Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Губернатора области
от 2 апреля 1998 г. N 230
Паспорт программы
"Неотложные меры по совершенствованию психиатрической
помощи населению Тверской области (1998 - 2000 г. г.)"
/----------------------------------------------------------------\
| Наименование |Региональная целевая программа "Неотложные|
| программы |меры по совершенствованию психиатрической|
| |помощи населению Тверской области (1998 - 2000|
| |г. г.)". |
| | |
| Основание для |Статьи 5, 16 и др. Закона РФ "О|
| разработки |психиатрической помощи и гарантиях прав|
| |граждан при ее оказании", Постановление|
| |Правительства РФ N 383 от 20.03.95, решение|
| |межведомственной комиссии Совета Безопасности|
| |РФ по охране здоровья населения от 23.07.97|
| |N 4, невыполнение мероприятий соответствующей|
| |Программы 1995 - 1997 г. г. |
| | |
| Государственный |Департамент здравоохранения администрации|
| заказчик |Тверской области |
| | |
| Основные |Департамент здравоохранения администрации|
| разработчики |Тверской области, областной клинический|
| программы |психоневрологический диспансер |
| | |
| Основные |Департамент здравоохранения администрации|
| исполнители |Тверской области, Финансовое управление|
| программы |администрации области, Тверской|
| |территориальный фонд обязательного|
| |медицинского страхования Главы администраций|
| |городов и районов, главные врачи ЛПУ |
\----------------------------------------------------------------/
I. Обоснование разработки программы
Актуальность проблемы улучшения психиатрической и психотерапевтической помощи обусловлена стабильно высоким уровнем психической патологии в населении, такими грозными последствиями этого, как ранняя и тяжелая инвалидизация больных, высокая и преимущественная заболеваемость в молодом и трудоспособном возрасте, тенденции к общественно-опасным действиям данного профиля больных, самоубийства, непригодность к военной службе и др.
В целях реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", во исполнение постановления Правительства РФ N 383 от 20.04.95 была разработана и утверждена постановлением N 165 от 27.07.95 региональная целевая программа "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи Тверской области (1995 - 1997 г. г.)". Была проведена определенная работа по реализации отдельных пунктов данной Программы, но в целом Программа не выполнена, особенно в части укрепления материально-технической базы психиатрических учреждений, их оснащения.
Острота проблем в психиатрии области и актуальность их решения сохраняется по настоящее время. Ежегодно во всех возрастных группах населения регистрируется более 51 - 52 тыс. больных, страдающих психическими расстройствами (до 3-х и более на каждые 100 чел. населения), нарастает число зарегистрированных больных с впервые в жизни установленным диагнозом психического заболевания с 8129 больных в 1995 г. до 8908 в 1997 г., неуклонно увеличивается число психически больных инвалидов (с 7497 чел. в 1995 г. до 7773 в 1997 г.), растет первичная инвалидность (с 420 чел. в 1995 г. до 465 чел. в 1997 г.). Доля инвалидов среди учтенных больных составляет более 30 % при этом среди всех инвалидов более 80 % - инвалиды I - II группы, более 8 % детей инвалидов. Рост инвалидности обусловлен не только тяжестью течения самих психических заболеваний, но и растущими трудностями для лиц с психическими расстройствами в трудоустройстве, трудовой реабилитации на обычном производстве. Высока доля детей с аномальным психическим развитием: по данным НИИ психиатрии Минздрава РФ до 76% школьников имеют различные психические нарушения (а при наличии признаков дезадаптации поведения у 95 %), на 60 % за 5 лет возросла смертность от самоубийств среди подростков. Значительно число ежегодно признаваемых негодными к военной службе по психическим заболеваниям (20 - 25 % от всех) и уволенных по этим причинам с действительной службы (40 - 45 %).
Усиливается "невротизация" населения, обусловленная хронической социально стрессовой ситуацией. Зарегистрировано только официально обращающихся по поводу "пограничных" расстройств в 1995 г. - 28869 чел., в 1997 - 29876 чел. Стабильно высоким сохраняется число лиц, направляемых на судебно-психиатрическую экспертизу, постоянно сохраняется очередь на экспертизу из-за неснижающегося ее количества.
Не налажено должного наблюдения за больными, совершившими тяжкие правонарушения. На конец 1997 г. в структуре психиатрической больницы N 1 нет специализированного отделения для психических больных, находящихся на принудительном лечении.
Материально-техническая база большинства психиатрических учреждений области неудовлетворительная, многие из них пребывают в "приспособленных" помещениях, их оснащение не позволяет оказать психиатрическую помощь в достойных человека условиях и не дает возможности ее лицензировать. Требует кардинального укрепления материальная база областной психиатрической больницы N 1 им. Литвинова - крупнейшего и старейшего психиатрического стационара области, психиатрических отделений Конаковского, Кимрского, Торжокского, Весьегонского и др. районов.
Остаются длительно неукомплектованными должности психиатров в 1/3 районах области ежегодно. Финансовые затруднения, моральное и физическое напряжение, отсутствие жилья, падение престижа специальности врача - психиатра - вот некоторые факторы ухудшения ситуации по кадровому обеспечению психиатрической службы. Система психиатрической помощи в ее различных звеньях остро нуждается в укомплектовании и доукомкомплектовании медицинскими психологами, специалистами по социальной работе. Требует своего дальнейшего развития помощь лицам престарелого возраста - геронтопсихиатрическая служба, как на внебольничном, так и на стационарном уровне.
Резко ухудшилось снабжение психофармакологическими препаратами в связи со снижением финансовых возможностей психиатрических учреждений по обеспечению, иногда и минимальной, потребности в них.
Действующий с 1993 года Закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", направленный на расширение психиатрической помощи, гуманизацию ее, не может быть реализован без учета сложившейся ситуации и принятия мер для обеспечения установленного Законом гарантированного уровня и высокого качества помощи. Указанные требования находят отражение и в постановлении Правительства РФ "О мерах по обеспечению психиатрической помощью, социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами" от 02.05.94 г. N 522. Эти нормативные акты подчеркивают необходимость улучшения сложившейся системы оказания психиатрической помощи в целом. Актуальность решения этих проблем в области и их острота также очевидны.
II. Цели и задачи Программы
Целью настоящей Программы является создание условий для реализации закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и обеспечении гарантированного государством современного уровня и качества психиатрической помощи, оказываемой лицам, страдающим психическими расстройствами, в Тверской области.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
повышение эффективности и доступности психиатрической помощи, оказываемой населению области;
совершенствование форм специализированной психиатрической помощи, оказываемой детям, подросткам, лицам пожилого и старческого возраста;
совершенствование подготовки психиатров, других специалистов и работников для работы в психиатрических учреждениях: организация подготовки психологов, социальных работников и юристов для работы в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь;
строительство и реконструкция специализированных психиатрических учреждений (отделений) с учетом разных контингентов психически больных;
достижение уровня материально-технической оснащенности психиатрических учреждений, обеспечивающего оказание современной психиатрической помощи.
III. Основные этапы и направления
Программа совершенствования психиатрической помощи рассчитана на 1998 - 2000 годы и будет осуществляется в соответствии с перечнем неотложных мероприятий (прилагается).
На этапах реализации Программы необходимо:
значительное улучшение материально-технической оснащенности учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, в т. ч. таких крупнейших в области, как областной психоневрологический диспансер, психиатрические больницы N 1 и N 2, а также ряда психиатрических отделений области;
строительство и реконструкция действующих стационарных и амбулаторных подразделений психиатрической службы для обеспечения и повышения качества диагностики, лечения и реабилитации различных контингентов больных с учетом возраста, состояния их трудоспособности, профиля обследуемых и пациентов и пр.;
совершенствование подготовки специалистов (психиатров, психотерапевтов, психологов, социальных работников, юристов, среднего медицинского персонала и др. работников) для учреждений, оказывающих психиатрическую помощь;
дальнейшая разработка и внедрение информационной системы оценки и оптимизации по различным параметрам деятельности психиатрической службы с созданием автоматизированных рабочих мест в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь;
приоритетное развитие специализированных форм психиатрической помощи детям, подросткам, лицам пожилого и старческого возраста, больным с пограничными психическими расстройствами.
IV. Ожидаемый результат реализации Программы
Настоящая Программа явится прежде всего инструментом реализации основных положений Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и началом материально-технического переоснащения психиатрической службы области.
Выполнение Программы позволит в течение 1997 - 2000 годов решить некоторые неотложные и конкретные вопросы улучшения психиатрической и медико-психологической помощи населению и создаст основу для дальнейшего выполнения задач по охране здоровья населения Тверской области.
V. Управление комплексом программных работ
Руководство реализацией Программы осуществляет департамент здравоохранения администрации области. На него возлагается:
координация выполнения и анализ эффективности предусмотренных Программой работ;
поэтапная оценка состояния психиатрической помощи и коррекция проводимых мероприятий с учетом минимизации финансовых затрат и определение оптимальных сроков выполнения задач.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.