Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Губернатора Тверской области
от 30 июля 1997 г. N 424
Концепция
информатизации Тверской области
до 2000 года и на перспективу
Аннотация
Концепция определяет основные направления и принципы региональной политики в области информатизации и создании единого информационного пространства Тверской области.
Концепция разработана на основании следующих документов:
а) Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 25.01.95 г. N 9-ФЗ,
В тексте описка: указанный закон - от 20.02.95 г. N 24-ФЗ
б) "Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов" (одобрена решением Президента Российской Федерации от 23.11.95 г. N Пр-1694),
в) постановление Губернатора Тверской области от 24.09.96 г. N 449 "О Координационном совете по информатизации при губернаторе Тверской области".
Концепция базируется на принятых органами государственной власти решениях:
1) Указы Президента Российской Федерации:
а) "Концепция правовой информатизации России" от 23.04.93 г. N 477;
б)"Вопросы формирования единого информационно-правового пространства Содружества Независимых Государств" от 27.12.93 г. N 2293;
в) "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" от 31.12.93 г. N 2334 (ред. от 17.01.97 г.);
г)" Об основах государственной политики в сфере информатизации" от 20.01.94 г. N 170 (ред. от 17.01.97 г.);
д) "Вопросы деятельности Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации" от 17.02.94 г. N 328 (ред. от 26.07.95 г.);
е) "О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации" от 21.02.94 г. N 361;
2) Федеральные законы Российской Федерации:
а) "О государственной тайне" от 21.07.93 г. N 5485-1;
б) "Об информации, информатизации и защите информации" N 24-ФЗ от 20.02.95 г.;
3) Концепции:
а) "Развитие сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации" (утверждена 31.03.94 г. первым заместителем Председателя Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию);
б) "Информатизация высшего образования Российской Федерации" (принята на Коллегии Государственного Комитета по высшему образованию РФ Решением N 1/1 от 21.06.94 г.).
Данная концепция одобрена решением Координационного Совета по информатизации при Губернаторе Тверской области 4 июля 1997 г.
Термины и определения
В настоящей Концепции используются следующие термины и определения:
информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;
единое информационное пространство - совокупность информационных систем, функционирующих на основе единых правил описания информации и организации ее использования, обеспечивающее информационное взаимодействие граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также удовлетворение их информационных потребностей;
средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий - программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию;
информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивыдокументов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);
базовый информационный ресурс - совокупность документированной информации, идентифицирующая субъекты, объекты, права собственности и другие вещные права на недвижимость территории местного самоуправления;
документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;
конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;
собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;
владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом;
пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимое ему информации и пользующийся ею.
Введение
С развитием рыночных отношений значительно увеличился объем информации (количество юридических лиц, многообразие форм собственности и т. д.), необходимой для принятия управленческих решений.
При этом следует отметить, что информационные ресурсы являются одним из важнейших видов ресурсов для всех без исключения органов управления, в том числе и для областных органов государственной власти. Внедрение информационных систем представляет в настоящее время процесс, который происходит и в России, и за ее пределами и отражает динамику и сложность экономики, расширяющиеся международные связи и кооперацию по решению ряда экономических, социальных и политических задач.
В развитых странах создана и действует информационная индустрия с мощной инфраструктурой, обеспечивающей необходимую поддержку большого числа баз данных о различных видах деятельности общества на базе широкого использования современных ЭВМ и средств связи.
Опыт ведущих стран показывает, что в процессе информатизации для получения результата необходимо, в первую очередь, решить проблемы учета имеющихся ресурсов, производительных сил и другой социально-экономической и политической информации. В этом случае появляется возможность решать вопросы комплексного развития территории на основе анализа многоаспектной информации.
Однако, существующие в настоящее время "бумажная" и полуавтоматизированная технологии сбора, хранения, обработки и передачи информации не удовлетворяют современным требованиям управления, приводят к увеличению финансовых затрат, численности аппарата управления и, как следствие, времени на принятие решений. При этом положение усугубляется трудностями доступа к ведомственной информации, собираемой без учета интересов территориальных органов управления на областном и местном уровне. Существующей информации, хотя и многократно продублированной по ведомствам, недостаточно для информационного обеспечения процесса управления для субъектов федерации и органов местного самоуправления. Преодоление ведомственности и необходимость обеспечения информационной безопасности требуют качественно иной системы организационной и правовой поддержки.
Доминирующие ведомственные формы учета и информационного обеспечения, сложившиеся в условиях централизованного управления государством, привели к тому, что в настоящее время отсутствуют единые правила ведения первичных информационных ресурсов. При этом существует целый ряд ведомственных нормативов и правил (статистика, паспортно-визовые службы, бюро технической инвентаризации и т. д.).
Следует отметить, что законодательством Российской Федерации все эти информационные ресурсы отнесены к находящимся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и требуют соответствующего управления и регулирования не только на федеральном уровне, но и на областном.
Основой информатизации Тверской области на ближайшую перспективу должна стать разработка и реализация единых правил, принципов и стандартов по формированию и ведению первичных информационных ресурсов на муниципальном и областном уровнях управления. Это обеспечивает формирование единой информационной основы для реализации функциональных задач управления всех уровней. Таким образом, обеспечивается информационная поддержка функций управления и формирования единого информационного пространства (ЕИП) Тверской области.
1. Основные положения политики информатизации
Тверской области
1.1. Цели и задачи
Главная цель информатизации Тверской области на период до 2000 г. и на перспективу заключается в создании информационных систем органов государственной власти и местного самоуправления для обеспечения функций управления и удовлетворения конституционных прав граждан и хозяйствующих субъектов на информационное обеспечение.
Существующее состояние информационных ресурсов и технологий, ограниченность финансовых средств определяют поэтапное решение проблем информатизации.
В соответствии с целью основными задачами информатизации Тверской области являются:
1) разработка и внедрение общих правил и процедур формирования, защиты и использования информационных ресурсов в рамках единого информационного пространства, обязательных для всех субъектов информационных отношений;
2) создание информационных систем ведения базового информационного ресурса на уровне местного самоуправления;
3) создание областных государственных информационных ресурсов на базе их интеграции независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности;
4) разработка и внедрение функциональных информационных систем, в том числе и геоинформационных систем (ГИС), в практику управления областью;
5) создание областной информационно - телекоммуникационной сети передачи данных;
6) формирование и ведение государственного информационного банка услуг; данных; ресурсов; создания необходимых условий для их интеграции с минимальными затратами.
1.2. Принципы
Информатизация Тверской области основывается на следующих принципах:
1) использование информационного и кадрового потенциала Тверской области для создания и реализации проекта информатизации органов государственной власти и местного самоуправления и его интеграции в ЕИП России;
2) разработка и реализация программы информатизации Тверской области на базе международных стандартов, обеспечивающих доступ к мировым информационным ресурсам;
3) государственная поддержка и концентрация ресурсов на приоритетных направлениях информатизации, повышение конкурентоспособности научных и практических разработок;
4) использование геоинформационных технологий для создания и развития информационно-аналитических систем управления экономикой;
5) организация сети передачи данных на базе информационно - телекоммуникационной системы специального назначения;
6) комплексный подход к организации защиты информации, включающий организационные, технические, программно - математические, криптографические и специальные методы и средства защиты;
7) использование при создании и реализации программы информатизации Тверской области методов инвестиционного проектирования, сетевого планирования и современных технологий конструирования информационных систем, органически вписывающихся в существующие структуры управления органов государственной власти и местного самоуправления;
8) привлечение негосударственных организаций - производителей информационных ресурсов к решению задач информатизации области;
9) первоочередная поддержка негосударственных структур, ориентированных на информационное обслуживание массового пользователя;
10) привлечение негосударственных организаций на договорных условиях к созданию и актуализации областных информационных ресурсов и предоставлении информационных услуг их потребителям;
11) организация доступа к открытой части информации из информационных ресурсов органов государственной власти для всех юридических и физических лиц;
12) поддержка системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для работы в области информатизации на базе высших учебных заведений;
13) обеспечение правовой основы информатизации для регулирования отношений производителей и потребителей информации, координации действий органов государственной власти и местного самоуправления области в едином информационном пространстве и учета конституционных прав и свобод граждан и юридических лиц;
14) комплексность проведения работ по стандартизации и сертификации систем информатизации, а также нормативно - методическая и инструментальная поддержка оценок их качества и конкурентоспособности;
15) увязка программы информатизации и проектов ее реализации, осуществляемых в том числе в рамках международного сотрудничества, с общероссийской программой информатизации.
Основанием для включения негосударственных информационных ресурсов в единое информационное пространство является их соответствие требованиям единого порядка формирования и использования информационных ресурсов различных видов.
К приоритетным государственным информационным ресурсам относятся:
1) информация о субъектах, объектах и правах собственности и других вещных правах на недвижимость;
2) правовая информация;
3) открытая социально-экономическая информация о предприятиях и организациях, поставляемая ими в соответствии с законодательством в государственные органы;
4) картографическая информация;
5) информация о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая и санитарно-эпидемиологическая информация;
6) информация, составляющая научный потенциал и историко - культурное наследие области.
Работа по реализации Концепции строится на основе комплексной целевой программы информатизации и ее отдельных разделов по следующим основным направлениям:
1) организация формирования и актуализации базисного информационного ресурса;
2) разработка и создание областной информационно - телекоммуникационной системы;
3) создание системы информационной поддержки принятия управленческих решений органов государственной власти и местного самоуправления.
2. Законодательное обеспечение
Действия органов государственной власти Тверской области по всем направлениям информатизации должны учитывать законодательство, определяющее права и обязанности федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию государственных информационных ресурсов и организация доступа к ним, а также системой стандартов и унифицированных форм документов, классификаторов, средств информационных технологий, протоколов связи и других средств информатизации.
Для формирования и развития единого информационного пространства Тверской области необходима законодательная поддержка, которая должна обеспечить:
1) конституционные права граждан и юридических лиц на информационное обеспечение;
2) защиту авторского права и права имущественной собственности на информационные ресурсы, информационные технологии и средства их обеспечения;
3) формирование и использование информационных ресурсов Тверской области в условиях равенства всех форм собственности путем создания информационного рынка и конкурентной среды, проведения единой государственной антимонопольной политики;
4) ответственность субъектов единого информационного пространства Тверской области за правонарушения при формировании информационных ресурсов и их использовании, в частности персональную ответственность руководителей органов государственной власти и местного самоуправления за качество формирования государственных и региональных информационных ресурсов и организацию доступа к ним;
5) согласованность решений органов государственной власти в области создания и использования единого информационного пространства.
Разработка информационного законодательства Тверской области должна осуществляться с учетом рекомендаций, заложенных в федеральном законодательстве:
1) защита интеллектуальной собственности на произведенную информацию;
2) обеспечение информационной безопасности государства, общества, гражданина;
3) реализация прав юридических и физических лиц на информацию;
4) защита прав граждан в условиях информатизации.
3. Организация и координация работ
Политику информатизации формирует Координационный Совет по информатизации при Губернаторе Тверской области и реализует ее через орган, которому делегированы права государственного заказчика по областной целевой Программе информатизации.
Государственный заказчик осуществляет проведение экспертизы Программ информатизации, организует конкурсы на их выполнение и информирует о конкурсных результатах, проводит учет областных государственных информационных ресурсов в областном информационном регистре (ОИР), где представляются описания информационных массивов, баз данных и других видов информационных ресурсов, создаваемых за счет любых бюджетных средств.
При международном сотрудничестве целесообразно осуществлять информационное сопровождение всех работ - от заключения двусторонних и многосторонних соглашений до закупок средств информационных технологий для федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Такой подход обеспечивает возможность:
1) использовать организационный и технический опыт передовых стран;
2) использовать зарубежную информацию для формирования отечественных информационных ресурсов;
3) экспорта отечественных информационных ресурсов;
4) доступа юридических и физических лиц Тверской области к зарубежным информационным ресурсам;
5) внедрения международных стандартов, регламентирующих формы представления информации, протоколы связи и коммуникаций для обеспечения вхождения пользователей со своих конечных устройств в международные системы связи и телекоммуникации;
6) участия представителей властных структур и организаций Тверской области в качестве полноправных членов в международных программах и проектах, связанных с формированием мирового информационного пространства, а также в работе международных организаций при разработке документов, связанных с законодательным, правовым и нормативным регулированием в сфере информатизации;
7) заключения контрактов с зарубежными фирмами по закупке лицензий на современные информационные технологии, обеспечивающих формирование и развитие единого информационного пространства Тверской области. Работы по разработке и реализации программы информатизации должны проводиться в тесном взаимодействии с ФАПСИ, Роскоминформ, а также организациями, отвечающими за сбор первичной информации в интересах органов государственной власти и местного самоуправления Тверской области, что позволит:
1) провести качественный и количественный анализ общего состояния вопросов получения, обработки, накопления и распределения информации на территории области;
2) количественно оценить степень удовлетворения информационных потребностей всех органов государственного управления и местного самоуправления;
3) оценить экономическую и социальную эффективность различных мероприятий по информатизации и возможных сроков их реализации.
Комплекс мер по реализации Концепции должен обеспечить сопряжение федеральной и областной целевых программ, предусматривающих развитие прикладных направлений информатизации, ее системотехнического базиса (развитие вычислительной техники, средств связи и телекоммуникационного оборудования), а также программ информатизации органов государственной власти и местного самоуправления Тверской области.
Общие затраты на информатизацию Тверской области складываются из затрат на разработку и реализацию общей перспективной программы, а также программ развития отдельных направлений, которые должны базироваться на детальных инвестиционных проектах. На начальном этапе затраты по информатизации органов государственной власти и местного самоуправления области должны покрываться бюджетным финансированием.
Для сокращения бюджетных расходов необходимо использовать информационные технологии двойного применения, а также типовые проекты региональной информатизации, имеющиеся в Российском комитете по информатизации.
Затраты на реализацию программы информатизации и ее составных частей определяются на основе инвестиционного проекта, в котором должны быть предусмотрены следующие разделы финансирования:
1) средства бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, выделяемые в рамках федеральных и областных целевых программ;
2) средства коммерческих структур, привлекаемые на выгодных для них условиях (льготные условия доступа к информации, совместные предприятия с долей государственной собственности, льготные экономические условия).
Заключение
Несмотря на финансовые и экономические трудности, работы по информатизации в Тверской области необходимо продолжить ускоренными темпами, т.к. без создания областных государственных информационных ресурсов (правовая информация, информация об юридических лицах, социально-экономическая информация и некоторые другие виды информационных ресурсов), доступных всем органам государственной власти и местного самоуправления Тверской области, хозяйствующим субъектам и гражданам, обеспечить выход из экономического кризиса невозможно.
Первоочередными действиями по формированию и развитию единого информационного пространства Тверской области должны стать:
1) Разработка областной целевой Программы информатизации до 2005 года и программ по направлениям ее развития.
2) Назначение на конкурсной основе подрядчиков по важнейшим направлениям информатизации и создания единого информационного пространства органов государственной власти и местного самоуправления Тверской области.
3) Определение приоритетных видов государственных информационных ресурсов, к которым гарантируется доступ кроме местных структур, также хозяйствующим субъектам и гражданам.
4) Определение организаций - депозитариев государственных информационных ресурсов в государственных органах власти и местного самоуправления Тверской области.
5) Определение перечня и обеспечение разработки первоочередных законодательных и нормативных актов, создающих правовую основу информатизации Тверской области, определяющих требования к стандартизации технологических процессов и сертификации технических, программных средств и информационных продуктов.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Губернатора Тверской области от 30 июля 1997 г. N 424 "О "Концепции информатизации Тверской области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.