниципального образования, но и на части ее. Причем минимальные размеры этой части законом не ограничены и могут быть сведены до размеров завода, фабрики и т. п. В Волгоградской области, например, где аналогичный закон действует более года, зонами экономического благоприятствования (там они называются зонами экономического развития) законодательно утверждены части бывшего оборонного завода "Импульс", Волгоградского тракторного завода, АО "Научно-исследовательский центр "Химпром".
Далее органы местного самоуправления представляют все необходимые документы (перечень их содержится в п. 2 ст. 2 закона) в администрацию области. Соответствующие структуры администрации осуществляют экспертизу представленных документов, и, в случае положительного результата, губернатор обращается в Законодательное Собрание области с инициативой о создании соответствующей ЗЭБ.
Полагаю, что уже сегодня органы местного самоуправления ряда муниципальных образований области могли бы активно включиться в работу по определению на своих территориях таких зон.
Могу ошибиться, но мне представляется, что не менее трети муниципальных образований области может с пользой для экономики своих территории воспользоваться упомянутым законом.
И последнее, на чем хотелось бы остановиться. С целью наблюдения за изменениями в социально-экономической ситуации, складывающейся в муниципальных образованиях после создания в них ЗЭБ, законом предусмотрено осуществление органами местного самоуправления соответствующего мониторинга деятельности субъектов малого предпринимательства (ст. 5 закона).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий отдела малого предпринимательства от 19 марта 1999 г. "В зоне благоприятствования. Закон, призванный существенно стимулировать малый бизнес"
Текст опубликован в газете "Тверские ведомости" N 23, 19 - 24 марта 1999 г.